Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великое переселение народов и миграция хунну в Европу.

Поиск

Великое переселение народов — условное название эпохи массовых миграций гуннских, германских, аланских и других племен в Европе между II и VII вв., захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Период Великого переселения народов состоит из трех основных этапов.

Первый этап, получивший название германского, начался во II в. с переселения готов, которые мигрировали с территории Центральной Швеции по течению Вислы до побережья Черного моря. В 238 г. готы перешли границу Римской империи на Нижнем Дунае, а их дружины совершали набеги на Черноморское побережье. Около 269 г. готы разделились на остготов, которые заняли обширные области в Северном Причерноморье, и вестготов, большая часть которых переселилась на Балканы. Кроме того, в III в. в пределы Римской империи вторглись различные германские — алеманны, вандалы, саксы, франки — и другие племена. Окончание первого этапа датируется 378 г. — Адрианопольским сражением.

Второй этап начался в 378 г. с вторжения в Европу гуннов — кочевников из степей Центральной Азии тюркского или монгольского происхождения. В начале переселения гунны подчинили аланов, затем разгромили остготов, а вестготов оттеснили на запад. И хотя экспансию гуннов римлянам удалось остановить в 451 г. на территории современной Франции, это вторжение привело в движение племена, граничившие с Римской империей, ускорило ее завоевание и распад. Сами гунны «растворились» среди позже мигрировавших племен. Вестготы в 400 г. мигрировали в Грецию, а затем перебрались в Италию и в 410 г. захватили Рим. После этого гунны поселились на юге Галлии и проникли на Пиренейский полуостров, где создали свое королевство. Римляне для борьбы с вестготами были вынуждены вывести свои войска из Галлии, чем воспользовались вандалы и свевы, мигрировавшие первоначально в Галлию, а затем (в 409 г.) в Испанию. Свевы образовали на западе Пиренейского полуострова собственное королевство. Вандалы вначале осели в Андалузии на юге Пиренейского полуострова, а в 429 г. переправились в Северную Африку и создали германское королевство со столицей в Карфагене. Племена алеманнов перешли Рейн и заняли юго-запад Германии, Эльзас, большую часть Швейцарии, но позже они были покорены франками. Остготы переправились в Италию в 488 г., завладев всей Альпийской областью и северо-восточной частью римской провинции Иллирия на Балканском полуострове. Столицей Остготского королевства, включавшего Италию, Паннонию и Иллирию, стала Равенна. В 555 г. королевство пало под ударами Византии. В III —IV вв. франки («смелые») с правобережья Рейна постепенно мигрировали в Галлию. В V в. король Хлодвиг расширил владения франков вплоть до Пиренеев. В 486 г. на территории Галлии было сформировано Франкское королевство, основными этническими группами в котором были франки и галло-римляне. Постепенно франки захватили почти все владения вестготов и бургундов, подчинили германцев, которые жили за Рейном, — тюрингов, алеманнов, баваров. Первоначально франки селились изолированно от галло-римского населения, но постепенно происходил процесс этнической миксации, темпы которого сильно отличались в разных частях страны. С полуострова Ютландия начали мигрировать саксы, англы и юты. Часть саксов проникла далеко на юг до нижней Саксонии, Вестфалии и Тюрингии. Другая часть саксов совместно с англами и ютами мигрировала в V—VI вв. на Британские острова, где возникло несколько германских государственных образований, в IX в. ставших единым королевством. Германские переселенцы оттеснили кельтские племена пиктов и скоттов в горную местность на западе острова (Уэльс и Корнуолл), а некоторые переселились на континент — на полуостров Бретань. Англосаксонская миграция в Британию в основном закончилась в VII в. Завершающим событием второго этапа считается вторжение лангобардов на территорию современной Италии. В результате интенсивных миграций в Европе начался синтез античной и варварской культур. Наиболее активно он происходил в северо-восточной Галлии. Процесс этнической и культурной миксации зависел от нескольких факторов: 1) синтез протекал быстрее в районах численного преобладания римлян над германцами; 2) от характера расселения варваров на территории империи, т.е. если они селились изолированно от римлян, то это замедляло темпы смешения; 3) существенную роль играл культурный уровень пришлого и местного населения; 4) принятие христианства некоторыми германцами и возможность заключения браков с римлянами существенно ускоряли процесс их культурной ассимиляции; 5) определенное влияние на замедление темпов культурного синтеза оказывали суровые климатические условия (например, в Скандинавии).

Третий этап Великого переселения народов связан с вторжением славянских племен на Балканский полуостров и территорию Византии. Прародина славян простиралась от Карпат до района между Вислой и Днепром. На севере она граничила с территорией, занимаемой балтийскими племенами; на юго-востоке, в Нижнем Поволжье, соседями славян в древности являлись кочевые племена иранской группы — скифы, сарматы и аланы. С V в. началось движение отдельных славянских племен на Запад, за Вислу. Другой поток мигрантов двинулся в низовья Дуная и Византию, в 636 г. славяне вышли к побережью Адриатического моря. Несколько позже под натиском аваров славяне продолжили миграции в восточной части Европы. Некоторые из них заселили Паннонию, другие — Моравию и Чехию, третьи переселились на Балканский полуостров, а затем — даже в Малую Азию. На Балканах славяне ассимилировали местные племена, тогда как южнее славяне сами слились с коренным населением. В результате этих миграций славяне заняли обширные территории в Восточной Европе. Иногда к третьему этапу Великого переселения народов относят арабские завоевания VII —XI вв., походы норманнов конца VIII — XI вв., заселение венграми Паннонии в конце IX в.

Оценки численности народов, участвовавших в переселениях, затруднительны. По некоторым данным, вестготы, занявшие в 376 г. римскую провинцию Мезию, насчитывали 15 тыс. человек; вандалы, двинувшиеся в 406 г. на Италию, — предположительно от 200 до 400 тыс. человек; славян, переправившихся в 557 г. через Дунай на Балканы, было до 100 тыс. человек.

16. Материальная и духовная культура хунну (гуннов).

Культура гуннов явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла.Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которая позволяла сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города. Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно полно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и Сырдарье дали яркие и выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Основными типами жилищ ранних кочевников является юрта. Другой тип жилья - большая повозка, запряженная быками и верблюдами. Внутри она застилалась коврами и кошмами, в зависимости от состояния владельца. Шерстяные ткани были местного производства, шелковые привозили из Китай в обмен на скот.
Таким образом, несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы I тысячелетия до нашей эры были в основной массе кочевыми скотоводами. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок - поселений. Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу у усуней, городища Актобе, Кокмардан и другие у кангюев. Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии. По его словам, она была подобна «обширнейшему городу» - «площадь дворца опоясывалась громадной оградой, ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам».Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек. Сооружались они на местах кочевий и обычно состояли из небольших курганов. Наиболее выдающиеся памятники гуннского зодчества - мавзолеи типа «дын»: Козы-Корпеш Баян Сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней - насыпные курганы. Во всех районах обитания кангюйских племён около поселений располагались могильники. Мужчин хоронили с оружием - кинжалами, мечами, с луками и стрелами. В женских захоронениях преобладали украшения - серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус.

В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, лебедь охранял домашний очаг. Искусство гуннов тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). В III-II вв до нашей эры на смену звериному стилю приходят полихромные, стилизованные фигуры животных и птиц, украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом.Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи, Центрального Казахстана. Памятники иллюстрируют идеологические представления древних времен, одухотворение ими природы, существование культа предков и почитания солнца.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.144 (0.012 с.)