Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод курса «История экономических учений».

Поиск

Предмет и метод курса «История экономических учений».

 

Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. В них предпринимались попытки осмыслить реальную экономическую практику, дать рекомендации для ее совершенствования, предложить модели, позволяющие делать прогноз на будущее.

Различные экономические идеи и концепции отдельных авторов оформлялись в теории. Эти теории подвергались верификации - проверке на точность, истинность (от лат. verus - истинный). Признанные теории становились учениями, их авторы приобретали учеников и последователей, вокруг них складывались школы. Такие теории оказывали значительное влияние на современников. Рекомендации этих учений принимались во внимание людьми, решающими практические экономические задачи (от глав домохозяйств и купцов до государственных деятелей).

ИЭУ является, прежде всего, описательной наукой. Ее задачей является накопление и сохранение рациональных идей, концепций, теорий, возникших в течение всей цивилизованной истории человечества. Кроме описания, она использует аналитические методы, в основном систематизацию и сравнительный анализ. Появление новых идей всегда связано с изменением хозяйственной практики. Поэтому главным методом, который использует история экономических учений, является единство исторического и логического.

Любая новая теория, оказывающая влияние на экономическую науку и практику:

1) включает в себя накопленные ранее знания,

2) содержит объективный элемент научной новизны,

3) отражает субъективные предпочтения и заблуждения автора.

Даже заблуждения и выводы, которые позднее считают неверными, ценны, поскольку они – порождение своего времени. И заблуждения, и гениальные открытия великих экономистов в основном связаны с теми задачами, которые приходится решать их современникам. Отдельные идеи и открытия в истории экономической мысли могли опережать своё время. Они обычно оставались не оценёнными при жизни авторов. Но в целом экономическая наука развивалась в связи с потребностями практики.

Долгое время в экономической науке доминировал подход, согласно которому каждая последующая экономическая доктрина совершеннее предыдущей (В.Н. Костюк называет его кумулятивным (кумуляция - увеличение, накопление), М. Блауг – абсолютистским). Каждая новая теория:

· развивает предшествующие идеи,

· использует более современные методы исследования, сбора и обработки статистических данных,

· предлагает более точные и удобные для употребления категории.

Новая теория как бы «снимает в себе» (включает в себя) все достоинства предыдущих и в то же время свободна от их недостатков. Поэтому для правильного понимания экономических проблем достаточно изучать только современные, последние по времени теоретические концепции и доктрины. Старые теории если и представляют интерес, то только для лучшего понимания новых.

Противоположный подход признает ценность всего, что накоплено экономической мыслью за долгую историю её развития. В. Костюк называет его эвлюционистским, М. Блауг – релятивистским (относительным). Две различные точки зрения на процесс развития экономической науки по-разному отвечают на вопрос: «Можно ли говорить о прогрессе в развитии экономических знаний?».

В кумулятивном понимании прогресс означает, что

1) происходит постоянное совершенствование аналитических инструментов,

2) в поле исследования попадает всё больше фактов, они лучше обрабатываются и систематизируются,

3) экономические проблемы на каждом новом витке познания понимаются глубже, точнее, правильнее.

Эволюционный подход исходит из того, что принципы экономического поведения не остаются постоянными. Они меняются, эволюционируют, и вместе с ними меняются, развиваются и теоретические представления людей. Тогда прогресс экономической мысли означает, что на каждом новом витке развития растёт количество и качество идей, которые соответствуют одним экономическим условиям и не подходят к другим. Но основные положения старых теорий могут быть использованы в дальнейшем. Экономическая ситуация меняется и появляется необходимость вернуться к концепциям, предложенным ранее.

Обоснование эволюционного подхода связано с цикличностью любого развития, в том числе и экономического. Во все эпохи мыслители самых разных стран и народов вынуждены решать узкий круг одних и тех же основных проблем. В число базовых проблем, к которым постоянно возвращается экономическая мысль, входят:

1. Эффективность хозяйствования любых экономических систем (от домохозяйства до национальной экономики).

2. Основные закономерности обмена. Определение обменных пропорций, лежащих в основе товарных цен.

3. Социальная справедливость. Рациональное соотношение между экономической и социальной эффективностью.

4. Роль государства в экономической жизни страны.

5. Закономерности экономического развития и их влияние на развитие общества в целом.

Ответы на эти вопросы предлагались самые разные, в зависимости от конкретной исторической ситуации, господствующей идеологии и пристрастий конкретных учёных.

Различные экономические теория и доктрины не равноценны, но они самоценны. Каждая из них представляет самостоятельный вклад в осмысление экономических проблем, каждая востребована на определенном этапе экономического развития. Возможны ситуации, когда учение, прогрессивное на одном этапе экономического развития, становится консервативным и даже реакционным, если радикально меняются условия ведения хозяйства.

В современной экономической науке господствуют неоклассическое направление (так называемый «мейнстрим» (основное течение)) и институциональное направление.


Школа физиократов.

Во Франции реализация экономической политики меркантилизма привела к упадку в стране. В противовес господствующей системе взглядов в середине XVIII в. возникла первая в истории экономическая школа физиократов. (От латинского «физио» - природа и «кратос» - власть, то есть власть природы). В качестве названия школы этот термин впервые употребил А. Смит.

Главная заслуга физиократов - перенос экономических исследований из сферы обращения в сферу производства. Физиократы не принимали основные идеи меркантилизма, именно они дали этому направлению его «презрительное» название. Они считали, что главное богатство общества не деньги, не драгоценные металлы, а продукты, которые в нём производятся, потребительские блага. В середине XVIII в. Франция была преимущественно аграрной страной. Поэтому физиократы исследовали только сельскохозяйственное производство. Они не игнорировали существовавшее тогда развитое мануфактурное производство. Но считали, что прирост продукции создаётся только сельскохозяйственными рабочими. Прибыль на капитал в промышленности физиократы отрицали. Впервые ввели понятие «чистого продукта», то есть прироста над затратами. Деньги они рассматривали только как посредника в обращении, помогающего движению товарной массы.

Физиократы исследовали сельскохозяйственное производство, основанное на арендных фермерских хозяйствах. Работа человека на земле осуществляется в согласии с естественными законами природы и даёт прирост общественного богатства. Она не требует особого государственного управления. Физиократы рассматривали экономические законы как разновидность естественных, отсюда и название школы. Физиократам принадлежит лозунг, который до настоящего времени считают девизом экономического либерализма: «laissez faire, laissez passer» («предоставьте людям делать дела, предоставьте делам идти своим чередом» или «оставите дела, оставьте людей»). Экономический либерализм означает полную свободу товаропроизводителя. Отношения с государством ограничиваются уплатой налогов. Государство не должно ограничивать экономическую деятельность людей - это не целесообразно, подрывает естественный ход экономических процессов.

Ведущие представители школы физиократов: Дюпон де Немур, Венсан де Гурне, Жак Тюрго, Ричард Кантильон (родился в Ирландии, но жил и работал во Франции) и другие. Главой школы физиократов был придворный врач Людовика XV Франсуа Кенэ.

Франсуа Кенэ (1694 - 1774 ) «Экономические таблицы » 1758 г.

Кенэ был организатором и главным идеологом созданной им школы. Ему принадлежит первая макроэкономическая модель национальной экономики. Богатая врачебная практика подсказала Кенэ главную идею макроэкономического кругооборота. Он рассматривал движение продуктов в экономике как циркуляцию крови в человеческом организме. Общество, как и человек, может быть здоровым и больным. В больной экономике нарушается правильное распределение продукта. В ней забиваются каналы связи между производителями продукции (сельскохозяйственной) и потребителями. Общество здорово тогда, когда его экономическая система находится в равновесном состоянии и ничто не препятствует поступательному движению продуктов.

Используя данный подход, Кенэ создал первую, упрощенную модель общественного воспроизводства. Он разбил общество на три класса: производительный (фермеры), землевладельцы и бесплодный класс (промышленники, торговцы, работники мануфактур). Совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между всеми классами. Экономические таблицы основаны на простейших предпосылках: 1) цены неизменны в течение года, 2) все доходы расходуются на потребление (то есть анализируется простое воспроизводство), 3) внешняя торговля не учитывается и т.п.

Все три общественных класса находятся в тесном экономическом взаимодействии. Процесс движения создаваемого продукта, по Кенэ, состоит из следующих стадий:

1) фермеры арендуют у земельных собственников земли и выращивают урожай;

2) землевладельцы на полученные доходы покупают сельскохозяйственную продукцию у фермеров и промышленные изделия у ремесленников

3) фермеры закупают промышленную продукцию у ремесленников

4) ремесленники приобретают сельскохозяйственные товары фермеров.

В итоге фермеры вновь получают денежные средства для аренды земли от землевладельцев и ремесленников и весь процесс начинается заново.

Кенэ принадлежит первенство и в исследовании проблемы капитала. В качестве капитала он рассматривает не деньги, как меркантилисты, а сельскохозяйственные орудия, семена, скот и т.п. Кенэ фактически разделил капитал на основной и оборотный (не используя эти термины). Он назвал основной капитал первоначальными, а оборотный капитал – ежегодными авансами.

Из модели Кенэ следовало, что весь чистый доход, создаваемый земледельцами, присваивает класс собственников земли. Поэтому собственники должны нести всю тяжесть налогового бремени. Налогообложение производителей, независимо от того, сельскохозяйственным или промышленным производством они занимаются, приведёт к уменьшению их капитала, сворачиванию деятельности и, в конечном итоге, уменьшению богатство общества.

Попытку практической реализации идей физиократов предпринял Жак Тюрго (1727-1781 ). «Размышления о создании и распределении богатств» 1770 г. (второе издание в авторской редакции 1776 г.)

В 1774 -1776 гг. Тюрго занимал пост генерального контролёра финансов. Он провёл ряд реформ, направленных на увеличение свободы производителей и стимулирование экономического развития. Противостояние реформам со стороны аристократии вынудило Тюрго уйти в отставку. После этого Людовик XVI отменил все его нововведения.

Тюрго известен не только как политик, но и учёный. Его главная работа содержит ряд положений, более глубоких по сравнению с Кенэ:

1) чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и промышленности;

2) внутри каждого класса существует дифференциация; так, бесплодный класс делится на предпринимателей и наёмных работников;

3) заработная плата наёмных работников сводится к минимуму средств существования из-за их конкуренции на рынке труда;

4) каждая последующая затрата труда, приложенного к земле, менее производительна, чем предыдущая (Тюрго назвал этот вывод «законом уменьшения земельного продукта» - положение, за которым впоследствии закрепилось название закона убывающего плодородия почв).

Последние две закономерности, сформулированные Тюрго, экономическая традиция связывает с другими авторами.


Немецкая историческая школа

Немецкую историческую школу подразделяют на два этапа: старую и новую. Старая школа сформировалась в 40-60-е годы XIX века.

Представителями старой исторической школы были:

Вильгельм Рошер (1817-1894) «Очерк политической экономии с точки зрения исторического метода» 1843 г. Год выхода книги считается официальной датой возникновения исторической школы.

Бруно Гильдебранд (1812-1878) «Политическая экономия настоящего и будущего» 1848 г., «Натуральное хозяйство, денежное хозяйство и кредитное хозяйство» 1864 г.

Карл Книсс (1821-1898) «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» 1853 г.

Основным методологическим подходом школы считается релятивизм. Экономическая наука относительна, во-первых, потому что хозяйственные системы постоянно меняются во времени; во-вторых, потому что каждая хозяйственная система функционирует в конкретных исторических (географических, культурных и т.п.) условиях, определяющих её специфику. Нет общих закономерностей, лежащих в основе любой хозяйствующей системы, следовательно, нельзя создать общую экономическую теорию. Рошер писал: «одного экономического идеала не может быть для народов, точно так же, как платье не шьется по одной мерке».

Представители школы отрицали логику «абстрактной» науки и предлагали заменить её «эмпирической политэкономией». Самую крайнюю позицию занимал Книсс. Он вообще отрицал возможность существования экономической науки. Утверждал, что можно только описывать экономические явления, но анализировать и познавать их в принципе не возможно. Экономическая жизнь не повторяется, в ней нет жёстких закономерностей, которые можно отслеживать.

Вслед за Листом, представители школы подчёркивали значение морали, права, обычаев, политики, то есть социальных институтов, оказывающих существенное влияние на экономику.

Гильдебранд продолжил традицию Листа в анализе этапов экономического развития. В основу его периодизации положены способы обмена. Он выделил в истории человечества 3 этапа:

1) естественное (натуральное) хозяйство с неразвитым, бартерным обменом.

2) денежное хозяйство, когда деньги становятся всеобщим обменным эквивалентом.

3) кредитное хозяйство.

Кредитное хозяйство рассматривается как высшая форма экономической организации. Кредит предоставляет неограниченные возможности для реализации экономической активности человека. По мнению Гильдебранда, кредит устранит господство денежного капитала и позволит организовать справедливую социально-экономическую систему.

В 70 годы XIX века сформировалась так называемая «новая историческая школа», которая просуществовала до начала XX века. Основные её представители:

Густав Шмоллер (1838-1917) «Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и её методы» 1897 г.

Карл Бюхер (1847-1930) «Происхождение народного хозяйства» (1893)

Луйо Брентано (1844-1931)

Адольф Вагнер (1835-1917)

Основным вкладом новой исторической школы в экономическую науку считается разработка методологии. Её представители не разделяли категорическое отрицание экономической науки, характерное для их предшественников. Однако они не принимали основные методы маржинализма: концепцию «человека экономического», аналогии с естественными науками и попытки сформулировать «естественные» экономические законы, математическую формализацию. Предлагали культурологический (социологический) подход к экономическому анализу. Рассматривали хозяйство в широком смысле, как подсистему общества, которую необходимо исследовать с помощью всех общественных наук.

Теоретики новой исторической школы принимали активное участие в развернувшемся во второй половине XIX века «споре о методе». Полемику между неоклассическим и культурологическим направлениями экономической науки иногда определяют как противопоставление дедукции и индукции. Неоклассики отстаивали умозаключения от общего к частному (дедукцию). Шмоллер и его единомышленники отдавали предпочтение движению мысли от частного к общему (индукцию). Они считали, что можно проследить основные экономические закономерности, но не путём абстрактных логических умозаключений, а через сбор, накопление и изучение фактического материала. Большое внимание уделяли истории развития хозяйства в целом и отдельных его элементов (торговых гильдий, ремесленных цехов, территорий, предприятий).

В работе Бюхера была предложена схема экономического развития европейских народов. В ее основу было положено расстояние, которое проходит продукт на пути от производителя до потребителя. Схема включала три этапа (ступени):

1) замкнутое домашнее хозяйство: предметы потребляются в том же хозяйстве, где изготовлены;

2) городское хозяйство: произведенные товары непосредственно поступают к потребителям;

3) народное хозяйство: произведенные товары попадают к потребителям после того, как прошли несколько промежуточных звеньев.

Представители новой исторической школы были сторонниками активной роли государства в экономике. Разделяли социалистические идеи об эволюционном преобразовании общества, частичном выравнивании доходов через государственное перераспределение. Социализм они рассматривали как этический принцип осуществления социальной справедливости. Вагнер сформулировал вывод о том, что по мере развития и усложнения экономики, увеличения общественного богатства роль государства будет возрастать, а доля государственных расходов увеличиваться. Этот вывод получил название «закон Вагнера». Немецких профессоров, приверженцев идеи эволюционной трансформации капитализма в социализм, назвали «катедер-социалистами» (социалистами на профессорской кафедре).

Социальные идеи представителей новой исторической школы оказали большое влияние на политику немецкого правительства. В 1872 г. Шмоллер, Брентано и Вагнер создали «Союз за социальную политику», целью которого было формирование политики социального компромисса. Вагнер был советником первого канцлера объединенной Германии О. Бисмарка.


Юная историческая школа».

Методология маржинализма.

В основе маржинализма лежат методологические принципы, заимствованные:

- из естественных наук (классическая механика, классическая термодинамика (термостатика));

- из общественных наук (теория естественного права, утилитаризм, психология).

В XVI-XVII веках в Западной Европе произошла первая научная революция. Основной областью научного прогресса стала классическая «ньютоновская» механика. Ее успехи способствовали формированию единой механистической картины мира. Задачей науки стало определение наиболее общих законов природы, которым можно дать количественные формулировки. Считалось, что самое объективное доказательство возможно только на языке математики. Следовательно, любая дисциплина, объявляющая себя научной, должна использовать математику.

В XIX веке произошла вторая научная революция. Прорыв произошёл в термодинамике («энергетической теории» физики). Был открыт закон сохранения и превращения энергии. Он стал новым аргументом в пользу концепции единства мироздания. Энергия понималась как субстанция, которая пронизывает и соединяет весь мир. В результате экономисты стали разрабатывать теории по аналогии с механическими и физическими законами. Они стремились встроить экономическую теорию в единую научную картину мира на равных с естественными науками.

Первым, кто сознательно использовал такой прием, был английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835-1882). Он предложил модель оптимума потребителя, в основе которой лежала простейшая механическая модель рычага первого рода (рычага Архимеда). При этом предельная полезность соответствовала силе, а предельная норма замены - соотношению длин плеч рычага.

MUx ∙ MSRxy = MUy ∙ MRSyx

Аналогии с естественными науками использовали большинство ведущих представителей неоклассического направления: К. Викселль, В. Парето, Ф. Эджуорт, Л. Вальрас, И. Фишер и другие. Уравнение денежной массы (уравнение обмена) выведено И.Фишером по аналогии с уравнением идеального газа, заимствованным из термодинамики.

Экономическим аналогом энергии экономисты объявили полезность. Как и энергия, она пропитывает собой все вокруг. Она также ненаблюдаема и может быть выявлена только через другие наблюдаемые переменные.

Естественные науки подвели фундамент под модель рационального экономического человека. Она предполагает:

1) полное и достоверное знание человека о самом себе и окружающем мире;

2) полную внеисторичность поведения (абстрагирование от исторических, культурных, национальных и других факторов, формирующих мировоззрение человека);

3) использование механистических алгоритмов принятия решений (нахождение экстремума при наличии ограничений).

В такой модели человек превратился в изолированную частичку (атом). Этот механистический индивид постоянно подвергается положительным (выгода, прибыль) и отрицательным (издержки, убытки) воздействиям (силам). Их результат - перемещение под воздействием наибольшей силы - определяется по принципам векторной алгебры.

Экономический индивидуализм получил поддержку со стороны общественных наук. Первой к индивиду обратилась теория естественного права. Она критиковала общественные отношения, оставшиеся от феодальной эпохи, в том числе полную зависимость человека от его места в социуме. Эта теория рассматривала общественные отношения в целом, в первую очередь отношения собственности. Частная собственность рассматривалась как основа экономической (естественной) свободы индивида.

Из всех обществоведов на формирование маржинализма наибольшее влияние оказал английский философ и юрист Иеремия Бентам (1748-1832). «Защита ростовщичества» 1787 г., «Введение к принципам морали и юриспруденции» 1789 г.

Разработал теорию утилитаризма, основанную на традиции философии гедонизма (hedone (греч.) - наслаждение, удовольствие). Жизнь людей состоит в постоянном выборе между страданиями и удовольствиями. Каждый человек старается максимизировать удовольствия и минимизировать страдания. Бентам считал возможным создать «арифметику счастья»: ранжировать удовольствия и страдания по степени интенсивности, продолжительности и другим свойствам.

Общество - это «фиктивное тело». Общественный интерес - всего лишь сумма индивидуальных интересов, а общее счастье - сумма индивидуального. Гармония интересов возможна только благодаря разумному законодательству. В основе законодательства и моральной философии (этики) должен лежать принцип наибольшего счастья для наибольшего числа людей.

Идеи Бентама были положены в основу модели экономического человека как оптимизатора, постоянно сопоставляющего затраты (страдания) и выгоды (удовольствия). Термин, который он использовал («польза», «полезность» - utility) стал основным понятием экономической науки.

Абсолютизация идей естественной свободы, индивидуализма и гедонизма в экономике породила метод «робинзонады». Робинзон – человек, который, как на необитаемом острове, хозяйствует сам по себе, не испытывает влияний извне и принимает во внимание только свои решения. Такой подход, положенный в основу теории потребительского поведения, получил название субъективистского.

Соединение всех этих подходов привело к перевороту в экономической науке, который получил название маржиналистской революцией. Английский термин marginal означает «предел», «граница». Предельная величина – это последнее приращение к некой однородной совокупности (предельные издержки, предельная полезность и т.п.). Предельный анализ основан на дифференциальном исчислении (поиске производных), что предполагает широкое использование математики.

Маржиналистская революция придала экономике статус науки. Но ее возможности были ограниченными. Методы маржинализма позволяли исследовать экономику как закрытую, равновесную, линейную, обратимую (адиобатическую), детерминированную систему. Модель рынка совершенной конкуренции в экономике - это аналог модели идеального газа в физике. Подобная модель только очень условно отражает реальную экономическую жизнь.

Предшественниками маржиналистской революции считаются Г. Госсен, И. фон Тюнен (Германия), Ж. Дюпюи, А. Курно (Франция).


Австрийская школа.

Теория потребительского поведения была разработана 70-90-е годы в Австрии. Ведущими представителями австрийской школы являются Карл Менгер, Ойген фон Бем-Баверк и Фридрих Визер.

Карл Менгер (1840-1921) «Основания политической экономии» 1871

Менгер считал первичным не производство, а обращение. Раз производство ориентируется на потребление, следует из него, значит оно производно и вторично.

Стоимость не может быть выражена трудом, поскольку он качественно различен и не поддаётся измерению. Основой ценности продуктов является их полезность для потребителя. По аналогии с марксизмом Менгер ввел понятие родовой и индивидуальной полезности. Индивидуальная полезность товаров всегда разная. Но все товары обладают одним общим свойством - они удовлетворяют потребности человека. Способность товаров быть полезными характеризует их родовую полезность и делает все товары сравнимыми. Поскольку полезность всегда индивидуальна, решение о потреблении того или иного продукта человек принимает самостоятельно. Значит, нет необходимости изучать общественные отношения в целом. Экономический анализ будет достоверным, если ограничится микроуровнем, отдельными хозяйствующими субъектами, в первую очередь потребителями.

Австрийская школа оперирует понятием «благо». Менгер вводит деление благ на высшие (средства производства) и низшие (предметы потребления), блага первого порядка и отдаленных порядков. Блага первого порядка – те, что предназначены для текущего потребления. Классическая школа определяла стоимость товаров стоимостью используемых для их создания факторов производства. Менгер наоборот - ценность средств производства определял ценностью потребительских благ.

Менгер как бы заново «открыл» законы Госсена - он сформулировал выводы о насыщении потребности по мере увеличения количества потребляемого блага. Он не применял никакого математического аппарата, но сформулировал исходные принципы теории предельной полезности, которые в дальнейшем были положены в основу математического анализа. Менгер разработал шкалы (таблицы) полезности, в которых пытался ранжировать полезность различных видов продукции по степени насыщения ими и по величине потребности в данных продуктах.

Ойген (Эйген) фон Бем-Баверк (1851 - 1914). «Основы теории ценности хозяйственных благ» 1886 г., «Положительная теория капитала» 1889 г.

Развил основные идеи Меггера, но не ограничился микроанализом. Он различал субъективную и меновую ценность благ. Субъективная ценность - это индивидуальная оценка степени полезности продукта потребителем. Она может иметь значительные различия. Меновая ценность - те обменные пропорции, которые складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Б.-Б использовал для анализа понятие полезности последнего из потребляемых благ. Он считал, что именно полезность последнего из потребляемых благ (т.е., «предельная полезность» без использования этого термина) служит основой ценности этого блага. Если можно её определить, значит, в принципе можно измерить полезность любого блага. Отсюда следует возможность количественной оценки полезности, получившая название кардинализма (количественного подхода). Б.-Б. исследовал процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке и формированию равновесных цен. Он ввел понятия «цены спроса» и «цены предложения», между которыми лежит рыночная цена.

Для опровержения марксизма Б.-Б. разработал собственную, «позитивную» теорию капитала. Он ввел в анализ капитала фактор времени и сделал вывод: благо, которое можно потребить сегодня, всегда ценнее, полезнее, чем благо, которое потребляется завтра. Капитал, по Б.-Б., – это производное благо. Капитал – промежуточный продукт, созданный трудом и природой ради повышения продуктивности производства. Ценность капитальных ресурсов в том, что они увеличивают объём производства в будущем. Но, чтобы их создать, нужно ограничить своё потребление сегодня. Платой за отказ от текущего потребления ради будущих благ, создаваемых с помощью капитала, является процент. По Б.-Б., процент - главная форма дохода, все остальные являются производными от него.

Основные причины существования процента:

1) «Оптимизм». Хозяйственные субъекты ожидают, что в будущем ресурсы будут менее редки, чем сегодня. Следовательно, единица ресурса в будущем будет стоить дешевле, чем в настоящем.

2) «Близорукость». Люди склонны недооценивать будущие потребности. Кроме того, в обществе всегда есть большое количество людей с низкими доходами. Для них проблемы будущего не существует, они могут удовлетворять только текущие потребности.

Первые две причины носят психологический, субъективный характер. Третья причина является объективной.

3) «Окольные методы производства». Использование капитала ведет к нарастанию окольности (обходному характеру и длительности) капитала.При этом повышается производительность. Чтобы дождаться результатов окольных процессов, собственник капитала должен сегодня приобрести необходимые блага. Расплачиваться за них можно будет из будущих благ.

В своей теории Бем-Баверк пытался опровергнуть существование эксплуатации. Результат труда - будущее благо. З/плата - настоящее благо. Результат труда будет стоить больше, чем стоит труд. Разницу присвоит предприниматель, потому что он ранее выплатил рабочим зарплату. С учетом фактора времени обмен труда на зарплату является эквивалентным, эксплуатации не существует.

Фридрих фон Визер (1851 - 1926)

«Естественная ценность» 1899 г., «Теория общественного хозяйства» 1914 г.

Ввёл базовые понятия современной экономики - предельной полезности и альтернативной стоимости. Не разделял кардиналистский подход, был сторонником так называемого ординалистского (порядкового) направления. Согласно ему, полезность нельзя измерить, но можно сопоставлять, сравнивать, ранжировать блага по степени их полезности для потребителя. (Одно более полезно, чем другое).

Визер считается основоположником теории вменения. Она продолжает теорию факторов производства, но на более высоком уровне. В производстве должны использоваться все виды ресурсов, они являются взаимодополняемыми. Поскольку в результате хозяйственной деятельности образуется прирост богатства, то желательно знать, за счёт работы какого фактора создан этот прирост или часть прироста. То есть, какую долю дохода можно «вменить» каждому фактору производства. Визер заложил теоретические основы маржиналистского анализа производства.

Лозаннская школа.

Представители лозаннской школы: Л. Вальрас и В. Парето.

Леон Вальрас (1834-1910) «Элементы чистой политической экономии» 1874 г.

Предложил разделить экономическую науку (политэкономию) на

· чистую п/э - абстрактную математическую теорию обмена;

· прикладную п/э - решающую практические задачи в различных областях экономики;

· социальную п/э - теорию распределения богатства.

Модель общего экономического равновесия Вальраса построена на микроэкономических принципах. Он разделил общество на две группы: владельцев факторов производства и предпринимателей. Владельцы ресурсов являются их продавцами и покупателями на рынке товаров. Предприниматели выступают покупателями на рынке ресурсов и продавцами на рынке товаров. Все рынки (факторов производства и потребительских благ) взаимосвязаны. Спрос и предложение на рынке определенного товара зависят не только от его цены, но и от цен на все остальные товары.

Вальрас исходил из количественной теории полезности, считал возможным измерение индивидуальных полезностей индивидов и совокупной полезности для общества. Предельную полезность он называл «редкостью» и рассматривал ее как убывающую функцию от потребленного блага.

В экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, должны соблюдаться три исходные предпосылки:

· Спрос на ресурсы и их предложение равны

· Цены на рынках устойчивы

· Цены потребительских благ равны издержкам их производства. Прибыль равна нулю.

В математической модели эти условия выражаются через взаимосвязанные системы уравнений:

1-я: характеризует предложение ресурсов. Оно является функцией рыночных цен на все виды товаров и услуг производственного назначения.

2-я: отражает потребление факторов производства. Сумма затрат каждого фактора на производство всей готовой продукции должна равняться их совокупному предложению.

3-я: описывает спрос на готовые продукты. Спрос на каждый вид продуктов - это функция цен на все ресурсы и на все продукты.

4-я: характеризует соотношение цен на ресурсы и готовой продукции. Цена каждого продукта равна сумме цен всех затраченных на его производство ресурсов.

Общее число неизвестных в системе уравнений равно числу уравнений. Задача определения параметров общего рыночного равновесия в принципе разрешима. Согласно Вальрасу, модель характеризует стремление всех субъектов экономики к извлечению максимальной полезности и на стороне производства и на стороне потребления. Максимизировать полезность можно только в условиях равновесной экономики.

Главный вывод теории Вальраса: при рыночном равновесии невозможно какое-либо перемещение ресурсов и благ, способное одновременно увеличить полезность для всех индивидов. Модель Вальраса представляет собой математическое выражение закона Сэя, дополненное уравнением цен. Она отражает идеальное состояние статичной экономической системы, в которой нет никаких изменений, нововведений, неопределенности.

Вильфредо Парето (1848-1923)

«Курс политической экономии» 2-томник 1896-1897 гг.

«Руководство (Учебник) по политической экономии» 1906 г.

Выдающийся итальянский социолог и экономист. Маржиналист «второй волны», ученик и преемник Вальраса в Лозаннском университете.

Парето отверг идею об измеримости и сопоставимости индивидуальных полезностей. Как и Визер, он был ординалистом. Считал, что для экономического анализа достаточно определить степень индивидуального предпочтения одного блага по сравнению с другими. Предельные полезности могут быть представлены как отношения, не зависящие от абсолютного размера предельных величин. Поэтому для условий рыночного равновесия абсолютная величина предельной полезности не имеет значения.

Парето широко использовал для обоснования общего экономического равновесия кривые безразличия, предложенные Эджуортом. Поскольку существуют различные варианты предпочтений, может н<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.134.58 (0.018 с.)