Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.



Совершая поступки, обдумывая результаты деятельности, мы ориентируемся на

определённые представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», говоря строкой

Маяковского для детей. Но за этой строчкой глубокий смысл. А каков критерий, чтобы

делать хорошо, и не делать плохо? Откуда берутся правила поведения, что заставляет нас

их соблюдать? Что такое справедливость, которую мы так хотим иметь по отношению к

себе и которая порою мало беспокоит, когда речь идёт о возмущении других людей не-

справедливым к ним отношением должностных лиц или друзей, родных? Попытка разо-

браться в этих вопросах приводит к выделению морально-нравственной и правовой сфер

регулирования отношений людей, оценки их поступков, выбора пути и средств достиже-

ния поставленных целей. Что такое мораль, нравственность, право, справедливость?

Понятие «мораль» (от лат. moralis — нравственный), означает в обычном значении

нравственность, как особую сферу сознания (общественного и индивидуального) и опре-

деляемые ею отношения регуляции отношений людей с помощью правил, норм и прин-

ципов, которые вырабатываются обществом (группой лиц) и выполняются под воздейст-

вием (одобрением или осуждением) общественного мнения, соотнесённым с убеждениями

отдельных людей. Мораль в узком смысле – некоторое назидание, наставление, нравоуче-

ния (напр., «мораль сей басни такова», или – «хватит читать мораль»).

Мораль (нравственность) изучает специальная философская дисциплина – этика

(ethika, от греч. ethos — обычай, нрав, характер). Термин «этика» впервые использовал

Аристотель (в сочинении «Этика Никомаха») для обозначения особой области знаний о

человеке. Стоики Др. мира (1У в. до н.э. – первые века новой эры) выделяли в философии

логику, физику и этику, понимаемую как учение о природе человека, и, при таком подхо-

де, совпадающую с философской антропологией. Этика как учение о морали и нравствен-

ном поведении возникает позже. Со временем в ней возникают два основных направле-

ния. 1) Нормативная этика рассматривает вопросы о добре, зле, благе, счастье, смысле

жизни и т.д., разрабатывает правила (кодекс) поведения. 2) Теория морали исследует во-

просы возникновения, развития, сущности морали и закономерности, определяющие появ-

ление и изменение моральных норм.

Нравственные принципы, нормы и правила складываются под влиянием окружаю-

щих социально-политических и экономических условий, и при их изменении со временем

также меняются. Нравственные принципы – обобщения результатов практических дейст-

вий и размышлений об их соответствии принятым в сообществе представлениям о достой-

ном человека поведении и общественно значимой деятельности. Принципы морали высту-

пают обобщённым содержанием, или формой, содержания нравственности. Нормы морали

– предписания, следующие из основных нравственных принципов и показывающие, какие

поступки нужно совершать, чтобы поступать нравственно. Нормы конкретизируются в

определённых правилах, часто относящихся к разным сферам деятельности или разделам

этики. Так, есть врачебная деонтология, выражающая проблему долга и обязанностей ме-

дицинских работников. В этом плане, видимо, можно считать, что существует этика учи-

теля, инженера и т.д. На основе нравственного сознания с его структурными элементами

(принципами, нормами, правилами) формируется нравственный идеал, выражающий

приинятые в сообществе образцы поведения и оценки деятельности. В каждой системе мо-

рали разных сообществ получают своеобразное выражение представления о добре и зле,

совести и долге, счастье и смысле жизни, - основные категории этики.

Понятие «добро» выражает оценку всего, что в данном социуме является нравст-

венным, полезным для человека и отвечающим его природе, предназначению. Соответст-

венно «зло» означает всё безнравственное, вредное для человека, не соответствующее при-

роде и предназначению человека. Категория «долг» выражает осознание человеком необ-

ходимости согласовывать свои поступки с требованиями общества, принципами и норма-

ми морали, своей совестью – внутренней самооценкой действий и поступков, осознанием

ответственности за них с позиций нравственного идеала. В своей деятельности и поступ-

ках человек стремится постичь смысл жизни и добиться счастья. Представления о смысле

жизни предполагают ответ на вопрос: «Зачем, для чего я живу?». Этому интересному и

сложному для любой эпохи вопросу будет посвящён заключительный раздел данной те-

мы. Счастье в первом приближении можно охарактеризовать как состояние полного удов-

летворения человека при достижении цели, установлении гармоничных отношений с ок-

ружающими людьми и природой, со своим собственным внутренним миром.

В сфере нравственности выработано понятие «справедливость», означающее со-

ответствие между трудом и вознаграждением, добродетелью и счастьем, «преступлением

и наказанием», или, в общем плане – между добром и злом. Часто нас интересует распре-

делительная справедливость, как обеспечиваемый обществом порядок получения и по-

требления благ (материальных и духовных) из общественных фондов, который по сути

своей не может быть абстрактным равенством одинаковых возможностей. В понятие спра-

ведливости будет входить конкретно-исторически обеспеченное в данном обществе рас-

пределение, учитывающие такие параметры равенства, как рабочий стаж, квалификация,

определяемый для них размер вознаграждения и т.п. Но одновременно эти требования ра-

венства как выражения справедливости означают и фактическое неравенство: люди от ро-

ждения могут иметь какие-то ограничения, или, наоборот, природные дарования, неоди-

наковые жизненные условия для получения образования, квалификации и т.д. неравенства

людей. Отсюда следует, что нет абстрактной справедливости. Справедливость реализует-

ся в конкретных исторических условиях, оказываясь порою связанной с природным и со-

циальным неравенством людей.

Хотя категория справедливости относится к сфере этики, но она не может быть ре-

ально обеспечена только через общественное мнение и совесть человека, регулирующие

нравственные отношения людей. Помимо устанавливаемых людскими сообществами пра-

вил и норм поведения, регулируемых воздействием общественного мнения и внутренним

«голосом совести», общество выработало способы принуждения к выполнению опреде-

лённых требований. Это достигается через установление правопорядка, или правил и норм

права, обязательность исполнения которых обеспечивается государственными и общест-

венными организациями. Что такое право? В узком смысле термин «право» обозначает

совокупность установленных государством (или соответствующими гос. структурами)

обязательных для всех граждан социальных норм. В более широком смысле понятие «пра-

во» включает ещё гарантируемые государством права и правовые отношения граждан.

Право закрепляет и регулирует отношения собственности, производственных и хо-

зяйственных связей, принятые в сообществе формы распределения труда и его продуктов

между членами общества (гражданское и трудовое право), сферы и порядок функциониро-

вания властных структур и подразделений (конституционное и административное право).

Уголовное и процессуальное право призвано обеспечить порядок, исключающий попытки

изменения существующих общественных (государственно-политических и иных) отноше-

ний и порядок разрешения возникающих конфликтов. Для решения вышеназванных и ряда

других отношений (от международных до межличностных и семейных) бывает недоста-

точно общественного мнения, выраженного в декларациях, заявлениях, словесных возра-

жениях и осуждениях. Тогда используется сила государства, реализуемая через различные

органы принуждения и защиты правопорядка, гарантирующего соблюдение законных ин-

тересов граждан и государства.

Из приведённых кратких характеристик особенностей морали и права, призванных

регулировать отношения людей, вытекает важность формирования этического и правового

сознания граждан, начиная с детского возраста (по Маяковскому, крошка-сын спрашивал у

отца: «Что такое хорошо, и что такое плохо») и далее, в школе, на работе. Одна из задач

нравственного воспитания – вырабатывать активную жизненную позицию, сознательное

отношение к долгу, чтобы единство слова и дела стали повседневной нормой поведения.

Правопорядок и правовое сознание вырабатываются уже в первых древнейших го-

сударствах. Это Ниневия, на территории современного Ирака; с сер. 5-го тыс. до н.э. посе-

ление; в. 8-7 вв. до н.э. – столица Ассирии; Шумер, конец 4 - начало 2 тысячелетия до н.э.

в Южном Двуречье, в нижнем течении Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Это

древнейшие города-государства Аккад (Агаде), к юго-западу от современного Багдада, в

24-22 вв. до н.э. центр государства, включавшего Месопотамию и Элам в Месопотамии.

Это – Вавилон, (на шумерском, аккадском, греческом и латинском языках Babylon –

«врата бога»), находился на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от со-

временного Багдада и других городов. Хотя с первых известных государственных объе-

динений и по настоящее время люди не смогли обойтись без правопорядка и силы, при-

нуждающей к его исполнению, в общественном сознании всё более широкое звучание по-

лучает, как мы уже отмечали, идея ненасилия, отказа от применения силы и ахимсы – нев-

реждения, не нанесения вреда живому. Соответственно возрастает роль нравственных

ценностей. Понятие «ценность» здесь используется для выражения значения предметов,

явлений для человека. Учением о ценностях является аксиология (термин назывался при

характеристике функций философии в 1-ой теме 1-го раздела пособия).

Среди духовных ценностей в развитии общества приоритет приобретают нравст-

венные правила и нормы, формирование моральной ответственности граждан. Суждения о

моральных ценностях человека, доставляемые «метафизическими» (этическими, эстетиче-

скими, религиозными, философскими) и научными изысканиями, концентрируются в

идеалах счастья, цели и смысла жизни, в представлениях о необходимых объективных

жизненных условиях. Различные ценностные ориентации социальных групп и отдельных

людей, определяемые обстоятельствами жизни и ориентирами мировосприятия выражают

идеалы восточных культов (достижение нирваны), христианства и ислама (достижение

благодати, райского блаженства), коммунизма (служение людям, борьба за справедли-

вость, построение общества, в котором «свобода каждого является условием свободы

всех»). Этические ценности концентрируются также в установках гедонизма (разумное, в

меру, наслаждение, воспринимаемое как добро), эвдемонизма (стремления к блаженству,

счастью), стоицизма (счастье – в свободе от страстей, в равнодушии и спокойствии духа,

определяющим покорность судьбе), аскетизма (отказа от удовольствий, преодоление со-

блазнов), утилитаризма (достижение наибольшей суммы счастья наибольшим числом

людей).

Как появляются нравственные ценности? Вспомним, что И. Кант (нем.; 1724-1804)

выводил нравственность из установлений Бога. Это Его голос, как нравственный импера-

тив (повеление), определяет, по Канту, высшую планку (максиму) оценки поступков в ка-

честве основы нравственности. Изучение обрядов и обычаев племён и народов, научные

исследования по археологии, этнографии, лингвистике показали изменяемость норм и

принципов нравственности в историческом времени. Менялись и представления о том,

«что такое хорошо, и что такое плохо». Этого Кант не учитывал, сводя моральные нормы и

принципы к общечеловеческим и вечным установлениям божественной природы. Оказа-

лось, что моральные ценности (правила и нормы) сопрягаются с исторически изменяющи-

мися категориями (идеалами) добра и зла, долга, совести, справедливости, счастья.

Признавая это, мы не можем оставить в стороне вопрос о наличии общечеловече-

ских (а, значит, и непреходящих) элементов в морали и моральном поведении. Отличия

человека от животных исторически формировались, как мы отметили при изложении пре-

дыдущего вопроса, с переходом к орудийной деятельности, к труду и возникшей необхо-

димости регулировать отношения иначе, нежели эту задачу решали инстинкты поведенче-

ских реакций. Использование орудий труда было связано с появлением (на основе сигна-

лов общения) языка, речи, коррелирующих с развитием мозга и ведущих к формированию

духовной культуры. Мораль появилась как выражение гуманистической направленности,

человека и связанные с ней представления, осуждавшие убийство людей, нанесение уве-

чий; утверждавшие уважение к старшим, (родителям, вождям племени и т.д.), перерас-

тавшее в почитание Богов, бережное отношение к детям и больным. Эти, порождённые

потребностями становящегося социума, отношения, или так называемые «простые нормы

нравственности», включались в представления о добре, благе, счастье, долге человека пе-

ред собой и обществом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.166.223.204 (0.036 с.)