Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Что приводит к счастью (несчастью)
13. Неудача в любви является одной из главных причин не- счастья.
14. Боязливость, впечатлительность, несмелость являются важными причинами несчастья.
15. Музыка и поэзия - прибежище для несчастливых.
16. Любовь к труду и его хорошие результаты значительно способствуют счастью.
17. Любовь к природе также способствует этому.
18. Здоровье в молодости - основа счастья.
19. Симпатия людей является причиной счастья.
20. Хорошие отношения с людьми - важный фактор счастья.
21. Среди всех факторов, лежащих вне сферы профессии, успехи на сцене наиболее способствуют счастью.
22. Благословенны те, кто имеет призвание ко многим сфе- рам деятельности.
23. Для счастья большинства людей важны постоянные эле- менты их жизни (друзья, работа, природа), а не временные сти- муляторы (алкоголь, клубы, церковь, танцы, карты, искусство).
24. Большинство людей жаждет приключений, а не покоя.
25. Счастье чаще наступает при серьезном, разумном, от- ветственном, трудолюбивом образе жизни, чем при импуль- сивном, легком, пестром.
26. Молодость не является золотым периодом в жизни, но и старость тоже.
Как зависит счастье от пола, гражданского состояния, возраста?
27. Участники анкеты были в целом удовлетворены своей жизнью.
28. Мужчины считают себя более счастливыми, чем женщины.
29. Женатые счастливее неженатых.
30. Те, кто на пороге шестидесятилетия помышляет о нача- ле новой жизни, сами или вместе с кем-то другим, по преиму- ществу несчастливые люди.
Думаю, что по ходу обсуждения проблем возрастной психо- логии мы еще вернемся к этим результатам не раз. На мой взгляд, очень важным является тот факт, что для переживания счастья необходимо иметь целостное отношение к жизни - практическую философию жизни, если хотите, то концепцию жизни, выражен- ную в обобщенном виде, требующую усилий человека для кон- кретизации. Подтверждение этому вижу в том, что конечные, дискретные, ограниченные пространством и временем факторы
218
удовольствий не приносят счастья. Так, хобби, спорт, общитель- ность, возбуждающие средства, развлечения не имеют большого значения для счастья, они лишь в незначительной степени спо- собствуют общему удовлетворению жизнью (тезисы 6,7,8,23,25).
На мой взгляд, это очень важный момент, позволяющий го- ворить о том, что целостное отношение к жизни как особому явлению становится для человека источником его счастья как в биологическом, так и в психологическом смысле - человек сча- стлив потому, что живет, и потому, что чувствует, что живет.
Биологический смысл этого переживания связан с чувством силы, энергии как естественного свойства человека. Многие философы называли его по-разному - автоматическим, маши- нальным, естественным и тому подобным. Это переживание связано с существованием у человека внутренней картины здо- ровья как естественной характеристики организации его психо- логического пространства. Именно она позволяет (за счет энер- гетической наполненности) удерживать и сохранять сознание и самосознание, выделять сам факт существования психологиче- ского пространства (пространства Я), а также составлять осно- ву для энергетического воздействия на другие элементы психо- логического пространства, например, на ту же внутреннюю картину болезни, если человек заболевает. Внутренняя картина здоровья, ее энергетическая наполненность может препятство- вать развитию внутренней картины болезни за счет диалогично- сти сознания, за счет того, что эти два элемента сознания - внут- ренняя картина здоровья и внутренняя картина болезни относи- тельно независимы друг от друга, как относительно независи- мы, например, волевые качества человека и качества его чувств.
Относительная независимость отдельных элементов созна- ния человека и их влияние на содержание переживаний сча- стья ведет к тому, что выраженность только одного (или не- скольких) элемента сознания не обеспечивает полноты пере- живания жизни. Так, при всей очевидности утверждения: сча- стье - это здоровье, оно не является аксиоматическим. Здоро- вье (а значит, наличие внутренней картины здоровья) не явля- ется обязательным атрибутом счастья.
Можно сказать иначе - переживание одного вида не явля- ется существенным для выделения человеком собственного Я. Вот поэтому в философской и психологической литературе обсуждается вопрос о количестве источников, из которых может складываться счастье человека. В это количество могут входить качественно разнообразные и даже несопоставимые источники, как, например, вещи реальные и нереальные (воспо- минания, мечты, грезы, фантазии). Похоже, что у этих разно-
образных (до бесконечности) вещей есть общие свойства ~ их ценность для человека (это должны быть его вещи - они при- сутствуют в его психологическом пространстве) и их целост- ное восприятие (то, что еще называют доверием).
Доверие рождает уверенность и покой, а ценность позво- ляет переживать наличие собственного Я как действительно существующего. Я человека естественно подвержено измене- ниям, связанным с осуществлением биологической и психоло- гической жизни, поэтому меняются его переживания и факто- ры, обеспечивающие целостное, полное восприятие жизни.
Думаю, что именно эту изменчивость значимости разных источников счастья обсуждают философы, когда говорят о том, что устойчивых источников счастья нет. Нет устойчивых факторов, обеспечивающих человеку восприятие жизни пол- но, целостно и ценностно. С этим трудно не согласиться, если исходить из того, что все перечисленные выше источники счастья могут не оправдать нужд человека в том случае, если он их лишится, если осознает их непостоянство (возможность утраты мешает их полезности), если человек не умеет ими пользоваться, тогда они не оправдывают ожидания.
В поисках постоянных источников счастья человечество давно пришло к идее о том, что раз ни физические, ни духов- ные блага не являются непреходящими, то источником сча- стья могут быть только сверхприродные блага.
Для моего рассуждения о жизни и смерти важно, что в поис- ках источника переживания полноты жизни его можно найти, то есть человеку можно выделить факторы, влияющие на его собственное состояние и тем самым пережить в себе присутст- вие своего Я. С другой стороны, этот поиск (рефлексивный диалог с собой) приводит к усложнению смысловой картины мира - выделяются, пробуются различные источники счастья, различные факторы, обеспечивающие целостное восприятие жизни. Это делает возможным существование глобальной задачи человека - задачи построения осмысленной картины мира, цен- ной для него самого. Таким образом, человек выделяет не только внешние ему факторы, влияющие на его переживания, но и внут- ренние условия - содержание его собственного Я, которое иден- тифицируется в Я-концепцию и не сводится к картине мира.
Возникает удивительная реальность, которую весьма и весьма условно можно изобразить следующим образом в виде схемы. Назовем ее схемой проявления переживания полноты жизни в индивидуальной истории человека. Она нужна для того, чтобы попробовать еще раз аналитически прикоснуться к теме жизни и смерти.
Проявление переживания полноты жизни в индивидуальной истории человека
1 состояние Действие
2 состояние Пргппонятие
3 состояние Понятие
4 состояние Переживание понятия
Диффузное состояние переживания взаимосвязи
Дифференци- рованное состояние переживания взаимосвязи
Диффузное
состояние
переживания
своего
воздействия
Дифференци- рованное состояние переживания своего воздействия
221
Я думаю, что выделенные этапы не имеют четкой возрас- тной границы (как и любое психическое качество человека) Можно говорить только о тенденции. Ее-то и попробую описать.
На первом этапе индивидуальной истории переживание полноты жизни для человека (для ребенка) связано с диффуз- ным, недифференцированным отношением к существующей взаимозависимости между его (Я-не-Я) присутствием и си- туацией его развития, где функционируют качества мира и идеи жизни, которые для ребенка воплощаются в его собст- венные состояния, вызванные действиями взрослых. Для соз- нания ребенка не дифференцируются качества его Я и его не-Я, так же как не дифференцируются качества идей и свойства вещей. Необходимость достигнуть полноты удовлетворения жизнью на длительное время задается ребенку ухаживающими за ним взрослыми.
По мере развития мышления и чувств, через переживание их несоответствия как несоответствия себя самого самому же себе, ребенок получает психологические материалы (через эмо- циональные состояния), которые позволяют ему дифференци- ровать существование во внешней реальности живого и нежи- вого (в том числе идей жизни и свойств мира). В себе самом обнаруживается собственное Я и его несоответствие не-Я, то есть другому Я, принадлежащему кому-то персонально или людям вообще.
Думаю, что это связано с формированием предпонятийно- го мышления, способствующего фиксации разных качеств как внешней реальности, так и реальности психической. Этот период связан с появлением у ребенка дифференцированных состояний переживания взаимозависимости между свойства- ми мира и качествами не-Я, идей жизни и качествами не-Я, возможное несоответствие, отсутствие взаимозависимости меж- ду качествами его Я и свойствами мира, между качествами его Я и идеями жизни, которые несут другие люди. Так создаются предпосылки для дифференцированного отношения к свойст- вам мира и к качествам идей жизни.
По-моему, это отлично проявляется в ситуациях, когда взрослые в глазах ребенка теряют доверие, например, говорят одно, а делают другое.
Проблема честности становится для ребенка, переживаю- щего этот период, одной из важнейших: «А ты правда...», «А ты по-всамделишному?», «А это по-настоящему, а не по- игрушечному?..» В этих вопросах детей не только переживает- ся глобальная проблема доверия как целостное восприятие
жизни, но и ищутся основы для ее сохранения. Кому доверять? r этой форме осуществляется дифференциация своих пережи- ваний взаимосвязи с другими, находятся основы для построе- ния в Я-концепции уверенности в себе, то есть оснований до- верия. Наверное, это то, что философы называют основным источником счастья, а психологи анализируют как базисные (главные, определяющие) качества личности.
Похоже, что именно в этот период у человека складыва- ются те общие ориентации, которые необходимы для пере- живания возможности полноты жизни через существование различных оснований (источников счастья) для этого пере- живания. Доверие к людям как эмоциональное состояние делает это возможным, а развивающееся мышление - потен- циально осуществимым.
Главное, что характеризует этот момент развития, состоит в том, что ребенок переживает глобальность и многообразие как своей психической реальности, так и реальности других людей.
Следующий шаг в развитии переживаний полноты жизни связан с появлением диалогичности сознания, которая кон- ституирует сам факт его существования как индивидуальной характеристики человека. Это качественно новое образова- ние, которое опосредует отношение к другим людям (не-Я), к реальностям идей (концепции жизни) и к реальности мира в целом (к его пространственно-временным и качественным характеристикам).
Интересующее меня содержание переживаний можно свя- зать с целостностью Я-концепции человека, где естественно определяется место его второму Я как порождению когнитив- ной сферы. Это осложняет переживание полноты своей жизни, так как вводит в него новую переменную - степень своих уси- лий по воздействию на разные реальности, в том числе и на реальность собственного второго Я. Понятийное мышление открывает в этот период перед человеком возможности дви- жения в относительно независимых сферах - сфере идей и сфере реальных, практических преобразований.
Говоря иначе, жизнь начинает не только осуществляться, но и выдумываться, придумываться за счет выделения раз- личных оснований для построения ее целостного образа - модели, если хотите. Не потому ли подростки так часто меня- ют свои интересы? Значит, на этом этапе переживание полно- ты жизни связано с дифференциацией отношений человека как к психической реальности, так и к другим видам реально- стей, что создает предпосылки для выбора большего числа оснований для появления этого переживания.
223
Четвертый (из обозначенных на схеме) шаг в проявлении переживания полноты жизни связан с тем, что возникают качественно новые основания для этого переживания. На схе- ме они обозначены как принадлежащие Я понятия «жизнь» и понятие «мир», они выделяются в Я-концепции человека в виде практической философии (понятие «жизнь») и того со- держания психологического пространства, которое позволяет человеку удерживать границы своего Я («мой мир»).
Это создает основы для переживания собственной нетож- дественности другим концепциям жизни и качествам мира, позволяет найти основания для воздействия на разные прояв- ления жизни в самом себе. Это появление тех качеств сознания человека, которые обычно характеризуются как его автоном- ность и независимость от других людей.
Другими словами, человек переживает наличие в самом се- бе условий, для переживания полноты жизни и возможность воздействовать на них.
Похоже, что отсюда появилась известная всем идея, что «человек - кузнец своего счастья». Но наряду с этим, весьма содержательным, переживанием своих сил этот период раз- вития содержит в себе и все основания для человеческой трагедии - желаемости и недостижимости полноты жизни. Она, по-моему, содержится в возможности дифференциро- ванного подхода к различным проявлениям жизни, в воз- можности ощущать, переживать жизнь в целом, а также в отдельных (далеко не всегда взаимосвязанных и взаимообу- словленных) ее проявлениях.
Как утверждал два века назад Честерфильд, кто отдается всем радостям жизни, тот не ощущает ни одной, а это ли не трагедия.
Полноту жизни можно переживать бесконечно - из числа возможных, выбирая новые основания для этого пережива- ния, тем самым увеличивая количество источников собствен- ного счастья, а можно строить это переживание на другой основе, углубляя ее смысл для себя.
Какой из них человек выберет, какой может выбрать, а ка- кой должен выбрать? Вряд ли кто-то честно и искренне может ответить на этот вопрос, хотя во все времена люди просили рецепты счастья, проходили и проходят специальное обуче- ние, чтобы приобрести, например, уверенность в себе, ото- ждествляя ее со счастьем как с главным содержанием своего «Я хочу...».
Как бы хотелось перечислить их все - факторы счастья, обеспечивающие человеку полное и длительное удовлетворе-
224
не жизнью в целом, но не буду этого делать, так как впереди еще У "ac разговор о прогрессе человечества и о развитии человека, тогда к ним и вернемся.
Как говорил Аристотель, достаточно «...если объяснение дано настолько, насколько то позволяет самый предмет, потому что не во всех размышлениях следует искать точно- сти». Последую этому мудрому суждению и вернусь к обсу- ждению вопроса о жизни и смерти. Последняя притаилась в переживании полноты жизни в виде дифференцировки свойств и качеств различных реальностей, именно этот процесс при- водит к расщеплению любого живого явления на его состав- ляющие и в конечном итоге может привести к его исчезнове- нию, особенно в том случае, если утеряна из вида, не сохра- нена целостность явления, как говорят, за деревьями не за- мечен лес.
Проблема смерти, особенно психологической смерти, в пе- реживаниях человека основывается на возможной его зависи- мости от конкретных свойств предмета (например, мне для счастья нужна только ты, или нужен только он). Это пережи- вание, обращенное к другому человеку, превращает человека в предмет, устанавливает тождество между психической ре- альностью и свойствами этого предмета.
Возникают качественные (не соответствующие свойствам человека) ограничения его активности и активности объекта его счастья. Мне очень не хотелось бы употреблять этот при- мер для описания смерти в проявлениях жизни, но один из величайших парадоксов в человеческом бытии связан с тем, что все завершенное и однозначное не соответствует свойст- вам человека, его экзистенции, его сущности.
С этим своим качеством человек встречается сам тогда, ко- гда начинает владеть желанным предметом, - все оказывается далеко не так, как это представлялось, ожидалось, мечталось до момента обладания. Недаром, наверное, именно в неопре- деленности размышления о том, что входит в понятие счастья, содержится его возможность. Может быть...
Речь ведь идет об организации жизни человека как особой формы активности, где моменты стабильности, постоянства воспринимаются и как отсутствие изменений, то есть смерть, пусть мы даже еще не думаем о ней, но она уже отразится в чувствах - в их напряженности и яркости, которые изменяют свою интенсивность.
Для меня важно, что проблема ограничения и самоограни- чения активности, проблема «можно - нельзя», «хочу - надо» в жизни человека связана с определением им своего места по
0 I". С. Абрамова
отношению к той картине мира, которую он строит. Пережи- вание этого места основано на чувстве свободы и ответствен- ности за то, что происходит с ним в активности, которую мы называем жизнью вообще и своей частной жизнью тоже, с ощущением жизни как блага, а не бремени.
Когда человек говорит «Я хочу» или переживает напряже- ние, связанное с организацией своей жизни, он решает задачу не только осуществления конкретной цели, но и задачу по- строения смысла (для - себя - цели) достижения этой цели:
такую особенность человека называют аксиологическим век- тором его активности, осознается он, как правило, в формуле «Я хочу, потому что...».
Из практики клинической работы известно, что этот пара- метр активности человека может быть исчерпан, могут кон- читься силы для построения аксиологической системы - сис- темы смысла, тогда может наступить депрессия, появятся (и могут осуществиться) суицидальные мысли - «Я ничего не хочу», «Не хочу жить», это тупик, из которого далеко не каж- дый человек сам может найти выход. Ему нужна помощь дру- гих людей, да и себя другого, того второго Я, которое позво- ляет вести и удерживать внутренний диалог, находить все новые варианты в смысловых оттенках жизни.
«Действующему Я, - пишет В.П.Зинченко, - некогда по- смотреть на себя со стороны или заглянуть внутрь самого себя. Даже если дело не во времени, то, может быть, и не во что посмотреться. И не хочется конструировать соответст- вующее зеркало. Это трудно и не всегда приятно. Известно и обратное, когда взгляд в себя и на себя настолько приятен, что трудно оторвать себя от себя для дела. Тогда-то и Я ста- новится ненужным»'.
Диалогичное второе Я - это наша рефлексивность, которая в переживаниях «Я хочу» может существенно повлиять на век- тор смысла. Она как бы задает его границы в реальном време- ни, делая его - смысл - не только существующим вообще как идеальная модель, как возможность, но и наполняя его кон- кретным, бытийным, живым содержанием. Рефлексивность в диалоге человека с самим собой способствует сохранению ис- точника энергии в Я для создания новых смыслов. Отсутствие рефлексивности, пусть даже на время (например, в невротиче- ском состоянии), приводит к переживаниям потери этого ис- точника энергии. Так, человек в состоянии невроза не может
•Зинченко В П. Проблемы психологии развития//Вопросы психоло- гии - 1991 -№4.-С. 144
определить для себя сферу желаний. «Я не знаю, чего мне хо- теть. Я боюсь чего-то хотеть. Я этого добьюсь, ну, вот машину купил новую, а потом что? Я думал, что сяду в машину и будет счастье, а сел - и ничего не произошло. Скажите, зачем мне еще жить, что мне еще хотеть?» (выдержка из протокола заказа на психологическую помощь). В этом случае нарушение диало- гичности Я и второго Я, то есть нарушение рефлексивности, привело к появлению знаменитого невротического круга жела- ний - один из симптомов невроза навязчивых состояний, с ко- торым сам человек справиться не может.
В менее острых случаях, в бытовой практике, нарушение рефлексивности или ее недоразвитие проявляется, например, в эгоцентризме, упрямстве, эгоизме, когда о человеке говорят, что он живет только своими интересами, то есть воспроизво- дит одни и те же смыслы, не изменяя их содержания. Думаю, что образ такого человека, для которого рефлексивность и диалогичность существования Я и второго Я являются почти невозможными, описан Тэффи в ее рассказе «Дураки». «При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак - это зародыш кон- ца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идет вперед, и это во всем: и в науке, и в искусстве, и в жизни, а дурак и во- проса-то никакого не видит.
- Что такое? Какие там вопросы?.. И часто надолго остает- ся нерушимым круг, сомкнутый дураком в философии, или в математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почув- ствует что-нибудь:
- О, как жутко! О, как кругла стала жизнь!
И порвет круг»'.
Слово «круг» появилось у Тэффи недаром, вся аксиология человека живого пронизана постоянным формообразованием - созданием жизни, в ней нет места воспроизведению.
В живой жизни каждое мгновение - новое. Хотелось бы думать, что с этой, аксиологической, точки зрения «Я хочу» человека, выраженное в «Я хочу жить», содержит в себе муки и счастье приближения к бесконечности смыслов жизни, к неисчерпаемости смысла.
Формируя свои желания в цели, во внутреннем диалоге или во внешней речи, человек переживает свою потенциаль- ную автономность от других людей - пробует на вкус свою свободу. Говоря «Я хочу», он порождает собственное Я лл^ себя, как бы выносит его в виде цели вовне - на общее обо
'Тэффи Дураки//Ностальгия-Л, 1989. 227
зрение, в общее с другими людьми пространство жизни. Какие слова произнесет человек, обозначая свою цель? Что последу- ет за словами «Я хочу»?
Эти вопросы не являются праздными, так как слова, про- износимые человеком во внешней звуковой форме или в виде внутренней речи, могут быть словами свободными - дейст- венными, создающими живой текст индивидуальной жизни. Эти же слова могут быть и мертвыми формами, убивающими в человеке его индивидуальное проявление жизни. Это фан- томы сознания - слова без индивидуального содержания, без индивидуального смысла, если хотите, вкуса и запаха - пус- тые слова, чужие слова. Они не найдены, не созданы челове- ком, в них нет его Я, они несут не его цель. Это явление давно известно и называется отчуждением. С одной из его форм мы встречаемся тогда, когда человек (или мы сами) произносит эти самые пустые слова, слова, которые не создают смысла ни для говорящего их, ни для слушающего:
- Что ты от меня хочешь?
- Я не знаю, что я от тебя хочу, - все хочу! Ничего не хочу.
Две фразы диалога, и во второй вот они - пустые слова. Понять их можно, понять их невозможно.
Слово - это форма сознания, форма смыслообразования, живое слово несет в себе всю глубину сознания - его много- значность, многомерность, индивидуальность. Живое, свобод- ное слово всегда вызывает отношение, оно не пустое, его нельзя не услышать. Когда человек рождает такое слово, он прикаса- ется к собственному Я, «эпицентром сознания и самосознания является сознание собственного Я», - писал В.П.Зинченко'.
Возможно, через переживание своих целей, через воплоще- ние их в конкретное «Я хочу» человек и находит свое место по отношению к картине мира, так как таким образом пережива- ет нетождественность своего Я этой картине.
Но горе человеку, который пользуется пустым словом, пы- таясь определить свое место по отношению к картине мира, он попадает в пустоту, где нет ни его собственного Я, ни ка- кого-то другого содержания, кроме шелухи словесных оболо- чек, одного из видов превращенных форм сознания.
Как известно, сознание обладает свойством инерционно- сти, которую в известной степени поддерживают словесные формы; даже лишившись или так и не приобретя содержания, сознание не только отражает бытие и, следовательно, содер-
I Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 32.
228
его в себе, конечно, в отраженном или искаженном свете,
и создает, творит бытие. Собственное бытие, в котором также возможны жизнь и смерть - жизнь и смерть сознания, как индивидуального, так и общественного. При всех замеча- тельных свойствах сознания - диалогичности, многозначно- сти спонтанности, развития рефлексии - оно не обладает способностью самовосстанавливаться. Единственной и на- дежной помощницей в этом могут быть культура, духовность. Именно они содержат в себе идеи жизни, формы воплощения этих идей в конкретность действия, образа и представления, формирующие цели. Даже произнося эти слова - духовность и культура, - невозможно не уточнить, что это не безликие об- разования, они персонифицированы, воплощены в бытий- ность конкретных исторических людей. Нет и не может быть духовности вообще, нет и не может быть культуры вообще. Если они и обладают свойством воплощаться (может быть, точнее, опредмечиваться) в различных знаковых системах (предметах, текстах, образах и тому подобное), то для того, чтобы использовать по назначению (духовному, культурно- му) воплощенное, нужен человек (люди), умеющий и желаю- щий это прочитать, распредметить, очеловечить.
Не надо далеко ходить за примерами: печальная, тяжелая, трагическая история храмов нашей Родины вопиет об этом. Если исчезнут люди, умеющие читать воплощенную в предме- тах духовность и культуру, предметы эти будут восприни- маться только с точки зрения качества их материала, тогда будет то, что было (как бы хотелось продолжить - в далеком прошлом) совсем недавно, когда церковный кирпич пускали для строительства хозяйственных помещений, а древние ико- ны рубили на дрова. Это зримо, а незримый страх, обездо- ленность - это тоже отчуждение от жизни прошлой, настоя- щей и будущей, это небытие живого человека, телесно живого. Это та незримая плотность бытия, в которой нет места, нет пространства для души, для того «полета в небеса», о котором в свое время писал Д.Хармс и хотел, и мог осуществить в сво- ей жизни и творчестве:
Звонить - лететь
(логика бесконечного небытия)
Вот и дом полетел. Вот и собака полетела. Вот и сон полетел. Вот и мать полетела.
Вот и сад полетел. Конь полетел. Баня полетела. Шар полетел.
Вот и камень полетел. Вот и пень полететь. Вот и миг полететь. Вот и круг полететь. Дом летит. Мать летит. Сад летит. Часы летать. Рука летать. Орлы летать.
Дом звенит.
Вода звенит.
Камень около звенит.
Мать, и сын, и сад звенит.
А. звенит.
Б. звенит.
ТО летит и ТО звенит.
Лоб звенит и летит.
Грудь звенит и летит.
Эй, монахи, рот звенит!
Копье летать.
И конь летать.
Я дом летать.
И точка летать.
Лоб летит.
Грудь летит.
Живот летит.
Ой, держите, - ухо летит!
Ой,глядите, - нос летит!
Ой, монахи, рот летит!
Эй, монахи, лоб летит! Что лететь, но не звонить! Звон летает и звенеть. ТАМ летает и звонит. Эй, монахи? Мы летать! Эй, монахи! Мы лететь! Мы лететь и ТАМ летать. Эй, монахи! Мы звонить! Мы звонить и ТАМ звенеть.
1930
Преодоление звериной серьезности жизни возможно и не- обходимо для того, чтобы уменьшить (или даже разрушить) ежедневное присутствие в ней смерти. Не для того, чтобы по- глупому игнорировать ее неизбежность для своего биологиче- ского существования, а для того, чтобы по-мудрому распоря- диться силами жизни для осуществления ее как своей.
Человека всегда учили этому, учат и сегодня. Учат другие люди, воздействуя на его чувства и разум через множество источников информации. Я склонна думать, что это воздейст- вие падает на те существенные переживания, которые случа- ются с ребенком в раннем возрасте. Случаются именно с ним, при встрече с реальной смертью, по-настоящему близкой, ощутимой, переживаемой со всей возможной полнотой при- нятия ее факта. Все последующее только трансформация этого переживания, его конкретизация и рационализация.
Может быть, именно в этих переживаниях надо искать на- чало этических и нравственных качеств человека, определяю- щих меру его воздействия на живое, на свою и чужую жизнь. Возможно...
Я нашла созвучные своим предположениям идеи в вели- колепной книге Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смер-
230
а изысканность мысли и изящество текста покорили в
ней навсегда.
Думаю, что заинтересованный читатель прочтет эту кни- гу сам' (она есть и на русском языке), а я просто приведу из нее несколько цитат (с. 495-508), чтобы с их помощью еще паз определить отношение к заявленной теме о жизни и
смерти.
Итак, Филипп Арьес - французский историк, антрополог, философ, писатель о своей работе и о ее теме: «Исходной ги- потезой была та, которую предложил ранее Эдгар Морен:
существует связь между отношением человека к смерти и его самосознанием, его индивидуальностью. Эта гипотеза и была бы той путеводной нитью, что вела меня через огромную массу документов, наметив маршрут, которому я следовал от начала до конца... я оглядываю разом целое тысячелетие, и это ог- ромное пространство кажется мне упорядоченным благодаря простым вариациям четырех психологических элементов:
1) Самосознание.
2) Защита общества от дикой природы.
3) Вера в продолжение существования после смерти.
4) и вера в существование зла».
Арьес описывает, как на протяжении тысячелетия форми- ровались и последовательно сменялись разные модели смерти, содержание которых объясняется вариациями этих парамет- ров. Он называет эти модели:
1)«прирученная смерть»,
2) «смерть своя»,
3) «смерть далекая и близкая»,
4) «смерть твоя»,
5) «смерть перевернутая».
В первой модели представлены все четыре параметра:
смерть не является актом только индивидуальным (и жизнь тоже), смерть заставляет общество сплотиться в борьбе с ди- кими силами природы, смысл «прирученности» смерти в том, что конец жизни не совпадает с физической смертью человека;
смерть ощущается как интимно близкая, привычная, ритуали- зованная, она как бы говорит о неотделимости зла от сущно- сти человека - миф о грехопадении отвечал всеобщему ощу- щению присутствия в мире зла.
Начиная с XI века эта модель смещается в сторону второй модели - «смерть своя» и является результатом «смещения смысла человеческой судьбы в сторону индивидуального на-
' Арьес ф. Человек перед лицом смерти. - М., 1992. 231
чала». Это приводит к экзальтации индивидуальности, безум- ной любви к жизни и всему земному. Представление о про- должении существования после смерти проникнуто этой стра- стью быть собой, человек стал ощущать несоответствие своей души и тела, идея бессмертной души овладела умами и все шире распространяется с XI по XVIII век. Даже слова «смерть» и «умер» заменяются другими: «Бог его душу взял», «отдал Богу душу». Появляется практика завещания и окончательно- го запрятывания мертвого тела.
Но уже в XVI веке начинают складываться предпосылки для появления модели, которая в наши дни стала неоспори- мым фактом - «переворачивание» смерти, которое выражает- ся в страхе смерти как боязни быть похороненным заживо, боязни, которая подразумевает, что есть некое смешанное и обратимое состояние, сочетающее жизнь и смерть.
В XIX веке определяющим в модели смерти становится из- менение индивидуального самосознания - до сих пор его со- ставляющим было чувство общности с другими («все умирать будем») и чувство собственной специфической индивидуаль- ности («смерть своя»). В XIX веке и то и другое ослабевает, уступая место третьему чувству - «чувству другого, но близ- кого, человека». Отсюда модель «смерть твоя», за которой революция идей, политическая, индустриальная или демогра- фическая революция.
«Страх умереть самому в значительной мере сменяется стра- хом разлуки с «другими», с теми, кого любишь. Смерть «дру- гого», «тебя» возбуждает пафос, прежде отвергавшийся. Древ- нее тождество между смертью, физической болью, моральным страданием, грехом нарушается. Рай становится местом, где воссоздаются земные чувства и привязанности, где им гаран- тируется вечность.
Сегодняшняя модель смерти определяется очень сильно выраженным чувством ее приватности, индивидуальной при- надлежности. «Сейчас массовое общество восстало против смерти. Точнее, оно стыдится смерти, больше стыдится, чем страшится, оно ведет себя так, как будто смерти не существу- ет. Если чувство "другого", доведенное до своих крайних ло- гических следствий, является первой причиной того поведения перед лицом смерти, какое мы наблюдаем в наши дни, то вто- рая причина - стыд и запрет, налагаемый этим стыдом.
Стыд этот есть в то же время прямое следствие оконча- тельного ухода зла. Подтачивание власти дьявола началось еще в XVIII веке, когда и само его существование было по- ставлено под сомнение. Вместе с идеей ада стало исчезать
232
онятие греха. Все разновидности духовного и морального
отныне рассматривались не как данности ветхого челове-
а как ошибки общества, которые хорошая система надзора (и наказания) могла бы устранить. Целью науки, нравствен- ности, социальной организации стало счастье, препятствием к нему осталось еще физическое зло, оставалась смерть. Устра- нить их было невозможно...
Медицина устранила болезнь и страдание.
Но если нет зла, что же тогда делать со смертью? Общество сегодня предлагает два ответа: один банальный и один ари- стократический.
Первый есть не что иное, как массовое признание бесси- лия: не замечать того, чего нельзя предотвратить, вести себя так, как будто его не существует... ни индивид, ни общество не находят в себе достаточной прочности, чтобы признать смерть. Под маской медицины возвращаются пугающая ди- кость и неистовство неприрученной смерти... для приручения смерти необходима была вера в зло, устранение одного вер- нуло другое в состояние первоначальной дикости.
Вот почему маленькая элита антропологов, скорее, психоло- гов или социологов, чем врачей или священников, была пора- жена этим противоречием. Они предлагают не столько "уда- лить" смерть, сколько "гуманизировать" ее. Необходимо при- нять реальность смерти, а не стыдиться ее. Речь идет не о воз- вращении веры в зло, но о попытке примирить смерть со сча- стьем. Смерть должна только стать выходом, скромным, но дос- тойным человека умиротворенного, за пределы общества, гото- вого ему помогать, общества, которое уже не терзает и не потря- сает слишком сильно идея биологического перехода, без какого- либо значения, без боли и страдания, наконец без тревоги».
Эта профессиональная элита предлагает современ
|