Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Совершая поступки, обдумывая результаты деятельности, мы ориентируемся на определённые представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», говоря строкой Маяковского для детей. Но за этой строчкой глубокий смысл. А каков критерий, чтобы делать хорошо, и не делать плохо? Откуда берутся правила поведения, что заставляет нас их соблюдать? Что такое справедливость, которую мы так хотим иметь по отношению к себе и которая порою мало беспокоит, когда речь идёт о возмущении других людей не- справедливым к ним отношением должностных лиц или друзей, родных? Попытка разо- браться в этих вопросах приводит к выделению морально-нравственной и правовой сфер регулирования отношений людей, оценки их поступков, выбора пути и средств достиже- ния поставленных целей. Что такое мораль, нравственность, право, справедливость? Понятие «мораль» (от лат. moralis — нравственный), означает в обычном значении нравственность, как особую сферу сознания (общественного и индивидуального) и опре- деляемые ею отношения регуляции отношений людей с помощью правил, норм и прин- ципов, которые вырабатываются обществом (группой лиц) и выполняются под воздейст- вием (одобрением или осуждением) общественного мнения, соотнесённым с убеждениями отдельных людей. Мораль в узком смысле – некоторое назидание, наставление, нравоуче- ния (напр., «мораль сей басни такова», или – «хватит читать мораль»). Мораль (нравственность) изучает специальная философская дисциплина – этика (ethika, от греч. ethos — обычай, нрав, характер). Термин «этика» впервые использовал Аристотель (в сочинении «Этика Никомаха») для обозначения особой области знаний о человеке. Стоики Др. мира (1У в. до н.э. – первые века новой эры) выделяли в философии логику, физику и этику, понимаемую как учение о природе человека, и, при таком подхо- де, совпадающую с философской антропологией. Этика как учение о морали и нравствен- ном поведении возникает позже. Со временем в ней возникают два основных направле- ния. 1) Нормативная этика рассматривает вопросы о добре, зле, благе, счастье, смысле жизни и т.д., разрабатывает правила (кодекс) поведения. 2) Теория морали исследует во- просы возникновения, развития, сущности морали и закономерности, определяющие появ- ление и изменение моральных норм. Нравственные принципы, нормы и правила складываются под влиянием окружаю- щих социально-политических и экономических условий, и при их изменении со временем также меняются. Нравственные принципы – обобщения результатов практических дейст- вий и размышлений об их соответствии принятым в сообществе представлениям о достой- ном человека поведении и общественно значимой деятельности. Принципы морали высту- пают обобщённым содержанием, или формой, содержания нравственности. Нормы морали – предписания, следующие из основных нравственных принципов и показывающие, какие поступки нужно совершать, чтобы поступать нравственно. Нормы конкретизируются в определённых правилах, часто относящихся к разным сферам деятельности или разделам этики. Так, есть врачебная деонтология, выражающая проблему долга и обязанностей ме- дицинских работников. В этом плане, видимо, можно считать, что существует этика учи- теля, инженера и т.д. На основе нравственного сознания с его структурными элементами (принципами, нормами, правилами) формируется нравственный идеал, выражающий приинятые в сообществе образцы поведения и оценки деятельности. В каждой системе мо- рали разных сообществ получают своеобразное выражение представления о добре и зле, совести и долге, счастье и смысле жизни, - основные категории этики. Понятие «добро» выражает оценку всего, что в данном социуме является нравст- венным, полезным для человека и отвечающим его природе, предназначению. Соответст- венно «зло» означает всё безнравственное, вредное для человека, не соответствующее при- роде и предназначению человека. Категория «долг» выражает осознание человеком необ- ходимости согласовывать свои поступки с требованиями общества, принципами и норма- ми морали, своей совестью – внутренней самооценкой действий и поступков, осознанием ответственности за них с позиций нравственного идеала. В своей деятельности и поступ- ках человек стремится постичь смысл жизни и добиться счастья. Представления о смысле жизни предполагают ответ на вопрос: «Зачем, для чего я живу?». Этому интересному и сложному для любой эпохи вопросу будет посвящён заключительный раздел данной те- мы. Счастье в первом приближении можно охарактеризовать как состояние полного удов- летворения человека при достижении цели, установлении гармоничных отношений с ок- ружающими людьми и природой, со своим собственным внутренним миром. В сфере нравственности выработано понятие «справедливость», означающее со- ответствие между трудом и вознаграждением, добродетелью и счастьем, «преступлением и наказанием», или, в общем плане – между добром и злом. Часто нас интересует распре- делительная справедливость, как обеспечиваемый обществом порядок получения и по- требления благ (материальных и духовных) из общественных фондов, который по сути своей не может быть абстрактным равенством одинаковых возможностей. В понятие спра- ведливости будет входить конкретно-исторически обеспеченное в данном обществе рас- пределение, учитывающие такие параметры равенства, как рабочий стаж, квалификация, определяемый для них размер вознаграждения и т.п. Но одновременно эти требования ра- венства как выражения справедливости означают и фактическое неравенство: люди от ро- ждения могут иметь какие-то ограничения, или, наоборот, природные дарования, неоди- наковые жизненные условия для получения образования, квалификации и т.д. неравенства людей. Отсюда следует, что нет абстрактной справедливости. Справедливость реализует- ся в конкретных исторических условиях, оказываясь порою связанной с природным и со- циальным неравенством людей. Хотя категория справедливости относится к сфере этики, но она не может быть ре- ально обеспечена только через общественное мнение и совесть человека, регулирующие нравственные отношения людей. Помимо устанавливаемых людскими сообществами пра- вил и норм поведения, регулируемых воздействием общественного мнения и внутренним «голосом совести», общество выработало способы принуждения к выполнению опреде- лённых требований. Это достигается через установление правопорядка, или правил и норм права, обязательность исполнения которых обеспечивается государственными и общест- венными организациями. Что такое право? В узком смысле термин «право» обозначает совокупность установленных государством (или соответствующими гос. структурами) обязательных для всех граждан социальных норм. В более широком смысле понятие «пра- во» включает ещё гарантируемые государством права и правовые отношения граждан. Право закрепляет и регулирует отношения собственности, производственных и хо- зяйственных связей, принятые в сообществе формы распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское и трудовое право), сферы и порядок функциониро- вания властных структур и подразделений (конституционное и административное право). Уголовное и процессуальное право призвано обеспечить порядок, исключающий попытки изменения существующих общественных (государственно-политических и иных) отноше- ний и порядок разрешения возникающих конфликтов. Для решения вышеназванных и ряда других отношений (от международных до межличностных и семейных) бывает недоста- точно общественного мнения, выраженного в декларациях, заявлениях, словесных возра- жениях и осуждениях. Тогда используется сила государства, реализуемая через различные органы принуждения и защиты правопорядка, гарантирующего соблюдение законных ин- тересов граждан и государства. Из приведённых кратких характеристик особенностей морали и права, призванных регулировать отношения людей, вытекает важность формирования этического и правового сознания граждан, начиная с детского возраста (по Маяковскому, крошка-сын спрашивал у отца: «Что такое хорошо, и что такое плохо») и далее, в школе, на работе. Одна из задач нравственного воспитания – вырабатывать активную жизненную позицию, сознательное отношение к долгу, чтобы единство слова и дела стали повседневной нормой поведения. Правопорядок и правовое сознание вырабатываются уже в первых древнейших го- сударствах. Это Ниневия, на территории современного Ирака; с сер. 5-го тыс. до н.э. посе- ление; в. 8-7 вв. до н.э. – столица Ассирии; Шумер, конец 4 - начало 2 тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье, в нижнем течении Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Это древнейшие города-государства Аккад (Агаде), к юго-западу от современного Багдада, в 24-22 вв. до н.э. центр государства, включавшего Месопотамию и Элам в Месопотамии. Это – Вавилон, (на шумерском, аккадском, греческом и латинском языках Babylon – «врата бога»), находился на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от со- временного Багдада и других городов. Хотя с первых известных государственных объе- динений и по настоящее время люди не смогли обойтись без правопорядка и силы, при- нуждающей к его исполнению, в общественном сознании всё более широкое звучание по- лучает, как мы уже отмечали, идея ненасилия, отказа от применения силы и ахимсы – нев- реждения, не нанесения вреда живому. Соответственно возрастает роль нравственных ценностей. Понятие «ценность» здесь используется для выражения значения предметов, явлений для человека. Учением о ценностях является аксиология (термин назывался при характеристике функций философии в 1-ой теме 1-го раздела пособия). Среди духовных ценностей в развитии общества приоритет приобретают нравст- венные правила и нормы, формирование моральной ответственности граждан. Суждения о моральных ценностях человека, доставляемые «метафизическими» (этическими, эстетиче- скими, религиозными, философскими) и научными изысканиями, концентрируются в идеалах счастья, цели и смысла жизни, в представлениях о необходимых объективных жизненных условиях. Различные ценностные ориентации социальных групп и отдельных людей, определяемые обстоятельствами жизни и ориентирами мировосприятия выражают идеалы восточных культов (достижение нирваны), христианства и ислама (достижение благодати, райского блаженства), коммунизма (служение людям, борьба за справедли- вость, построение общества, в котором «свобода каждого является условием свободы всех»). Этические ценности концентрируются также в установках гедонизма (разумное, в меру, наслаждение, воспринимаемое как добро), эвдемонизма (стремления к блаженству, счастью), стоицизма (счастье – в свободе от страстей, в равнодушии и спокойствии духа, определяющим покорность судьбе), аскетизма (отказа от удовольствий, преодоление со- блазнов), утилитаризма (достижение наибольшей суммы счастья наибольшим числом людей). Как появляются нравственные ценности? Вспомним, что И. Кант (нем.; 1724-1804) выводил нравственность из установлений Бога. Это Его голос, как нравственный импера- тив (повеление), определяет, по Канту, высшую планку (максиму) оценки поступков в ка- честве основы нравственности. Изучение обрядов и обычаев племён и народов, научные исследования по археологии, этнографии, лингвистике показали изменяемость норм и принципов нравственности в историческом времени. Менялись и представления о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Этого Кант не учитывал, сводя моральные нормы и принципы к общечеловеческим и вечным установлениям божественной природы. Оказа- лось, что моральные ценности (правила и нормы) сопрягаются с исторически изменяющи- мися категориями (идеалами) добра и зла, долга, совести, справедливости, счастья. Признавая это, мы не можем оставить в стороне вопрос о наличии общечеловече- ских (а, значит, и непреходящих) элементов в морали и моральном поведении. Отличия человека от животных исторически формировались, как мы отметили при изложении пре- дыдущего вопроса, с переходом к орудийной деятельности, к труду и возникшей необхо- димости регулировать отношения иначе, нежели эту задачу решали инстинкты поведенче- ских реакций. Использование орудий труда было связано с появлением (на основе сигна- лов общения) языка, речи, коррелирующих с развитием мозга и ведущих к формированию духовной культуры. Мораль появилась как выражение гуманистической направленности, человека и связанные с ней представления, осуждавшие убийство людей, нанесение уве- чий; утверждавшие уважение к старшим, (родителям, вождям племени и т.д.), перерас- тавшее в почитание Богов, бережное отношение к детям и больным. Эти, порождённые потребностями становящегося социума, отношения, или так называемые «простые нормы нравственности», включались в представления о добре, благе, счастье, долге человека пе- ред собой и обществом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.148.180 (0.013 с.) |