Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договорные отношения между рецептивный и инициативным туроператорами

Поиск

 

Договорные отношения между инициативным и рецептивным туроператорами во многом сходны с аналогичными взаимоот­ношениями между туроператором и турагентом, если речь не идет об агентском соглашении.

Рассмотрим некоторые позиции договорных взаимоотноше­ний, вытекающих из условий взаимодействия инициативного туроператора с зарубежным принимающим партнером (в дан­ном случае — рецептивным туроператором).

В договоре между ними должны быть отражены:

а) при организации пэкидж-тура:

· маршрут, программа тура и пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия;

· даты прибытия и отъезда;

· перечень и последовательность посещения городов;

· вид транспорта;

· количество дней пребывания в каждом городе;» перечень экскурсий;

б) при организации индивидуального тура:

· даты прибытия и отъезда туристов;

· перечень услуг и их классность.

При обсуждении маршрута или стационарного пребывания! туристов в месте отдыха необходимо четко выяснить продолжительность пребывания туристов в месте размещения по количе-

327

ству ночевок, так как все расчеты по обслуживанию в гостиницах ведутся именно на этой основе. Однако при определенном коли­честве ночевок дней пребывания может быть на один больше (заезд утром первого дня пребывания, отъезд вечером последне­го дня). Поэтому для четкости толкования понятия «продолжи­тельность путешествия» принято обозначать его двумя показате­лями — количеством дней и количеством ночевок. Например, тур 7 дней/6 ночей; тур 14 дней/13 ночей и т.д.

Следует также иметь в виду, что почти во всех гостиницах действует так называемый расчетный час, т.е. фиксированное время суток, с которого отсчитывается количество прожитых в гостинице дней. В большинстве случаев этим часом является 12. ч дня. Поэтому в день окончания тура или переезда из города в город по маршруту туристам приходится освобождать гости­ничные номера к этому времени. В противном случае с них бу­дет взыскиваться доплата за половину суток или за полные су­тки. Иногда по договоренности с принимающей фирмой или гостиницей туристской группе могут быть выделены один-два дежурных номера без доплаты за хранение багажа на время по­сле освобождения занимаемых ими номеров и до отъезда из гос­тиницы. В некоторых гостиницах для данных целей созданы бесплатные камеры хранения. Все это должно быть оговорено с принимающим партнером и внесено в договор.

При обсуждении вопроса о размещении туристов в гости­ничном предприятии необходимо согласовать с фирмой его классность, тип и место расположения. Эти параметры зависят от социального состава предполагаемых туристов и цели путе­шествия. Обязательно должна быть согласована категория но­меров.

Поскольку в любой группе могут быть непарные мужчина и женщина, необходимо оговорить с фирмой предоставление Для каждой группы хотя бы двух одноместных номеров без уве­личения цены. Следует также предусмотреть, чтобы двухмест­ные номера по возможности были с двумя односпальными кро­ватями (а не с одной двухспальной, что встречается в гостиницах Для размещения супружеских пар): ведь нельзя заранее гаранти­ровать, что в поездку отправятся только семейные туристы.

 

При необходимости в контракте оговаривается возможная доплата (дифференциация цен) дополнительных комфортных условий (вид из окна, наличие в номере телевизора и пр.).

В договоре утверждаются и возможные варианты питания ту­ристов: полный пансион, полупансион, завтрак или без питания. Имеют место также различия в форме обслуживания («а ля карт», «табльдот», шведский стол, комбинированные варианты и пр.).

Во время питания (обеда и ужина) алкогольные и безалко­гольные напитки в меню не включаются, если это специально не оговорено в договоре. Исключение составляют жаркие страны, где принято подавать воду со льдом или прохладительные напит­ки. Эти варианты должны быть заранее оговорены с принимаю­щей стороной.

Возможность организации диетического питания также фик­сируется в договоре. При обсуждении вопроса питания на осно­ве полного пансиона или полупансиона нужно обязательно уточнить, каким питанием (завтраком, обедом или ужином) на­чинается и заканчивается обслуживание туристской поездки. Например, питание начинается с ужина в день прибытия и за­канчивается завтраком в день отъезда.

Иногда при продолжительной однодневной экскурсии или переезде из города в город, если нет возможности организовать по дороге питание в ресторане, туристам выдается «сухой паек» (в некоторых странах называется «пикник» или «ланч пакет»). Этот вопрос должен быть обсужден с принимающей фирмой.

Обязательно также подробно оговорить условия встречи и дос­тавки туристов и их багажа из аэропорта (вокзала) в гостиницу, и наоборот.

В контракте должны быть четко оговорены плановые и до­полнительные экскурсии и другие посещения объектов показа. Необходимо также согласовать язык проведения экскурсий.

При переговорах с иностранной фирмой о пакете услуг для ту­ристов, направляющихся на отдых, следует договориться о созда­нии для них наиболее благоприятных условий: например, право бесплатного и неограниченного пользования пляжем, бассейном, пляжными лежаками, стульями, душем, зонтами и др. Если гости­ница находится в отдалении от пляжной зоны, следует организо-

 

вать в установленные часы «челночные» перевозки туристов к ней на автобусе.

Разнообразят отдых дополнительные услуги оздоровитель­но-бальнеологического характера: сауны, фитнес-центры, мас­саж, тренажерно-спортивные залы и др. Туристам могут быть предложены и разнообразные экскурсии, не включенные в пакет тура, что также является предметом договора между оператора­ми по обслуживанию туристов.

С принимающей фирмой необходимо согласовать вид транс­порта для перевозки туристов по маршруту. Бронирование мест и организация перевозки туристов целиком возлагаются на при­нимающую фирму. Для большинства европейских стран наибо­лее удобным видом транспорта для перевозки туристских групп являются автобусы. В таких странах, как США, Канада, Индия, Китай, где расстояния между городами по маршруту могут быть достаточно протяженными, часто используются железнодорож­ные и авиаперевозки.

Чаевые, местные налоги и сборы. В связи с действующими в раз­личных странах обычаями и правилами оплаты чаевых, туристских налогов и сборов необходимо заранее договориться с принимаю­щей фирмой о том, чтобы она взяла на себя все расчеты по их опла­те (включив их стоимость в пакет услуг). Если этот вопрос не будет оговорен, может получиться, что с туристов потребуют дополни­тельную плату, что противоречит условиям пэкидж-тура.

Сопровождающий гид. Поездки туристских групп нередко орга­низуются в сопровождении сотрудника направляющей туристской фирмы. В таких случаях необходимо получить от иностранной фирмы согласие на предоставление сопровождающим групп бес­платно таких же услуг, как и всем туристам. Это — установившая­ся практика в деловых отношениях между туристскими фирмами, поэтому иностранный партнер не будет против такого условия. Требуется только согласовать с ним минимальное число туристов, при котором направляется сопровождающий. Нормой является один бесплатный сопровождающий на 20 туристов в группе.

Для продажи индивидуальных заказных туров оговариваются ассортимент, вариантность, цены и уровень услуг, сроки и поря­док их бронирования, а также возможность изменений в заказе или его аннуляции.

 

При переговорах с принимающей фирмой рекомендуется по­просить ее подготовить для каждого члена туристской группы или индивидуала небольшой комплект рекламных материалов (проспектов, брошюр, буклетов), касающихся туристского об­раза посещаемой страны или местности, ее отдельных турист­ских центров, достопримечательностей, а также местных воз­можностей отдыха и развлечений. Большую пользу туристам оказывают планы городов, которые они посещают по маршруту,

При оформлении сделки купли-продажи туров существен­ными условиями договора являются:

· обязанность рецептивного туроператора передать инициа­тивному туроператору право собственности на товар (паке­ты туров или отдельные виды туристских услуг набором);

· соответствие предоставляемого товара (пакетов туров или отдельных видов туристских услуг) требованиям покупателя;

· обязанность инициативного туроператора выплатить при­читающуюся рецептивному туроператору сумму за весь объем приобретаемого товара в обусловленные сделкой сроки;

· ответственность туроператора по отправке за отказ от реа­лизации туров и туристских услуг и оплаты их по причи­нам, не являющимся обоснованными;

· ответственность рецептивного туроператора за выполне­ние полного объема реализованных туров или туристских услуг с соответствующей материальной компенсацией за непредоставленные услуги, а также за моральный ущерб туристам;

· ответственность сторон по железнодорожным, воздушным и иным перевозкам;

· ответственность по обязательствам из-за причинения вреда;

· установление даты вступления в силу документа о заключе­нии сделки и даты истечения обязательств по договору.

При оформлении договора о туристском обмене к договору о приеме групп туристов в обязательном порядке прикладываются:

· график заезда групп туристов с указанием дат прибытия и отправления;

· калькуляции (расчеты стоимости) паритетных цен туров как с одной, так и с другой стороны. При работе с зарубеж-

 

 

ными партнерами на условиях безвалютного обмена необ­ходимо прикладывать к договору расчет валютных платежей или сводную ведомость туродней (включающую оговорен­ную к выдаче туристам сумму наличными страны пребыва­ния на карманные расходы);

· описание условий приема с указанием класса и типа гостиничного предприятия для размещения туристов, вместимо­сти и категории предоставляемых номеров, величины пан­сиона по питанию, наименования экскурсий, стоимость которых включена в цену тура, и других особенностей об­служивания (предоставление трансфера, специального сна­ряжения или возможность его аренды на месте и др.);

· программа пребывания и обслуживания групп туристов в месте отдыха.

В договоре должны быть отражены предельно возможные сроки отмены заездов групп туристов как с одной, так и с другой стороны, после чего с виновной стороны взимаются штрафные санкции. Размер последних также оговаривается в соглашении. Обычно он составляет от 5 до 35 % стоимости несостоявшегося тура при сообщении о снятии туристской группы с маршрута со­ответственно не позднее 5—1 суток до заезда.

К факультативным условиям, без которых сделка между ре­цептивным и инициативным туроператороми будет иметь юри­дическую силу, но включение которых в эту сделку все-таки обязательно, относятся:

· форс-мажорная оговорка;

· порядок рассмотрения сторонами претензий, вытекающих из договора;

· порядок и условия внесения изменений в обязательства сторон по договорам.

Кроме того, в договор включается пункт о снабжении рецеп­тивными туроператорами на приеме своих партнеров различны­ми буклетными изданиями рекламно-информационного содер­жания, каталогами, схемами маршрутов для туристов.

Большое количество туристских фирм и предприятий само­стоятельно выходит на международный рынок. Важно с самого начала обратить внимание на законность и взаимовыгодность сделок (контрактов), заключаемых с иностранными партнерами.

 

При заключении таких контрактов необходимо учитывать нор­мативные акты, регулирующие внешнеэкономические сделки, чтобы в случае необходимости обоснованно отстаивать свои права, тем более что мировая практика выработала общеприня­тые условия договорных отношений, следование которым по­зволяет достигнуть взаимоприемлемых условий договора.

В договоре необходимо определить язык переписки, претензионно-исковой документации и судопроизводства (желательно на русском языке), чтобы избежать двоякого толкования.

Сделки с отечественными и зарубежными туристскими пред­приятиями составляются и подписываются в двух экземплярах. Если договор подписывается с зарубежным партнером, то каж­дый из экземпляров составляется на русском языке и языке ино­странного партнера либо на русском и любом другом языке по согласованию сторон (например, на английском).

Права и обязанности сторон по внешнеторговой сделке оп­ределяются по законам места ее совершения, если иное не уста­новлено соглашением сторон.

Таким образом, в условиях усиления конкуренции и увели­чения требований клиентов к туристским услугам очень важны надежные договорные отношения в деятельности туристских предприятий. Туристские услуги охватывают большой круг операций (обеспечение международных и внутренних перево­зок туристов, проживание, питание, экскурсии, страхование, получение иностранных виз и т.д.). Все эти операции требуют документального подтверждения. Поэтому правильно состав­ленные договоры имеют важное значение в достижении высо­кого качества туристского обслуживания.

Контрольные вопросы и задания

1. Могут ли в полной мере быть применены все существующие нор­мы хозяйственной деятельности в деятельности туристских предпри­ятий? Ответ обоснуйте.

2. Какие лица могут выступать субъектами договорных отношений? Дайте классификацию договоров.

3. Какие условия договоров являются существенными? Приведите примеры.

 

4. Какую роль в договоре играют обычные и случайные условия?

5. Почему правильно составленные договоры имеют важное значе­ние в достижении высокого качества туристского обслуживания?

6. Какую предварительную работу и почему необходимо провести туристскому предприятию перед заключением договора (контракта)?

7. Какими документами регулируются договорные отношения в ту­ризме?

8. По каким моделям обычно строятся правоотношения между ту­роператорами и турагентами?

9. В чем заключаются существенные условия типового договора на оказание туристских услуг?

10. Какими документами регулируются договорные отношения в ту­ризме на международном и национальном уровнях?

11. В чем состоит особенность заключения договоров рецептивного туроператора с поставщиками туристских услуг?

12. В чем состоит специфика заключения договоров с гостиничным, ав­тотранспортным предприятием, авиакомпанией, предприятием питания?

13. Какие особенности имеют договоры между инициативными и ре­цептивными туроператорами?

14. Подготовьте проект договора с автотранспортным предприятием, предоставляющим автобусы для обслуживания туристов, совершающих тур «Автобусом по Беларуси (России)».

15. Вы работаете на туристском предприятии-туроператоре в Москве и ведете переговоры с белорусским туроператором о приеме ваших ту­ристов в Минске на туре «Дорогами литературных героев Якуба Коласа». Разработайте проект договора между вашими туроперорскими предпри­ятиями.

Литература

Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. М.: Финансы и статистика, 1998.

Гуляев В.Г. Организация туристкой деятельности. М.: Нолидж, 1996.

Джурович Р. Руководство по заключению внешнеторговых контрак­тов. М.: Российское право, 1992.

ЖулевичЕ.В., КопаневА.С. Организация туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.

Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: Финан­сы и статистика, 2000.

Коммерческие договоры-2: Сборник образцов, правовое регулиро­вание, бухгалтерское оформление. М.: ДИС, 1998.

 

Менеджмент туризма: Экономика туризма. М.: Финансы и стати­стика, 2001.

Основы туристской деятельности / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др.; Сост. Е.Н. Ильина. М.: Советский спорт, 2000.

Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. М.: ПРИОР,

2001.

Сенин B.C. Организация международного туризма. М.: Финансы

и статистика, 2000.

Тавгень Н.А. Трудовое и хозяйственное право. Мн.: БГЭУ, 1999. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. А.Д. Чудновского. М.:

ЭКМОС, 2000.

Туризм: нормативно-правовые акты / Сост. Н.И. Волошин. М.: Фи­нансы и статистика, 1998.

Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. М.: ИНФРА-М,

1999.

Энциклопедия туризма: Спраючник / Авт.-сост. И.В. Зорин, В.А. Квар­тальное. М.: Финансы и статистика, 2001.

 

Глава 10

Страхование в туризме

Безопасность в туризме



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.120 (0.015 с.)