Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 14. Ценности эпохи Возрождения. Эпоха Реформации. Особенности проведения Реформации в разных европейских странах.

Поиск

Вся новая история ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцы называют Реформацией, французы- Ренессансом, а итальянцы- Ринассименто, в нашей литературе ее принято называть Возрождением.

Термин «возрождение» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари- живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Тем не менее, искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образовали качественно новый сплав.

Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований:

· появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям;

· развитие товарно- денежных отношений;

· переход от ремесла к мануфактуре;

· рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники;

· зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства;

· великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации.

Рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способного обращать любые металлы в золото.

Это был величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она и породила. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества.

В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм.

Но вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темниц инквизиций (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы.

Внимание деятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейских странах. Во Флоренции. А чуть позже- в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин «гуманизм» произошел от названия того круга наук, которым занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность всему, изучающему божественное, то есть теологии. Среди гуманистов чаще всего были политические деятели, адвокаты, правоведы, ораторы, публицисты, чья деятельность лежала в русле гражданского гуманизма.

Именно гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам. И именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории.

Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Отличительные черты культуры Возрождения:

· Характер антифеодальный, светский (не церковный), антиклерикальный;

· Гуманистическое мировоззрение. Отказ от радостей жизни, внушаемый средневековой религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов.

· Обращение к культурному наследию античности («возрождение» культуры античности), в это время активно велись поиски древних рукописей, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы;

· Связь искусства и науки, изобразительное искусство перестает быть ремеслом и приравнивается к наукам, а произведение искусства рассматривается как результат духовной творческой деятельности;

· Расширение круга заказчиков (в эпоху средневековья основной заказчик- церковь), наряду с церковью нередко заказы художникам дают цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица (знать и бюргеры- буржуа);

· Расширение спроса на произведения искусства приведшее к широкому распространению станковых форм- живопись на дереве и холсте; скульптура из дерева, бронзы, терракота, майолики; гравюра на дереве и металле- технике, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров;

· Изменение положения художника в социальной структуре общества: художники еще входят в цехи, но они нередко удостаиваются высоких почестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городских советах.

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету.

Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не совпадают. В силу исторических обстоятельств северное Возрождение (конец XV- начало XVII века) отстает от Итальянского (конец XIII- вторая половина XVI века).

При тщательном изучении эпохи в разных странах можно выделить следующие периоды: предвозрождение, раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Естественно, временные границы в каждой стране разные.

Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, с его волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени

1. Абсолютизация одной человеческой ипостаси — тела, доведение его до совершенства.

2. «Возврат» к античности, стремление восстановить искажённые древние ценности, что связано с решительным отрицанием многих существующих традиций.

3. Человек не осознаёт себя как автономную индивидуальность, он принадлежит к целому и должен выполнять в его рамках отведённую ему роль.

4. Принцип соревновательности, стремление к славе, известности, жажда самоутверждения, стремление развить свои способности и приумножить их, патриотизм.

5. Человек — творец своей судьбы и самого себя.

6. Окружающий человека мир, его привязанности и повседневные поступки являются частью установленного Богом порядка. Истинна лишь вера, согласная с учением церкви. Вне церкви нет спасения.

7. Наслаждение земным бытием, право человека на свободу и счастье.

8. В человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность.

Возрождение было ориентировано на формирование определённого идеала человека, интеллектуально и духовно активного, двигающего культурный прогресс общества.

Социальные коллизии позднего средневековья определялись развитием рынка и товарно-денежных отношений, вторгшихся в патриархальный или полупатриархальный хозяйственный быт феодального общества. Одним из результатов этого развития был рост экономического, культурного и военно-политического значения городов. Используя слабость военно-феодальной государственной власти, в ходе коммунального движения они вырывали привилегии у монархов и сеньоров, окружали себя крепостными стенами и становились теплицами, в которых вырастали первые побеги частной предприимчивости.

Следует обратить особое внимание, что именно бюргерство, как средневековый торгово-промышленный слой, а не крупное посредническое купечество и не влиятельные ссудно-ростовщические дома, связанные с аристократией, верхами клира и дворами, воплощало в себе новые общественно-экономические тенденции. В ту эпоху это был достаточно массовый имущий слой, тесными нитями связанный как с городским плебсом, так и с крестьянством.

В городах, где рождалось мануфактурное производство, под охраной муниципальных привилегий получила широкое распространение форма «работающего собственника», представленная, прежде всего, автономным ремеслом. На этой основе в позднесредневековом европейском городе формируется специфический тип хозяйственной деятельности, который можно было бы назвать бюргерски-предпринимательским. Весьма широко было распространено хозяйствование, основанное на прибыльной трудовой самоэксплуатации.

Таковы итальянские, южнофранцузские и испанские ремесленные мастерские, голландские домашние прядильни, разного рода трудовые товарищества (например, немецкие горняцкие артели). Это был новый тип рентабельного производства, мотивированного простым стремлением к неподневольному существованию, к сохранению однажды приобретенной экономической независимости.

Владельцы мануфактур подчинялись строю жизни бюргеров, их деловой этике и вовсе не обнаруживали той «неограниченной жажды обогащения», которая сделается столь выразительной их чертой в пору развития централизованной мануфактуры и фабрики.

Вторжение товарно-денежных отношений, их развитие вызвало процесс так называемой рефеодализации, которая сопровождалась упадком системы свободного ремесла, кризисом городских республиканских учреждений и аристократическим перерождением ренессансной культуры.

В 16-17 вв. становление капиталистического производства имеет еще неустойчивый характер..

В начале нового времени феодализм заявляет о себе как общественная система, способная уживаться с различными хозяйственными укладами и успешно адаптировать механизмы развивающегося рынка. Развивается кризис сеньориального строя, основанного на барщинной системе, а феодальная рента сохраняется, и даже ужесточается. Множатся формы личной зависимости производителя, утверждается уклад торгового земледелия, основанного на кабальных отношениях, а в некоторых странах дело доходит до «второго издания крепостничества».

Уже в первой трети 15 века страна переживала сравнительно быстрый подъем ремесленно-промышленного производства и независимого податного сельского хозяйствования. К началу 16 века большинство населения Германии состояло из феодально зависимых крестьян. В деревне безраздельно господствовали князья, дворяне и их управители. В городах преобладало цеховое ремесло. В магистраты входили представители богатого бюргерства. Германия продолжала занимать центральное положение на путях мировой торговли. До середины 16 века связи Северной Италии с Востоком шли через германские земли, Аугсбург, Нюрнберг по-прежнему оставались крупными центрами европейской торговли. Международная экономическая роль Германии выражалась в том, что она занимала первое место в мире по добыче серебра – главного средства обмена в то время.

Это выгодное положение на торговых путях способствовало росту товарно-денежных отношений. Немецкие города достигли расцвета и являлись средоточием богатства и роскоши. В Аугсбурге находились центральные конторы торговых фирм Фуггеров, Вельзеров, Франкфурт-на Майне славился ярмаркой, собиравшей купцов из Нидерландов, Фландрии, Англии, Польши, Чехии, Италии и Франции. На востоке Германии приобрела большое значение ярмарка в Лейпциге.

В текстильной промышленности все больше места занимала система авансирования, при которой разрозненные ремесленники подчинялись деятельности купца-предпринимателя, снабжавшего их деньгами и доставляемым сырьем. Элементы капиталистического производства особенно интенсивно развивались в горном деле.

С расцветом товарного производства и с распространением разного рода капиталистических отношений связаны изменения в аграрных отношениях. Традиционные ренты, взимавшиеся феодалами обесценились, это заставляло их искать новые источники доходов. Однако немецкие землевладельцы не становились предпринимателями, а направили свои силы на укрепление феодальной собственности. Наследственные земельные держания становились пожизненными, что приводило к ухудшению условий держания, увеличились многочисленные феодальные поборы (по случаям рождения, смерти, брака, продажи имущества и т.д.). Особенно быстро феодальная реакция нарастала в юго-западной части Германии. Многим крестьянам здесь приходилось отдавать феодалу треть и даже половину урожая. Если к этому прибавить княжеские налоги, запрещение крестьянам пользоваться лесом для сбора топлива и для пастбищ, то можно утверждать, что господа старались собрать с крестьянского хозяйства почти все.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.67.228 (0.009 с.)