ТОП 10:

Россия в конце ХYI начало ХYII веков . «Смутное» время .



Со смертью Ивана Грозного в 1584 году, фактически сходила на нет династия Рюриковичей. В наследство своим преемникам он оставил разоренную опричниной страну, к тому же проигравшую длившуюся четверть века Ливонскую войну. На престол вступил средний сын Ивана Федор, но править он был не в состоянии (младшему Дмитрию было 2 года). При Федоре сложился регентский совет, который возглавил его шурин Борис Годунов, фактически, ставший правителем. После смерти Федора в 1598 году Земский собор избрал Годунова царем (Дмитрий умер в 1592 году).

Предпосылки «смуты» следует искать не только в прекращении династии и, как следствие, борьбы боярства за власть, а также в глубоком кризисе порожденном опричниной, выход из которого был найден на путях усиления крепостного права.

Борис Годунов был талантливым правителем.В 1586 году правительство Бориса Годунова предприняло ряд крупных военных экспедиций в Западную Сибирь, в результате которых к началу ХYII века Сибирское ханство было ликвидировано, а территория Западной Сибири до реки Обь была включена в состав России. При нем строились новые города, усилились связи с Западной Европой. Было подписано двадцатилетнее перемирие с Речью Посполитой, в результате войны со Швецией возвращены утерянные в Ливонской войне города. В 1589 г. было введено патриаршество. В то же время усилилось крепостное право, введен пятилетний срок сыска беглых крестьян («урочные лета»). Это вызвало возмущение народа. Нужен был толчок, чтобы назревшие противоречия вылились в «смуту». Таким толчком стали голодные 1601 – 1603 годы. В 1603 году восставшие крестьяне под предводительством Хлопка подошли к Москве, но были разбиты.

В 1604 году в Польше появился самозванец, называвший себя царевичем Дмитрием. С отрядом польско-литовских шляхтичей он отправился в Россию, к нему присоединялись все недовольные Борисом Годуновым. В апреле 1605 года Годунов внезапно умер, на трон вступил его сын Федор. Но в царском войске произошел мятеж, и самозванцу был открыт путь к Москве. Федор был убит, и царем стал Дмитрий (Лжедмитрий I). Но и он вызвал недовольство во всех слоях общества, в 1606 году против него созрел заговор. Новым царем Земский собор провозгласил князя Василия Шуйского. В 1606 – 1607 годах развернулась крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова, потерпевшая поражение. Участники его войска разошлись, но были готовы встать под знамена нового предводителя. И такой вскоре нашелся в лице второго самозванца. Лжедмитрий II с польско-литовским отрядом стал лагерем в Тушино. Москву он взять не смог, но его отряды разошлись по стране, получая поддержку во многих городах. Чтобы изгнать поляков Шуйский обратился за помощью к Швеции, обещая ей территории. Началась открытая польская интервенция.

В 1610 году самозванец был разбит. В Москве произошел переворот, Шуйский был свергнут. К власти пришло правительство из семи бояр, которое предложило престол сыну польского короля и впустило в Москву польский гарнизон.

В стране поднималось национально-освободительное движение. Было создано ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Оно в 1611 году подошло к Москве, но в виду разногласий между дворянами и казаками оно скоро распалось. Новое ополчение возглавили князь Пожарский и земский староста Минин. В октябре 1612 года Москва была освобождена от интервентов. Земский собор 21 февраля 1613 года избрал нового царя – Михаила Федоровича Романова.

«Смута» привела к усилению хозяйственной разрухи, потере ряда территорий. Предстояла огромная работа, чтобы заново отстроить разбитое государственное здание.

Внутренняя политика самодержавия в 17 веке .Соборное уложение 1649г.

При Михаиле Романове (1613 – 1645) верховная власть была восстановлена в форме сословно-представительной монархии, опиравшейся на Боярскую Думу и Земские соборы. Первые 10 лет царствования Михаила Земские соборы заседали непрерывно, решая важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Огромную роль при нем играли его родственники: мать, а затем вернувшийся из польского плена отец, ставший митрополитом.

Главной задачей представителей новой династии стало восстановление экономики. Это было сделано на путях усиления крепостного права. Срок сыска беглых крестьян был увеличен до 9, а затем до 10 лет.

Война с Польшей (1632 – 1634 гг.) не позволила России вернуть утраченные после «смуты» земли. В 1637 г. казаки по своей инициативе заняли Азов, но удержать не смогли.

При Алексее Михайловиче (1645 – 1676) значительно усилился налоговый гнет, что было следствием роста аппарата власти и активной внешней политики. Это вызвало многочисленные народные восстания («соляной бунт» в Москве, восстания в Новгороде, Воронеже, Курске, Пскове, «медный бунт»). Наивысшего размаха достигло крестьянское движение (война под предводительством Степана Разина). Все это дало повод историкам назвать ХYII век «бунташным».

При первых Романовых значение Земских соборов постепенно падало, они стали созываться все реже. Последний Земский собор был созван в 1653 году для решения вопроса о воссоединении Украины с Россией (1654). Сословно-представительная монархия уступала место абсолютизму.

Земский собор 1649 года принял новый свод законов «Соборное уложение». Оно укрепляло централизованное государственное управление и самодержавную власть царя, оформляло крепостническую зависимость крестьянства. Вводилась смертная казнь за преступления против царя и церкви. Отменялись «урочные лета»: беглых крестьян теперь можно было сыскивать без срока. Крестьянин, его семья и имущество становились собственностью феодала.

 

Церковный раскол.

На пути абсолютной монархии стояли некоторые пережитки феодальной раздробленности, в частности, притязания православной церкви на приоритет духовной власти над светской. Падению значения церкви и ее более полному подчинению государственной власти способствовал церковный раскол, который стал следствием церковной реформы патриарха Никона 50-60-х годов ХYII века. Реформа вызывалась необходимостью ликвидировать различия в церковных обрядах в России и на Украине, а также разночтения в церковных книгах, что давало повод для возникновения ересей. Но многие представители церкви негативно восприняли реформу, что положило начало расколу. Проповеди «старолюбцев» находили отклик в различных слоях народа, поэтому церковный раскол – это сложное социальное движение.Старообря́дчество, древлеправосла́вие — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х — 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. За исключением единоверцев приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905[1][2] в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие»[3]. Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев споместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православнымихристианами, квалифицируя РПЦ Московской Патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками«второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица)[4][5]; большинствобеспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Крупнейшее старообрядческое объединение в современной России — Русская Православная Старообрядческая Церковь — относится к поповцам.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.005 с.)