Вопрос 2. Исторические представления древних и средневековых мыслителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Исторические представления древних и средневековых мыслителей.



Вопрос 2. Исторические представления древних и средневековых мыслителей.

К настоящему времени можно выделить три основные позиции в трактовке исторического процесса: 1) концепция линейного прогресса как общей закономерности исторического развития; 2) противостоящий ей фактографический эмпиризм, признающий единственный принцип исторического процесса – хронологию; 3) теория локальных цивилизаций, претендующая на разрешение данного методологического конфликта.

1) В эпоху средневековья европейские представления об историческом процессе были основаны на принципе провиденциализма и определялись христианством. Активным началом, определяющим историческое развитие, выступал Бог, начало истории связано с актом творения мира и человека, и сам исторический процесс по христианским представления предопределен. Христианские представления об историческом развитии содержатся в труде Аврелия Августина (354-430 гг.) "De civitate Dei". Содержанием истории является борьба двух градов - града Божьего и града земного. Цель истории - спасение человечества перед Страшным Судом, который и должен быть, по мысли этого богослова финалом исторического процесса.

2) Ибн Хальдун – арабский мыслитель (~1460) – «Книга поучительных примеров из истории».

Мысль о наличии социальной динамики, о разделении общества на группы, социальные слои, которые живут очень похоже. Выделял группы на основе социальных факторов: наличие средств к существованию, разделение труда между слоями, собственность, обмен, торговля.

Разные государства можно оценивать по уровню развития (по наличию городов и городского населения, чем их больше, тем выше уровень развитости экономики государства).

Главное, что дает обществу возможность развиваться это осознание взаимной привязанности, солидарность общества, ослабление этого процесса приводит к упадку.

Понимание времени:

1)Библия. В мировосприятии древних евреев, время – процесс необратимый. Начало времени – процесс сотворения мира (концепция линейного времени). Движение только вперед. Линейное время имеет динамичный конечный характер.

2)Концепция времени как круговорота, присущая древнегреческим мыслителям. Мир существует по неким законам хаоса, оно движется не линейно, а по кругу. Происходит постоянное возобновление того, что было раньше (со временем эта концепция рассматривалась как ересь, мудрствование, учение древних).

 

Общая характеристика

Данный тип цивилизации вырос из превращения земледелия в основу производственной деятельности и соответственной перестройки всей культуры и системы ценностей, из той его конкретной формы земледелия, которая сложилась в странах Древнего Востока. (Двуречье, Индия, Китай, Индонезия, Южная и центральная Америка, Северная Африка – Древний Восток). Эти цивилизации основаны на овладении растительным миром. Это второй путь, по которому пошли народы в условиях распада первобытного синкретизма. Выбор этого пути зависел, конечно, не от воли фараона, царя, а от природных условий, геологических и климатических, благоприятствовавших именно такому, а не скотоводческому, хозяйствованию. Такие условия предоставляла наиболее близкая к территории зарождения человека территория Двуречья, а затем и в более отдаленных районах – в Китае, Индии, Южной и Центральной Америке. Конкретная практика этих цивилизаций связана с совершенствованием землеустройства, способов хранения больших урожаев, торговли, строительство грандиозных архитектурных сооружений. Они реализовывали, таким образом, возможности, предоставляемые человеку природой. Разброс конкретных условий обусловил индивидуальные особенности каждой из древневосточных цивилизаций. Однако можно указать и общие всем им характерные черты.

1. Древневосточные государства возникают в бассейнах великих рек: Египет – Нил, Месопотамия – Евфрат и Тигр; Южная Азия – Инд, Ганг; Китай –Янцзы и Хуанхэ.

2. Занятия земледелием и животноводством возможны были лишь при условии создания искусственных оросительных систем – ирригации.

3. Создание оросительных систем было под силу только очень большим коллективам людей, деятельность которых направлялась бы из единого центра – государства. Эпицентром государства был в таких обществах царь (фараон, император) и подчиненный ему государственный аппарат чиновников. Земледельческая практика, таким образом, потребовала выработки новых способов жесткой организации общественного бытия.

4. Таким образом, государство стало в этих территориях не рычагом принуждения, а всеобщим благом, люди объединялись в государства, чтобы контролировать водную артерию и содержать в надлежащем состоянии ирригационную систему. Потребовался подневольный труд масс рабов, армия, способная добывать этих рабов и защищать общество от таких же притязаний других государств, ремесла, обслуживающие государство и армию. Для осуществления этих функций понадобились два механизма – государственно-политический и духовный, культовый.

5. Поскольку слаженная работа по поддержанию ирригационной системы требовала руководства из единого центра, возникла особая форма организации политической власти – восточная деспотия.

6. Слово «деспот» греческого происхождения – господин, хозяин. Деспот был хозяином всех земель в государстве, вод и самого населения. Его власть никем и ничем не ограничена. Он – верховный собственник всех земель, водных богатств, он волен в жизни и смерти своих подданных, которые были его рабами.

7. Деспот воспринимался населением как Сын Неба, был и жрецом, и воином, и носителем светской власти, и идеалом нравственного поведения

8. Такая форма государства наложила отпечаток на форму организации общества. В первобытном обществе существовала община. При переходе к государственности община сохранилась, однако приобрела иную форму. Она стала хозяйственной единицей, подчиненной деспоту. Государство следило за тем, чтобы община не распадалась. Свободные общинники долго были основной рабочей силой в древневосточных цивилизациях.

9. Рабов в древневосточных обществах первоначально было мало. Рабство носило патриархальный характер. Однако количество рабов сильно возрастало по мере учащения войн. Основным источником рабства был, таким образом, плен.

10. Экономика таких обществ, как правило, включала в себя два сектора - государственный и общинно-частный.

11. Потребность в светском законодательстве возникла потому, что центром всей жизни страны становился крупный город – новая форма поселения, неизвестная ни первобытности, ни кочевникам. Города являлись центрами государственно-чиновничьего управления, управления армией, центрами религиозной жизни, ремесленного производства, торговых операций и учебной деятельности. Город в рассматриваемой культуре является центом тяготеющей к нему сельскохозяйственной округи, город – центр округи в хозяйственном отношении, так как через него осуществлялось взаимодействие государственного и общинно-частного секторов экономики. Город также был политически центром как резиденция государственной администрации и средоточие органов общинного самоуправления. Город – также и идеологический центр.

12. Центральное место в мифологии таких культур занимал уже не зверь, а обожествленное Солнце. Культ Солнца становится государственной узаконенной формой богослужения

13. На основе поклонения Солнцу как источнику жизни сложились представления о востоке как стране, где встает солнце, месте рождения и возрождения, в то же время запад оценивался как место захода солнца, место смерти и загробной жизни.

14. Поскольку Солнце в земледельческих цивилизациях играло не только абстрактную роль общего условия жизни, но и вполне конкретную утилитарную, хозяйственную роль силы, обеспечивающей урожай (роль, неизвестная скотоводам-кочевникам), получили развитие мифы об умирающем и воскресающем божестве растительности. Наряду с солнцем обожествлялась вода.

15. Пафос преодоления, подчинения сил хаоса пантеону высших богов был чрезвычайно силен в странах, где земледелие развилось на базе ирригационной системы.

16. Участие в войне для земледельцев уже не является потребностью бытия. Строй психики, присущий трудовой деятельности крестьянина, лишен агрессивности, ограбление и убийство людей и природы осуждается, война оценивается как бедствие.

17. Культура земледельцев носила традиционный характер, ориентированный на воспроизводство ценностей, системы производства, на подражание предкам.

18. Неуклонное совершенствование земледельческой практики потребовало совершенствования землеустройства, способов хранения больших урожаев. Развитие торговли (особенно морской), строительство грандиозных архитектурных сооружений, культовая практика потребовали развития научного мышления (достижения в этой области, конечно несравнимы с достижениями древних греков, но это не может умалить значение населения Древнего Востока как первооткрывателей науки, мышления, принципиально отличного от мышления мифологического).

19. Изобретение нового типа мышления потребовало изобретения письменности как нового способа хранения и передачи добытой информации. П исьменнос ть является одним из основных атрибутов цивилизации. В них обязательно появления писанных законов – как правовой фиксации усложнившегося социального бытия. Законы имели чисто светский характер.

20. Возникновение городов имело следствием возникновение монументальной архитектуры.

Нильская или Египетская цивилизация. Ирригация Нила была довольно простым делом. Нил питается двумя рукавами — Белым Нилом и Голубым Нилом. У них разное происхождение, разная система истоков. Один питается из системы озер, другой — летним таянием ледников в горах, в силу чего разливаются они не одновременно, и высота подъема Нила бывает год от года различной. Долина Нила являет собой нечто поразительное — неправдоподобно голубая река, окруженная сплошной зеленой лентой роскошной растительности. Плодородие удобренных илом почв высочайшее. Но увеличить плодородную территорию практически невозможно, ибо долина с обеих сторон четко ограничена пустыней, которую бесполезно орошать (вода все равно уйдет в песок, и ничего, кроме засоления почвы, достичь не удастся). Правда, в Египте есть еще оазисы, но это небольшие зеленые пятна, принципиально не меняющие картину. Поэтому, с одной стороны, египтянин зависел от Нила (стоило воде не дойти до среднегодового ординара на 4 см, его ждал голодный год), а с другой — не слишком перегружал себя трудами по ирригации.

Но когда египтянам удалось создать ирригационную систему, налаженное хозяйство стало очень нетрудоемким. Основная проблема земледельца-ирригатора заключалась лишь в том, чтобы удержать воду на полях, для чего поля окружались невысокими дамбами. При спаде воды после максимального разлива эти дамбы задерживали воду ровно настолько, чтобы осел плодородный ил, который несет Нил, заодно и удобряющий эту долину. А остаток воды спускался раскрытием части дамб, которые потом легко можно было починить. Поэтому такой вариант ирригации был достаточно легкий в сравнении с другими условиями ирригации, благодаря чему большинство крестьян (т. е. основное население Египта) были лично свободными людьми, а рабами были иноземцы. Общественная организация Египта сложились в систему номов — древнейшую форму государственности. Термин «ном» греческий, так принято называть области Египта. Земледельческие номы не связаны с большими городами. Усилий их обитателей вполне достаточно для минимальной мобилизации ради строительства водозадерживающих дамб. Номы были нанизаны, как четки, на длинную ленту Нила. Они все вытянуты вдоль его долины с севера на юг. И только дельта, где Нил распадается на множество рукавов, обводняя большое пространство, была поделена на номы, расположенные так же и с запада на восток. Эта форма государственности была настолько естественной, что каждый раз, когда Египет распадался (а за свою долгую историю он распадался не единожды), он распадался до номов. Потом номы снова собирались в одно государство. Номы же не распадались никогда.

 

Античный полис.

В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового, отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, — консолидация и развитие полиса, особенно демократического. Полис это греческая разновидность города-государства, поскольку таковые были и на Ближнем Востоке. Архаический полис это столица карликового государства, в состав которого кроме него входили также деревни. По занимаемой территории типичный греческий полис был небольшим поселением (100-200 кв. км.), где может проживать от 5 до 10 тыс. человек. Самыми крупными полисами были Спарта (8400 кв. км.) и Афины (2500 кв. км.), население которых составляло до 200 тыс. человек. Были и мелкие полисы из нескольких сотен человек. В греческом полисе как городе-государстве рано исчезла царская власть (за отсутствием реальной надобности), была существенно ущемлена роль аристократии и жречества, а мелкий и средний незнатный собственник (крестьянин, ремесленник, купец) вышли на первый план общественной жизни. Город-государство полис это сообщество свободных граждан-собственников, гражданская община, ядром которой был город с прилегающей деревенской округой хорой. Главным жизненным пространством полиса, его центром считалась агора рыночная площадь. Здесь проходили народные собрания, люди продавали свои товары, покупали, обменивались информацией, занимались политикой. В полисе имелась цитадель, которую греки называли акрополем, т.е. верхним городом. Это была, как правило, укрепленная часть города, находившаяся на холме. Здесь хранилась государственная казна полиса, храмы олимпийских богов и героев, гимнасий место для спортивных упражнений молодежи.

Греки не представляли себе нормальной человеческой жизни вне полиса. Лишь такой образ жизни они считали достойным свободного человека, настоящего эллина и в этом они видели свое отличие от всех варварских народов. Жители полиса составляли одну общину-полис. В отличие от Востока в общину-полис входило не только сельское, но и городское население. Членом общины мог стать каждый при условии, что он должен быть греком по национальности, свободным и владеющим частной собственностью. Все члены общины обладали политическими правами, могли заниматься государственной деятельностью. Поэтому греческий полис и называют гражданской общиной. Государство в Греции существовало не над общиной, а вырастало из общины. Внутри полиса постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определяющие права и обязанности членов полиса, которые составляли основы полисной солидарности. Граждане на деле ставили интересы полиса выше личных. Так повинностью зажиточных людей (литургия) в пользу полиса выступала как почетная обязанность. Бедные в полисе могли жить за счет богатых. Полис занимался не только внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию. Все граждане полиса были потенциальными воинами, членами полисного ополчения, бравшимися за оружие в случае необходимости. Таким образом, полноправный член полиса соединял в себе гражданина, собственника и воина. Для греческого полиса была свойственна автаркия (самодостаточность): экономическую основу жизни полиса обеспечивало сельское хозяйство и ремесло, которым занимались его граждане, они же решали гражданские и военные вопросы, встающие перед городом-государством.

К началу архаического периода большинством полисов управляла родовая знать, аристократия. С расширением торговли начало усиливаться среднее сословие (торговцы, ремесленники), которое стало добиваться права участия в политической жизни полиса. В полисе возникали беспорядки, для устранения которых греки выбирали правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя называли тираном. Нередко тирания была направлена на ограничение или пресечение притязаний на власть родовой знати и объективно служила развитию внутриполисной демократии, а сам тиран выступал как защитник прав демоса большинства граждан полиса. К началу V в. до н.э. тирании, сыграв свою роль в борьбе с родовой знатью, в большей части полисов сменяются на демократические порядки. В целом же для полиса были характерны 2 типа правления: олигархическое (власть меньшинства) и демократическое (власть большинства). Двумя основными факторами развития греческой демократии были: высокое значение народного собрания и выборность власти. По своей социальной структуре полис делился на три слоя: полноправные граждане члены общины-полиса; не члены полиса крестьяне, потерявшие землю и метеки (иностранцы); рабы (рабами становились только военнопленные). Рабство в Греции воспринималось как нечто естественное, а свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям.

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа:

1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции);

2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры (в XI – IV в.в. до н.э.);

3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств.

Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада). Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.

2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.

Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.

Такими обществами и государствами стали так называемые эллинистические общества и государства, возникшие в конце IV в. до н.э., после распада мировой империи Александра Македонского.

Объединение развития Древней Греции и Древнего Востока, ранее развивавшихся в известной изоляции, образование новых эллинистических обществ и государств, представлявших собой большее или меньшее сочетание и взаимодействие греческих и восточных начал в области экономики, социальных отношений, политический учреждений и культуре, открыли новый этап древнегреческой (и древневосточной) истории, глубоко отличный от предшествующего, собственно полисного этапа ее истории.

Эллинистический этап древнегреческой (и древневосточной) истории также делится на три периода:

Восточные походы Александра Македонского и образование системы эллинистических государств (30-е годы IV в. до н.э.);

Кризис эллинистической системы и завоевание государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II – I вв. до н.э.);

Захват римлянами в 30-е годы до н.э. последнего эллинистического государства – Египетского царства, управляемого династией Птолемеев, - означал конец не только эллинистического этапа древнегреческой истории, но и конец длительного развития древнегреческой цивилизации.

ИЗ ЛЕКЦИЙ:

Древняя Греция начала формироваться на основе земледелия. Возникновение полисов – замкнутых гражданских коллективов. Сложилось полисное гражданское законодательство (все граждане равны перед законом). Чиновничьи функции выполняли граждан, избранные сроком на 1 год. Институт выборности. Отсутствие жрецов (жреческие функции выполняли сами граждане). Принцип автаркии (самовластия), экономическая автономия – каждый отдельный полис был независимым.

 

Соседи восточных славян

Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI — VII вв.) занимали угро-финские и балтские племена. К первым относились мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела, а ко вторым - литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы, голядь. Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя, занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.

На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами — волжскими булгарами и хазарами, у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).

Активное участие в жизни восточных славян принимали также варяги.

Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.

Язычество восточных славян

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X в. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия. К IX в. оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств. Особое место занимал бог грома и молнии Перун, превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны.

Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые, лешие, водяные, навьи, русалки, кикиморы, упыри, шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах — капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество — былины, песни, заклинания и заговоры, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

Важно заметить, что даже после принятия христианства в 988 г. на Руси долгое время сохранялись элементы двоеверия. Многие люди одновременно почитали и христианские святыни, и языческих богов. Церковь боролась с этим, однако и в наши дни существуют некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.

Экономические предпосылки.

Первым этапом разложения первобытных отношений у славян можно считать преобразование родовой общины в соседскую. Появление во второй половине I тыс. до н. э. технологии выплавки и обработки железа, переход с VIII в. к трехполью (пар, озимые, яровые) привело к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины (верви), что, в свою очередь, стало базой для формирования имущественного неравенства. Образование социальных классов (деление на богатых и бедных) породило комплекс противоречий, разрешить которые в рамках общины было невозможно.

Социально-политические предпосылки.

Зачатки социального неравенства существовали еще в родовом коллективе. Складывание территориальной (соседской) общины ускорило процесс выделения знати— князей, старейшин, волхвов. Занятия и образ жизни князя и дружины все больше отделяют их от простых общинников. Усложнение социальных отношений неизбежно приводит к возникновению противоречий, роль арбитра в которых берет на себя знать.

Свободное население

Основное население Древней Руси составляли свободные общинники — «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги.

«Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь старших дружинников.

«Огнищанин» — это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом — «огнищем» хозяина.

«Отроками», «детесками» (детскими) или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя.

Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.

Путь «из варяг в греки»

Развитие ремесла и торговли обусловило появление городов, в центре которых, на торге, реализовалась ремесленная продукция. В городе существовали различные виды ремесел: кузнечно-слесарное, оружейное, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка серебра и золота, филигрань, зернь), гончарное, кожевенное, портняжное и др. Под влиянием Византии возникает сложное производство эмалей (конец X в.). В крупных городах существовали особые торговые подворья для иностранных торговцев — «гостей».

Славяне экспортировали меха, воск, лен, полотно, костяные и янтарные изделия. Ввозились дорогие ткани — «паволоки» (парча, восточные шелка), серебро в дирхемах, медь, олово, свинец, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийская церковная утварь.

Путь из Скандинавии в Византийскую империю (путь «из варяг в греки»), помимо главного направления (Финский залив — р. Нева — Ладожское озеро — р. Волхов — Ильмень озеро — р. Ловать — волок до Днепра — р. Днепр — Черное море), имел ещё ответвление и через Западную Двину.

Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге через Итиль и далее по Каспийскому морю.

На 3апад вели два направления: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику.

Проникновение иностранных купцов в Чёрное море, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю Древней Руси на юге, и к концу XII в. она была в основном перенесена на Север — в Новгород, Смоленск и Полоцк. Таким образом, некогда самый важный для восточных славян торговый путь — «из варяг в греки» — утратил свое значение.

Следует заметить, что торговые пути играли не только экономическую роль. Благодаря им, укреплялись военно-политические и культурные связи Древней Руси с соседними народами.

Киевская Русь имела морскую границу с Византией через Чёрное море. Поэтому нашим предкам приходилось нередко контактировать с богатым южным соседом. На первых порах русские князья нередко воевали с Византией (Олег, Игорь, Святослав). Русы нередко делали набеги на Византию, которой иногда даже приходилось откупаться от них, когда они воевали против нескольких народов. По настоящему греки стали считаться с русами, когда те уничтожили Хазарский Каганат, который был врагом Константинополя.
Русы и греки не только воевали между собой, но и торговали тоже. Византия оказывала культурное и религиозное влияние на Русь, отправляла туда своих миссионеров. В результате чего, когда Русь ещё была языческая её жители принимали православие, например княгиня Ольга. В 988 г. Киевский князь Владимир принял решение сделать Русь полностью православной. Поначалу крещение шло тяжело, много язычников, не желавших принимать христианство, было убито. Но принятие православия имело большое значение для Руси. Русь возвысилась в культурном плане, улучшились отношения с Византией, сами Русы со временем перестали вести себя как разбойники, совершавшие набеги на другие земли, что им в свою очередь разрешали делать их языческие боги.
Византия помогала Руси стать православным государством. Константинополь отправлял своих священников на Русь, назначал митрополита для русской церкви, отправлял туда иконы. Часть жителей Византийской империи переехало жить на Русь. Русские строили храмы по греческому образцу. Наши предки получали от Византии православные иконы. Благодаря чему Русь очень возвысилась в культурном и религиозном отношении. Византийское искусство сыграло в этом плане большую роль.
После захвата османами Константинополя в 1453 г. пала Византия. Часть произведений византийского искусства было вывезено в Московию. Весьма символичной стала женитьба московского великого князя Ивана III на греческой принцессе Софье Палеолог - дочери последнего императора Восточной Римской империи. Много греков перебралось жить на Русь. В связи с чем правоприемницей Византии, как главы православной веры стала Россия. И по сей день наша страна исполняет эту функцию. Нередко русские цари вступали в войну с турками для освобождения Царьграда. К сожалению у них это не получилось, но они смогли избавить от османского ига православные страны, которые когда-то входили в состав Византийской империи, такие как Греция, Сербия, Болгария, Босния, Румыния и др.
В России много замечательных храмов, соборов, церквей и монастырей, в которых висят очень красивые иконы. Вклад Византии в русскую и в мировую культуру сложно переоценить.

 

Рюрик

«Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. словене ильменские, кривичи и угро-финские племена пригласили на княжение в Новгород варяга Рюрика с дружиной. Рюрик был новгородским князем с 862 по 879 гг. Он успешно подавил восстание Вадима Храброго в 864 г. и для укрепления своего положения женился на представительнице местной знати Ефанде, которая родила ему сына Игоря (Ингвара) и двух дочерей. Летопись называет Рюрика основателем многих городов Новгородской земли и упоминает, что, умирая в 879 г., Рюрик поручил заботу о своем малолетнем сыне дружиннику Олегу (Хельгу), который и стал следующим новгородским князем.

Принято считать, что Рюрик является основателем княжеской династии Руси и создателем системы полюдья – объезда князем подчиненных земель с целью сбора дани.

Олег

Дружинник (по некоторым сведениям родственник) Рюрика Олег Вещий (мудрый) княжил в Новгороде с 879 г. Умирая, Рюрик не только передал Олегу власть, но и поручил ему заботиться о своем малолетнем сыне Игоре. В 882 г. Олег захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира. Таким образом были объединены оба центра славянской государственности и создана Киевская Русь. Олег подчинил себе древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с хазарами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 907 г. Олег во главе огромного войска (2000 кораблей) совершил поход на столицу Византийской империи - Константинополь (Царьград), в результате которого был заключен первый в русской истории международный договор. Византия принимала на себя обязательства, чрезвычайно выгодные для Руси: к примеру, греки заплатили по 12 гривен каждому русскому воину. По преданию, Олег в знак победы прикрепил свой щит «на вратах Цареграда». В 911 г. был заключен новый русско-византийский договор, по условиям которого русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, в течение полугода могли жить в Византии за счет казны, также греки обязались на свои средства чинить и оснащать русские корабли.

Летопись сообщает, что князь Олег погиб в 912 г. от укуса змеи.

Игорь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 965; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.055 с.)