Культура как мера человеческого в человеке. Понятия культуры и цивилизации



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура как мера человеческого в человеке. Понятия культуры и цивилизации



Слово культура, для многих означающее нечто возвышенное, корнями уходит в

земные истоки существования человека: оно образовано от лат. cultiver, корневой основы

слова agricultures (агрокультура), – возделывать, обрабатывать землю. Первоначально оно

и означало обработку земли – труд по возделыванию, обработке почвы. (Это значение

сохраняется по настоящее время в названии механизма для обработки почвы – культива-

тор). Позже это слово получает новое, переносное значение обработки, возделывания ума,

или – культуры ума. Так, знаменитый оратор и политик Др. Рима (1 в. до н.э.), Цицерон

говорил о культуре ума и необходимости обрабатывать и возделывать ум, как крестьянин

обрабатывает землю. В этом значении понятие культуры сохраняет связь с представлением

об активной, преобразующей трудовой деятельности человека. За прошедшие века термин

культура стал многозначным, обозначая как всю совокупность материальных и духовных

ценностей, созданных человеком, так и отдельные узкие области деятельности и достиже-

ний человека (культура работы, учёбы, изготовления, производства чего-либо и т.д.).

Понятие культуры приобрело смысл противопоставления природе, с одной сторо-

ны, и, с другой – миру грёз, фантазий, субъективной воле человека всего, что создано че-

ловеком, или несёт следы его деятельности. В этом отношении иногда говорят о «второй

природе», т.е. преображённой человеком изначально «дикой» природы и её «стихийных

сил». Культура становится специфической, отличительной чертой человека и социума.

Она становится посредствующим звеном между человеком и «дикой» природой, породив-

шей Homo sapiens как одно из своих созданий, но не давшей ему шансов выжить в своём

природном, естественном облике зверочеловека.

Возможные, хотя достоверно и не прояснённые, факторы, такие, как облучение в

зонах сейсмической активности, изменения климата, влияния химических агентов и т.п.,

вызвали наследственные изменения разных форм жизни, создавшие своеобразную ситуа-

цию. Это, в частности, - недостаточная приспособленность, связанная с потенциальной

многофункциональностью мало специализированных органов и их функций в предковой

группе отдалённых предшественников людей в Африке, Австралии, Южной Азии. В со-

ответствии с природными закономерностями, предлюди появились (возможно, вследствие

мутаций в зонах активных тектонических процессов) от ветви группы приматов, мало

специализированной и потому потенциально перспективной. Приспособленность особей

этой древнейшей ветви предлюдей (проплиопотеки, древопитеки, австралопитеки …) к условиям среды была очень ограниченной. Слабый волосяной покров, небольшие (в эпоху

мамонтов, саблезубых тигров, сумчатых медведей…) размеры, отсутствие мощных клы-

ков, когтей и т.п. природных средств защиты и добычи пропитания делали эволюционное

существование этой группы проблематичной. Род Homo должен был либо исчезнуть как

одно из бесчисленных «изобретений», или неудавшихся произведений природы, или же

найти возможность существовать и совершенствоваться в качестве «не установленного

животного» (Ф. Ницше, нем., Х1Х в.).

Характеристику человека как «не установленного животного» позже неоднократно

использовали для подчёркивания присущих человеку черт, в частности, один из основопо-

ложников философской антропологии М. Шелер (нем.; 1874-1928). Он полагал, что чело-

века отличают от животного состояния – «принципы разума и духа». Возникновение тру-

довой деятельности, сопряжённой с формированием и развитием общественного и инди-

видуального сознания («принципов разума и духа»), определило возможность создания

культуры. Она и стала посредствующим звеном между природой и человеком, как «не ус-

тановленным животным» и дала возможность преодолеть ограничения естественных при-

способлений к условиям «дикой», стихийной природы. Культура позволяла сохранять ис-

кусственные, приспособления в виде орудий деятельности и созданных человеком усло-

вий существования и процветания в форме традиций, навыков, умений, накапливавшихся

знаний и опредмеченных результатов деятельности, одним из проявлений которых стала

«вторая», очеловеченная трудом, природа. Палка, которая из спорадического использова-

ния приматами, стала постоянным орудием, увеличивающим природную мощь предков

человека, использование огня, совершенствование сигнальной активности общения стали

первыми достижениями рождавшейся культуры как достижений и полезных изобретений,рождавшихся из перерабатываемых природных, а позже – и искусственно создаваемых,человеком условий своей жизнедеятельности.

В ходе антропосоциогенеза культура стала специфическим проявлением человече-

ского в человеке, со временем охватывая все сферы и проявления жизнедеятельности че-

ловека. Использование палки как орудия повышало приспособленность антропоидной

предковой группы, но одновременно «снимало», обесценивало действие биологических

регулятивов поведения, по принципу «ворон ворону глаз не выклюет». Отдалившись, че-

рез использование орудий, от непосредственного контакта с другими организмами при за-

щите, или добыче пищи, предлюди потеряли «правило Маугли»: «Мы одной крови, ты и

я!». Убийства и войны как проявления зла вошли в жизнь людей.

Австрийский этолог, один из основателей науки о поведении, К. Лоренц отметил,

что когда человек взял в руки палку, зло вошло в мир. Преодолеть его на путях проторён-

ных эволюцией биологических приспособлений оказалось невозможным. Предки людей

могли истребить друг друга, или должны были выработать принципиально новые формы

регулирования отношений, отличающиеся от зоологических форм поведения. Возникшая

дилемма разрешилась «изобретением» принципиально новых путей регуляции отношений

через выработку правил, принципов и норм нравственности, целесообразных действий в

соответствии с подмеченными природными отношениями красоты. Со временем возникли

политически-правовые представления и соответствующие им структурные подразделения

социума, о чём мы уже говорили.

Миру высших по организации животных не присущи отношения нравственности,

включающие представления о добре и зле, совести, долге и т.п. В культуре концентриру-

ются специфические особенности человека. Положение о культуре как мере человеческого в человеке имеет глубокий смысл. Культура проявляется во всех областях деятельности человека, что фиксируется в становящихся привычными словосочетаниях: культура труда, мышления, языка, общения, поведения, отдыха и т.д. Особое место принадлежит духовной культуре, которая нередко характеризуется понятием «культура», составляя, однако, узкий смысл этого понятия. Духовную культуру не следует сводить к узко понятой религиозной

духовности. Духовная культура представляет совокупность достижений социума в облас-

тях (сферах) нравственности, художественного (эстетического) творчества, науки, фило-

софии, в сферах политических и правовых идей, в экологическом сознании. К духовной

культуре можно отнести и такие явления как язык, речь, прогресс (или черты деградации)

в образовании и воспитании человека.

Из закономерностей развития культуры мы отметим лишь некоторые. Это: –Взаи-

мосвязь и взаимодействие составляющих культуру компонентов и элементов. Все элемен-

ты культуры включены в её общую систему и обусловливают развитие друг друга. В этом

плане не правомерен тезис о духовном возрождении как повышении религиозности при

ущербности в сфере нравственности, снижении внимания общества к развитию науки, об-

разования; –Неравномерность и противоречивость развития культуры, что отчасти зави-

сит от связи её элементов и взаимодействия духовной сферы (общественного и индивиду-

ального сознания) с материально-производственной сферой; –Преемственность. Каждый

новый тип культуры в развитии социума и по содержанию и по функциям отличается от

предыдущего, но, вместе с тем, является продолжением, развитием на качественно новом

уровне прежних культурных достижений общества (или его структурных подразделений).

Обширная область культуры включает много интересных вопросов, –о закономер-

ностях её развития, национальном и интернациональном (общечеловеческом) в культурах

разных этнических групп, культуре и цивилизации, о революциях и кризисах в развитии

культуры, их отражениях в различных философских и социальных учениях. Вопросы раз-

вития культуры в определённые периоды и в специальных областях (сферах) человеческой

деятельности могут составить обширные многочасовые курсы. Много проблемного и дис-

куссионного в характеристике понятия культуры, её структурных компонентов и их соот-

ношения. Многообразные вопросы становления, сущности, развития, структуры, прояв-

ления и значения культуры изучает культурология. Во многих вузах в последние годы ор-

ганизованы кафедры культурологии, ведётся преподавание культурологических дисцип-

лин. Поэтому мы ограничимся приведённым кратким обзором-вступлением о культуре как выражении и мере человеческого в человеке и перейдём к следующей части первого вопроса данной темы.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.27.11 (0.008 с.)