К занятиям по курсу «Экономическая теория» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

К занятиям по курсу «Экономическая теория»



МИКРОЭКОНОМИКА

 

Методическое пособие по подготовке

К занятиям по курсу «Экономическая теория»

Для студентов

экономических специальностей

всех форм обучения

 

Киров 2011

Содержание

 

РАЗДЕЛ 1. Введение

1.1. Предмет, методы, функции и структура экономической науки 3 стр.

1.2. Основные понятия экономической науки 5 стр.

1.3. Собственность как экономическая категория 10 стр.

1.4. Экономические системы их сущность и виды 15 стр.

1.5. Проблема выбора в экономике. Кривая

производственных возможностей. 19 стр.

1.6. Эволюция развития экономической науки 21 стр.

РАЗДЕЛ 2. Микроэкономика

2.1. Спрос. Предложение. Закон спроса, закон

предложения. Рыночное равновесие. Эластичность 35 стр.

2.2. Поведение потребителя. Теория предельной полезности 41 стр.

2.3. Поведение производителя. Производственная

функция. Теории издержек. 50 стр.

2.4. Виды рыночных структур: рынок совершенной конкуренции,

монополия, олигополия, монополистическая конкуренция 60 стр.

2.5. Рынки факторов производства: рынок труда,

капитала и природных ресурсов 71 стр.

2.6. Внешние эффекты в рыночной экономике и их регулирование 81 стр.

2.7. Общее равновесие и экономическая эффективность 86 стр.

Список литературы 89 стр.

 

 

РАЗДЕЛ 1 Введение.

Предмет, методы, функции и структура экономической науки.

 

Слово «экономика» происходит от древнегреческого «ойкономия», состоит из двух составляющих: «ойкос» - дом, хозяйство, а «ном» - закон, т.е. это наука о законах ведения домашнего хозяйства. Следовательно, экономика означает управление хозяйством. Однако слово экономика ассоциируется не только с научным направлением, но и с состоянием дел в народном хозяйстве в целом: динамика цен, темпы роста, инфляция, национальный доход и др. Состояние каждого члена общества оценивается через призму экономики. Развитие общества осуществляется в единстве всех сфер общественной жизни и отношений. Среди них ведущее место занимают экономические отношения, которые в своей форме являются отношениями по поводу рационального, эффективного использо­вания имеющихся ресурсов, в конкретно-исторических социально-экономических условиях, определяемых, в конечном счете, сущест­вующими отношениями собственности. Следует различать два ас­пекта экономических отношений: технико-экономи­ческие и социально-экономические отношения, которые тесно связаны между собой и в то же время различны, обладая определенной самостоятельностью.

Технико-экономи­ческие отношения – это отношения по поводу рационального использования имею­щихся природных, трудовых, финансовых и других ресурсов, а также средств производства и определяются свойствами этих ресурсов, имеющимися технологическими возможностями, зависят от состояния техники, технологии, структуры производительных сил. Они включают производственные и организационно-экономичес­кие отношения, которые диктуются сложившейся спецификой и организацией производст­ва.

Социально-экономические отношения, развиваясь на базе технико-экономических отношений, определяются характером отношений людей и определяются другим фактором — отношениями собственности в данном обществе.

Экономические отношения образуют сложную систему отношений. Их можно классифицировать по формам воспроизводства: отношения по поводу производства, распределения, потребления и обмена. Если учитывать аспекты собственности, то можно выделить экономические отношения государственного сектора, отношения бизнеса, домохозяйств и др.

По территориальному признаку можно выделить меж- и внутригосударственные экономические отношения. По субъектам можно выделить экономические отношения между предприятиями и государством, государством и домохозяйствами, предприятиями и домохозяйствами и др. Выделяют также отраслевую классификацию экономических отношений.

Предметом изучения современной экономической науки является поведение, деятельность человека, субъекта в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей с целью получения максимального дохода.

Предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии в процессе производства, потребления, распределения и обмена, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества, а также экономические категории и экономические законы. Экономическая теория – это наука о системах экономических отношений общества.

Основные экономические аксиомы свидетельствуют о том, что потребности людей безграничны, а ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг ограничены и редки, отсюда вытекает основная задача экономики.

Задача экономики – максимально эффективно использовать и распределить эти ограниченные ресурсы между субъектами экономики, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей каждого члена общества.

Экономика как наука при изучении своего предмета использует следующие методы (метод – это путь, способ).

1. Методы формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и аналогия).

2. Позитивистский подход основывается на философии позитивизма, признающей в качестве главного источника знания данные конкретных (эмпирических) наук. К наиболее характерным чертам позитивного метода относят:

· Феноменализм (отражение конкретных факторов как феномена)

· Верификация (непосредственное сведение научных знаний к конкретным знаниям).

· Прагматизм (значимость знания в зависимости от узкопрактических последствий).

3. Структуралистский подход, заключающийся в акценте на выявление структуры системы, её внутреннего строения, совокупности отношений между её элементами. К этому подходу относят следующие методы:

· Структурно- функциональный анализ – исследование взаимосвязи содержания элементов системы и выполняемых ими функций.

· Принцип иерархичности структур – признание порядка, субординации, единство целей.

· Метод рекомбинаций – использование различных сочетаний и перегруппировок основных элементов системы.

4. Методы материалистической диалектики (базируются на основных философских законах: закон отрицания отрицания, переход количественного в качественное, единства и борьбы противоположностей).

5. Методы диалектической логики (восхождение от абстрактного к конкретному; единство исторического и логического).

6. Методы моделирования и экспериментов (математический, функциональный, графический методы, а также метод создания математических моделей и проведения экспериментов).

Экономические законы – это объективные зависимости, они действуют помимо воли человека и характеризуют связи между субъектами или процессами. Экономические законы имеют причинно-следственный характер и действуют лишь в том случае, если соблюдены определенные условия.

Функции экономической науки.

1. Познавательная. Заключается в том, что экономика как наука помогает человеку познавать происходящие явления и окружающий мир.

2. Мировоззренческая. Заключается в том, что на основе экономических знаний формируется новое экономическое мировоззрение человека.

3. Практическая (прогностическая). Заключается в применении результатов научных исследований на практике и в прогнозировании процессов и явлений, с целью предотвращения негативных результатов и последствий.

Структура экономической науки.

Экономическая наука включает следующие разделы:

1. Микроэкономика – это раздел экономической науки, изучающий поведение одного субъекта (человека, предприятия), функционирование одного, отдельно взятого рынка.

2. Макроэкономика - рассматривает экономические процессы, происходящие в рамках всей национальной экономики.

3. Мировая экономика - рассматривает экономические взаимосвязи между различными странами.

 

Основные понятия экономической науки.

Конечной целью функционирования экономической системы является удовлетворение потребностей общества и индивидов. Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение потребностей и включает такие элементы как потребности, ресурсы, производство, блага, распределение и обмен.

Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности, а их удовлетворение – конечным результатом.

Потребность – это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом. Круг потребностей расширяется, а историю цивилизации можно представить как процесс их формирования и реализации. Потребности многообразны, их можно классифицировать по различным критериям:

· Потребности в средствах существования.

· Интеллектуальные потребности

· Потребности в социально-культурных средствах жизни человека.

· Потребности в средствах созидательной деятельности и др.

Непрерывное возрастание человеческих потребностей в качественном и количественном выражении называют «законом возрастания человеческих потребностей».

Средства, с помощью которых удовлетворяются потребности, называют благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (воздух), а другие в ограниченном, их называют экономическими благами. В практике блага обычно называют товарами и услугами. Блага создаются в процессе производства.

Производство является важнейшей экономической категорией. Производство – это процесс создания благ и услуг, необходимых как для жизнедеятельности человека, так и для развития общества в целом. Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В производстве участвуют следующие виды экономических ресурсов:

1. природные: земля, полезные ископаемые, энергия солнца, воды и т.д.;

2. трудовые: способности, знания, навыки, труд людей;

3. капитал (инвестиционные ресурсы): здания, сооружения, сырье, финансовые ресурсы и др.

4. предпринимательские способности: особый вид человеческих ресурсов, заключающихся в риске, новаторстве, умении организовать и наиболее эффективно использовать все факторы производства.

5. наука: НТП, НТР, НИОКР, информация и др.

Все перечисленные ресурсы обладают одним свойством – они ограниченны. Именно ограниченность ресурсов является причиной необходимости их эффективного использования.

Проблема эффективности – основная проблема экономической науки, которая исследует пути наилучшего использования или применения ограниченных ресурсов. Таким образом, экономическая наука – это наука об эффективном использовании ресурсов, таково одно из её определений.
Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого либо продукта, т.е., характеризует соотношение «затраты-выпуск». Большее количество товаров получаемых от данного объема затрат, означает повышение эффективности. Чтобы добиться этой цели, необходимо добиться полной занятости ресурсов, т.е., использовать все ресурсы полностью, в имеющемся объеме. Природные ресурсы, на преобразование которых направлена человеческая деятельность, выступают предметами труда, а средства, с помощью которых человек воздействует на предметы труда, называются средствами труда. Средства труда и предметы труда в единстве представляют собой средства производства. Средства производства и рабочая сила формируют производительные силы. Производительные силы – это возможности создания и увеличения производства благ, заключенных в имеющихся ресурсах общества. Развитие производительных сил — основа постоянного увеличения продукта и богатства. Произведенные блага поступают в потребление отдельных субъектов экономики через распределение и обмен. Распределение – это определение доли и объема продукта, поступающего для потребления субъектам экономической деятельности. Эта доля в большей степени зависит от размера принадлежащих субъектам факторов производства. Обмен – это стадия движения общественного продукта, на которой доставляется созданный продукт субъектам экономической деятельности. Основой и предпосылкой обмена является общественное разделение труда, а посредником в обмене выступают деньги.

Потребление – это процесс непосредственного удовлетворения потребностей личности и общества. Потребности удовлетворяются как созданными в процессе производства благами, так и благами, не созданными в производственном процессе. По целям потребления выделяют личное потребление, направленное на удовлетворение потребностей людей и производственное потребление как использование созданных благ для возобновления производства, т.е. для инвестиционных целей. Потребление основывается на использовании имеющихся у экономических субъектов доходов, и размер потребления напрямую зависит от размера их доходов.

Экономические субъекты для реализации своих целей самостоятельно решают вопросы использования и сочетания имеющихся у них ресурсов.

Хозяйствование – это система принимаемых и возобновляемых экономическими субъектами действий, направленных на выбор и принятие решений, обеспечивающих достижение поставленных целей, это организация, ведение, управление и руководство хозяйством, т.е. экономикой. Следовательно, хозяйствование представляет собой форму воспроизводственного процесса. Хозяйствование базируется на принципах:

· эффективности – соотношением результата и затрат;

· экономического рационализма – определение выгод от предполагаемых решений и действии;

· экономического выбора — выбора определенного варианта использования факторов производства с целью создания конкретных благ.

В экономической науке выделяют следующие формы хозяйствования: натуральное, централизованное и рыночное.

1. Натуральное хозяйство (производство) – было свойственно ранней ступени развития человечества, соответствовало мелким семейным фермерским хозяйствам.

Основными чертами натурального хозяйства является:

· производилось только то, что необходимо для потребления;

· общественная собственность на средства производства;

· отсутствие излишков;

· медленные темпы развития и рутинность.

2. Централизованное хозяйство – это такой вид организации хозяйственного устройства, при котором координация деятельности осуществляется единым управленческим центром, который обладает правами распределять ресурсы и оценивать эффективность их использования.

3. Рыночное (товарное) хозяйство – это вид организации общественного производства, при котором регулятором выступают рыночные механизмы, и координация экономической деятельности осуществляется через рынки, путем установления цен в соответствии со спросом и предложением.

Рынок – это одна из распространенных экономических категорий. Первоначально рынок рассматривался как базар, рыночная площадь. Современные трактовки с разных точек зрения раскрывают сущность рынка.

Рынок – механизм взаимодействия продавцов и покупателей, соотношение спроса и предложения.

Рынок – форма и сфера обмена, место актов купли – продажи, встречи продавцов и покупателей.

Рынок – это отношения по поводу общественного признания конечного продукта.

Рынок – это совокупность экономических отношений и связей между продавцами, покупателями и торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающих экономические интересы субъектов и обеспечивающих обмен продуктами труда.

Условия возникновения рынка:

1. ОРТ (общественное разделение труда);

2. экономическая обособленность субъекта (частная собственность);

3. свобода предпринимательства, свобода выбора.

Основным элементом рынка является товар – это продукт производства (благо), предназначенный для обмена. Товар обладает двумя свойствами: рыночной и потребительской стоимостью. Потребительская стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную способность человека. На основе потребительской стоимости все товары отличаются друг от друга. Меновая стоимость – это способность товара обмениваться на другой товар в определенных пропорциях. Меновая стоимость – это то, что все товары объединяет: все товары имеют цену. Цена – это денежное выражение стоимости товара. В экономической науке сложились различные подходы к определению стоимости товара.

Марксистский подход, основывающийся на трудовой теории стоимости товара. В соответствие с этим подходом, стоимость товара определяется трудом, затраченным на его изготовление, а измеряется стоимость товара величиной затрат, издержек производителей при создании данного товара. Основной недостаток трудовой теории определения стоимости товара заключается в односторонности исследования, основывающейся на приоритете интересов производители и игнорировании интересов потребителя при определении величины стоимости.

Маржиналистский подход к определению стоимости товара основывается на теории предельной полезности, суть которой заключается в субъективной оценке блага. При этом стоимость блага определяется предельной полезностью его последней единицы. Недостатком данного подхода является отсутствие общественной основы субъективных оценок полезности а, следовательно, и стоимости товара.

Маршаллианский подход к определению стоимости сводится к взаимодействию рыночных сил. Результатом этого взаимодействия выступает равновесная рыночная цена, формирующаяся под воздействием спроса и предложения. И спрос, и предложение одинаково важны при определении стоимости товара – это как два лезвия одних ножниц, оба режут бумагу, но какое из них верхнее или нижнее, не определить. Недостатком данного подхода является отсутствие системного подхода к исследованию экономических отношений, возникающих между субъектами в сфере обмена. Согласно закону стоимости обмен благами осуществляется в результате оптимизации экономических интересов потребителей и производителей.

Рынок можно классифицировать по различным признакам:

1. По степени регулирования:

- свободные;

- регулируемые (биржи).

2. По легальности:

- легальные;

- теневые.

3. По месту функционирования:

- местные;

- региональные;

- межрегиональные (национальные);

- мировые.

4. По товару, представленному на рынке:

- рынок труда;

- финансовый рынок;

- потребительский рынок;

- рынок духовных благ;

- рынок средств производства;

- рынок Now How.

5. По виду представленной конкуренции.

- рынок совершенной конкуренции

- рынок несовершенной конкуренции

Конкуренция – это неотъемлемая часть рынка его фундамент и основа. Без конкуренции рынок функционировать не может. На сколько благоприятные условия созданы для развития конкуренции, настолько эффективно функционирует рынок.

Конкуренция происходит от латинского concurer (сталкивать) – это борьба между участниками рынка за лучшие условия функционирования на нем.

Выделяют следующие виды конкуренции:

· внутриотраслевая;

· межотраслевая;

· добросовестная;

· недобросовестная;

· совершенная;

· несовершенная (монополия, дуополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, дуапсония, олигопсония).

Рынок выполняет в экономике следующие функции:

1. информационная: рынок содержит полную информацию о ценах, спросе, предпочтениях, ассортименте, производителях и др.;

2. посредническая: рынок – посредник между продавцом и покупателем;

3. ценообразующая: именно на рынке при взаимодействии спроса и предложения формируется равновесная рыночная цена;

4. санирующая: рынок – жесткая структура, он позволяет экономике избавится от слабых убыточных предприятий. В результате конкурентной борьбы выживают только эффективно функционирующие предприятия.

5. регулирующая: предприниматели, стараясь получить максимальный доход, увеличивают производство тех товаров, на которые растет покупательский спрос и цена, оттягивая ресурсы на их создание от сокращения производства тех товаров, на которые спрос и цена падают. Таким образом, рынок регулирует использование экономических ресурсов.

Развитие рынка невозможно без создания эффективно функционирующей рыночной инфраструктуры. Инфраструктура рынка – это совокупность организационно - правовых форм, совокупность институтов и предприятий, обслуживающих рынок. Основными элементами инфраструктуры рынка являются:

· биржи (товарные, фондовые, труда);

· информационные системы;

· банки;

· налоговая система;

· система страхования;

· рекламные агентства, СМИ;

· торговые палаты, предпринимательские объединения;

· коммерческо-выставочные комплексы;

· консалтинговые компании;

· бизнес-инкубаторы, технопарки, ЦНТИ и др.

Рынок является самой лучшей формой организации рыночного хозяйства. Он обладает следующими достоинствами:

§ самое эффективное использование ресурсов;

§ гибкость;

§ свобода выбора и предпринимательства;

§ максимальное удовлетворение потребностей людей.

Но наряду с представленными положительными чертами рынка выделяют и недостатки рынка:

§ не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

§ не имеет экономического механизма защиты конкурентной среды;

§ не способствует сохранению или улучшению экологической ситуации в обществе;

§ не создает стимулы создания общественных благ и услуг;

§ не гарантирует права на труд, отдых, обеспечение в старости;

§ подвержен нестабильному развитию с присущими кризисами, инфляцией, безработицей;

§ рынок не обеспечивает исследований в области фундаментальной науки.

Решение выше перечисленных задач берет на себя государство.

Меркантилизм

Эта школа сформировалась и развиваласьв XV-XVI веке. («меркантос» - купец. итал.) Меркантилизм зародился в эпоху бурного расцвета торговли. Это период развития транспортной инфраструктуры и караванных путей.

Представителями школы меркантилистов являются: Т. Ман, А. Монкретьен, Дж. Ло и др. Ученые-экономисты этой школы рассматривали основным богатством сферу торговли, т.е. источником обогащения служит неэквивалентный обмен - подешевле купить, подороже продать. Богатство они видели в золоте и серебре. Чем его больше, тем страна богаче.

Заслуга ученых-экономистов этой школы заключается в том, что они сформировали принципы мировой торговли. Эти принципы легли в основу теории конкурентных преимуществ. Эти принципы основывались на решении вопросов, что страна должна закупать (завозить), а что продавать (вывозить). Любая страна должна продавать то, что ей дешево достается либо то, что у нее есть в избытке. Желательно вывозить готовые товары, а не сырье, так как сырье дешево продавать, а производство товаров обеспечит занятость внутри страны. Завозить страна должна те товары, которых у нее нет либо дорого достаются. Завозить желательно сырье, так как за него меньше нужно платить.

Ученые школы меркантилистов ввели понятие торгового баланса и проповедовали протекционизм - запрет импорта с целью поддержания отечественных производств.

Школа физиократов

Название этой школы включает две составляющие: физио - природа, кратос - власть. Представителями школы физиократов являются: П. Буагильбер, А. Тюрго, Ф. Кенэ, У. Петти

Появление этой школы - огромный прорыв в развитии экономической мысли. Заслуга экономистов этой школы заключается в утверждении, что источником дохода служит не торговля, в торговле богатство только перераспределяется, но не создается, богатство создается лишь трудом в производстве и только там, где существует природа.

Их девиз: труд - отец, земля - мать богатства. Промышленники, с их точки зрения, бесплодный, стерильный класс. Богатство создают только земледельцы. Полученную прибыть земледельцы отдают как арендную плату землевладельцам, а они, в свою очередь, на эти деньги закупают товары у промышленников.

Физиократы создали учение о чистом продукте. Согласно этому учению, чистым продуктом выступает остаток дохода после уплаты всех расходов.

 

Маржинализм

Эпоху зарождения и развития маржинализма в экономической науке чаще называют маржинальной революцией. Слово маржинализм происходит от франц. Marjinal - предел. Маржинальная революция изменила облик экономической науки и её предмет, на основе применения в анализе математических методов. В рамках этого направления экономической мысли сформировались и развивались различные известные экономические школы:

Австрийская школа:

Г.Госсен (1810-1858) В своей работе «Развитие законов человеческого общения и вытекающих из них правил человеческой деятельности» (1854) сформулировал законы, которым подчиняются получаемые людьми удовольствия. Первый закон Госсена свидетельствует об убывании полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, а второй закон Госсена свидетельствует о максимальной сумме удовольствий индивида от потребления различных благ при условии, что предельные полезности этих благ уравниваются.

К. Менгер (1840-1921) в работе «Основания учения о народном хозяйстве» (1871) представил учение о благах, как изложении его субъективной теории ценности. Т.е. разделение всех благ на блага первого порядка, непосредственно удовлетворяющих потребности человека и блага второго, третьего и т.д., которые служат для производства благ первого порядка. С его точки зрения ценность блага вне сознания индивида существовать не может. Субъективная стоимость любого блага будет определяться стоимостью последней единицы этого блага приносящей индивиду пользу. В этом заключается смысл теории предельной полезности, как альтернатива трудовой теории стоимости, созданной представителями классической политэкономии.

Ф.Визер (1851-1926) в работе «Естественная ценность» (1889) изложил теорию альтернативных издержек и вменения. Альтернативные издержки соизмеримы с полезностью продукта, так что любой экономический субъект осознано или не осознанно произведет необходимый расчет затрат. Теория вменения отражает утверждение о том, что общая ценность комбинации благ не равняется (больше) ценности каждого блага в отдельности.

Евгений Бем-Баверк (1851-1914) в 1884 была опубликована первая часть, а в 1889 вторая часть его основного труда «Капитал и процент». Бем-Баверк указывает следующие причины существования процента:

1. «Оптимизм», который заключается в том, что хозяйственные субъекты склонны ожидать, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем в настоящем.

2. Неопределенность будущего и скоротечность жизни.

3. Техническое превосходство настоящих благ над будущими. Т.е использование капитала ведет к длительности производства и повышает результативность процесса.

Английская школа:

У. Джевонс (1835-1882) В 1871 г выходит в свет его знаменитая книга «Теория политической экономии». В ней Джевонс рассматривает теорию обмена и приходит к выводу о том, что меновое соотношение товаров обратно соотношению их последних степеней полезности для обмениваемых сторон.

Теории обмена посвящены и труды Ф. Эджуорта (1845-1926). В труде «Математическая психология» (1881) ученый рассматривает случай изолированного обмена (Пятница предлагает свой труд Робинзону за деньги) в результате которого, формируется контрактная линия, и в какой точке произойдет обмен, будет зависеть от того, насколько искусно будет вести себя каждая из сторон.

Лозаннская (итальянская) школа:

Основателем лозаннской школы является Л. Вальрас (1834-1910). Наиболее известной работой Вальраса является книга «Элементы чистой политической экономии, или теория общественного богатства» 1874-1877. Экономика Вальраса - это абстрактная система, в которой действуют суверенные и рациональные индивиды, оптимизирующие свои функции. Эту систему Вальрас представил как равенство спроса и предложения, открыв эру математизации экономической науки. Он создал первую математическую модель общеэкономического равновесия, которая представлена системой уравнений. Эти уравнения связывают спрос и предложение производимого товара, затраты факторов на единицу товара и его цену. Идеи Вальраса успешно развивал В. Парето.

В. Парето (1842-1903) в работе «Курс политической экономии» (1897) им рассмотрена проблема достижения общего благосостояния. С точки зрения автора оптимальным считается такое состояние, когда выполняется следующее условие: ничье благосостояние не может быть улучшено без ухудшения благосостояния кого либо другого. В экономическую науку это утверждение вошло как состояние (распределение) оптимальное по Парето. Благодаря Парето в экономическую науку прочно вошли такие инструменты анализа, как кривая безразличия, карта безразличия, коробка Эджуорта.

Следующий ученый - экономист итальянской школы - В.Пигу, все наследие которого связано с проблемой благосостояния. Взяв за основу труды своего предшественника В.Парето в книге «Богатство и благосостояние» (1912) Пигу изложил свое понимание благосостояния и поставил вопрос о вмешательстве правительства с целью устранения препятствий достижению и росту благосостояния. Благосостояние может быть измерено с его точки зрения национальным дивидендом (доходом), которому мешают присутствие монополий, трансакционные издержки, несовершенство информации и др. Благодаря Пигу прочно утвердилось мнение, что наличие внешних эффектов делает вмешательство государства в экономику необходимым, однако сам Пигу придерживался принципа невмешательства государства в общественные экономические процессы. Дальнейшее продолжение его работа получила в трудах американского экономиста Р.Коуза.

Труды Парето и Пигу дали начало целому научному направлению – рыночному социализму, основой которого является примирения либерализма и социализма как пути достижения благосостояния и равновесия. Это научное течение представлено А.Лернером, О.Ланге, К.Эрроу.

Кембриджская школа: представлена основателем неоклассического анализа – А.Маршаллом. (1842- 1924). В 1890 году вышла его знаменитая книга – «Принципы экономической науки». В этой книге Маршалл проводит анализ полезности и спроса, формулирует закон спроса, вводит понятие рыночного равновесия, эластичности спроса, потребительского излишка и влияния фактора времени на формирование равновесной рыночной цены.

Дальнейшее продолжение теории общего равновесия получили в трудах ведущего американского ученого экономиста И.Фишера. (1867-1947). В работе «Покупательная сила денег» (1911) представлено изменение покупательной способности средств обращения, как величина, обратная уровню цен. В центре денежной теории Фишера – знаменитое уравнение обмена – выражение количественной теории денег: MV = PQ.

Развитие маржинализма и его проникновение в сферу производства способствовали формированию теорий распределения дохода, которые представлены трудами американских ученых экономистов: ДЖ. Кларка, Ф. Укстида и К. Викселля, создавших теорию предельной производительности, поэтому это направление научной мысли часто называют американской школой маржинализма.

 

Институционализм

Это направление экономической мысли представлено научными трудами американских ученых экономистов: Т.Вебленом, У.Митчеллом, Дж. Коммонсом, Дж. Гелбрейтом. Само понятие институционализм впервые употребил У. Гамильтон, определяющий категорию институт как вербальный символ, который описывает пучок социальных обычаев как способ мышления, с достаточной распространенностью и прочностью запечатленный в привычках групп или обычаев народа.

Торстейн Веблен (1857-1929) В своей книге «Теория праздного класса» (1899) Веблен рассматривает институт праздного класса. Он вводит понятие «показного потребления» дорогостоящих, престижных товаров, пристрастие к расточительным зрелищам, которые становятся в праздном классе формами соперничества, мотивируемого завистливым сравнением и завоеванием репутации.

Уэсли Митчелл (1874-1948). В Сборнике статей «Отсталость в искусстве тратить деньги» (1937) Митчелл стремился показать, что искусство «делания денег» в современной цивилизации значительно опередило умение их рационально расходовать. Особенно нерациональна трата денег в семейных бюджетах, где характер расходов определяется желанием перещеголять других, завоеванием престижа.

Джон Ричард Коммонс (1862-1945). В своей книге «Институциональная экономическая теория» (1934) рассматривал влияние коллективов на принятие экономических решений. На первый план он выдвинул поиск инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом, примирение экономических противоречий через коллективные действия (действия профсоюзов), определив институциональную экономику как экономику коллективных действий.

Джон Кеннет Гелбрейт (1908-2000) В монографии «Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы» он отвергал в условиях олигополии самодвижущую силу конкуренции. Реальность, с его точки зрения, состоит в уравновешивании сил монополий- продавцов и монополий- покупателей, и если оно не действует, тогда на помощь приходит государственное вмешательство и профсоюзы. Он был противником антитрестовского законодательства, которое считал имеющим смысл только в условиях чистой монополии. Гелбрейт уделял большое внимание проблеме баланса между производством товаров потребления и недостаточными затратами на общественные услуги, обосновывая тем самым необходимость роста государственных инвестиций. Гелбрейт ввел понятие техноструктуры (большого числа ученых, инженеров, специалистов) как основы экономического роста.

 

Кейнсианство.

В истории экономической мысли Дж.М Кейнсу принадлежит ведущее место. Кейнс основной темой рассмотрения считал проблему безработицы. Он высказал утверждение об отсутствие у капиталистической системы внутреннего механизма равновесия и выступил критиком принципа «лайзер-фер».

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) Его основные работы: «Трактат о деньгах», «Трактат о вероятности», «Денежное обращение Индии», но самое большое наследие – его книга «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Ключевым моментом его книги стало стимулирование совокупного спроса как эффективного метода, приводящего к росту занятости. И решающую роль в этом играют государственные инвестиции (расходы), которые приводят к возникновению мультипликационных эффектов экономического роста. Государственное финансирование общественных работ приводит к росту объема инвестиций. Кейнс вводит понятие предельной склонности к потреблению. Ставке процента он отводит второстепенную регулирующую роль. Идейное наследие Кейнса нашло продолжение в трудах Дж. Хикса, который сконцентрировался на рассмотрении функционирования и сбалансированности на денежном рынке и вошел в экономическую науку как автор знаменитой модели IS-LM (крест Хикса) и в исследованиях А.Филлипса, который выявил обратную зависимость между уровнем цен и безработицей.

Научные исследования Кейнса были продолжены трудами ученых экономистов школы неокенсианства, к которой относят Р.Харрода, А.Калдора, Е.Домара, Р.Солоу, создавших модели экономического роста и исследовавших причины возникновения, факторы и динамику экономического роста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.153 с.)