Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность Ивана Васильевича 3 Великого↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Деятельность Ивана Васильевича 3 Великого Политические преимущества, данные великому князю над удельными. 1) До сих пор все князья - сонаследники совместно долям или участкам владели городом Москвой, собирали с нее дань и пошлины, прямые и косвенные налоги; в духовной Ивана III важнейшие статьи финансового управления столицей, торговые пошлины и сборы с торговых помещений предоставлены одному великому князю, который только выдавал из них по 100 руб. в год каждому из удельных своих братьев. 2) До сих пор удельные князья творили суд и расправу по всем делам каждый на своем участке столицы и принадлежавших им подмосковных селах; по духовной Ивана III суд по важнейшим уголовным делам во всей Москве и подмосковных станах, доставшихся в удел братьев, принадлежали исключительно московскому князю. 3) До сих пор каждый владетельный князь, великий как и удельные бил и мог бить свою монету; по духовной Ивана III право чеканить монету предоставлено было великому князю московскому. 4) До сих пор согласно с удельным порядком владения, удельные князья могли распоряжаться своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению. Дмитрий Донской первый ввел некоторые ограничения в это право, поставив в своей духовной, что удельный князь, умирая бессыновным не мог завещать никому свой удел, который по смерти бессыновного владельца делился между остальными братьями по усмотрению матери. По духовной Ивана III это ограничение направленно исключительно в пользу великого князя: освободившийся удел весь без раздела переходил к последнему. Часть удела, выделенная княгине-вдове, на "прожиток", оставалась в ее пользовании только до ее смерти. Новые титулы Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван нашел тесный и некрасивой прежнюю обстановку Кремля, в какой жили его невзыскательные предки. В след за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили Ивану Успенский собор (собор Василия Блаженного), Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В это же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и надменность московской жизни. Точно так же, как и у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих Иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних отношениях, особенно с тех пор, как само собою, без бою, при татарском же содействии, свалилось с плеч татарское иго, тяготевшее на северо-восточной Руси два с половиной столетия (1238-1480). В московских правительственных, особенно дипломатических бумагах, появляется новый, более торжественный язык, складывается пышная терминология. Много Руси оставалось за Литвой и Польшей, и, однако, в отношениях с западными дворами, не исключая литовского, Иван III впервые отваживается показать европейскому политическому миру притязательность на титул ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ, прежде употреблявшийся лишь в домашнем обиходе, актах внутреннего управления и в договоре 1494 года. Даже заставляя литовское правительство формально признать этот титул. После того, как спало с Москвы татарское иго, в отношениях с неважными иностранными правительствами, например, с литовским министром, Иван III титулует себя царем всея Руси. Царями по преимуществу древняя Русь до половины XV века звала византийских императоров и ханов Золотой Орды, наиболее известных ей независимых властителей, и Иван III мог принять этот титул, только перестав быть должником хана. Свержение ига устранило политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание. Иван III мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, и верховным властителем Руси, бывшей под влиянием ордынских ханов. Словом, после брака с Софьею Иван III проявил большое властолюбие, которое потом испытывала на себе и сама великая княжна. В конце своей жизни Иван совсем было поссорился с Софьей, и отделил ее от себя. Ссора их произошла по вопросу о престолонаследии. Сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой умер в 1490 году, оставив великому князю маленького внука Дмитрия. Но у великого князя был и другой сын от брака с Софьею - Василий. Кому было наследовать престол московский: внуку Дмитрию или же сыну Василию? Сначала Иван решил в пользу Дмитрия, и при этом положил свою опалу на Софью и Василия. Дмитрия он при своей жизни венчал на царство (именно на царство, а не на великое княжение). Но через год отношения переменились: Дмитрий был отстранен, а Софья с Василием снова вошли в милость. Василий получил титул Великого Князя и стал соправителем отца. Мы же знаем, как еще до Ивана, фактически, не юридическим путем устанавливался в московском княжестве порядок преемства великокняжей власти в прямой нисходящей линии. Все зависело от воли хана: но обстоятельства и воля хана обыкновенно складывались в пользу такого порядка и образовался обычай, в силу которого великое княжение уже с Дмитрия Донского стало не только московской отчиной, но отчиной старшего сына московского князя. Василий Темный, столько претерпевший за этот порядок, придумал средство устранить его, еще при жизни назвав своего старшего сына Ивана великим князем-соправителем. Иван хотел последовать примеру отца и старшего сына своего от первой жены - Ивана, так же назначил своим соправителем, но соправитель умер, оставив сына Дмитрия, когда у Софьи подрастал сын Василий. У Ивана получились две нисходящие и равносильные линии: представитель старшей (внук) на одно колено был ниже представителя младшей (сын). Бояре из-за нелюбви к Софье были за внука, но Иван сам же нарушил свое столь торжественное установление и Софья успела поправить свои дела: венчанный внук был разжалован и заключен под стражу, а сын пожалован и посажен на великое княжение "самодержавцем". "Разве не волен я в своем внуке и своих детях? Кому хочу тому и дам княжение", - сказал однажды Иван по другому случаю; здесь в нем говорил своенравный хозяин - вотчинник, а не государь, которым издан первый Судебник. Та же мысль о произвольном выборе преемника между нисходящими выражена в договоре, заключенном между Василием и Юрием, старшими сыновьями Ивана III, еще при его жизни и по его воле: отец благословляет великое княжение своего сына, которого хочет, не взирая на старшинство. Подчинение Рязани Последние рязанские князья, два брата, Иван и Федор, были родными племянниками Ивана III (сыновьями родной сестры Анны). Как мать их, так и они сами не выходили из воли Ивана, и великий князь, можно сказать, сам правил за них Рязанью. Один из братьев (князь Федор) скончался бездетным, и завещал свой удел дяде - великому князю, отдав, таким образом, половину Рязани Москве. Другой брат (Иван) умер так же молодым, оставив малютку сына, по имени Иван, за которого правила его бабушка и брат ее Иван III. Рязань оказалась в полном подчинении Москвы. В июле с Иваном был заключен новый договор. По старому договору 1447 года Рязанское великое княжество сохраняло право самостоятельных (хотя и согласованных с Москвой) дипломатических отношений с Литвой. Теперь эти права были утеряны: великий князь Рязанский обещал ни с кем не "канчевати" - не вести никаких переговоров и не заключать соглашений. Рязанская земля фактически вошла в состав Русского государства, сохранив только внутреннюю автономию - собственную феодальную иерархию, пока еще не слившуюся с Москвой. Присоединение Твери Из всех русских земель формальную независимость к середине 80_х годов сохраняла только Тверь. Между Тверью и Москвой шла своего рода малая пограничная война, в которой участвовали феодалы обеих сторон, спорящие о землях. Но за спиной московских землевладельцев стоял государь всея Руси, а Тверские никакой реальной помощи от своего великого князя получить не могли. И не удивительно, что они стали переходить на службу к наиболее могущественному сеньору. Не располагая могучими внутренними ресурсами, не имея надежной поддержки даже у собственных феодалов, великий князь Тверской мог рассчитывать только на помощь короля Каземира. Зимой 1484-1485 годов он принял решение жениться на внучке короля. Это означало вступление Твери в союз с Литвой. Фактически, это было нарушением московско-тверского договора, крупным поворотом в тверской политике, возвращением традиционной ориентации на Литву. Союз с Каземиром был последним шансом для Михаила Борисовича, если только он не хотел разделить судьбу ярославских и ростовских князей, превратиться в вассала государя всея Руси. Реакция Москвы последовала молниеносно. Войска великого князя вторглись в Тверскую землю. Михаил Борисович вынужден был просить мира. По новому договору ему приходилось признать себя "младшим братом" и "подручным" Ивана Васильевича. Тверь впервые формально присоединилась к Москве, но Михаил Борисович не терял надежды на помощь Каземира и продолжал с ним тайные переговоры. В Августе 1485 года последовал новый поход великокняжеских войск. Тверь, "город святого Спаса", была обложена со всех сторон. В ночь на 12 сентября Михаил Борисович бежал в Литву. Тверская земля во главе со своим "великим князем" стала - 11 частью единого Русского государства. Падение последнего независимого от Москвы русского княжества совпало с важным событием в самой Москве. "Июля 19 заложена бысть на Москве на реке Стрельница". Так летом 1485 года с заклата Тайницкой башни началось строительство нового Кремля главной крепости объединенного Русского государства. Завоевание Казани По сообщениям русских летописей, летом 1486 года резко осложнилась обстановка в Казани. Обострилась борьба за престол между сыновьями хана Ибрагима. Один из них, Мухаммед-Эмин был сторонником Московской ориентации. Но власть в Казани захватил Алегам. Мухаммед-Эмину пришлось бежать в Москву, спасаясь от своего брата. Он бил великому князю челом и назвал его отцом, то есть совершил акт феодальной коммендации, признав свою зависимость от русского государства. Взамен беглец просил у великого князя "силы на брата своего". 11 апреля 1487 года под предводительством князя Даниила Дмитриевича Холмского начался поход русских войск на Казань - последний поход XV века. 18 мая конная и судовая рати оказались под стенами ханской столицы. Али-хан сделал попытку отрезать русских, но был обращен в бегство. Началась осада Казани. Вокруг города был построен острог контрвалационная линия, выражаясь терминами тогдашней западноевропейской фортификации. Казанцы действовали мужественно и активно. 20 июля было солнечное затмение. Затмения в средневековье наводили страх на людей. Но в Москве торжественно гудели колокола русская столица праздновала победу. Взятие Казани в 1487 было действительно важнейшим событием. Глава Русского государства поставил казанского хана "из своей руки". Теперь дружественная, вассальная Казань союзник Москвы, опора ее политики на Среднем и Нижнем Поволжье. Подчинение Казани - многозначительный факт в истории Восточной Европы. На развалинах империи Чингизидов стала складываться новая политическая система во главе с Русским государством. В истории малых народов Поволжья и Заволжья наступил новый этап - постепенное включение в состав Русского многонационального государства, этап возрастающих политических, экономических и культурных связей с русским народом. Подчинение Вятки Отделенная сотнями километров от основной части Руси, окруженная полуязыческими племенами, Вятская земля среди своих бескрайних лесов дольше всех сохраняла архаические раннефеодальные черты. Создание единого государства, объединившего все русские земли к востоку от литовского рубежа, с необходимостью ставила вопрос о дальнейших судьбах этого реликта старых времен. Правящие круги Вятки, как в свое время Новгорода, старались сохранить монопольное положение на своей земле. Но конфликт с Москвой был неизбежен, а исход его было нетрудно предугадать. 11 июня 1489 года на вятчан "за их неисправление", великий князь посылает большую рать во главе с воеводой князем Даниилом Васильевичем Щеней. В числе воевод, перечисленных в разрядных записях, много тверичей - вчерашние вассалы тверского великого князя идут в поход во главе войск государя всея Руси. Полки со всех сторон окружают Вятскую землю. 16 августа рать подошла к Хлынову. Начались переговоры "Большие люди" (от имени "всей земли Вятской") согласились давать дань и служить службу, что означало, по существу, признание вассальной зависимости от Москвы - и только. Это совсем не удовлетворило московских воевод. Они потребовали от вятчан целования креста "за великого князя от мала до велика" и выдачи "коромольников". Речь шла не о вассалитете, а о полном и безоговорочном включении Вятской земли в состав русского государства. Воеводы начали готовиться к штурму. Каждый ратник должен был приготовить "по беремени смол и берест; да на 50 человек по 2 сажени плетня, и к городу поставляти". Судьба города, взятого таким образом, была всем хорошо известна. Вятчане не стали ждать штурма и его неотвратимых последствий приняли все требования воевод. "Торговые люди" из Вятки поселились в Дмитрове и вошли в состав торгового сословия Русского государства. С особенностью Вятской земли было покончено. Ее включение в состав Русского государства означало переустройство прежних социально-политических отношений. Суть этого переустройства - ликвидация городской общины старого типа. Мало того, объединительная политика Москвы влекла к Московскому государю и таких служилых князей, которые принадлежали не Северной Руси, а Литовско-Русскому княжеству. Князья Вятские, Одоевские, Навасильские, Воротынские и многие другие, сидевшие на восточных окраинах Литовского государства, бросали своего великого князя и переходили на службу московскую, подчиняя Московскому князю и свои земли. Именно этот переход старых русских князей от католического государя Литвы к православному князю Всея Руси и давал повод московским князьям считать себя государями всей Русской земли, даже той, которая находилась под литовским владычеством и хотя еще не соединилась с Москвой, но должна была, по мнению, соединиться по единству веры, народности и старой династии святого Владимира. Подчинение Новгорода Мы знаем, что в последнее время самостоятельной новгородской жизни в Новгороде шла постоянная вражда между лучшими и меньшими людьми. Часто переходя в открытые усобицы, эта вражда ослабляла Новгород и делала его легкой добычей для сильных соседей Новгорода - Москвы и Литвы. Все великие московские князья старались взять Новгород под свою руку и держать там своих служилых князей в качестве московских наместников. Не раз за неповиновение новгородцев великим князьям москвичи ходили войной на Новгород, брали с него откуп (контрибуцию) и обязывали Новгородцев к послушанию. Когда Василий Темный окончательно победил Шемяку, Шемяка укрылся в Новгороде, за это Василий разгромил Новгород - 16 и принудил новгородцев присягнуть в том, что Новгород будет ему послушным и не будет принимать никакого из враждебных ему князей. Притязания Москвы на Новгород заставляли новгородцев искать защиты у литовских великих князей; а те со своей стороны, старались при всякой возможности подчинить себе новгородцев, и брали с них такие же откупы, что и Москва, но в общем плохо помогали против Москвы. Поставленные между двух страшных врагов, новгородцы пришли к убеждению в том, что они сами не могут охранять и поддерживать свою независимость и что только постоянный союз с кем-либо из соседей может продлить существование Новгородского государства. В Новгороде образовались две партии: одна - за соглашение с Москвой, другая - за соглашение с Литвой. За Москву стояло преимущественно простонародье, за Литву - бояре. Простые новгородцы видели в Московском князе православного и русского государя, а в Литовском католика и гужака. Предаться из подчинения Москве в подчинение Литве значило для них изменить своей вере и народности. Бояре же новгородские, во главе с семьей Барецких, ожидали от Москвы полного разрушения старого новгородского строя и мечтали сохранить его именно в союзе с Литвой. После разгрома Новгорода при Василии Литовская партия в Новгороде взяла верх и стала подготавливать освобождение от московской зависимости, установленной при Темном, путем перехода под покровительство Литовского князя. В 1471 году Новгород, руководимый партией Барецких, заключил с Литовским князем и королем Польским Каземиром Михайловичем союзный договор, по которому король обязался защищать Новгород от Москвы. Когда в Москве узнали о переходе Новгорода к Литве, то взглянули на это как на измену не только великому князю, но и вере и русскому народу. В этом смысле великий князь Иван писал в Новгород, убеждая новгородцев отстать от Литвы, и короля-католика. Когда же новгородцы не послушались, то в Москве стали готовиться к походу. Походу на новгородцев был придан вид похода за веру на отступников. Московская рать - 17 разными дорогами вошла в Новгородскую землю. Под началом князя Даниила Холмского она скоро победила новгородцев: сначала первый московский отряд на южных берегах озера Ильменя разбил новгородское войско, а затем в новой битве на реке Шелони главные силы новгородцев потерпели сильное поражение. Посадник Барецкий попал в плен и был казнен. Дорога на Новгород была открыта, а Литва не помогла ему. пришлось новгородцам смириться перед Иваном и просить пощады. Они отказались от всяких сношений с Литвой и обязались быть неотступными от Москвы, сверх того, они заплатили князю огромный откуп 15.5 тысяч рублей. Иван вернулся в Москву, а в Новгороде возобновились внутренние смуты. Обижаемые своими насильниками, новгородцы жаловались великому князю на обидчиков и Иван лично отправился в 1475 году в Новгород для суда и расправы. Его послы спросили в Новгороде: на каком основании новгородцы называют его государем и какого хотят государства? Когда же новгородцы отреклись от нового титула и сказали, что они не уполномочены называть Ивана государем, то Иван пошел на Новгород походом за их ложь и запирательства. Новгород не имел сил бороться с Москвой. Иван осадил город и начал переговоры с новгородским владыкой-феодалом и боярами. Он потребовал безусловной покорности и объявил, что хочет в Новгороде такого же государства как в Москве. "Вечу не быть, посаднику не быть, а быть московскому обычаю, как государи великие московские князья держат свое государство". Долго думали новгородцы, и наконец, смирились: в январе 1478 года согласились они на требования великого князя и целовали ему крест. Новгородское государство перестало существовать; вечевой колокол был увезен в Москву, туда же была отправлена и семья бояр Борецких во главе которой стояла вдова посадника Марфа (ее считали руководительницей противомосковской партии). Вслед за Великим Новгородом были подчинены Москве и новгородские земли. В первый год после подчинения Новгорода великий князь Иван не налагал своей опалы на новгородцев и не принимал крутых мер против них. Когда же в Новгороде попробовали восстать и вернуться к старине, тогда Иван начал с новгородцами крутую расправу. Владыка новгородский Феофил был взят и отправлен в Москву, а взамен его был прислан в Новгород архиепископ Сергий. Много новгородских бояр было казнено, еще больше было переселено на восток, в Московские земли. Исподволь все лучшие новгородские были выведены из Новгорода; земли их "взяты на государя" и розданы московским служивым людям, которых московский князь в большом числе поселил в новгородских пятинах. Таким образом, исчезла совсем новгородская знать, а с нею исчезла и память о новгородской вольности. Меньшие люди новгородские, смерды и половники, были избавлены от боярского гнета; из них были образованы крестьянские податные общины на московский образец. С уничтожением новгородской знати, пала и новгородская торговля с Западом, тем более, что Иван III выселил из Новгорода немецких купцов. Псков пока сохранял свое самоуправление, ни в чем не выходя из воли великого князя. Деятельность Ивана Васильевича 3 Великого
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.178 (0.013 с.) |