Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и комплекс задач экскурсионного обслуживания

Поиск

8.2. Сущность, структура и содержание экскурсии

Дифференциация экскурсионного обслуживания

Экскурсовод и его роль в экскурсионном обслуживании

 

 

Понятие и комплекс задач

Экскурсионного обслуживания

 

Экскурсионное обслуживание — организация и оказание экс­курсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в при­общении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания. Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя (экскурсанта, туриста) комплекс знаний по истории, культуре, географии, эт­нографии, экологии, экономике и др. При участии в таких экс­курсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных, природных, этнографи­ческих, инженерных и других достопримечательностей, проис­ходит удовлетворение потребности личности в познании окру­жающей действительности. Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Экскур­сант (турист) выбирает те экскурсионные услуги, которые удов­летворяют одновременно несколько потребностей, т.е. обладают функциональной полнотой. Так, посещая загородную экскур­сию, ее участники не только удовлетворяют потребность в по­знании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуаль­ными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской ус­луги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых явля­ется удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов (ту­ристов) в познании окружающей действительности.

Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс за­дач экскурсионного обслуживания включает организацию отды­ха, поездок и путешествий с посещением исторических, куль­турных, природных и иных объектов.

Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в пря­мой зависимости от количественного и качественного совмеще­ния форм экскурсионного обслуживания.

Каждая форма организации экскурсионного обслуживания — это совокупность направленных действий, имеющих конкретную

 

цель — удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов Целенаправленный характер работы по охвату населения экскур­сионными услугами осуществляется в следующих направлениях:

· место проживания;

· учебные заведения, учреждения, предприятия;

· турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.;

· клубы, дома и дворцы культуры;

· семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.п.;

· аэропорты (порты), вокзалы, фестивальные площадки.

Основой всей работы по организации экскурсионного обслу­живания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с уче­том состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:

· объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны (в денежном выражении);

· количество экскурсантов (туристов);

· прибыль от реализованных услуг.

Данные показатели являются оценочными и служат в качест­ве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:

· номера телефонов, факсов и адреса организаций, связан­ных с обслуживанием экскурсантов;

· перечень тем экскурсий;

· картосхемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности (региону), области, стране;

· список номеров телефонов и домашних адресов экскурсо­водов.

Полнота информации по организации экскурсионного об­служивания обеспечивается различного вида картотеками:

транспортных предприятий (автохозяйств, автостанций, же­лезнодорожных вокзалов, аэропортов, портов и т.п.);

· средств размещения;

· предприятий питания;

· культурно-просветительных учреждений (музеев, концерт­ных залов, театров и др.), посещение которых предусмот­рено организаторами экскурсий;

 

· предприятий, являющихся объектами посещения и показа;

· с перечислением тем проводимых экскурсий согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, места начала и окончания, стоимости экс­курсии.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями (фирмами) на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжаю­щими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, рас­положенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую инфор­мацию. Такой подход соответствует современному периоду раз­вития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся воз­растающим вниманием к последнему со стороны государства.

8.2. Сущность, структура исодержание экскурсии

Экскурсия (от лат. excursio — поездка) — целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зри­тельным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочета­нии в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, исто­рическими справками. Он учит правильно воспринимать уви­денное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фак­там, с ними связанным. Таким образом, в процессе познания осуществляется целенаправленное воздействие на мировоззрение экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следую­щие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:

· наличие темы, цели и конкретных задач;

· наличие группы или индивидуального экскурсанта;

 

· наличие экскурсовода;» протяженность во времени;

· показ экскурсионных объектов в месте их непосредствен­ного расположения;» целенаправленность осмотра;

· передвижение по заранее разработанному маршруту.

В основу экскурсии положены следующие принципы:

научность — факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оцен­ку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они относятся;

· идейность;

· правдивость;

· связь теории с практикой;

· доходчивость;

· убедительность;

Экскурсии выполняют следующие функции:

· экономическую;

· идейно-политическую;

· общеобразовательную;

· информационную;

· воспитательную;

· организации содержательного отдыха;

· расширения кругозора;» формирования интересов человека;

· специализированную (подготовки и переподготовки кадров).

Процессу создания экскурсии присущи следующие стадии:

· выбор темы;

· отбор и изучение источников;

· создание новой экскурсии на избранную тему;

подготовка для ее проведения.

Тема — концентрированное содержание экскурсии, ее глав­ная мысль, предмет показа и рассказа. Не следует забывать, что отбор экскурсионных объектов осуществляется в четком соот­ветствии с темой, так как она представляет собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это ее имя, к которому предъявляются следующие требования:

· индивидуальность;

· точность;

 

· образность;

· легкость воспроизведения и запоминания;

· благозвучие.

Совокупность нескольких тем или большая их группа пред­ставляют собой тематику экскурсий, главными составляющими которой являются актуальность, значительность, разносторон­ность, связь с современностью. Непосредственный процесс соз­дания экскурсии состоит из следующих основных этапов:

· определение цели экскурсии и ее задач;

· подбор, изучение литературных и других источников ин­формации;

· отбор, изучение экскурсионных объектов (основных и до­полнительных);

· разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход);

· составление контрольного текста экскурсии;

· выбор методических приемов ведения;

· составление методической разработки;

· подготовка вариантов индивидуального текста;

· заключение о тексте и методической разработке;

· проведение пробной экскурсии, ее утверждение.

Разработку экскурсий проводят в соответствии с их класси­фикационными признаками. Классификация экскурсий — это их распределение по однородным группам в соответствии с прису­щими этим группам признаками:

· состав участников;

· содержание;

· тематика;

· место проведения;

· формы проведения;

· способ передвижения;» цикличность.

По составу участников подразделяют экскурсии для следую­щих категорий лиц:

· детей (школьников младших классов);

· взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);

· городских жителей;

· сельских жителей;

· местного населения;

· приезжающих туристов;

· индивидуалов.

 

Данный признак заложен в основу дифференцированного подхода к организации обслуживания различных контингентов населения.

По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные (мно­гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они мно­готемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.

Тематические экскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.

Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (эколо­гия города, определенной местности и т.д.), но и подразделяют­ся на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.

Исторические экскурсии по своему содержанию подразделя­ются на следующие подгруппы: историко-краеведческие; архео­логические; этнографические. Раскрываемые в данных экскур­сиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыс­лы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, ну­мизматику и др.).

Формированию и развитию эстетического вкуса, способно­сти и необходимости человека различать и оценивать искусстве и другие результаты человеческой деятельности, и вообще явле­ний жизни на уровне прекрасного содействуют искусствоведче­ские экскурсии:

· знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, декоративно-прикладным ис­кусством);

· театрально-музыкальные экскурсии.

Знакомству с поэтикой слова содействуют литературные экс­курсии:

· литературно-биографические (монографические) — по мес­там, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей;

· историко-литературные, знакомящие с определенным ис­торическим этапом развития литературы;

· литературно-художественные — по местам и событиям, от­раженным в произведениях, т.е. по дорогам литературных героев.

Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты по­каза встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных сти­лей; творчество архитекторов; градостроительство (историче­ская и современная застройка города, местности).

К экскурсиям, которые классифицируются как по содержа­нию, так и по месту проведения, относятся производственные. Они бывают следующих видов:

производственно-исторические (раскрывают определенный этап развития предприятия, производства, отрасли про­мышленности);

· производственно-экономические (освещают эффективность

· деятельности предприятия);

· производственно-технические (посвящены использованию на производстве достижений науки и техники, современ­ных технологий).

Особую значимость данные экскурсии приобретают в деле сохранения трудовых традиций, повышения квалификации кад­ров, профессиональной ориентации молодежи.

Кроме производственных к экскурсиям по месту проведения относятся: музейные, городские, загородные, в пути следования (так называемые путевые информации).

Музейные экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсан­тов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.).

Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (об­зорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части.

Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематиче­скими; они могут проводиться как в промежуточном, так и в ко­нечном пункте следования.

Загородную экскурсию следует отличать от путевой инфор­мации, которая в отличие от экскурсии имеет свои особенности:

 

первичность рассказа, его справочный характер, интересная об­разная информация о населенных пунктах в пути следования, жизни и деятельности известных людей данного региона. Одна­ко в данной информации не используется материал тех экскур­сий, которые предусмотрены в пунктах назначения.

Качественный уровень экскурсионного обслуживания обеспе­чивается различными формами проведения экскурсий, среди которых выделяются: обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; экскурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогулка и др.

По способу передвижения различают пешеходные (обеспечи­вается маневренность группы, возможность более глубокого изучения объектов показа, невысокая стоимость), с использова­нием транспортных средств (могут применяться различные виды транспорта: наземный и подземный, а также воздушный) и ком­бинированные экскурсии.

По цикличности проведения экскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединены общей темой и целью).

Даже краткий приведенный выше обзор классификации экс­курсий говорит о ее значимости для практической стороны экс­курсионного обслуживания. Учет классификационных призна­ков содействует качественной разработке экскурсионных услуг, мероприятий по их оказанию, способствует специализации экс­курсоводов, совершенствованию их профессионального мастер­ства, созданию новых тем экскурсий. При разработке экскур­сий следует учитывать:

· дифференцированный подход к обслуживанию различных групп;

· спрос на определенный вид (тему) экскурсии;

· совершенствование экскурсионного обслуживания.

Работа по подготовке темы экскурсии считается завершенной, когда разработаны следующие материалы:

1. Список использованных источников, включающий не толь­ко литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, за­писи кино, видеохроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.).

2. Карточка (паспорт) экскурсионных объектов (приложе­ние 16). Экскурсионный объект — предмет (явление), дающий представление о характерных чертах, особенностях определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы и т.п., вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. Предприятиям, занятым экскурсионным обслу­живанием, целесообразно иметь карточки на все экскурсионные объекты, расположенные на обслуживаемой территории. Наличие таких карточек ускоряет разработку новых экскурсионных тем, по­зволяет разнообразить использование в экскурсиях памятников, делает их показ более активным.

3. Экскурсионные тексты: контрольный и индивидуальный. Экскурсионный текст — это комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фраг­менты текстов-источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания ок­ружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов).

Контрольный текст -- тщательно составленный материал экскурсии, раскрывающий тему, ее подтемы и основные вопро­сы, композиционно состоящий из введения, основной части, за­ключения и логических переходов между подтемами. Он служит основой вступления и заключения на экскурсии, а логические переходы могут успешно использоваться при составлении мето­дической разработки и в дальнейшем при рассказе экскурсовода на маршруте. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом — материалом, изложенным в соответствии со структу­рой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий.

Тенденции культурного развития общества требует особого внимания экскурсоводов к созданию экскурсионных текстов. Последним свойственна актуализация и группирование в опре­деленной связи, объединение в новую информационную сово­купность — материалы прецедентных текстов, фрагменты раз­личных научных, справочных, художественных, биографических (воспоминания, письма) и других источников. В практике экс­курсоводов такая деятельность реализуется, но ее результаты до

 

сих пор остаются неизученными с точки зрения закономерно­стей, актуализации языковых средств при создании синтетиче­ского типа экскурсионных текстов.

4. Схема маршрута — путь следования экскурсионной груп­пы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их на­блюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.

5. Комплект наглядных пособий -- «портфель экскурсово­да» — подборка фото, копий документов, архивных материалов, репродукций, картосхем и других вспомогательных материалов.

6. Методическая разработка — основной документ экскур­сии, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий, через перечень основных вопросов раскрыва­ются подтемы экскурсий с их увязкой логическими переходами, называются и описываются методические приемы показа и рас­сказа, проиводятся указания по ведению экскурсии и дифферен­цированному обслуживанию (табл. 8.1).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.194.29 (0.012 с.)