Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление человеческими ресурсами↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения.
Брянск 2014
Управление человеческими ресурсами: методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения. – Брянск: БГТУ, 2014. – 22 с.
Разработала В. В. Нагоркина, канд. техн. наук, доц.
Рекомендовано кафедрой "Экономика и менеджмент" БГТУ (протокол № 3 от 03.11.13)
Предисловие
Курс "Управление человеческими ресурсами" является обязательным для профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмента. Конечная цель курса – формирование студентов системы знаний и навыков, необходимых для руководства персоналом современного предприятия (организации). Основными задачами дисциплины являются: - усвоение теоретических основ кадрового менеджмента; - овладение методикой управления персоналом; - исследование кадрового потенциала организации; - изучение экономических, организационных и социально-психологических аспектов мотивации и стимулирования трудовой деятельности; - рассмотрение путей повышения экономической эффективности использования человеческих ресурсов организации. В результате изучения данной дисциплины студент должен: знать:
- специфику предприятия (организации) как социальной системы управления; - место и роль управления персоналом в системе управления организации (предприятия); - особенности персонала предприятия (организации) как объекта управления; - типы конфликтов в организации и методы управления ими; - задачи, функции и структуру кадровой службы на предприятии (в организации); - основы формирования и реализации кадровой политики фирмы; - технологии управления персоналом; - организацию обучения и развития персонала; - виды, формы и мотивы обучения персонала; - этапы деловой карьеры; - оценку результативности труда; - планирование затрат на персонал; уметь: - использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников; - осуществлять мотивацию и стимулирование трудовой деятельности; - исследовать кадровый потенциал организации и обеспечивать его оптимальное использование; иметь опыт: - кадрового планирования; - расчетов производительности труда и затрат на персонал; - оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом. Изучение курса "Управление человеческими ресурсами" базируется на вопросах, излагаемых в дисциплинах "Экономика", "Философия", "Социология", "Менеджмент" и др. Знания, полученные по данной дисциплине, реализуются в области кадрового менеджмента для использования в практической деятельности. Процесс изучения дисциплины предусматривает проведение установочных лекций, выполнение контрольной работы, собеседование по ней и сдачу зачёта. В соответствии с этим составлена рабочая программа дисциплины и разработаны контрольные задания, выполнение которых необходимо для сдачи зачета.
1. Рабочая программа дисциплины
В соответствии с государственным образовательным стандартом основные положения дисциплины "Управление человеческими ресурсами" включают рассмотрение следующих разделов: – персонал предприятия как объект управления; – место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом; – функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; – кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; – анализ кадрового потенциала; – перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры; – подбор персонала и профориентация; – подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; – исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; – мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; – профессиональная и организационная адаптация персонала; – конфликты в коллективе; – оценка эффективности управления персоналом.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Введение в курс «Управление человеческими ресурсами» Учебная дисциплина "Управление человеческими ресурсами" и ее роль в подготовке специалистов в области кадрового менеджмента. Предмет курса, цели и задачи изучения курса, его место в системе специальных дисциплин и связь с другими дисциплинами. Тема 2. Основы методологии управления персоналом Сущность и содержание методологии кадрового менеджмента. Особенности организации как социальной системы управления. Специфика персонала как объекта управления. Закономерности функционирования как социальных систем управления. Принципы управления персоналом. Методологические подходы, используемые в кадровом менеджменте. Тема 3. Государственная система управления трудовыми ресурсами Трудовые ресурсы и основные показатели, характеризующие их качество. Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе отношений занятости. Основные задачи и функции Федеральной службы занятости. Роль законодательных органов Российской Федерации в управлении трудовыми ресурсами страны. Органы исполнительной власти и их место в управлении социально-трудовыми отношениями. Тема 4. Философия и корпоративная культура организации Эволюция концептуальных подходов в управлении персоналом. Концепция «человеческого капитала». Современная концепция управления человеческими ресурсами организации. Философия управления организацией. Корпоративная культура организации; сущность, функции, элементы. Тема 5. Кадровый потенциал организации Содержание понятия кадровый потенциал и методы анализа кадрового потенциала. Признаки и функции трудового коллектива. Формальные и неформальные группы и управление ими. Власть; баланс власти; формы власти. Лидерство. Тема 6. Конфликты и управление ими Сущность и основные элементы конфликта. Классификация конфликтов. Конфликт как процесс и его основные этапы. Конфликты в организации (организационные, производственные, тудовые, инновационные). Методы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в коллективе и его влияние на эффективность работы организации. Тема 7. Система управления персоналом и ее информационное, правовое и нормативно-методическое обеспечение Необходимость создания комплексной службы управления персоналом в современной организации. Основные цели, задачи и функции современной службы управления персоналом. Организационное проектирование службы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Трудовой Кодекс Российской Федерации и правовое обеспечение системы управления персоналом. Тема 8. Кадровая политика и стратегия управления персоналом Сущность и содержание кадровой политики. Роль кадровой политики в концепции развития предприятия (организации). Общие требования, предъявляемые к кадровой политике. Стратегия управления персоналом. Маркетинг персонала. Тема 9. Кадровое планирование Сущность и содержание кадрового планирования. Кадровый план в системе внутрифирменного планирования. Алгоритм и методика кадрового планирования. Основные показатели, используемые в кадровом планировании. Тема 10. Личность в системе социально-трудовых отношений Индивидуально-типологические особенности, биосоциальноя природа и структура личности. Познавательные процессы: внимание, ощущения, восприятия, память, мышление. Эмоционально-волевая сфера: эмоции, чувства, аффекты, настроение, страсть, любовь, воля. Темперамент. Классические типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Экстраверты и интроверты. Характеры. Классические типы характеров и их оценка с точки зрения профессиональной ориентации. Трудовая деятельность и ее основные характеристики; тяжесть и напряженность работы, интенсивность труда, темп и ритм работы. Динамика работоспособности. Тема 11. Технологии управления персоналом и его развитием Содержание понятия «социальная технология». Особенности технологий управления персоналом. Профессиональная ориентация. Технологии набора, отбора и найма персонала. Адаптация персонала. Аттестация и оценка персонала. Высвобождение персонала. Тема 12. Развитие и обучение персонала С одержание понятий «развитие персонала» и «обучение персонала». Необходимость постоянного развития и обучения персонала в условиях постиндустриального общества. Определение потребности в развитии работников. Процесс профессионального обучения и его основные этапы. Виды, формы и методы обучения персонала. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Работа с кадровым резервом. Тема 13. Деловая карьера Сущность и типы деловой карьеры. Профессиональная и внутриорганизационная карьера. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Планирование деловой карьеры. Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение. Требования к личностно-деловым качествам руководителя. Стиль управления и его оценка. Социальная ответственность и этика менеджера. Тема 14. Результативность труда и затраты на персонал Анализ описания работы и рабочих мест. Оценка результатов труда. Производительность труда и факторы, влияющие на ее уровень. Основные и дополнительные расходы на персонал и тенденции их изменения. Тема 15. Стимулирование трудовой деятельности Содержание понятий «мотивация труда» и «стимулирование трудовой деятельности». Сущность, формы, системы и методы стимулирования. Основные системы и формы заработной платы. Индивидуальные и коллективные формы оплаты труда. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Современные концепции мотивации. Тема 16. Оценка эффективности управления персоналом Сущность Понятий «экономической эффективности управления персоналом» и «социальная эффективность управления персоналом» и факторы, влияющие на уровень экономической и социальной эффективности управления. Критерии экономической эффективности деятельности организации (предприятия). Показатели экономической эффективности. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом. Список рекомендуемой литературы
Основная 1. Аширов Д.А. Управление персоналом:учеб. пособие.-М.:Проспект, 2009.-432 с. 2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация:учеб. пособие для вузов.-изд. 2-е, перераб. и доп.-М.:Экзамен,2005.-415 с 3. Управление персоналом:учеб. пособие/Михайлина Г.И.,Матраева Л.В.,Михайлин Д.Л.,Беляк А.В.;под общ. ред. Г. И. Михайлиной.М.:Дашков и Ко,2008.-281 с. 4. Федорова Н.В.,Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации:учеб. пособие для вузов.-[изд. 2-е, перераб.].-М.: Кнорус,2005.-414 с.
Дополнительная 5. Горностаева А.Н., Доценко Е.В. Управление персоналом: учеб.практ. пособие/ Брянск государственный технический университет –Брянск:изд-во БГТУ,2011.132 с.
6. Горленко О.А. и др. управление персоналом:учеб. пособие/Горленко О.А.,Ерохин Д.В.,Можаева Т.П.;Брян. гос. техн. ун-т.-Брянск:изд-во БГТУ,2006.-243 с. 7. Гордиенко Ю.Ф. и др. Управление персоналом:учеб. пособие для вузов/Гордиенко Ю.Ф.,Обухов Д.В.,Самыгин С.И.;[отв. ред. Яновский р. Г.].-Ростов н/Д:Феникс,2004.-345 с.-(высшее образование).
8. Егоршин А.П. Управление персоналом:учеб. для вузов.-4-е изд., испр.-Н. Новгород:изд-во НИМБ,2003.-713с. 9. Кротова Н.В.,Клеппер Е.В. Управление персоналом:[учебник].М.:Финансы и статистика,2005.-318 с. 10. Статив Ж.Г. Управление персоналом: учеб. пособие.-М.:изд-во Мгиу,2005.-194 с 11. Лукичева Л.И. Управление персоналом:курс лекций, практ. задания: учеб. пособие для вузов.-2-е изд., стер.-М.:Омега-Л, 2006.-263 с. 12. Лукичева Л.И. Управление персоналом:учеб. пособие/под ред. Ю. А. Анискина.-4-е изд., испр.-М.:Омега-л,2008.-262 с. 13. Рогожин М.Ю. Управление персоналом:практ. пособие.-М.:Проспект,2010.-308 с.
СОДЕРЖАНИЕ И УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из 2-х заданий, одно из которых представляет расширенный письменный ответ на заданной теме, а второе посвящено практическим основам дисциплины "Управление человеческими ресурсами". Номер варианта для выполнения контрольной работы определяется по последней цифре номера зачётной книжки.
Пример 1 Условие. В цехе 300 единиц оборудования. Норма обслуживания для слесаря- 20 единиц в смену. Цех работает в 2 смены. Определить явочную и плановую списочную численность слесарей, если плановые невыходы составляют 10%.
Решение: Чяв = Q: Но ∙ Ксм = 300:20 ∙ 2 = 30 (чел.) Чплсп =Чяв ∙ Кн, где Кн = 1 + (% невыходов: 100) = 1 + (10: 100) = 1,1 Чплсп = 30 ∙ 1,1 = 33 чел. Таким образом, явочная списочная численность составит 30 человек, плановая - 33 человека. Пример 2 Условие. Рассчитать потребность во внешнем наборе кадров, если 10 чел. можно перевести из других подразделений. Планируется увеличить объем производства на 10% при неизменном уровне производительности труда, численность персонала базового периода- 240 чел.
Решение: Чпл = Чбаз ∙ Iч Iч = Iоп: Iпт = 1,1: 1 = 1,1 Чпл = 240 ∙ 1,1 = 264 (чел.) ДП = 264 - 240 = (26 чел.) ДПвн = 26 - 10 = 16 (чел.) Таким образом, потребность во внешнем наборе 16 человек. Пример 3 Условие. Численность работников на начало года составляла 300 человек. В течение года принято -30 человек. Выбыло: на пенсию-15 человек, по сокращению штатов – 12 человек. по собственному желанию- 13 человек, прогулы 4 - человека. Рассчитать показатели движения кадров.
Решение: ССЧ = (Чнк + Чкк): 2, где Чкг = 300 + 30 - 15 - 12 - 13 - 4= 286 (чел.) ССЧ =(300+ 288): 2 = 293 (чел.) Коп = Чпр: ССЧ ∙ 100 = 30: 293 ∙ 100 = 10,2 % Ков = Чув: ССЧ ∙100 = (15 + 12 + 13 + 4): 293 ∙ 100 = 15% Кт = Чув пт: ССЧ ∙ 100 = (13+ 4): 293 ∙ 100 = 5,8% Ксмен = меньшее из числа принятых или уволенных/ ССЧ ∙ 100 = =К см= Коп= 10,2% К стаб = 100 - К смен = 100 - 10,2% = 89,8%.
Таким образом,коэффициент оборота по приему - 10,2%, коэффициент оборота по выбытию - 15%, коэффициент текучести -5,8%, коэффициент сменяемости - 10,2%, коэффициент стабильности - 89,8%.
3.3 варианты заданий длЯ выполнения контрольной работы
Вариант 1 Теоретическая часть Практическая часть 1. На машиностроительном заводе 400 единиц основного технологического оборудования. Норма обслуживания – 20 единиц в смену на 1 обслуживающего рабочего. Оборудование работает в 2 смены. Определить явочную и плановую списочную численность обслуживающих рабочих, если номинальный фонд рабочего времени 262 дня, а реальный – 236 дней на одного рабочего в год. 2. Среднесписочная численность работающих на транспортном предприятии 1650 чел. В течение года уволено по разным причинам 220 чел., в т.ч. по личному желанию и за нарушения – 125 чел. Принято на работу 210 чел. Рассчитать коэффициенты оборота: по приему, увольнению, коэффициент текучести.
Вариант 2 Теоретическая часть Практическая часть 1. Среднесписочная численность на предприятии 2600 чел. В течение года принято 480 чел., выбыло в связи с уходом на пенсию, в Армию и на учебу – 140 чел., по собственному желанию – 325 чел., уволено за нарушения трудовой дисциплины – 25 чел. Определить коэффициенты оборота по приему и увольнению, коэффициент текучести кадров и коэффициент стабильности. 2. Трудоемкость станочных работ составляет 250000 нормо/часов, годовой фонд рабочего времени одного рабочего – 1760 час., плановый коэффициент выполнения норм – 1,3. Определить плановое количество станочников.
Вариант 3 Теоретическая часть Практическая часть 1. План по объему производства выполнен на 105%, по производительности труда на 105,5%, по расходованию фонда заработной платы на 102%. Рассчитать изменение численности и средней заработной платы. 2. Определить коэффициенты оборота по приему и увольнению, коэффициент текучести кадров и стабильности трудового коллектива, если среднесписочная численность работников предприятия – 4920 человек, в течение года принято 290 человек, уволено – 385 человек, в том числе по собственному желанию – 218 человек, за нарушения дисциплины – 32 человека.
Вариант 4 Теоретическая часть Практическая часть 1. Рассчитать численность мастеров и начальников участков в цехе, если численность рабочих в цехе 1000 человек, норма управляемости для мастера – 20 человек, для начальника участка – 75 человек, включая мастеров. 2. Как изменились совокупные затраты на оплату труда (фонд заработной платы) и производительность труда, если численность работников возросла на 5%, средняя заработная плата – на 8%, объем производства увеличился на 12%.
Вариант 5 Теоретическая часть Практическая часть 1. Определить изменение численности и средней заработной платы, если намечено увеличить выпуск продукции на 12%, производительность труда на 10%, фонд заработной платы на 11%. 2. В производственном подразделении 320 единиц слесарного оборудования. Один слесарь должен обслуживать 18 станков в смену. Подразделение работает в 3 смены. Определить явочную и списочную численность слесарей, если 1,1 – это коэффициент плановых невыходов составляет.
Вариант 6 Теоретическая часть Практическая часть 1. Среднесписочная численность предприятия составляет 3600 человек. В течение года принято 98 человек, уволилось по собственному желанию 36 человек, за нарушения трудовой дисциплины – 15 человек, по другим причинам – 62 человека. Рассчитать коэффициенты оборота кадров по приему и увольнению, а также коэффициент текучести и стабильности кадров. 2. Объем выпуска продукции возрос на 8%, численность работников – на 4%, фонд заработной платы – на 5%. Определить изменение производительности труда и средней заработной платы.
Вариант 7 Теоретическая часть Практическая часть 1. Рассчитать потребность во внешнем наборе, если можно перевести из других структурных подразделений 12 человек. Планируется увеличить объем производства на 15% при неизменном уровне производительности труда. Численность базового периода – 240 человек. 2. Рассчитать численность рабочих по нормам обслуживания, если количество агрегатов в цехе – 26, норма обслуживания – 5 человек, режим работы непрерывный, номинальный фонд рабочего времени одного рабочего в год – 365 дней, реальный – 228 дней.
Вариант 8 Теоретическая часть Практическая часть 1. Рассчитать изменение численности персонала и повышение производительности труда, если объем производства возрастает на 16%, ФЗП – на 12%, средняя заработная плата одного рабочего – на 8%. 2. Трудоемкость работ в литейном цехе составляет 415 тыс. нормо-часов, в цехе станочной обработки – 598 тыс. нормо-часов, в цехе сборки – 460 тыс. нормо/часов, фонд рабочего времени одного работника составляет 1890 часов, коэффициент выполнения норм – 1,18. Определите расстановочную и общую численность работников.
Вариант 9 Теоретическая часть Практическая часть 1. Численность предприятия на начало года составила 1600 человек. В течение года принято 98 человек, уволилось по собственному желанию 46 человек, за нарушения трудовой дисциплины – 10 человек, по другим причинам – 42 человека. Рассчитать среднесписочную численность и коэффициенты оборота кадров по приему и увольнению, а также коэффициент текучести и стабильности кадров. 2. Объем выпуска продукции возрос на 8%, численность работников – на 4%, фонд заработной платы – на 5%. Определить изменение производительности труда и средней заработной платы.
Вариант 0 Теоретическая часть Практическая часть 1. Как изменились совокупные затраты на оплату труда (фонд заработной платы) и производительность труда, если численность работников возросла на 5%, средняя заработная плата – на 8%, объем производства увеличился на 12%. 2. Трудоемкость станочных работ составляет 100000 нормо/часов, годовой фонд рабочего времени одного рабочего – 1680 час., плановый коэффициент выполнения норм – 1,15. Определить плановое количество станочников.
Управление человеческими ресурсами: методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения. – Брянск: БГТУ, 2014. – 22 с.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ Методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения.
Брянск 2014
Управление человеческими ресурсами: методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения. – Брянск: БГТУ, 2014. – 22 с.
Разработала В. В. Нагоркина, канд. техн. наук, доц.
Рекомендовано кафедрой "Экономика и менеджмент" БГТУ (протокол № 3 от 03.11.13)
Предисловие
Курс "Управление человеческими ресурсами" является обязательным для профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмента. Конечная цель курса – формирование студентов системы знаний и навыков, необходимых для руководства персоналом современного предприятия (организации). Основными задачами дисциплины являются: - усвоение теоретических основ кадрового менеджмента; - овладение методикой управления персоналом; - исследование кадрового потенциала организации; - изучение экономических, организационных и социально-психологических аспектов мотивации и стимулирования трудовой деятельности; - рассмотрение путей повышения экономической эффективности использования человеческих ресурсов организации. В результате изучения данной дисциплины студент должен: знать:
- специфику предприятия (организации) как социальной системы управления; - место и роль управления персоналом в системе управления организации (предприятия); - особенности персонала предприятия (организации) как объекта управления; - типы конфликтов в организации и методы управления ими; - задачи, функции и структуру кадровой службы на предприятии (в организации); - основы формирования и реализации кадровой политики фирмы; - технологии управления персоналом; - организацию обучения и развития персонала; - виды, формы и мотивы обучения персонала; - этапы деловой карьеры; - оценку результативности труда; - планирование затрат на персонал; уметь: - использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников; - осуществлять мотивацию и стимулирование трудовой деятельности; - исследовать кадровый потенциал организации и обеспечивать его оптимальное использование; иметь опыт: - кадрового планирования; - расчетов производительности труда и затрат на персонал; - оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом. Изучение курса "Управление человеческими ресурсами" базируется на вопросах, излагаемых в дисциплинах "Экономика", "Философия", "Социология", "Менеджмент" и др. Знания, полученные по данной дисциплине, реализуются в области кадрового менеджмента для использования в практической деятельности. Процесс изучения дисциплины предусматривает проведение установочных лекций, выполнение контрольной работы, собеседование по ней и сдачу зачёта. В соответствии с этим составлена рабочая программа дисциплины и разработаны контрольные задания, выполнение которых необходимо для сдачи зачета.
1. Рабочая программа дисциплины
В соответствии с государственным образовательным стандартом основные положения дисциплины "Управление человеческими ресурсами" включают рассмотрение следующих разделов: – персонал предприятия как объект управления; – место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом; – функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; – кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом; – анализ кадрового потенциала; – перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры; – подбор персонала и профориентация; – подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; – исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования; – мотивация поведения в процессе трудовой деятельности; – профессиональная и организационная адаптация персонала; – конфликты в коллективе; – оценка эффективности управления персоналом.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА Тема 1. Введение в курс «Управление человеческими ресурсами» Учебная дисциплина "Управление человеческими ресурсами" и ее роль в подготовке специалистов в области кадрового менеджмента. Предмет курса, цели и задачи изучения курса, его место в системе специальных дисциплин и связь с другими дисциплинами. Тема 2. Основы методологии управления персоналом Сущность и содержание методологии кадрового менеджмента. Особенности организации как социальной системы управления. Специфика персонала как объекта управления. Закономерности функционирования как социальных систем управления. Принципы управления персоналом. Методологические подходы, используемые в кадровом менеджменте. Тема 3. Государственная система управления трудовыми ресурсами Трудовые ресурсы и основные показатели, характеризующие их качество. Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе отношений занятости. Основные задачи и функции Федеральной службы занятости. Роль законодательных органов Российской Федерации в управлении трудовыми ресурсами страны. Органы исполнительной власти и их место в управлении социально-трудовыми отношениями. Тема 4. Философия и корпоративная культура организации Эволюция концептуальных подходов в управлении персоналом. Концепция «человеческого капитала». Современная концепция управления человеческими ресурсами организации. Философия управления организацией. Корпоративная культура организации; сущность, функции, элементы. Тема 5. Кадровый потенциал организации Содержание понятия кадровый потенциал и методы анализа кадрового потенциала. Признаки и функции трудового коллектива. Формальные и неформальные группы и управление ими. Власть; баланс власти; формы власти. Лидерство. Тема 6. Конфликты и управление ими Сущность и основные элементы конфликта. Классификация конфликтов. Конфликт как процесс и его основные этапы. Конфликты в организации (организационные, производственные, тудовые, инновационные). Методы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в коллективе и его влияние на эффективность работы организации. Тема 7. Система управления персоналом и ее информационное, правовое и нормативно-методическое обеспечение Необходимость создания комплексной службы управления персоналом в современной организации. Основные цели, задачи и функции современной службы управления персоналом. Организационное проектирование службы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Трудовой Кодекс Российской Федерации и правовое обеспечение системы управления персоналом. Тема 8. Кадровая политика и стратегия управления персоналом Сущность и содержание кадровой политики. Роль кадровой политики в концепции развития предприятия (организации). Общие требования, предъявляемые к кадровой политике. Стратегия управления персоналом. Маркетинг персонала. Тема 9. Кадровое планирование Сущность и содержание кадрового планирования. Кадровый план в системе внутрифирменного планирования. Алгоритм и методика кадрового планирования. Основные показатели, используемые в кадровом планировании. Тема 10. Личность в системе социально-трудовых отношений Индивидуально-типологические особенности, биосоциальноя природа и структура личности. Познавательные процессы: внимание, ощущения, восприятия, память, мышление. Эмоционально-волевая сфера: эмоции, чувства, аффекты, настроение, страсть, любовь, воля. Темперамент. Классические типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Экстраверты и интроверты. Характеры. Классические типы характеров и их оценка с точки зрения профессиональной ориентации. Трудовая деятельность и ее основные характеристики; тяжесть и напряженность работы, интенсивность труда, темп и ритм работы. Динамика работоспособности. Тема 11. Технологии управления персоналом и его развитием Содержание понятия «социальная технология». Особенности технологий управления персоналом. Профессиональная ориентация. Технологии набора, отбора и найма персонала. Адаптация персонала. Аттестация и оценка персонала. Высвобождение персонала. Тема 12. Развитие и обучение персонала С одержание понятий «развитие персонала» и «обучение персонала». Необходимость постоянного развития и обучения персонала в условиях постиндустриального общества. Определение потребности в развитии работников. Процесс профессионального обучения и его основные этапы. Виды, формы и методы обучения персонала. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Работа с кадровым резервом. Тема 13. Деловая карьера Сущность и типы деловой карьеры. Профессиональная и внутриорганизационная карьера. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Планирование деловой карьеры. Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение. Требования к личностно-деловым качествам руководителя. Стиль управления и его оценка. Социальная ответственность и этика менеджера. Тема 14. Результативность труда и затраты на персонал Анализ описания работы и рабочих мест. Оценка результатов труда. Производительность труда и факторы, влияющие на ее уровень. Основные и дополнительные расходы на персонал и тенденции их изменения. Тема 15. Стимулирование трудовой деятельности Содержание понятий «мотивация труда» и «стимулирование трудовой деятельности». Сущность, формы, системы и методы стимулирования. Основные системы и формы заработной платы. Индивидуальные и коллективные формы оплаты труда. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Современные концепции мотивации. Тема 16. Оценка эффективности управления персоналом Сущность Понятий «экономической эффективности управления персоналом» и «социальная эффективность управления персоналом» и факторы, влияющие на уровень экономической и социальной эффективности управления. Критерии экономической эффективности деятельности организации (предприятия). Показатели экономической эффективности. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом. Список рекомендуемой литературы
Основная 1. Аширов Д.А. Управление персоналом:учеб. пособие.-М.:Проспект, 2009.-432 с. 2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация:учеб. пособие для вузов.-изд. 2-е, перераб. и доп.-М.:Экзамен,2005.-415 с 3. Управление персоналом:учеб. пособие/Михайлина Г.И.,Матраева Л.В.,Михайлин Д.Л.,Беляк А.В.;под общ. ред. Г. И. Михайлиной.М.:Дашков и Ко,2008.-281 с. 4. Федорова Н.В.,Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации:учеб. пособие для вузов.-[изд. 2-е, перераб.].-М.: Кнорус,2005.-414 с.
Дополнительная 5. Горностаева А.Н., Доценко Е.В. Управление персоналом: учеб.практ. пособие/ Брянск государственный технический университет –Брянск:изд-во БГТУ,2011.132 с.
6. Горленко О.А. и др. управление персоналом:учеб. пособие/Горленко О.А.,Ерохин Д.В.,Можаева Т.П.;Брян. гос. техн. ун-т.-Брянск:изд-во БГТУ,2006.-243 с. 7. Гордиенко Ю.Ф. и др. Управление персоналом:учеб. пособие для вузов/Гордиенко Ю.Ф.,Обухов Д.В.,Самыгин С.И.;[отв. ред. Яновский р. Г.].-Ростов н/Д:Феникс,2004.-345 с.-(высшее образование).
8. Егоршин А.П. Управление персоналом:учеб. для вузов.-4-е изд., испр.-Н. Новгород:изд-во НИМБ,2003.-713с. 9. Кротова Н.В.,Клеппер Е.В. Управление персоналом:[учебник].М.:Финансы и статистика,2005.-318 с. 10. Статив Ж.Г. Управление персоналом: учеб. пособие.-М.:изд-во Мгиу,2005.-194 с 11. Лукичева Л.И. Управление персоналом:курс лекций, практ. задания: учеб. пособие для вузов.-2-е изд., стер.-М.:Омега-Л, 2006.-263 с. 12. Лукичева Л.И. Управление персоналом:учеб. пособие/под ред. Ю. А. Анискина.-4-е изд., испр.-М.:Омега-л,2008.-262 с. 13. Рогожин М.Ю. Управление персоналом:практ. пособие.-М.:Проспект,2010.-308 с.
СОДЕРЖАНИЕ И УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа состоит из 2-х заданий, одно из которых представляет расширенный письменный ответ на заданной теме, а второе посвящено практическим основам дисциплины "Управление человеческими ресурсами". Номер варианта для выполнения контрольной работы определяется по последней цифре номера зачётной книжки.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.013 с.) |