Эпигенетическая матрица Э. Эриксона
н
зрелость
|
| личностная целостность против отчаяния
| G
взрослость
|
| производи- тельность про- тив застоя
|
| F ранняя юность
|
| близость против одиночества
|
| Е пубертатный и подро- стковый возраст
|
| личностно-ин- дивидуальное против ролево- го смешения
|
| D стадия латентности
|
| трудолюбие против непол- ноценности
|
| С
локомоторно- генитальная стадия
|
| инициативность против вины
|
| В
мышечно-анальная стадия
|
| автономность против стыда и сомнений
|
| А
орально-сенсорная
стадия
| основополагаю щая вера про- тив основопо- лагающей без- надежности
|
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Стадия А. Для Э.Эриксона связана с формированием пер- вого уровня идентичности и первых, самых глубинных, меха- низмов психологической защиты - механизма проекции, то есть приписывания окружающим своих свойств и механизма интроекции - «вбирания» внутрь внешних источников, осо- бенно образов родителей. Биологическим условием перехода на следующую стадию является созревание мышечно-двига- тельной системы, позволяющей ребенку иметь относительную автономность от взрослого.
Стадия В. Ставит ребенка в условия выбора - обрести уверенность в себе или сомневаться в себе, стыдиться себя. Этот выбор осложняется требованиями взрослых и их отри- цательными оценками ребенка. Э.Эриксон говорит о «глазах мира», которые ребенок ощущает на себе как присутствие осуждающих взрослых. Переживание нового содержания выбора приносит ребенку овладение теми формами поведе-
348
яия которые способствуют формированию психосоциаль- ной'идентичности.
Стадия С. Характерное поведение ребенка на этой стадии - активное вторжение в новое локомоцией, вопросами, дейст- вием. Действия начинают регулироваться идеальными целя- ми, ценностями. Ребенок уже способен к самонаблюдению, саморегуляции, формируются моральные чувства.
Развитие интеллекта, способность к сравнениям дают ре- бенку огромный психологический материал для идентифика- ции себя по половым признакам и соответствующего этим при- знакам поведения.
Стадия D. Связана с вступлением ребенка в школьную жизнь, а это качественно новые социальные связи с миром. Это важное время для формирования социальной и психоло- гической полноценности - адекватного отношения к труду. Появляется важнейшее чувство идентичности себя с каким-то видом труда, с результатами и процессом производства вещи или мысли. Дети осваивают, по словам Э. Эриксона, «техноло- гический этнос культуры».
Стадия Е. Происходит поиск подростком нового чувства целостности и индивидуальности. Это уже осознанный лично- стью опыт собственной способности интегрировать все иден- тификации с переживаниями, связанными с физиологическим созреванием организма, и возможностями, предлагаемыми соци- альными ролями. Чувство собственной идентичности, внутрен- ней индивидуальности связано с перспективой карьеры, то есть целостности, имеющей значение для себя и для других.
В поисках социальных ценностей, управляющих идентич- ностью, подросток сталкивается с проблемами идеологии и руководства (управления) обществом.
Стадия F. На этой стадии общество требует от человека определения в нем своего места, выбора профессии, то есть самоопределения. В то же время происходит возмужание, из- менение внешнего облика, что существенно меняет представ- ление человека о себе, перемещает его в другие демографиче- ские и социальные группы.
Формирующееся чувство пределов долга перед другими людьми становится предметом того этического чувства, которое характерно для взрослого. В это время юный взрос- лый, экспериментируя, ищет место в обществе, и общество признает за молодыми людьми право поиска, обеспечивая его соответствующими социальными нормами. Человеку требуется много собственных сил и помощи со стороны об- щества, для того чтобы подняться на уровень самодетерми-
349
нации, обеспечиваемый теорией жизни, понятой и принятой в период юности.
Стадия G. На стадии взрослого, по мнению Э.Эриксона зрелый человек нуждается в том, чтобы чувствовать свою зна^ чимость для других людей, особенно для тех, о ком он заботит- ся и кем руководит. Для него понятие производительности свя- зано не только с количественными характеристиками жизни человека, но прежде всего с заботой о порождении и воспита- нии нового поколения. Эта деятельность требует от человека продуктивности и творчества, которые сами по себе (в других сферах жизни) не могут заменить производительности.
Стадия Н. Характерной чертой человека на этой стадии Э.Эриксон считает появление качества индивидуальности, которая обеспечивает человеку его целостность и неповтори- мость, смелость быть самим собой.
Для человека тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится основой для переживания своей це- лостности. Отношение человека к жизни, подходящей к своему физическому концу, определяется той верой и надеждой в нее, которые отличают любовь к жизни от страха смерти.
Думаю, что Э.Эриксон один из немногих психологов, кто пытался понять нормального человека как человека, живущего целостной и одновременно противоречивой жизнью, где есть место не только освоению, овладению, но и сопротивлению, и разрушению, и потерям, и обретениям через преодоление.
Сам язык, каким описано психическое развитие, открывает те действительные стороны психической реальности, которые значительно шире эмоционально-волевых и познавательных процессов, или структур и систем. Вера, надежда, близость - это то, что есть в отношениях живых людей и буквально тре- бует своего изучения для преодоления пропасти между плю- рализмом науки и единством человека, той пропасти, которая часто делает современную психологию скучнейшей, а челове- ку, который нуждается в преодолении пропасти, остается только строить для этого мосты иллюзий, находя материал где угодно и как угодно.
Какой он, нормальный человек? Ответ на этот вопрос, как видно по биографическим данным Э.Эриксона, наибо- лее конкретно встает в тех видах профессиональной дея- тельности, где чужой человек - профессионал, своим присут- ствием вызывает в жизни человека существенные для ее ор- ганизации изменения.
В истории нашей науки эта ситуация стала складываться в последнее десятилетие, когда стала социально-значимой дея-
350
льность практических психологов и возникла проблема их т дофессиональной подготовки. Думаю, что в общем виде ее можно сформулировать так: какого человека считать нормаль- ным в наших конкретно-исторических условиях? Как научиться и научить мыслить о таком содержании нам, принадлежащим к этому времени? Какую позицию занять в поисках ответа на этот вопрос: исследовательскую, отстраненную, ориентирующуюся на закономерности и истину или позицию ответственного при- сутствия в жизни изучаемого (изучаемых) человека (людей)? Мо- жет быть, есть какая-то другая позиция, которую я сейчас не могу обозначить так, как эти две? Вопрос о позиции - это, думаю, и вопрос о гуманности науки, о ее соответствии своему предмету.
В этом смысле практический психолог может не углублять- ся в теоретические сложности понятия «нормальный человек», а выбрать для себя какую-то схему развития или построить собственную и работать в соответствии с ней. Его работа будет заключаться в том, чтобы определить, на какой жиз- ненной стадии находится человек, с которым он работает. Это даст ему возможность более четко сориентироваться в содер- жании его проблемы, учитывая соотношение проявления ин- дивидуальности и общей схемы жизненного развития.
Современная практическая психология в виде психотерапев- тической и консультационной деятельности накопила большой эмпирический материал, который может быть представлен с точки зрения проблем человека на разных возрастных этапах. Наряду с этим есть возможность обсуждать и пути решения этих проблем, ориентируясь на социальную и психотерапевти- ческую практику помощи современному человеку.
Привлекая данные многих авторов, Эгани Коуэн' построила «Схему развития», в которой отражены жизненные циклы че- ловека. В ее первой колонке «жизненные стадии» отмечено естественное возрастное изменение человека, «ключевые систе- мы» позволяют более содержательно обсуждать социальное окружение человека в каждый период его жизни. «Задачи раз- вития» связаны с выживанием человека и достижением счастья. «Ресурсы развития» - содержание, необходимое человеку для решения его жизненных задач развития. Каждая стадия имеет свои кризисы развития, которые будут разрешаться в зависимо- сти от характера решения жизненных задач (с использованием ресурсов). Эта схема развития позволяет соотносить содержание задач той или иной жизненной стадии и особенности их реше-
' По переводу книги Айви А.Е., Айви М.Б. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики. - Новосибирск, 19S/.
351
ния с физическим паспортным возрастом человека, анализиро. вать конкретное проявление различных чувств как содержание кризиса. Кроме того, эта схема содержит социально и индиви- дуально значимые возрастные особенности человека, связанные с изменением его места в системе культурных отношений, - появление своей семьи внутри родительской; взросление детей- пенсионный возраст, приближение смерти и тому подобное.
|