Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 23. Политическая и экономическая основа развития Киевской Руси. Культура Киевской Руси.

Поиск

Основными формами социальной организации восточных славян в VI – VII вв. являлись родовая община (род) и племя. Сородичи совместно трудились. Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании. С VII в. в южных районах начинается процесс разложения родовых отношений и на смену роду приходит новая форма организации общества — соседская (территориальная) община. У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья появляется индивидуальная (семейная) запашка. В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот. Данный уровень развития производительных сил и производственных отношений традиционно определяется учеными как первобытно-общинный строй.

Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов). Несмотря на то, что важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, по-прежнему решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин — воинов), нарочитая чадь постепенно приобретает все большее значение. Влияние князей опирается на дружину, со временем обретающую черты профессиональной организации.

Несколько общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы. Центрами племенных союзов чаще всего являлись укрепленные грады – поселения, окруженные рвами, земляными валами, частоколами. У полян это был Киев, у словен ильменских — Новгород, у полочан — Полоцк и т. д.

Существовало у восточных славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

Соседи восточных славян

Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI — VII вв.) занимали угро-финские и балтские племена. К первым относились мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела, а ко вторым - литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы, голядь. Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя, занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.

На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами — волжскими булгарами и хазарами, у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).

Активное участие в жизни восточных славян принимали также варяги.

Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.

Язычество восточных славян

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X в. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия. К IX в. оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств. Особое место занимал бог грома и молнии Перун, превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны.

Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые, лешие, водяные, навьи, русалки, кикиморы, упыри, шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах — капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество — былины, песни, заклинания и заговоры, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

Важно заметить, что даже после принятия христианства в 988 г. на Руси долгое время сохранялись элементы двоеверия. Многие люди одновременно почитали и христианские святыни, и языческих богов. Церковь боролась с этим, однако и в наши дни существуют некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.10.68 (0.01 с.)