Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика цивилизационного подхода.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода: социальная природа государства определяется духовными и культурными факторами Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества. 1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения. 2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры. 3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях.
2. Важные природно-географические особенности российской цивилизации. Природно-географические факторы, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов. Во-первых, это ландшафт. Для России характерен равнинный характер основного массива ее территории, и, прежде всего, в европейской ее части. Русские территории традиционно не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Следующей характерной особенностью России является обилие полноводных рек. Таким образом, традиционно по рекам происходило и расселение русских, и основание новых поселений, и освоение новых территорий; Исторической проблемой России была и остается оторванность от морей. За исключением абсолютно незаселенного Северного Ледовитого океана России принадлежат лишь заливы (Финский залив) либо части внутренних морей (Черного и Азовского). Все это приводит к тому, что лишь считанное количество административных центров Российской Федерации (Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Магадан, Владивосток) расположено на морских берегах. Климат также является одним из важных факторов территориального размежевания. Россия является страной по преимуществу северной, основной массив ее территории представляет собой зону рискованного земледелия. Значительную долю территории России занимают тундровые и таежные пространства. Последствием всех этих климатических факторов является меньшая, чем в остальных странах Европы, плотность населения, слабая заселенность территории, и, прежде всего, на Севере и в Сибири. Естественно поэтому, что области и края, расположенные на Европейском Севере и, особенно, в Сибири, являясь относительно малонаселенными, в то же время по площади далеко превышают среднерусские области. 3. Россия в системе мировых цивилизаций Рассмотрение России как одной из локальных цивилизаций, обладающей характерными отличительными чертами, длительное время препятствовало господство официальной партийно-государственной идеологии. К сожалению, позиция радикального отрицания цивилизованного единства России широко представлена и в литературе последних лет. Следует подчеркнуть, что теоретическое отрицание существования российской цивилизации нередко основано на непривычности как самого понятия локальной цивилизации, так и понятия "российская цивилизация". Тем не менее, нельзя не обратить внимания на теоретическую аргументацию противников признания российской цивилизации. Один из аргументов состоит в том, что "множество народов с разной цивилизационной ориентацией, входящих в состав государства…превращало Россию в неоднородное, сегментарное общество". Народы России "исповедуют ценности, которые не способны к сращиванию, синтезу, интеграции…Татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и другие ценности нельзя свести воедино… Россия не имеет социокультурного единства, целостности". Поэтому "Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций…" Цивилизация – это масштабное, сложно организованное предприятие, включенное в мировое целое самым непосредственным образом и оказывающее существенное влияние на это целое. Россия целиком вписывается в рамки данного определения. Самоидентификация большинства россиян имеет своим пределом именно принадлежность к России, а не осознание себя "человеком Запада" или "человеком Востока". Отнюдь не случайно и то, что во всем массиве литературы, посвященном России, едва ли найдется какая-либо значительная публикация, в которой бы однозначно признавалась принадлежность России к какой-либо из цивилизаций – западной или восточной. В работах зарубежных исследователей за Россией, как правило, закрепляется самостоятельное место во всемирном целом. Зарубежные авторы независимо от своего отношения к России – положительного или отрицательного – отводят ей роль значительного и самостоятельного фактора мировой жизни. Цивилизацию можно изучать на различных временных срезах ее существования. Понятно, что особенно важно и интересно знать и понимать ее сегодняшнее состояние. Образование Древнерусского государства и Роль норманнского. По мере развития общества внутри него возникали различные противоречия, для преодоления которых нужно было создавать новые, более сложные правила, постепенно обретавших форму правовых норм, законов, и добиваться их исполнения. Изменившиеся условия жизни, усложнившиеся межплеменные отношения, а также хозяйственная, экономическая деятельность побуждали людей к поиску новых форм общежития. Экономические факторы (рост производительности труда, появление излишков, разделение труда, развитие торговли), естественно, влияли на возникновение государства. Однако это влияние нельзя назвать определяющим. Одной из причин возникновения государства является осознание большинством членов общества необходимости ограничения родовой (патриархальной) власти старейшин, которая опиралась на силу традиций и на их собственный моральный авторитет. На первых порах основными функциями государственной (профессиональной) власти были суд и война. Процесс огосударствления княжеской власти у славян значительно ускорился в IX в. под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины обычным явлением стали набеги скандинавов (варягов), а на юге обострились отношения славянских и тюркских племен. Таким образом, и на севере, и на юге возникла необходимость в со здании серьезных оборонительных союзов, действующих регулярно, а также в придании княжеской власти постоянный и государственный характер.Древнерусское государство являлось одним из самых больших государств раннесредневековой Европы. Возникшее на просторах Восточной Европы в результате объединения ряда восточнославянских княжеств и племенных союзов в IX в., это государство существовало как единое целое на протяжении двух с половиной веков, играя огромную роль не только в Восточной Европе, но и в истории Европы в целом, являясь связующим звеном между странами Европы и Востока. Древняя летопись "Повесть временных лет", автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, сообщает, что новгородские старейшины пригласили на княжение варягов-скандинавов, сказав им: "Земля наша велика и обильна, только нет в ней порядка. Приходите княжить и владеть нами". Скандинавский князь Рюрик откликнулся на этот призыв и прибыл с дружиной в Новгород, посадив своих братьев Синеуса и Трувора в славянских городах Белоозеро и Изборск. Соратники Рюрика дружинники Аскольд и Дир нашли себе место на Днепре, в древнем городе Киеве. Однако не все складывалось так гладко, как повествует летопись. Пришествие скандинавов было встречено народным восстанием в Новгороде под предводительством Вадима Храброго, жестоко подавленное. Впрочем, варяги весьма прочно укрепились на Русской земле. После смерти Рюрика (879) его дружинник (по другим сведениям - родственник) Олег собрал войско из варягов, чуди (эстов) и славян, спустился с ними по Днепру, захватил Киев (882 г.), убив княживших там Аскольда и Дира, посадил на их место малолетнего сына Рюрика Игоря и основал новое государство, названное впоследствии Древнерусским.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.172 (0.006 с.) |