Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение миссии и целей деятельности предприятияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предприятие не может функционировать без целевых ориентиров. Категория «цель» относится к фундаментальным понятиям менеджмента. Цель — опредмечиваемый мотив, побуждающий к действию. На ее достижение оказывают влияние различные контрагенты, так или иначе связанные с деятельностью предприятия и вовлеченные в процесс его функционирования: собственники, клиенты (потребители или рынок), деловые партнеры, местные организации и общество в целом. Целеполагание означает выбор ориентира, определяющего направление движения или направленность действий, детерминирующих их смысловую содержательность. Значение целеполагания обусловливается следующими факторами: выявлением необходимых функций управления; обоснованием состава и величины ресурсов; разработкой структуры предприятия и построением системы его управления; выработкой стратегии развития и составления текущих планов; проверкой исполнения, мотивирования и оценки персонала.
Различают следующие цели: · по принадлежности к фазам жизненного цикла систем — создания, функционирования и развития предприятия; · по масштабу или степени охвата деятельности — глобальные, общие, локальные и частные; · по рангу — главные (основные, приоритетные) и обеспечивающие (вспомогательные, побочные); · по времени реализации — стратегические и тактические; · по основным функциям управления — планирования, регулирования, организовывания и контроля; · по подсистемам предприятия — экономические, технические, социальные, организационные, производственные, коммерческие и т.п.; · по субъектам или интересам — индивидуальные, групповые, фирменные, общественные, государственные; · по степени осознанности — действительные и мнимые;» по достижимости — реальные и прожектерские; · по объективности постановки — обоснованные (истинные) и надуманные (ложные); · по критериям осуществления — характеризуемые одной переменной и требующие перечня показателей; · по месту в иерархии целей — высшие, промежуточные и низшие; · по взаимному соотношению — гармонично взаимодействующие, индифферентные и конкурирующие. Таким образом, в своей деятельности предприятия должны руководствоваться набором целей, различающихся как по содержанию, так и с точки зрения временной перспективы. Целеполагание — не единовременная акция, не мгновенно реализуемый акт. Оно предполагает последовательность этапов: определение области целеполагания; установление реальных целей; выбор одной цели и ее формулирование; выявление подцелей, их формулирование и постановка целевых задач. Целеполагание начинается с установления миссии предприятия, исходя из сферы его бизнеса. Миссия — формулировка основного социально значимого функционального назначения предприятия в долгосрочном пе- риоде. Это высшая цель, которая определяется ожиданиями действий, реакций или результатов деятельности данного субъекта со стороны его потребителей, партнеров, контрагентов. Существует широкое и узкое понимание миссии. Широкое толкование миссии (кредо) отображает философию, предназначение и смысл существования предприятия. Философия определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми предприятие осуществляет свою деятельность. Предназначение включает действия, которые предприятие намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией оно намеревается быть. Оно может меняться в зависимости от глубины изменений, происходящих на предприятии и в среде его функционирования. Узкое толкование миссии рассматривает ее как сформулированное утверждение, для чего или по какой причине существует предприятие, т.е. раскрывает смысл его существования, в котором проявляется отличие данного предприятия от ему подобных. Значение миссии для деятельности предприятия заключается в следующем: · она задает основное направление движения предприятия, его отношение к протекающим процессам и явлениям; · определяет место, роль и положение предприятия в обществе, его общественный статус (дает субъектам внешней среды представление о том, что собой представляет предприятие, к чему оно стремится, какие средства готово использовать в своей деятельности, какова его философия и т.п., способствует формированию имиджа предприятия); · в качестве связующего культурного элемента позволяет предприятию функционировать как единое целое (отражает философию бизнеса, мировоззренческую позицию, объединяет мир бизнеса с миром индивидуума, помогает сотрудникам однозначно воспринимать события и находить общий язык); · способствует единению внутри предприятия и созданию корпоративного духа (делает для сотрудников ясными общую цель и предназначение предприятия, что позволяет им ориентировать свои действия в одном направлении; формирует определенный климат в коллективе);
· создает возможность для более действенного управления предприятием (является базой для установления целей предприятия; обеспечивает непротиворечивость набора целей; служит основой выработки стратегии предприятия; обеспечивает стандарты для распределения ресурсов и формирует базу для оценки их использования и др.); · позволяет рядовым сотрудникам и руководителям оценивать деятельность предприятия в перспективе, что необходимо для обеспечения его долгосрочной конкурентоспособности, и помогает каждому оценить перспективы и возможности своей работы. Формулировка миссии должна отличаться простотой и предельной ясностью, чтобы быть понятной всем субъектам, взаимодействующим с предприятием, в особенности его членам, исключать возможность разнотолкования, но в то же время создавать простор для творческого и гибкого развития предприятия. Она должна отражать: · общий характер потребностей, удовлетворяемых предприятием; · общую характеристику потребителей; · характер продукции предприятия; · основные конкурентные преимущества предприятия. Миссия предприятия формулируется топ-менеджерами исходя из ответов на вопросы: кто мы? Что делаем? Куда движемся? Формулировка миссии, как правило, дается на первой странице устава предприятия (в турбизнесе — на первой странице рекламных проспектов) или провозглашается руководством предприятия на собрании акционеров. Миссия эффективна при следующих условиях: · если она может оказать действенную помощь предприятию в его стремлении стать лучше; · в ней сконцентрировано истинное видение менеджерами будущего предприятия; · ее разделяет большинство сотрудников предприятия. Можно привести следующие примеры миссий. Корпорация McDonald's: «Обеспечение горячей вкусной пищей в чистом ресторане за приемлемую цену».
Группа отелей LHW: «Мы — крупнейшая и единственная в своем роде группа престижных отелей. Мы работаем, чтобы предложить нашим клиентам исключительное обслуживание и комфорт для удовлетворения любых вкусов и запросов с целью создания максимально удобной для клиента обстановки, стараемся, чтобы единственными сюрпризами для наших гостей были приятные сюрпризы». Авиакомпания, участвующая в обслуживании туристов: «Мы являемся национальным российским авиаперевозчиком и выполняем регулярные международные полеты в различные страны мира. Мы работаем, расширяя рынок и удерживая лидирующие позиции, чтобы обеспечить все большее количество пассажиров во всем мире недорогим и высококачественным обслуживанием». Миссия образует фундамент для установления целей предприятия в целом, его подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, персонал, финансы, менеджмент), каждая из которых ставит и реализует свои цели, вытекающие из общей цели. Цели — это конкретизация миссии предприятия в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Они определяют конкретное состояние отдельных характеристик предприятия, на достижение которых направлена его деятельность. Цели должны отвечать следующим ключевым требованиям: достижимости, гибкости, измеримости, конкретности, совместимости и приемлемости. Выделяют следующие четыре основные сферы, применительно к которым предприятие устанавливает цели исходя из своих интересов: доходы предприятия; работа с клиентами; потребности и благосостояние сотрудников, социальная ответственность. Основные направления целеполагания представлены в табл. 4.1. Для туристских предприятий основными целями могут быть следующие: · стабилизация финансового состояния за счет осуществления маркетинговых мероприятий; · повышение конкурентоспособности туристского продукта и услуг на рынках въездного и выездного туризма; · тщательное изучение рынков сбыта туристских услуг для выработки стратегии по их удержанию;
· исследование и прогнозирование текущих и перспективных потребностей клиентов для выработки основных направлений деятельности; · комплексное воздействие на клиентов фирмы на всех этапах туристского обслуживания; поддержание имиджа; · целенаправленные информационно-рекламные мероприятия; · обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала сотрудников, повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе;
· определение критических областей управленческого воздействия и приоритетных задач, обеспечивающих получение запланированных результатов. Эти цели должны быть конкретизированы и количественно измерены с помощью соответствующих показателей. На предприятии, имеющем несколько структурных подразделений и уровней управления, складывается иерархия целей (дерево целей), представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня (рис. 4.3).
На основе миссии необходимо определить долгосрочные (3—5 лет и более) и краткосрочные (1 —2 года) цели предприятия. В зависимости от значимости они подразделяются на генеральную (главную) цель и цели, обеспечивающие ее достижение. Дальнейшее деление может быть продолжено до уровня задач. Построение дерева целей осуществляется по следующим правилам: · общая цель должна содержать описание конечного результата; · при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей следует исходить из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня; · при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения; · подцели каждого уровня должны быть независимыми и не вытекать друг из друга;
· фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки. Формулировка целей должна соответствовать следующим требованиям: начинаться с глагола в неопределенной форме в повелительном наклонении, характеризующего выполняемые действия; · конкретизировать конечный результат; · конкретизировать заданный срок достижения цели; · конкретизировать максимальную величину допустимых затрат; · давать количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.102.0 (0.011 с.) |