Управление качеством: понятие, функции и методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление качеством: понятие, функции и методы



С термином качество продукции неразрывно связано такое понятие как управление качеством продукции, под которым понимается деятельность, осуществляемая при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Управление качеством не всегда означает обеспечение его совершенства, так как ориентировано на уровень качества, предполагаемый рынком [ ].

Под управлением в широком смысле слова понимается общая функция организационных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы, достижение цели.[ ]

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации и потреблении в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного уровня качества продукции [8].

Механизм управления качеством представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Объекты управления качеством продукции - это показатели качества продукции, факторы и условия, определяющие их уровень, а также процессы формирования качества продукции.

Субъекты управления качеством продукции - это органы управления и отдельные лица, реализующие функции управления в соответствии с установленными принципами и методами [9].

К функциям управления качеством продукции в организации определяют:

− прогнозирование и планирование качества продукции;

− оценка и анализ качества продукции;

− контроль качества продукции;

− стимулирование качества продукции и ответственность за него.

Под методами управления качеством понимается совокупность приемов и правил воздействия на объекты управления, направленных на достижение требуемого качества.

Выделяют следующие методы управления качеством:

1) организационные (административные):

а) распорядительные (директивы, приказы и т.д.),

б) регламентирующие (нормы, нормативы, положения),

в) дисциплинарные (ответственность и поощрение);

2) социально-психологические:

а) социальные (воспитание и мотивация),

б) психологические (создание психологического климата в коллективе, психологическое воздействие положительными примерами);

3) технико-технологические:

а) технические методы контроля качества,

б) методы технологического регулирования качества продукции и процессов;

4) экономические:

а) методы экономического стимулирования и материальной заинтересованности,

б) ценообразование с учетом уровня качества,

в) финансирование деятельности в области качества.

По отношению к организации реализация методов управления качеством может носить внутренний и внешний характер.

Методы управления качеством могут быть реализованы на основе конкретных средств управления качеством. В таблицы 1 представлены основные методы управления качеством и приведены примеры средств их реализации во внешней и внутренней среде организации.

Таблица 1.. Методы управления качеством в организациях и средства их реализации

Методы управления качеством Примеры средств реализации методов управления качеством по отношению организации
внутренние внешние
Организационные а) приказ директора о создании СМК в организации; а) Федеральный закон от 30.12.2009г. №384-Ф3 утвержден технический регламент «О безопасности зданий и сооружений»;
б) документирование СМК в организации; б) постановлением Правительства РФ от 15.09.2009г. №753 утвержден технический регламент «О безопасности машин и оборудования»  
Социально-психологические а) кружки качества; а) проведение конкурсов в области качества;
б) формирование корпоративной культуры организации, ориентированной на повышение качества; б) присуждение премий по качеству (международных, национальных и т.д.)
Технико-технилогические а) статистический контроль качества;   б) анализ рисков, выявленный в технологическом процессе параметров, являющихся критическими для обеспечения безопасности продукции и проведение мероприятий в определенных технических точках техпроцесса -
Продолжение таблицы №1
Экономические а) разработка системы материального поощрении и взысканий в системе оплаты труда для стимулирования качества работы сотрудников; а) систематизация затрат на качество для обеспечения конкурентоспособности товара потребления  
б) установленные цели по категориям качества; финансирование работ по созданию СМК организации б) оплата работ по сертификации СМК организации

Системный подход к управлению качеством предполагает формирование целевой подсистемы управления организацией, подразумевающей упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов объекта производства, предназначенных для достижения поставленной цели – создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта производства при минимальных затратах [15].

Системный подход к управлению качеством в организации предполагает использование следующих принципов:

− целенаправленности – позволяет установить границы управления и адресность управленческих решений;

− комплексности –охватывает все стадии жизненного цикла продукта, все структурные подразделения, руководство и весь персонал предприятия;

− непрерывности–обеспечивает процесс управления, ориентированный на постоянное улучшение системы;

− объективности –ориентирует на использование адекватных методов управления, выбор показателей, отражающих действительное состояние управления качеством, подбор управленческого персонала соответствующей квалификации;

− оптимальности–предусматривает необходимость обеспечения результативности и эффективности процессов управления качеством, в частности, и системы в целом.

Система управления качеством организации включает общие, специальные и обеспечивающие подсистемы.

К общим подсистемам управления качеством относятся:

− прогнозирование и планирование качества продукции;

− учет, анализ и оценка качества продукции;

− стимулирование качества продукции и ответственность за него;

− контроль качества продукции.

К специальным подсистемам управления качеством относятся:

− стандартизация;

− испытания продукции;

− профилактика брака;

− оценка соответствия и сертификации.

К обеспечивающим подсистемам управления качеством относятся:

− правовое обеспечение;

− информационное обеспечение;

− материально-техническое обеспечение;

− метрологическое обеспечение;

− кадровое обеспечение;

− организационное обеспечение;

− технологическое обеспечение;

− финансовое обеспечение.

Система управления качеством - это часть системы управления предприятием (организацией), которая направлена на достижение выходных данных (результатов) в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон [13].

Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с управлением персоналом, инвестиционной и инновационной деятельностью, производственным менеджментом, окружающей средой, охраной труда и т.д.

Различные части системы управления организацией могут быть интегрированы вместе с системой управления качеством в единую систему менеджмента, использующую общие элементы [21].

 

Содержание принципа «Взаимовыгодные отношения с поставщиками»

 

Последний принцип современного менеджмента качества, провозглашаемый международными стандартами в области качества, не менее значимый, чем остальные принципы СМК. Для успешного функционирования предприятия необходимо, чтобы между поставщиком и заказчиком установились партнерские отношения. Однако построение долгосрочных отношений требует времени и ресурсов, а потому строить их надо лишь с некоторыми – избранными поставщиками [7].

Организация, и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности. Поставщики - необходимое условие успеха организации. Организация не может повысить результативность и эффективность своей деятельности без своих поставщиков.

Применение этого принципа предполагает:

− выявление и отбор основных поставщиков;

− установление таких отношений с поставщиками, которые балансируют краткосрочные выгоды с долгосрочными соображениями для организации и для общества в целом;

− создание ясного и открытого обмена информацией;

− инициирование совместной разработки и совершенствования продукции и процессов;

− совместное достижение ясного понимания требований потребителя;

− обмен информацией и планами на будущее;

− признание улучшений и достижений поставщика. Успешное применение принципа сулит следующие преимущества:

− для формулировки политики и стратегии - создание конкурентных преимуществ, благодаря разработке стратегических альянсов или партнерских отношений с поставщиками;

− для установления целей и показателей - установление целей и показателей, вызывающих максимально возможные улучшения (по нашему мнению в настоящий момент), через заблаговременное вовлечение поставщиков и установление с ними партнерских отношений;

− для оперативного управления - создание отношений с поставщиками и управление ими для обеспечения надежных, своевременных, бездефектных поставок;

− для управления людскими ресурсами - разработка и усовершенствование возможностей поставщика с помощью его обучения и совместных усилий по совершенствованию.

Взгляд на поставщиков как на партнеров подчеркивает стабильные отноше­ния с относительно небольшим числом надежных поставщиков, ко­торые обеспечивают высокое качество и соблюдают точные графики поставок, сохраняют гибкость в вопросах изменения производствен­ных спецификаций и графиков [29].

При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей, т.к. поиск поставщика и налаживание отношений с ним – дело долгое и дорогое.

Принцип поддержания взаимовыгодных отношений с поставщиками реализуется в таких проявлениях и действиях организации, как:

− определение и выбора ключевых поставщиков

− установление отношений партнерства с поставщиками на основе баланса между краткосрочными целями и долгосрочными планами как организации, так и общества в целом

− создание простых и открытых взаимосвязей

− инициирование совместного совершенствования продукции и процессов

− совместное однозначное определение потребностей потребителей

− обмен информацией и планами на будущее

− признание достижений поставщиков.

Вильям Дж. Стивенсон[1] определяет девять областей, в которых потенциаль­ные идеи поставщиков могут привести к росту конкурентоспособно­сти организации:

1. Сокращение расходов на закупки;

2. Сокращение транспортных расходов;

3. Сокращение производственных расходов;

4. Повышение качества изделия;

5. Улучшение разработки (проекта) изделия;

6. Сокращение времени, которое необходимо для представления изделия на рынок;

7. Более полное удовлетворение требований потребителей;

8. Сокращение складских расходов;

9. Представление новых изделий или процессов.

Основные отличия взаимоотношений с поставщиками на основе партнерства и соперничества приведены в таблице 2.

Таблица 2- Характеристики взаимоотношений с поставщиками на основе партнерства и соперничества

Положение Партнерство Соперничество
Число поставщиков Один или несколько Множество; постоянное столкновение интересов
Продолжительность отношений Долгосрочные Возможны кратковременные
Низкие цены Относительно важны Основной фактор
Надежность Высокая Возможна не очень высокая
Открытость Высокая Низкая
Качество Изначально гарантировано; заверено поставщиком Может быть ненадежным; проверяется покупателем
Объем заключаемых договоров Значительный Может быть небольшим, так как закупки распределены между несколькими поставщиками
Расположение поставщика Близость к поставщику может быть важной из-за сроков поставок и послепродажного сервиса Поставки могут быть разбросаны по всей стране
Гибкость Достаточно высокая Сравнительно небольшая

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 958; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.05 с.)