ТОП 10:

Социально-экономическое развитие Киевской Руси в 11-первой трети 12 вв.



Восточные славяне

В YI – IХ веках восточные славяне, населявшие обширные пространства Восточной Европы, находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования классового общества. Первая русская летопись «Повесть временных лет» содержит сведения о расселении и названиях восточнославянских племен. Это поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, уличи, тиверцы и другие. В YI веке еще все эти племена находились на стадии первобытнообщинного строя, для которого характерны подсечно-огневая система земледелия, примитивные орудия труда, коллективная форма собственности, коллективный труд и уравнительное распределение его результатов. Лишь юго-западная ветвь восточных славян, называемая антами и жившая в Причерноморье, уже находилась на стадии военной демократии, переходном периоде от родового к классовому обществу.Процесс разложения первобытнообщинных отношений протекал у восточных славян неравномерно и охватывал период с YI по IХ века. В основе этого процесса лежало прежде всего развитие производительных сил общества, появление новых, более совершенных орудий труда и техники земледелия. Это значительно облегчало ведение хозяйства и уже не требовало применения усилий крупных коллективов - родовых общин. Это повлекло за собой эволюцию общественного строя восточных славян. На смену родовой общине пришла соседская или территориальная. По мере развития общества происходил также процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Поселения ремесленников и торговцев превращались в города. Развитию торговли способствовал и тот факт, что восточнославянские племена были расселены вдоль торгового пути «из варяг в греки», из Балтийского моря в Черное.Начало появляться имущественное и социальное расслоение, формировались классы феодального общества. Класс феодалов вырастал из вождей, дружинников, старейшин. Рядовые общинники попадали от них в зависимость.Так постепенно складывалось классовое общество, а, значит, и предпосылки возникновения государства.У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых (« мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники —Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие[29]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).«Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд « обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известна Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс(солнечные божества),

3)Образование Древнерусского государства. Его социально-экономический и политический строй (IХ – Х века). Принятие христианства.

К середине IХ века у восточных славян сложились предпосылки государственности. Возникли крупные союзы племен. Особенно значимыми были племенной союз во главе с полянами с центром в Киеве и племенной союз во главе с ильменскими словенями с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» содержит легенду, согласно которой новгородцы пригласили из-за моря варягов, как называли на Руси выходцев из Скандинавии (в Западной Европе их называли норманнами). Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Преемник Рюрика Олег в 882 году совершил поход на Киев и объединил восточнославянские племена в единое государство. Так возникла Киевская Русь. Эта легенда дала основание для возникновения норманнской теории происхождения Древнерусского государства, согласно которой государственность славянам принесла варяги, так как сами они были не способны к самостоятельному историческому творчеству. В противовес норманнской возникла антинорманнская теория, отрицающая роль внешних сил в образовании государства и объясняющая этот процесс как результат внутреннего развития славянских племен.

Действительно, присутствие варягов среда восточных славян, их служба славянским князьям являются доказанным фактом. Но варяги были малочисленны и не могли оказать существенного влияния на социально-экономические и политические институты восточных славян, их язык и культуру. Государству нельзя научить. Оно может возникнуть только в результате разложение родового строя и формирования классовых отношений. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Да и сама личность Рюрика вызывает споры среди историков. Есть точка зрения о его славянском происхождении.

С объединением Северной и Южной Руси в единое государство его столица была перенесена в Киев, откуда и пошло название Киевская Русь. В IХ – ХI веках это было раннефеодальное государство. Эта стадия развития общества характеризовалась, с одной стороны, формированием феодальных отношений, а с другой, сохранением пережитков родового строя и рабовладельческого уклада.

Во главе государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Старшие дружинники – бояре были ближайшими советниками князя во всех важных вопросах. Сохранялась еще роль народного собрания – вече, совета старейшин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен. Сбор дани назывался полюдье.

Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина - имение, передающееся по наследству от отца к сыну. Владельцем вотчины был князь или боярин. Население, зависимое от князя, называлось смердами. Достаточно широко было распространено рабство. Рабы назывались холопами или челядью. К зависимым людям относились также закупы, рядовичи, изгои. Главным источником по изучению Киевский Руси является свод законов Древнерусского государства – «Русская правда», составленная в ХI веке.

Принятие христианства.

Складывание единого государства требовало и принятия единой веры, так как язычество мешало развитию феодальных отношений. Важнейшим событием стало принятие христианства по византийскому православному образцу в 988 году князем Владимиром. Русь принимала христианство в сложной исторической обстановке. В конце 986 г. командующий азиатской армией Византии Варда Склир поднял восстание против Василия II. Византийский император направил против мятежного полководца бывшего в опале Варду Фоку. В сентябре 987 г. Фока захватил Склира, но в свою очередь, поднял мятеж и провозгласил себя императором. К концу года войска Фоки подошли к Хризополю, крепости на малоазийском берегу, напротив Константинополя. Согласно источникам того времени, серьезно озабоченный сложившимся положением император Василий II обратился за военной помощью к враждебно настроенному в тот период времени правителю Руси князю Владимиру. Владимир согласился оказать военную помощь Византии только при условии заключения почетного брака между ним и сестрой императора Василия II Анной. В свою очередь как условие брака правительство Византии выдвинуло требование принятия язычниками-руссами христианства. Князь Владимир организовал варяжский отряд и послал его императору для поступления на византийскую службу до заключения брака. С помощью руссов мятеж был подавлен, однако император не спешил выполнять свою часть договора, что заставило князя Владимира прибегнуть к военному давлению (осада византийской крепости в Крыму - Херсонеса). Стремясь обеспечить мир и покой северным византийским провинциям, император выполнил условия договора и брак Владимира с царевной Анной был заключен.

В 988 г. великий киевский князь Владимир крестил население Киева. С этого момента христианство стало официально распространяться по всей Руси. Не везде крещение мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. В конце IX-XI вв. были основаны епископства в важнейших городах: Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле. В Киеве строится соборная Десятинная церковь, на содержание которой князь выделил десятую часть своих доходов. В правление князя Ярослава появляется монашество. Греческое духовенство принесло вместе с новой религией и новые понятия о правах и обязанностях правителя и подданных, представление о правителе как о пастыре, ответственном перед Богом за благосостояние подвластного ему народа. Представители церковной иерархии явились на первых порах естественными союзниками князей. Личная власть князей после крещения Руси значительно окрепла.Введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей.

Церковный раскол.

На пути абсолютной монархии стояли некоторые пережитки феодальной раздробленности, в частности, притязания православной церкви на приоритет духовной власти над светской. Падению значения церкви и ее более полному подчинению государственной власти способствовал церковный раскол, который стал следствием церковной реформы патриарха Никона 50-60-х годов ХYII века. Реформа вызывалась необходимостью ликвидировать различия в церковных обрядах в России и на Украине, а также разночтения в церковных книгах, что давало повод для возникновения ересей. Но многие представители церкви негативно восприняли реформу, что положило начало расколу. Проповеди «старолюбцев» находили отклик в различных слоях народа, поэтому церковный раскол – это сложное социальное движение.Старообря́дчество, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. За исключением единоверцев приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905[1][2] в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие»[3]. Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев споместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православнымихристианами, квалифицируя РПЦ Московской Патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками«второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица)[4][5]; большинствобеспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России — Русская Православная Старообрядческая Церковь — относится к поповцам.

 

Внешняя политика Петра I.

Важнейшей внешнеполитической задачей Петра I была борьба за выход к Черному и Балтийскому морям. В 1695 году русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но взять ее не смогли. Во время следующего Азовского похода в 1696 году Азов был взят. Для укрепления позиций русских на Азовском море была поставлена крепость Таганрог.

В 1697 – 1698 годах в Европу было отправлено Великое посольство не только для знакомства с европейской жизнью, но и для разведывания политической обстановки. Эта поездка показала, что политическая ситуация благоприятствует началу войны против Швеции за выход к Балтийскому морю, за возвращение территорий, утраченных после «смуты» начала ХYII века.

Северная война (1700 – 1721) делится Полтавским сражением 1709 года на два этапа. Союзниками России были Дания и Саксония. Первый этап из-за поражения под Нарвой стал для России оборонительным. Швеция смогла вывести из войны ее союзников. Поэтому Петр I должен был прежде всего решить задачу преобразования армии, накопления военного потенциала страны. Воспользовавшись отсутствием крупных шведских сил в Восточной Прибалтике, он сумел занять крепости Ингрии и основать Петербург и Кронштадт.

Разгром шведов под Полтавой (июнь 1709) позволил перехватить инициативу, которую Петр развил, укрепив свое положение в Ингрии и Карелии, заняв Лифляндию и Эстляндию, а затем вступил в Германию, где при содействии Дании, Саксонии было начато наступление на шведские владения в Померании.В 1710 году шведы создали для России второй фронт на южных границах, побудив Турцию начать войну. Турки вернули Азов и разрушили Таганрог. Центром военных действий со Швецией стала Балтика. В 1714 году в битве при мысе Гангут шведский флот был разбит. К 1716 году шведы были вытеснены из всех их заморских владений. В 1718 году при посредстве Франции начались переговоры о мире, но смерть шведского короля Карла ХII привела к новому витку войны. В 1720 году русский флот одержал победу у острова Гренгам.В 1721 году был подписан Ништадтский мирный договор, юридически оформлявший победу России и ее приобретения в Прибалтике (Лифляндия и Эстляндия в 1710 году были включены в состав России).В 1722-1723 годах русская армия осуществила Каспийский поход. Воспользовавшись внутриполитическим кризисом в Персии, Россия активизировала свою политику в Закавказье. В результате похода на Кавказ и в Персию к России отошел западный берег Каспийского моря с городами Баку, Решт, Астабад. Но дальнейшее продвижение в Закавказье стало невозможно из-за вступления в войну Турции. В 1724 году был подписан Константинопольский мир между Россией и Турцией. Турция признавала территориальные приобретения России, а Россия признавала за Турцией Западное Закавказье.

 

Консерваторы и либералы.

Социальную основу консерватизма в России составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. В пореформенный период консервативная идеология продолжала развиваться в рамках теории «официальной народности». Консерваторы выступали за незыблемость самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ, укрепление позиций дворянства, помещичье землевладение. Они отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти. Идеологами консерватизма были: обер-прокурор Синода Победоносцев, министр внутренних дел Толстой, редактор газеты «Московские ведомости» Катков. Распространению их идей способствовали чиновничье-бюрократический аппарат, церковь, реакционная печать.

Социальную основу либеральной идеологии составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции. Либералы отстаивали идею об общем с Западной Европой пути развития России. Они выступали за введение конституционных начал, демократических свобод, продолжение реформ. Политическим идеалом их была конституционная монархия. Либералы были сторонниками эволюционного пути развития России, через реформы. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Главной формой их протеста были адреса и ходатайства на имя царя с предложением программы преобразований.

Идеологами либералов были ученые, публицисты, земские деятели (Чичерин, Кавелин, Родичев и др.). Их организационной опорой являлись земства, научные общества, журналы «Вестник Европы» и «Русское богатство». Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции самодержавию. Они, как и консерваторы, боялись народного бунта и действий радикалов.

Деятельность С.Ю.Витте.

На рубеже ХIХ – ХХ веков Россия оставалась аграрной страной, ее облик определяло сельское хозяйство. К середине 90-х годов закончился мировой аграрный кризис и цены на хлеб стали расти как внутри страны, так и на мировом рынке. Выросли сборы всех культур, производство хлеба на душу населения. По-прежнему, производство зерновых происходило в двух типах хозяйств (помещичьем и крестьянском), при этом росла роль кулачества в производстве товарного хлеба. Крестьянские хозяйства преобладали и производстве картофеля и продукции животноводства. Урожайность была низкой как в помещичьем, так и в крестьянском хозяйствах. Удобрения почти не вносились.

Расширились посевные площади, в основном за счет Сибири. Росла роль окраин в производстве сельхозпродукции. После революции в большинстве районов страны очень быстро росло число кооперативов.В аграрной сфере наиболее остро ощущалось тормозящее влияние пережитков феодализма: крестьяне страдали от малоземелья, многочисленных поборов. Попытка правительства разрушить общину провалилась.В конце ХIХ века в России начался процесс индустриализации, о чем свидетельствовали самые высокие в мире темпы развития тяжелой промышленности. Но структура промышленности в целом не изменилась, так как легкая промышленность также развивалась довольно быстро. Активно велось железнодорожное строительство. Была проложена Транссибирская магистраль.Начался процесс концентрации производства. Россия вступила в стадию империализма. К началу ХХ века существовало до 30 картелей и синдикатов.

В 1900-1903 годах страну поразил мировой экономический кризис, носивший затяжной характер, после кризиса последовала депрессия 1904-1908 годов, а с 1909 года – новый экономический подъем. В этот период продолжился процесс монополизации производства и капитала, происходило слияние банковского и промышленного капитала и образование финансового капитала и финансовой олигархии.При Николае II (1894-1917) сторонником реформ выступал министр финансов С.Ю.Витте. Он стремился к тому чтобы привести государственное устройство России в соответствие с потребностями развивающегося индустриального общества. Он был сторонником политики протекционизма, был введен покровительственный таможенный тариф. Министерство финансов выступало за приток иностранных капиталов в экономику. В 1897 году была проведена денежная реформа, обеспечившая рубль золотым содержанием. Были выработаны и законодательно закреплены принципы государственной системы заказов и субсидий. По аграрному вопросу Витте выступал за разрушение общины, уравнение крестьян с другими сословиями. Но эти предложения были признаны преждевременными.

НЭП

В начале 1920-х годов Советская Россия оказалась в условиях тяжелейшего кризиса. Экономический кризис был следствием мировой и гражданской войн. Промышленность сократилась в пять раз, численность пролетариата в два раза, сельское хозяйство почти в два раза. Политический кризис был вызван недовольством крестьянства политикой продразверстки, что проявилось в крестьянских мятежах. Кульминацией кризиса стал мятеж моряков и солдат в Кронштадте в марте 1921 года. Это заставило большевиков резко изменить экономическую политику. Х съезд РКП(б) в марте 1921 принял решение о замене продразверстки продналогом, что положило начало нэпу.

Главными целями нэпа были восстановление союза рабочих и крестьян, выход из кризиса и восстановление хозяйства, обеспечение благоприятных условий для строительства социализма, не дожидаясь революции на Западе, восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей. По достижению этих целей нэп в конце 1920-х годов был свернут.

Продналог вводился в натуральной форме, а с 1923 года в денежной. Он возлагался, в основном, на кулаков, беднота от налога освобождалась. Разрешалась аренда земли и наем рабочей силы. Широкое развитие получила кооперация в деревне и городе.

Промышленность переводилась на полный хозрасчет. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право на создание акционерных и совместных с государством предприятий. Крупная промышленность оставалась в руках государства.

Была проведена денежная реформа, в результате чего рубль стал конвертируемой валютой. Новый «Кодекс законов о труде» 1922 года отменял всеобщую трудовую повинность. Восстанавливалось денежное содержание оплаты труда, отменялась уравниловка.

Нэп способствовал быстрому восстановлению экономики. В 1925 году посевные площади достигли довоенного уровня (1913 года), животноводство превзошло его. В 1922-1924 годах промышленное производство выросло в два раза. Развивалась торговля. Преодолена инфляция. Возник ряд негосударственных банков. Повысился уровень жизни народа.

Но нэповская экономика не была свободна от кризисов. В 1923 году – «кризис сбыта»: затоваривание дорогими и плохими промтоварами, которые крестьянство отказывалось покупать. 1924 год – «кризис цен», когда крестьяне, собравшие хороший урожай, отказались отдавать хлеб по твердым ценам. Во второй половине 1920-х годов – кризисы хлебозаготовок. Переход к ускоренной индустриализации и командно-административной системе привел к свертыванию нэпа.

Образование СССР.

В начале 1920-х годов на территории бывшей Российской империи существовали самостоятельные государственные образования: РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Хорезмская и Бухарская народные республики. Везде победила Советская власть, были правящими коммунистические партии.

С того момента, как Советская власть оказалась изолированной на территории прежней России, сразу остро встал вопрос об отношениях между различными государственными образованиями, возникшими в ее пределах. Объединительные тенденции исходили не только от партии, их порождала сама изоляция, необходимость обороны от внешнего мира. Вновь заявляли о себе старые хозяйственные связи между частями бывшей империи. Ее народы были связаны и общностью культуры.

В годы гражданской войны были объединены вооруженные силы и ресурсы, необходимые для ведения войны. Но это было временное решение. В начале 1920-х годов отношения между республиками регулировались договорами, предусматривавшими наличие ряда общих ведомств. В 1922 году новые Кодексы законов РСФСР были с изменениями приняты другими республиками. Остро вставал вопрос о введении сотрудничества между ними в более прочные и конкретные конституционные рамки.

В марте 1922 года был заключен договор, устанавливающий простой союз на федеративной основе между Грузией, Арменией и Азербайджаном. А в декабре 1922 года образована Закавказская Советская Федеративная Социалистическая республика (ЗСФСР).

В августе 1922 года при Политбюро ЦК РКП(б) была создана комиссия во главе со Сталиным для выработки проекта объединения республик. Сталин предложил проект автономизации, т.е. вхождения всех республик в РСФСР на правах автономий. Он был одобрен комиссией, но вызвал резкую критику Ленина. Он выступал за союз равноправных, суверенных государств на федеративной основе, с обязательным правом свободного выхода. Вмешательство Ленина заставило комиссию изменить решение.

После длительной подготовительной работы в республиках в декабре 1922 года в Москве начал работу I съезд Советов СССР. Актом учреждения СССР стал договор между четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. 30 декабря он был утвержден съездом Советов.

В январе 1924 года была принята Конституция СССР. В 1924-1925 годах после длительной подготовительной работы на базе Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик были образованы Узбекская и Туркменская ССР. В 1929 году из автономной в союзную была преобразована республика таджиков.

С течением времени СССР стал напоминать государство, предусмотренное сталинским проектом автономизации.

ВОВ(1941-1945)

Кризис 1998 года

Экономический кризис 1998 года в России был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Основными причинами экономического кризиса были: огромный государственный долг России, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России[источник не указан 552 дня], строительство финансовой пирамиды ГКО (государственные краткосрочные облигации), закономерно рухнувшей на определенном этапе своего развития[11]. Внешним проявлением экономического кризиса стал технический дефолт, объявленный Правительством РФ 17 августа 1998 года[12].

Последствия технического дефолта серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза — c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Обесценение рубля существенным образом повлияло на развитие экономики, как отрицательно, так и положительно[12]. Негативные результаты состояли в том, что было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни.

Вместе с тем, шок, который испытала экономика в результате дефолта оказал положительное влияние на её развитие: возросла экономическая эффективность экспорта, то есть экспортноориентированные предприятия получили дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на внешнем рынке; предприятия, производящие продукцию для внутреннего рынка, повысили свою конкурентоспособность за счёт того, что иностранная продукция резко возросла в цене; произошли многие структурные изменения в экономике[12].

Российская Федерация c 1999 года

Президентство Владимира Путина 2000—2008

Инаугурация президента России Владимира Путина на первый срок

7 мая 2000 года

Инаугурация президента России Владимира Путина на третий срок, 7 мая 2012 года

31 декабря 1999 Б. Н. Ельцин объявляет о досрочном уходе в отставку и назначении на пост исполняющего обязанности президента премьер-министра В. В. Путина. В. В. Путин выигрывает прошедшие в марте 2000 года выборы и становится вторым президентом России. В 2000-е годы был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта.[13][14] В это время в экономике РФ отмечается стабильный профицит бюджета, рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции. Проведённые реформы, увеличение поступления иностранных инвестиций в Россию с 10 млрд долларов в 1999 году до 120 млрд долларов в 2007[15] и рост мировых цен на товары российского экспорта значительно способствовали улучшению состояния российской экономики.

Деньги, полученные за счет высоких цен на энергоносители правительство использует для выплаты внешнего долга и создания стабилизационного фонда.

14 марта 2004 года Путин был переизбран президентом на второй срок.

В сентябре 2005 в России было начато осуществление «Национальных проектов» для разрешения наиболее злободневных социальных проблем: здравоохранение, образование, жилищная политика и сельское хозяйство. В 2006 на эти программы выделяется 161 млрд рублей, в 2007 — 206 млрд.

В декабре 2007 В. В. Путин объявил о том, что на президентских выборах весной 2008 поддержит кандидатуру Д. А. Медведева.

4 марта 2012 года, президентом России на третий срок был избран Путин В. В. В связи с принятием поправок в Конституцию Российской Федерации, срок полномочий Путина 6 лет (до 2018 года).

Восточные славяне

В YI – IХ веках восточные славяне, населявшие обширные пространства Восточной Европы, находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования классового общества. Первая русская летопись «Повесть временных лет» содержит сведения о расселении и названиях восточнославянских племен. Это поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, уличи, тиверцы и другие. В YI веке еще все эти племена находились на стадии первобытнообщинного строя, для которого характерны подсечно-огневая система земледелия, примитивные орудия труда, коллективная форма собственности, коллективный труд и уравнительное распределение его результатов. Лишь юго-западная ветвь восточных славян, называемая антами и жившая в Причерноморье, уже находилась на стадии военной демократии, переходном периоде от родового к классовому обществу.Процесс разложения первобытнообщинных отношений протекал у восточных славян неравномерно и охватывал период с YI по IХ века. В основе этого процесса лежало прежде всего развитие производительных сил общества, появление новых, более совершенных орудий труда и техники земледелия. Это значительно облегчало ведение хозяйства и уже не требовало применения усилий крупных коллективов - родовых общин. Это повлекло за собой эволюцию общественного строя восточных славян. На смену родовой общине пришла соседская или территориальная. По мере развития общества происходил также процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Поселения ремесленников и торговцев превращались в города. Развитию торговли способствовал и тот факт, что восточнославянские племена были расселены вдоль торгового пути «из варяг в греки», из Балтийского моря в Черное.Начало появляться имущественное и социальное расслоение, формировались классы феодального общества. Класс феодалов вырастал из вождей, дружинников, старейшин. Рядовые общинники попадали от них в зависимость.Так постепенно складывалось классовое общество, а, значит, и предпосылки возникновения государства.У восточных славян очень долго был патриархально-родовой строй, поэтому у них долго сохранялся и семейно-родовой культ в виде почитания предков, связанного с погребальным культом. Очень прочно удерживались верования, касающиеся отношения умерших к живым. Все умершие резко делились на две категории: «чистых» покойников — умерших естественной смертью («родители»); и на «нечистых» — умерших насильственной или преждевременной смертью (после принятия христианства к ним относились и дети умершие некрещеными) и колдуны. Первых обычно почитали, а вторых (« мертвяков» — отсюда происходят много суеверий связанных с умершими) боялись и старались обезвредить:Почитание «родителей» — это семейный, а раньше (родовой) культ предков. С ним связаны многие календарные праздники —Масленица отсюда и родительская суббота), Радуница, Семик и другие[29]. Отсюда, возможно, появился и образ Чура (Щура), восклицания такие как «Чур меня», «Чур это мое», могли обозначать заклинание, призывающее Чура на помощь. Из культа предков происходит и вера в домового (домовик, доможил, хозяин и пр.).«Нечистые мертвецы». Во многом, это были люди, которых боялись при жизни, и не переставали бояться после их смерти. Интересен обряд « обезвреживания» такого мертвеца во время засухи, которую им часто приписывали. Выкапывали могилу мертвеца и бросали его в болото (иногда заливали водой), возможно именно отсюда происходит название «навий» (мертвец, умерший), а также «навка» — русалка.Более сложен вопрос о богах и божествах восточных славян. Самыми древними являлись Перун, Велес и Мокошь.Многие исследователи согласны, что потом Перун стал княжеским богом, но почитался ли крестьянами не известна Считается, что после принятия христианства в 988 году образ Перуна стал связываться с Ильёй-пророком. Велес, «скотий бог», мог быть покровителем скотоводства, так и земледелия., а Мокошь — покровительницей женских работ, прядения и ткачества.В 980-е годы князем Владимиром была проведена языческая реформа с целью внутреннего укрепления государства через искоренение местных племенных культов. Князь выделил единый пантеон языческих богов во главе с Перуном.Из других богов, которые упоминаются в летописях и некоторых других источниках, можно назвать — Сварог, Даждьбог, Хорс(солнечные божества),

3)Образование Древнерусского государства. Его социально-экономический и политический строй (IХ – Х века). Принятие христианства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.024 с.)