Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формування української національної самосвідомості.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Возникновению и распространению украинского национального самосознания способствовало много факторов общественно-политического и культурно-образовательного характера. В частности, в конце XVIII в. импульс этому процессу дал ряд важнейших политических событий, имевших общеукраинское и общероссийское значение. Это российско-турецкие войны за Северное Причерноморье и Крым, ликвидация Запорожской Сечи, упразднение автономной казацкой административно-политической системы на Слобожанщине и Левобережье и юридическое оформление здесь в 1783 г. общероссийского крепостного права, насильственное присоединение Важное место в пробуждении национального самосознания украинского принадлежит творчества первого классика отечественной литературы и драматургии Котляревского.Процесс украинского национального возрождения на первом этапе охватил крупнейшие культурные центры украинских земель, находившихся под властью Российской империи. Национально-освободительные сюжеты из истории Украины привлекали внимание и классиков русской литературы Александра Пушкина и Николая Гоголя. Их произведения украинской тематики, не только художественно раскрывали образованным русским читателям богатый вековыми традициями украинский мир, но и способствовали подъему национального сознания самих украинских.. Отечественная война 1812 г. непосредственно затронула и судьбу украинского народа. Вызывая волну патриотических настроений против наполеоновского нашествия, она дала значительный импульс подъему национального самосознания в Украине. А среди прогрессивной российской общественности пробудила романтизированный интерес к языку, фольклору и быта населения Украины. Выход в Петербурге 1840 сборника поэтических произведений Т. Шевченко "Кобзарь" был, несомненно, знаменательной вехой в истории украинского культурного возрождения, а сама эта небольшая тогда еще книжечка стала мощной движущей силой формирования национального самосознания многих украинских. С тех пор в рукописных списках и духовных изданиях, в песнях, которыми становилось немало его стихотворений, творчество Шевченко начала проникать в самую гущу народных масс угнетенной царизмом Украины, пробуждать национальное достоинство людей. Пропаганду своих идей бывшие участники Кирилло-Мефодиевского общества восстановили конце 50-х - начале 60-х годов в Санкт-Петербурге после отбытия десятилетней ссылки.
Розвиток історичної науки та фольклорні дослідження. Историческая наука прошла долгий и сложный путь. Ее становление относится к временам Киевской Руси. Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических памятников является "Повесть временных лет" (XI в.). Уже в более полном названии "Повести" содержится указание на идейно-тематическое содержание летописи. В XVI в. отдельные летописи стали сводить в летописные своды, объединенные какой-либо одной общей идеей. Первым таким сводом была "Степенная книга", которая излагала исторические события по поколениям (степеням). В 1674 г. в Киеве появился и первый учебник русской истории-"Синопсис", написанный Иннокентием Гизелем. Он представлял из себя литературную обработку летописей и сказаний. Безусловно, все эти труды не были строго научными. Они в основном содержали перечень исторических фактов, важных и второстепенных, с добавлением сказаний и житий святых, без глубоких попыток как-то связать и объяснить сами факты. История как наука стала рождаться в Европе, в XVIII в. Но в Украине она становилась на ноги в более трудных условиях: в стране очень долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений, которые готовили бы научные кадры. В Европе первый светский университет появился в XII в. Позже, когда появились Университеты Историко-филологический факультет был одним из фундаментальных. На нынешней стадии изучения история украинского фольклора может строиться только гипотетически. Несомненно, к древнейшему её периоду мы должны отнести разнообразные произведения магического характера, в том числе заговоры и обрядовую поэзию. В конце XVI в. украинская обрядовая поэзия уже остановилась в своём развитии, сложившись в те формы, в каких застали её собиратели XIX в. «Коляда» — праздник зимнего солнцеворота, приурочившийся к христианским «святкам»; «волочельное» (волочельные — величальные песни и обряды) — праздник весны, заклинание будущего урожая, ставшее продолжением церковной «пасхи»; праздник «на Георгия» — апрельские, весенние действа в день св. Георгия — Юрия, бога-покровителя стад, начальника весны; «Купало» — праздник летнего «солнцестояния», приуроченный к 24 июня ст. ст. («рождество Иоанна Крестителя» — Ивана, Купалы) и следующее за ним торжество проводов солнца, похорон солнечного бога, прикрепившееся к первому воскресенью после «петрівок» (29 июня ст. ст.) — вот важнейшие аграрные празднества, и которые бытовали на Украине почти вплоть до империалистической войны и революции. Аграрный календарь сходен у всех народов северного полушария; в русском фольклоре мы найдём почти те же названия праздников, и здесь достаточно только перечислить жанры украинской обрядовой поэзии с их своеобразной иногда терминологией
25 роль Харьковского и Киевского университетов В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией. В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 г., по царскому указу, она получила титул и права академии) Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Харьковский университет основан в 1805 г. по инициативе В.Н.Каразина. До революции в его составе было 4 факультета: физико- математический, историко-филологический, медицинский и юридический, 8 научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека. Многочисленные научные школы, возникшие в Харьковском университете, содействовали становлению отечественной науки. В университете учились и работали известные ученые: математики М.В.Остроградский, А.М.Ляпунов, В.А.Стеклов, поэт П.П.Гулак-Артемовский, биолог И.И.Мечников, историк Н.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель М.П.Старицкий и др. Харьковский университет сыграл важную роль в развитии национальной культуры украинского народа. В 1816-1819 гг. издавал журнал «Украинский вестник», в 1824-1825 гг. – «Украинский журнал». За годы Советской власти университет вырос в одно из крупнейших научно-учебных заведений. На его базе существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного образования (1921-1930), Институт профессионального образования и Физико- химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический факультеты были преобразованы в самостоятельные институты
Развитие украинской музыки. Украинская музыка берёт начало со времён Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований. Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа, музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты — трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области). На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных и струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе. Инструментальный фольклор и народные инструменты Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполенения. Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансабли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна (т. наз. тройственная музыка). Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию. В XX веке к теме украинского фольклора обращались многие профессиональные и любительские коллективы Украины, также создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования. Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких украинско-американских музыкнатов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др. В УССР также было создано много коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д. Так, в 1922 году был организован Первый оркестр украинских народных инструментов, в1939 — Гуцульский ансамбль песни и танца, в 1943 — Народный хор им. Верёвки, в 1951 — Ансамбль танца Украины. Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы — Филарет Колесса и Климент Квитка. С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как Страна мечт и Шешоры, где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок- или поп-направлений. Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божичи», «Властитель», «Бытие». Этнические мотивы используются группами Полотенце «Лесопилка», «Вопли Видоплясова», «Путешествия», «Гайдамаки», «Тростниковый кот», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.24 (0.007 с.) |