Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропогенез. Екзогамія і поява родини (Баховен, Енгельс).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Антропогенез - процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы. антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Решение коренных и частных проблем антропогенеза осуществляется с помощью данных антропологии и близких. Несколько точек зрения на антропогенез: 1) Теологическая. Создание человека Богом. 2) Естественно-научная. Человек – это модифицированный предмет. В 19в. Дарвин создает теорию происхождения видов. 3) Энгельс писал, что труд сделал их обезьяны человека. Критики этой теории указывают на два ее недостатка: - переоценка интеллекта обезьян - эволюция не могла произойти за столь короткий срок. 4) Геомагнитная версия. Смещение магнитного полюса Земли приводит к изменению климата и всего животного мира, а потом и к появлению человека. Процесс этот революционный. 5) Г.Н. Матюшин. Прародина человека – Восточная Африка, зона высокой тектонической активности и залегания радиактивных руд. Происходит мутация, появляется физически ослабленная обезьяна, которая, чтобы выжить, должна развивать свои интеллектуальные способности. Экзога́мия — запрет брачных отношений между членами родственного или локального коллектива, существовавший как в эпоху первобытнообщинного строя, так и в более позднее время. Многочисленные теории происхождения экзогамии объединяются в основном в 3 основные группы, которые предполагают, что переход к экзогамии обусловлен:
Изучение истории семьи начинается с 1861 г., когда вышла в свет работа Бахофена "Материнское право". Автор выдвинул в этой работе следующие положения: 1) у людей первоначально существовали ничем не ограниченные половые отношения, которые он обозначает неудачным выражением "гетеризм"; 2) такие отношения исключают всякую возможность достоверно установить отца, и поэтому происхождение можно было определять лишь по женской линии - согласно материнскому праву, - как первоначально это и было у всех народов древности; 3) вследствие этого женщины как матери, как единственные достоверно известные родители молодого поколения пользовались высокой степенью уважения и почета, доходившей, по мнению Бахофена, до полного господства женщин (гинекократии); 4) переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала исключительно одному мужчине, таил в себе нарушение древнейшей религиозной заповеди, нарушение, которое требовало искупления или допускалось при условии выкупа, состоявшего в том, что женщина в течение определенного времени должна была отдаваться посторонним. Согласно Моргану, из первобытного состояния неупорядоченных отношений, вероятно, весьма рано развилась: 1.Кровнородственная семья - первая ступень семьи. 2. Пуналуальная семья. Если первый шаг вперед в организации семьи состоял в том, чтобы исключить половую связь между родителями и детьми, то второй состоял в исключении ее для сестер и братьев. Непосредственно из пуналуальной семьи, по-видимому, возник в громадном большинстве случаев институт рода. Главным признаком цивилизации Морган считал возникновение моногамной семьи (один мужчина и одна женщина). В 19 веке идею Моргана продолжает Энгельс. 48. Від тваринної імітації до мовленнєвого спілкування (концепція Б.Поршнєва). Речь по мнению Б.Ф. Поршнева является той самой отличительной чертой человека, которая противоположна общению и реакциям животных, он пишет, что “речевые знаки, чтобы отвечать условию полной непричастности к материальной природе обозначаемых явлений и в этом смысле принципиально противоположны им; что, согласно ясно проступающим тенденциям психологической науки, речевая деятельность определяет в конечном счете все свойства и процессы человеческой психики и поэтому делает возможным построение целостной, гомогенной, монистической психологии как науки; что сама основополагающая речевая функция осуществляется только при наличии тех областей и зон коры головного мозга, в том числе лобных долей в их полной современной структуре, которые анатом находит исключительно у человека разумного и не находит у его ближайших ископаемых предков. Наконец, в речевой функции человека вычленена самая глубокая и по отношению к другим сторонам элементарная основа - прямое влияние на действия адресата речи в форме внушения или суггестии. Б.Ф. Поршнев пишет, что для того чтобы изучить природу человеческих речевых знаков необходимо знать противоположную природу реакций у животных. “Языковые знаки появились как антитеза, как отрицание рефлекторных (условных и безусловных) раздражителей - признаков, показателей, симптомов, сигналов”. В рамках исследования "феномена человеческой речи" Поршнев убедительно показал, что звуки, издаваемые животными, не могут служить исходным пунктом человеческого языка. Звуки животных являются рефлекторно привязанными к ситуации. Напротив, полная "отвязанность" слова как физиологического явления от своего значения (смысла) является ключевым условием, позволяющим ему выполнять функцию "слова" в человеческой речи. С другой стороны, Поршнев показал, что из выделенных семиотикой трех основных функций знаков человеческой речи (семантика, синтаксис, прагматика) наиболее древней и в этом смысле наиболее важной является прагматическая функция – отношение слова к поведению человека. 49. Проблема антропо-, глотто- и этногенеза Антропогенез — часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и млекопитающих. Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал Творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. В основе представлений об антропогенезе лежит симиальная (от лат. simia — обезьяна) гипотеза происхождения человека от высокоразвитых обезьян третичного периода, впервые подробно разработанная и аргументированная Ч. Дарвином (1871). Впоследствии было получено много новых данных в подтверждение этой гипотезы, особенно палеонтологических и этологических, а также из области сравнительной биохимии и иммунологии, молекулярной биологии и генетики. Вторая половина 20 в. в антропологии ознаменовалась информационным взрывом в результате резкого увеличения числа находок ископаемых предшественников человека в Африке и Евразии. Глоттогенез (от греч. glotta - язык и genesis - происхождение) - процесс становления человеческого естественного звукового языка, отличного от других систем знаков. Проблема глоттогенеза продолжает более общую проблему возникновения языка, получающую философское, социологическое и психологическое осмысление. Изучается глоттогенез как комплексная проблема собственно лингвистическими методами, а также с помощью ряда смежных наук о человеке. Сравнительно-исторический метод позволяет путем сравнения праязыков отдельных макросемей (общим числом не более 10) наметить формы вероятного исходного праязыка Homo sapiens sapiens; историческая типология помогает вскрыть наиболее вероятные пути формирования основных языковых категорий. Этногенез (от греч. «племя, народ» и «происхождение»), этническая история — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. В этнографии различают два исторических типа этногенеза. · Этногенез, имевший место в условиях первобытнообщинного и докапиталистического обществ и приведший в раннефеодальный период к образованию народностей. · Этногенез современного типа на базе уже сформировавшихся народов Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов этногенетических процессов — консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов). Оригинальная пассионарная теория этногенеза, в которой этногенезом называется вся продолжительность этнической истории, разработана Львом Гумилёвым - она предполагает возникновение этноса вследствие пассионарного толчка и конечность его жизненного цикла, который проходит стадии подъёма, перегрева, надлома, инерции, затухания и перехода в гомеостаз, который может продолжаться сколько угодно долго.
50. Миф как форма культуры Слово «миф» - греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Первые попытки рационально истолковать мифы были связаны с пониманием их как аллегорий. В мифах видели иносказания, поучения, уподобления, намеки. Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа: - аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления); - телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования); - праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном - коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений); - познавательная и объяснительная; - компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы). Для мифа чрезвычайно специфичны собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. Важнейшая функция мифического времени и самого мифа - создание модели, примера, образца. Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
51. Современное исследование мифа Уже более полувека западноевропейские ученые исследуют миф совсем с иной позиции, чем это делалось в XIX веке. Они рассматривают теперь миф не в обычном значении слова как «сказку», «вымысел», «фантазию», а так, как его понимали в первобытных и примитивных обществах, где миф обозначал, как раз наоборот, «подлинное, реальное событие» и событие сакральное, значительное и служащее примером для подражания. Слово миф употребляется в наши дни, обозначая как «вымысел», «иллюзию», так и «священную традицию, первородное откровение, пример для подражания», что близко и понятно, прежде всего, этнологам, социологам и историкам религии. В первую очередь мы будем исследовать те общества, где миф является (или был до самого последнего времени) «живым», в том смысле, что он предлагает людям примеры для подражания и этим самым сообщает значимость человеческой жизни. Понять структуру и функцию мифов в таких традиционных обществах значит не только прояснить некий этап в истории человеческой мысли, но и лучше понять одну из важнейших категорий современной жизни.
52. Классификация мифа. Сказка и миф. Мифы можно классифицировать в соответствии с доминирующей темой, которую они изображают. 1. Как начались вещи (космогонические мифы). Обычно это самый важный миф в культуре, миф, который становится моделью для всех остальных мифов. Он повествует о том, как начал существовать весь мир. 2. Конец всех вещей (эсхатологические мифы). Мифы, которые описывают конец света или приход смерти в мир. Мифы о конце света предлагают его сотворение нравственно божественным существом, которое в конце разрушает свое творение. 3. Мифы о героях культуры. Такие мифы описывают действия и характер существ, ответственных за открытие определенного культурного объекта или процесса. 4. Мифы о рождении и возрождении. Обычно связанные с ритуалами инициации, мифы о рождении и возрождении рассказывают о том, как жизнь может быть обновлена, время повернуто вспять, а люди трансформированы в новые существа - как в реинкарнации. 5. Мессия. В мифах о приходе идеального общества (тысячелетние мифы) или Спасителя (мессианские мифы) эсхатологические темы сочетаются с темами возрождения и обновления. 6. Предопределение и судьба. В некоторых мифах божественная власть отмечена господством бога над роком. 7. Воспоминание и забывчивость. Мифы о памяти могут принимать форму коллективных воспоминаний. 8. Высшие существа и небесные боги. Небо везде считается священным и соотносится или идентифицируется с высшими богами. 9. Короли и святые. Мифы о королях можно найти только в традициях, которые знают форму освященной королевской власти. 10. Трансформация. Эти мифы включают в себя ритуалы инициации и "ритуалы превращения" (рождение, достижение зрелости, брак, смерть), а также космическую трансформацию. Под мифом понимается рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Дело здесь в вере не как в психологическом факторе, а историческом. Рассказы о Геракле очень близки к нашей сказке. Но Геракл был божеством, которому воздавался культ. Наш же герой, есть герой художественного произведения. Миф и сказка отличаются не по своей форме, а по своей социальной функции (Тронский 1934). Социальная функция мифа тоже не всегда одинакова и зависит от степени культуры народа. Мифы народов, не дошедших в своем развитии до государственности, -- это одно явление, мифы древних культурных государств, известных нам через литературу этих народов, -- явление уже иное. Миф не может быть отличием от сказки формально. сказку нужно сопоставлять как с мифами первобытных доклассовых народов, так и с мифами культурных государств древности. Строгое различение мифа и сказки имеет большое значение, теоретическое и практическое. Теоретически - это вопрос о соотношении первобытной синкретической идеологии и искусства. Практически очень важно разграничение мифа и сказки в архаической культуре.
53. Ритуал в первобытной культуре. Роль шамана Особенности первобытной культуры .: 1. Синкретичность (слитность) – абсолютная слитность и органичное единство реальных и фантастических элементов; слитность всех форм культуры (напр. магия и тотемизм). 2. Гомогенность (однородность) – причем однородность, как культурная (отсутствие культурного плюрализма), так и однородность социальных (отсутствие социальных групп с различными интересами). Отсутствие плюрализма блокирует формирование новых интересов. 3. Первобытная культура – это культура табу (запретов). Запрет выступал в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность. Ритуал - основное средство обновления мира, чтобы обеспечить непрерывность его существования и тем самым гарантировать выживание коллектива в экстремальных условиях. Главное здесь в том, что в основе ритуальной человеческой деятельности лежит принцип подражания явлениям природы - они воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Благодаря ритуалу человек архаического и традиционного общества ощущает себя неразрывно связанным с космосом и космическими ритмами. В целом немаловажно то, что в ритуале участвовали все члены коллектива, он активизировал все находящиеся в распоряжении человека средства восприятия и переживания мира - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и пр. Сама система ритуалов в значительной степени воспроизводит в модифицированной форме на определенном языке систему поведения. Шама́н — согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние. Жизнь шамана связана с совершением специальной работы в мире духов — «укрощением огня», лечением болезней, вызовом дождя, беседами с умершими и т. п. Шаманская практика связана с первобытной магией, однако, разница заключается в том, что магия направлена на искусственные изменения мира своей волей, в то время как шаман опирается на природные силы. Шаман скорее является проводником природных сил, чем преобразователем мира. Результаты этого находят практическое приложение в жизнедеятельности племени, дают возможность решать различные реальные проблемы, имеющие значение для существования племени.
54. Магия как практическое освоение мира. Символика. Контагиозная и имитационная магия. Под магией понимают систему обрядов, с помощью которых человек может сверхъестественным образом воздействовать на природу, людей и духов. Магия связана с представлением о наличии в мире некой мистической силы, которая способна оказывать влияние на любой объект. Магические ритуалы были знакомы людям уже в эпоху верхнего палеолита. Свидетельство тому – найденные статуэтки женщин и зверей, пещерные рисунки, имеющие несомненно магическое предназначение. Существовала магия метеорологическая (вызывание дождя), промысловая (ритуалы перед охотой, выходом в море, земледельческие обряды), военная, любовная («привораживание» и «отвораживание»), лечебная, предохранительная (обереги) и вредоносная («порча», нанесение вреда врагам). Магические действия могли носить индивидуальный или коллективный характер. Во всем разнообразии магических ритуалов А.С.Токарев выделил типы магии, которые различаются по технике передачи магической силы и защиты от нее: · Контактная магия связана с непосредственным соприкосновением источника или носителя магической силы (амулет, талисман, человек) с объектом, на который направлено магическое действие. · Инициальная. Магический акт направлен здесь также на объект. Но в силу его недоступности реально производится только начало действия, а окончить его должна магическая сила. · Парциальная. Магический ритуал связан с воздействием не на объект, а на его заместителя, который является частью объекта (волосы, ногти, слюна, орган животного) или предметом, бывшим с ним в соприкосновении (одежда, след ноги, личные вещи). · Имитативная. Магическое действие направлено на такой заместитель объекта, который является подобием или изображением объекта. · Апатропеическая (отгоняющая). Если перечисленные выше типы магии переносят магическую силу на объект, то данная разновидность магических обрядов имеет целью недопущение близко к человеку или предмету магической силы (обереги, жесты, звуки, огонь, дым, магические линии). · Катартическая магия включает в себя обряды очищения от негативного влияния магической силы (омовение, окуривание, пост, снадобья). Отдельным типом является магия слова – заговоры и заклинания. Симпатическая магия - по Дж.Фрезеру - магия, основанная на убеждении в существовании связи между всеми предметами мира и формами поведения. Симпатическая магия включает имитативную и контагиозную магию. Контагиозная магия - по Дж.Фрезеру - симпатическая магия, при которой, воздействуя на предмет при помощи определенных магических процедур, ожидают аналогичного влияния на другой предмет, связанный с первым.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.192.110 (0.015 с.) |