Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система построения взаимодействия с поставщиками
После выбора поставщика необходимо заключить соглашение с ним по вопросу соблюдения требований к качеству закупок. Данная документация должна включать соглашение: по обеспечению качества; по методам проверки; регламентирующее решение спорных вопросов, касающихся качества поставляемых ресурсов. Поставщик должен четко понимать стоящие перед ним задачи в области обеспечения качества поставляемых ресурсов. Соглашение по этому вопросу может предусматривать следующие положения: потребитель полагается на СМК поставщика, которую он имеет право проверять; предоставление при поставке установленных данных по контролю и испытаниям или зарегистрированных данных по управлению технологическим процессом; проведение сплошного контроля или испытаний; проведение входного выборочного контроля или выборочных испытаний; внедрение организацией-поставщиком системы менеджмента качества по требованию покупателя (потребителя) и т.д. С поставщиком также следует заключить четкое соглашение о методах, которые будут использоваться потребителем для проверки соответствия поставленных ресурсов установленным требованиям. В процессе взаимодействия с ним должны быть разработаны процедуры совместного решения спорных вопросов, относящихся к качеству поставляемой продукции [16]. Методы и формы взаимодействия с поставщиком зависят: от его позиции в конкурентной среде; результатов его деятельности, проявляющихся в качестве поставляемой им продукции; базовых ресурсов, которыми располагает поставщик для производства такой продукции. В целом можно выделить четыре основные формы взаимодействия с поставщиками в зависимости от названных факторов [18]: 1. Организационно-экономическую; 2. Финансово-экономическую; 3. Социально-психологическую; 4. Юридическую. 1. Организационно-экономическая форма взаимодействия – являетсясокращением количества поставщиков. В течение долгого времени фирмы ориентировались в своей деятельности на увеличение их числа. Преимущества такого подхода очевидны, поскольку он обеспечивает успешное проведение переговоров в части определения цен, условий поставки или других контрактных обязательств. Наличие большого количество поставщиков, поставляющих определенные детали или изделия, обеспечивает возможность выбора в том случае, если один из них испытывает трудности, связанные с условиями поставки, качеством продукции, или трудности финансового характера. Кроме того, это позволяет успешно справиться с проблемами, возникающими при необходимости увеличения объемов производства, не предусмотренного текущим производственным планом.
Однако эти преимущества обходятся весьма дорого. Объемы административной нагрузки, количество сотрудников, занимающихся размещением и отслеживанием заказов, и количество допускаемых ошибок находятся в прямой зависимости от количества активнодействующих поставщиков. Тем не менее, необходимость сокращения количества поставщиков определяется более веским доводом: поскольку организации в своих взаимоотношениях с поставщиками ориентируются на получение входных деталей высокого качества, они предъявляют к ним настолько жесткие требования, что вынуждены ограничивать их число из-за недостаточного количества инженеров и специалистов в области качества, занимающихся вопросами поставок. Это особенно характерно для организаций с новейшей технологией, приобретающих сложные комплектующие изделия. Сокращение количества поставщиков способствует также развитию доверительных партнерских отношений между организациями. При необходимости производства продукции высокого качества в течение продолжительного периода поставщик и потребитель заинтересованы в заключении долгосрочного контракта. Потребность поставщика в этом вполне понятна. Для обеспечения производства продукции высокого качества в течение всего жизненного цикла программы сотрудничества он должен сделать весьма значительные капиталовложения в средства производства. Это также дает ему возможность своевременно узнавать о требованиях, предъявляемых к конечному производственному процессу, и начинать вовремя работу над реализацией заказов, обеспечивая сокращение сроков производства нового изделия. Потребителю долгосрочные контракты позволяют экономить средства, поскольку отпадает необходимость в проведении повторных переговоров, переоснащении, переобучении сотрудников и т.д.
Заключение таких контрактов представляет потребителю возможность участвовать в разработке нового изделия на ранних этапах его проектирования, знакомиться с возможностями и опытом поставщиков и своевременно вносить необходимые изменения в проект. Обследование поставщика представляет собой систематическую проверку организации поставщика и его технических возможностей. Обычно каждый представитель группы, проводящей обследование, имеет в распоряжении контрольный перечень вопросов, отвечающий его области деятельности. Это позволяет проверяющему осуществлять оценку каждой производственной операции поставщика в соответствии с установленными показателями. При обследовании поставщика необходимо располагать данными о его деятельности. Группа обследования должна быть хорошо осведомлена о результатах деятельности, хотя бы о достигнутых поставщиком за предыдущий год, включая все проведенные им корректирующие воздействия по отбракованной продукции. Однако даже при наличии положительных результатов представляется целесообразным выяснить факторы, повлиявшие на их достижение. Если данные о деятельности поставщика неудовлетворительные, необходимо установить, как долго сохраняется подобная тенденция, имеются ли очевидные доказательства того, что предложенные корректирующие воздействия отвечают своему назначению и эффективны. 2. Финансово-экономическая форма взаимодействияпроявляется в изменении объемов заказов, цены продукции, в обосновании повышения ценыза улучшенное качество по основным параметрам, а также в комплексном прогнозе поданным о поставщике, оценке вероятного брака и потерь от использования несоответствующей продукции. 3. Социально-психологическая форма взаимодействияявляется использованием различных программ поощрения поставщиков, начиная от публикаций в СМИ списка лучших поставщиков, награждения дипломами, призами и заканчивая помощью во внедрении улучшений и обучении. В качестве подходов к обучению может применяться практика проведения семинаров для поставщиков, которые обеспечивают предоставление информации дополнительно ко всей технической документации, содержащейся в инженерных расчетах, технических условиях, а также ознакомление с требованиями, установленными контрактными обязательствами и заказами на поставку. Проведение семинаров позволяет организовать встречи представителей заказчика и поставщика на постоянной основе. В повестку дня подобных семинаров могут быть включены вопросы, связанные с изменением торговых условий или производственных планов, новыми техническими условиями, достижениями в методах измерения, изменением основных принципов контроля материалов или методов управления запасами, новыми принципами контроля производственного процесса и успешной деятельности поставщиков. Обсуждение этих вопросов имеет большое значение для укрепления взаимоотношений между заказчиком и поставщиком, поскольку лишь некоторые из них находят полное отражение в официальных и технических документах, устанавливающих права и обязанности заказчика и поставщика.
Частота организации семинаров зависит от сложности и динамики используемых технологий. Они не должны проводиться водном и том же месте. Приглашение поставщиков в организацию заказчика позволяет им увидеть производственную линию и ознакомиться с условиями, в которых эксплуатируются изготовленные ими комплектующие изделия. Это обычно способствует лучшему пониманию требований заказчика. 4. Юридическая форма взаимодействиязаключается в отказе от продукции по причине ее несоответствующего качества, процедуре замены не декларированной продукции, а также в аннулировании контракта в форс-мажорных ситуациях. Перечисленные виды взаимодействия с поставщиками представляют собой далеко не полный их перечень. Каждая организация выбирает свой подход, однако в основе этих отношений должны находиться взаимное доверие, взаимный интерес и высокое чувство ответственности за выпуск продукции, отвечающей требованиям потребителя. Обе стороны, руководствуясь этим, должны следовать в своих взаимоотношениях следующим десяти «заповедям»: 1. Заказчик и поставщик несут полную ответственность за проведение контроля качества при взаимном доверии друг к другу; 2. Заказчик и поставщик являются независимыми субъектами, и каждый с уважением относится к независимости другой стороны; 3. Заказчик несет ответственность за предоставление достоверной информации и за перечень четко установленных требований к поставщику; которыми он руководствуется при производстве необходимой продукции. 4. Между заказчиком и поставщиком должен быть заключен контракт, определяющий качество продукции, ее количество, стоимость, сроки поставки и способ платежа; 5. Поставщик несет ответственность за обеспечение качества, отвечающего требованиям заказчика, а также за предъявление по просьбе заказчика необходимой и точной информации; 6. Заказчик и поставщик заблаговременно устанавливают методы оценки продукции, отвечающие требованиям обеих сторон; 7. Заказчик и поставщик совместно разрабатывают механизм и методы, обеспечивающие разрешение спорных вопросов и разногласий; 8. Заказчик и поставщик обмениваются информацией, обеспечивающей наиболее эффективное проведение контроля качества с учетом интересов каждой стороны; 9. Заказчик и поставщик в целях поддержания деловых партнерских взаимоотношений, отвечающих интересам обеих сторон, осуществляют функции контроля, включающего представление заказов, планирование производства, планирование заказов, ведение делопроизводства;
10. Заказчик и поставщик при заключении деловых соглашений руководствуются только интересами потребителя. К элементам управления качеством в процессе закупок относятся также оценка и выбор поставщиков, которые способны обеспечить требуемый уровень качества поставляемой продукции. Во многих отношениях оценка и выбор поставщиков происходит с учетом тех же факторов, что и при любой крупной покупке (например, музыкального центра или автомобиля). Организация-потребитель принимает во внимание: − Цену; − Качество; − Репутацию поставщика; − Предыдущий опыт работы с ним; − Послепродажное обслуживание; − Расположение, − Готовность и способность поставщика реагировать на изменение спроса. В ГОСТ Р ИСО 9004: 2001[2] отмечено, что организации следует разработать результативные и эффективные процессы определения потенциальных источников для закупки материалов с целью развития взаимоотношений с поставщиками и оценки их способности поставлять требуемую продукцию. В процессе оценки и выбора поставщика организация-потребитель должна убедиться в том, что: 1. Поставщик знаком с основными принципами, которыми руководствуется потребитель, и активно на постоянной основе поддерживает с ним взаимоотношения; 2. Поставщик располагает стабильной системой управления и пользуется хорошей репутацией у других потребителей; 3. Поставщик располагает производственными мощностями высокого технического уровня и готов внедрять технические новшества в будущем; 4. Поставщик способен поставить сырье и детали, отвечающие требованиям потребителя к качеству продукции, и располагает необходимыми технологическими возможностями; 5. Поставщик способен контролировать объем производства и может вложить средства, обеспечивающие выпуск необходимого количества продукции; 6. Разглашение конфиденциальной информации со стороны поставщика исключается; 7. Поставщик устанавливает приемлемую для потребителя стоимость поставляемой продукции и осуществляет поставки в заданный срок; 8. Взаимоотношения с поставщиком исключают возникновение проблем при транспортировке продукции и предусматривают четко отлаженную связь; 9. Поставщик будет придерживаться контрактных обязательств и выполнять их. Оценка отдельных образцов продукциисчитается достаточно распространенным методом. Его использование предполагает обоюдное стремление поставщика и потребителя к сотрудничеству. Организация-поставщик поставляет образцы своей продукции, которая подвергается тщательному контролю, анализу, и на их основе делаются соответствующие выводы обо всей продукции. Для оценки отдельных образцов продукции, а также партий изделий могут использоваться различные приемы. Одним из них является методика оценки поставщика путем выделения и классификации дефектов поступающих изделий. Данная методика предусматривает использование штрафных баллов, назначаемых в зависимости от значимости дефекта. Для каждой партии ведется учет, регистрирующий номера деталей, полученное и проверенное количество деталей, общее число штрафных баллов. Этот показатель рассчитывается ежемесячно или ежеквартально в зависимости от характера поставок следующим образом:
- определяется общее число фактически поставленных изделий; - суммируются штрафные баллы по всей партии; - число штрафных баллов делится на число фактически проверенных изделий и умножается на 100. В результате получается шкала поставщика, выраженная в штрафных баллах на 100 штук изделий. Она может быть преобразована в какую-либо производственную шкалу, отражающую оценку поставщика. Например: - 100 баллов и менее — отлично; - 101—300 баллов — хорошо; - 301—600 баллов — на поставщика нужно обратить внимание; - свыше 600 — плохо, на поставщика требуется немедленно обратить внимание или исключить его из списка своих поставщиков. Следующий метод базируется на использовании положительного опыта взаимодействия организации с данным поставщиком в прошлом. Необходимо отметить, что эффективное применение этого метода возможно лишь в сочетании с другими, позволяющими оценить настоящее положение дел у поставщика. Оценка на основе опыта других потребителей предполагает получение информации о надежности поставщика от его партнеров по договорным обязательствам. Этот метод также может использоваться только в сочетании с другими, особенно в тех случаях, когда в качестве потребителей выступают организации-конкуренты. Метод оценки возможностей поставщика, предложенный английским специалистом в области управления качеством А. Робертсоном[3], предполагает учет таких составляющих поставки, как качество, цена, своевременность и предоставляемое поставщиком обслуживание. Названные выше области оценки распределяются следующим образом: − качество — 44 балла; − цена — 30 баллов; − своевременность поставки— 16 баллов; − обслуживание — 10 баллов. Итого — 100 баллов. Показатель качества определяется следующим образом: Уровень качества =
Данный показатель рассчитывается как среднее, взвешенное по результатам нескольких поставок: Показатель уровня цены = [4]
При оценке своевременности поставки используется шкала, в которой показывается значение данного показателя в зависимости от соблюдения или несоблюдения сроков поставки (представлена в Таблице № 3). Таблица 3 - Шкала определения показателя своевременности поставки по методу А. Робертсона, баллы
Показатель обслуживания может включать такие составляющие, как транспортировка продукции, монтаж, гарантийное обслуживание и т.п. При наличии любого из видов обслуживания значение показателя принимается равным 10 баллам. В целом оценка возможностей поставщика осуществляется путем суммирования показателей качества, цены, своевременности поставки и обслуживания. Чем ближе полученное значение к 100 баллам, тем надежнее поставщик. Рассмотренный метод достаточно распространен, хотя значимость показателей оценки, которые в нем используются, может быть различной в зависимости от приоритетов организации-потребителя. Рассмотренный метод не учитывает репутацию поставщика, поскольку предполагается, что перед размещением заказа было установлено, что он в состоянии выполнить минимальные требования потребителя. Следующий метод базируется на исследовании характеристик, отражающих репутацию поставщика. В примерный перечень характеристик, отражающих репутацию поставщика, входит следующее. 1. Организованность: − расширение рынков сбыта продукции; − формирование круга постоянных потребителей; − обеспечение экологической безопасности; − ресурсосбережение при производстве и утилизации; − защита интеллектуальной собственности и безопасность бизнеса; − соблюдение контрактов, договоров, графиков поставок по принципу «точно в срок». 2. Партнерство: − корпоративные цепочки поставок; − открытость для общества; − активизация внешних связей; − поддержка социальных программ; − деятельное участие в ассоциации, холдинге, советах; − кооперация с другими поставщиками и (или) потребителями. 3. Перспективность: − лидирующая роль в отрасли; − освоение новых технологий; − внедрение информационных технологий; − использование современных методов маркетинга, финансового менеджмента; − поставки на рынок новых изделий; − подготовка элементов логистической системы товародвижения; − совершенствование организационной структуры предприятия. Аудит СМК поставщикапроводится для достижения следующих целей: − понимания поставщиком роли гарантий качества продукции в своем звене цепочки поставок и принятия на себя ответственности; − проведения поставщиком эффективных корректирующих действий, запрошенных потребителем в отношении его системы управления или качества продукции; − получения поставщиком стабильной обратной связи от системы управления потребителя. В процессе аудита поставщик, как правило, передает и получает информацию, которую можно разделить на три группы (рисунок 1). Рис. 1 - Информация, получаемая в процессе аудита СМК поставщика
Как видно из рисунка 1, аудит СМК поставщика позволяет потребителю получить достаточно подробную информацию о наличии и уровне зрелости такой системы, сделать выводы о способности организации поставлять качественную продукцию. Однако применения только этого метода также недостаточно для получения целостного представления о деятельности поставщика. В определенной степени восполнить этот пробел позволяет комплексный анализ информации, относящейся к процессам деятельности поставщика. При этом организация может применять самый разнообразный набор показателей, отражающий важнейшие аспекты его работы. Условно все эти характеристики можно отнести к двум группам: отражающие ресурсы поставщика и относящиеся к его деятельности в области качества. Рассмотрим перечень характеристик, отражающих ресурсы поставщика. 1. Производственно-технологическая база: − знания и опыт освоения технологий; − обеспечение инженерных сооружений; − возможности технологического оборудования; − оснащенность метрологической службы. 2. Потенциал менеджеров высшего уровня: − лидерство; − профессионализм; − способность к стратегическому прогнозированию развития; − навыки в планировании качества; − знания и навыки управления ресурсами; − умение укреплять корпоративные связи. 3. Финансовая стабильность: − платежеспособность, финансовая устойчивость; − партнерские отношения с банками; − фондовая деятельность; − динамика инвестиций; − развитие инновационного потенциала. 4. Возможности персонала: − структура кадрового состава (менеджеры, специалисты, исполнители в основном, подготовительном и обслуживающих производствах); − характеристики персонала (образование, квалификация, повышение квалификации, переподготовка, ротации). Перечень характеристик, отражающих деятельность организации в области качества, включает следующее: 1. Новые проекты (изделия и технологии): − сокращение сроков проектирования и внедрения разработок − освоение новых технологических процессов, маршрутов, операций; − расширение ассортимента разработок качественных конкурентоспособных изделий; − Сокращение числа корректирующих действий. 2. Комплектующие изделия: − снижение дефектности серийных изделий; − сокращение цикла изготовления; − снижение процента потерь; − снижение процента засоренности продукции; − повышение устойчивости к сборке; − обеспечение требований к условиям производства. 3. Традиционная готовая продукция: − стабильность уровня качества; − повышение эксплуатационной надежности изделий; − снижение цикла изготовления изделия; − повышение стабильности критичных технологических параметров; − снижение группового брака; − стабилизация уровня качества изготавливаемого материала. 4. Услуги поставщика: − сокращение времени обслуживания; − создание максимальных удобств клиентам; − внимание к потребителям; − расширение ассортимента услуг по выпускаемой продукции. 5. Экономические аспекты деятельности: − выполнение плановых экономических показателей; снижение затрат на материалы и энергоносители; − рост производительности труда; − увеличение процента выхода годных изделий; − снижение затрат на 1 руб. произведенной продукции; − повышение процента сдачи продукции с первого предъявления; − снижение простоев технологического оборудования; − непрерывное сокращение издержек; − сертификация СМК [15]. Анализ деятельности поставщиков в соответствии с представленными направлениями дает достаточно полную картину и позволяет принять по его результатам решение о выборе. Одним из недостатков этого метода является необходимость получения большого объема данных, что не всегда возможно. Применение любого из перечисленных методов предполагает согласие на его использование со стороны поставщика. Практически каждый метод может быть использован в комплексе с другими. После выбора поставщика потребитель заключает с ним соответствующий договор, устанавливающий взаимоотношения между организациями на определенный период. На этом этапе предоставляется возможность лучше узнать поставщика и принять решение о прекращении или продолжении взаимоотношений с ним. Заключение официальных соглашений предусматривает выполнение поставок в течение продолжительного времени. Поставщик должен постоянно ориентироваться в своей деятельности на улучшение качества поставляемой им продукции, снижение ее стоимости и повышение эффективности поставок. Потребитель со своей стороны должен оказать поставщику в случае необходимости или по его просьбе помощь и содействие. [18] Таким образом, организации следует разработать результативные и эффективные процессы определения потенциальных источников для закупки материалов с целью развития взаимоотношений с поставщиками и оценки их способности поставлять требуемую продукцию. Выводы I главы: В настоящее время уже существует общая заинтересованность руководителей страны и регионов, производителей и поставщиков продукции, населения в повышении качества продукции и услуг, а также качества жизни. С термином «качество» распространяется на все виды деятельности: - Управление процессами на основе документированных процедур; - Завоевание рынков сбыта на основе взаимовыгодного партнерства с постоянными потребителями; - Освоение новых рынков сбыта путем поставки конкурентоспособной продукции. Основной принцип работы с поставщиками, сформулированной в стандартах ISO серии 9000 говорит о том, что работа с ними должна выстраиваться на партнерских взаимовыгодных отношениях. Организация и поставщики взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения увеличивают их способность создавать ценности. От этого выбора поставщиков зависит качество производимой продукции и успех организации. [] Взаимные усилия по обеспечению непрерывного улучшения должны стать нормой деятельности для обеих сторон. Система менеджмента качества должна включать предпосылки построения именно такого взаимодействия. Применение принципа взаимовыгодных отношений с поставщиками – это осуществление в организации деятельности, направленной: − на идентификацию и выбор основных поставщиков; − установление взаимоотношений, уравновешивающих краткосрочные выгоды с долгосрочными целями предприятия и общества; − установление ясных и открытых контактов; − объединение знаний и ресурсов основных партнеров; − инициирование, поощрение и признание улучшений и достижений поставщиков; − инициирование совместных разработок и улучшение продукции и процессов; − совместную работу по четкому пониманию потребностей потребителя; − разработку совместных действий по улучшению; − обмен информацией и планами на будущее. Таким образом, можно сделать вывод, что принцип взаимовыгодные отношения с поставщиками, сформулированной в стандартах ISO серии 9000 говорит о том, что работа с ними должна строиться на партнерских взаимовыгодных отношениях, что обеспечит обеим сторонам наилучшие возможности и максимальную прибыль.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 4211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.131 с.) |