Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Безопасно сть жизнедеятельности

Поиск

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины

Тольятти 2015

УДК 358.238

ББК 68.9я723

Шапорева И.Л., Л.Н Горина, Н.Е. Данилина.

Безопасность жизнедеятельности. Учебно-метод. пособие. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – 305 с.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по курсу «Безопасность жизнедеятельности», оказания помощи студентам в организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавров высших учебных заведений, может быть использовано для реализации технологии дистанционного обучения, а также для заочной формы обучения.

Дано описание модульной конструкции дисциплины, представлены: технологическая карта дисциплины, алгоритмы работы в каждом модуле, рейтинговая система оценки знаний, методическое обеспечение модулей.

 

 

Резензент: Д.т.н., профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет» Г.Н. Яговкин

 

Утверждено редакционно-издательской секцией научно-методического совета Института Машиностроения Тольяттинского государственного университета

 

© Тольяттинский государственный

университет, 2015

© Институт машиностроения, 2015

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 4

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.. 5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ". 8

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 18

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ.. 21

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.. 22

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 26

Практическое занятие № 1. 26

«Идентификация опасных и вредных производственных факторов». 26

Практическое занятие № 2 «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА» 57

Практическое занятие № 3 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ». 74

Практическое занятие № 4. 134

«МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ». 134

Практическое занятие № 5 «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПЭВМ». 174

Практическое занятие № 6. 203

«ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ПЕРВИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ СОГЛАСНО КАТЕГОРИИ ПО ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНОСТИ». 203

Практическое занятие № 7. 226

«ОРГАНИЗАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 226

Практическое занятие № 8. 272

«ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ АВАРИЙНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 272

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 294

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 297


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов всех направлений первого уровня высшего профессионального образования (бакалавриата) и специалитета.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» призван интегрировать на общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой обитания. Курс позволяет расширить и углубить познания студентов в области комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

При изучении дисциплины рассматриваются:

современное состояние и негативные факторы среды обитания;

принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, рациональные с точки зрения безопасности условия деятельности;

последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости жизнедеятельности в техносфере;

методы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях;

мероприятия по защите населения и персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях ведения военных действий, и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

правовые, нормативные, организационные и экономические основы безопасности жизнедеятельности.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель курса - формирование профессиональной культуры безопасности, под которой понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Задачи курса:

1. Приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

2. Овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

3. Формирование культуры безопасности, экологического сознания и рискоориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

4. Формирование культуры профессиональной безопасности, способностей идентифицикации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

5. Формирование готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

6. Формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

7. Формирование способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

8 Формирование способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Данная дисциплина (учебный курс) базируется на освоении следующих естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: биология, физика, правоведение, социология, экология, основы безопасности жизнедеятельности.

Знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) необходимы для формирования общекультурных и общепрофессиональных знаний, умений, компетенций выпускника.

В результате изучения дисциплины (учебного курса):

- студент должен знать:

основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

- студент должен уметь:

идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- студент должен владеть:

законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.

При изучении дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" используются следующие образовательные технологии:

- технология традиционного обучения в форме лекций, практических занятий, самостоятельной работы;

- информационная технология и технология контекстного обучения в форме визуальных лекций;

- модульная технология в форме практических работ с использованием метода анализа конкретных ситуаций);

Общая трудоемкость дисциплины (учебного курса) - 2 ЗЕТ.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Идентификатор курса в модуле "Методическая работа" id=101497

№ н е д е л и № модуля Наименование учебного мероприятия К р.   н а з в а н и е Описание учебного мероприятия (тема, форма проведения) В р а с п и с а н и и е В е д у щ и й M a x   б а л л о в Продолжительность учебных мероприятий, проводимых Требования к ресурсам Рекомендуемая литература (№.)
в аудитории по индивидуальному графику студента Тип аудитории К о л - в о   а у д. M a x   с т у д. Требуемое оборудование
в часах в т.ч. в интеракт. форме (+, -) в часах в днях
  Модуль 1 Лекция №1 Лек №1 Введение в безопасность. Вредные и опасные негативные факторы. + Л     - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-6
  Модуль 1 Самостоятельное изучение материала 1 Сам1 Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 1,2 - - - - -     - -   - 1-6
  Модуль 1 Самостоятельное изучение материала 2 Сам 2 Подготовка к лабораторной работе 1. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 1 Практическое занятие №1 ПрЗ №1 Идентификация опасных и вредных производственных факторов + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-6
  Модуль 1 Лекция №2 Лек №2 Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. + Л     - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-6
  Модуль 1 Самостоятельное изучение материала 3 Сам 3 Подготовка к лабораторной работе 2. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 1 Практическое занятие №2 ПрЗ №2 Организация обучения безопасности труда + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-6
  Модуль 2 Лекция №3 Лек №3 Основные принципы защиты от опасностей. Общая характеристика и классификация защитных средств + Л     - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-6
  Модуль 2 Самостоятельное изучение материала 4 Сам 4 Подготовка к лабораторной работе 3. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 2 Практическое занятие №3 ПрЗ №3 Обеспечение средствами индивидуальной защиты работников организаций + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-6
  Модуль 2 Лекция №4 Лек №4 Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования + Л -   - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-6
  Модуль 2 Самостоятельное изучение материала 5 Сам 5 Подготовка к лабораторной работе 4. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 2 Практическое занятие №4 ПрЗ №4 Методы и средства защиты окружающей среды + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-6
  Модуль 2 Консультация вне расписания КонВ 1 Консультация перед рубежным контролем 1 по модулям 1,2 - П - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 2 Тестирование сотрудниками кафедры Т 1 Рубежный контроль 1 по модулям 1,2 - П   - -     -     - 1-6
  Модуль 3 Лекция №5 Лек №5 Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. + Л     - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-6
  Модуль 3 Самостоятельное изучение материала 6 Сам 6 Изучение материала по темам, не вошедшим в лекции по модулям 3,4,5 - - - - -     - -   - 1-6
  Модуль 3 Самостоятельное изучение материала 7 Сам 7 Подготовка к лабораторной работе 5. - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 3 Практическое занятие №5 ПрЗ №5 Организация безопасной работы пользователей ПЭВМ + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-6
  Модуль 3 Лекция №6 Лек №6 Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Эргономические основы безопасности + Л -   - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-6
  Модуль 4 Самостоятельное изучение материала 8 Сам 8 Подготовка к лабораторной работе 6 - - - - -   - - -   - 1-6
  Модуль 4 Практическое занятие №6 ПрЗ №6 Обеспечение помещений первичными средствами пожаро-тушения согласно категории по взрывопожароопасности + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-6
  Модуль 4 Лекция №7 Лек №7 Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы + Л -   - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-7
  Модуль 4 Самостоятельное изучение материала 9 Сам 9 Подготовка к лабораторной работе 7 - - - - -   - - -   - 1-7
  Модуль 4 Практическое занятие №7 ПрЗ №7 Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-7
  Модуль 4 Лекция №8 Лек №8 Устойчивость функционирования объектов экономики. Основы организации защиты населения и персонала. + Л     - - - Лекционная аудитория     Медиаобеспечение 1-7
  Модуль 4 Самостоятельное изучение материала 10 Сам 10 Подготовка к лабораторной работе 8. - - - - -   - - -   - 1-7
  Модуль 4 Практическое занятие №8 ПрЗ №8 Оказание первой доврачебной помощи при аварийных и чрезвычайных ситуациях + П     - - - Аудитория для практических занятий     - 1-7
  Модуль 4 Консультация вне расписания КонВ 2 Консультация перед рубежным контролем 2 по модулям 3,4 - П - - -   - - -   -  
  Модуль 4 Тестирование сотрудниками кафедры Т 2 Рубежный контроль 1 по модулям 3,4 - П   - -       -   - 1-7
    Итоговый тест по курсу через ЦТ ТИ   + -     - - - Компьютерный класс общего доступа     - 1-7
            ИТОГО    
 

 

               
                           
            ИТОГО через ЦТ                

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ, КРИТЕРИИ И НОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Наименование учебных мероприятий Типы учебных мероприятий Количество баллов Условия допуска Критерии и нормы оценки
         
Практическое занятие 1- 8 Практическое занятие     Практическое занятие - максимум 7 баллов. - 5 баллов - отсутствие студента на практикуме. 0 баллов - работа не выполнена. 2 балла - работа выполнена со значительными ошибками. 4 балла - работа выполнена с незначительными ошибками. 5 баллов - работа выполнена верно. +1 балл - работа прошла защиту (ответ на один контрольный вопрос из двух). +2 балла - работа прошла защиту (ответ на два контрольных вопроса из двух).
Тестирование сотрудниками кафедры 1 Тестирование сотрудниками кафедры   Выполнение практических работ 1 - 4 Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста).
Тестирование сотрудниками кафедры 2 Тестирование сотрудниками кафедры   Выполнение практических работ 5-8 Тестирование (всего 22 вопроса) - максимум 22 балла (1 балл за каждый правильный ответ на вопросы теста).
Итоговый тест по курсу через ЦТ Итоговый тест по курсу через ЦТ   Выполнение практических работ 1 - 8, успешное прохождение промежуточных тестирований 1, 2 Представлены в разделе "Регламент проведения тестирований".

 

         
Пересдача зачета (экзамена) преподавателю Пересдача   Допускаются студенты, не набравшие 40 баллов по накопительному рейтингу Полный, развернутый письменный ответ - 20 баллов. Неполный с небольшими неточностями письменный ответ - 10 баллов. Ответ с незначительными ошибками - 5 баллов. Ответ с грубыми ошибками или отсутствие ответа - 0 баллов.
Схема расчета итоговой оценки: Текущий рейтинг (все занятия и промежуточные тесты) + Результат итогового теста и все делится на 2

 


РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТИРОВАНИЙ

 

Название банка тестовых заданий Количество заданий, предъявляемых студенту Номера и наименования разделов теста Кол-во заданий в разделе, предъявляемых студенту Время на тестирование, мин.
Итоговый тест по курсу через ЦТ (Безопасность жизнедеятельности,тест,итоговый)   Тест 1    
Тест 2  
Тест 4  
Тест 5  
тест 3  
тест 6  

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Обязательная литература
№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум и др.) Количество в библиотеке
  Занько Н. Г.Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учебник / Н. Г. Занько, К. Р. Малаян, О. Н. Русак; под ред. О. Н. Русака. - Изд.14-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2012. - 672 с.: ил. - ISBN 978-5-8114-0284-7. Учебник 1 ЭБС "Лань"
  Безопасность жизнедеятельности[Электронный ресурс]: учеб. для студентов вузов / В. О. Евсеев [и др.]; под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 456 с. - (Учебные издания для бакалавров) Учебник 1 ЭБС "IPRbooks"
  Безопасность жизнедеятельности: учеб. для вузов / Л. А. Михайлов [и др.]; под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд.; гриф УМО. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 460 с.: ил. - (Учебники для вузов). - Библиогр.: с. 456-460. - Прил.: с. 442-455. - ISBN 978-5-496-00054-3 Учебник  
  Потоцкий Е. П. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Е. П. Потоцкий. - Москва: МИСиС, 2012. - 77 с. Учеб. пособие 1 ЭБС "Лань"
  Хван Т. А. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т. А. Хван, П. А. Хван. - Изд. 9-е, испр. и доп.; гриф МО. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 444 с.: ил. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 438-440. - ISBN 978-5-222-18237-6: 456-91 Учеб. пособие  
  Никифоров Л. Л. Безопасность жизнедеятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Л. Л. Никифоров, В. В. Персиянов. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 496 с. - (Учебные издания для бакалавров). - ISBN 978-5-394-01354-6 Учеб. пособие 1 ЭБС "IPRbooks"
  Сычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Ю. Н. Сычев. - Москва: Финансы и статистика, 2014. - 224 с. - ISBN 978-5-279-03180-1 Учеб. пособие 1 ЭБС "IPRbooks"

 

Дополнительная литература и учебные материалы (аудио-, видеопособия и др.)

- фонд научной библиотеки ТГУ:

№ п/п Библиографическое описание Тип (учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, практикум, аудио-, видеопособия и др.) Количество в библиотеке
  Безопасность жизнедеятельности: учебник / С. В. Белов [и др.]; под общ. ред. С. В. Белова. - 7-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Высш. шк., 2007. - 616 с.: ил. - Библиогр.: с. 613. - Прил.: с. 611-612. - ISBN 978-5-06-004171-2: 704-55 Учебник  
  Глебова Е. В. Производственная санитария и гигиена труда: учеб. пособие для высш. проф. образования в обл. техники и технологии / Е. В. Глебова. - Изд. 2-е, перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Высш. шк., 2007. - 381 с.: ил. - Библиогр.: с. 380-381. - ISBN 978-5-06-004897-1: 363-00 Учебное пособие  

 

 

  Горина Л. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Горина, Н. Е. Данилина, Т. Н. Рыжкова; ТГУ; каф. "Пром. безопасность и экология". - ТГУ. - Тольятти: ТГУ, 2007. - 134 с.: ил. - Библиогр.: с. 125-126. - Прил.: с. 127-130 Учеб.-метод. пособие  
  Практикум по оценке средств защиты труда в производственной сфере[Электронный ресурс]: учеб. пособие / А. С. Бочарников [и др.]; под ред. А. С. Бочарникова. - Липецк: ЛГТУ: ЭБС АСВ, 2012. - 121 с. Учебное пособие 1 ЭБС "IPRbooks"

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1

«Идентификация опасных и вредных производственных факторов»

Цель занятия: Получить практические навыки определения опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте.

Нормативная правовая база:

Þ ГОСТ 12.0.003 — 74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы»

Þ ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности»

Теоретический материал

Безопасность условий труда на рабочем месте определяется наличием опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ), которые могут возникнуть при выполнении технологических операций или видов работ (ГОСТ 12.0.003 — 74 «ССБТ. Опасные и вредные производственные факторы»). При этом учитываются источники механических травм; источники шума, вибрации, ионизирующих излучений; определяются условия микроклимата в помещениях; оценивается освещенность в помещениях и на конкретном рабочем месте; определяется возможность получения электротравм; исследуется токсичность применяемых веществ; проводится оценка пожаро- и взрывоопасности объекта; определяется возможность использования грузоподъемных машин и механизмов, а также сосудов, находящихся под давлением.

Идентификация опасных и вредных производственных факторов - это распознавание опасностей, установление причин их возникновения, пространственных и временных характеристик опасностей, вероятности, величины и последствий их появления.

Опасным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредным называется производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит постепенному ухудшению здоровья, профессиональному заболеванию или снижению работоспособности.

ГОСТ 12.0.003-74 подразделяет опасные и вредные производственные факторы по природе действия на четыре группы:

Физические опасные и вредные производственные факторы:

— движущиеся машины и механизмы, и их незащищенные подвижные части;

— передвигающиеся изделия, материалы, заготовки;

— разрушающиеся конструкции;

— обрушивающиеся горные породы;

— повышенная запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны;

— повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

— повышенная или пониженная температура рабочей зоны;

— повышенные уровни шума, вибрации, ультразвука, инфразвуковых колебаний;

— повышенное или пониженное барометрическое давление и его резкое изменение;

— повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;

— повышенный уровень ионизирующих излучений;

— повышенные значения напряжения в электрической цепи;

— повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений;

— повышенная напряженность электрического и магнитного полей;

— отсутствие и недостаток естественного света;

— недостаточная освещенность рабочей зоны;

— повышенная яркость света;

— пониженная контрастность;

— прямая и отраженная блескость;

— повышенная пульсация светового потока;

— повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

— острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

— расположение рабочего места на значительной высоте относительно пола (земли);

— невесомость.

Химические опасные и вредные производственные факторы:

— химические вещества, которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на:

§ токсические (бензол, толуол, ксилол, нитробензол, ртуть, органические соединения, тетраэтилсвинец, дихлорэтан);

§ раздражающие (кислоты, щелочи, фосген, аммиак, оксиды серы и азота, сероводород);

§ сенсибилизирующие вещества (соединения ртути, платина, формальдегид);

§ канцерогенные вещества (ПАУ, 3,4 – бенз(а)пирен, мазут, гудрон, битум, масла, сажа, асбест, ароматические амины).

§ вещества, обладающие мутагенной активностью (органические перекиси, иприт, оксид этилена, формальдегид)

§ вещества, влияющие на репродуктивную функцию (бензол, сероуглерод, свинец, сурьма, марганец, марганец, ядохимикаты, никотин, соединение ртути).

Биологические опасные и вредные производственные факторы:

— патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, рилкетсин, спирохеты, грибы, простейшие)

— продукты жизнедеятельности микроорганизмов;

— растения;

— животные.

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы:

— статические перегрузки;

— динамические перегрузки;

— умственные перенапряжения;

— перенапряжение анализаторов;

— монотонность труда;

— эмоциональные перегрузки.

 

Воздействие опасных и вредных производственных факторов на организм человека

В производственных условиях, как правило, действует комплекс вредностей и опасностей.

Движущиеся машины и механизмы, подвижные части оборудования, передвигающиеся изделия, разрушающиеся конструкции способствуют возникновению механических травм (ушибов, переломов, ран, увечий и т.д.), запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны, повышенных уровней шума, статического электричества, напряжения зрительных анализаторов, статических перегрузок, монотонности труда и т.д. Все опасности в комплексе усиливают воздействие на организм человека в процессе труда.

Запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны. Вредными являются вещества, которые при контакте с организмом человека могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами, как в процессе работы, так и отдалённые сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.007-76 «ССБТ. Вредные вещества, классификация и общие требования безопасности»). В санитарно-гигиенической практике принято разделять вредные вещества на химические вещества и производственную пыль.

Действие вредных химических веществ на организм человека обусловлено их физико-химическими свойствами. Согласно ГОСТ 12.0.003-74 группа химически опасных и вредных производственных факторов по характеру воздействия на организм человека подразделяется на следующие подгруппы:

-обще токсические;

-раздражающие;

-сенсибилизирующие;

-канцерогенные;

-мутагенные;

-влияющие на репродуктивную функцию.

По степени воздействия на организм человека все вредные вещества подразделяются на четыре класса (ГОСТ 12.1.007-76).

1 класс – вещества чрезвычайно опасные (ртуть, свинец).

2 класс – вещества высоко опасные (оксиды азота, бензол, йод, марганец, медь, сероводород).

3 класс – вещества умеренно опасные (ацетон, ксилол, сернистый ангидрид, метиловый спирт).

4 класс – вещества малоопасные (аммиак, бензин, скипидар).

Производственная пыль является очень распространённым опасным и вредным производственным фактором. Пыль может оказывать на организм человека фиброгенное, раздражающее и токсическое действие. Поражающие действия пыли во многом определены её дисперсностью (размером частиц пыли). Наибольшей фиброгенной активностью обладают аэрозоли с размером частиц до 5мкм.

Степень опасности пыли зависит также от формы частиц, их твердости, волокнистости, электрозаряженности. Вредность производственной пыли обуславливает её способность вызывать профессиональные заболевания легких (пневмокониозы), пылевые бронхиты, пневмонии, астматические риниты, бронхиальную астму. Аэрозоли металлов, пыль ядохимикатов может привести к хроническим и острым отравлениям.

Параметры микроклимата. Трудовая деятельность человека всегда протекает в определенных метеорологических условиях, которые определяются сочетаниями температуры воздуха, скорости его движения и относительной влажности, барометрическим давлением и тепловым излучениям от нагретых поверхностей. Эти показатели в совокупности (за исключением барометрического давления) принято называть микроклиматом производственного помещения. При благоприятных сочетаниях параметров микроклимата человек испытывает состояние теплового комфорта, что является важным условием производительности труда и предупреждением заболеваний.

Параметры микроклимата могут изменяться в очень широких пределах, в то время как необходимым условием жизнедеятельности человека является сохранения постоянства температуры тела. При отклонении метеорологических параметров от оптимальных в организме человека для поддержания постоянства температуры тела начинают происходить процессы, направленные на регулирование теплопродукции и теплоотдачи. Эта способность организма человека сохранять постоянство температуры тела получила название терморегуляции.

При температуре воздуха более чем 30ОС и значительном тепловом излучении от нагретых поверхностей наступает нарушение терморегуляции организма, что может привести к перегреву. При этом наблюдается нарастающая слабость, головная боль, шум в ушах, искажение восприятия (окраска всего в красный или зелёный цвет), тошнота, рвота, повышается температура тела. Дыхание и пульс учащаются, артериальное давление вначале возрастает, затем падает. В тяжелых случаях наступает тепловой удар, возможна судорожная болезнь, характеризующаяся слабостью, головной болью, резкими судорогами, преимущественно в коленях.

Длительное и сильное воздействие низких температур может вызвать различные неблагоприятные изменения в организме человека. Местное и общее охлаждение организма является причиной таких заболеваний, как миозиты, невриты, радикулиты, простудные заболевания.

Физиологически оптимальной является влажность воздуха 40-60%. Повышенная относительная влажность воздуха (более 75-85%) в сочетании с низкими температурами оказывает значительное охлаждающее действие, а в сочетании с высокими – способствует перегреванию организма. Относительная влажность менее 25% приводит к высыханию слизистых оболочек и снижении защитной деятельности мерцательного эпителия верхних дыхательных путей.

Человек начинает ощущать движение воздуха при его скорости 0,1 м/с. Большая скорость воздуха в сочетании с низкими температурами ведет к охлаждению организма.

Тепловое воздействие облучения на организм человека зависит от длины волны, интенсивности потока излучения, величины облучаемого участка тела, длительности облучения, угла падения лучей, виды одежды человека. Наибольшей проникающей способностью обладают красные лучи, которые плохо задерживаются кожей и глубоко проникают в биологические ткани, вызывая повышение их температуры.

Ионизирующие излучения. Биологическое действие радиации на живой организм начинается на клеточном уровне. Ионизирующее излучение вызывает поломку хромосом, что приводит к изменению генного аппарата и образованию дочерних клеток, неодинаковых с исходными, что ведёт к мутациям, которые могут проявляться на последующих поколениях. При ионизирующих излучениях происходит локальное повреждение кожи (лучевой ожог), возникает катаракта глаз (потемнение хрусталика), повреждение половых органов (кратковременная или постоянная стерилизация). Воздействие ионизирующего излучения может привести к лучевой болезни, представляющей собой комплекс стойких изменений в центральной нер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.015 с.)