Обоснование организационной структуры управления предприятием 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование организационной структуры управления предприятием



 

Логическим продолжением целеполагания (см. § 4.2) являет­ся определение функций управления, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей. Эти функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей того или иного предприятия. Вы­деляются следующие функции управления: планирование, орга­низация, мотивация, контроль. Все они тесно взаимосвязаны и в системе управления объединены в единый целостный про­цесс, который осуществляется в рамках организационной струк­туры управления.

Организационная структура управления (ОСУ) упорядочен­ная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функциональное развитие как единого целого. По существу, речь идет о соотношении уровней управления и функциональных служб, которые строятся для достижения поставленных целей.

ОСУ включает в себя состав, соотношение, расположение. и взаимосвязь отдельных подсистем предприятия. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями, распределение между ними прав и ответственности.

Элементами структуры управления выступают звенья (под- 1 разделения, отдельные работники) и уровни (ступени) управления,

 

отношения между которыми поддерживаются благодаря связям (горизонтальным и вертикальным). Горизонтальные связи явля­ются одноуровневыми и носят характер согласования, верти­кальные же представляют связи подчинения.

Горизонтальные и вертикальные связи в структуре управле­ния предприятием могут носить линейный (обмен информацией между линейными руководителями — лицами, отвечающими за деятельность предприятия или его структурных подразделений) и функциональный (обмен информацией по тем или иным функциям управления) характер, что характеризует тип ОСУ.

В зависимости от характера связей между различными под­разделениями предприятия различают следующие типы ОСУ: линейную, функциональную, линейно-функциональную (штаб­ную) и матричную.

Линейная ОСУ предусматривает иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим, а также наличие формальных правил и норм при выполнении менеджерами своих задач и обязанностей. Данная структура характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель, наделенный всеми пол­номочиями, осуществляющий единоличное руководство подчи­ненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Поскольку в линейной структуре управ­ления решения передаются по цепочке «сверху вниз», а руководи­тель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого уровня, формируется своего рода иерархия управления предприятием.

Линейная ОСУ является логически стройной и формально определенной (единство и простота управления, согласован­ность действий исполнителей, четко выраженная ответствен­ность), но отличается недостаточной гибкостью.

Функциональная ОСУ предполагает, что выполнение опреде­ленных функций возлагается на подразделения (отделы), например отдел продаж, плановый, маркетинга, бухгалтерию и т.п. Таким образом, общая задача управления предприятием делится на ча­стные и функциональные признаки. Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональная специализация аппарата

 

управления значительно повышает эффективность деятельности предприятия. В то же время для функциональной ОСУ характер­ны: сложность координации различных функциональных под­разделений; возникновение конкуренции и конфликтов между подразделениями; узкофункциональная недальновидность, пре­пятствующая инновационной деятельности.

Линейно-функциональная (штабная) ОСУ предполагает спе­циализацию управленческого процесса по функциональным подсистемам (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д.) предприятия. По каждой из них формируется иерархия служб, пронизывающая предприятие снизу доверху. Подобные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функ­ции. Недостатками же данного типа ОСУ являются: отсутствие гибкости во взаимоотношениях между подразделениями; не­возможность быстрого реагирования на изменение условий внешней среды; недостаточная оперативность принятия управ­ленческих решений.

Матричная ОСУ использует принцип двойного подчинения исполнителя: с одной стороны — непосредственному руководи­телю функционального подразделения, с другой — руководите­лю проекта, направленного на решение конкретной задачи (на­пример, разработка и внедрение на рынок нового туристского продукта). Как правило, проектная группа работает на времен­ной основе и включает в свой состав специалистов различных подразделений.

Создание матричной ОСУ предприятия считается целесооб­разным в случае необходимости решения определенной задачи в сжатые сроки, внедрения технологических инноваций и быст­рого реагирования на изменения конъюнктуры рынка. Недос­татком такой системы управления является сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связан­ные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение.

Рассмотренные структуры являются базовыми и могут быть детализированы применительно к конкретному предприятию.

Выбор того или иного типа ОСУ туристского предприятия определяется, прежде всего, ее способностью обеспечить дости­жение поставленных целей. С одной стороны, речь идет о том,

161

чтобы оптимально применить имеющиеся в наличии средства, создать необходимый для эффективной деятельности порядок и стабильность, с другой — ОСУ должна быть достаточно гибкой для своевременного реагирования на изменения внешней среды. Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как плани­руемые масштабы деятельности предприятия, разнообразие пред­лагаемых на рынок услуг, производственные технологии, пред­полагаемые рынки сбыта и т.д.

Большинство туристских фирм являются малыми и средни­ми предприятиями. Для небольших фирм, как правило, харак­терна функциональная ОСУ (рис. 4.6), для более крупных -линейно-функциональная (рис. 4.7).

 

В процессе обоснования ОСУ туристского предприятия, как правило, решаются следующие задачи: определяется тип струк­туры управления; уточняются количество и состав подразделений по уровням управления, численность административно-управлен­ческого персонала, характер соподчиненности между звеньями управления; рассчитываются затраты на содержание аппарата управления.

4.5. Разработка учредительных документов, государственная регистрация и организационное оформление предприятия

 

К учредительным документам, которые необходимо разрабо­тать, относятся: а) устав предприятия (при учреждении предпри­ятия любой формы собственности); б) учредительный договор (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве учредителя выступает одно лицо); в) заявление учредителя или лица, упол­номоченного учредителями, для государственной регистрации.

Подготовка учредительных документов — первый практиче­ский шаг в создании туристского предприятия. Здесь можно об­ратиться за помощью к юристу (такая услуга будет платной) или подготовить документы самостоятельно (что требует детального ознакомления с действующим законодательством). Перечень и содержание учредительных документов зависит от выбранной организационно-правовой формы будущего предприятия. Лицо (лица), принявшее решение о создании индивидуального пред­приятия, должно оформить данное решение документально.

Для государственной регистрации предприятия в местные органы власти представляется решение о создании предприятия (заявление учредителя с просьбой зарегистрировать предпри­ятие) и его устав. Решение принимается на собрании учредите­лей и фиксируется протоколом. В протоколе собрания необхо­димо указать фамилию, имя, отчество каждого присутствовавшего

 

учредителя. На собрании учредителей, как правило, рассматри­ваются три основных вопроса:

1) об организации предприятия и его наименовании;

2) о принятии устава предприятия;

3) о выборах директора предприятия.

При выборе фирменного наименования туристского предпри­ятия необходимо знать, что зрительный или звуковой образ вы­зывает массу ассоциаций, которые не всегда могут оставлять благоприятное впечатление. При подборе названия можно отме­тить следующие наиболее типичные недостатки:

· применение всякого рода штампов типа «тур», «трэвел», «клаб» и т.д. Они обезличивают туристское предприятие и делают его похожим на многие другие;

· использование непонятных сокращений, аббревиатур, шифров по начальным буквам слов типа «Светал», «Ванади», «Евгета» и т.д. Видя такого рода названия, многие не понимают, что они означают. Чаще всего желание увековечить в названии начальные буквы и слоги имен владельцев предприятий приводит к казусам из-за сложности и корявости их вос­произведения или возможных ошибок в сложно запоми­наемых наборах букв;

· нежелательная ассоциативность, когда в поисках нестан­дартных решений создатели предприятия не думают о впе­чатлениях и ассоциациях, которые его название может вызвать (например, «Лентяй», «Гуляка-тур» или «Эх, про­качу!» и пр.). Несмотря на то что, выбирая такие названия, сами туристские предприятия вкладывали в них хороший смысл, а у клиента не было какой-либо отрицательной ин­формации о их деятельности, все же они могли неблагопри­ятно повлиять на исход встречи.

При выборе названия туристского предприятия необходимо привлечь к процессу его поиска творческих людей или обратить­ся к услугам специалистов.

Общие требования к названию туристского предприятия состо­ят в следующем: индивидуальность, броскость, легкость запомина­ния и воспроизведения, благозвучие на русском, английском и других основных языках, отсутствие отрицательных ассоциаций, узнаваемость, содержательный смысл. Кроме того, удачное назва­ние может стать одним из факторов привлечения туристов.

 

В связи с тем что фирменное наименование предприятия под­лежит государственной регистрации, после чего юридическое лицо приобретает исключительное право на его использование, прово­дится проверка этого наименования на неповторяемость.

Устав — это свод правил, устанавливающих порядок и орга­низацию деятельности предприятия. Это важный документ, и к его составлению следует относиться предельно внимательно. При разработке устава необходимо исходить из требований законода­тельных актов, действующих на территории государства регист­рации предприятия, которыми определяются права собственности, а также права и обязанности предприятия в процессе осуществ­ления хозяйственной деятельности.

В уставе частного предприятия должна быть отражена сле­дующая информация:

· наименование предприятия с указанием его организацион­но-правовой формы, фамилии собственника имущества и названия;

· данные об учредителе (учредителях); если в создании пред­приятия приняли участие несколько членов семьи — их фамилии, имена, отчества, место жительства;

· адрес предприятия;

· предмет, цели и виды деятельности;

· порядок образования имущества, в том числе права собст­венности на имущество предприятия;

· порядок распределения прибыли и покрытия убытков;

· управление предприятием и компетенция органов управления;

· условия реорганизации и ликвидации предприятия.

В уставе также необходимо оговорить ответственность учре­дителя (учредителей) по обязательствам предприятия. На ти­тульном листе устава в верхнем правом углу проставляется дата его утверждения и подпись учредителя. Если устав утвержден ре­шением собрания учредителей, указывается дата собрания и но­мер протокола. Перед сдачей на государственную регистрацию устав должен быть прошит.

Учредительный договор — документ, регламентирующий усло­вия и порядок совместной деятельности учредителей и содержа­щий следующие сведения:

· о размере и составе уставного фонда;

· порядке распределения прибыли;

 

· размере и порядке изменения долей, паев или акций каж­дого из участников в уставном фонде;

· размере, составе, сроках и порядке внесения участниками вкладов;

· об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесению вкладов и т.д.

Учредительный договор заключается в случае, если учредите­лей несколько.

В интересах всех участников рыночных отношений государ­ство осуществляет контроль за соблюдением законности созда­ния новых участников гражданского оборота посредством обяза­тельной государственной регистрации юридических лиц.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осу­ществляется местными органами власти в месячный срок со дня подачи всех необходимых для этой процедуры документов и заполнения собственником имущества (учредителем) анкеты установленного образца со сведениями, необходимыми для ре­шения вопроса о государственной регистрации. Отказ в ней возможен в случае нарушения действующих законов и несоот­ветствия учредительных документов требованиям, предъяв­ленным действующим законодательством. Приведем перечень документов, которые необходимо представить для государст­венной регистрации:

· заявление о регистрации предприятия, подписанное учре­дителем (учредителями) предприятия;

· учредительные документы (два экземпляра копий устава и договора о совместной хозяйственной деятельности);

· решение о создании предприятия;

· документы, подтверждающие формирование уставного фонда;

· документы, содержащие сведения о собственниках имуще­ства;

· платежный документ, подтверждающий оплату государст­венной пошлины, и др.

Кроме того, по сложившейся практике нужно представить Документ, свидетельствующий о будущем адресе юридического лица.

Более простыми являются требования для регистрации инди­видуального предпринимателя, которая заключается в получении

 

в районной администрации (по месту жительства) свидетельства на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (здесь следует как можно полнее указать планируемый перечень видов деятельности). Для регистрации представляются следую­щие документы:

· заявление на регистрацию;

· паспорт с местной пропиской;

· 3 фотографии 3x4;

· квитанция об оплате регистрационного сбора;

· документы и их копии о профессиональной пригодности лица к выбранным видам деятельности.

При состоявшейся государственной регистрации предпри­ятия заявитель (учредитель или лицо, уполномоченное учреди­телями) получает временное свидетельство о регистрации, кото­рое действует в течение 30 дней с момента выдачи. В течение этого времени заявитель должен осуществить следующие меро­приятия, которые необходимы для получения предприятием статуса юридического лица, т.е. организационно оформить тури­стское предприятие:

· получить коды ОКПО (Общереспубликанского классифи­катора предприятий и организаций), ОКОХН (Общерес­публиканского классификатора организаций по виду их деятельности) в органах Госкомстата;

· зарегистрировать предприятие в налоговой инспекции и по­лучить код УНН (учетного номера налогоплательщика) — в течение 10 дней после государственной регистрации;

· получить справку в Министерстве финансов (или его органе) о внесении регистрируемого предприятия в Единый госу­дарственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· открыть текущий счет в банке и внести на этот счет 50 % уставного фонда;

· изготовить (с разрешения органов внутренних дел) печать и штампы;

· зарегистрировать предприятие в различных фондах: соци­альной защиты, пенсионном, медицинского и социального страхования и т.д.;

167

· изготовить фирменные бланки для деловой переписки, ви­зитных карточек;

· получить лицензию (лицензии) на осуществление турист­ской деятельности. К видам туристской деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии, относятся: туроператорская и турагентская туристская дея­тельность.

По истечении 30 дней с момента получения временного свиде­тельства заявитель должен вернуть в орган, зарегистрировавший предприятие, данный документ со всеми необходимыми отметка­ми и справками. Взамен его выдается постоянное свидетельство установленного образца о регистрации. Руководитель зарегистри­рованной организации получает удостоверение. С этого момента предприятие становится самостоятельным юридическим лицом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.252.14 (0.043 с.)