Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

За что Алексей Михайлович лишил английских купцов торговых привилегий?

Поиск

- за контрабанду табака и рома

- из-за казни короля Карла I

- чтобы не допустить распространения европейских нравов в России

 

11. Главный морской порт в России с конца XVI до начала XVIII в.:

- Петербург

- Одесса

- Архангельск

- Новороссийск

 

12. Вотчина - это:

- наследуемое земельное владение – частная собственность

- земля, предоставляемая князем его служилым людям на время их службы

- земельное владение крестьянской общины в Древней Руси

 

13. "Приказы" XVI-начало XVIII вв. – это:

- органы экономической власти

- органы исполнительной власти

- судебные органы

 

14. Раскол Русской Православной церкви произошел в царствование:

- Михаила Федоровича

- Алексея Михайловича

- Федора Алексеевича

 

15. Общее название натуральных и денежных повинностей крестьян и посадских людей в пользу государства в XV-нач. XVIII вв.:

- оброк

- тягло

- барщина

 

16. Сословно-представительный орган власти в XVI-XVII веках:

- Земской Собор

- Посольский приказ

- Избранная Рада

- Государственный совет

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ).
ОТ РУСИ К РОССИИ (IX-XVII вв.)

 

Баскак – татаро-монгольский чиновник, собирающий дань – «выход» – с покоренных земель, до конца XIII в. являвшийся и наместником хана в русских городах.

Большая соха – 400 – 600 га земли (в зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца земли), облагаемые определенным налогом.

Бояре-кормленщики – те из бояр, которые «кормились» за счет отданных в их управление земель, оставляя часть собранных налогов.

Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения и решения важных общих дел (от «вещать» – говорить).

Вира – штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну. По «Русской Правде» вира в пользу семьи убитого выступает в качестве замены кровной мести.

Волхвы – древнерусское название жрецов, служителей древнерусского религиозного культа.

Гривна – весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси. Название происходит от шейного украшения из бронзы, железа, серебра, золота в виде обруча, которое носили на шее («загривке»). Гривной также являлся серебряный слиток определенного веса, который был различным в русских княжествах и в разное время.

Губа – округ.

Дань – натуральный и денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. Позднее это слово означало налог и феодальную ренту.

Десятина – десятая часть дохода, взимавшаяся церковью с населения. Была установлена князем Владимиром Святославичем вскоре после крещения Руси (988) и предназначалась первоначально для Киевской Десятинной церкви, а потом приобрела характер повсеместного налога, взимавшегося церковными организациями.

Закупы – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде» (пространная редакция) закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Закупничество было одной из типичных форм вовлечения разоренных смердов-крестьян в феодальную зависимость.

Заповедные лета – срок, в течение которого запрещался выход крестьян от помещиков в Юрьев день осенний. Начали вводиться с 1581 г. В общегосударственном масштабе введены указом царя Федора Ивановича в начале 90-х гг. XVI в.

Земский собор – собрание представителей различных сословий для решения важнейших государственных дел. Первый Земский собор созван в 1549 г., последний – в 1698 г.

Земщина – не включенные Иваном IV Грозным в «опричнину» земли. Земщина управлялась земской Боярской думой, территориальными приказами, имела свои земские полки.

Золотая Орда – государство, основанное в начале 40-х гг. XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, внуком Чингисхана, существовало до конца XIV в., когда распалось на более мелкие ханства

Избранная Рада – круг лиц, объединившихся вокруг Ивана IV Грозного в конце 40-50-х гг. XVI в. Впервые этот термин употреблен князем А.Курбским в «Истории о великом князе Московском». «Избранная рада» явилась инициатором и проводником многочисленных реформ конца 40-50-х гг., направленных на централизацию государства. В 1560 г. произошел разрыв Ивана IV с «Избранной радой», многие активные члены ее подверглись репрессиям.

Изгои – на Руси XI –XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения, большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших связи с общиной, и из выкупившихся на свободу холопов.

Излюбленные головы – главы городской администрации, подчиненные напрямую центральной власти.

Князь – глава племени, союза племен, государства у славян и некоторых других народов. Князья, являвшиеся главами государственных образований, назывались великими князьями. Позднее – дворянский титул.

Местничество – система раздельной иерархии в Русском государстве XV-XVII вв.: распределение служебных мест при назначении на военную, административную и придворную службу, в котором решающую роль играл «ценз породы», т. е. происхождение, служебное положение и личные заслуги предков. Отменено в 1682 г.

Митрополит – (греч. – человек из города) – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Монархия – государственная форма правления во главе с монархом, единоличным правителем (князь, царь, король, император и т. д.), получающим право властвования по наследству (в основном). Монархия может быть неограниченной (абсолютизм) и ограниченной, когда власть монарха регламентируется статьями конституции (конституционная).

Наместник – доверенное лицо князя в принадлежащей ему земле.

Оброк – ежегодный сбор денег или продуктов с зависимых крестьян помещикам. Оброк мог включать в себя и ремесленные изделия. На Руси продуктовый оброк появился в IX в. в виде дани, в XVI в. к натуральному налогу прибавилась и барщина, т. е. работа непосредственно на барской земле. Отменен продуктовый оброк в 1861 г., а денежный сохранялся до 1883 г. для временнообязанных крестьян.

Огнищанин – (от слова «огнище» – очаг, двор) – первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства, в XI-XIII вв. – старший дружинник, ближайший советник князя, представитель высшей знати, «княжой муж», боярин.

Опричнина – 1) в ХIV-XV вв.: земельное владение, которое выделялось княгиням-вдовам; 2) название удела Ивана IV Грозного в 1565-1572 гг. (с особой территорией, двором, учреждениями и войском); 3) политика Ивана Грозного в 1565-1572 гг., военные, административные социальные и финансовые меры, направленные на усиление личной власти самодержца.

Пожилое – в XV-XVII в.в. пошлина, которую платил крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и после Юрьева дня. Отменено в XVII в. в связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев.

Полюдье – в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже – сама дань неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая. После убийства во время полюдья князя Игоря (945) оно было отменено. С XI-XII вв. была введена фиксированная денежная повинность.

Посадник – с XII в. выборное должностное лицо в Новгороде, глава новгородской администрации, ведущий дела управления и суда, получающий свои полномочия от новгородского веча.

Рядович – временно-обязанные, полусвободные смерды, попадавшие во временную зависимость в силу «ряда» – договора, на основании которого они работали на хозяина.

Смерды – социальный слой славянского общества раннего средневековья. В исторической литературе существуют три точки зрения по вопросу о том, какой слой древнерусского общества обозначался термином «смерды»: 1) вся масса сельского населения, постепенно из свободного крестьянства оно становится зависимым; 2) только крестьяне, сидевшие на государственной земле и обложенные данью; 3) особая группа зависимого полусвободного населения.

Судебник – краткий свод основных законов.

Тиун (слуга) – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах в XI-XV вв. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

Уроки – размер дани.

Урочные лета – срок, в течение которого помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян. Введены впервые в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 г. отменяло урочные лета и вводило бессрочный сыск беглых крестьян, что означало окончательное юридическое оформление крепостного права.

Холопы – люди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (раб в русском феодальном обществе). Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу.

Церковный раскол – религиозно-общественное движение в середине XVII в. Поводом к нему послужила церковная реформа, начатая в 1653 г.

Челядь – название зависимого населения Киевской Руси (в IX-XII вв. – рабы). С XII в. слово «челядин» относилось к части зависимого населения Руси, занятого в феодальном хозяйстве. В XVIII-XIX вв. так называли дворовых людей помещиков.

Юрьев день (осенний) – церковный праздник в честь св. Георгия 26 ноября по старому стилю, совпадавший с окончанием годового цикла сельскохозяйственных работ. Судебник 1497 г. ограничил в общегосударственном масштабе крестьянский переход неделей до и после Юрьева дня.

Язычество – обозначение нетеистических религиозных верований, религия самодовлеющего космоса. Для язычества характерно многобожие (политеизм).

Ярлык – грамота, выдаваемая монгольскими ханами князьям подвластных им земель, митрополитам, дававшая право на владение землями, управление ими, семинар должностей и др.

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Вернадский Г. Русская история. – М., 1997.

2. Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. – М., 1997.

3. Головатенко А. История России. Спорные проблемы. М., 2005.

4. Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. В 2-х т. М., 2004.

5. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. XX век. М., 2005.

6. История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. Н.И.Павленко. – М., 2004.

7. История России с древнейших времен до конца XX в.: В 3 кн. / Отв. ред. А.Н. Сахаров. – М., 2006.

8. История России с древнейших времен до начала ХХI века. Т. 1-3. Под ред. акад. РАН Л.В. Милова. М., 2006.

9. Козьменко В.М. «История России IX-XX». М., 2003.

10. Ключевский В.О. Полный курс лекций в трех книгах. М., 2002.

11. Кулешов С.В. Россия в системе мировых цивилизаций. М.,2001

12. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2008.

13. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2007.

14. Мунчаев Ш. М. Отечественная история. М., 2006

15. Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 2001.

Дополнительная

16. Алексеев И. Русский народ и государство. – М., 1998.

17. Булдаков В.П. и др. Российская империя, СССР, Российская Федерация: история одной страны? Прерывность и непрерывность в отечественной истории XX века. – М., 1993.

18. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. – М., 1991; XVII-XVIII вв. - М., 1994; XIX век. - М., 1995.

19. Великие государственные деятели России. // Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.

20. Власть и реформы. От самодержавной к Советской России.– СПб., 1996.

21. Заичкин И.А., Почкаев И. Н. Русская история. Популярный очерк IX-середина XVIII вв. – М., 1992.

22. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. От Екатерины Великой до Александра П. – М., 1994.

23. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. – М., 1996.

24. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв.: В 2 кн.//Сост.: С.В. Мироненко. – М., 1991.

25. История предпринимательства в России. Кн.1-2. – М., 2000.

26. Каппелер А. Россия – многонациональная империя: Возникновение. История. Распад. – М., 1997.

27. Конотопов М.В., Сметании С.И. Из тупика: Экономический опыт мира и путь России. – М., 2000.

28. Коржихина Т.П., Сенин А.С. История российской государственности. – М., 1995.

29. Пайпс Р. Россия при старом режиме. – М., 1993.

30. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. – М., 1997.

31. Романовы: Исторические портреты: В 2 кн. – М., 1997.

32. Российская государственность: тысячелетний опыт. – М., 1999.

33. Российские реформаторы, XIX – начало XX вв. – М., 1995.

34. Боханов А.Н., Захарова Л.Г., Мироненко С.В. и др. Российские самодержцы. 1801 – 1917, – М., 1994.

35. Рязанов В. Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX –XX вв. – СПб., 1998.

36. Скрынников Р.Г. История Российская IX –XVII вв. – М., 1997.

37. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. /Общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. – М., 1997.

38. Тимошина Т.М. Экономическая история России. – М., 1998.


Интернет-ресурсы

39. www.istrodia.com – Исторический журнал «Родина».

40. www.rushist.clow.ru – Словарь по истории России: книги, рефераты, энциклопедии.

41. www.history.pu.ru – Исторический факультет СПбГУ

42. www.istorya.ru – История России. Всемирная, мировая история. Об истории

43. www.edu.ru – каталог образовательных Интернет-ресурсов

44. www.ivestik.ru – Интернет-ресурсы по истории постсоветской России

ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ
(для студентов очной, вечерней,
сокращенной формы обучения и экстерната)

- Образование Древнерусского государства и его первые правители.

- Владимир Святой и проблема выбора монорелигии.

- Внешняя политика Древней Руси: характер, основные направления, успехи и неудачи.

- Внутренняя и внешняя торговля, денежное обращение в Киевской Руси.

- Раскол христианской церкви. Православие и католичес-тво.

- Новгородская феодальная республика (XII-ХV вв.).

- Александр Невский – заступник русской земли.

- Московской княжество при Дм. Донском. Куликовская битва и ее историческое значение.

- Присоединение Новгородской республики к Московскому царству. Предпосылки и последствия.

- Оценка правления Ивана Грозного в исторической литературе.

- Складывание сословно-представительной монархии. Земские соборы в России XVI-XVII вв.

- Государство и церковь на Руси ХV-XVI вв.

- Смута в России – время потерянных альтернатив.

- Эволюция государственного устройства в России в XVII в. Становление абсолютизма.

- Лучшие люди в России в XVII в. (Ю. Крижалич, Ф. Ртищев, А. Ордин-Нащокин, кн. В. Голицын и др.) по выбору.

- Роль «варяжского фактора» в образовании Древнерусского государства.

- Как была крещена Русь.

- Полководцы Древней Руси.

- Ярослав Мудрый – просветитель и реформатор.

- Язычество восточных славян и христианство: обряды и культы. Общее и особенное.

- Торговля и ремесло Великого Новгорода. XII-ХV вв.

- Экспансия с Запада и Востока на Русь в XIII в.: общее и особенное.

- Иван III – государь всея Руси. Исторический портрет.

- Основные этапы и особенности становления российского централизованного государства.

- Реформы 50-х годов XVI в. и становление сословно-представительной монархии.

- Формирование российской денежной системы в ХV-XVI вв.

- Сибирская экспедиция Ермака. Новые подходы.

- Б.Годунов: личность, политик, реформатор.

- Формирование единой денежной системы в России в XVII в.

- Особенности внешней политики России в XVII в.

- Социально-экономическое развитие Древней Руси. «Русская правда».

- Крещение Руси – шаг к синтезу языческой и восточно-христианской культур.

- Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.

- Святополк «Окаянный» – сенсационное преступление века. Первая великая усобица.

- Внутренняя и внешняя торговля, денежное обращение в Древней Руси.

- Господин Великий Новгород. XII-ХV вв.

- Александр Невский – государственный деятель и полководец средневековой Руси.

- Москва и ее князья в удельные времена (ХIV-ХV в.).

- Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (ХV-XVI вв.).

- Опричнины Ивана Грозного: что это было?

- Государство и церковь на Руси ХV-XVI вв.

- У истоков российского казачества.

- Самозванство и польско-шведская интервенция. XVII в.

- Новые черты в экономике России в XVII в.

- Реформы патриарха Никона и начало раскола в русской церкви.

- «Норманнская болезнь» в русской истории.

- Языческие верования древних славян.

- Внутренняя и внешняя торговля, денежное обращение в Киевской Руси.

- Полководцы Древней Руси.

- Становление христианства на Руси. Роль церкви в жизни Древнерусского государства.

- Особое место Новгородской республики в отечественной истории и ее социально-политическое устройство (XII-ХV вв.).

- Освободительная борьба русского народа против ордынского ига.

- Москва – «собирательница русских земель». ХIV-XVI вв.

- Московское государство и Великое Литовское княжество: черты сходства и различия.

- Царство террора. Причины и последствия опричнины Ивана Грозного.

- Денежная и налоговая реформа в России в XVI в.

- Россия XVI в. глазами иностранцев.

- Трагическая судьба реформатора Б. Годунова.

- Крестьянское восстание под предводительством С. Разина: мифы и реальность.

- Церковная реформа Никона и начало раскола русской церкви в XVII в.

- Социально-экономическое развитие Древней Руси. «Русская правда».

- Язычество восточных славян и христианство: обряды и культы. Общее и особенное.

- Российская торговля в древности IХ-XII вв.

- Почему князь Владимир называется Мономахом? История шапки Мономаха.

- Крещение Руси и его влияние на древнерусскую культуру.

- Особенности политического развития Новгородской земли в XII-ХV вв.

- Последствия монголо-татарского нашествия на Русь.

- Центры объединения Руси: проблема лидерства (Тверь, Великое Литовское княжество, Новгород, Москва).

- Проблема последствий феодальной раздробленности в истории России.

- Личность и деяния Ивана Грозного в оценке исторической науки.

- Москва – Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции ХV-XVI вв.

- Внешняя политика российского государства в XVI в.: успехи и неудачи.

- Смутное время – утраченные возможности.

- Процесс закрепощения крестьян в России. Основные вехи, сущность крепостничества в ХV-XVII вв.

- Народные движения и церковный раскол в XVII в.

- Образование Древнерусского государства и его первые правители.

- Становление христианства на Руси. Роль церкви в жизни Древнерусского государства.

- Внешняя торговля Древней Руси: характер, особенности, основные направления.

- История «преступлений» Святополка Окаянного.

- Характер и основные направления внешней политики Древней Руси.

- Феодальная раздробленность на Руси: благо или зло?

- Влияние Золотой Орды на развитие средневековой Руси.

- Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства.

- Основные этапы становления российского централизованного государства. (ХIV-ХV вв.)

- Особое место Новгородской республики в отечественной истории и ее социально-политическое устройство XII-ХV вв.

- Личность и реформы Ивана Грозного в оценке российской исторической науки.

- Присоединение Сибири к России. Поход Ермака. Новые оценки.

- Самозванцы на русском престоле: откуда и почему?
(XVII в.)

- Зарождение мануфактурного производства в России в XVII в.

- Предшественники петровских реформ (А.Ордин-Нащокин, кн. Голицын и др.).


МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

 

 

Подготовка письменной работы в форме домашнего задания является одной из важных форм самостоятельной работы студентов. Домашняя работа – это особый вид работы, направленный на развитие самостоятельного мышления студентов, углубление их знаний и активизацию познавательного процесса через внесение в него элементов творчеств, она дает возможность студенту более обстоятельно и широко изучить интересующую его тему по истории отечества. В течение учебного года каждому студенту рекомендуется написать домашнее задание и выступить с докладом по его содержанию на семинарских занятиях или ответить на вопросы преподавателя на зачете или экзамене, в зависимости от того в каком семестре студент пишет письменную работу. Студент сам выбирает семестр, в котором он будет работать над письменным заданием. Если он выбирает тему изучаемую, в первом семестре (IX- вторая половина ХIX века), то сдается и защищается работа в первом семестре. Если студент выбирает тему, которая изучается во втором семестре (с 1861 г. по конец ХХ века), то работа должна быть подготовлена до экзаменационной сессии.

В данной работе приведен список тем домашних заданий. По согласованию с преподавателем, ведущим семинарское занятие, студент может взять тему, которой нет в списке и сформулировать ее самостоятельно.

После выбора темы студент составляет библиографию (список литературы и источников). Библиографический список составляют в алфавитном порядке и указывают в конце домашней работы.

Следующий этап работы - это изучение, группировка и анализ составленного списка литературы и источников. Изучая литературу, необходимо не только внимательно читать, но и обязательно конспектировать, т. е. делать необходимые выписки. От конспекта домашнюю работу отличает следующее:

– конспект всегда составляют по одному источнику (книге, статье), а в домашней работе их может использоваться и обобщаться несколько;

– конспект последовательно фиксирует все основные положения источника, а реферативное изложение предполагает раскрытие конкретной темы по определенному плану. По существу, домашняя работа не имеет четкой заданности на самостоятельное творческое мышление. Прежде всего, она нацелена на изучение, вычленение и систематизацию необходимого материала, содержащегося в используемых книгах и статьях.

Более подготовленные студенты имеют возможность дойти к написанию домашней работы как к творческой научной работе. В таком случае в ней ведущую роль играет уровень знаний и глубина мышления самого студента, его способность самостоятельно сформулировать концепцию исследования, определить его задачи, структуру, подобрать необходимый материал и сделать, на основании его анализа собственные выводы. Творческая работа также предполагает консультации со стороны преподавателя.

При написании домашней работы следует руководствоваться первоначальным планом и стремиться по нему группировать материал. Первоначальный план в дальнейшем уточняется и согласовывается с руководителем семинара. План состоит из введения, основного содержания (3-4 выбранных вопроса) и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научное значение, краткий анализ использованной литературы и источников.

Материал в основной части работы может быть изложен в хронологической последовательности или в проблемном аспекте. Формулировать свои мысли следует логично, четко, доказательно.

По ходу изложения текста рекомендуется использовать таблицы, схемы, различного рода иллюстрации. Они могут быть приведены в виде приложения в конце работы.

В заключении даются выводы и рекомендации по изученной проблеме.

Домашняя работа должна быть правильно оформлена. Требование к оформлению домашней работы устанавливаются кафедрой. Работа представляется на пронумерованных листах стандартной писчей бумаги

(А 4). Объем в пределах 10-15 страниц печатного текста. Текст пишется с одной стороны, слева остаются поля. На титульном листе указывается полное название учебного заведения, кафедры (философии и политологии), название, избранной Вами темы, а затем указывается факультет, форма обучения, курс, номер группы, фамилия, имя, отчество (полностью), а также фамилия, имя, отчество руководителя семинара, место и год выполнения работы.

На втором листе дается план работы, далее идет развернутое содержание основной части. В конце письменной работы приводится библиографический список используемой литературы. При оформлении списка рекомендуется начинать с указания фамилии и инициалов автора, полного названия книги, места и года издания. Например: Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Обратите внимание на правильность оформления сносок. Если в тексте приводится цитата из какой-либо научной работы или статьи, то в конце цитаты, после кавычек ставится условный значок (звездочка или цифровое обозначение 1, 2, 3...), а в конце страницы, где приведена цитата, дается сноска на это произведение или статью с указанием полных исходных данных источника и страницы. Например:

Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993, с. 17.

Карамзин Н.М. Предание веков. М., 1989, с. 12-13.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа предполагает внимательное ознакомление студента с «Программой учебного курса», так как этот документ служит основным ориентиром в ходе подготовки студента как в целом по предмету, так и по отдельным темам, определяя место и объем каждого рассматриваемого вопроса в общем контексте курса.

Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:

– изучение понятийного аппарата дисциплины;

– изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;

– работу над основной и дополнительной литературой;

– работу над периодическими и имеющимися на кафедре или в библиотеке аналитическими материалами;

– изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки);

– самоподготовка к практическим и другим видам занятий;

– самостоятельная работа студента при подготовке к зачету;

– самостоятельная работа студента в библиотеке;

– изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет;

– изучение электронных учебных материалов (электронных учебников и т.п.), прикладных компьютерных программ;

– консультация преподавателя дисциплины.

Особое внимание следует обращать на понятийный аппарат, поскольку одной из важнейших задач подготовки современного грамотного специалиста является овладение и грамотное применение профессиональной терминологии. Изучая материал, необходимо в каждой теме четко уяснить основные понятия и термины. Краткая характеристика этих данных содержится в «Исторической энциклопедии», а также в различных справочниках и учебных пособиях. В данном учебно-методическом комплексе также представлен краткий глоссарий (понятийный аппарат) важнейших исторических терминов.

Важное место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности.

Одной из важнейших активных форм является лекционный курс. Лекция преподавателя представляет собой авторский курс предмета и не является пересказом какого-либо учебника или учебного пособия. Записи лекций впоследствии в ходе самостоятельной работы целесообразно дополнять сведениями из источников и лите6ратуры, с тем, чтобы их использование в ходе семинарских занятий и последующего изучения стало стимулом к самостоятельной студенческой творческой деятельности.

Студент должен уметь самостоятельно подбирать необходимую для учебной и научной работы литературу. При этом следует обращаться к предметным каталогам и библиографическим справочникам, которые имеются в библиотеках.

Изучение рекомендованной литературы следует начинать с основных рекомендованных в учебно-методическом комплексе учебников и учебных пособий, затем переходить к хрестоматийному материалу, научным монографиям и материалам периодических изданий. При этом очень полезно делать выписки и конспекты наиболее интересных материалов. Это способствует более глубокому осмыслению материала и лучшему его запоминанию. Кроме того, такая практика учит студентов отделять в тексте главное от второстепенного, а также позволяет проводить систематизацию и сравнительный анализ изучаемой информации, что чрезвычайно важно в условиях большого количества разнообразных по качеству и содержанию сведений.

Для аккумуляции информации по изучаемым темам рекомендуется формировать личный архив, а также каталог используемых источников. При этом если уже на первых курсах обучения студент определяет для себя наиболее интересные сферы для изучения, то подобная работа будет весьма продуктивной с точки зрения формирования библиографии для последующего написания дипломной работы на выпускном курсе.

При подготовке к практическому занятию необходимо помнить, что та или иная дисциплина тесно связана с ранее изучаемыми курсами. Более того, именно синтез полученных ранее знаний и текущего материала по курсу делает подготовку результативной и всесторонней. На семинарских занятиях студент должен уметь последовательно излагать свои мысли и аргументировано их отстаивать.

Для достижения этой цели необходимо:

– ознакомиться с соответствующей темой программы изучаемой дисциплины;

– осмыслить круг изучаемых вопросов и логику их рассмотрения;

– изучить рекомендованную учебно-методическим комплексом литературу по данной теме;

– тщательно изучить лекционный материал;

– ознакомиться с вопросами очередного семинарского занятия;

– подготовить краткое выступление по каждому из вынесенных на семинарское занятие вопросу.

Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ дисциплины, раскрытия сущности основных экономических категорий, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала.

При презентации материала на семинарском занятии можно воспользоваться следующим алгоритмом изложения темы: определение и характеристика основных категорий, эволюция предмета исследования, оценка его современного состояния, существующие проблемы, перспективы развития. Весьма презентабельным вариантом выступления следует считать его подготовку в среде Power Poit, что существенно повышает степень визуализации, а, следовательно, доступности, понятности материала и заинтересованности аудитории к результатам научной работы студента.

Ответственным этапом учебного процесса является сдача зачетов. Бесспорным фактором успешного завершения очередного семестра является кропотливая, систематическая работа студента в течение всего семестра. В этом случае подготовка к зачету будет являться концентрированной систематизацией всех полученных знаний по данной дисциплине.

В начале семестра рекомендуется по всем изучаемым предметам получить вопросы для сдачи зачета, а также использовать в процессе обучения программу, учебно-методический комплекс, другие методические материалы, разработанные кафедрой по той или иной дисциплине. Это позволит в процессе изучения тем сформировать более правильное и обобщенное видение студентом существа того или иного вопроса за счет: а) уточняющих вопросов преподавателю; б) подготовки доклада на отдельные темы, наиболее заинтересовавшие студента; в) самостоятельного уточнения вопросов на смежных дисциплинах; г) углубленного изучения вопросов темы по учебным пособиям.

Кроме того, наличие перечня вопросов в период обучения позволит выбрать из предложенных преподавателем учебников наиболее оптимальный для каждого студента, с точки зрения его индивидуального восприятия материала, уровня сложности и стилистики изложения.

После изучения соответствующей тематики рекомендуется проверить наличие и формулировки вопроса по этой теме в перечне вопросов к зачету, а также попытаться изложить ответ на этот вопрос. Если возникают сложности при раскрытии материала, следует вновь обратиться к лекционному материала, материалам практических занятий, уточнить терминологический аппарат темы, а также проконсультироваться с преподавателем.

Для систематизации знаний, и понимания логики изучения предмета в процессе обучения рекомендуется пользоваться программой соответствующего курса, включающей в себя разделы, темы и вопросы, определяющие стандарт знаний по каждой
теме.

Учебный курс «Отечественная история» завершается экзаменом. Перед ним проводятся индивидуальные и групповые консультации. Экзамен проводится по билетам в форме свободной беседы, в которой экзаменуемый может выражать и свою точку зрения с соответствующей аргументацией.

При подготовке к экзамену в период сессии конструктивным является коллективное обсуждение выносимых на экзамен вопросов с сокурсниками, что позволяет повысить степень систематизации и углубления знаний.

Целесообразным является решение тестов по изучаемому предмету, предлагаемых преподавателем на семинарских занятиях, а также широко представленных в специальных изданиях. Это позволит выявить как общие, так и более узкие вопросы предмета, которые требуют соответствующего уточнения.

Перед консультацией по предмету следует составить список вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем.

Важным аспектом самостоятельной подготовки студентов является работа с библиотечным фондом Академии.

Это работа многоаспектна и предполагает различные варианты повышения профессионального уровня студентов как очной, так и заочной формы обучения, в том числе: а) получение книг для подробного изучения в течение семестра на научном абонементе; б) изучение книг, журналов, газет - в читальном зале; в) возможность поиска необходимого материала посредством электронного каталога; г) получение необходимых сведений об источниках информации у сотрудников библиотеки Академии.

При подготовке докладов, рефератов и иных форм итоговой работы студентов, представляемых ими на семинарских занятиях, важным является формирование библиографии по изучаемой тематике. При этом рекомендуется использовать несколько категорий источников информации – учебные пособия для ВУЗов, монографии, периодические издания, законодательные и нормативные документы, статистические материалы, информацию государственных органов власти и управления, органов местного самоуправления, переводные издания, а также труды зарубежных авторов в оригинале.

Весь собранный материал следует систематизировать, выявить ключевые вопросы изучаемой тематики и осуществить сравнительный анализ мнений различных авторов по существу этих вопросов. Конструктивным в этой работе является выработка умения обобщать большой объем материала, делать выводы. Весьма позитивным при этом также следует считать попытку студента выработать собственную точку зрения по исследуемой проблематике.

Ресурсы Интернета являются одним из альтернативных источников быстрого поиска требуемой информации. Их использование возможно для получения основных и дополнительных сведений по изучаемым материалам. Выбор оптимального получения информации зависит непосредственно от студента.

Одним из методов организации самостоятельной работы является создание электронно-обучающих порталов.

Электронно-обучающий портал размещается в корпоративной или локальной сети (Интернет) и поддерживается соответствующим сервером.

Каждая кафедра имеет свою собственную страницу (сайт), на которой размещает необходимую информацию для самостоятельной работы студентов.

Поиск информации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.121 (0.021 с.)