Договорные отношения между туроператором и поставщиками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договорные отношения между туроператором и поставщиками



Туристских услуг

 

Отношения между туроператором и поставщиками турист­ских услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма.

Установление взаимовыгодных деловых отношений невоз­можно без достоверной информации о надежности потенциаль­ного поставщика: его правоспособности, кредитоспособности, дееспособности.

Правоспособность — это наличие у туристского предприятия юридического основания на ведение туристской деятельности (такими документами признаются свидетельство о государствен­ной регистрации предприятия, а также лицензии на осуществле­ние туристской деятельности, международных перевозок и пр.).

Кредитоспособность подразумевает наличие у предприятия необходимых финансовых средств для обеспечения своевремен­ных расчетов. Ее подтверждение может быть осуществлено дву­мя способами:

путем анализа финансового состояния предприятия (разме­ров уставного фонда, годового оборота, прибылей и убытков за предыдущие годы);

предоставлением банковской гарантий, на основании ко­торой банк принимает на себя всю ответственность за дей­ствия предприятия.

Критериями дееспособности предприятия являются его эф­фективная деятельность, положение на рынке, репутация в де­ловом мире, квалификация персонала и т.д. Объективное пред­ставление о потенциальном поставщике возможно лишь на основе комплексного и динамичного анализа.

 

Правильно организованная договорная работа туроператора помогает ему не попасть в зависимость от деятельности различ­ных поставщиков услуг. Крупные туроператоры обычно подпи­сывают долговременные контракты с отелями на определенное количество номеров или обеспечение полной загрузки отеля, что, с одной стороны, дает им низкие цены, но с другой — пред­ставляет определенный риск для владельца отеля (он может по­терять деньги в период высокой инфляции). Риск существует и для туроператора (он теряет деньги в случае, если не все туры будут проданы).

Небольшие или специализированные туроператоры, реали­зуя особые, самостоятельные, инклюзивные туры, могут иметь соглашения с отелями о свободной продаже, в которых послед­ние согласны гарантировать размещение для максимального числа туристов. Такие соглашения вполне пригодны для неболь­ших туристских программ, но имеют один существенный недос­таток: иногда владельцы отелей сохраняют за собой право «за­крыть» определенную дату.

Как известно, туроператоры подразделяются на инициативных (по отправке туристов) и рецептивных (по приему). Инициативный туроператор не всегда выходит напрямую на поставщиков услуг. Он заключает договор с рецептивным туроператором, который обес­печивает инициативному туроператору весь комплекс услуг по приему туристов.

Рассмотрим особенности заключения договоров рецептивно­го туроператора с поставщиками услуг, а также с инициативным туроператором.

Договоры с поставщиками услуг составляются на основе ти­пового договора с включением вопросов, касающихся обслужи­вания туристов и взаимоотношений партнеров (поставщика ус­луг и туроператора).

Все взаимоотношения с партнерами — поставщиками услуг по обслуживанию туристов на маршруте тура оформляются за­ключением письменных договоров (контрактов). Они могут иметь типовую форму следующих договоров: купли-продажи, комис­сии, обмена (при безвалютном обмене туристскими группами).

Основные положения договоров с поставщиками услуг ана­логичны положениям типового договора и включают предмет

 

договора, основные условия, права и обязанности поставщика услуг и туроператора, ответственность сторон, форс-мажорные обстоятельства, юридические адреса и реквизиты партнеров.

Договор считается заключенным, когда между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существен­ным условиям. К существенным условиям договора между peцептивным туроператором и поставщиком туристских услуг от­носятся:

· информация о туроператоре;

· информация о поставщике туристских услуг;

· достоверная информация о свойствах туристских услуг;

· график заездов групп;

· розничная и оптовая цена услуг;

· порядок встречи и проводов туристов;

· права, обязанности и ответственность сторон;

· условия изменения и расторжения договора;

· порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон и др.

Таким образом, стороны вправе устанавливать условия договора по своему усмотрению, так как в каждом случае есть своя специ­фика, зависящая от особенностей предоставления услуг туристам и взаимоотношений договаривающихся сторон. Исключение со­ставляют только те случаи, когда содержание соответствующего условия предписано (или запрещено) законодательством.

В международной практике известны и имеют широкое при­менение документы, регулирующие взаимоотношения гостинич­ных предприятий с турагентами и туроператорами. Один из них — Гостиничная конвенция 1970 г., разработанная под эгидой Меж­дународной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. Конвенция определяет обяза­тельства договаривающихся сторон, сферу ее применения, типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составле­ния, величину комиссионных и порядок платежей, а также усло­вия аннуляции договоров. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок и она получила название «Междуна­родная гостиничная конвенция», а с 1993 г. стала называться Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами и ис­пользоваться при заключении гостиничных контрактов (прило­жение 19).

Кодекс обязывает гостиничное предприятие давать точную ин­формацию по категории и расположению отеля, а также по каче­ству предоставляемых услуг. В нем определяется, что турагент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, ко­торые установлены по договору комиссии. Данное требование имеет отношение и к туроператору, работающему с гостиницей на тех же условиях. При этом ни турагент, ни туроператор, ни гости­ница не должны раскрывать цену, которая оговорена в контракте. Документами, регулирующими взаимоотношения туристского бизнеса с гостиничными предприятиями, являются Международные гостиничные правила, одобренные в 1981 г. Советом Междуна­родной гостиничной ассоциации (приложение 22), и Межрегио­нальная гармонизация критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренная региональ­ными комиссиями ВТО в 1989 г. (приложение 11).

Несмотря на то что эти документы носят рекомендательный характер и не являются обязательными, они содержат много поло­жений, прочно вошедших в международную практику взаимоот­ношений между гостиничными и туристскими предприятиями.

Взаимоотношения с гостиничными предприятиями опреде­ляются в основном следующими соглашениями:

о квоте мест с гарантией заполнения 30—80 %. По такому договору туристское предприятие получает от гостиницы определенное количество мест, которые оно обязано в те­чение периода, оговоренного в контракте, заполнить тури­стами. При этом предприятие гарантирует оплату 30—80 % выделенной квоты мест, даже если они не будут использо­ваны. Остальную часть квоты предприятие имеет право ан­нулировать в установленные сроки. По этому договору предприятие получает на гостиничные места цены более низкие, чем при обычных тарифах;

о квоте мест без гарантии заполнения. В этом случае тури­стское предприятие не берет на себя никакой гарантии за­полнения выделенной ей квоты мест. Поэтому в силу вступает обычное правило аннуляции мест, не использо­ванных в установленные сроки. Туристское предприятие рассчитывается с гостиницей по обычным тарифам;

о твердой закупке мест с полной оплатой. По такому дого­вору турпредпритие гарантирует гостинице полную оплату

 

выделенной квоты мест независимо от их заполнения. При таких условиях оно выторговывает более низкие цены на размещение в гостинице, чем обычно;

о текущем бронировании. Это наиболее типичный договор для туристских фирм, особенно занимающихся организа­цией индивидуального туризма. По договору предприятие не получает от гостиницы никакой квоты мест. При обра­щении клиента оно направляет гостинице заявку на брони­рование и только после получения от нее подтверждения производит продажу гостиничных услуг. При таком дого­воре действуют обычные тарифы на гостиничные места.

В любом варианте договоров следует предусматривать (огова­ривать) следующие условия:

стоимость номеров и бронирования;

тип номеров и необходимое их количество;

продолжительность (сезоны) обслуживания;

свободные периоды;

графики заездов туристов;

сроки и продолжительность разового обслуживания;

набор входящих услуг;

количество и форма организации питания — варианты предоставления питания в ресторане гостиницы (завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол и т.д.);

время обслуживания туристов питанием;

специальные удобства на отдыхе (например, для инвалидов, вегетарианцев; при пользовании городским пляжем и т.д.);

языки, которыми необходимо владеть персоналу;» сроки подтверждения заезда туристов (бронирования);

сроки снятия заездов без предъявления штрафных санкций;» величина штрафных санкций в зависимости от сроков отказа;

скидки на большой заезд или постоянную загрузку;

материальная ответственность за неполный заезд (количе­ственный), срыв заезда, отказ в размещении гостей и др.;

другие специфические вопросы (например, входит ли в стои­мость номера пользование в гостинице сауной, бильярдом и др., время работы бассейна и пр.).

Кроме того, важно обратить внимание на гарантии, которые предоставляет поставщик услуги (например, гарантирует ли гос­тиница обещанное размещение).

 

Во взаимоотношениях с поставщиками услуг необходимо пре­дусмотреть (зафиксировать в договоре) условие о невозможности повышения цен (цены можно повышать только на непроданные услуги) и отработать механизм исполнения этого условия.

Если питание организуется вне средства размещения тури­стов и не входит в контракт с гостиницей, туристское предпри­ятие заключает соответствующий договор с отдельными предпри­ятиями питания.

В таком договоре должны быть отражены:

количество единовременно обслуживаемых туристов;

регулярность и величина заказов;

вид питания;

примерные варианты меню;

примерные цены на различные рационы питания;

скидки на большое количество клиентов или на постоян­ное обеспечение клиентуры;

сроки подачи заявок на питание;

предельные сроки снятия заказа без предъявления штраф­ных санкций;

материальная ответственность за срыв питания с одной или другой стороны с указанием сроков наступления мате­риальной ответственности и др.

Международные взаимоотношения по организации авто­транспортных перевозок туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пас­сажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 г. В со­ответствии с этим документом при организации нерегулярных международных пассажирских перевозок в странах Восточной и Западной Европы должен использоваться специальный кон­трольный документ (лист поездок), который должен находить­ся на борту автобуса.

Договорные взаимоотношения с автотранспортными пред­приятиями (АТП) строятся на основании договора аренды транспортного средства с экипажем (водителями). По этому Документу арендодатель (АТП) предоставляет арендатору (туристскому предприятию) транспортное средство во временное владение и пользование за плату и оказывает своими силами Услуги по управлению им и его технической эксплуатации.

 

Водители автобуса (их квалификация) должны отвечать обя­зательным для сторон правилам и условиям договора или требо­ваниям обычной практики, так как они являются работниками арендодателя и подчиняются распоряжениям АТП, касающимся управления и технической эксплуатации, а также распоряжени­ям туристского предприятия, касающимся коммерческой экс­плуатации автобуса. Как правило, расходы по оплате услуг води­телей, а также расходы на их содержание несет АТП.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с эки­пажем, обязанность страховать транспортное средство и ответст­венность за ущерб им или третьим лицам в связи с эксплуатацией автобуса возлагается на АТП в случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора. Например, при организации зарубежных поездок необходимы оформление специальной страховки (зеленой карты) и страхование ответствен­ности за ущерб, причиненный третьим лицам. В договоре с АТП следует оговорить обязательное наличие такой страховки на автобус.

Если иное не предусмотрено договором аренды автобуса с экипажем, туристское предприятие обычно несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства, в том числе на оплату топлива и других материалов, расходуемых в процессе эксплуатации, а также сборов (дорожных, стояноч­ных и пр.). Кроме того, в договоре с автотранспортным предпри­ятием необходимо оговорить следующее:

· марки автотранспортных средств, выделяемых для обслу­живания туристов (автомашин, автобусов);

· цены и тарифы;

· графики и сроки работы автотранспорта;

· маршруты, на которых будет использоваться автотранспорт;» сроки подачи заявок на выделение автотранспорта;

· сроки отказа от заявок без предъявления штрафных санкций;

· материальную ответственность АТП за срыв подачи авто­транспорта на обслуживание туристов;

· материальную ответственность туристского предприятия за нарушение использования автотранспорта;

· максимальные сроки ожидания автотранспорта при опо­здании туристов;

· максимальные сроки ожидания туристов при опоздании (неподаче) автотранспорта;

· основные права и обязанности туристов, гидов, экскурсо­водов при пользовании автотранспортными средствами;

· скидки и льготы (возможные варианты).

В международном и отечественном туризме принимаются меры по обеспечению безопасности туристов на автобусных турах и обес­печению стандартов обслуживания. Так, во многих странах сущест­вует лицензирование автобусных перевозок туристов и экскурсантов.

Решением Европейской транспортной комиссии введено требо­вание по обязательному оснащению всех туристских автобусов с количеством мест 9 и более, включая место водителя, специаль­ным контрольным прибором — тахографом. Это аналог «черного ящика» на самолетах — прибор, контролирующий работу автобуса и водителя на маршруте и записывающий всю информацию на та-хограммы. Пункт о наличии в туристском автобусе тахографа также включается в контракт с автотранспортным предприятием. Данное условие, а также наличие путевых листов должны быть оговорены в контракте с АТП при организации европейских маршрутов.

Правила авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, од­ним из которых является Варшавская конвенция 1929 г. «Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», с изменениями, принятыми в 1959 г. (Гамбургские правила).

Договоры с авиакомпаниями могут быть трех видов: а) дого­вор на квоту мест на регулярных авиарейсах; б) агентское согла­шение; в) чартер (аренда самолета).

Договор на квоту мест на регулярных авиарейсах должен учи­тывать, что она может быть жесткой или мягкой. Это влияет как на условия договора, так и на специальные льготы и скидки. При жесткой квоте мест вся ответственность за их нереализа-цию независимо от причины ложится на туристскую фирму. При мягкой квоте мест устанавливаются сроки возможного отка­за туристской фирмы от квоты или ее части по причине нереали­зации туристских путевок. Эти сроки предусматривают возмож­ность дальнейшей реализации этих мест самой авиакомпанией или ее агентами. Договор с авиакомпанией на квоту мест на ре­гулярных авиарейсах включает:

· график функционирования туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест назначения;

 

· количество туристов в каждой группе (квота мест);

· сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;

· сроки снятия заказов на билеты без удержания штрафов (мягкий блок);

· виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;

· скидки и льготы на квоту мест;

· порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользо­ванных билетов, материальную ответственность, вытекаю­щую из сроков возврата (мягкий блок).

Некоторые авиакомпании считают своими агентами все тури­стские фирмы, имеющие с ними договор на квоту мест. Однако в чистом виде агентское соглашение — это работа по реализации авиабилетов, т.е. когда туристская фирма получает возможность самостоятельно выступать как агентство авиакомпании по прода­же авиабилетов, что упрощает и ускоряет процедуру бронирова­ния и оформления проездных документов. Туристская фирма сама выступает в качестве кассы по продаже билетов авиакомпании, т.е. выписывает билеты и имеет соответствующее компьютерное оборудование и право доступа к сети бронирования данной авиа­компании.

В этом случае авиакомпания в лице данной туристской фир­мы имеет дополнительный пункт продажи. Одним из условий агентского соглашения обычно является продажа под туры биле­тов именно этой авиакомпании.

В агентском соглашении с авиакомпанией оговариваются и следующие моменты:

· кто и на каких условиях обеспечивает наличие оборудова­ния для оформления авиабилетов и их бланков;

· вопросы о подготовке кадров для обслуживания этого обо­рудования;

· объемы продаж (чаще всего устанавливаются индивидуаль­но) — по количеству билетов в месяц или выручке от продаж;

· пределы возможных продаж (регионально или по сегмен­там потребителей);

· по чьей цене продаются авиабилеты — авиакомпании или турагентства;

· цены и тарифы продаж авиабилетов;

 

· условия оплаты авиабилетов: предоплата или оплата по мере продажи;

· размер комиссионного вознаграждения за продажу авиаби­летов (до 9 % от проданного тарифа);

· сроки и регулярность подачи отчетов авиакомпании, их форма и необходимая в приложении документация;» размер банковских гарантий в пользу авиакомпании или Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) (от 20 тыс. дол. США);

членство в IATA.

При организации чартерных авиаперевозок заказчик и авиа­компания определяют маршрут, оговаривают обязанности сто­рон, выясняют соответствие арендного договора международ­ным правилам и определяют стоимость рейса, включающую аренду самолета, расход топлива, работу экипажа, обслуживание в аэропорту.

Затем заключается специальный чартерный договор, в кото­ром оговариваются:

· вид (марка) самолета;

· число мес.т, подлежащих продаже;

· стоимость аренды самолета;

· маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;

· срок действия договора (сезон, год и т.д.);

· регулярность совершения авиарейсов;

· возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиа­рейса и соответствующие санкции.

Отношения с авиакомпаниями при аренде воздушного судна предусматривают его оплату с обязательным подведением ба­ланса после каждого полета.

Чартерные рейсы не должны противоречить, требованиям Варшавской международной конвенции об обязанностях пере­возчика перед пассажиром. Практика чартерных программ пока­зывает, что браться за их организацию имеет смысл только то­гда, когда за 4—5 месяцев возможно проведение как минимум 15—17 сдвоенных рейсов (туда и обратно). Последние обычно выполняются 1—2 раза в неделю и совсем редко — с периодич­ностью в 10 или 14 дней.

 

Заметна тенденция, когда туроператоры формируют и эксплуатируют собственные чартерные авиарейсы преимущественно для обеспечения собственных туристов.

Достаточно часто в роли инициатора чартерной программы выступает несколько туроператоров. При этом они заранее оговаривают условия организации полетов. Главным вопросом для туроператора, впервые организующего собственный чартер, ос­тается выбор авиакомпании. В понятие «надежность авиакомпа­нии», по мнению туроператоров, входят прежде всего репутация и имя на мировом рынке авиаперевозок, отработанность техно­логической цепочки полетов на конкретном направлении, вели­чина и номенклатура летного парка, возможность наземной представительской поддержки. Безусловно, не последнюю роль при организации чартеров играет и цена перевозки.

Подписывая договор об организации чартера, авиакомпания практически всегда ставит перед туроператором жесткие усло­вия. Прежде всего от фирмы требуется предоплата. Каков бы ни был ее максимальный размер, авиакомпания всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чар­терного цикла. Таким образом она страхует себя и ранее завезен­ных туристов от возможных неплатежей. Оплата рейсов оговари­вается заранее и производится, как правило, за 7—10 дней до начала полета. Согласно договору, в случае несвоевременной оплаты компания вправе выставить заказчику штрафные санк­ции или прервать с ним имеющиеся договорные отношения.

Договор о выделении мест в графиковых поездах при осуще­ствлении железнодорожных перевозок заключается по правилам, аналогичным соглашениям с авиакомпаниями на квоту мест, или по текущему бронированию. Особенности имеет договор на аренду специализированного туристстко-экскурсионного поез­да. В данный документ включается следующая информация:

· маршрут поездки с указанием всех пунктов остановки;

· стоимость аренды вагонов и вагонов-ресторанов;

· сроки путешествия с указанием дат и продолжительности остановок в каждом пункте маршрута;

· количество вагонов и мест в них, стоимость аренды вагонов;

· количество вагонов-ресторанов;

· количество смен постельного белья на одного человека;

 

· расстояние (километраж) маршрута и стоимость проезда;

· сроки отказа от путешествия (не позже чем за 20 суток до отправления);

· услуги в поезде (чай, чайная продукция, завтраки в купе и т.д.).

Организация туристско-экскурсионных поездов в странах СНГ имеет свои традиции. Еще в советское время из каждого област­ного города, располагающего железной дорогой, выходило на маршрут ежегодно от 10 до 120 специализированных туристских поездов. Комфортабельность их была такой же, как у обычных пассажирских, что недостаточно для туристского путешествия. Вероятно, именно поэтому в настоящее время массовая органи­зация путешествий на турпоездах в странах СНГ отсутствует. Однако в России функционирует компания «Русь-Рейл», кото­рая организует для иностранных клиентов поездки по России на специализированных турпоездах VIP-класса.

Договор с экскурсионной фирмой включает следующие пункты:

· наименование и продолжительность экскурсий, способ пе­редвижения на них (автобусные, пешеходные, теплоход­ные и пр.);

· сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

· сроки отмены заявок;

· цены на экскурсии;

· количество экскурсантов в группе на каждой экскурсии;

· материальная ответственность за срыв экскурсии (по вине экскурсионной фирмы или туроператора).

Договор с музеем включает:

· варианты экскурсий и их тематику;

· количество экскурсантов в группе;

· цены на экскурсии;

· скидки на групповое посещение музея;

· сроки подачи заявок на проведение экскурсий;

· сроки отмены заявок;

· материальную ответственность за срыв музейной экскур­сии по вине одного из партнеров и др.

Не следует забывать и о дополнительных услугах, т.е. не вклю­ченных в пакет тура. Они предоставляются туристам на месте за Дополнительную плату. Обычно это специфические экскурсии,

 

шоу, морские, горные или речные прогулки, посещение аква-парков, национальных парков и заповедников, сафари по горам и пустыням, охота, рыбалка и многое другое. С предприятиями, предоставляющими подобные услуги, составляются отдельные договоры с целью обеспечения такими услугами туристов и по­лучения льготных цен за счет выкупа билетов при групповом по­сещении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.118.194 (0.074 с.)