Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспорт как средство обеспечения туристской деятельности

Поиск

 

Услуги перевозок туристов занимают одно из ведущих мест в составе туристского продукта. Это связано с тем, что все тури­стские маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешествующих к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.

Туризм как вид деятельности, тесно связанный с перемещением туристов за пределы их постоянного места проживания, не может рассматриваться вне его связи с транспортным обеспечением. Транспортное обеспечение является важнейшим элементом тури­стской инфраструктуры и входит в основной комплекс услуг, включаемых в состав туристского продукта. Транспортные пред­приятия рассматриваются как особая разновидность туристских предприятий, формирующих систему туризма.

Применяемый для целей туризма транспорт классифицируется ВТО на три вида: сухопутный, водный, воздушный (рис. 7.1).

Среди сухопутных средств передвижения наибольший инте­рес для целей туризма представляет применение автомобильного и железнодорожного транспорта.

Автомобильный транспорт наиболее широко используется в туризме, поскольку обеспечивает доставку туристов «от дверей до дверей». В этих целях применяются как регулярные пасса­жирские перевозки (рейсовые автобусы), так и нерегулярные (собственный транспорт туристского предприятия, арендован­ные транспортные средства и личный транспорт туриста).

Железнодорожный транспорт обеспечивает достаточно высо­кую скорость перевозки туристов на средние расстояния в ком­фортных условиях при умеренных ценах. В отдельных случаях железнодорожный транспорт может использоваться и как цель ту­ристского путешествия (например, Восточный экспресс или хоро­шо известные ранее туристские поезда).

Среди водных транспортных средств различают: подводные (экскурсионные подводные лодки) и надводные (теплоходы, круизные суда, морские паромы, прогулочные суда, яхты, кате­ра) средства. Транспортное обеспечение в туризме, связанное с водными транспортными средствами, в основном рассматри­вает вопросы применения морских и речных перевозок в целях

 

Рис. 7.1. Транспорт, применяемый для целей туризма

туризма, включающих регулярные и нерегулярные морские и реч­ные пассажирские перевозки, паромные переправы и особый вид туристских путешествий — круизы, когда морские или реч­ные суда являются целевым местом пребывания туристов. Ис­пользование иных водных транспортных средств осуществляет­ся, как правило, в целях обеспечения отдельных программных мероприятий (например, подводная экскурсия) или дополни­тельных услуг (прогулки на катере).

 

Воздушные транспортные средства включают в себя самые разнообразные транспортные средства: от самолетов граждан­ской авиации до таких экзотических, как воздушные шары, дельтапланы. Применение воздушного транспорта в туризме предусматривает использование прежде всего авиационных пас­сажирских перевозок, которые классифицируются на рейсовые и чартерные, т.е. выполняемые под заказ. Высокая скорость, комфорт и удобство делают этот вид транспорта, несмотря на от­носительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевоз­ке туристов на дальние расстояния.

В системе транспортного обеспечения в туризме различают:

· туристские перевозки, входящие в основной комплекс ту­ристских услуг, включаемых в тур: доставка туристов от места их постоянного проживания к месту назначения (или месту начала маршрута) и обратно;

· трансфер — предоставление транспортных средств для обес­печения встреч-проводов туристов;

· транспортное обслуживание программных мероприятий по туру: экскурсионное обслуживание, выезд на программные мероприятия, посещение окрестностей, перемещения по маршруту.

Выбор предприятием транспортных средств для обеспечения туристского путешествия зависит от целого ряда факторов: целевой направленности тура, длительности транспортировки, количества путешествующих, вместимости транспортного средства, програм­мы тура, безопасности передвижения, мобильности транспортно­го средства и уровня комфорта. В табл. 7.1 представлен рейтинг транспортных средств по десятибалльной шкале.

При выборе транспортных средств большую роль играет це­левая направленность тура. В зависимости от целей туристского путешествия в его состав будут включены те или иные услуги транспорта. Например, стандартное транспортное обслуживание экскурсионного группового тура из Москвы в Париж на 5 дней должно включать в себя: услуги по транспортировке туристов из Москвы в Париж и обратно; услуги трансфера от аэропорта до гостиницы при заезде группы и от гостиницы до аэропорта при Убытии группы; обеспечение программных мероприятий, на­пример, обзорной экскурсии по городу (экскурсионный автобус) или экскурсии по Сене (прогулочный теплоход).

 

 

Еще одним важным фактором, оказывающим влияние на вы­бор транспортных средств, является количество путешествующих. Этот фактор чаще всего используется при определении типа пере­возок: регулярных или нерегулярных (арендованных или чартер­ных). В зависимости от количества туристов в туристской группе определяют также, какими транспортными средствами необходи­мо воспользоваться для обеспечения тура: самолетом, железной дорогой, автобусом или легковыми автомобилями и т.д.

Следующим фактором, учитываемым при выборе транспорт­ных средств для обеспечения тура, является длительность транс­портировки. При рассмотрении этого фактора обычно ориенти­руются на обеспечение требований комфортности перемещения туристов, поэтому он, как правило, рассматривается примени­тельно ко всему комплексу транспортного обеспечения тура.

Важным фактором, определяющим выбор средств транспорти­ровки, является также программа тура, в зависимости от которой

 

предусматриваются самые различные транспортные услуги. Как уже упоминалось выше, это могут быть экскурсии, услуги по до­ставке туристов к местам программных мероприятий и обратно и др. Как правило, для обеспечения программы тура в групповом туризме используют туристские автобусы, так как программные мероприятия обычно рассчитаны на всю группу целиком и не пре­дусматривают дальних поездок от целевого места назначения тура.

Автомобильные перевозки

 

Автомобильные перевозки являются одним из основных видов туристских перевозок. К несомненным достоинствам автомобиль­ных перевозок относятся мобильность, относительно высокая скорость, невысокая стоимость, отсутствие необходимости совер­шать пересадки, а также гибкость в установлении графиков дви­жения.

Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, вклю­чают три основных направления:

· организация автобусных путешествий;

· организация путешествий на личном автотранспорте тури­стов;

· прокат автомобилей.

Объединенные в громадные сети междугородных и городских маршрутов, автобусы перевозят больше людей и обслуживают больше населенных пунктов, чем поезда и самолеты вместе взя­тые. В большинстве стран междугородние и международные ав­тобусные перевозки обслуживаются автобусами, принадлежа­щими как государственным учреждениям, так и независимым компаниям.

Международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м гг. XX в. До этого в разных странах автобусы использова­лись в основном для трансферов, экскурсий и местных поездок.

В 1986 г. в странах Европы в связи с обострением конкуренции между железнодорожными и автобусными компаниями было соз­дано объединение автобусных перевозчиков — Совет «Евролиний» («Eurolines»), куда вошли 33 европейских партнера. Автобусные

 

компании выступили под одной торговой маркой, выработали об­щую систему автобусного сообщения по сквозным билетам с общи­ми стандартами сервиса, правилами, системой скидок. В результате «Euroliries» превратилась в одну из ведущих компаний на рынке. Она обслуживает более 250 маршрутов по всей Европе, в нее вхо­дят 35 европейских автобусных компаний. С 1992 г. «Eurolines» стала работать и в Восточной Европе.

Подписание шенгенских соглашений дало новый толчок к развитию автобусных перевозок, позволив упростить многие формальности. В 90-х гг. XX в. среднегодовой рост автобусного туризма составлял в среднем около 1,5%. Являясь экономичным видом путешествий, доступным широким слоям населения, ав­тобусный туризм постоянно развивается. До сих пор наблюдается тенденция к росту его объемов.

Для упрощения договоров на международные перевозки в рам­ках Женевской конвенции от 1 марта 1973 г. принята Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажи­ров и багажа. Дальнейшие упрощения международных перево­зок зафиксированы Гаагской декларацией по туризму и шенгенскими соглашениями для членов Европейского союза.

Организация туристских перевозок в рамках стран СНГ регу­лируется постановлением Межпарламентской ассамблеи госу­дарств — участников СНГ «Об основных принципах сотрудни­чества государств — участников СНГ в области туризма» от 29 октября 1994 г. и другими актами.

В Европе серьезное внимание уделяется состоянию автобусов, используемых для туристских перевозок. Современные автобусы для переезда на длинные расстояния значительно удобнее, чем их более ранние модели. Стандартным набором является хороший кондиционер в сочетании с удобствами комнаты для отдыха. Многие автобусы снабжены высокими сиденьями, звукоизолиро­ваны, имеют улучшенное освещение, большие окна для обзора, телевизоры, туалеты и минибары.

Во многих странах запрещена на туристских маршрутах работа автобусов, срок эксплуатации которых превышает 8 лет. В соот­ветствии с европейским законодательством автобусы также должны проходить всесторонний технический контроль каждые шесть месяцев.

 

Согласно решениям Европейской конвенции по работе эки­пажей транспортных средств, с 24 апреля 1995 г. все автобусы с числом мест более 9, участвующие в международных перевоз­ках, должны быть обязательно оборудованы тахографами. В слу­чае его отсутствия эксплуатация автобуса запрещена.

Тахограф — это бортовой прибор для объективного контроля и учета работы автобуса или автомобиля и водителя. Он автома­тически показывает и записывает скорость движения, текущее время, пробег, периоды труда и отдыха водителя. Записи произ­водятся на именных диаграммных дисках (тахограммах) и дают полную картину всего рабочего дня водителя.

Относительно низкие затраты на приобретение туристских автобусов (в сравнении с другими транспортными средствами), а также высокая эффективность их использования делают этот вид перевозок привлекательным для большого количества тури­стских предприятий. Использование собственных автобусов по­зволяет уменьшить издержки туристского путешествия и, как следствие, снизить его стоимость. Наибольшее применение ту­ристские перевозки собственными автобусами нашли в органи­зации туров, ориентированных на массового потребителя. Осо­бенно эффективным становится использование собственных ав­тобусов при организации туристских потоков в виде «цепочек», т.е. автобус или несколько туристских автобусов осуществляют челночные рейсы от места сбора группы к месту назначения с постоянной загрузкой. Обычно такие цепочки организовыва­ются в направлении массового и дешевого туризма (например, отдых в Болгарии, Крыму продолжительностью 7, 14, 21 день). Следует, однако, отметить, что использование собственных ту­ристских автобусов сопряжено с рядом дополнительных затрат туристского предприятия: на стоянку автобуса, технический ос­мотр и ремонт, замену частей, горюче-смазочные материалы, об­служивающий персонал и квалифицированных водителей, стра­хование транспортного средства и гражданской ответственности владельцев автотранспорта. Поэтому, несмотря на кажущуюся выгоду от приобретения собственного автобуса, туристское пред­приятие должно прежде всего учитывать эффективность вложе­ния средств в создание собственной транспортной структуры с учетом всей совокупности затрат.

 

Использование арендованного транспорта лишено недостатков, связанных с приобретением и обслуживанием собственных туристских автобусов. Аренда наиболее эффективна для начинающих туристских предприятий и компаний, не достигших значительного оборота средств. Аренда туристских автобусов осуществляется на основании договоров аренды, заключаемых между туристским и транспортным предприятиями. Примене­ние аренды туристских автобусов позволяет туристскому пред­приятию выбрать наиболее подходящего партнера, отвечающего требованиям к перевозке туристов. При этом туристская фирма не будет нести прямых затрат на ремонт, обслуживание и под­держание технического состояния транспортного средства.

Несмотря на целый ряд преимуществ автобусов, их примене­ние имеет и ограничения, одним из которых является ограниче­ние количества перевозимых туристов (до 45 чел.). Применение автобусов наиболее эффективно для перевозок туристов на небольшие расстояния и обеспечения различного рода програм­мных мероприятий. Организация туристских путешествий на средние и большие расстояния требует дополнительной тщатель­ной организации маршрута, мест стоянок, ночлегов, питания. Длительное пребывание в транспортном средстве (особенно на обратном пути) может отрицательно сказаться на общем воспри­ятии качества отдыха.

Использование личного автомобильного транспорта туриста представляет собой особый вид туристских путешествий, назы­ваемых автотурами. Их организация требует тщательной подго­товки и планирования.

Автотуризм достаточно широко развит во всем мире. Это связано с его относительной дешевизной и свободой в выборе маршрута, отеля, программы и т.д.

Достаточно часто туристы обращаются в туристские органи­зации с просьбой разработать для них индивидуальный маршрут путешествия. Они указывают, какие города хотели бы посетить, что увидеть, возможно, заказать экскурсовода, забронировать номера в гостинице и т.д. Такой вид туризма также относится к автотуризму, так как клиент следует по определенному мар­шруту, но на своем автомобиле.

Во многих случаях туристы не хотят передвигаться по кон­кретному маршруту. Они считают спонтанный путь более при-.

влекательным: переезжать из мотеля в мотель или из кемпинга в кемпинг, заезжать в различные города, осматривать достопри­мечательности и т.д.

Самые распространенные путешествия с использованием лич­ного транспорта туристов — поездки выходного дня. По видам ту­ризма наиболее популярными автотурами являются оздоровитель­ные (выезд на природу или к местам отдыха) и познавательные (поездки к историческим или культурным памятникам).

В некотором смысле развитие гостиничной инфраструктуры, в частности мотелей, напрямую связано с автотуризмом. В раз­ных странах по традиционным туристским трассам построены целые цепи малых отелей и кемпингов, ориентированных преж­де всего на обслуживание туристов, путешествующих на личных автомобилях.

Процесс подготовки автопутешествия включает:

· разработку маршрута;

· разработку графика движения;

· оформление маршрутной документации.

В дороге туристу потребуются следующие документы: пас­порт (при путешествиях за границей — иностранный паспорт с визами соответствующих стран), удостоверение на право вож­дения автомобиля, технический паспорт автомобиля, талон пре­дупреждений, доверенность на право вождения автомобиля или договор о его аренде (если путешествие совершается не на своем автомобиле).

Туристы, выезжающие за рубеж на собственном транспорте, должны иметь водительские права международного образца, транс­портное средство должно быть застраховано, владелец транспорт­ного средства должен иметь страховой полис страхования граж­данской ответственности, а также надлежащим образом оформ­ленные документы на автомобиль. Туристское предприятие как организатор подобного рода туров должно оказать содействие в правильном оформлении указанных документов. Помимо это­го, туристу должны быть предоставлены карта с нанесенным маршрутом движения, местами заправок, кемпингами, мотеля­ми, пунктами технического обслуживания, а также документы, подтверждающие заказ обслуживания в этих пунктах, либо меж­дународные сервисные книжки, позволяющие размещаться либо

 

получать обслуживание в указанных пунктах по предваритель­ной оплате. Международные сервисные книжки выдаются раз­личными международными автомобильными клубами, наиболее известным из которых является немецкий клуб ADAC. Владелец такой книжки получает право и возможность на обслуживание в мотелях, кемпингах, придорожных ресторанах, станциях тех­нического обслуживания и заправочных станциях, являющихся участниками этого клуба.

Специфическим видом услуг, используемых в туристском обслуживании, является прокат автомобилей, индустрия кото­рого развивается практически с тех времен, когда был создан ав­томобиль.

Начало прокату автомобилей в 1916 г. положили братья Саундеры из Омахи (США), позаимствовав автомобиль после того, как их собственный разбился. Братья сочли, что есть и другие люди, которым нужен автомобиль на ограниченный период вре­мени. Они купили другую машину и занялись прокатным бизне­сом. Бизнес разрастался, и к 1925 г., когда они объединились еще с одной фирмой, их собственная компания имела предста­вительства в 21 штате страны. «Хертц» (самая большая прокат­ная фирма) начала свою деятельность в 1918 г. Фирма «Авис» начала работать в 1946 г. и в середине 90-х гг. XX в. была названа английским журналом «Institutional Investor» лучшей в мире фирмой, предлагающей автомобили на прокат.

Индустрия проката автомобилей пережила действительный подъем, когда первые коммерческие авиалинии приступили к об­служиванию пассажиров. По мере разрастания воздушных путе­шествий все больше и больше людей (особенно занимающихся бизнесом) нуждались в прокате автомобилей, когда прибывали в аэропорт по месту назначения. Имея такую возможность, чело­век получает необходимую мобильность, не прибегая к услугам такси или другого общественного транспорта.

Индустрия проката автомобилей все еще в большей степени ориентируется на бизнес-туристов. Однако рынок отдыха тоже стремительно разрастается. Вместе с тем растет популярность пакетов «перелет/автомобиль», которые являются программами для отпуска и включают в себя стоимость авиаперелета и аренды автомобиля. Стимулировало же популярность этих пакетов сни­жение платы за авиаперелет и прокат автомобилей.

 

Крупные фирмы по прокату автомобилей имеют представи­тельства и в городах, и в пригородах, но большая их часть до сих пор сконцентрирована в аэропортах, где имеет свои стойки. Этим фирмам приходится учитывать при расчете стоимости аренды автомобиля достаточно высокую плату за аренду места в аэропорту. В результате стоимость проката у таких компаний обычно выше, чем у тех, которые не имеют представительства в аэропорту. Несмотря на это, потребители ценят удобства от того, что могут сразу при выходе из самолета подойти к стойке проката автомобилей.

Процедура аренды автомобиля достаточно проста. От туриста требуется, чтобы его возраст был не менее 21 года и не превышал 70 лет (в некоторых фирмах Великобритании — 25 и 75 лет соот­ветственно). Турист должен предъявить служащему арендной ком­пании паспорт и водительское удостоверение (международного образца). К моменту заключения договора удостоверение должно быть действительно не менее 2 лет (в Великобритании — 1 год, а для водителей моложе 25 лет требуемый стаж увеличивается на 1 год). В некоторых странах обслуживание клиента производится только при наличии кредитной карты, в большинстве же стран оп­лата за услуги осуществляется наличными.

В стоимость арендной платы должны входить:

· неограниченный пробег автомобиля;

· доставка автомобиля клиенту в черте города;

· ремонт или замена автомобиля в случае технической неисправ­ности (кроме повреждения покрышек и ветрового стекла);

· полная страховка на случай дорожно-транспортного про­исшествия (ДТП), происшедшего не по вине клиента;

· страховка, покрывающая ущерб, нанесенный автомобилю в ДТП по вине клиента, сверх определенной суммы (но если на момент ДТП водитель находился в состоянии алко­гольного опьянения, страховка не выплачивается);

· страховка пассажиров (кроме водителя) от несчастных слу­чаев (себя водитель может застраховать за дополнительную плату);

· налоги.

Обычно автомобиль туристу доставляют с полным баком, но вернуть в автопрокатную фирму его нужно также с полным баком.

 

Туристу, отправляющемуся в путешествие с деловыми, оздо­ровительными, познавательными и другими целями, прежде чем арендовать автомобиль, необходимо поинтересоваться усло­виями парковки и ценами на такси. Возможно, поездка на такси окажется более выгодной как в финансовом, так и в моральном плане.

Железнодорожные перевозки

 

Железнодорожные перевозки представляют собой эффектив­ный инструмент транспортного обеспечения в туризме. Достаточно высокий комфорт путешествия, высокая скорость и возможность компактного размещения группы туристов при умеренных ценах делает этот вид транспорта конкурентоспособным при передвиже­нии на малые и средние расстояния. Наибольшее применение же­лезнодорожный транспорт находит при организации внутреннего и приграничного туризма, а также познавательных, экскурсион­ных туров и туризма выходного дня.

В свое время появление железных дорог произвело настоя­щую революцию в путешествиях, предложив более дешевую и быструю перевозку по сравнению с лошадьми и кораблями. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы сделали железнодорожные станции центрами районов. Желез­ная дорога заменила не только дилижанс, но и таверны, которые с 1790 г. стали определяться французским словом «отель». Впол­не естественно, что для удобства отели строились рядом с желез­нодорожными станциями.

Железные дороги установили образец мобильности и сделали; возможным связь между отдаленными частями стран. Строи­тельство железных дорог стало самым крупным бизнесом после сельского хозяйства.

Курорты, которые были удалены от населенных центров, ока­зались доступными благодаря железным дорогам. Горные курорты первыми почувствовали влияние туристских путешествий на поез­де. Железнодорожные компании построили отели в Европе, Кана­де и США. Железные дороги Canadian Pacific и Canadian National до сих пор управляют большим числом отелей и курортов.

 

В последующие годы поезда стали более безопасными, быст­рыми и комфортабельными. К 1900 г. железные дороги могли предложить все удобства современного быта, включая электри­ческое освещение, паровое отопление, спальные вагоны, ваго­ны-рестораны и даже ванные комнаты.

Легендарный Восточный экспресс, названный «поездом коро­лей и королем поездов», является, наверное, самым знаменитым поездом в мире. В свое время он был олицетворением роскоши и до сих пор остается чем-то особенным по возможностям для ро­мантического путешествия. Приступив к работе в 1883 г., Восточный экспресс доставлял состоятельных людей из Парижа в Истанбул по эффектному живописному маршруту. Путешествие занимало 4 дня, но в условиях элегантной обстановки, с отличным питанием и иде­альным сервисом, время пролетало быстро.

В современном мире туристские поезда в обиходе называют «отелями на колесах». При этом очень часто поездки по железной дороге используются в качестве основной цели путешествия. Для такого путешествия имеются все условия. В каждом купе, общее число которых в спальном вагоне обычно не превышает восьми, проживает не более двух человек. В зависимости от категории по­езда купе оборудуются двумя односпальными кроватями (верти­кально или горизонтально расположенными) или одной двуспаль­ной, кондиционерами, письменным столом, телефоном, телевизо­ром. Туалетная и душевая комнаты могут быть на весь вагон или же персонально на одно-два купе. В состав туристского поезда входят также несколько вагонов-ресторанов, вагон-салон (исполь­зуемый как библиотека, место для карточных игр или перегово­ров, отдыха), конференц-вагон (он же лекторий, дискотека или видеосалон), а также «детский вагон», или «зал подвижных игр».

Железнодорожные путешествия — достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее яркими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешество­вать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу и даже добрались до России. Особым шиком среди немецких туристов считаются паровозные путешествия. Самым популярным у всех без исключения любителей железнодорожного туризма является «Orient Express» («Восточный экспресс»), стилизованный под зна­менитый состав конца XIX — начала XX в.

 

В последние годы отмечается рост интереса к железнодорож­ному туризму и на американском континенте, где лидируют три продолжительных маршрута: «Транс-Канада» (десятисуточный поезд из Ванкувера в Монреаль через Виннипег и Оттаву), «Транс-Америка» (12 суток из Вашингтона в Лос-Анджелес через Чарльстон, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Эль-Пасо и др.) и «Транс-Атлантика» (из Манагуа в Пуэрто-Монт через Гуаякиль, Лиму и Сантьяго). Интересно, что в Америке эти турист­ские поезда также называют «Orient Express».

В Норвегии популярны туристские маршруты на специаль­ном поезде с осмотром самых больших и красивых фьордов в мире.

Железнодорожные маршруты есть в Индии и Индонезии. Для туристов, посещающих Индонезию, предлагается уникаль­ный тур — «Паровые локомотивы Индонезии» с осмотром самой крупной в мире коллекции действующих локомотивов и вагонов узкой колеи.

В системе пассажирских перевозок поезда разделяются на внерейсовые (чартерные), комплектуемые по мере необходимо­сти, и рейсовые, следующие по строго установленному маршруту, строго соблюдаемым промежуткам и графику движения.

Внерейсовые (чартерные) поезда — это специально заказан­ные поезда, назначаемые вне регулярного расписания. К специ­альным часто относятся туристско-экскурсионные поезда, сле­дующие вне регулярного расписания по специально для них проложенным ниткам маршрутов и графикам движения, состав­ленным с учетом «окон» в регулярном расписании, а также туристско-экскурсионных целей.

Рейсовые поезда подразделяются на пригородные, местные и дальние.

Пригородные поезда следуют по твердому расписанию в пределах области или края. Состав обычно вмещает до 1500 пассажиров, причем сидячих мест до 1000. Поезда совершают частые остановки на местных станциях. Места в вагонах не нумерованы.

Местные поезда следуют между станциями одной железной дороги (в Европе может быть в пределах одного государства). Обычно они курсируют на расстояние в пределах до 700 км. В ряде случаев различие между пригородными и местными поез­дами достаточно условное и существенно зависит от географиче-

ских характеристик местности и страны в целом. За исключением скоростных маршрутов, поезда местного сообщения совершают остановки практически на всех станциях.

Дальние поезда следуют на расстояние свыше 700 км. Разделя­ются на скорые круглогодичного обращения, скорые сезонные (летние), пассажирские дальние круглогодичного и сезонного обращения.

Поезда и вагоны также подразделяют на разные категории.

Категории поездов: пригородный, пассажирский, скорый, ско­ростной.

Категории вагонов: сидячий, плацкартный, купейный, спаль­ный, вагон-ресторан.

При наличии устойчивого пассажиропотока назначается рей­совый маршрут в определенном направлении, насчитывающий в среднем до 17 вагонов; при большом потоке количество вагонов может быть увеличено до 25.

Стандартные железнодорожные туры условно можно разде­лить на три самостоятельные категории:

· однодневные;

· непродолжительные (2—3 суток);

· многодневные (от 5 дней и более).

Однодневные туры начинаются утром и заканчиваются вече­ром того же дня. В дороге туристы располагаются за столиками вагонов-ресторанов. По пути они могут не только перекусить, но и посмотреть выступления эстрадных и цирковых артистов. Туристов довозят до конкретной станции, где для них подготов­лена специальная программа. Это может быть экскурсионная поездка или же пикник на природе.

Непродолжительные туры, как правило, предлагают прожива­ние туристов в отдельных купе. Поездки традиционно составлены с таким расчетом, чтобы ночью, когда все спят, поезд находился в пути. Днем же туристы заняты на всевозможных экскурсионных мероприятиях.

Многодневные туры отличаются большим разнообразием. В за­висимости от маршрута и экскурсионной программы туристы час­то находятся в пути и в дневное время.

Организация железнодорожных перевозок осуществляется Учреждениями железнодорожного транспорта. Туристская фир­ма на основании заявки приобретает железнодорожные билеты

 

для перевозки туристов. Эти билеты могут быть индивидуальными или групповыми. Помимо этого железные дороги предостав­ляют широкий спектр скидок и льгот для различных категорий пассажиров. Организация туристских поездов осуществляется на основании договора по согласованному графику и маршруту движения.

Как отмечалось выше, осуществление туристских перевозок железнодорожным транспортом в основном производится ско­рыми и пассажирскими поездами регулярного следования и специальными туристскими поездами. В последнее время для пере­возок туристов в Японии, Бразилии, Южной Корее, России, странах Европы используются скоростные железные дороги.

Для перевозок туристов применяются усовершенствованные поезда с наклонным корпусом и поезда на магнитной подвеске. В 1997 г. Международная организация железных дорог объявила о значительном увеличении использования поездов с наклон­ным корпусом на европейских маршрутах. Эти поезда способны развивать скорость до 500 км/ч благодаря отсутствию трения (они подняты над колеей благодаря силе электролитов). В 1997 г. правительство Германии выделило 5,8 млрд дол. США на фи­нансирование проекта «Transparid». Запланировано, что первый поезд этого проекта выйдет в 2005 г., а скорость на маршруте Гам­бург—Берлин составит 450 км/ч. Поезда проекта «Transparid» меньше загрязняют окружающую среду, чем самолеты или авто­мобили.

Согласно долгосрочному прогнозу, к 2010 г. доля высокоско­ростного железнодорожного транспорта в путешествиях по Ев­ропе составит 23 %, в то время как авиационного — 20 %. Под­тверждением тому может служить тот факт, что уже сейчас на линиях Париж—Лион число пассажиров, пользующихся скоро­стными поездами, в 9 раз выше, чем тех, кто летает самолетами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 2137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.239.65 (0.017 с.)