ТОП 10:

Экономический и общественно политический строй Киевской Руси(IX-XIIвв.)



Социально-экономичский

Главным богатством Киевской Руси была земля, которой владели как знать, которая имела крупные земельные наделы, так и крестьяне - мелкие землевладельцы. Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики, где распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Одновременно в Киевской Руси проживали и крестьяне-общинники, которые не подчинялись феодалам и вели свое хозяйство самостоятельно. Они платили дань великому князю.

В Киевской Руси существовали группы зависимого населения: холопы, смерды, закупы, рядовичи. Холопство имело многообразные формы. Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека в раба.Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах.

Наиболее закабаленной группой зависимого населения были закупы. Это обедневшие, разорившиеся крестьяне, которые вынуждены были жить в долг.

В эпоху Киевской Руси и крестьяне, и горожане, чтобы выжить, объединялись в общины, которые назывались "миром". Община помогала своим членам в беде. Земля принадлежала не отдельным крестьянам, а всей общине в целом. Человек, потерявший связь со своей общиной, назывался изгоем. Он мог выжить, только поступив на службу к князю или продавшись в холопство, т.е. в рабство.

Политический строй

Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы.
Русско-византийские договоры 907, 911 и 944 гг. ясно указывают на существование «под рукой» великого князя русского других князей, которые назывались в начале X в. «светлыми и великими князьями» или «великими боярами». Вероятно, это были племенные князья и вожди племенных союзов.
Межкняжеские отношения в Киевской Руси на протяжении нескольких веков определялись двумя принципами: либо договорами, либо семейным правом.
Главными задачами князей в IX-XII вв. были военное руководство и дипломатические сношения. Военная деятельность князей имела ряд направлений: 1) завоевательные походы в соседние земли с целью захвата военной добычи, наложения даней (контрибуций), расширения территории, оказания политического давления; 2) защита Киевского государства от внешних врагов, в частности, от нападений кочевников; 3) охрана внутреннего порядка, подавление выступлений непокорных вассалов и подданных.
Ве́че (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Община.Соседская община была не у всех народов. У восточных славян она возникла в период «военной демократии » (VI – IX вв.). Причинами перехода от родовой общины к соседской у восточных славян были сложные природные условия (суровый климат, малоплодородные почвы), а также постоянные набеги агрессивных кочевых племен. В этих условиях выжить можно было только сообща. Так возникла соседская община – т.е. поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, совместно использующих покосы, лесные угодья, отвечающих за выполнение повинностей в пользу князя, справедливое распределение пахотной земли.

 

6.Введение христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового обществаДревнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославовича, по инициативе которого Русь в 988 г приняла христианство в качестве государственной религии. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 г , этой официально принятой даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия. Известно, что христианкой стала и жена князя Игоря — княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе в 955. При ней уже существовали общины христиан. Таким образом, еще до крещения Руси при Владимире христианство на Русской земле имело более чем вековую историю. Причины принятия христианства :1. усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в противоречие с общинными языческими представлениями древних славян2. несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов, т.е. единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ3. языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками.В то время Русь могла бы принять одну из восточных религий: ислам или иудаизм. Князь послал 10 человек в разные страны для “испытания” вер в разных странах. Наиболее восторженные отзывы были у вернувшихся из Византии. Но Владимир все еще медлил с принятием крещения. Под 988 г летопись рассказывает об удачном походе Владимира на византийский город — Херсонес, где князь потребовал от совместно правивших императоров Василия и Константина выдать за него замуж их сестру Анну. Далее повествуется о крещении Владимира и его женитьбе на греческой царевне. Возвратившись с Анной и духовенством в Киев, Владимир крестил народ в Днепре.Роль церкви:· в годы феодальной раздробленности и монголо-татарского ига выступала фактором объединения всех княжеств в борьбе против врага· позже способствовала укреплению самодержавной власти· воспитывала людей в духе христианской морали, утверждала в народе гуманные моральные человеческие нормы· выступала хранительницей семьи· способствовала распространению просвещения и культуры (письменность, образование и тд), хотя ко многим естественным наукам относилась с пренебрежением и этим тормозила их развитие· проповедовала в народе верноподданнические чувства

 

Феодальная раздробленность Руси в XII-XIII вв.

Феодальная раздробленность- период в истории феодализма, когда гос-во делилось на отдельные независимые феодальные владения, и резко ослабевала власть верховных правителей.

С середины XII около 1132 (смерть Мстислава Великого) государство постепенно распалось на отдельные княжества, впоследствии единство Руси начало ослабевать.

Киевская Русь не выработала никакого определенного порядка в распределении волостей между князьями.

Предпосылки к раздробленности

-Неустойчивость наследственных связей

-Рост феодальной аристократии на местах

-Необходимость войск и аппарата подавления

-Упадок Киева и рост других городов

Причины раздробленности

-Главной силой в дроблении выступало боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между силившимся боярством и местными князьями возникли противоречия и борьба за власть.

-Лестничный порядок наследия - нестабильность

-Княжеские усобицы

Политическое дробление Киевской Руси привело к образованию около 12-15 отдельных княжеств:

Киевская, Черниговская, Переяславская, Муромская Галицкая, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Новгородская, Псковская, Турово-Пинская, Тьмутараканская, Рязанская, Ростово-Суздальская, Смоленская.

Каждой землей управляет ветвь Рюриковичей. Местными уделами управляют сыновья князя и бояре. Междоусобицы и на «земельном» и на «удельном» участках.

Последствия раздробленности

Последствия раздробленности неоднозначные с одной стороны это негативный процесс, несущий с собой:

-междоусобные войны

-явное ослабление общего военного потенциала, облегающее иноземное завоевание

-возрастающее дробление княжеских владений

-мелкие княжества слабели, что рождало иронические поговорки у современников: «В Ростовской Земле – князь в каждом селе».С другой стороны начало раздробленности характеризуется ростом городов, расцветом русской культуры во всех её проявлениях.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.245.126 (0.005 с.)