Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предприятием как предмет научных исследований.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общемировые тенденции развития управления промышленными предприятиями характеризуются значительными изменениями, связанными с высокой конкуренцией, ускорением темпов технического прогресса, и, главной особенностью, глобализацией бизнеса. Выжить в достаточно жестких условиях конкурентной борьбы смогут только те компании, которые обеспечат конкурентоспособный менеджмент. С точки зрения специалистов, именно менеджмент можно считать одним из основных конкурентных преимуществ американской экономики, именно менеджмент позволяет ей оставаться лидером по динамичности развития. Роль управления на уровне организации приобретает черты системообразующего фактора, позволяя реализовать конкурентные преимущества организации. Важнейшей задачей менеджмента организации в условиях усиления конкуренции является создание системы управления, позволяющей обеспечить взаимодействие между различными подразделениями в процессе «разработки - производства - реализации» продукции, причем важной чертой становится взаимодействие с внешним окружением: заказчиками, поставщиками и другими участниками рынка. В связи с этим возникает значительная потребность в новых моделях и концепциях управления, т.е. необходимость в управленческих нововведениях. Управленческие нововведения представляют собой новые методы работы, используемые аппаратом управления. Управленческое нововведение есть любое организационное решение, система, процедура или метод управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации [17, с.23]. Внедрение управленческих нововведений позволяет осуществить процесс совершенствования и развития организации в целом, обеспечив стратегический успех организации. К управленческим нововведениям относят системы стратегического планирования, управленческие и информационные системы, методы организационного развития, формы и методы стимулирования труда, системы управления качеством, разработки в области производственного планирования и организации складского хозяйства. Управленческая практика требует постоянного инновационного процесса, в основе которого лежат исследования и разработка. Динамика развития технического прогресса, повышение роли инновационного процесса в бизнесе заставляют высший менеджмент предприятий относиться к нововведениям в области управления столь же серьезно, как к нововведениям в области техники и технологий. А это означает, что предприятию для осуществления реорганизации в управлении необходимы исследования, разработка и внедрение инновационного проекта в данной области. Все чаще предприятия для проведения подобного рода исследований прибегают к услугам сторонних консультантов в области управления. Значительно увеличились объемы консультационной деятельности в мировой практике. В США в 1993 г. было около 80 тыс. консультантов по управлению, в Западной Европе в 1990 г. работало свыше 43 тыс. консультантов, а к 1995 г. только в Германии насчитывалось 44,2 тыс. консультантов. В России в 1992 г. консультированием на регулярной основе было занято 10 тыс. человек, а к 1995 г. функционировало около 300 консалтинговых фирм. Современный спектр консалтинговых услуг насчитывает более 100 видов, с учетом сложившейся структуры, в настоящее время, можно выделить основные: корпоративная стратегия и организационное развитие, информационные технологии, человеческие ресурсы [1]. Среди фирм, получивших ощутимый эффект от услуг консультативных компаний, можно назвать: «Моторола», «Ксерокс», «Кодак», «АТТ», «Тексас инструмент», «Филипс», «Хьюллетт - Паккард» и др. [3]. Так, например, на фирме «Ксерокс» новая структура фирмы разрабатывалась 15 месяцев при непосредственном участии консультантов. В результате реорганизации фирма была разделена на автономные небольшие организации, с передачей ответственности за прибыльность с центрального аппарата на уровень автономного подразделения. Следует выделить, что направления деятельности консультационных компаний позволяют определить приоритетные направления исследований в области управленческой практики. Именно направления развития систем управления предприятием выступают предметом исследований. Новые управленческие идеи и концепции требуют детального исследования с точки зрения возможностей практической их реализации, очень часто новые концепции вступают в противоречие с традиционными представлениями. Так, например, традиционно в менеджменте важнейшее значение придавалось роли лидера, существует ряд концепций лидерства. Современная философия менеджмента значительно меняет подходы к лидерству, согласно которым лучшим управляющим является тот, кто способен делегировать свои полномочия на нижестоящий уровень, освобождая инициативу подчиненных. По оценке профессора Р.Келли, успех фирмы лишь на 20 % обусловлен деятельностью лидера, а на 80 % - деятельностью тех, кто следует за ним [4]. Последние годы претерпело существенные изменения понятие стратегии корпорации. Проф. Прехалад, авторитетный консультант по разработке глобальных стратегий, рекомендует фирмам сосредоточиться на той области деятельности, в которой они обладают преимуществом по сравнению с конкурентами. Очевидно, явно наметились тенденции в изменении взглядов на процесс расширенной диверсификации, крупные компании приходят к выводу, что наиболее эффективной в настоящее время является сфокусированная стратегия, т.е. концентрация усилий на ключевых сегментах рынках, на которых компания имеет лидирующие компетенции и избавление от неключевых активов бизнеса. Западные крупнейшие фирмы начинают четко определять сферу своих компетенций: «Boing» - интегрированные комплексные системы; «Сони» - миниатюризацию; «Philips» - видеоинформация; «Хансон Пиэл-си» - в области строительного бизнеса; «DuPont» - приоритетным направлением инвестиций избрала биоинженерию зерновых и зернобобовых культур. Таким образом, предметом исследований в области управления являются ряд новых направлений и концепций, в соответствии с которыми развиваются наука и практика управления. С точки зрения академика РАЕН Б.З. Мильнера это прежде всего [15]: реинжиниринг, т.е. перестройка на современной информационной и технологической основе организации производственно-хозяйственной деятельности и управления; концепция внутренних рынков корпораций, речь идет о перенесении закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность компаний. Все подразделения корпорации - линейные, функциональные, маркетинговые, становятся автономными звеньями, покупающими товары и услуги внутри фирмы и вовне, объединенные в единую информационную сеть, финансовую систему и предпринимательскую структуру; теория альянсов (ассортивных форм организации и управления), т.е. интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (и в первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций; концепция измерителей эффективности управления, во многих случаях нефинансовые измерители лучше свидетельствуют о достижениях организаций, перспективной эффективности управленческих моделей, чем текущие финансовые показатели. Важное значение в современных условиях приобретают исследования в области человеческих отношений. Более конкретно, на уровне предприятия, исследования систем управления должны отвечать на вопросы: «Как сделать эффективной систему управления предприятием?», «Как определить свой тип руководства для лидера?», «Как создать мотивированный климат для подчиненных?». В целом можно перечислить ряд актуальных направлений исследований в области управления на уровне предприятия: 1. Совершенствование деятельности организации, повышение ее эффективности. Прогнозирование развития организации. 2. Совершенствование средств и способов управления. Имея в виду развитие систем управления целями и результатами, систем информационного обеспечения управления, систем поддержки принятия решений. 3. Совершенствования организационной структуры управления. Совершенствование организации делегирования полномочий и разделения труда в управлении. 4. Улучшение атмосферы внутри организации, совершенствование системы управления мотивацией персонала, формирование организационной культуры. 5. Совершенствование стиля работы руководителей и организации рабочего времени руководителя. 6. Совершенствование форм сотрудничества и управления групповой динамикой организации. 7. Совершенствование организации взаимодействия с «внешней средой». Работа по совершенствованию и развитию системы управления на предприятии в современных условиях требует более высокой квалификации и профессионального умения. Управление становится профессией, в которой хороших результатов нельзя достигнуть, опираясь лишь на практический опыт и знания базового образования. Требуется систематическая работа по разработке новых средств, методов, форм управления.
Вопросы для самостоятельной подготовки 1. Приведите примеры проводимых исследований и экспериментов из истории менеджмента. 2. Какую цель преследуют исследования в области управления? 3. Определите необходимость научных исследований системы управления предприятием на современном этапе. 4. Приведите примеры влияния научных исследований на практику управления. 5. В чем заключается сущность диалектического подхода к исследованию систем управления? 6. Какова роль диалектического подхода к научным исследованиям систем управления? 7. Что представляют собой «противоречия» в системе управления, какое влияние они оказывают на управленческую практику? 8. Дайте представление о научном инструментарии исследования системы управления предприятием. 9. Определите направления развития управления как предмета научных исследований. 10. Дайте понятие «управленческое нововведение», в чем его особенность? Задание Изучите публикации о практике управления предприятием, составьте представление о проблемах управления. Выберете статью (публикацию) с описанием исследования в области управления. 2. Системный подход к исследованию системы управления предприятием
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.40.171 (0.009 с.) |