Управление человеческими ресурсами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление человеческими ресурсами



УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов направления 080200 – "Менеджмент"

заочной формы обучения.

 

Брянск 2014

 

 
УДК 338.24.01

Управление человеческими ресурсами: методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения. – Брянск: БГТУ, 2014. – 22 с.

 

 

Разработала

В. В. Нагоркина, канд. техн. наук, доц.

 

Рекомендовано кафедрой "Экономика и менеджмент" БГТУ

(протокол № 3 от 03.11.13)

 

Предисловие

 

Курс "Управление человеческими ресурсами" является обязательным для профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмента. Конечная цель курса – формирование студентов системы знаний и навыков, необходимых для руководства персоналом современного предприятия (организации).

Основными задачами дисциплины являются:

- усвоение теоретических основ кадрового менеджмента;

- овладение методикой управления персоналом;

- исследование кадрового потенциала организации;

- изучение экономических, организационных и социально-психологических аспектов мотивации и стимулирования трудовой деятельности;

- рассмотрение путей повышения экономической эффективности использования человеческих ресурсов организации.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

 

- специфику предприятия (организации) как социальной системы управления;

- место и роль управления персоналом в системе управления организации (предприятия);

- особенности персонала предприятия (организации) как объекта управления;

- типы конфликтов в организации и методы управления ими;

- задачи, функции и структуру кадровой службы на предприятии (в организации);

- основы формирования и реализации кадровой политики фирмы;

- технологии управления персоналом;

- организацию обучения и развития персонала;

- виды, формы и мотивы обучения персонала;

- этапы деловой карьеры;

- оценку результативности труда;

- планирование затрат на персонал;

уметь:

- использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников;

- осуществлять мотивацию и стимулирование трудовой деятельности;

- исследовать кадровый потенциал организации и обеспечивать его оптимальное использование;

иметь опыт:

- кадрового планирования;

- расчетов производительности труда и затрат на персонал;

- оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом.

Изучение курса "Управление человеческими ресурсами" базируется на вопросах, излагаемых в дисциплинах "Экономика", "Философия", "Социология", "Менеджмент" и др.

Знания, полученные по данной дисциплине, реализуются в области кадрового менеджмента для использования в практической деятельности.

Процесс изучения дисциплины предусматривает проведение установочных лекций, выполнение контрольной работы, собеседование по ней и сдачу зачёта. В соответствии с этим составлена рабочая программа дисциплины и разработаны контрольные задания, выполнение которых необходимо для сдачи зачета.

 

1. Рабочая программа дисциплины

 

В соответствии с государственным образовательным стандартом основные положения дисциплины "Управление человеческими ресурсами" включают рассмотрение следующих разделов:

– персонал предприятия как объект управления;

– место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом;

– функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом;

– кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;

– анализ кадрового потенциала;

– перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры;

– подбор персонала и профориентация;

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;

– исследование управления посредством социально-экономиче­ского экспериментирования;

– мотивация поведения в процессе трудовой деятельности;

– профессиональная и организационная адаптация персонала;

– конфликты в коллективе;

– оценка эффективности управления персоналом.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение в курс «Управление человеческими ресурсами»

Учебная дисциплина "Управление человеческими ресурсами" и ее роль в подготовке специалистов в области кадрового менеджмента. Предмет курса, цели и задачи изучения курса, его место в системе специальных дисциплин и связь с другими дисциплинами.

Тема 2. Основы методологии управления персоналом

Сущность и содержание методологии кадрового менеджмента. Особенности организации как социальной системы управления. Специфика персонала как объекта управления. Закономерности функционирования как социальных систем управления. Принципы управления персоналом. Методологические подходы, используемые в кадровом менеджменте.

Тема 3. Государственная система управления трудовыми ресурсами

Трудовые ресурсы и основные показатели, характеризующие их качество. Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе отношений занятости. Основные задачи и функции Федеральной службы занятости. Роль законодательных органов Российской Федерации в управлении трудовыми ресурсами страны. Органы исполнительной власти и их место в управлении социально-трудовыми отношениями.

Тема 4. Философия и корпоративная культура организации

Эволюция концептуальных подходов в управлении персоналом. Концепция «человеческого капитала». Современная концепция управления человеческими ресурсами организации. Философия управления организацией. Корпоративная культура организации; сущность, функции, элементы.

Тема 5. Кадровый потенциал организации

Содержание понятия кадровый потенциал и методы анализа кадрового потенциала. Признаки и функции трудового коллектива. Формальные и неформальные группы и управление ими. Власть; баланс власти; формы власти. Лидерство.

Тема 6. Конфликты и управление ими

Сущность и основные элементы конфликта. Классификация конфликтов. Конфликт как процесс и его основные этапы. Конфликты в организации (организационные, производственные, тудовые, инновационные). Методы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в коллективе и его влияние на эффективность работы организации.

Тема 7. Система управления персоналом и ее информационное, правовое и нормативно-методическое обеспечение

Необходимость создания комплексной службы управления персоналом в современной организации. Основные цели, задачи и функции современной службы управления персоналом. Организационное проектирование службы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Трудовой Кодекс Российской Федерации и правовое обеспечение системы управления персоналом.

Тема 8. Кадровая политика и стратегия управления персоналом

Сущность и содержание кадровой политики. Роль кадровой политики в концепции развития предприятия (организации). Общие требования, предъявляемые к кадровой политике. Стратегия управления персоналом. Маркетинг персонала.

Тема 9. Кадровое планирование

Сущность и содержание кадрового планирования. Кадровый план в системе внутрифирменного планирования. Алгоритм и методика кадрового планирования. Основные показатели, используемые в кадровом планировании.

Тема 10. Личность в системе социально-трудовых отношений

Индивидуально-типологические особенности, биосоциальноя природа и структура личности. Познавательные процессы: внимание, ощущения, восприятия, память, мышление. Эмоционально-волевая сфера: эмоции, чувства, аффекты, настроение, страсть, любовь, воля. Темперамент. Классические типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Экстраверты и интроверты. Характеры. Классические типы характеров и их оценка с точки зрения профессиональной ориентации. Трудовая деятельность и ее основные характеристики; тяжесть и напряженность работы, интенсивность труда, темп и ритм работы. Динамика работоспособности.

Тема 11. Технологии управления персоналом и его развитием

Содержание понятия «социальная технология». Особенности технологий управления персоналом. Профессиональная ориентация. Технологии набора, отбора и найма персонала. Адаптация персонала. Аттестация и оценка персонала. Высвобождение персонала.

Тема 12. Развитие и обучение персонала

С одержание понятий «развитие персонала» и «обучение персонала». Необходимость постоянного развития и обучения персонала в условиях постиндустриального общества. Определение потребности в развитии работников. Процесс профессионального обучения и его основные этапы. Виды, формы и методы обучения персонала. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Работа с кадровым резервом.

Тема 13. Деловая карьера

Сущность и типы деловой карьеры. Профессиональная и внутриорганизационная карьера. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Планирование деловой карьеры. Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение. Требования к личностно-деловым качествам руководителя. Стиль управления и его оценка. Социальная ответственность и этика менеджера.

Тема 14. Результативность труда и затраты на персонал

Анализ описания работы и рабочих мест. Оценка результатов труда. Производительность труда и факторы, влияющие на ее уровень. Основные и дополнительные расходы на персонал и тенденции их изменения.

Тема 15. Стимулирование трудовой деятельности

Содержание понятий «мотивация труда» и «стимулирование трудовой деятельности». Сущность, формы, системы и методы стимулирования. Основные системы и формы заработной платы. Индивидуальные и коллективные формы оплаты труда. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Современные концепции мотивации.

Тема 16. Оценка эффективности управления персоналом

Сущность Понятий «экономической эффективности управления персоналом» и «социальная эффективность управления персоналом» и факторы, влияющие на уровень экономической и социальной эффективности управления. Критерии экономической эффективности деятельности организации (предприятия). Показатели экономической эффективности. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом.

Список рекомендуемой литературы

 

Основная

1. Аширов Д.А. Управление персоналом:учеб. пособие.-М.:Проспект, 2009.-432 с.

2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация:учеб. пособие для вузов.-изд. 2-е, перераб. и доп.-М.:Экзамен,2005.-415 с

3. Управление персоналом:учеб. пособие/Михайлина Г.И.,Матраева Л.В.,Михайлин Д.Л.,Беляк А.В.;под общ. ред. Г. И. Михайлиной.М.:Дашков и Ко,2008.-281 с.

4. Федорова Н.В.,Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации:учеб. пособие для вузов.-[изд. 2-е, перераб.].-М.: Кнорус,2005.-414 с.

 

Дополнительная

5. Горностаева А.Н., Доценко Е.В. Управление персоналом: учеб.практ. пособие/ Брянск государственный технический университет –Брянск:изд-во БГТУ,2011.132 с.

 

6. Горленко О.А. и др. управление персоналом:учеб. пособие/Горленко О.А.,Ерохин Д.В.,Можаева Т.П.;Брян. гос. техн. ун-т.-Брянск:изд-во БГТУ,2006.-243 с.

7. Гордиенко Ю.Ф. и др. Управление персоналом:учеб. пособие для вузов/Гордиенко Ю.Ф.,Обухов Д.В.,Самыгин С.И.;[отв. ред. Яновский р. Г.].-Ростов н/Д:Феникс,2004.-345 с.-(высшее образование).

 

8. Егоршин А.П. Управление персоналом:учеб. для вузов.-4-е изд., испр.-Н. Новгород:изд-во НИМБ,2003.-713с.

9. Кротова Н.В.,Клеппер Е.В. Управление персоналом:[учебник].М.:Финансы и статистика,2005.-318 с.

10. Статив Ж.Г. Управление персоналом: учеб. пособие.-М.:изд-во Мгиу,2005.-194 с

11. Лукичева Л.И. Управление персоналом:курс лекций, практ. задания: учеб. пособие для вузов.-2-е изд., стер.-М.:Омега-Л, 2006.-263 с.

12. Лукичева Л.И. Управление персоналом:учеб. пособие/под ред. Ю. А. Анискина.-4-е изд., испр.-М.:Омега-л,2008.-262 с.

13. Рогожин М.Ю. Управление персоналом:практ. пособие.-М.:Проспект,2010.-308 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа состоит из 2-х заданий, одно из которых представляет расширенный письменный ответ на заданной теме, а второе посвящено практическим основам дисциплины "Управление человеческими ресурсами".

Номер варианта для выполнения контрольной работы определяется по последней цифре номера зачётной книжки.

 

 

Пример 1

Условие. В цехе 300 единиц оборудования. Норма обслуживания для слесаря- 20 единиц в смену. Цех работает в 2 смены. Определить явочную и плановую списочную численность слесарей, если плановые невыходы составляют 10%.

 

Решение:

Чяв = Q: Но ∙ Ксм = 300:20 ∙ 2 = 30 (чел.)

Чплспяв ∙ Кн, где Кн = 1 + (% невыходов: 100) = 1 + (10: 100) = 1,1

Чплсп = 30 ∙ 1,1 = 33 чел.

Таким образом, явочная списочная численность составит 30 человек, плановая - 33 человека.

Пример 2

Условие. Рассчитать потребность во внешнем наборе кадров, если 10 чел. можно перевести из других подразделений. Планируется увеличить объем производства на 10% при неизменном уровне производительности труда, численность персонала базового периода- 240 чел.

 

Решение:

Чпл = Чбаз ∙ Iч

Iч = Iоп: Iпт = 1,1: 1 = 1,1

Чпл = 240 ∙ 1,1 = 264 (чел.)

ДП = 264 - 240 = (26 чел.)

ДПвн = 26 - 10 = 16 (чел.)

Таким образом, потребность во внешнем наборе 16 человек.

Пример 3

Условие. Численность работников на начало года составляла 300 человек. В течение года принято -30 человек. Выбыло: на пенсию-15 человек, по сокращению штатов – 12 человек. по собственному желанию- 13 человек, прогулы 4 - человека. Рассчитать показатели движения кадров.

 

Решение:

ССЧ = (Чнк + Чкк): 2, где Чкг = 300 + 30 - 15 - 12 - 13 - 4= 286 (чел.)

ССЧ =(300+ 288): 2 = 293 (чел.)

Коп = Чпр: ССЧ ∙ 100 = 30: 293 ∙ 100 = 10,2 %

Ков = Чув: ССЧ ∙100 = (15 + 12 + 13 + 4): 293 ∙ 100 = 15%

Кт = Чув пт: ССЧ ∙ 100 = (13+ 4): 293 ∙ 100 = 5,8%

Ксмен = меньшее из числа принятых или уволенных/ ССЧ ∙ 100 =

см= Коп= 10,2%

К стаб = 100 - К смен = 100 - 10,2% = 89,8%.

 

Таким образом,коэффициент оборота по приему - 10,2%, коэффициент оборота по выбытию - 15%, коэффициент текучести -5,8%, коэффициент сменяемости - 10,2%, коэффициент стабильности - 89,8%.

 

3.3 варианты заданий длЯ выполнения контрольной работы

 

Вариант 1

Теоретическая часть

Практическая часть

1. На машиностроительном заводе 400 единиц основного технологического оборудования. Норма обслуживания – 20 единиц в смену на 1 обслуживающего рабочего. Оборудование работает в 2 смены. Определить явочную и плановую списочную численность обслуживающих рабочих, если номинальный фонд рабочего времени 262 дня, а реальный – 236 дней на одного рабочего в год.

2. Среднесписочная численность работающих на транспортном предприятии 1650 чел. В течение года уволено по разным причинам 220 чел., в т.ч. по личному желанию и за нарушения – 125 чел. Принято на работу 210 чел. Рассчитать коэффициенты оборота: по приему, увольнению, коэффициент текучести.

 

Вариант 2

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Среднесписочная численность на предприятии 2600 чел. В течение года принято 480 чел., выбыло в связи с уходом на пенсию, в Армию и на учебу – 140 чел., по собственному желанию – 325 чел., уволено за нарушения трудовой дисциплины – 25 чел. Определить коэффициенты оборота по приему и увольнению, коэффициент текучести кадров и коэффициент стабильности.

2. Трудоемкость станочных работ составляет 250000 нормо/часов, годовой фонд рабочего времени одного рабочего – 1760 час., плановый коэффициент выполнения норм – 1,3. Определить плановое количество станочников.

 

Вариант 3

Теоретическая часть

Практическая часть

1. План по объему производства выполнен на 105%, по производительности труда на 105,5%, по расходованию фонда заработной платы на 102%. Рассчитать изменение численности и средней заработной платы.

2. Определить коэффициенты оборота по приему и увольнению, коэффициент текучести кадров и стабильности трудового коллектива, если среднесписочная численность работников предприятия – 4920 человек, в течение года принято 290 человек, уволено – 385 человек, в том числе по собственному желанию – 218 человек, за нарушения дисциплины – 32 человека.

 

Вариант 4

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Рассчитать численность мастеров и начальников участков в цехе, если численность рабочих в цехе 1000 человек, норма управляемости для мастера – 20 человек, для начальника участка – 75 человек, включая мастеров.

2. Как изменились совокупные затраты на оплату труда (фонд заработной платы) и производительность труда, если численность работников возросла на 5%, средняя заработная плата – на 8%, объем производства увеличился на 12%.

 

Вариант 5

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Определить изменение численности и средней заработной платы, если намечено увеличить выпуск продукции на 12%, производительность труда на 10%, фонд заработной платы на 11%.

2. В производственном подразделении 320 единиц слесарного оборудования. Один слесарь должен обслуживать 18 станков в смену. Подразделение работает в 3 смены. Определить явочную и списочную численность слесарей, если 1,1 – это коэффициент плановых невыходов составляет.

 

Вариант 6

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Среднесписочная численность предприятия составляет 3600 человек. В течение года принято 98 человек, уволилось по собственному желанию 36 человек, за нарушения трудовой дисциплины – 15 человек, по другим причинам – 62 человека. Рассчитать коэффициенты оборота кадров по приему и увольнению, а также коэффициент текучести и стабильности кадров.

2. Объем выпуска продукции возрос на 8%, численность работников – на 4%, фонд заработной платы – на 5%. Определить изменение производительности труда и средней заработной платы.

 

Вариант 7

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Рассчитать потребность во внешнем наборе, если можно перевести из других структурных подразделений 12 человек. Планируется увеличить объем производства на 15% при неизменном уровне производительности труда. Численность базового периода – 240 человек.

2. Рассчитать численность рабочих по нормам обслуживания, если количество агрегатов в цехе – 26, норма обслуживания – 5 человек, режим работы непрерывный, номинальный фонд рабочего времени одного рабочего в год – 365 дней, реальный – 228 дней.

 

Вариант 8

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Рассчитать изменение численности персонала и повышение производительности труда, если объем производства возрастает на 16%, ФЗП – на 12%, средняя заработная плата одного рабочего – на 8%.

2. Трудоемкость работ в литейном цехе составляет 415 тыс. нормо-часов, в цехе станочной обработки – 598 тыс. нормо-часов, в цехе сборки – 460 тыс. нормо/часов, фонд рабочего времени одного работника составляет 1890 часов, коэффициент выполнения норм – 1,18. Определите расстановочную и общую численность работников.

 

Вариант 9

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Численность предприятия на начало года составила 1600 человек. В течение года принято 98 человек, уволилось по собственному желанию 46 человек, за нарушения трудовой дисциплины – 10 человек, по другим причинам – 42 человека. Рассчитать среднесписочную численность и коэффициенты оборота кадров по приему и увольнению, а также коэффициент текучести и стабильности кадров.

2. Объем выпуска продукции возрос на 8%, численность работников – на 4%, фонд заработной платы – на 5%. Определить изменение производительности труда и средней заработной платы.

 

Вариант 0

Теоретическая часть

Практическая часть

1. Как изменились совокупные затраты на оплату труда (фонд заработной платы) и производительность труда, если численность работников возросла на 5%, средняя заработная плата – на 8%, объем производства увеличился на 12%.

2. Трудоемкость станочных работ составляет 100000 нормо/часов, годовой фонд рабочего времени одного рабочего – 1680 час., плановый коэффициент выполнения норм – 1,15. Определить плановое количество станочников.

 

 

Управление человеческими ресурсами: методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения. – Брянск: БГТУ, 2014. – 22 с.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ

Методические указания к изучению дисциплины

для студентов направления 080200 – "Менеджмент"

заочной формы обучения.

 

Брянск 2014

 

 
УДК 338.24.01

Управление человеческими ресурсами: методические указания к изучению дисциплины для студентов направления 080200 – "Менеджмент" заочной формы обучения. – Брянск: БГТУ, 2014. – 22 с.

 

 

Разработала

В. В. Нагоркина, канд. техн. наук, доц.

 

Рекомендовано кафедрой "Экономика и менеджмент" БГТУ

(протокол № 3 от 03.11.13)

 

Предисловие

 

Курс "Управление человеческими ресурсами" является обязательным для профессионального обучения будущих специалистов в области менеджмента. Конечная цель курса – формирование студентов системы знаний и навыков, необходимых для руководства персоналом современного предприятия (организации).

Основными задачами дисциплины являются:

- усвоение теоретических основ кадрового менеджмента;

- овладение методикой управления персоналом;

- исследование кадрового потенциала организации;

- изучение экономических, организационных и социально-психологических аспектов мотивации и стимулирования трудовой деятельности;

- рассмотрение путей повышения экономической эффективности использования человеческих ресурсов организации.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

 

- специфику предприятия (организации) как социальной системы управления;

- место и роль управления персоналом в системе управления организации (предприятия);

- особенности персонала предприятия (организации) как объекта управления;

- типы конфликтов в организации и методы управления ими;

- задачи, функции и структуру кадровой службы на предприятии (в организации);

- основы формирования и реализации кадровой политики фирмы;

- технологии управления персоналом;

- организацию обучения и развития персонала;

- виды, формы и мотивы обучения персонала;

- этапы деловой карьеры;

- оценку результативности труда;

- планирование затрат на персонал;

уметь:

- использовать на практике методы диагностики профессиональной пригодности работников;

- осуществлять мотивацию и стимулирование трудовой деятельности;

- исследовать кадровый потенциал организации и обеспечивать его оптимальное использование;

иметь опыт:

- кадрового планирования;

- расчетов производительности труда и затрат на персонал;

- оценки экономической и социальной эффективности управления персоналом.

Изучение курса "Управление человеческими ресурсами" базируется на вопросах, излагаемых в дисциплинах "Экономика", "Философия", "Социология", "Менеджмент" и др.

Знания, полученные по данной дисциплине, реализуются в области кадрового менеджмента для использования в практической деятельности.

Процесс изучения дисциплины предусматривает проведение установочных лекций, выполнение контрольной работы, собеседование по ней и сдачу зачёта. В соответствии с этим составлена рабочая программа дисциплины и разработаны контрольные задания, выполнение которых необходимо для сдачи зачета.

 

1. Рабочая программа дисциплины

 

В соответствии с государственным образовательным стандартом основные положения дисциплины "Управление человеческими ресурсами" включают рассмотрение следующих разделов:

– персонал предприятия как объект управления;

– место и роль управления персоналом в системе управления предприятием; принципы управления персоналом;

– функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом;

– кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом;

– анализ кадрового потенциала;

– перемещения, работа с кадровым резервом, планирование деловой карьеры;

– подбор персонала и профориентация;

– подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала;

– исследование управления посредством социально-экономиче­ского экспериментирования;

– мотивация поведения в процессе трудовой деятельности;

– профессиональная и организационная адаптация персонала;

– конфликты в коллективе;

– оценка эффективности управления персоналом.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Введение в курс «Управление человеческими ресурсами»

Учебная дисциплина "Управление человеческими ресурсами" и ее роль в подготовке специалистов в области кадрового менеджмента. Предмет курса, цели и задачи изучения курса, его место в системе специальных дисциплин и связь с другими дисциплинами.

Тема 2. Основы методологии управления персоналом

Сущность и содержание методологии кадрового менеджмента. Особенности организации как социальной системы управления. Специфика персонала как объекта управления. Закономерности функционирования как социальных систем управления. Принципы управления персоналом. Методологические подходы, используемые в кадровом менеджменте.

Тема 3. Государственная система управления трудовыми ресурсами

Трудовые ресурсы и основные показатели, характеризующие их качество. Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе отношений занятости. Основные задачи и функции Федеральной службы занятости. Роль законодательных органов Российской Федерации в управлении трудовыми ресурсами страны. Органы исполнительной власти и их место в управлении социально-трудовыми отношениями.

Тема 4. Философия и корпоративная культура организации

Эволюция концептуальных подходов в управлении персоналом. Концепция «человеческого капитала». Современная концепция управления человеческими ресурсами организации. Философия управления организацией. Корпоративная культура организации; сущность, функции, элементы.

Тема 5. Кадровый потенциал организации

Содержание понятия кадровый потенциал и методы анализа кадрового потенциала. Признаки и функции трудового коллектива. Формальные и неформальные группы и управление ими. Власть; баланс власти; формы власти. Лидерство.

Тема 6. Конфликты и управление ими

Сущность и основные элементы конфликта. Классификация конфликтов. Конфликт как процесс и его основные этапы. Конфликты в организации (организационные, производственные, тудовые, инновационные). Методы разрешения конфликтов. Социально-психологический климат в коллективе и его влияние на эффективность работы организации.

Тема 7. Система управления персоналом и ее информационное, правовое и нормативно-методическое обеспечение

Необходимость создания комплексной службы управления персоналом в современной организации. Основные цели, задачи и функции современной службы управления персоналом. Организационное проектирование службы управления персоналом. Информационное обеспечение системы управления персоналом. Трудовой Кодекс Российской Федерации и правовое обеспечение системы управления персоналом.

Тема 8. Кадровая политика и стратегия управления персоналом

Сущность и содержание кадровой политики. Роль кадровой политики в концепции развития предприятия (организации). Общие требования, предъявляемые к кадровой политике. Стратегия управления персоналом. Маркетинг персонала.

Тема 9. Кадровое планирование

Сущность и содержание кадрового планирования. Кадровый план в системе внутрифирменного планирования. Алгоритм и методика кадрового планирования. Основные показатели, используемые в кадровом планировании.

Тема 10. Личность в системе социально-трудовых отношений

Индивидуально-типологические особенности, биосоциальноя природа и структура личности. Познавательные процессы: внимание, ощущения, восприятия, память, мышление. Эмоционально-волевая сфера: эмоции, чувства, аффекты, настроение, страсть, любовь, воля. Темперамент. Классические типы темпераментов: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Экстраверты и интроверты. Характеры. Классические типы характеров и их оценка с точки зрения профессиональной ориентации. Трудовая деятельность и ее основные характеристики; тяжесть и напряженность работы, интенсивность труда, темп и ритм работы. Динамика работоспособности.

Тема 11. Технологии управления персоналом и его развитием

Содержание понятия «социальная технология». Особенности технологий управления персоналом. Профессиональная ориентация. Технологии набора, отбора и найма персонала. Адаптация персонала. Аттестация и оценка персонала. Высвобождение персонала.

Тема 12. Развитие и обучение персонала

С одержание понятий «развитие персонала» и «обучение персонала». Необходимость постоянного развития и обучения персонала в условиях постиндустриального общества. Определение потребности в развитии работников. Процесс профессионального обучения и его основные этапы. Виды, формы и методы обучения персонала. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников. Работа с кадровым резервом.

Тема 13. Деловая карьера

Сущность и типы деловой карьеры. Профессиональная и внутриорганизационная карьера. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Планирование деловой карьеры. Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение. Требования к личностно-деловым качествам руководителя. Стиль управления и его оценка. Социальная ответственность и этика менеджера.

Тема 14. Результативность труда и затраты на персонал

Анализ описания работы и рабочих мест. Оценка результатов труда. Производительность труда и факторы, влияющие на ее уровень. Основные и дополнительные расходы на персонал и тенденции их изменения.

Тема 15. Стимулирование трудовой деятельности

Содержание понятий «мотивация труда» и «стимулирование трудовой деятельности». Сущность, формы, системы и методы стимулирования. Основные системы и формы заработной платы. Индивидуальные и коллективные формы оплаты труда. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Современные концепции мотивации.

Тема 16. Оценка эффективности управления персоналом

Сущность Понятий «экономической эффективности управления персоналом» и «социальная эффективность управления персоналом» и факторы, влияющие на уровень экономической и социальной эффективности управления. Критерии экономической эффективности деятельности организации (предприятия). Показатели экономической эффективности. Оценка эффективности деятельности службы управления персоналом.

Список рекомендуемой литературы

 

Основная

1. Аширов Д.А. Управление персоналом:учеб. пособие.-М.:Проспект, 2009.-432 с.

2. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация:учеб. пособие для вузов.-изд. 2-е, перераб. и доп.-М.:Экзамен,2005.-415 с

3. Управление персоналом:учеб. пособие/Михайлина Г.И.,Матраева Л.В.,Михайлин Д.Л.,Беляк А.В.;под общ. ред. Г. И. Михайлиной.М.:Дашков и Ко,2008.-281 с.

4. Федорова Н.В.,Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации:учеб. пособие для вузов.-[изд. 2-е, перераб.].-М.: Кнорус,2005.-414 с.

 

Дополнительная

5. Горностаева А.Н., Доценко Е.В. Управление персоналом: учеб.практ. пособие/ Брянск государственный технический университет –Брянск:изд-во БГТУ,2011.132 с.

 

6. Горленко О.А. и др. управление персоналом:учеб. пособие/Горленко О.А.,Ерохин Д.В.,Можаева Т.П.;Брян. гос. техн. ун-т.-Брянск:изд-во БГТУ,2006.-243 с.

7. Гордиенко Ю.Ф. и др. Управление персоналом:учеб. пособие для вузов/Гордиенко Ю.Ф.,Обухов Д.В.,Самыгин С.И.;[отв. ред. Яновский р. Г.].-Ростов н/Д:Феникс,2004.-345 с.-(высшее образование).

 

8. Егоршин А.П. Управление персоналом:учеб. для вузов.-4-е изд., испр.-Н. Новгород:изд-во НИМБ,2003.-713с.

9. Кротова Н.В.,Клеппер Е.В. Управление персоналом:[учебник].М.:Финансы и статистика,2005.-318 с.

10. Статив Ж.Г. Управление персоналом: учеб. пособие.-М.:изд-во Мгиу,2005.-194 с

11. Лукичева Л.И. Управление персоналом:курс лекций, практ. задания: учеб. пособие для вузов.-2-е изд., стер.-М.:Омега-Л, 2006.-263 с.

12. Лукичева Л.И. Управление персоналом:учеб. пособие/под ред. Ю. А. Анискина.-4-е изд., испр.-М.:Омега-л,2008.-262 с.

13. Рогожин М.Ю. Управление персоналом:практ. пособие.-М.:Проспект,2010.-308 с.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ И УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Контрольная работа состоит из 2-х заданий, одно из которых представляет расширенный письменный ответ на заданной теме, а второе посвящено практическим основам дисциплины "Управление человеческими ресурсами".

Номер варианта для выполнения контрольной работы определяется по последней цифре номера зачётной книжки.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.208 с.)