Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Норманизм и антинорманизм в исторической наукеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Летописное известие 862 г. о призвании славянами и угро-финнами на княжение варягов стало базой для формирования так называемых «норманнской» и «антинорманнской» теорий происхождения Древнерусского государства. «Норманнская теория» была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской Академии Наук во 2-й четверти 18 в., — Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером. По их мнению, государство у восточных славян было создано норманнами (варягами). Разделявшие эту точку зрения историки (А.Л. Шлецер и др.) подчеркивали мирный характер призвания Рюрика и делали вывод о предначертанности монархии в России. Некоторые европейские ученые-норманисты на основании этих исследований высказывали мнение, что славяне в принципе не способны были организовать собственную государственность без помощи с запада. Основателем противоположной точки зрения — «антинорманнизма» — стал М.В. Ломоносов. Выводы Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера оскорбили его патриотические чувства. В своих трудах «Краткий российский летописец» (1760 г.) и «Древняя российская история» (1766 г.) ученый пытался доказать, что норманны не играли никакой существенной роли в жизни восточных славян. М.В. Ломоносов и его последователи вопреки свидетельствам источников утверждали, что термин «Русь» происходит от названия реки Рось, что балтское племя пруссов имеет славянское происхождение и т. д. Большинство современных исследователей солидарны во мнении, что у восточных славян в ходе естественного развития общественных отношений сложились в IX в. все предпосылки для формирования государства. С другой стороны, невозможно отрицать большую роль соседних народов (в том числе и скандинавов) в культурном, экономическом и политическом развитии восточного славянства. «Русская правда» «Русская правда» — первый сборник юридических актов Древней Руси, созданный на основе обычного права и княжеских уставов. Существует три редакции данного памятника: краткая (нач. XI в.), пространная (XII в.) и сокращенная из пространной (XIII в.). Создателями этого документа традиционно считают Ярослава Мудрого («Правда Ярослава»), его сыновей («Правда Ярославичей») и внука — Владимира Мономаха («Устав Владимира Всеволодовича»). «Русская правда» включает нормы уголовного, гражданского и процессуального права. В силу того, что община (вервь) по-прежнему преимущественно управлялась обычным правом, указанный свод законов в первую очередь регулировал правовые отношения при княжеском дворе и определял обязанности общины по отношению к князю. Стремясь к упразднению такого наследия родо-племенных отношений как кровная месть, «Русская правда» постепенно сужает сферу ее применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками либо заменяет месть денежным штрафом — вирой. Виру платили князю, а родичи потерпевшего получали компенсацию — головничество. «Правда Ярославичей» полностью запрещает кровную месть, что свидетельствует об усилении роли государства в жизни общества. Размер виры прямо зависел от социального статуса пострадавшего. Убийство простого свободного человека «стоило» 40 гривен, «княжих мужей» — 80 гривен, а за убитого холопа хозяин получал возмещение 5 гривен как за порчу имущества. «Русская правда» упоминает и особый тип виры — дикую (повальную) виру, которую платила вся вервь, если на ее территории произошло убийство, а преступник не был выдан властям. Последняя редакция Пространной Правды — «Устав Владимира Всеволодовича», приходится на великое княжение Владимира Мономаха (1113 — 1125 гг.) и, вероятно, его сына Мстислава Великого (1125 — 1132 гг.). Сократились проценты по долгам (резы); облегчилось положение смердов, указывалось, кто может быть превращен в холопа. По «Русской правде» суд по всем мирским делам сосредоточивался в руках князя как верховного законодателя, правителя и судьи. Князь отправлял правосудие лично или поручал это дело наместникам. В систему доказательств вины помимо свидетельств, присяги, поличного включались и ордалии. На Руси это процессуальное действо называлось «суд Божий» — испытание подозреваемого раскаленным железом, водой или огнем. Существовало убеждение, что если обвиняемый «перед Богом чист», то испытание он пройдет с легкостью. Ордалии использовались не только в уголовном, но и в гражданском процессе. При отсутствии свидетелей (видоков, послухов) и вещественных доказательств «суду Божьему» могли быть подвергнуты обе стороны, участвующие в тяжбе (истец и ответчик). Свободное население Основное население Древней Руси составляли свободные общинники — «люди» (людие, людины), как называет их «Русская правда». Это были жители сел и городов, платившие князю налоги. «Княжьими мужами» или «боярями» называли приближенных князя, в первую очередь старших дружинников. «Огнищанин» — это (в «Русской правде») княжий слуга, занимавший среднее положение среди всего княжеского персонала. Следует заметить, что позднее огнищанами стали называть княжеских и боярских холопов, управлявших личным имуществом — «огнищем» хозяина. «Отроками», «детесками» (детскими) или «гридинами» именовали младших дружинников, а также свободных слуг князя. Противоречива информация источников о такой социальной категории Древней Руси как «смерды». С одной стороны, их можно причислить к свободному крестьянскому населению, так как они имели право свидетельствовать в суде, сами платили штрафы и наследовали имущество. С другой стороны, вира за убийство смерда составляла всего 5 гривен, тогда как жизнь простого свободного человека оценивалась в 40 гривен. Некоторые исследователи полагают, что смердами называли крестьян, работавших в княжеских селах.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.33 (0.009 с.) |