Особые условия экономического и политического развития Германии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особые условия экономического и политического развития Германии.



1. феодальная реакция тормозила распространение в стране элементов капиталистических отношений. Отдельные германские земли развивались неравномерно и экономически изолировано.

2. Этим определялась политическая структура: к началу 16 в. – конгломерат изолированных, самостоятельных, слабо связанных между собой владений, весьма различных по ресурсам, территории, политическому значению и юридическому статусу. (сильнейшим был дом Габсбургов, которому до 40-х годов 15 в. принадлежала императорская корона).

3. Усиление самостоятельности территорий сказывалось на экономическом развитии страны. Каждый князь старался перещеголять своих соседей блеском своего оружия, дворца, мощью финансов и армии. Тяжесть налогов подрывала экономику деревень, купцы и предприниматели были лишены государственной поддержки и должны били рассчитывать только на свои силы.

4. Крупные немецкие торгово-ростовщические фирмы Фугеров, Вельзеров, Гохштеттеров основные доходы получали благодаря привилегиям и монопольными правам, они тесно были связаны с феодалами.

В 16 в., в связи с перемещением торговых путей в Атлантический океан экономическое развитие в Германии приобрело причудливые формы. Германии находилась впереди других стран по концентрации торгового капитала и применению наемного труда в такой существенной отрасли средневековой промышленности, как горно-металлургическая, но уже отстает от Англии и Нидерландов по общему распространению мануфактур.

Без всяких затруднений в Германии шла только меркантилизация традиционных сословий.

Во многих районах Германии восстанавливается крепостное состояние. Луга и леса изымаются из общинного пользования, стремительно растут все виды повинностей и поборов. Феодалы все чаще практикуют юридические и ростовщические хитрости. Захватывают общинные земли, дробят их и продают в рассрочку тем же ограбленным крестьянам. При этом назначаются такие ежегодные платежи, что плательщики попадают в вечную кабалу. Крестьяне закрепощаются через свое бездоходное хозяйство вместе с потомством и сидят в нем как в долговой яме.

Первые последствия развития в Германии товарно-денежных отношений оказались крайне запутанными. Прибыль, полученная в мануфактурах уплывала в виде пошлин и налогов. Главным соперником нарождающегося предпринимателя оказываются помещики и ростовщики, которые умело организовывали самые изощренные лихоимства. В начале 16 века положение бюргеров оказалось трагикомичным: они не могли уже ни вернуться вспять, к производству, не ведающему прибавочной стоимости, ни сравняться со своими феодальными конкурентами в искусстве изымания и удержания уже готовой денежной прибыли.

Немецкая бюргерская культура 16 в. проникнута ощущением конца света, конца времен, популярна тема хрупкости и бренности жизни. Трудно назвать такого мыслителя, у которого такие сентенции были бы столь выразительны и горьки, как Эразм Роттердамский, который был властителем дум образованного бюргерства. Звучит тема тщетности любых конструктивных человеческих усилий.

Спонтанное развитие раннекапиталистического уклада из отношений товарно-денежного обмена упирается в ими же созданную деформацию феодализма. Нарождающемуся мануфактурному производству предстояло либо погибнуть (как это случилось в Италии, на родине мануфактуры), либо обрести «второе дыхание» посредством радикальной переоценки ценностей. Бюргеры испытывают потребность в моральном возвышении «честной наживы» (трудолюбия, бережливости, отсутствие обмана и лихоимства).

Люди того времени были людьми искренне, беззаветно верующими. Горожанин и крестьянин конца 15 – 16 вв. мог быть сектантом, мистиком, еретиком, даже богоненавистником, но не мог вообще выйти за рамки религиозного мировоззрения.

Западнохристианское богословие отстаивало разделение всей человеческой деятельности на сакральную и профаническую. Угодной Богу оно признавало лишь сакральную активность, представленную аскетическими усилиями «черного духовенства», магическими действиями храмовых священников, творящих мессы и таинства. Позднесредневековая теология приписывала этой деятельности почти фантастическую эффективность: предполагалось, что монашеские аскетические подвиги не только достаточны для спасения тех, кто их совершает, но и создают значительный избыток «христианских заслуг», который затем может добровольно уступаться в пользу мирян.

Обычные профанические занятия (сельским хозяйством, ремеслом, торговлей, художествами, исследованиями, отправлением светских должностей) квалифицировались в качестве безразличных для бога дел, следовательно, они не могли оказать никакого влияния на спасение души, на ход божественного оправдания.

Очевидно, что позднесредневековое католическое учение не давало никакой духовной опоры предприимчивым горожанам.

Гуманизм. В идеологической подготовке Реформации важная роль принадлежит гуманистическому движению. Уже в середине 15 в. во многих немецких университетах по примеру итальянских возникали кружки изучения античности. Они пропагандировали научные знания, высокие моральные качества, положительное отношение к радостям земной жизни, обличение невежества богословов. В начале 16 в. большим авторитетом в кругах гуманистов пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн Рейхлин.

С началом реформации было связано выступление Лютера в октябре 1517 г с 95 тезисами против индульгенций

Лютер. В 29 лет Лютер стал доктором богословия. В 1515 -1516 гг. Лютер в проповедях уже ставит под сомнение основы аскетического монашеского жития, монастырь, как предприятие по выработке «христианских заслуг» осознается им как место совершенно пустопорожних занятий.

В «95 тезисах» Лютер поставил под сомнение само право церкви на назначение искупительных страданий, он отрицал право папы и всей церкви на распоряжение небесными исправительными карами и объявлял пагубным сам страх перед ними. Лютер в качестве ведущей задачи христианской жизни определял раскаяние самого верующего, поэтому он встает на путь отвержения всех церковно назначенных искуплений грехов. Зло, поразившее церковь таится не в том, что моральные и аскетические жертвы в ней заменены торговлей индульгенциями (т.е. денежными выплатами), а в том, что церковь вообще поставила жертву в центр своих отношений между человеком и Богом. Основная идея тезисов: «Богу – одно только раскаяние». Эта идея наталкивала верующего простолюдина на мысль, что вся церковная собственность представляет собой незаконное достояние. Возвышение самого раскаяния содержало в себе большие критические возможности.

Основная идея Лютера: человек достигает спасения души не через церковь и ее обряды, а при помощи веры, непосредственно даруемой Богом. Мирская жизнь и мирской порядок, которые и дают возможность предаваться вере, составляют важный момент христианской жизни.

Отрицание Лютером доминирующей роли церкви выражалось также в отрицании того, что источником истины является священное предание – т.е. папские постановления, признавая в качестве авторитета только Священное писание. Роль духовенства должна, по мнению Лютера, сводиться только к разъяснению положений писания.

После появления тезисов против Лютера был начат инквизиционный процесс. В ходе этого процесса Лютер уточняет свои позиции. Он впервые провозгласил принцип свободы совести, религиозность – личное дело каждого верующего.

Лютер объявляет ложным фундаментальное положение католической церкви о сословно-кастовом разделении людей на священников и мирян. Он отстаивает принцип всеобщего священства – пасторская деятельность трактуется им как служба, на которую уполномачивает община. Должность пастора требует особой подготовки в толковании Священного писания и в церковных церемониях. Но только эта квалификация и отличает церковнослужителя от мирянина, а вовсе не сверхъестественная миссия посредничества с Богом, совершаемая через рукоположение.

Эта решительная программа дополнялась еще критикой церковных таинств: из всех священнодействий Лютер сохранил лишь два - крещение и причастие – остальные он определял как магию. Магия противоположна подлинной набожности: она заботится не о том, как человека подчинить божественной воле, а о том, как Бога подчинить воле людей.

1519 – 1521 гг. – время наивысшего авторитета Лютера как религиозного мыслителя. Германия видела в нем своего духовного вождя. Его идеи распространились далеко за пределы Германии.

В апреле 1521 года Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где перед иерархами католической церкви отверг основные презумпции инквизиционных процессов. Однако Карл 5 объявил учение Реформации ересью и приказал подданным не давать Лютеру постоя и крова, а книги его не продавать и не читать. Сразу после этого события начался бурный подъем оппозиционного движения. Начало происходить движение Реформации вширь.

Томас Мюнцер. Главный смысл его деятельности был в провозглашении близкого социального переворота, который должен быть произведен городской беднотой и массой крестьян.

Общественное движение в Германии достигло кульминации в 1524-1525 гг. в Крестьянской войне, которая началась с волнений в юго-западной Германии. При этом Лютер не принял крестьянского движения и ответил на него уговорами положиться на добрую волю господ, а затем санкционировал жестокие действия армии по подавлению восстаний.

Подавление крестьянской войны вызвало дальнейшее распространение учения Лютера. Во многих города Германии закрываются монастыри, вводится реформированное богослужение, на сторону Реформации переходят многие немецкие князья, заинтересованные в секуляризации.

Лютер выдвинул тезис о спасительности одной только веры, этот тезис подразумевает, что только образ мысли человека, его установки и намерения непосредственным образом радуют или огорчают творца.

Важной заслугой Лютера стало обоснование им религиозного и нравственного значения труда. Именно Лютер выводит забытое изречение «Кто не работает, тот да не ест», именно он впервые в Европе говорит о почетности любого труда, требует работы ото всех, кто может работать. Именно труд, кроме того, должен был служить превентивной мерой против всех возможных искушений, того, что протестантизм объединяет понятием «нечистая жизнь», труд, таким образом стал гигиеническим, аскетическим средством. Значение труда выросло до одного из главных приоритетов этики. Именно из возвеличивания труда происходил известный лозунг капитализма «владыкой мира станет труд».
Ясно, что изменение отношения к труду обусловило возникновение и решение ряда технических проблем:

o рационализация хозяйства

o освоение целины,

o увеличение объемов производства орудий труда и улучшение их качества

o развитие средств передачи информации, предпосылкой чего является рост грамотности населения

o свобода труда, поскольку только свободный труд приносит наибольшую пользу общества

o конкуренция, способствующая росту производительности труда

o достаточное количество всеобщего эквивалента – денег.

16-18 вв. время, когда появляется новый, неизвестный традиционным обществам тип работника, массового производителя: волевой, упорный, способный к самодисциплине и обладающий высокой чувствительностью к чисто экономическому стимулированию.

Немецкая бюргерская Реформация оказала глубокое и длительное воздействие на все европейские страны. Реформация была одним из удивительных духовно-идеологических процессов средневековья: ее отделенные последствия благотворны, ее ближайшие результаты – чудовищны. Принцип «чья власть, того и вера» привел к тому, что религиозные вопросы стали частью политики, и религиозный раскол стал постоянным поводом для княжеских междоусобиц.

Реформационное движение и Тридцатилетняя война имели страшные для Германии последствия.

Немецкое земледелие было подорвано: число хозяйств сократилось в 3-4 раза. Прекратили существование целые отрасли ремесла. За каждым недородом следовал массовый голод, в хрониках приводятся факты о людоедстве, о поедании крыс, мышей и трупов.

Население Германии сократилось почти в 2 раза (в некоторых провинциях – Вюртемберге – в 8 раз). Университеты почти прекратили свою деятельность, закрывались приходские школы.

Война привела к массовой деморализации и росту преступности: убийства и грабежи стали постоянным элементом немецкого быта.

Люди, разочаровавшиеся в поддержке Бога, стремились найти ее в сверхъестественных силах. Германию охватывает мания «магических вредительств»: ими объясняли падеж скота, нашествия, эпидемии. Одновременно происходят гонения на колдунов – конец 16 – 1/3 17 вв. – самая активная фаза «охоты на ведьм». Количество колдунов и колдуний, отправленных в этот период на костер приближается в некоторых местах к числу непосредственных жертв войны.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.018 с.)