Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цивилизационные и формационная концепции общественного развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раньше, в теме 7 «Общество и его структура», мы выяснили, что в содержательном плане общество – выделившаяся из природы и неразрывно с ней связанная система орга- низаций и связей людей, при ведущей роли их трудовой деятельности и духовных от- ношений. Возникновение различных концепций общественной жизни выражалось по- требностью осмыслить место человека в мироздании, тенденции общественных измене- ний, перспективы будущего цивилизации. Такие концепции можно называть теоретиче- скими моделями (заменителями) – совокупностями согласованных представлений о суще- ственных и специфических чертах общества на разных ступенях его развития, о движущих факторах и тенденциях, о целях и путях изменений социальных структур и процессов. Были созданы разные варианты натуралистических, материалистических, и идеалистических концепций-моделей общества и его развития, от наивно-анимистических и теологических до современных синергетических представлений. Мы остановим внимание на особенностях формационной и цивилизационной концепций, или моделей, развития общества, как наиболее значимых в современных условиях, и к тому же определённых требованиями Гас. образовательного стандарта. Формационная концепция общественного развития разработана в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс, синтезировав архетипы материализма и диалектики, применили диа- лектический материализм (= материалистической диалектики) к анализу общества и его развития. Раньше общественные события объяснялись в рамках религиозных или идеали- стических концепций. В них историю совершали великие личности – монархи, полковод- цы и влиявшие на них лица. Исторические события зависели от отдельных великих людей,а в целом организация и изменения общества определялись высшею силою – Богом (или, -Разумом, Волей и т.п. «началами» и движущими силами). Получалось, что идеи правятмиром, сознание (Бог, Разум, Идея…) определяет бытие людей. В отношении этой основной формулы, признавшей приоритет идеальных начал и сил, марксизм совершил переворот, выразив принципиально иное толкование причин общественных изменений в формулировке «Бытие (общественное) определяет сознание (общественное). В основу понимания общественной жизни был положен приоритет материально-производственной, экономической жизни людей, определяющей кардинальные изменения в сферах сознания и организации общественной жизни. Развитие общества в марксизме предстало как естественноисторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Термин «формация» (от лат. formatio – образование) заимствован из геологии, где он означает слой, или пласт горных пород, – закономерное и естественное (природное) их сочетание, возникшее в общих процессах образования земной коры. Понятие обществено-экономическая формации разрабатывалось в ряде работ осно- воположников марксизма. В «Предисловии» «К критике политической экономии» К. Маркс писал: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржу- азный, способы производства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономической общественной формации». Там же Маркс отметил: «…буржуазной общественной форма- цией завершается предыстория человеческого общества». В основу выделения этапов общественного развития был положен способ производств а, который образуют взаимо- действующие производительные силы (трудящийся, предмет труда и средства труда) и производственные отношения (к средствам труда, – владение ими или работа за вознагра- ждение; к распределению, получению, обмену и потреблению доли произведённых про- дуктов, или их стоимости. Согласно формационному подходу, люди постоянно заинтере- сованы в увеличении производства средств существования (растёт население, растут по- требности). Усилия в этом направлении определяют постоянное изменение орудий и средств трудовой деятельности (механизированные и автоматизированные технологии), ведущих к изменению предмета труда (обогащение почвы, исходного и перерабатываемо- го сырья). Эти изменения «овеществлённого труда», в свою очередь, вызывают изменения носителей «живого труда» – людей как участников трудовой деятельности, их знаний, опыта, представлений о производственных, технологических и экономических отношени- ях, в которые они включены, добывая средства к существованию. Изменения в производственных отношениях, зависимые от производительных сил, являются основными, базисными (Базис) в детерминации общественной жизни. Базис, как совокупность производственных отношений, определяет вторичные по отношению к нему,надстроечные явления (Надстройку). К надстройке относятся формы и уровни общественного сознания (их мы ране отметили в теме «Сознание…), соответствующие им организации, учреждения (политические, правовые, религиозные и т.д.) и отношения –юридические, правовые и т.д. Надстройка как совокупность взглядов, организаций и вторичных,надстроечных, отношений диалектически взаимодействует с базисом: определяется им, и,в свою очередь, влияет на базисные отношения через вырабатываемые идеи, организациии учреждения. Изменения в способе производства опосредуясь надстроечными структурами, оказывают влияние на изменения таких обще формационных компонентов как язык, культура, формы общности людей (этносы,… семья). В представленной схеме вырисовывается по-своему стройная композиция развития общества как закономерного процесса смены этапов, которыми являются формации –ис- торические типы общества. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) может характе- ризоваться: как общество на определённом этапе (ступени) развития с присущим ему спо- собом производства; как целостная система общественных явлений и отношений, опреде- ляемых данным способом производства; или образно, –как целостный саморазвивающий- ся социальный организм. В становлении и развитии общества возникли сменяющие одна другую формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодально-крепостническая, капиталистическая, составлявшие, по представлениям основоположников, предысторию человечества. Формационные представления хорошо согласовывались с утвердившимися в науч- ном мире представлениями об определённых периодах в становлении и развитии общества(первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое). Но этим этапам давалось новое объяснение с позиций формационного похода. Его суть –в анализе и видении общественного развития как смены общественно-экономических формаций. Капиталистическая ОЭФ, по мысли классиков марксизма, завершала предысторию. История должна была начинаться со становления и утверждения коммунистической ОЭФ. Видный марксист и основатель советского социалистического государства, В.И. Ленин дополнил эти представления учением о социализме, как первой фазе коммунизма. В этом плане небе зынтересно заметить, что целое поколение советских людей жило при коммунизме, только в первой его фазе –социализме. Формационная концепция, или модель, согласуемая с научными данными об этапах изменений общества и развивавшимися К. Марксом экономическими представлениями, вызвала не только признание и грандиозную попытку её осуществления в историческом прошлом советской России, но и резкую критику не угасающую до настоящего времени. Почему? Ответ появится, если коснуться марксистских представлений о роли революций, как локомотивах истории, при смене одной ОЭФ другой. Согласно марксистской концеп- ции, побуждаемые постоянно растущими потребностями социума, изменения производи- тельных сил перерастают становящиеся узкими рамки прежних производственных отно- шений. Конфликт между ними в первую очередь обнаруживается в отношениях собст- венности –к средствам производства. Рабовладельческие отношения (раб –говорящее орудие, которое можно по желанию и уничтожить) должны были уступить место зарож- давшимся в их недрах более производительным отношениям феодальной собственности (у крепостного интерес к своему клочку земли и жилищу, за которые он и должен был не- сти повинности трудом). Капитализм, снимая зависимость работника от господина- феодала (сюзерена, помещика) и делая его формально свободным, оставлял одну, безот- казно действующую в интересах собственника дисциплину голода, заставляющую проле- тария на рынке товарно-денежных отношений продавать свою рабочую силу. Отношения собственности вызывали антагонизм (непримиримые противоречия) класса владельцев средствами производства и по невольных или наёмных работников. Лишь в первобытном обществе существовало равенство людей в отношении к собственно- сти (так называемый первобытнообщинный коммунизм). В каждой последующей форма- ции основаны для неё отношения рабовладения, феодализма, капитализма лишь совершен- ствовали систему эксплуатации работников и наживы собственников средств производст- ва. Поскольку призывы к собственникам делиться доходами оказались утопическими по- желаниями, то в марксизме им противопоставили идеологию революционного насилия. В ситуациях обострявшихся экономических противоречий, когда «верхи не могли» управлять, а «низы не хотели» жить по старому, возникала революционная ситуация. Че- рез социальные революции и происходил переход от одной ОЭФ к другой. При переходе к коммунистической ОЭФ должны были решаться и дополнительные, принципиально новые задачи. Это: ликвидация государства как орудия насилия (в этом пункте марксисты были солидарны с анархистами), уничтожение классов и социальных групп, сопротивляющихся революционным преобразованиям. «Подлинная история» начиналась с построения коммунистического общества. Конечно, идеи насильственного перераспределения собственности капиталистов и уничтожение всех сопротивляющихся при использовании пролетарскойи диктатуры, как государства переходного периода (к обществу без классов и без государства), вызвали ожесточённую критику. Идей революционного насилия принимались многими трудящимися в Х1Х в. и первой половине ХХ в., поскольку соответствовали реалиям того времени –росту эксплуа- тации и заметному (у Маркса –абсолютному) обнищанию пролетариата. Сочувствие пролетариев и их желание построить новое общество, в котором, «кто был ничем, тот ста- нет всем» (слова Интернационала –пролетарского гимна) опирались на сознание, что в ходе пролетарской революции, по словам К. Маркса, бьёт смертельный час капиталисти- ческой частной собственности. Экспроприируют же (принудительно лишают собственно- сти, средств производства) экспроприаторов, т.е. собственников-капиталистов, ранее на- жившихся присвоением чужого труда и достояния. Развернувшаяся в ХХ веке научно-техническая революция (НТР) сделала идеоло- гию революционного насилия неактуальной, переведя её в разряд исторически преходя- щих концепций. НТР не уничтожила социального неравенства. И сейчас миллиардер мо- жет позволить удовольствие за десятки миллионов слетать на околоземную орбиту. Но это не основание для социального антагонизма. Товар «рабочая сила» в условиях высоких технологий и всеобщей компьютеризации не может обойтись условиями барака для жи- лища и кувалды для работы. Поэтому владельцы собственности в условиях НТР имеют возможность, сохраняя свои высокие доходы, обеспечивать достойные условия вознаграждения, а значит, и высокий жизненный уровень, трудящихся, которыми всё чаще становятся работники «в белых воротничках» с высшим или средним специальным образованием, ранее относимые к интеллигенции. Идеологии конфронтации и насилия в современных условиях приходится уступать место идеологии ненасилия и толерантности, отвечающей состоянию и перспективам современного общества. Социальная философия марксизма, была сильна оптимизмом преодоления антаго- низмов и построения общества счастливых людей на планете Земля. Но её теоретики не смогли пересмотреть устаревшие и потерявшие в условиях НТР актуальность идеи классовых антагонизмов, насильственных революционных изменений общества и построения всепланетной коммунистической общности. При сохранении значимости и актуальности ряда разделов, социальная философия марксизма должна существенно перерабатываться, чтобы преодолеть ставшие отрицательными устаревшие идеи и отражать реалии современной жизни. О формационным подходе в заключение можно сказать, что в целом он продолжает оставаться интересной и заслуживающей внимания попыткой объяснить закономерность исторического процесса, не прибегая к доводам религии и идеалистических учений о сверхъестественных движущих силах общественного развития и их влияния на судьбы человечества и отдельных людей. Цивилизационные концепции в сфере идеологии с 1990-х годов нередко проти- вопоставляются формационному анализу общественной жизни. Чтобы составить о них представление, начнём с понятия «ц ив ил из ац ия» (от лат. civilis —гражданский, государственный). Оно появилась в ХУШ веке для обозначения общества, построенного на началах разума и справедливости. Понятие приобрело ряд значений. Наиболее часто понятие «цивилизация» (Ц.) используется 1) как синоним культуры; 2) Обозначает уровень развития общества, или - материальной и духовной культуры. В этом значении говорят, например, об античной, или современной цивилизации. Иногда это значение неправомерно расширяют, относя к цивилизациям исторические периоды в развитии стран или народов, (напр., - древнегреческая, крито-минойская, арабская и т.д.). 3) В узком смысле понятие Ц. использовали для обозначения ступени общественного развития, следующей за варварством (в Х1Х в. этнограф и антрополог Л. Морган и видный теоретик марксизма Ф. Энгельс) 4) В ряде идеалистических учений об общественных изменениях термин Ц. используется для обозначения периода деградации и упадка культуры. Нем. философ О.Шпенглер в книге «Закат Европы» (первая половина ХХ века) понятием Ц. обозначил этап старения и упадка каждой из локальных культур, сменяющих одна другую. В узко понятом цивилизационном подходе (анализе, принимающим за основу общественных изменений цивилизационные процессы) история общества предстаёт как череда отдельных, или локальных, цивилизаций, не связанных генетической преемственностью (по происхождению, в причинно-следственной последовательности). Они имеют лишь совпадающие (иногда - частично) территории распространения, на которых одна Ц. сменяет другую. Каждая из них имеет свои, не связанные с предшествующей Ц., причины возникновения, особенности развития, распространения, расцвета и упадка. Возраст цивилизаций авторы концепций определяли в пределах 1000-1500 лет. Это своего рода полный, даже «естественный» (закономерный), цикл каждой из Ц. У истоков цивилизационного анализа лежит основополагающий труд «Россия и Европа» (1869, 1871 и др. издания) нашего соотечественника Н.Я. Данилевского, - биолога, философа и публициста [ Д АН ИЛ ЕВ СК ИЙН ик ол айЯ ко вл ев ич (1822-85). Окончил Царскосельский лицей и фа- культет естествознания Петербургского университета. Магистр ботаники. Однако большую часть жизни работал как ихтиолог в экспедициях по изучению рыболовства на Волге, Кас- пийском море, многих реках и озёрах Европейской России. В молодости увлекался социа- листическими идеями, привлекался к суду по делу петрашевцев, в связи с чем был узником Петропавловской крепости. Виновность его не была доказана, он был освобождён, но без права проживания в столице. Сравнительно узкому кругу специалистов известен его двух- томный труд «Дарвинизм», содержащий аргументированную критику учения о естествен- ном отборе]. Мировую известность Данилевскому доставил философско-публицистический труд «Россия и Европа» (1869), оказавший заметное влияние на видных отечественных (Досто- евского, Страхова и др.) и зарубежных (О. Шпенглера и др.) мыслителей. В основопола- гающей для цивилизационных концепций работе Н.Я Данилевский понятием Ц. не пользовался. Но в значении, совпадающим с идеей цивилизации как ограниченного (локального) этапа культуры, он использовал понятие культурно-исторического типа. В истории реализовались следующие культурно-исторические типы: египетский, китайский, ассировавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский). Цивилизации, полагал он, развиваются, подобно биологическому организму. Они проходят пик процветания и клонятся к упадку. Данилевский, как позже и другие авторы цивилизационных концепций, исключал генетическую преемственность (связь по порождению, происхождению) культурно-исторических типов (цивилизаций). Но он допускал возможность влияния, позитивного или отрицательного, одного культурно-исторического типа на другой. По мнению Данилевского, большую роль в истории предстоит играть в скором времени новой культурно-исторической общности, – славянской, России и славянскому миру. Великолепная интуиция позволила Н.Я. в 1869 г., в Х1Х веке, до 1900 года, выска- зать мысль, что европейский культурно-исторический тип уже завершает цикл своего раз- вития. Романо-германский тип (цивилизация) попытается продлить своё существование за счёт ресурсов молодого и исторически перспективного славянского культурно-историче- ского типа. Это теоретическое предвидение попытки западноевропейских держав –Герма- нии, Италии и др. –использовать в своих интересах ресурсы славянского мира просто удивительно, как прозрение учёного, осуществившееся в двух мировых войнах ХХ столе- тия. Отстаивая перспективность и самобытность молодого славянского культурно- исторического типа, учёный-публицист Н.Я Данилевский выразил идею евразийства. В концепции евразийства многие особенности россиян и России объяснялись не только принадлежностью её территории к Европе и Азии, но, главное, - влиянием самобытных культур населяющих их народов. В конце ХХ века Л.Н. Гумилёв, один из «последних евразийцев», как он сам себя называл, также резко высказывался против вхождения России в «единый европейский дом». Работы Л.Н. Гумилёва по этногенезу мы упоминали ранее. Их автора нельзя запо- дозрить в симпатиях большевизму. Но именно он, разобравшись в сути происходящих в стране процессов, выступил, как учёный историк и географ, против вхождения Росии в "единый европейский дом". Л.Н. Гумилёв показал, что россияне, составляющие значи- тельную часть славянской этнической группы, могут влиться в западноевропейский (ро- мано-германский) суперэтнос только путём ассимиляции, т.е. поглощение его идентично- сти, национально-культурной самобытности. Резонен вопрос: «Зачем же менять нацио- нально-культурные особенности своего молодого, самобытного и перспективного этноса на чуждые славянству традиции и обычаи этноса одряхлевшего, уходящего с историче- ской арены?» (На обыденном языке эта ситуация передаётся известной пословицей «Что хорошо русскому, смерть для немцев» (здесь «немцев» в значении –иностранцев). Разработанная Н.Я. Данилевским в труде «Россия и Европа» концепция культурно- исторических типов стала значимой вехой в создании последующих моделей циклическо- го исторического процесса в ХХ веке. Из них наибольшую известность получили цивили- зационные концепции О. Шпенглера и А. Тойнби, краткое содержание которых приводит- ся далее. Ш пе нг ле р О св ал ьд (1880-1936; нем.) разделял идеи «философии жизни» и был одним из основоположников философии культуры. Известность ему доставил главный труд "Закат Европы" (1923 г.). Стержнем учения стало принятое в качестве исходного ос- новное понятие органической жизни, позволившее характеризовать культуру как орга- низм, отграниченный от других подобных «организмов»-культур. Каждая культура- организм проходит определённые стадии изменения на протяжении своей жизни, –при- мерно одной тысячи лет. После расцвета и зрелости наступает ц ив ил из ац ия–з ав ер ш аю ща я с та ди я к ул ьт ур ы, когда происходит е ё у па до к, д ег ра да ци я. «Цивилизация есть неизбежная судьба культуры, –писал Шпенглер в «Закате Европы», –… Цивилизация -это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые способен высший вид людей. Они –завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством, являемым над дорикой и готикой. Они – неизбежный конец, и тем не менее с внутренней необходимостью к ним всегда приходили». И далее: «Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от героических "деяний" к механической "работе"; для греко-римской культуры он произошёл в эпоху эллинизма, а для западного мира - в 19в.». В труде Шпенглера выделено 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, ки- тайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), "фаустовская" (западноевропейская) и культура майя. Немецкий философ отметил, что формируется русско-сибирская культура. Современная мировая культура, «фаустовская», или западноевропейская, вступила в стадию деградации, в стадию цивилизации. С этого момента ареной больших духовных решений становится не "вся страна",… а три или четыре мировых города,… Мировой город и провинция - этими основными понятиями всякой цивилизации открывается совершенно новая проблема формы истории, которую мы сейчас переживаем, не имея вместе с тем никакого представления о значении этой проблемы» Так характеризовал западный философ состояние западноевропейской культуры, связывая перспективу будущего с тем, что «…стоицизм, социализм созревают до степени окончательных мировоззрений, способных еще раз захватить и преобразовать угасающее человечество во всей его сущности». Империализм, по Шпенглеру, «чистая цивилизация» Перспектива будущего у Шпенглера была открыта для рождавшейся русско-сибирской цивилизации. Остальному миру оставалось в период цивилизации западноевропейской культуры сосредоточить внимание на развитии техники, игнорируя становящиеся ненужными лите- ратуру, искусство. «О великой живописи и музыке среди западноевропейских условий не может быть больше речи. Архитектонические способности западноевропейского человека исчерпаны вот уже столетие тому назад. Ему остаются только возможности распростране- ния». Осознание тенденции исторических изменений не должно вести к унынию. Надо действовать в сфере имеющихся возможностей цивилизации, сознавая неизбежность ци- вилизационного пути общества. Таков оптимистический настрой автора книги о конце за- падноевропейской цивилизации: «…Если, под влиянием этой книги, люди нового поколе- ния возьмутся за технику вместо лирики, за мореходное дело вместо живописи, за полити- ку вместо теории познания, они поступят так, как я того желаю, и ничего лучшего нельзя им пожелать» (Шпенглер О. «Закат Европы»). Религиозный вариант цивилизационной концепции изменений общества разработал английский историк, философ и социолог ХХ в. А рн ол ьдТ ой нб и. (1889-1975), автор 12-томного «Исследования истории» (1934-1961) и значимой для данного вопроса работы «Постижение истории» (1991). Как и предшественники, он отвергает генетическую преем- ственность, принимая простую последовательность не связанных друг с другом локаль- ных цивилизаций. Своеобразие его позиции - привнесение в концепцию (модель) развития общества Божественного Логоса, взаимодействующего с человеком. Предложенная им схема напоминает вариант религиозного содержания книги Н.А. Бердяева «Смысл исто- рии». Логос воплощается в И. Христа, и история осуществляется как спасение человечест- ва, искупающего первородный грех. В ходе этого процесса возникают и сменяют одна другую локальные цивилизации. Количество их выделялось по-разному –21, потом, без второстепенных, или не реализовавшихся –13 цивилизаций. Существенным признаком каждой цивилизации является наличие присущей ей основной религии. В ХХ веке, пола- гал Тойнби, сохраняется пять основных цивилизаций и присущих им основных религий: китайская (с синтоизмом), индийская (с индуизмом), исламская (с мусульманством; он же –ислам), русская (с православием), западная (с католицизмом). Каждая цивилизация, по Тойнби, проходит определённые ступени в цикле развития: возникновение, рост, надлом и разложение, ведущее к её гибели. Общность этапов позво- лила выделить законы развития цивилизаций. Главное направление изменений общества определяет «творческое меньшинство», которое увлекает за собою инертное большинство. В случае, когда элита не способна решить новые задачи исторических «вызовов», а массы «не увлекаются», меньшинство начинает применять силу для проведения своих решений в жизнь. Конфликт с отчуждённой массой приводит, в конечном счёте, к гибели цивилиза- ции, уступающей место другой организации отношений «меньшинство –большинство». Прогресс общества А. Тойнби связывал с духовным совершенствованием, идущим путём религиозной эволюции, –от первоначальных анимистических взглядов через универсаль- ные местные и мировые религии к единой религии будущего. Религии оказывались важ- нейшим фактором успешных решений элиты, а через них, –прогресса общества. Д оп ол ни те ль но ст ь и лиа ль те рн ат ив но ст ь? Такой вопрос появляется после знакомства с сутью формационной и цивилизационных концепций и связанных с их содержанием подходов к анализу общественных изменений. Сильная сторона формационного подхода –в направленности на выявление роли материально-производственых отношенийкак основы изменений и периодизации общественной жизни. Но Её исторически преходящие идеи классовой борьбы и насильственной революции, допускающей уничтожение целых групп «классово чуждого» населения, были догматизированы идеологами страны Советов. Это во многом и предопределило (наряду с экономическими факторами, которые мы здесь не рассматриваем) критику формационного подхода, переходящую в его игнорирование идеологами постсоветской России. Однако эвристические возможности диалектико-материлистического анализа, связываемого с сутью формационного анализа, освобож- дённого от исторически ограниченных представлений, остаются полезным инструмента- рием исследования общественной жизни и социальных изменений. Привлекательность цивилизационного подхода в какой-то мере определяется жела- нием найти альтернативу формационному анализу. Позитивное впечатление производит высказанная Н.Я. Данилевским мысль о том, что человечество может испробовать разные пути в стремлении к совершенствованию, прогрессу. Но игнорирование генетической преемственности характеризует рассмотренные цивилизационные концепции как ненауч- ные (см. вопрос о критериях научности в следующем разделе), а потому неконструктив- ные для практической жизни миллионов тружеников, которых мало заботят грёзы идеоло- гов о роли творческого меньшинства. Желание преодолеть слабые стороны Ц. подхода приводит к новым дополнениям. В частности, в последние годы представление о смене локальных цивилизаций дополняется представлением о движении от них к обще планетарному уровню цивилизации, характеризуемой в позитивном смысле как вершина культурного развития человечества. При толерантности, в данном случае –устранении жёстко ориентированных идеологических разногласий, появляется возможность реализовать позитивные стороны формационного и цивилизационных концепций и подходов, используя их в качестве дополняющих друг друга в анализе феноменов социальной жизни__
51 Насилие и ненасилие; значение идей ненасилия и толерантности. Свобода и ответственность. Слово «насилие» обычно обозначает употребление силы для разрушения, завое- вания, достижения цели через принуждение, нередко при нарушении принятых в общест- ве правовых и нравственных норм. Близкое по звучанию и значению слово «насильник» вызывает негативную реакцию, поскольку ассоциируется с представлением о принужде- нии, сопровождаемом нарушением свободы и (или) прав человека, физическими страда- ниями, унижением чести и достоинства субъекта, подвергшегося насилию. С насилием связаны печальные страницы истории злодеяний, кошмары мировых войн, массовой гибе- ли людей при попытках вождей реализовать бредовые идеи мирового господства или уто- пии создания единого сообщества - всемирного счастливого Человечества. Следует заметить, что употребление силы не всегда является отрицательным в части нарушения нравственных, правовых норм или свободы граждан. Возникают ситуации, ко- гда применение силы требуется для обуздания насильников или насильственных разруши- тельных действий, для защиты свободы, суверенитета, для преодоления неблагоприятных обстоятельств, или стихийных бедствий. Вспомним строчку песни-призыва начала Отече- ственной войны 1941 г.: «Вставай, страна огромная, // Вставай на смертный бой! // С фа- шистской силой тёмною, // С проклятою ордой». От любого человека постоянно требуются усилия, (это тоже - применение силы), в достижении любых значимых позитивных целей. Даже желанное для верующих приобщение к Божественной благодати требует значитель- ных усилий для преодоления соблазнов, греховных помыслов и действий. Этот аспект по- зитивного применения силы надо иметь в виду, поскольку издавна, с возникновением со- циума, в различных религиозных и этических учениях проявлялись устремления к преодо- лению и нейтрализации насилия, как проявления зла. Направленность на преодоление насилия через__ применение силы же, чётко выра- жена в Ветхом Завете, в положении «Око за око, зуб за зуб, обоняние за обоняние» (из- вестном как «закон талиона» – от лат. talio, род; talionis – возмездие, равное преступному насилию). Но применение силы с позитивными устремлениями, против насилия-зла, не искореняло зло. Нередко возникали нескончаемые цепочки ответных применений силы в спорах за владения территориями, в противодействии рабскому и подневольному труду, в растянутых на века междоусобицах, обычаях кровной мести (известный литературный пример – вражда родов Монтекки и Капулетти). Итоги насилия и противодействия ему применением силы выразило обобщение: «Зло порождает зло». Как преодолеть эти нескончаемые цепочки порождения зла? Поис- ки ответа привели к появлению в ряде религиозно-этических учений (в индуизме, христи- анстве и др.) представлений о «ненасилии» – ненасильственных действиях по преодоле- нию насилия, или, в формулировке Л.Н. Толстого – «непротивлении злу насилием». Исто- ки этих представлений – в очевидной уже для первых людей пользе групповых объедине- ний, взаимной помощи по добыванию пищи, охране жилища и т.д. Эта очевидность нахо- дила выражение в этических представлениях от житейского вывода типа «Не рой яму дру- гому» до противостоящего «закону талиона» принципа, известного как «золотое правило» нравственности. Его положительная формулировка: «Поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе», не менее известна, чем отрицательная по форме: «Не делай другому того, что ты не хотел бы по отношению к се- бе». «Золотое правило» является древнейшим нравственным принципом. Его содержа- ние отражено в народных пословицах, поговорках, в религиозных и этических учениях. С небольшими отличиями в формулировках «золотое правило» высказывалось древневос- точными и древнегреческими мудрецами. Оно вошло в Новый Завет, составляя одно из важнейших для верующих отличий от прежних, нехристианских учений. Евангельский Иисус Христос в «Нагорной проповеди» прямо противопоставляет это правило, как новую заповедь, «закону талиона» Ветхого Завета. Приведём текст по Евангелию от Матфея (гл. 5). «38 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. 39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; 40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 41. и кто при- нудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите не- навидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари *? 47. И если вы приветствуете толь- ко братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»… (Мф. 5; 38-48). Своеобразно выразил «золотое правило» нем. философ И. Кант в учении о катего- рическом императиве (ХУШ в.). У И. Канта «золотое правило», выраженное (эксплициро- ванное) на языке философии, сформулировано как высшее нравственное установление (максима). В одном из вариантов перевода категорический императив Канта имеет форму- лировку: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать формой (или – основой, - В.И.) всеобщего законодательства». Голос совести, или Бога, передаваемый категориче- ским императивом, И. Кант принимал как основание предложенного им варианта мораль- ного, или – нравственного «доказательства» бытия Бога. Получалось, что Бог определяет планку нравственности поступков и объединяет людей в некое сообщество нравственных личностей. Возможность нравственного поступка должна определяться его соответствием высшему голосу совести (или – Бога), выраженному в максиме – «золотом правиле» этики. Представления о позитивной роли ненасилия задолго до христианства были выра- жены в индуизме, в своеобразном содержании и формулировке идеей сатъяграхи (с сан- скрита – упорство в истине), и ахимсы (невреждения; с санскрита – непричинение вреда). Идея сатьяграхи (твёрдости, упорства в истине) соотносима с пониманием Божественной праведности (сатья) в вишнуизме – учении почитателей Бога Вишну. Её основа – в молит- ве, в опоре на Бога, защищающего людей от насилия как проявления грубой силы. В нача- ле ХХ века, когда Индия была английской колонией, М. К. Ганди, один из лидеров нацио- нального освободительного движения, включил представления сатьяграхи в идеологию и * Сборщик податей тактику ненасильственной борьбы за независимость Индии. Тактика борьбы против коло- ниального господства в Индии осуществлялась в двух формах: несотрудничества и граж- данского неповиновения. Небезынтересно отметить, что тактика ненасилия не означает полной пассивности при отказе от выполнения распоряжений администрации. Ненасилие пре
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.013 с.) |