Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 23. Политическая и экономическая основа развития Киевской Руси. Культура Киевской Руси.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными формами социальной организации восточных славян в VI – VII вв. являлись родовая община (род) и племя. Сородичи совместно трудились. Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании. С VII в. в южных районах начинается процесс разложения родовых отношений и на смену роду приходит новая форма организации общества — соседская (территориальная) община. У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья появляется индивидуальная (семейная) запашка. В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот. Данный уровень развития производительных сил и производственных отношений традиционно определяется учеными как первобытно-общинный строй. Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов). Несмотря на то, что важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, по-прежнему решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин — воинов), нарочитая чадь постепенно приобретает все большее значение. Влияние князей опирается на дружину, со временем обретающую черты профессиональной организации. Несколько общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы. Центрами племенных союзов чаще всего являлись укрепленные грады – поселения, окруженные рвами, земляными валами, частоколами. У полян это был Киев, у словен ильменских — Новгород, у полочан — Полоцк и т. д. Существовало у восточных славян и патриархальное рабство. Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных. Соседи восточных славян Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI — VII вв.) занимали угро-финские и балтские племена. К первым относились мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела, а ко вторым - литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы, голядь. Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя, занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами. На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами — волжскими булгарами и хазарами, у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат). Активное участие в жизни восточных славян принимали также варяги. Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья. Язычество восточных славян Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X в. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия. К IX в. оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств. Особое место занимал бог грома и молнии Перун, превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые, лешие, водяные, навьи, русалки, кикиморы, упыри, шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям. Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах — капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество — былины, песни, заклинания и заговоры, пословицы и поговорки, загадки, сказки. Важно заметить, что даже после принятия христианства в 988 г. на Руси долгое время сохранялись элементы двоеверия. Многие люди одновременно почитали и христианские святыни, и языческих богов. Церковь боролась с этим, однако и в наши дни существуют некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.10.68 (0.01 с.) |