Лекция № 1. Древняя Русь как часть европейского мира. . 7 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1. Древняя Русь как часть европейского мира. . 7



СЕМИНАР № 1. Формирование древнерусской государственности. IX-XII вв. 31

ЛЕКЦИЯ № 2. Русь между Западом и Востоком. Золотая Орда и Северо-Восточная Русь (XII-XV вв.) 35

СЕМИНАР № 2. Феодальная раздробленность на Руси. Русские земли в XII-XIII вв. 57

ЛЕКЦИЯ № 3. От Руси к России. Становление российского централизованного государства (XIV-XV вв.) 61

СЕМИНАР № 3. 77

Основные этапы образования российского централизованного государства XIV-XV вв. 77

ЛЕКЦИЯ № 4. Эпоха Ивана Грозного: реформы «Избранной рады» и опричнина (вторая половина XVI века) 81

СЕМИНАР № 4. 101

Россия в XVI в. От Московского княжества – к царской деспотии.. 101

ЛЕКЦИЯ № 5. Россия на рубеже XVI-XVII веков. Смутное время. Первые Романовы... 105

СЕМИНАР № 5. Россия в начале Нового времени. XVII в. 133

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ). ОТ РУСИ К РОССИИ (IX-XVII вв.) 137

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 141

ТЕМЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ (для студентов очной, вечерней, сокращенной формы обучения и экстерната) 144

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.. 149

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ.. 152

ПРОВЕРОЧНЫЕ ТЕСТЫ... 158

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 179

ВВЕДЕНИЕ

 

Вступление человечества в третье тысячелетие и радикальные изменения, происходящие в мире и российском обществе, демонстрируют возрастание динамики жизни. Для того чтобы правильно ориентироваться в этой сложной, порой противоречивой обстановке, необходимо прежде всего осмыслить весь многотрудный путь исторического развития, пройденный человечеством и нашим государством.

Предлагаемая работа является учебным пособием по отечественной истории для студентов неисторических специальностей высших учебных заведений. Данная книга – результат обобщения опыта работы автора со студентами социально-экономического факультета АТиСО. В нее вошли лекционный курс по отечественной истории, опыт проведения семинарских занятий и учебно-методические материалы.

Настоящее учебно-практическое пособие – далеко не вся история Российского государства. В первой части «От Древней Руси к Новому времени» рассмотрены наиболее важные проблемы, которые определяют главный путь исторического развития России в IX-XVII веках. В дальнейшем во второй и третьей части будет освещен исторический период XVIII-XX веков.

Пособие подготовлено в соответствии с программой курса «Отечественной история» и соответствует Федеральному стандарту по истории. Работа написана на основе широкого круга источников. В ней предпринята попытка с новых позиций и в целостном виде проанализировать отечественную историю. Некоторые основные моменты и тенденции отечественной истории даются на фоне зарубежной, так как историю одной страны нельзя понять и осмыслить без сопоставления ее принципиальных моментов с историей других стран. В работе учтено многообразие точек зрения по проблемам отечественной истории. Разумеется, все изложенное в этом пособии не претендует на то, чтобы служить истиной в последней инстанции. Это лишь одна аргументированная, на наш взгляд, версия истории России.

В данном учебно-практическом пособии предпринята попытка в доступной и ясной форме отразить важнейшие вехи эволюции российского государства от Древней Руси до конца XVII века; на основе конкретных событий и фактов минувшего показать причины и динамику исторического процесса.

Особенностью пособия является то обстоятельство, что оно спрофилировано на образовательные приоритеты экономических вузов. Важную часть курса составляют вопросы экономического развития страны на различных этапах; особенностей формирования экономической политики Российского государства; исторического опыта проведения экономических реформ; проблем становления и развития социальной структуры российского общества, динамики взаимоотношений власти и общества – т.е. тех знаний, которые необходимы студенту в будущей профессиональной деятельности.

Другой особенностью учебного пособия является то, что в отличии от школьных аналогов, оно основано на проблемно-хронологическом принципе и предполагает иной качественный уровень анализа учебного материала.

Внутренняя структура учебно-практического пособия состоит из двух частей. Первая часть содержит пять лекции, составленных по проблемно-хронологическому принципу и методические рекомендации по изучению каждой темы курса, включая самостоятельную работу студента с документами (фрагменты), а также вопросы для самоконтроля, которые, как нам кажется, могут способствовать более углубленному освоению студентами истории России.

Кроме того в первой части приведены планы семинарских занятий, содержащие перечни тем, по которым целесообразно подготовить доклады, сообщения, рефераты, а также вопросы для дискуссии на занятиях.

Вторая часть состоит из глоссария, списка учебной литературы, методических рекомендаций по самостоятельной работе студентов, тестов промежуточного контроля и итоговых проверочных тестов, что поможет студентам самостоятельно подготовиться к сдаче экзаменов и зачетов по курсу отечественной истории.

В пособии имеется приложение, в котором даются ответы на тесты, помещены исторические кроссворды, а также опубликованы таблицы и схемы по курсу отечественной истории, которые в сжатой и концентрированной форме дают основные сведения о прошлом нашей страны. Использование элементов наглядно-графического характера позволяет лучше понять и усвоить материал, приблизиться к постижению сложного и противоречивого исторического процесса.

Цель пособия – помочь студентам научиться выделять, анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений, процессов, самостоятельно соотносить и сравнивать исторические факты во времени и пространстве. Научить студентов работать с научной литературой по истории, иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними, уметь сравнивать ход исторического развития российской и мировой цивилизаций.

Полученные знания должны расширить общий кругозор студента, повысить интеллектуальное развитие, сформировать у него навыки, необходимые для самостоятельной оценки современной исторической литературы. Мы надеемся помочь студенту уяснить как логику, так и диалектику исторического процесса, сформировать целостное представление об историческом пути России и опыте решения экономических проблем на разных этапах развития страны и успешно подготовиться к экзамену по истории.


ЛЕКЦИЯ № 1.
Древняя Русь как часть
европейского мира

 

1. Становление древнерусской государственности и роль норманнского влияния. Деятельность первых киевских князей.

2. Древнерусские реформаторы и их преобразования. Крещение Руси.

3. Образование древнерусской и европейской государственности: общее и особенное.

 

1. Становление древнерусской государственности
и роль норманнского влияния.
Деятельность первых киевских князей

Первые жители России, славяне, пришли на берега Днепра и Оки с запада Европы, первая государственность – с севера Европы, религия с юго-востока Европы. Но при этом Россия, оставаясь частью Европы не повторила идентично ход развития большинства европейских стран, а обрела свое национальное лицо. Так каковы же истоки и исторические особенности формирования древнерусской государственности?

История государства была главным предметом интереса историков при изучении русского прошлого. По словам В.О. Ключевского, «вековыми усилиями и жертвами Россия образовала государство, подобного которому по составу, размерам и мировому положению не видим со времен падения Римской империи».

Возникновение на Востоке Европы самой крупной и самой ранней средневековой империи факт величайшего культурного значения.

В отличие от европейских государств Россия возникла не на почве удобренной римской культуры, а в лесах и болотах. То была поистине «поднятая целина». До всего доходили собственным разумом, каждый опыт оплачивался кровью.

Дорого обошлось России ее окраинное положение.

– Россия складывалась не внутри коалиции, а на общей окраине западного мира, византийского мира и степи (постепенно вошедшего в мир ислама);

– Перекресток цивилизаций был открытым, без естественных границ, с огромными возможностями внешнего расширения и огромной уязвимости для нашествий;

– Непомерно много сил уходило на ратное дело;

– Гипертрофия охранительных функций подавляла культуру.

И вопреки всему произошло включение огромного первобытного пространства в сферу цивилизации, возникшее государство всё-таки оказалось европейским. Переход от догосударственного, родового общества к государственной организации шел постепенно, на протяжении VI-IX вв., когда сложились предпосылки для возникновения государства в социально-эконо-мической и политической (образование больших союзов племен – суперсоюзов) областях. Крупные суперсоюзы, обнаружившие черты, характерные для ранней государственности, начали возникать в нескольких регионах. Одним из таких объединений был союз племен, центром консолидации которого был Киев. Здесь правила династия киевичей, потомков основателя города. Собственные традиции государственности к началу IX в. существовали и на Севере-Востоке, в земле вятичей. Источники сообщают также о крупном объединении на северо-западе, вокруг Новгорода.

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» содержит рассказ о войне между родами в Новгородской земле (862 г.) – год первого упоминания в летописи о Руси!

Старейшины племен ильменских словен, кривичей, а также соседних финно-угорских племен (чудь и весь) пригласили на княжение в Новгород варяжского князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Сразу отметим, что Синеус и Трувop являются мифом, невольной ошибкой (на древнешведском языке эти слова означают – «с домом и дружиной»). Рюрик – фигура действительно историческая. Княжил в Ладоге, а затем во всех новгородских землях до своей смерти (879 г.).

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для создания в 30-е гг. XVIII века немецкими учеными З. Байером, Шлецером и Г. Миллером, служившими в Российской Академии Наук, так называемой норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Ими была выдвинута гипотеза, что под варягами-русью следует понимать скандинавов, норманнов. Если принять этот тезис, получается, что государство восточных славян обязано своим происхождением иноземцам. Вокруг этого положения летописи до сих пор идут споры. Первым, кто подверг критике эту гипотезу, был М.В.Ломоносов.

В советской литературе утверждалось, что варяги, находившиеся на более низкой ступени исторического развития, не оказали сколько-нибудь заметного влияния на развитие восточных славян. В конечном счете, они быстро ассимилировали и обрусели. Сегодня часть историков смотрит на эту проблему несколько иначе.

– Версия о привнесенном государстве представляется не слишком убедительной. Навязать государство обществу, органично живущему при родовых порядках невозможно: чужеродные элементы социальной жизни будут отвергнуты, если нет достаточно благоприятных условий их развития. Следует учитывать и тот факт, что скандинавские племена в IX в. сами еще не знали государственности.

– Варягов приглашают на княжение. Но призвать на княжение можно только в том случае, если есть где княжить, т.е. имеется, хотя бы полугосударственное образование. Следовательно, речь в летописи идет не о создании государственности, а о призвании варяжской династии на уже существующий престол.

– В самом приглашении иноземных князей нет ничего противоестественного. Новгород был центром многоплеменным, так что, не сумев договориться о выборе «своего» князя, новгородцы могли обратиться к варягам, как нейтральной стороне, с просьбой прислать какого-либо предводителя дружины, чужого и беспристрастного по отношению ко всем борющимся за власть группировкам местной племенной знати. При всем этом нельзя не учитывать того факта, что еще до варягов произошло объединение разноязычных племен (двух славянских и двух финских) - их хозяйственно-культурный симбиоз, который при норманнах дополнился политическим.

Не лишено оснований и высказанное рядом ученых предположение о том, что возможно в это время произошел обыкновенный захват варягами территорий северных славян, а впоследствии захват, в интересах благопристойности, превратился в «добровольное призвание».

Некоторые ученые считают, что легенда о призвании варягов была помещена в летопись «Повесть временных лет» по политическим мотивам:

Во-первых, указание на иноземное происхождение княжеской власти должно было усилить ее авторитет, возвысит над местной властью.

Во-вторых, в ХII в. Русь стремилась противопоставить себя Византии. Легенда о принятии власти с севера подчеркивала независимость Руси от Византийской империи.

В-третьих, в призвании варягов летописец видел аналогию с современными событиями: призванием Владимира Мономаха на княжение в Киев в 1113 г.

С другой стороны, неверно было бы отрицать ту большую роль, которую сыграли варяги в жизни Древнерусского государства. Как известно, в период с конца VIII по IX вв. викинги (норманны) осуществили ряд дерзких походов в Западную Европу, стимулировав тем самым процесс образования европейских государств. В общем контексте европейской истории предлагается рассматривать и призвание варягов на Русь. Появление варяжских дружин ускорило процесс формирования единого государства, будучи своеобразным толчком к укреплению связей между различными его частями. Древнерусское государство было создано, конечно, не варягами, но без них, вносивших элемент динамизма и непоседливости, оно могло возникнуть значительно позже и не столь значительной территории.

Таким образом, оценивая с научных позиций роль варяжского элемента в создании Киевской Руси, следует свести эту роль, прежде всего к «собиранию» восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.017 с.)