Школа «анналов» и ее взгляд на развитие общества и личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа «анналов» и ее взгляд на развитие общества и личности.



Это направление исторических исследований способствовало преодолению «событийной» истории, повествующей о чередовании исторических событий. Марк Блок и Люсьен Февр стояли у истоков создания синтетической или многомерной и разносторонней истории, в которую вовлечены многие страны и народы. В этой истории должны быть раскрыты различные стороны их жизни: экономическая, политическая, социальная, культурно-психологическая. Названные стороны и составляют четыре блоковые подсистемы, совокупность которых и порождает систему общественной регуляции.

Первая из них – социальная, или биосоциальная – включает в себя все, что относится к существованию людей, образу их жизни, воспроизводству населения (семья, родство, половозрастные отношения, здоровье, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг, защита о опасностей).

Вторая– экономическая – охватывает производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технику, систему коммуникаций, регулирования экономики.

Третья– политическая – включает в себя то, что относится к институциональным отношениям между людьми, т.е. совокупность норм, обычаев, права, власти, организаций гражданской жизни, партий, общественных движений.

Четвертая– культурно-психологическая подсистема – вбирает все проявления духовной жизни, создание и утверждение знаково-коммуникакационных систем, т.е. культуру, как область норм, ценностей, знаков, символов, обеспечивающих взаимодействие людей.

В1979 г. видный французский историк Ф.Бродель (1902-1985) выпустил трехтомное издание «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII». В данном сочинении именно материальная сторона цивилизации предстает как определяющая. При этом материальная деятельность людей выявляется именно через ее вещную и технологическую сторону, т.о. выпадают отношения людей в процессе производства.

Важным нововведением Ф.Броделя стало введение понятия «большая длительность» как протяженное историческое время, в котором живет та или иная цивилизация и которое она сохраняет через накопленный опыт своей жизнедеятельности. На примере ряда масштабных исторических событий (французская и русская революции) как цивилизации переживают и преодолевают экономические, социальные потрясения.

История как бы складывается из многочисленных частных историй – историй языка, письменности, науки, искусства, права, социальных и политических институтов, нравов, техники, будничной жизни и т.д. Каждая цивилизация предстает в своем неповторимом своеобразии, в котором весьма затруднительно предположить общие принципы устроения и законы эволюции.

В результате деятельности историков в ХХ веке произошел методологический переворот:

1) Изменилось понимание истории: раньше история понималась как прошлая политика (ранкеанизм), то школа «Анналов» трактует историю как системный процесс, все имеет историю. Реальность исходит из социального и культурного начал. Историк должен сконцентрироваться на человеческой активности в любых ее проявлениях

2) изменились требования к историку: он должен не только описывать события, но анализировать исторические структуры (например, мир – экономика у Броделя).

3) Изменился взгляд на людей, присутствующих в поле зрения историка: не только великие люди и их деяния, но и люди обычные в обыденной обстановке.

4) Внимание историков концентрировалось теперь не на объяснении мотивов конкретных поступков, а на выяснении общественно-значимых тенденций и процессов

5) Цель историка, присущая, например Ранке (дать картину, как действительно было), была объявлена недостижимой. Наши соображения о прошлом не совпадают с самим прошлым. Историческое знание субъективно.

6) Новый подход требовал не только человека профессионально знакомого с источниками по истории, но профессионала, владеющего материалом на междисциплинарных стыках (экономическая история, социальная антропология, психология, социология и др.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.005 с.)