Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты культуры кочевников-скотоводов

Поиск

Представитель развитой греческой цивилизации Геродот с большим изумлением писал о скифах-кочевниках: у них «нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища в кибитках».

Если у земледельцев общество объединяется не только общностью происхождения, но и общностью места жительства и труда, то у кочевых народов одна единственная скрепа – кровь, поэтому это общество монолитной прочности и сплоченности. Это не народ, но племя – объединение родственников. Центром является прародитель и хан, как его потомок. Индивиды непрерывно заменяют друг друга: умер один – другой есть его тождество, и так безостановочно.

У народов - скотоводов модель-образец культуры– животное, а у земледельцев – растение, и соответственно значительна не земля, а надземие, горизонталь, в которой они передвигаются, снуют по нагорьям-плоскогорьям серединного пояса Азии.

Кочевники коренным образом отличаются от земледельцев, хотя и существуют и возникают параллельно: кочующий коллектив отличается от земледельческого, как животное, которое обладает самодвижением, отличается от растения, навеки привязанного к месту своего произрастания. Кочевой народ – это «перекати-поле», все свое носит с собой и ни от чего в этом смысле не зависит. Поэтому они представлялись земледельцам как символ свободы.

Но эта свобода кочевого народа от окружающих обстоятельств есть в то же время величайшая несвобода, рабство: они движутся только потому, что у них ничего нет, они через стадо, которое пасется, зависят от природы и ее плодов. Кочевник - не производитель, а уничтожитель плодов природы.

Кроме того, движение для прокормления стада – это просто перемещение, во время которого не возникает ничего принципиально нового, это просто движение в пространстве, но не развитие. Именно поэтому земледельческое бытие оказалось более способным развиваться, и именно земледельцы создали великие цивилизации, а кочевники запечатлелись в истории как «бичи Божьи». По сей день принцип общения с прирученными животными остался прежним, а все усовершенствования (электродоилки, механическая подача кормов, современный способ убоя скота) приходят в эту сферу извне, из города как питомника научно-технической мысли, а не изнутри данной сферы.

Такое существование наложило отпечаток на способ восприятия мира: все отмечают зооцентризм кочевников в мифологии, тотемизме, художественной образности. В культуре арабов, например, образом мира был верблюд: в их языке классификация животных по возрасту и полу насчитывает свыше ста терминов, а слова «верблюд» и «красота» происходят от одного корня.

При этом технология общения с животными была предельно элементарной и не стимулировала развития интеллекта, абстрактного мышления, оно предельно консервативно в организации отношений «человек-животное». Для передачи накопленного опыта из поколения в поколение и обучения молодых работать с животными здесь достаточно показа и устных пояснений. Поэтому в культуре скотоводов не родилась письменность, которая была необходимым средством закрепления и передачи опыта в аграрных и ремесленных культурах. В культурах земледельцев изобретение письменности повсеместно являлось правилом, ибо здесь по типу практической деятельности она необходима.

Скотоводы были обречены характером их производства на кочевой образ жизни, - его диктовала потребность постоянного поиска пастбищ для прокорма стад скота, им было недоступно стабильное городское бытие со всеми его производными, монументальной архитектурой, связанными с ней скульптурой, живописью, школой как институтом образования. Это все то, что обретет человечество на другом пути движения от первобытности, и вся совокупность этого будет называться цивилизацией.

Кочевье диктовало структуру жилища, обеспечивающего его мобильность – это сборно-разборные конструкции. Скифы жили в повозках 4-6-колесных, запряженных волами. Колесницы были изобретены в Месопотамии еще в IV тысячелетии до н.э. В них передвигаются женщины и дети, а мужчины следуют за ними верхом. Естественно, что при таком образе жизни скульптура могла существовать лишь в миниатюрном виде. Зато у них было развито ювелирное искусство, особенно декорирование сбруи и конструирования оружия.

Таким образом, художественная культура кочевников по своей зооморфной ориентации ценностно утверждало, поэтизировало и эстетизировало тот строй жизни, который основывался на управлении стадами животных и военных столкновениях с другими народами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.138 (0.009 с.)