Военный аспект культуры кочевников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Военный аспект культуры кочевников



Нередко развитые общества гибли под ударами более примитивных кочевых (падение Рима под натиском варваров, Руси от нашествия наследников Чингиз-хана). Это объяснялось тем, что военная организация кочевников была неизмеримо сильнее, проще и надежнее, чем у противника. Война была формой бытия кочевников, формировавшаяся у мужчин с детства их способом существования, а вовсе не оборонительной необходимостью, как у земледельцев.

С середины XV в. до н.э. у кочевников распространяется коневодство и быстро становится основной отраслью хозяйства, затем одомашнивается верблюд. Благодаря этому делаются возможными более регулярные и длительные перекочевки. Так был освоен Аравийский полуостров, откуда тоже на рубеже II - I тысячелетия до н.э. начинают выбрасываться огромные толпы кочевников (арамеев, затем арабов). Они двигаются сплошной массой, захватывают большие территории.

Роль коня и в самом кочевье и в управлении стадом такова, что он почти также дорог, как человек, даже больше. О роли коня в этой культуре достаточно выразительно говорят скифские погребения, когда с умершим воином кладут его оружие, жену и его коня, непременного спутника его трудовой и боевой жизни.

Особая роль коня в культуре кочевников связана также с местом в их жизни воинских набегов. Отмечается, что одной из основных черт характера таких народов была агрессивность – это не врожденное, но приобретенное способом жизни качество, необходимое для выживания, культурное качество. В культуре культивировалась агрессивность как доблесть подлинного воина.

В системе ценностей скотоводов-кочевников участие в войне было необходимым условием существования и выживания. Мальчиков к этому готовили с раннего детства, через игрушки и игры, затем обучая владению оружием и формируя в сознании подростка воинственность как признак мужественности, как проявление мужской чести и доблести. Повседневная практика скотовода делала убийство живого существа делом привычными, не вызывающим отрицательных эмоций.

Таким образом, общая характеристика рассмотренного нами типа культуры выявляет три доминанты: скотоводство, кочевой образ жизни и агрессивность, сделавшую войну органическим, неотъемлемым элементом хозяйственной и духовной жизни.

Одно из самых существенных различий в трех названных вариантах развития материальной, духовной и художественной культуры – это отношение к пространству и времени.

Для скотоводов-кочевников пространство играет огромную роль, поскольку кочевое бытие и порождаемые им постоянные кровавые столкновения с земледельцами, горожанами и другими кочевниками делают особенно значимой не статику ограниченного, освоенного земледелием пространства, а динамику передвижения в безграничном пространстве гор, степей, рек и моря. Время же для кочевников воинов значит очень мало.

Вопрос 7. Становление цивилизации в земледельческих обществах. Особенности древнейших цивилизаций Востока (на примере одной из них).

Образ жизни з емледельцев существенно зависит от времени (времени года, погоды, от дня и ночи), которое воспринимается как необратимое движение от начала к концу (к вечной жизни). Каждый момент бытия необратим, поэтому обладает особой ценностью неповторимого. Будущее превращается в настоящее, настоящее в прошлое, ход времени вне власти человека. Однако вера в вечную загробную жизнь, воплощаемая в заупокойном культе, делает минимальной ценность быстротечной земной жизни. Пространство воспринимается земледельцем как ограниченная площадь обрабатываемых земель и играет для них важную, но совсем иную роль, чем для кочевников. Объем выращенных злаков зависит от площади обработанной земли, поэтому пространство ценно для земледельца, но как статичная, постоянная площадь. Здесь человек является собственником пространства и всецело зависит от течения времени.

Общая характеристика

Данный тип цивилизации вырос из превращения земледелия в основу производственной деятельности и соответственной перестройки всей культуры и системы ценностей, из той его конкретной формы земледелия, которая сложилась в странах Древнего Востока. (Двуречье, Индия, Китай, Индонезия, Южная и центральная Америка, Северная Африка – Древний Восток). Эти цивилизации основаны на овладении растительным миром. Это второй путь, по которому пошли народы в условиях распада первобытного синкретизма. Выбор этого пути зависел, конечно, не от воли фараона, царя, а от природных условий, геологических и климатических, благоприятствовавших именно такому, а не скотоводческому, хозяйствованию. Такие условия предоставляла наиболее близкая к территории зарождения человека территория Двуречья, а затем и в более отдаленных районах – в Китае, Индии, Южной и Центральной Америке. Конкретная практика этих цивилизаций связана с совершенствованием землеустройства, способов хранения больших урожаев, торговли, строительство грандиозных архитектурных сооружений. Они реализовывали, таким образом, возможности, предоставляемые человеку природой. Разброс конкретных условий обусловил индивидуальные особенности каждой из древневосточных цивилизаций. Однако можно указать и общие всем им характерные черты.

1. Древневосточные государства возникают в бассейнах великих рек: Египет – Нил, Месопотамия – Евфрат и Тигр; Южная Азия – Инд, Ганг; Китай –Янцзы и Хуанхэ.

2. Занятия земледелием и животноводством возможны были лишь при условии создания искусственных оросительных систем – ирригации.

3. Создание оросительных систем было под силу только очень большим коллективам людей, деятельность которых направлялась бы из единого центра – государства. Эпицентром государства был в таких обществах царь (фараон, император) и подчиненный ему государственный аппарат чиновников. Земледельческая практика, таким образом, потребовала выработки новых способов жесткой организации общественного бытия.

4. Таким образом, государство стало в этих территориях не рычагом принуждения, а всеобщим благом, люди объединялись в государства, чтобы контролировать водную артерию и содержать в надлежащем состоянии ирригационную систему. Потребовался подневольный труд масс рабов, армия, способная добывать этих рабов и защищать общество от таких же притязаний других государств, ремесла, обслуживающие государство и армию. Для осуществления этих функций понадобились два механизма – государственно-политический и духовный, культовый.

5. Поскольку слаженная работа по поддержанию ирригационной системы требовала руководства из единого центра, возникла особая форма организации политической власти – восточная деспотия.

6. Слово «деспот» греческого происхождения – господин, хозяин. Деспот был хозяином всех земель в государстве, вод и самого населения. Его власть никем и ничем не ограничена. Он – верховный собственник всех земель, водных богатств, он волен в жизни и смерти своих подданных, которые были его рабами.

7. Деспот воспринимался населением как Сын Неба, был и жрецом, и воином, и носителем светской власти, и идеалом нравственного поведения

8. Такая форма государства наложила отпечаток на форму организации общества. В первобытном обществе существовала община. При переходе к государственности община сохранилась, однако приобрела иную форму. Она стала хозяйственной единицей, подчиненной деспоту. Государство следило за тем, чтобы община не распадалась. Свободные общинники долго были основной рабочей силой в древневосточных цивилизациях.

9. Рабов в древневосточных обществах первоначально было мало. Рабство носило патриархальный характер. Однако количество рабов сильно возрастало по мере учащения войн. Основным источником рабства был, таким образом, плен.

10. Экономика таких обществ, как правило, включала в себя два сектора - государственный и общинно-частный.

11. Потребность в светском законодательстве возникла потому, что центром всей жизни страны становился крупный город – новая форма поселения, неизвестная ни первобытности, ни кочевникам. Города являлись центрами государственно-чиновничьего управления, управления армией, центрами религиозной жизни, ремесленного производства, торговых операций и учебной деятельности. Город в рассматриваемой культуре является центом тяготеющей к нему сельскохозяйственной округи, город – центр округи в хозяйственном отношении, так как через него осуществлялось взаимодействие государственного и общинно-частного секторов экономики. Город также был политически центром как резиденция государственной администрации и средоточие органов общинного самоуправления. Город – также и идеологический центр.

12. Центральное место в мифологии таких культур занимал уже не зверь, а обожествленное Солнце. Культ Солнца становится государственной узаконенной формой богослужения

13. На основе поклонения Солнцу как источнику жизни сложились представления о востоке как стране, где встает солнце, месте рождения и возрождения, в то же время запад оценивался как место захода солнца, место смерти и загробной жизни.

14. Поскольку Солнце в земледельческих цивилизациях играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и вполне конкретную утилитарную, хозяйственную роль силы, обеспечивающей урожай (роль, неизвестная скотоводам-кочевникам), получили развитие мифы об умирающем и воскресающем божестве растительности. Наряду с солнцем обожествлялась вода.

15. Пафос преодоления, подчинения сил хаоса пантеону высших богов был чрезвычайно силен в странах, где земледелие развилось на базе ирригационной системы.

16. Участие в войне для земледельцев уже не является потребностью бытия. Строй психики, присущий трудовой деятельности крестьянина, лишен агрессивности, ограбление и убийство людей и природы осуждается, война оценивается как бедствие.

17. Культура земледельцев носила традиционный характер, ориентированный на воспроизводство ценностей, системы производства, на подражание предкам.

18. Неуклонное совершенствование земледельческой практики потребовало совершенствования землеустройства, способов хранения больших урожаев. Развитие торговли (особенно морской), строительство грандиозных архитектурных сооружений, культовая практика потребовали развития научного мышления (достижения в этой области, конечно несравнимы с достижениями древних греков, но это не может умалить значение населения Древнего Востока как первооткрывателей науки, мышления, принципиально отличного от мышления мифологического).

19. Изобретение нового типа мышления потребовало изобретения письменности как нового способа хранения и передачи добытой информации. П исьменнос ть является одним из основных атрибутов цивилизации. В них обязательно появления писанных законов – как правовой фиксации усложнившегося социального бытия. Законы имели чисто светский характер.

20. Возникновение городов имело следствием возникновение монументальной архитектуры.

Нильская или Египетская цивилизация. Ирригация Нила была довольно простым делом. Нил питается двумя рукавами — Белым Нилом и Голубым Нилом. У них разное происхождение, разная система истоков. Один питается из системы озер, другой — летним таянием ледников в горах, в силу чего разливаются они не одновременно, и высота подъема Нила бывает год от года различной. Долина Нила являет собой нечто поразительное — неправдоподобно голубая река, окруженная сплошной зеленой лентой роскошной растительности. Плодородие удобренных илом почв высочайшее. Но увеличить плодородную территорию практически невозможно, ибо долина с обеих сторон четко ограничена пустыней, которую бесполезно орошать (вода все равно уйдет в песок, и ничего, кроме засоления почвы, достичь не удастся). Правда, в Египте есть еще оазисы, но это небольшие зеленые пятна, принципиально не меняющие картину. Поэтому, с одной стороны, египтянин зависел от Нила (стоило воде не дойти до среднегодового ординара на 4 см, его ждал голодный год), а с другой — не слишком перегружал себя трудами по ирригации.

Но когда египтянам удалось создать ирригационную систему, налаженное хозяйство стало очень нетрудоемким. Основная проблема земледельца-ирригатора заключалась лишь в том, чтобы удержать воду на полях, для чего поля окружались невысокими дамбами. При спаде воды после максимального разлива эти дамбы задерживали воду ровно настолько, чтобы осел плодородный ил, который несет Нил, заодно и удобряющий эту долину. А остаток воды спускался раскрытием части дамб, которые потом легко можно было починить. Поэтому такой вариант ирригации был достаточно легкий в сравнении с другими условиями ирригации, благодаря чему большинство крестьян (т. е. основное население Египта) были лично свободными людьми, а рабами были иноземцы. Общественная организация Египта сложились в систему номов — древнейшую форму государственности. Термин «ном» греческий, так принято называть области Египта. Земледельческие номы не связаны с большими городами. Усилий их обитателей вполне достаточно для минимальной мобилизации ради строительства водозадерживающих дамб. Номы были нанизаны, как четки, на длинную ленту Нила. Они все вытянуты вдоль его долины с севера на юг. И только дельта, где Нил распадается на множество рукавов, обводняя большое пространство, была поделена на номы, расположенные так же и с запада на восток. Эта форма государственности была настолько естественной, что каждый раз, когда Египет распадался (а за свою долгую историю он распадался не единожды), он распадался до номов. Потом номы снова собирались в одно государство. Номы же не распадались никогда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.012 с.)