Вопрос 3. Исторические представления мыслителей эпохи Просвещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Исторические представления мыслителей эпохи Просвещения.



Становление истории как науки связано в Европе с ослаблением влияния церкви. Поиск нерелигиозных закономерностей. Концепция сложилась в эпоху просвещения (17-18вв.). С этого момента начинается широкое употребления термина «цивилизация».

Историческое представление эпохи просвещения связано с упадком и окончанием существования средневековой цивилизации – переход от средневекового к индустриальному обществу. Понимание исторического развития как процесса линейного. Просветители: Руссо, Дидро, Вольтер, Локк, Кант, Монтескье.

I. Вольтер и Руссо подвергали критике церковь как организацию. Человек, по их мнению, в состоянии сам творить свою историю, совершать деятельность, чтобы творить будущее. Прогресс определяется разумностью общества. Мера прогресса – в степени разумности.

Идеи просвещения:

1)идея разума (человек – существо разумное)

2)концепция природы (естественные права, естественный человек, право на жизнь, свободу, собственность)

3)концепция равенства (люди равны, имеют одинаковую ценность)

Для всех народов существует единая степень развития – прогресс. Европа – локомотив прогресса, отставание объяснялось разными способностями народа и благоприятностью условий.

II. Осмысление истории человечества как целостного про­цесса, в основе которого лежат определенные, общие для всего человечества закономерности, берет свое начало в XVIII веке. Именно в Европе Нового Времени произошло освобождение сознания от мифологического и религиозного креационизма и провиденциализма, жизнь человечества впервые представилась как самодеятельность, меняющаяся в пространстве и во времени, меняющаяся закономерно. Такие представления содержатся в трудах просветителей Дж. Вико, Ш. Монтескье, А. Тюрго, Ж. Кондорсе, И. Гердера, но развитой формы концепции линейного прогресса достигли в начале следующего столетия, в произведениях Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и О. Конта. Отвлекаясь от особенностей каждой из этих, во многом оригиналь­ных трактовок исторического процесса, общим для них было понимание истории как прогрессивного дви­жения в процессе совершенствования человеческого духа, познания мира, творческого созидания «второй природы», то есть своего рода лестни­цы, по которой человечество совершает целенаправленное восхожде­ние — по принципу «вперед и выше».

Эта схема легла в основу концепции исторического развития просветителей. Джамбатиста Вико в своем трактате «Основания но­вой науки об общей природе наций» представил исторический процесс как результат деятельности самих людей, люди творят "материю" истории и ее "форму", и сами преобразуют себя и свою природу. В процессах деятельности людей Вико обнаружил нечто, неосознаваемое ими, возникающее вопреки их планам. Это "скрытое от людей", считал Вико, и есть закономерность и логика исторического процесса. Существование закономерности и логики истории, считал Вико, является доказательством наличия божественного провидения. Одним из центральных положений философии истории Вико является положение об общественно-исторической сущности человека. Трехтактный ритм развития куль­туры каждого народа — смена эпох богов, героев и людей — соответствует, по мысли Вико, движению отдельного человека от детства к юности, а затем к зрелости в жизни человека. В каждой эпохе формируется специфический тип человеческой природы, каждой эпохе соответствует специфическая ей система права, языков, нравов, обычаев и т.д. Вико настаивал на необходимости измерять и оценивать каждое историческое состояние и соответственные ему формы культуры по их собственным историческим критериям. Требование измерять и оценивать чуждые европейцам культуры по их внутренним, имманентным критериям, не навязывая собственных, сопровождалось в учении Вико признанием свойственного просветителям единства исторического процесса, в котором каждая эпоха занимает фиксированное место. Роду человеческому суждено пройти несколько ступеней, чтобы достичь гармонии чувств, разума, веры и справедливости; причем пока он находится лишь в начале своего пути, ибо еще слишком много невежества и преступлений против гуманизма существует.

III. Труды Иоганна Готфрида Гердера могут рассматриваться как итог исторических представлений просветителей. Главным сочинением, отразившим историческую концепцию Гердера, является его "Идеи к философии истории человечества". Его концепция исходит из обоснования целостности всеобщего развития как восхождения от низшего к высшему. Эта закономерность, по мысли Гердера, присуща не только развитию природы, но и развитию общества. История человечества им рассматривается как продолжение истории природы. Человек есть высшее, последнее звено природы, т.к. природе человека свойственна "гуманность". Содержание "гуманности" составляет способность к сочувствию и состраданию, стремление к познанию Бога. Термин "гуманность" в учении Гердера можно также определить как богоподобность.

Поскольку история человечества есть продолжение истории природы, природа определяет арену истории, т.е. Гердер исходит из географического детерминизма. То, что образ жизни одних народов оставался прежним на протяжении тысячелетий, а другие народы изменялись, по мысли Гердера, обусловлено географической средой. Гердер с большим историческим пониманием анализирует различные проявления духовности – язык, мышление, мифологию, законодательство, моральные нормы и т.д. Одним из важных факторов концепции истории Гердера является традиция, сохранение прежних достижений и их активное развитие. Прогресс в развитии Гердер связывает, прежде всего, с прогрессом в технике, с изобретениями, открытиями и новыми знаниями. Гердер полагал также, что индивидуальные действия людей подчинены общим историческим закономерностям. То обстоятельство, что некоторые народы остановились в своем развитии на самых примитивных ступенях, а другие проявили изобретательность в добывании средств к жизни, зависело, по Гердеру, прежде всего от климата. Там, где природа позволяла человеку без усилий брать ее плоды, там народы не пробудились еще к прогрессу. Прогрессивное развитие установлено Гердером также по отношению к общественной организации - природа привела человека к семье и патриархальной организации, вторая ступень - власть выбранных судей и военных вождей, третьей ступенью является деспотическая наследственная власть, монархия. В этом месте своих рассуждений Гердер становится особенно красноречивым, что объясняется его отвращением к немецкой феодальной деспотии и свойственный ему глубокий демократизм. По этой причине наиболее выдающимся народом он считает греков, у них законодательство отделилось от религии, жрецы здесь не имели неограниченного авторитета, греческая образованность содержит единство образности и разума, греки не были связаны никаким деспотизмом.

Развитие истории, по Гердеру, ясно показывает, что род человеческий развился к лучшему, уменьшилось число бесчеловеческих, бессмысленных действий, постепенно в отношениях между людьми утверждаются разум и справедливость, насилие уступает место миролюбию, таким образом, Гердер рассматривал историческое развитие как прогресс и совершенствование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 4133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.006 с.)