Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического процесса, их познавательные возможности.

Поиск

Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического процесса, их познавательные возможности.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается

принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет достаточно точно определить характер государства разных эпох истории.

Характеристика цивилизационного подхода.

Иначе решается вопрос о типе государства в рамках цивилизационного подхода: социальная природа государства определяется духовными и

культурными факторами

Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной

культуре народа, его религии и нравах.

Цивилизационный подход выделяет три принципа соотношения государства и духовно-культурной жизни общества.

1. Природа государства определяется не только реальным соотношением сил, но и накопленными в ходе исторического процесса представлениями о мире, ценностями, образцами поведения.

2. Государственная власть как центральное явление мира политики может рассматриваться в то же время как часть мира культуры.

3. Разнородность культур – во времени и пространстве – позволяет понять, почему некоторые типы государств, соответствующие одним условиям, останавливались в развитии в других условиях.

 

2. Важные природно-географические особенности российской цивилизации. Природно-географические факторы, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов. Во-первых, это ландшафт. Для России характерен равнинный характер основного массива ее территории, и, прежде всего, в европейской ее части. Русские территории традиционно не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Следующей характерной особенностью России является обилие полноводных рек. Таким образом, традиционно по рекам происходило и расселение русских, и основание новых поселений, и освоение новых территорий; Исторической проблемой России была и остается оторванность от морей. За исключением абсолютно незаселенного Северного Ледовитого океана России принадлежат лишь заливы (Финский залив) либо части внутренних морей (Черного и Азовского). Все это приводит к тому, что лишь считанное количество административных центров Российской Федерации (Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Магадан, Владивосток) расположено на морских берегах. Климат также является одним из важных факторов территориального размежевания. Россия является страной по преимуществу северной, основной массив ее территории представляет собой зону рискованного земледелия. Значительную долю территории России занимают тундровые и таежные пространства. Последствием всех этих климатических факторов является меньшая, чем в остальных странах Европы, плотность населения, слабая заселенность территории, и, прежде всего, на Севере и в Сибири. Естественно поэтому, что области и края, расположенные на Европейском Севере и, особенно, в Сибири, являясь относительно малонаселенными, в то же время по площади далеко превышают среднерусские области.

3. Россия в системе мировых цивилизаций Рассмотрение России как одной из локальных цивилизаций, обладающей характерными отличительными чертами, длительное время препятствовало господство официальной партийно-государственной идеологии. К сожалению, позиция радикального отрицания цивилизованного единства России широко представлена и в литературе последних лет. Следует подчеркнуть, что теоретическое отрицание существования российской цивилизации нередко основано на непривычности как самого понятия локальной цивилизации, так и понятия "российская цивилизация". Тем не менее, нельзя не обратить внимания на теоретическую аргументацию противников признания российской цивилизации. Один из аргументов состоит в том, что "множество народов с разной цивилизационной ориентацией, входящих в состав государства…превращало Россию в неоднородное, сегментарное общество". Народы России "исповедуют ценности, которые не способны к сращиванию, синтезу, интеграции…Татаро-мусульманские, монголо-ламаистские, православные, католические, протестантские, языческие и другие ценности нельзя свести воедино… Россия не имеет социокультурного единства, целостности". Поэтому "Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций…" Цивилизация – это масштабное, сложно организованное предприятие, включенное в мировое целое самым непосредственным образом и оказывающее существенное влияние на это целое. Россия целиком вписывается в рамки данного определения. Самоидентификация большинства россиян имеет своим пределом именно принадлежность к России, а не осознание себя "человеком Запада" или "человеком Востока". Отнюдь не случайно и то, что во всем массиве литературы, посвященном России, едва ли найдется какая-либо значительная публикация, в которой бы однозначно признавалась принадлежность России к какой-либо из цивилизаций – западной или восточной. В работах зарубежных исследователей за Россией, как правило, закрепляется самостоятельное место во всемирном целом. Зарубежные авторы независимо от своего отношения к России – положительного или отрицательного – отводят ей роль значительного и самостоятельного фактора мировой жизни. Цивилизацию можно изучать на различных временных срезах ее существования. Понятно, что особенно важно и интересно знать и понимать ее сегодняшнее состояние.

Образование Древнерусского государства и Роль норманнского.

По мере развития общества внутри него возникали различные противоречия, для преодоления которых нужно было создавать новые, более сложные правила, постепенно обретавших форму правовых норм, законов, и добиваться их исполнения. Изменившиеся условия жизни, усложнившиеся межплеменные отношения, а также хозяйственная, экономическая деятельность побуждали людей к поиску новых форм общежития. Экономические факторы (рост производительности труда, появление излишков, разделение труда, развитие торговли), естественно, влияли на возникновение государства. Однако это влияние нельзя назвать определяющим. Одной из причин возникновения государства является осознание большинством членов общества необходимости ограничения родовой (патриархальной) власти старейшин, которая опиралась на силу традиций и на их собственный моральный авторитет. На первых порах основными функциями государственной (профессиональной) власти были суд и война. Процесс огосударствления княжеской власти у славян значительно ускорился в IX в. под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины обычным явлением стали набеги скандинавов (варягов), а на юге обострились отношения славянских и тюркских племен. Таким образом, и на севере, и на юге возникла необходимость в со здании серьезных оборонительных союзов, действующих регулярно, а также в придании княжеской власти постоянный и государственный характер.Древнерусское государство являлось одним из самых больших государств раннесредневековой Европы. Возникшее на просторах Восточной Европы в результате объединения ряда восточнославянских княжеств и племенных союзов в IX в., это государство существовало как единое целое на протяжении двух с половиной веков, играя огромную роль не только в Восточной Европе, но и в истории Европы в целом, являясь связующим звеном между странами Европы и Востока. Древняя летопись "Повесть временных лет", автором которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, сообщает, что новгородские старейшины пригласили на княжение варягов-скандинавов, сказав им: "Земля наша велика и обильна, только нет в ней порядка. Приходите княжить и владеть нами". Скандинавский князь Рюрик откликнулся на этот призыв и прибыл с дружиной в Новгород, посадив своих братьев Синеуса и Трувора в славянских городах Белоозеро и Изборск. Соратники Рюрика дружинники Аскольд и Дир нашли себе место на Днепре, в древнем городе Киеве. Однако не все складывалось так гладко, как повествует летопись. Пришествие скандинавов было встречено народным восстанием в Новгороде под предводительством Вадима Храброго, жестоко подавленное. Впрочем, варяги весьма прочно укрепились на Русской земле. После смерти Рюрика (879) его дружинник (по другим сведениям - родственник) Олег собрал войско из варягов, чуди (эстов) и славян, спустился с ними по Днепру, захватил Киев (882 г.), убив княживших там Аскольда и Дира, посадил на их место малолетнего сына Рюрика Игоря и основал новое государство, названное впоследствии Древнерусским.

Социально-экономичский

Главным богатством Киевской Руси была земля, которой владели как знать, которая имела крупные земельные наделы, так и крестьяне - мелкие землевладельцы. Для Киевской Руси была характерна многоукладность экономики, где распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. Одновременно в Киевской Руси проживали и крестьяне-общинники, которые не подчинялись феодалам и вели свое хозяйство самостоятельно. Они платили дань великому князю.

В Киевской Руси существовали группы зависимого населения: холопы, смерды, закупы, рядовичи. Холопство имело многообразные формы. Наиболее тяжелые из них превращали свободного человека в раба.Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах.

Наиболее закабаленной группой зависимого населения были закупы. Это обедневшие, разорившиеся крестьяне, которые вынуждены были жить в долг.

В эпоху Киевской Руси и крестьяне, и горожане, чтобы выжить, объединялись в общины, которые назывались "миром". Община помогала своим членам в беде. Земля принадлежала не отдельным крестьянам, а всей общине в целом. Человек, потерявший связь со своей общиной, назывался изгоем. Он мог выжить, только поступив на службу к князю или продавшись в холопство, т.е. в рабство.

Политический строй

Князь олицетворял собой державу, он являлся центральным звеном, ядром политической системы.
Русско-византийские договоры 907, 911 и 944 гг. ясно указывают на существование «под рукой» великого князя русского других князей, которые назывались в начале X в. «светлыми и великими князьями» или «великими боярами». Вероятно, это были племенные князья и вожди племенных союзов.
Межкняжеские отношения в Киевской Руси на протяжении нескольких веков определялись двумя принципами: либо договорами, либо семейным правом.
Главными задачами князей в IX-XII вв. были военное руководство и дипломатические сношения. Военная деятельность князей имела ряд направлений: 1) завоевательные походы в соседние земли с целью захвата военной добычи, наложения даней (контрибуций), расширения территории, оказания политического давления; 2) защита Киевского государства от внешних врагов, в частности, от нападений кочевников; 3) охрана внутреннего порядка, подавление выступлений непокорных вассалов и подданных.
Ве́че (общеславянское; от старославянского «вет» — совет) — народное собрание в древней и средневековой Руси для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Община. Соседская община была не у всех народов. У восточных славян она возникла в период «военной демократии» (VI – IX вв.). Причинами перехода от родовой общины к соседской у восточных славян были сложные природные условия (суровый климат, малоплодородные почвы), а также постоянные набеги агрессивных кочевых племен. В этих условиях выжить можно было только сообща. Так возникла соседская община – т.е. поселение людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную территорию, совместно использующих покосы, лесные угодья, отвечающих за выполнение повинностей в пользу князя, справедливое распределение пахотной земли.

 

6.Введение христианства на Руси. Роль православной церкви в формировании русского средневекового общества Древнерусские летописи связывают крещение Руси с именем киевского князя Владимира Святославовича, по инициативе которого Русь в 988 г приняла христианство в качестве государственной религии. Однако христианство было известно на Руси задолго до 988 г, этой официально принятой даты крещения, а сам процесс христианизации огромной страны растянулся на столетия. Известно, что христианкой стала и жена князя Игоря — княгиня Ольга, принявшая крещение в Константинополе в 955. При ней уже существовали общины христиан. Таким образом, еще до крещения Руси при Владимире христианство на Русской земле имело более чем вековую историю. Причины принятия христианства:1. усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в противоречие с общинными языческими представлениями древних славян2. несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов, т.е. единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ3. языческая Русь не могла входить как полноправный член ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками.В то время Русь могла бы принять одну из восточных религий: ислам или иудаизм. Князь послал 10 человек в разные страны для “испытания” вер в разных странах. Наиболее восторженные отзывы были у вернувшихся из Византии. Но Владимир все еще медлил с принятием крещения. Под 988 г летопись рассказывает об удачном походе Владимира на византийский город — Херсонес, где князь потребовал от совместно правивших императоров Василия и Константина выдать за него замуж их сестру Анну. Далее повествуется о крещении Владимира и его женитьбе на греческой царевне. Возвратившись с Анной и духовенством в Киев, Владимир крестил народ в Днепре.Роль церкви:· в годы феодальной раздробленности и монголо-татарского ига выступала фактором объединения всех княжеств в борьбе против врага· позже способствовала укреплению самодержавной власти· воспитывала людей в духе христианской морали, утверждала в народе гуманные моральные человеческие нормы· выступала хранительницей семьи· способствовала распространению просвещения и культуры (письменность, образование и тд), хотя ко многим естественным наукам относилась с пренебрежением и этим тормозила их развитие· проповедовала в народе верноподданнические чувства

 

Причины раздробленности

-Главной силой в дроблении выступало боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между силившимся боярством и местными князьями возникли противоречия и борьба за власть.

-Лестничный порядок наследия - нестабильность

-Княжеские усобицы

Политическое дробление Киевской Руси привело к образованию около 12-15 отдельных княжеств:

Киевская, Черниговская, Переяславская, Муромская Галицкая, Владимиро-Волынская, Полоцкая, Новгородская, Псковская, Турово-Пинская, Тьмутараканская, Рязанская, Ростово-Суздальская, Смоленская.

Каждой землей управляет ветвь Рюриковичей. Местными уделами управляют сыновья князя и бояре. Междоусобицы и на «земельном» и на «удельном» участках.

Последствия раздробленности

Последствия раздробленности неоднозначные с одной стороны это негативный процесс, несущий с собой:

-междоусобные войны

-явное ослабление общего военного потенциала, облегающее иноземное завоевание

-возрастающее дробление княжеских владений

-мелкие княжества слабели, что рождало иронические поговорки у современников: «В Ростовской Земле – князь в каждом селе».С другой стороны начало раздробленности характеризуется ростом городов, расцветом русской культуры во всех её проявлениях.

 

Средневекового общества.

 

Борьба Руси против иноземных нашествий в XIII в.

В 1206 г. образовалась монгольская империя во главе сТемучином (Чингисханом). Монголы разгромили Приморье, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье, напали на половцев. На помощь половцам выступили русские князья (киевский, черниговский, волынский и др.), но в 1223 г. на Калке они были разбиты из-за несогласованности действий.

В 1236г. монголы покорили Волжскую Булгарию, а в 1237 г., ведомые Батыем, вторглись на Русь. Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли, в 1238 г. разбили на р. Сить Юрия Владимирского, сам он погиб. В 1239 г. началась вторая волна нашествия. Пали Чернигов, Киев, Галич. Батый ушел в Европу, откуда вернулся в 1242 г.

Причинами поражения Руси стали ее раздробленность, численное превосходство сплоченной и мобильной армии монголов, ее умелая тактика, отсутствие на Руси каменных крепостей.

Установилось иго Золотой Орды — государства захватчиков в Поволжье.

Русь платила ей дань (десятину), от которой освобождалась лишь церковь, и поставляла воинов. Сбор дани контролировали ханские баскаки, позднее сами князья. Они получали от хана грамоту на княжение — ярлык. Старшим среди князей был признан князь владимирский. Ордынцы вмешивались в распри князей и многократно разоряли Русь. Нашествие нанесло большой урон военной и экономической мощи Руси, ее международному престижу, культуре. Южные и западные земли Руси (Галич, Смоленск, Полоцк и др.) позднее перешли к Литве и Польше.

В 1220-х гг. русские участвовали в Эстонии в борьбе против немецких крестоносцев — ордена меченосцев, в 1237 г. преобразовавшегося в Ливонский орден, вассал Тевтонского. В 1240 г. в устье Невы высадились шведы, стремясь отрезать Новгород от Балтики. Князь Александр разбил их в Невской битве. В том же году начали наступление ливонские рыцари, взявшие Псков. В 1242 г. Александр Невский разгромил их на Чудском озере, прекратив набеги ливонцев на 10 лет.

Либералы.

Отстаивали идею исторического пути по типу Западной Европы. Настаивали на введение
конституционных начал, демократических свобод, продолжения реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного органа расширения прав и функций местных органов самоуправления - земский либерализм. Политическим идеалом для них была конституционная монархия. Они приветствовали капитализм и свободу предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности. Требовали ликвидировать сословные привилегии, признать неприкосновенность личности. Считали реформы главным методом социально-политической модернизации России.

Радикалы.

Стремились к насильственным методам преобразования России и к коренному переустройству общества (революционный путь). Они выражали интересы крестьян и рабочихСложилось 2 центра радикального направления. Один – вокруг редакции «Колокол. Он пропагандировал идею “общинного социализма”. Второй – вокруг редакции журнала “Современник” в России. Он критиковал правительство, мечтал о социализме. Организация “Земля и воля” была первой революционно-демократической орг-й.
Главным требованием выдвигали передачу земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовку к будущим активным действиям.

В народничестве было три направления:
Бунтарское, во главе с Бакуниным призывало к бунту, который должны
совершить крестьяне, что приведет, по их мнению, к установлению социализма. Пропагандистское направление, во главе с Лавровым считало, что народ надо готовить к
социализму путем долгой пропаганды. Заговорщическое направление, во
главе с Ткачёвым считало, что власть должна захватить революционная партия и
внедрить социализм в русскую жизнь. В 1874 г. народники начали “хождение в
народ”, пытаясь поднять крестьян на бунт. Правительство разгромило это
движение.

Народовольцы выдвинули программу подготовки политического переворота, свержения самодержавия, созыва Учредительного собрания, установления демократическкого строя, уничтожения частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик – рабочим.

Реформы 60-70 гг. 19 в. привели к возникновению дворянского либерализма - проведение культурно-просветительной работы среди населения теория “малых дел”. Идеологом дворянского либерализма был Катков. Либералы выступали за свободу частного предпринимательства, за парламентскую монархию.

В конце 70-х – в начале 80-х гг. 19 в. в Росси зарождается рабочее движение. В 1883 г. создается группа “Освобождение труда” В 1895 г. образовался “Союз борьбы за освобождение рабочего класса” Под влиянием Союза начались стачки с требованием укорочения рабочего дня, своевременной оплаты труда.
Правительство пошло на уступки - раб.день сократили до 11,5 час.

 

27. революция 1905-1907: причины, характер, особенности, последствия. В начале ХХ в. резко обострились социальные и политические противоречия в России, что привело к первой в ее истории революции 1905 - 1907 гг. Причины революции: нерешительность аграрно-крестьянского, рабочего и национального вопросов, самодержавный строй, полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод, ухудшение материального положения трудящихся из-за экономического кризиса 1900 - 1903 гг. и позорное для царизма поражение в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. Задачи революции - свержение самодержавия и установление демократического строя, ликвидация сословного неравноправия, уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей, введение 8-часового рабочего дня, достижение равноправия народов России. В истории революции выделяют несколько этапов. Поводом к революции послужило Кровавое воскресенье. 9 января 1905 г. в Петербурге были расстреляны рабочие, шедшие к царю с петицией, содержащей просьбу об улучшении их материального положения и политические требования. Было убито 1200 человек и около 5 тыс. ранено. В ответ рабочие взялись за оружие. Первый этап (9 января - конец сентября 1905 г). Основными событиями этого этапа являлись: весенне-летнее выступление рабочих в Москве, Одессе, Варшаве, Баку); создание в Иваново-Вознесенске нового органа власти рабочих - Совета уполномоченных депутатов; восстание матросов на броненосце "Князь Потемкин-Таврический"; массовое движение крестьян. Второй этап (октябрь - декабрь 1905 г.) Основные события: всеобщая Всероссийская Октябрьская политическая стачка и в результате издание Манифеста 17 октября "Об усовершенствовании государственного порядка", в котором царь обещал ввести некоторые политические свободы и созвать Государственную Думу; декабрьские стачки и восстания в Москве, Харькове, Чите и других городах. Третий этап (январь 1906 г. - 3 июня 1907 г). Основные события: политические стачки рабочих; новый размах крестьянского движения; восстания моряков в Кронштадте и Свеаборге. I Государственная Дума, пытавшаяся радикально решить аграрный вопрос, через 72 дня после открытия была распущена царем, обвинившим ее в "разжигании смуты".II Государственная Дума просуществовала 102 дня. В июне 1907 г. она была распущена. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота. Революция 1905 - 1907 гг. потерпела поражение по ряду причин - армия полностью не перешла на сторону революции; в партии рабочего класса не было единства; отсутствовал союз рабочего класса и крестьянства; революционные силы были недостаточно опытны, организованны и сознательны. Несмотря на поражение, революция 1905 - 1907 гг. имела большое значение. Верховная власть была вынуждена пойти на изменение политической системы России. Создание Государственной Думы свидетельствовало о начале развития парламентаризма. Изменилось социально-политическое положение граждан России:
- были введены демократические свободы, разрешены профсоюзы и легальные политические партии;
- улучшилось материальное положение рабочих: увеличилась заработная плата и введен 10-часовой рабочий день;
- крестьяне добились отмены выкупных платежей.

28. Опыт Российского парламентаризма. I и II Государственные думы (1906-1907) На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали: Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа, а именно Государственной думы, ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906 года, определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА Весной 1906 года Дума начала работу. Источник будущих коллизий был заложен в самом устройстве русской конституции, давшей Государственному совету одинаковые законодательные права с Думой. В своём адресе царю депутаты первой Думы потребовали: отмены исключительных законов, принудительного отчуждения частновладельческих земель, полной амнистии политзаключённым, отмены смертной казни и др. Государственный совет, например, затормозил распространение закона о земском самоуправлении на окраинные губернии, воспрепятствовал созданию волостных земских учреждений. Наиболее острым был конфликт между Думой и правительством при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что проекты кадетов и трудовиков дают крестьянам лишь небольшую привеску земли, но неизбежное при этом разрушение помещичьих хозяйств причинит большие убытки экономике. В июне 1906 года правительство обратилось к населению с сообщением по аграрному вопросу, в котором отвергался принцип принудительного отчуждения. Дума, со своей стороны, заявила, что она не отступит от этого принципа, требовала отставки правительства. Правительство, усмотрев в действиях Думы признаки “незаконности”, 8 июня распустило Думу. Первая Дума просуществовала всего 72 дня. ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством, даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность. Премьер – министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, принятых в период между первой и второй думами. В соответствии со статьёй 87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах в августе 1906 года, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, превращая в свою личную собственность, от 9 ноября 1906 года. Глава правительства изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющаяся волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного управления и суда, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога. Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом были проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о порицании революционного террора. Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию, и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и сформировать новый порядок формирования Государственной думы, пошло на шаг, который был оценен как “государственный переворот”. Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска Думы послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с “военной организацией РСДРП”, которая готовила вооружённое восстание в войсках 3 июня 1907 года.

29. Аграрный вопрос в России в начале XXв. Реформа П. А. Столыпина. Вопрос о земле неоднократно возникал в течение всей истории России, но особенно остро он встал в XIX веке. Неразрешенность аграрного вопроса тормозила развитие страны и обусловило отставание России от ведущих капиталистических держав. После поражения революции острота аграрного вопроса отнюдь не ослабла, и правительство предложило свой путь его решения - аграрную реформу. Ее конкретное воплощение было связано с именем премьер-министра Петра Аркадьевича Столыпина. Суть аграрной реформы заключалась в закреплении правового статуса крестьянского сословия через личную земельную собственность. Реформа предполагала превратить крестьянина в собственника земли путем серии мероприятий по ликвидации архаичных крепостнических методов ведения сельского хозяйства, высвобождению крестьянской инициативы из пут общины. Предполагалось, что экономическое укрепление крестьянского хозяйства, создание слоя зажиточных мужиков укрепит и политический строй России. П. А. Столыпина от 9 ноября 1906 г. все крестьяне делились на две категории: там, где не было передела общинной земли 24 года, крестьяне могли требовать предоставление ее в личную собственность в любое время; там, где был передел земли за последние 24 года, крестьянину, по его заявлению о выходе из общины, предоставлялась та земля, которою он имел после последнего передела. Главное в аграрной реформе Столыпина заключалось в том, что крестьянин становился личным собственником земли, следовательно, от того, как он ею распорядится, зависело его богатство. Реформа сразу же подтолкнула процесс дифференциации крестьянства; первыми, кто пожелал выхода из общины, были в основном многоземельные крестьяне. Большинство крестьян, по лучив такое право, стали продавать свои наделы, сниматься с места и искать лучших условий на стороне. Многие крестьянские семьи переселялись за Урал, в Сибирь, часть эмигрировала из страны, остальные же пополняли городское население. Столыпинская аграрная реформа освобождало общество от феодально-крепостнических пережитков и объективно содействовала развитию производственных сил. Рост производства продукции на хуторах привел к конкуренции и разорению отсталых помещичьих хозяйств. Увеличился вывоз сельскохозяйственной продукции, возросла урожайность хлебов. В городах стали больше потреблять мяса. Аграрная реформа не только оживила внутренний рынок, но и способствовала развитию промышленности. Также реформа оказала большое влияние на изменение социальной структуры общества. Процесс дифференциации в деревне привел к наплыву в город чернорабочих, а цена не квалифицированной рабочей силы была низка.

32. Деятельность Временного правительства, Советов и массовых организаций. Рост социальной и политической напряженности в обществе(март-октябрь 1917) В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства, Временное правительство сразу осуществило ряд крупных мероприятий. Оно провозгласило свободу слова, печати, союзов, собраний, стачек, отменило сословные, вероисповедные и национальные ограничения, предоставило амнистию по всем политическим и религиозным делам, в том числе осужденным за террористические акты, военные восстания и аграрные преступления. Были упразднены Отдельный корпус жандармов, охранное отделение, Департамент полиции и Главное управление по делам печати. Однако наряду с этими, бесспорно, позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения. Члены Временного правительства во всех грехах обвиняли только царский режим. Утверждалось, что старая система управления основывалась на административных репрессиях, угнетении личности, подавлении его инициативы.. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям. Ситуация в России усугублялась тем, что Временное правительство вынуждено было решать социально-экономические вопросы в условиях продолжавшейся войны. Кадетская партия выступала за продолжение непопулярной в народе империалистической бойни. Слишком сильны были в обществе антивоенные настроения. После двух с половиной лет войны в солдатской среде чувствовалась сильная усталость и жажда мира; отсюда повышенный интерес солдат к вопросу о том, принимает ли новое правительство меры для окончания войны. Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие, привела к его реорганизации. Сформировалось коалиционное правительство с участием в нем представителей социалистических партий. Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево - к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.

Формационный и цивилизационный подходы к изучению исторического процесса, их познавательные возможности.

Формационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения

качественных изменений в экономическом базисе общества, его производственных отношениях и классовой структуре.

Как объясняет данное научное направление, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука.

В формационной теории большое значение имеет типология государства, т.к. природа государств различных исторических эпох отличается

принципиальными особенностями. Понятие «тип государства» очень точно выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет дост



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 3710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.55 (0.024 с.)