![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь ![]() Мы поможем в написании ваших работ! КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.
Совершая поступки, обдумывая результаты деятельности, мы ориентируемся на определённые представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», говоря строкой Маяковского для детей. Но за этой строчкой глубокий смысл. А каков критерий, чтобы делать хорошо, и не делать плохо? Откуда берутся правила поведения, что заставляет нас их соблюдать? Что такое справедливость, которую мы так хотим иметь по отношению к себе и которая порою мало беспокоит, когда речь идёт о возмущении других людей не- справедливым к ним отношением должностных лиц или друзей, родных? Попытка разо- браться в этих вопросах приводит к выделению морально-нравственной и правовой сфер регулирования отношений людей, оценки их поступков, выбора пути и средств достиже- ния поставленных целей. Что такое мораль, нравственность, право, справедливость? Понятие «мораль» (от лат. moralis — нравственный), означает в обычном значении нравственность, как особую сферу сознания (общественного и индивидуального) и опре- деляемые ею отношения регуляции отношений людей с помощью правил, норм и прин- ципов, которые вырабатываются обществом (группой лиц) и выполняются под воздейст- вием (одобрением или осуждением) общественного мнения, соотнесённым с убеждениями отдельных людей. Мораль в узком смысле – некоторое назидание, наставление, нравоуче- ния (напр., «мораль сей басни такова», или – «хватит читать мораль»). Мораль (нравственность) изучает специальная философская дисциплина – этика (ethika, от греч. ethos — обычай, нрав, характер). Термин «этика» впервые использовал Аристотель (в сочинении «Этика Никомаха») для обозначения особой области знаний о человеке. Стоики Др. мира (1У в. до н.э. – первые века новой эры) выделяли в философии логику, физику и этику, понимаемую как учение о природе человека, и, при таком подхо- де, совпадающую с философской антропологией. Этика как учение о морали и нравствен- ном поведении возникает позже. Со временем в ней возникают два основных направле- ния. 1) Нормативная этика рассматривает вопросы о добре, зле, благе, счастье, смысле жизни и т.д., разрабатывает правила (кодекс) поведения. 2) Теория морали исследует во- просы возникновения, развития, сущности морали и закономерности, определяющие появ- ление и изменение моральных норм. Нравственные принципы, нормы и правила складываются под влиянием окружаю- щих социально-политических и экономических условий, и при их изменении со временем также меняются. Нравственные принципы – обобщения результатов практических дейст- вий и размышлений об их соответствии принятым в сообществе представлениям о достой- ном человека поведении и общественно значимой деятельности. Принципы морали высту- пают обобщённым содержанием, или формой, содержания нравственности. Нормы морали – предписания, следующие из основных нравственных принципов и показывающие, какие поступки нужно совершать, чтобы поступать нравственно. Нормы конкретизируются в определённых правилах, часто относящихся к разным сферам деятельности или разделам этики. Так, есть врачебная деонтология, выражающая проблему долга и обязанностей ме- дицинских работников. В этом плане, видимо, можно считать, что существует этика учи- теля, инженера и т.д. На основе нравственного сознания с его структурными элементами (принципами, нормами, правилами) формируется нравственный идеал, выражающий приинятые в сообществе образцы поведения и оценки деятельности. В каждой системе мо- рали разных сообществ получают своеобразное выражение представления о добре и зле, совести и долге, счастье и смысле жизни, - основные категории этики. Понятие «добро» выражает оценку всего, что в данном социуме является нравст- венным, полезным для человека и отвечающим его природе, предназначению. Соответст- венно «зло» означает всё безнравственное, вредное для человека, не соответствующее при- роде и предназначению человека. Категория «долг» выражает осознание человеком необ- ходимости согласовывать свои поступки с требованиями общества, принципами и норма- ми морали, своей совестью – внутренней самооценкой действий и поступков, осознанием ответственности за них с позиций нравственного идеала. В своей деятельности и поступ- ках человек стремится постичь смысл жизни и добиться счастья. Представления о смысле жизни предполагают ответ на вопрос: «Зачем, для чего я живу?». Этому интересному и сложному для любой эпохи вопросу будет посвящён заключительный раздел данной те- мы. Счастье в первом приближении можно охарактеризовать как состояние полного удов- летворения человека при достижении цели, установлении гармоничных отношений с ок- ружающими людьми и природой, со своим собственным внутренним миром. В сфере нравственности выработано понятие «справедливость», означающее со- ответствие между трудом и вознаграждением, добродетелью и счастьем, «преступлением и наказанием», или, в общем плане – между добром и злом. Часто нас интересует распре- делительная справедливость, как обеспечиваемый обществом порядок получения и по- требления благ (материальных и духовных) из общественных фондов, который по сути своей не может быть абстрактным равенством одинаковых возможностей. В понятие спра- ведливости будет входить конкретно-исторически обеспеченное в данном обществе рас- пределение, учитывающие такие параметры равенства, как рабочий стаж, квалификация, определяемый для них размер вознаграждения и т.п. Но одновременно эти требования ра- венства как выражения справедливости означают и фактическое неравенство: люди от ро- ждения могут иметь какие-то ограничения, или, наоборот, природные дарования, неоди- наковые жизненные условия для получения образования, квалификации и т.д. неравенства людей. Отсюда следует, что нет абстрактной справедливости. Справедливость реализует- ся в конкретных исторических условиях, оказываясь порою связанной с природным и со- циальным неравенством людей. Хотя категория справедливости относится к сфере этики, но она не может быть ре- ально обеспечена только через общественное мнение и совесть человека, регулирующие нравственные отношения людей. Помимо устанавливаемых людскими сообществами пра- вил и норм поведения, регулируемых воздействием общественного мнения и внутренним «голосом совести», общество выработало способы принуждения к выполнению опреде- лённых требований. Это достигается через установление правопорядка, или правил и норм права, обязательность исполнения которых обеспечивается государственными и общест- венными организациями. Что такое право? В узком смысле термин «право» обозначает совокупность установленных государством (или соответствующими гос. структурами) обязательных для всех граждан социальных норм. В более широком смысле понятие «пра- во» включает ещё гарантируемые государством права и правовые отношения граждан. Право закрепляет и регулирует отношения собственности, производственных и хо- зяйственных связей, принятые в сообществе формы распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское и трудовое право), сферы и порядок функциониро- вания властных структур и подразделений (конституционное и административное право). Уголовное и процессуальное право призвано обеспечить порядок, исключающий попытки изменения существующих общественных (государственно-политических и иных) отноше- ний и порядок разрешения возникающих конфликтов. Для решения вышеназванных и ряда других отношений (от международных до межличностных и семейных) бывает недоста- точно общественного мнения, выраженного в декларациях, заявлениях, словесных возра- жениях и осуждениях. Тогда используется сила государства, реализуемая через различные органы принуждения и защиты правопорядка, гарантирующего соблюдение законных ин- тересов граждан и государства. Из приведённых кратких характеристик особенностей морали и права, призванных регулировать отношения людей, вытекает важность формирования этического и правового сознания граждан, начиная с детского возраста (по Маяковскому, крошка-сын спрашивал у отца: «Что такое хорошо, и что такое плохо») и далее, в школе, на работе. Одна из задач нравственного воспитания – вырабатывать активную жизненную позицию, сознательное отношение к долгу, чтобы единство слова и дела стали повседневной нормой поведения. Правопорядок и правовое сознание вырабатываются уже в первых древнейших го- сударствах. Это Ниневия, на территории современного Ирака; с сер. 5-го тыс. до н.э. посе- ление; в. 8-7 вв. до н.э. – столица Ассирии; Шумер, конец 4 - начало 2 тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье, в нижнем течении Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Это древнейшие города-государства Аккад (Агаде), к юго-западу от современного Багдада, в 24-22 вв. до н.э. центр государства, включавшего Месопотамию и Элам в Месопотамии. Это – Вавилон, (на шумерском, аккадском, греческом и латинском языках Babylon – «врата бога»), находился на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от со- временного Багдада и других городов. Хотя с первых известных государственных объе- динений и по настоящее время люди не смогли обойтись без правопорядка и силы, при- нуждающей к его исполнению, в общественном сознании всё более широкое звучание по- лучает, как мы уже отмечали, идея ненасилия, отказа от применения силы и ахимсы – нев- реждения, не нанесения вреда живому. Соответственно возрастает роль нравственных ценностей. Понятие «ценность» здесь используется для выражения значения предметов, явлений для человека. Учением о ценностях является аксиология (термин назывался при характеристике функций философии в 1-ой теме 1-го раздела пособия). Среди духовных ценностей в развитии общества приоритет приобретают нравст- венные правила и нормы, формирование моральной ответственности граждан. Суждения о моральных ценностях человека, доставляемые «метафизическими» (этическими, эстетиче- скими, религиозными, философскими) и научными изысканиями, концентрируются в идеалах счастья, цели и смысла жизни, в представлениях о необходимых объективных жизненных условиях. Различные ценностные ориентации социальных групп и отдельных людей, определяемые обстоятельствами жизни и ориентирами мировосприятия выражают идеалы восточных культов (достижение нирваны), христианства и ислама (достижение благодати, райского блаженства), коммунизма (служение людям, борьба за справедли- вость, построение общества, в котором «свобода каждого является условием свободы всех»). Этические ценности концентрируются также в установках гедонизма (разумное, в меру, наслаждение, воспринимаемое как добро), эвдемонизма (стремления к блаженству, счастью), стоицизма (счастье – в свободе от страстей, в равнодушии и спокойствии духа, определяющим покорность судьбе), аскетизма (отказа от удовольствий, преодоление со- блазнов), утилитаризма (достижение наибольшей суммы счастья наибольшим числом людей). Как появляются нравственные ценности? Вспомним, что И. Кант (нем.; 1724-1804) выводил нравственность из установлений Бога. Это Его голос, как нравственный импера- тив (повеление), определяет, по Канту, высшую планку (максиму) оценки поступков в ка- честве основы нравственности. Изучение обрядов и обычаев племён и народов, научные исследования по археологии, этнографии, лингвистике показали изменяемость норм и принципов нравственности в историческом времени. Менялись и представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Этого Кант не учитывал, сводя моральные нормы и принципы к общечеловеческим и вечным установлениям божественной природы. Оказа- лось, что моральные ценности (правила и нормы) сопрягаются с исторически изменяющи- мися категориями (идеалами) добра и зла, долга, совести, справедливости, счастья. Признавая это, мы не можем оставить в стороне вопрос о наличии общечеловече- ских (а, значит, и непреходящих) элементов в морали и моральном поведении. Отличия человека от животных исторически формировались, как мы отметили при изложении пре- дыдущего вопроса, с переходом к орудийной деятельности, к труду и возникшей необхо- димости регулировать отношения иначе, нежели эту задачу решали инстинкты поведенче- ских реакций. Использование орудий труда было связано с появлением (на основе сигна- лов общения) языка, речи, коррелирующих с развитием мозга и ведущих к формированию духовной культуры. Мораль появилась как выражение гуманистической направленности, человека и связанные с ней представления, осуждавшие убийство людей, нанесение уве- чий; утверждавшие уважение к старшим, (родителям, вождям племени и т.д.), перерас- тавшее в почитание Богов, бережное отношение к детям и больным. Эти, порождённые потребностями становящегося социума, отношения, или так называемые «простые нормы нравственности», включались в представления о добре, благе, счастье, долге человека пе- ред собой и обществом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.251 (0.016 с.) |