Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переселение уйгуров и дунган в Семиречье в конце XIX в.

Поиск

На развитие земледелия в Жетысу влияние оказали переселившиеся в 70-90-х годах XIX века из Восточного Туркестана уйгуры и дунгане. Переселение шло в 2 этапа. На первом этапе в 1877 году в район Токмака (Северная Киргизия), переселилась основная масса уйгуров и дунган. С переселением уйгуров и дунган оседлое население в Жетысу увеличилось вдвое. Из переселенцев были образованы 5 новых волостей: Жаркентская, Кетменская, Аксу-Чарынская, Молыбаевская, Карасуйская.

Лучшие земли в Жетысу были изъяты в пользу казачества, уйгуры и дунгане получили участки, которые без искусственного орошения были малопригодны для земледелия. Трудовая часть дунганского и уйгурского крестьянства оказалась плохо обеспечена землей. Сельское и городское уйгурское и дунганское население разделилось на общины со своей администрацией, мечетью и возглавляющим ее духовным лицом. Распределение надельной земли на двор широко практиковалось распределение земли на мужскую душу, богатые хозяева записывали в мужские души не только наличное мужское население, но и будущих детей. Уже при распределении земли сложилась неравномерность в ее пользовании. Богатые дунганские и уйгурские домовладельцы захватили значительную часть надельной земли. Они завладели лучшими земельными территориями на берегах рек, оставив для бедноты худшие земли.

Богатая верхушка общин, духовенство и представители сельской администрации дунганской и уйгурской общин превратились в крупных землевладельцев сконцентрировавших в своих руках земельные наделы многих общинников. Зажиточные дунгане и уйгуры арендовали земли у казачества, крестьян переселенцев, а также у казахских и киргизских обществ с денежной или натуральной оплатой. Пашни у казахов или киргизов арендовались большей частью коллективно всей общиной. Приспосабливая свое хозяйство к требованиям рынка, зажиточные дунгане и уйгуры культивировали в основном технические культуры. Применялся наемный труд, сочетались патриархально-феодальные и капиталистические формы эксплуатации крестьян. Ввиду многообразия сельскохозяйственных работ, использовались различные формы эксплуатации крестьян. Проникновение товарно-денежных отношений в хозяйство уйгуров и дунган вело к разрушению отсталого, замкнутого характера общин. Дунгане и уйгуры принесли с собой в Жетысу издавна сложившиеся традиции земледелия с искусственным орошением. Среди зерновых преобладала пшеница, ею засевалось более половины земель, также выращивали баклажан, редис, красный перец, фасоль, огурцы, капусту, лук репчатый и т.д.

 

71.Развитие образования в Казахстане в ХIХ в. начале ХХ в.

К середине XIX века в Казахской степи не было европейских школ для обучения детей коренного населения, только в Букеевской орде такая начальная школа открылась в 1841г. Школа с семилетним сроком для обучения казахских детей была специально открыта при оренбургской пограничной комиссии в 1850 г для подготовки писарей и переводчиков в низовых органах колониального аппарата.

На первых порах существования оренбургской школы в ней преобладало преподавание мусульманской религии, но затем конфессиональный элемент был ослаблен, а преподавание расширено введение русской истории, математики, всеобщей и русской географии и геометрии.

В 1857 году по типу Оренбургской в Омске при областном правлении была открыта школа для казахских детей, готовившая главным образом переводчиков. В 1865 году в Омске открылась еще одна школа для казахских детей, а в 1869 году при оренбургской гимназии были созданы отделения для подготовки переводчиков восточных языков и писарей военных округов.

Открытие начальных народных школ в Казахстане относятся к 60-м годам XIX века и связано с именем Алтынсарина.

После введения реформы 1867-1868гг такие школы стали функционировать в различных регионах казахского края.

Оживление школьного дела в области наметилось с начала 70-х годов. Открываются мужские и женские гимназии и прогимназии, учительская семинария, уездные и приходские училища для мужчин, войсковое окружное училище, станичные и поселковые школы, фельдшерская школа при госпитале и другие. Всего в области в то время насчитывалось около 76 школ.

Образование казахских детей в зачаточном состоянии. В 1883 году мужские интернаты для обучения казахских детей находились в областном центре Семипалатинска, также в уездных городах: Павлодаре, Усть-каменогорске и Зайсане, для обучения девушек – только в Семипалатинске и Павлодаре.

Первые школы в Сырдарьинской области для русских открылись в 1860 году в Раимском (Казалинске) укреплении и в Перовске (Ак-мечети, ныне Кызылорда). Год спустя в Раимском укреплении была организована женская школа, а в 1863 году в укреплении открылась школа для казахских детей. В 1876 году в области функционировало 80 школ.

Педагогические кадры готовила Ташкентская учительская семинария, основанная в 1879 году.

На территории Семиреченской области первые школы появились в 1868 году. В укреплении Верном и Капале были созданы приходские школы. В конце 90-х годов XIX века в 6 уездах области (Верненском, Капальском, Лепсинском, Жаркентском, Пишпеском и Пржевальском) имелось 61 учебное заведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 921; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.158.116 (0.006 с.)