Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 14. Ценности эпохи Возрождения. Эпоха Реформации. Особенности проведения Реформации в разных европейских странах.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вся новая история ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую немцы называют Реформацией, французы- Ренессансом, а итальянцы- Ринассименто, в нашей литературе ее принято называть Возрождением. Термин «возрождение» появился в XVI веке, его ввел Джорджо Вазари- живописец, архитектор и первый историограф итальянского искусства. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической древности. Историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Тем не менее, искусство Возрождения многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое, переплетаясь в нерасторжимой связи, образовали качественно новый сплав. Становление эпохи Возрождения, знаменовало собой начало многочисленных экономических, политических и социальных преобразований: · появление новых, буржуазных производственных отношений, пришедших на смену изжившим себя феодальным отношениям; · развитие товарно- денежных отношений; · переход от ремесла к мануфактуре; · рост городов и появление богатых горожан (буржуа), которые умели зарабатывать деньги собственной инициативой, а не грабительскими войнами, и которые были заинтересованы в развитии науки и техники; · зарождение мирового рынка, первоначальное накопление капитала, рост материального богатства; · великие географические открытия (Колумб открыл Америку, Васко да Гамма- морской путь из Европы в Индию, Магеллан совершил первое кругосветное путешествие) привели к началу эпохи колонизации. Рамки старого были раздвинуты, в городах возникла интеллигенция- особая группа людей, занимающихся умственным трудом. Наука, бывшая в средние века только «служанкой богословия», освободилась от бесплодного теоретизирования, основой ее становится опыт. Ученые стали наблюдать за движениями планет уже не для того, чтобы составлять гороскопы и предсказывать судьбу, а чтобы познать строение Вселенной, изучением химических веществ стали заниматься ради познания их реальных свойств, а не в поисках таинственного «философского камня», способного обращать любые металлы в золото. Это был величайший прогрессивный переворот. Эпоха нуждалась в титанах по силе мысли, страсти, характеру, по многосторонности и учености, которых она и породила. Тогда не было ни одного крупного человека, который не совершил бы далеких путешествий, не говорил бы на 4- 5 языках, не блистал бы в нескольких областях творчества. В новых условиях начала возрождаться вера в человека («Воля божья» уходит на второй план), отсюда оптимизм, присущий культуре Возрождения, ее жизнерадостный, жизнеутверждающий характер. Духовная диктатура церкви была сломлена, германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм. Но вместе с великими мастерами эпоха дала своих мучеников для костров и темниц инквизиций (во время Возрождения наблюдался настоящий разгул инквизиции). И характерно, что протестанты перещеголяли католиков в преследовании свободного изучения природы. Внимание деятелей новой культуры привлек прежде всего человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от лат. humanus — «человечный»). Гуманизм- течение общественной мысли, которое зародилось в XIV веке в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI веков распространилось в других европейских странах. Во Флоренции. А чуть позже- в Сиене, Ферраре, Пизе складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Сам термин «гуманизм» произошел от названия того круга наук, которым занимались поэтически и художественно одаренные флорентийцы. Это те науки, которые имели своим объектом человека и все человеческое в противоположность всему, изучающему божественное, то есть теологии. Среди гуманистов чаще всего были политические деятели, адвокаты, правоведы, ораторы, публицисты, чья деятельность лежала в русле гражданского гуманизма. Именно гуманисты начали отыскивать, переписывать, изучать сначала литературные, а затем художественные памятники античности. Впервые за тысячу лет христианства к античным статуям отнеслись не как к языческим кумирам. И именно с гуманистов начинается включение античного наследия в систему образования, знакомство с античной литературой, скульптурой, философией широких образованных кругов. Деятели той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искусственно прерванной античной истории. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями. Отличительные черты культуры Возрождения: · Характер антифеодальный, светский (не церковный), антиклерикальный; · Гуманистическое мировоззрение. Отказ от радостей жизни, внушаемый средневековой религией, сменился живым интересом к миру, к изучению природы, на основе наблюдений и опытов. · Обращение к культурному наследию античности («возрождение» культуры античности), в это время активно велись поиски древних рукописей, изучались памятники античной архитектуры, скульптуры, живописи, литературы; · Связь искусства и науки, изобразительное искусство перестает быть ремеслом и приравнивается к наукам, а произведение искусства рассматривается как результат духовной творческой деятельности; · Расширение круга заказчиков (в эпоху средневековья основной заказчик- церковь), наряду с церковью нередко заказы художникам дают цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица (знать и бюргеры- буржуа); · Расширение спроса на произведения искусства приведшее к широкому распространению станковых форм- живопись на дереве и холсте; скульптура из дерева, бронзы, терракота, майолики; гравюра на дереве и металле- технике, впервые давшей возможность повторять изображения в большом количестве экземпляров; · Изменение положения художника в социальной структуре общества: художники еще входят в цехи, но они нередко удостаиваются высоких почестей, исполняют дипломатические поручения, занимают места в городских советах. При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство Возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно изменились. В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками. Хронологические границы развития искусства Возрождения в разных странах не совпадают. В силу исторических обстоятельств северное Возрождение (конец XV- начало XVII века) отстает от Итальянского (конец XIII- вторая половина XVI века). При тщательном изучении эпохи в разных странах можно выделить следующие периоды: предвозрождение, раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение. Естественно, временные границы в каждой стране разные. Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что было создано в средневековом искусстве предыдущих веков, стало поворотным пунктом в истории европейского искусства, поставив в центр человека с его радостями и печалями, с его волей и умом, выработав новый художественный язык, который сохраняет свое значение до настоящего времени 1. Абсолютизация одной человеческой ипостаси — тела, доведение его до совершенства. 2. «Возврат» к античности, стремление восстановить искажённые древние ценности, что связано с решительным отрицанием многих существующих традиций. 3. Человек не осознаёт себя как автономную индивидуальность, он принадлежит к целому и должен выполнять в его рамках отведённую ему роль. 4. Принцип соревновательности, стремление к славе, известности, жажда самоутверждения, стремление развить свои способности и приумножить их, патриотизм. 5. Человек — творец своей судьбы и самого себя. 6. Окружающий человека мир, его привязанности и повседневные поступки являются частью установленного Богом порядка. Истинна лишь вера, согласная с учением церкви. Вне церкви нет спасения. 7. Наслаждение земным бытием, право человека на свободу и счастье. 8. В человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство собственного достоинства, воля, образованность. Возрождение было ориентировано на формирование определённого идеала человека, интеллектуально и духовно активного, двигающего культурный прогресс общества. Социальные коллизии позднего средневековья определялись развитием рынка и товарно-денежных отношений, вторгшихся в патриархальный или полупатриархальный хозяйственный быт феодального общества. Одним из результатов этого развития был рост экономического, культурного и военно-политического значения городов. Используя слабость военно-феодальной государственной власти, в ходе коммунального движения они вырывали привилегии у монархов и сеньоров, окружали себя крепостными стенами и становились теплицами, в которых вырастали первые побеги частной предприимчивости. Следует обратить особое внимание, что именно бюргерство, как средневековый торгово-промышленный слой, а не крупное посредническое купечество и не влиятельные ссудно-ростовщические дома, связанные с аристократией, верхами клира и дворами, воплощало в себе новые общественно-экономические тенденции. В ту эпоху это был достаточно массовый имущий слой, тесными нитями связанный как с городским плебсом, так и с крестьянством. В городах, где рождалось мануфактурное производство, под охраной муниципальных привилегий получила широкое распространение форма «работающего собственника», представленная, прежде всего, автономным ремеслом. На этой основе в позднесредневековом европейском городе формируется специфический тип хозяйственной деятельности, который можно было бы назвать бюргерски-предпринимательским. Весьма широко было распространено хозяйствование, основанное на прибыльной трудовой самоэксплуатации. Таковы итальянские, южнофранцузские и испанские ремесленные мастерские, голландские домашние прядильни, разного рода трудовые товарищества (например, немецкие горняцкие артели). Это был новый тип рентабельного производства, мотивированного простым стремлением к неподневольному существованию, к сохранению однажды приобретенной экономической независимости. Владельцы мануфактур подчинялись строю жизни бюргеров, их деловой этике и вовсе не обнаруживали той «неограниченной жажды обогащения», которая сделается столь выразительной их чертой в пору развития централизованной мануфактуры и фабрики. Вторжение товарно-денежных отношений, их развитие вызвало процесс так называемой рефеодализации, которая сопровождалась упадком системы свободного ремесла, кризисом городских республиканских учреждений и аристократическим перерождением ренессансной культуры. В 16-17 вв. становление капиталистического производства имеет еще неустойчивый характер.. В начале нового времени феодализм заявляет о себе как общественная система, способная уживаться с различными хозяйственными укладами и успешно адаптировать механизмы развивающегося рынка. Развивается кризис сеньориального строя, основанного на барщинной системе, а феодальная рента сохраняется, и даже ужесточается. Множатся формы личной зависимости производителя, утверждается уклад торгового земледелия, основанного на кабальных отношениях, а в некоторых странах дело доходит до «второго издания крепостничества». Уже в первой трети 15 века страна переживала сравнительно быстрый подъем ремесленно-промышленного производства и независимого податного сельского хозяйствования. К началу 16 века большинство населения Германии состояло из феодально зависимых крестьян. В деревне безраздельно господствовали князья, дворяне и их управители. В городах преобладало цеховое ремесло. В магистраты входили представители богатого бюргерства. Германия продолжала занимать центральное положение на путях мировой торговли. До середины 16 века связи Северной Италии с Востоком шли через германские земли, Аугсбург, Нюрнберг по-прежнему оставались крупными центрами европейской торговли. Международная экономическая роль Германии выражалась в том, что она занимала первое место в мире по добыче серебра – главного средства обмена в то время. Это выгодное положение на торговых путях способствовало росту товарно-денежных отношений. Немецкие города достигли расцвета и являлись средоточием богатства и роскоши. В Аугсбурге находились центральные конторы торговых фирм Фуггеров, Вельзеров, Франкфурт-на Майне славился ярмаркой, собиравшей купцов из Нидерландов, Фландрии, Англии, Польши, Чехии, Италии и Франции. На востоке Германии приобрела большое значение ярмарка в Лейпциге. В текстильной промышленности все больше места занимала система авансирования, при которой разрозненные ремесленники подчинялись деятельности купца-предпринимателя, снабжавшего их деньгами и доставляемым сырьем. Элементы капиталистического производства особенно интенсивно развивались в горном деле. С расцветом товарного производства и с распространением разного рода капиталистических отношений связаны изменения в аграрных отношениях. Традиционные ренты, взимавшиеся феодалами обесценились, это заставляло их искать новые источники доходов. Однако немецкие землевладельцы не становились предпринимателями, а направили свои силы на укрепление феодальной собственности. Наследственные земельные держания становились пожизненными, что приводило к ухудшению условий держания, увеличились многочисленные феодальные поборы (по случаям рождения, смерти, брака, продажи имущества и т.д.). Особенно быстро феодальная реакция нарастала в юго-западной части Германии. Многим крестьянам здесь приходилось отдавать феодалу треть и даже половину урожая. Если к этому прибавить княжеские налоги, запрещение крестьянам пользоваться лесом для сбора топлива и для пастбищ, то можно утверждать, что господа старались собрать с крестьянского хозяйства почти все.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.48.24 (0.015 с.) |