Софья палеолог и ее значение в москве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Софья палеолог и ее значение в москве



Иван был женат два раза. Первая жена его была сестра соседа, великого князя Тверского, Мария Борисовна. По смерти ее (1467 год) Иван "стал искать другой жены подальше и поважнее". Тогда в Риме проживала сирота, племянница последнего византийского императора Зоя Палеолог. Несмотря на то, что греки со времен флорентийской унии сильно уронили себя в русских православных глазах, не смотря на то, что Софья жила так близко к ненавистному Папе, в таком подозрительном церковном обществе, Иван III, преодолев в себе религиозную брезгливость, выписал царевну из Италии и женился на ней в 1472 году. Эта царевна, известная в Европе своей редкой полнотой, привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение. Бояре 16 века приписывали ей все неприятные им нововведения, какие с того времени появились при московском дворе. Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Ивановом преемнике, наслушавшись боярских толков, замечает о Софье в своих записках, что это была женщина необычайно хитрая, имевшая большое влияние на князя, который по ее внушению сделал многое. Ее велению приписывается даже решительность Ивана III сбросить себя татарское иго. Софья могла внушить то, чем дорожила сама, и что понимали и ценили в Москве. Она могла привезти сюда предания и обычаи византийского двора, гордость своим происхождением, досаду, что выходит замуж за татарского данника. В Москве ей едва ли нравилась простота обстановки, бесцеремонность отношений при дворе, где самому Ивану III приходилось выслушивать по выражению ее внука "многие поносные и укоризненные слова" от строптивых бояр. Но в Москве и без нее ни у одного Ивана III было желание уменьшить все эти старые порядки, столь не соответствовавшие новому положению московского государя, а Софья с привезенными ею греками, видевшими и византийский, и римские виды могла дать ценные указания, как и по каким образцам вести желательные пере- 6 мены. Ей нельзя отказать во влиянии на декоративную обстановку и закулисную жизнь московского двора, на придворные интриги и личные отношения, но на политические она могла действовать только внушениями, вторившими тайным или смутным помыслам самого Ивана III. Особенно понятливо могла быть воспринята мысль, что она, царевна, своим московским замужеством делает московских государей приемниками византийских императоров со всеми интересами православного востока, какие держались за этих императоров. Поэтому Софью ценили в Москве, и сама себя ценила не столько, как великая княгиня московская, сколько как царевна византийская. Софья, как царевна, пользовалась в Москве правом принимать иностранные посольства. Таким образом, брак Ивана и Софьи получил значение политической демонстрации, которую заявили всему свету, что царевна, как наследница павшего византийского дома, перенесла его державные права в Москву, как в новый Царьград, где и разделяет их со своим супругом.

Новые титулы

Почувствовав себя в новом положении и еще рядом с такой знатной женой, наследницей византийских императоров, Иван нашел тесный и некрасивой прежнюю обстановку Кремля, в какой жили его невзыскательные предки. В след за царевной из Италии выписаны были мастера, которые построили Ивану Успенский собор (собор Василия Блаженного), Грановитую палату и новый каменный дворец на месте прежних деревянных хором. В это же время в Кремле при дворе стал заводиться тот сложный и строгий церемониал, который сообщал такую чопорность и надменность московской жизни. Точно так же, как и у себя дома, в Кремле, среди придворных слуг своих Иван начал выступать более торжественной поступью и во внешних отношениях, особенно с тех пор, как само собою, без бою, при татарском же содействии, свалилось с плеч татарское иго, тяготевшее на северо-восточной Руси два с половиной столетия (1238-1480). В московских правительственных, особенно дипломатических бумагах, появляется новый, более торжественный язык, складывается пышная терминология. Много Руси оставалось за Литвой и Польшей, и, однако, в отношениях с западными дворами, не исключая литовского, Иван III впервые отваживается показать европейскому политическому миру притязательность на титул ГОСУДАРЯ ВСЕЯ РУСИ, прежде употреблявшийся лишь в домашнем обиходе, актах внутреннего управления и в договоре 1494 года. Даже заставляя литовское правительство формально признать этот титул. После того, как спало с Москвы татарское иго, в отношениях с неважными иностранными правительствами, например, с литовским министром, Иван III титулует себя царем всея Руси. Царями по преимуществу древняя Русь до половины XV века звала византийских императоров и ханов Золотой Орды, наиболее известных ей независимых властителей, и Иван III мог принять этот титул, только перестав быть должником хана. Свержение ига устранило политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание. Иван III мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, и верховным властителем Руси, бывшей под влиянием ордынских ханов.

Словом, после брака с Софьею Иван III проявил большое властолюбие, которое потом испытывала на себе и сама великая княжна. В конце своей жизни Иван совсем было поссорился с Софьей, и отделил ее от себя. Ссора их произошла по вопросу о престолонаследии. Сын Ивана III от первого брака, Иван Молодой умер в 1490 году, оставив великому князю маленького внука Дмитрия. Но у великого князя был и другой сын от брака с Софьею - Василий. Кому было наследовать престол московский: внуку Дмитрию или же сыну Василию? Сначала Иван решил в пользу Дмитрия, и при этом положил свою опалу на Софью и Василия. Дмитрия он при своей жизни венчал на царство (именно на царство, а не на великое княжение). Но через год отношения переменились: Дмитрий был отстранен, а Софья с Василием снова вошли в милость. Василий получил титул Великого Князя и стал соправителем отца.

Мы же знаем, как еще до Ивана, фактически, не юридическим путем устанавливался в московском княжестве порядок преемства великокняжей власти в прямой нисходящей линии. Все зависело от воли хана: но обстоятельства и воля хана обыкновенно складывались в пользу такого порядка и образовался обычай, в силу которого великое княжение уже с Дмитрия Донского стало не только московской отчиной, но отчиной старшего сына московского князя. Василий Темный, столько претерпевший за этот порядок, придумал средство устранить его, еще при жизни назвав своего старшего сына Ивана великим князем-соправителем. Иван хотел последовать примеру отца и старшего сына своего от первой жены - Ивана, так же назначил своим соправителем, но соправитель умер, оставив сына Дмитрия, когда у Софьи подрастал сын Василий. У Ивана получились две нисходящие и равносильные линии: представитель старшей (внук) на одно колено был ниже представителя младшей (сын). Бояре из-за нелюбви к Софье были за внука, но Иван сам же нарушил свое столь торжественное установление и Софья успела поправить свои дела: венчанный внук был разжалован и заключен под стражу, а сын пожалован и посажен на великое княжение "самодержавцем". "Разве не волен я в своем внуке и своих детях? Кому хочу тому и дам княжение", - сказал однажды Иван по другому случаю; здесь в нем говорил своенравный хозяин - вотчинник, а не государь, которым издан первый Судебник. Та же мысль о произвольном выборе преемника между нисходящими выражена в договоре, заключенном между Василием и Юрием, старшими сыновьями Ивана III, еще при его жизни и по его воле: отец благословляет великое княжение своего сына, которого хочет, не взирая на старшинство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.004 с.)