Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Диагностика системы управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предприятием Концептуальная основа диагностического исследования системы управления на предприятии Специфической особенностью исследования системы управления предприятием является то, что все требования и критерии оценки системы управления формируются с позиции ее результативности для управляемого объекта. По сути, это означает, что чаще всего в структуре показателей оценки системы управления используются показатели, характеризующие деятельность предприятия в определенных временных рамках. Так, например, специалисты предлагают оценивать экономическую результативность управленческой деятельности по соотношению дохода и издержек на производство и реализацию продукции за год. Использование показателей деятельности предприятия в целом для оценки системы управления может быть вполне правомерно, суть проблемы заключается в четком определении сущности и границ системы управления как объекта и предмета исследования. При определении предмета исследования необходимо четко руководствоваться целями проводимого исследования. Существует некоторая классификация видов исследования в области управления с точки зрения их целевой ориентации, это фундаментальные, прикладные и проектные исследования. Прикладные исследования в данном случае связываются с разработкой методических материалов. Суть проектных исследований заключается в доведении цикла исследований до конкретных рекомендаций применительно к данному предприятию. Следует выделять диагностические исследования в области управления как самостоятельный вид исследований. Дело в том, что диагностика должна решать специфические задачи, обеспечивая совокупное представление о конкретном объекте исследования. Диагностические исследования системы управления должны обеспечивать оценку изменений факторов деятельности предприятия и формировать представление о характере адаптационных мер. Такие исследования должны базироваться на специальном методическом аппарате. В свою очередь методические подходы к диагностике системы управления должны четко опираться на целевые установки диагностического исследования. В качестве целей диагностического исследования системы управления чаще всего называются: оценка эффективности (продуктивности) системы управления; выявление элементов иррациональности; диагностика «заболеваний» системы управления; диагностика проблем в управлении; оценка состояния и перспектив развития системы управления; диагностика организационного и кадрового потенциала предприятия при выводе из кризиса. Значимость выделения диагностического исследования как самостоятельного вида исследований в области управления определяется не только тем, что диагностика является основным элементом адаптации системы управления к условиям переходной экономики, а также и необходимостью формирования специального методического обеспечения для таких исследований. Следует обратить внимание на то, что чаще всего диагностические исследования носят эмпирический характер, базируются на оценках экспертного характера, структура таких исследований достаточно фрагментарна. В этой связи необходимо обосновать отличительные особенности методического обеспечения диагностических исследований. Специалисты, ученые высказывают на этот счет различные мнения, с одной стороны, важной особенностью диагностического анализа является выявление диалектической связи «причина - следствие» и «частное - целое». Диагностические исследования, по утверждению проф. О.А. Дейнеко [6], следует отнести к специальным методам управления и в то же время важно обеспечить комплексный подход к методике обследования. Закономерно мнение специалистов о том, что диагностика в системе управления должна базироваться на системном анализе. Следует отметить, что в научной литературе недостаточно уделяется внимания особенностям диагностических исследований, описанию критериев диагностических исследований в сравнении с другими видами исследований. Ниже представлена некоторая систематизация взглядов специалистов на особенности методик диагностических исследований. Итак, в работе [6] проф. О.А. Дейнеко считает, что организационную диагностику составляют три основных аспекта распознавания «болезней» управляющих систем: 1) логический - изучение специфики мышления; 2) технический - разработка специфических методик исследования аппаратуры управления; 3) семиотический - изучение диагностического значения симптомов «болезней». В работе [16] В.Ш. Рапопорт, высказывает точку зрения, что диагностика направлена: 1) на обследование эффективности выполнения системой управления ее конечных задач; 2) выявление проблемы (узких мест) и ее исследование; 3) принятие решения о рационализации и его согласование во взаимодействии с другими частями системы. В работе [18] диагностические исследования подразделяются: предварительный диагноз проблем; обширное диагностическое исследование; периодическая диагностика и самодиагностика организации. Выделяются цели диагностики: 1) изучить проблему, выявить факторы и силы, влияющие на проблему, подготовить информацию для принятия решения; 2) изучить важные аспекты взаимосвязи между рассматриваемой проблемой и общими целями и результатами деятельности организации, определить возможности организации эффективно решить проблему. Особенностью диагноза является заключение о характере проблемы, а не ее решение. Диагностическое исследование, проводимое с участием сотрудников организации, обладает эффектом обучения и эффектом вовлечения в изменения. В работе [9] утверждается, что цель диагностики - это формирование общего представления о предприятии и определение направлений углубленных исследований. Методика анализа ориентируется на выявление проблем и узких мест в системе управления. Своеобразие управленческой диагностики состоит: 1) в начале исследования позволяет установить проблемы, выбрать направление углубленного обследования, наметить меры по совершенствованию и программу действий; 2) по завершению комплекса исследований проверить выдвинутую диагностическую гипотезу, сформировать окончательное мнение и конкретизировать пути решения проблем. Подводя итог, можно отметить, что анализ взглядов специалистов по проблеме диагностики системы управления выявляет характерное противоречие по базовому вопросу - должно ли диагностическое исследование завершаться принятием решения о реорганизации или только установлением диагноза. Важной особенностью диагностического исследования по мнению специалистов, является целевой, практически - конкретный характер. Отмечается, что методической особенностью диагностического исследования системы управления является использование социологических методов диагностики. Для более точного представления специфики диагностического исследований целесообразно уточнить терминологическое значение понятия «диагностические исследования», используя древнегреческий перевод рассматриваемого понятия. «Диагностика» определяется как способность распознавать, учение о методах распознавания болезней и о признаках, характеризующих ее.
Общие выводы
1. Содержательной ориентацией диагностических исследований является методика выявления проблем по характерным признакам. 2. Диагностика решает следующие задачи: формирует общее представление о критических аспектах ситуации, структурируется проблема; выявляет логические схемы «причин и последствий»; формализует объективные и субъективные факторы проблемной ситуации; выявляет «опасные точки» и локальные проблемы; систематизирует качественные и количественные оценки, группирует показатели; формирует «информационное поле» для принятия решения о последующих действиях (имея в виду, что решение может быть принято и о продолжении более глубокого исследования); активизирует управленческий персонал на реальное участие в выявлении и решении проблем. 3. В методическом плане для решения поставленных задач диагностики системы управления необходимо базироваться на комплексном подходе, позволяющем в процессе анализа учитывать влияние различных факторов среды функционирования. 4. Бесспорно, что особенностью диагностического исследования является системный характер, обеспечивающий точечную диагностику взаимосвязанных элементов. 5. Диагностика носит предварительный характер, имея в виду выявление по определенным критериям «проблему», а затем ее более детальное исследование и решение. 6. Методический подход к диагностике системы управления определяет специфику сбора и обработки информации в процессе исследования, суть которого заключается в сочетании документальных данных и данных экспертных опросов. Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать требования, которым должна соответствовать методика диагностического исследования системы управление: выбор показателей оценки определяется целевыми особенностями диагностики; отвечать базовым принципам анализа: комплексности; системности, перспективности, непрерывности; иерархичности, формализации, интеграции; структура показателей и оценки должны обеспечивать совокупное интегрированное представление о проблеме и составляющие характеристики; содержать относительно несложные алгоритмы расчетов; базироваться на доступной информационной базе; максимально использовать фактические данные учета и отчетности; обеспечивать логические схемы увязки влияния различных факторов на конечные показатели; максимально использовать информацию экспертного характера и данные опросов персонала; обеспечивать формализацию качественной информации; соответствовать практическим потребностям управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.202 (0.007 с.) |