Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объективные признаки нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средствСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Руководствуясь общим учением о составе преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта отметим, что к обязательным объективным признакам состава преступления наука уголовного права России традиционно относит объект и объективную сторону преступления, к факультативным, в ряде случаев, - предмет преступления. От правильного обозначения объекта зависит точное определение характера данного вида преступления и степени его общественной опасности, что подтверждают многие ученые юристы. В частности С.В. Растoрoпoв утверждает, что «объект посягательства во многом определяет юридическую конструкцию конкретного состава преступления, место преступления в Особенной части уголовного законодательства»[36]. Также он отметил, что объект преступления помогает существенным образом отграничивать одни преступные посягательства от других. Осуществление такой процедуры делает возможным безошибочно определять наказание, соответствующее содеянному, а точное определение объекта нарушения правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта имеет важное значение, как в теории уголовного права, так и на практике. С учетом того, что в настоящее время отсутствует единая, отвечающая требованиям практики научно обоснованная последовательная концепция общего понятия объекта преступления в теории уголовного права, проблема объекта преступлений против здоровья человека представляется сопряженной с большими трудностями. Как вовремя отметил Г.П. Новоселов, называя объектом преступления то, на что посягает лицо, совершившее преступное деяние, и чему причиняется или может быть причинен вред в результате преступления, отечественные ученые разделились в вопросе о том, что же непосредственно составляет содержание рассматриваемого понятия: общественные отношения, человек или определенные социальные блага. Сомнения в данном вопросе рассеял профессор Л.Д. Гаухман. Он определил, что «объект преступления - это охраняемые уголовным правом общественные отношения, олицетворяющие сущность данной социально-экономической формации, выгодные и угодные господствующему классу, наиболее важные и ценные, относящиеся к базису и надстройке, типичные, то есть представленные в обобщенном выражении, являющиеся чисто социальной категорией, не содержащей ничего материального, на которые посягает преступление, в конечном счёте, субъектом которых является общество в целом и посягательство, на которые состоит исключительно в их нарушении»[37]. Уголовно-правовая характеристика любого состава преступления начинается с анализа его объективных признаков. Не вдаваясь в дискуссии относительно определения объекта преступления, которое до настоящего времени в уголовно-правовой доктрине не выработано, остановимся на более распространенной точке зрения относительно понятия объекта преступления. Объект преступления – наиболее важные общественные отношения, охраняемые уголовным законом от причинения им существенного вреда в результате преступных посягательств. Определяя объект преступления как норму, на которую преступление посягает, в конечном счёте, отметим, что им являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, основанные на правовых, нормах, независимо от того, регламентированы ли они правовыми нормами других отраслей законодательства. Выводы, согласно которым объектом преступления являются общественные отношения, позволяет определить систему видов объекта преступного посягательства в целом и отвести в ней место объекту преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Руководствуясь вышеизложенным, определим четыре вида объекта рассматриваемого преступного посягательства: - общий; - родовой; - видовой; - непосредственный. Общий объект любого преступления традиционно определяется, как совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Родовой объект - это совокупность более или менее широкого круга однородных взаимосвязанных общественных отношений, одинаковых для целой группы преступлений, которые против них направлены, что в конечном итоге определяет характер общественной опасности этих преступлений. При формулировании видового объекта - из всей группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений выделяют такую их совокупность, которой преступления конкретного вида во всех случаях причиняют вред либо создают реальную угрозу причинения вреда. Под непосредственным объектом преступления понимается конкретное общественное отношение, на которое непосредственно посягает преступление. Это означает, что из всей совокупности общественных отношений, на которые посягает преступление, необходимо выделить наиболее существенное, в целях, охраны которых издана эта уголовно-правовая норма. Под родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует рассматривать совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни людей и их деятельности. Законодатель определил, что безопасность при использовании автотранспорта, как источника повышенной опасности, является одной из сфер общественной безопасности. По мнению В.С. Орлова, видовым объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 264 УК РФ, выступает нормальная (или правильная) работа транспорта[38]. С приведенным понятием достаточно сложно согласиться в связи с тем, что использование оценочных терминов, суть которых нельзя однозначно определить, вряд ли способствует пониманию общественных отношений, составляющих видовой объект рассматриваемого преступления. Наиболее обоснованной можно признать трактовку А.И. Коробеева, который считает, что видовой объект данного преступления представляет собой совокупность общественных отношений в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств[39]. В теории уголовного права под безопасностью функционирования транспорта понимается состояние транспортной деятельности, исключающее причинение вреда жизни и здоровью людей, транспортным средствам, материальным ценностям, окружающей природной среде. Оно обеспечивается мерами различного характера, в том числе экономического, технического, организационного, социального и, конечно, правового. В понятие «функционирование» входят две составляющие: движение и эксплуатация. В п. 1.2 «Правил дорожного движения» (далее – Правила) дано определение дорожного движения, под которым понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог[40]. Эксплуатация представляет собой использование транспортного средства в соответствии с его назначением, извлечение его полезных свойств. Анализируя соотношение родового и видового объектов автотранспортных преступлений, следует поддержать А.И. Чучаева, по мнению которого «понятия «общественная безопасность» и «безопасность транспорта» соотносятся друг с другом как целое и его часть»[41]. Неоднозначно и решение вопроса о непосредственном объекте преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ. По справедливому утверждению А.И. Чучаева, непосредственным объектом данного деяния выступает совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасность движения или эксплуатации транспорта. Законодательная характеристика объективных признаков данного посягательства свидетельствует о том, что данная норма направлена на охрану безопасности движения или эксплуатации транспортных средств. По этой причине не может образовывать состава преступления нарушение правил безопасности технического обслуживания транспорта, заправки его горючим, производства ремонта, погрузо-разгрузочных работ и т.п. – в этих ситуациях деяние не направлено именно на безопасность движения и эксплуатации транспорта. Важно отметить, что непосредственным объектом преступления, ответственность за которое предусмотрена в ст. 264 УК РФ, отличающим это деяния от других посягательств гл. 27 УК РФ, выступает безопасность именно дорожного движения. Под ним в соответствии с Правилами понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. В уголовно-правовой доктрине понятие безопасности дорожного движения получило неоднозначную трактовку. Однако решающее слово в этом вопросе принадлежит законодателю. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»[42] под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Таким образом, закон называет две составляющие оценки состояния дорожного движения как безопасного: наличие либо отсутствие дорожно-транспортных происшествий, а также характер и размер наступивших в их результате последствий. Сказанное представляется крайне важным для определения основания криминализации нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Общественной опасностью обладает не всякое нарушение, а лишь такое, которое влечет наступление конкретных последствий, которые в уголовном законодательстве определены как тяжкий вред здоровью человека. Кроме того, по данному критерию можно разделить основной и дополнительный непосредственные объекты анализируемого преступления, поскольку сами по себе дорожно-транспортные происшествия причиняют вред безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (именно для охраны данного объекта и была установлена уголовно- правовая норма), а наступившие в их результате последствия означают реальный ущерб таким охраняемым уголовным законом ценностям, как жизнь и здоровье человека. Авторы одного из комментариев к УК РФ полагают, что безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств является единственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ[43]. Согласиться с таким мнением не представляется возможным. При совершении рассматриваемого преступления всегда причиняется вред и другим правоохраняемым интересам (жизни и здоровью человека). Именно этот вред и выражает реализованную общественную опасность содеянного, обусловливая криминализацию данного деяния. В связи с этим преступление, ответственность за которое предусмотрена в ст. 264 УК РФ, относится к числу двуобъектных. Если нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств не привело к авариям, крушениям и т.п. и соответственно не вызывало гибель людей, причинение тяжкого вреда их здоровью, то поведение лица не рассматривается в качестве преступного. А если, указанные последствия наступили по иным причинам, то деяние не может квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Следовательно, существует зависимость между непосредственным объектом преступления и наступившими общественно опасными последствиями. При этом обеспечение безопасного функционирования транспорта само по себе направлено, прежде всего, на предотвращение вреда личности, имуществу и окружающей среде. В самом деле, безопасность движения – это не самоцель, а условие обеспечения жизни, здоровья, сохранности материальных ценностей при эксплуатации транспорта[44]. Таким образом, основной и дополнительный непосредственные объекты преступления, ответственность за которое установлена в ст. 264 УК РФ, взаимосвязаны. Любой иной подход приведет либо к преувеличению значения охраны нормальной работы транспорта как таковой, либо к смещению акцентов на другие ценности вплоть до объявления их основным объектом данных преступлений. Второй случай представлен, в частности, в труде М.К. Аниянца, который предлагал отнести транспортные преступления к деяниям не против общественной безопасности, а против жизни и здоровья, поскольку данные преступления, по его мнению, посягают, в первую очередь, на личность[45]. Безусловно, жизнь, здоровье и другие ценности могут повреждаться в результате совершения автотранспортного преступления. Но они все же выступают лишь дополнительным объектом преступления, не определяя его правовую природу. При этом необходимо подчеркнуть, что деление объектов на основной и дополнительный не зависит от их важности. Причинение вреда дополнительному объекту является количественным и качественным показателем причинения ущерба основному непосредственному объекту. При этом количественный аспект предполагает однородные последствия, а качественный – разнородные последствия в виде причинения вреда здоровью, смерти человеку либо смерти двум и более лицам. Таким образом, основным непосредственным объектом являются общественные отношения, охраняемые конкретной уголовно-правовой нормой и на причинение вреда которым направлено конкретное неправомерное деяние. Дополнительный непосредственный объект - это те общественные отношения, на которые также посягает преступление, но в отличие от основного - дополнительный объект относится к другому родовому объекту. К основному объекту в исследуемом нами преступлении следует относить отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения, то есть защищенность от причинения вреда жизни или здоровью при осуществлении дорожного движения. Данные отношения тесно связаны с отношениями, складывающимися по поводу права человека на здоровье и жизнь, но не поглощают их. В связи с тем, что интересам личности в сфере охраны жизни и здоровья при совершении преступного нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств всегда причиняется вред, отношения, по поводу охраны здоровья и жизни человека следует рассматривать как дополнительный объект преступления. От объекта преступления необходимо отличать предмет преступления, в качестве которого выступают материальные предметы внешнего мира и на которые непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект. Предмет преступления – элемент общественного отношения, путем воздействия на который виновный причиняет вред объекту преступления. В роли предмета преступления может выступать либо предмет общественного отношения, либо участники (субъекты) отношения, либо социальная связь между участниками отношения. Предмет, как элемент общественного отношения, является вполне самостоятельным и отличается от других элементов общественного отношения. Он не может не изучаться, поскольку «в структуре общественного отношения именно этот феномен часто играет роль, интересующую законодателя, а равно теорию и судебную практику»[46]. Предмет преступления является значимым при квалификации преступления, когда он является обязательным признаком соответствующего состава преступления. В составе преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, законодатель под предметом преступления обозначил автотранспортное средство, трамвай или другое механическое транспортное средство. Под другими механическими транспортными средствами законодатель определил все иные виды механических транспортных средств, о чем говорится в примечании к статье 264 УК РФ. Согласно упомянутому примечанию к другим механическим транспортным средствам относятся троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы. Понятие иного механического транспортного средства в уголовном законе не разъясняется. Поэтому норму, предусматривающую ответственность за преступное нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, следует отнести к категории бланкетных, то есть отсылающих к иным отраслям права. Согласно пункту 1.2 Правил под механическим транспортным средством следует понимать транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Таким образом, под транспортным средством выступает транспорт, приводимый в движение двигателем. Из данного определения следует, что к механическим транспортным средствам мопеды не относятся. В соответствии с пунктом 1.2 Правил под мопедом принято понимать двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом менее 50 куб.см и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/час. К мопедам также приравниваются велосипеды с подвесным двигателем. Исходя из изложенного, при определении предмета преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, необходимо учитывать характеристики двигателей транспортных средств и их скоростные характеристики. Поэтому предметом рассматриваемого преступления не могут являться устройства, движущиеся за счет мускульной силы человека или животного (например, велосипед без двигателя или гужевая повозка), а также за счет внешних сил природы (например, ветра). Если нарушение правил дорожного движения совершено лицами, управляющими транспортными средствами, не относящимися к категории механических транспортных средств, повлекло причинение последствий, указанных в статье 264 УК РФ, то их действия следует квалифицировать по статье 268 УК РФ «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». Несомненно, что многие транспортные средства, осуществляющие дорожное движение, являются источником повышенной опасности. И все же видовой объект предусматривает нарушение порядка эксплуатации любых транспортных средств, а не тех, которые относятся к источникам повышенной опасности. К числу объективных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, наряду с объектом относится и объективная сторона преступления. Объективной стороной преступления является внешняя сторона общественно опасного посягательства. Как правильно определял В.Н. Кудрявцев: «Объективная сторона преступления есть процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата»[47]. Объективная сторона преступления – внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект. Объективная сторона преступления отражена в диспозиции статьи Особенной части УК РФ и является главным критерием в оценке намерений и целей преступника, а также в оценке его субъективной стороны. Правильное установление признаков объективной стороны преступления имеет значение для квалификации преступления и его отграничения от смежных составов преступлений. Кроме того, анализ признаков объективной стороны преступления позволяет установить дополнительные объекты преступления, а также некоторые авторы считают, что правильный анализ признаков объективной стороны позволяет сделать вывод о содержании признаков субъективной стороны совершенного преступления. По законодательной конструкции объективной стороны преступления рассматриваемое нами деяние относится к числу материальных составов. Соответственно, объективную сторону нарушения ПДД (ст. 264 УК РФ) образует общественно опасное и уголовно-противоправное деяние, общественно опасные последствия, которые наступили в результате совершенного деяния и причинно-следственную связь между деянием и последствиями. Итак, объективная сторона нарушения ПДД выражается: 1) в нарушении ПДД или нарушении правил эксплуатации транспортных средств; 2) в причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшему (ч.ч. 1, 2 ст. 264 УК РФ), причинении смерти потерпевшему (ч.ч. 3–6 ст. 264 УК РФ); 3) в причинной связи между фактом нарушения соответствующего правила и наступившими вредными последствиями. Термин «дорожное движение», как и многие производные от него (дорожно-транспортное происшествие, правила дорожного движения и т. п.), является в настоящее время общепризнанным не только в нормативных актах различных стран, но и в международных документах (Конвенция о дорожном движении). Под дорожным движением принято понимать движение наземных механических транспортных средств по автомагистралям, шоссе, городским улицам и иным дорогам и проездам.[48] Думается, что под дорожным движением следует понимать сложную социально-техническую систему, включающую пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам. Уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ наступает независимо от места, где было допущено нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств: не только на «дорогах», но и иных местах – во дворе, на закрытых производственных территориях, в поле, на строительных площадках, автомобильных стоянках, железнодорожных переездах и т. п. Следует указать, что правила безопасности движения установлены в целях обеспечения безопасности управления транспортным средством в процессе его движения, то есть с момента троганья его с места и до его полной остановки. Нарушение ПДД может происходить как путем действия, так и бездействия. Нарушение путем действия выражается, например, в превышении скорости, движении на красный сигнал светофора, неправильном обгоне, несоблюдении правил проезда железнодорожных переездов, перекрестков, управлении транспортным средством в нетрезвом виде и т.п. Решая вопрос о виновности, либо невиновности водителя в совершении ДТП, вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения[49]. Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать ДТП и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. Бездействие – непринятие мер, исключающих самопроизвольное движение транспортного средства, оставленного на уклоне дороги, непринятие мер предосторожности при приближении к опасному месту и др. Нередко практически разделить действие и бездействие невозможно: одно переходит в другое незаметно. Так, столкновение может произойти вследствие превышения скорости (активное нарушение ПДД) и в результате несвоевременного торможения (бездействие водителя). Под правилами безопасности эксплуатации транспортных средств понимается совокупность мер, обеспечивающих надлежащее техническое состояние транспорта и соблюдение установленных правил их эксплуатации в целях обеспечения безопасного их функционирования. Нарушения могут выразиться и в поездке на технически неисправной автомашине, в превышении скорости, допустимой на каком-либо участке дороги, в перевозке людей на транспорте, для этого не предназначенном. Следует отметить, что основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, определены эксплуатационные требования, предъявляемые к механическим транспортным средствам. Следует указать, что эксплуатация транспортных средств запрещается, если: не соблюдаются нормы эффективности торможения рабочей тормозной системы; нарушена герметичность гидравлического тормозного привода; суммарный люфт в рулевом управлении превышает установленные значения для каждого конкретного транспортного средства; неисправны тягово-сцепное и опорно-сцепное устройство тягача прицепного звена, а также отсутствуют или неисправны предусмотренные их конструкцией страховочные тросы (цепи); имеются люфты в соединениях рамы мотоцикла с рамой бокового прицепа и т.д.[50] Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, о том чтоосновным непосредственным объектом нарушения правил дорожного движения следует признать общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека при соблюдении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным же объектом признается жизнь и здоровье человека. Обязательным признаком объекта уголовно-правовой охраны в рассматриваемой статье является предмет преступления, который в рамках указанной статьи, представляет собой источник повышенной опасности. К предмету ст. 264 УК РФ относится автомобиль, трамвай и другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами в примечании к ст. 264 УК РФ понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Объективная сторона - это процесс, протекающий во времени и пространстве, характеризующий поведение человека с точки зрения его общественной опасности и противоправности. В рамках состава преступления объективная сторона — это один из четырех элементов состава преступления. Она характеризуется наличием трех обязательных признаков: общественно опасного деяния, общественно опасных последствий и причинной связи между деянием и наступившими последствиями. Данные признаки относятся к категории конститутивных, то есть являющихся всегда обязательными для состава преступления. Все остальные признаки объективной стороны являются факультативными. По законодательной конструкции объективной стороны преступления рассматриваемый состав относится к числу материальных, то есть считается оконченным с момента наступления последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 1236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.178 (0.01 с.) |