Предпосылки и особенности научно-технической революции.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпосылки и особенности научно-технической революции.



При освоении этого вопроса следует использовать материал о науке, изложенный

ранее, в теме 9 «Научное и вненаучное знание». Учитывая, что представления о науке чи-

тателю известны, остановимся на понятии техники. В обыденном, повседневном разговоре

мы под техникой подразумеваем созданный человеком механизм или некое устройство,

состоящее из ряда деталей и их соединений, способных выполнять определённую работу.

Иногда слово «техника» используют в несколько ином смысле, говоря о качественном вы-

полнении какой-либо работы, или вида деятельности, например, о технике чтения, письма,

танца и т.д. Оба смысла обыденного употребления слова «техника» заключены в грече-

ском «технэ» (techno, technё), переводимом как мастерство, искусство, умение. Слово

«технэ» использовали уже Платон и Аристотель, упоминая об искусственных орудиях

труда. В отличие от природных, естественных предметов техника создаётся людьми, во-

площает их замыслы. Техника может быть определена как совокупность средств целесо-

образной деятельности людей, создаваемых и применяемых в виде орудий и механизмов

для выполнения определённой работы. Совокупность целенаправленных последователь-

ных действий по получению ожидаемых результатов, часто - с использованием техники,

называют технологией. Иногда образно технику характеризуют как овеществлённую силу

знания. В структуру знания входят идеи, реализуемые в технических устройствах. Исходя

из этого, идеалистически или религиозно ориентированные учёные предлагают понимать

технику как воплощение в предметной форме сверхъестественного нематериального нача-

ла. Научное познание, базируясь на философских основаниях диалектического материа-

лизма, исключает представления о сверхъестественном начале и сущности техники.__ В период (условно назовём его 1-ый), когда труд в основном был ручным, техника

была инструментальной. В трудовых процессах использовались инструменты (с лат. instrumentum

- орудие; здесь – в значении орудие для работы). Инструментальная техника ис-

пользовалась человеком с незапамятных времён (вспомним: мотыга, соха,– в земледелии;

подъёмники, блоки - при постройке пирамид, храмов). Инструменты-орудия увеличивали

мощь человека, расширяли его возможности. Со временем (2-ой этап) простые орудия заме-

няются более сложными устройствами – машинами. Создавая машины, человек в процессе

труда становится как бы дополнением к ним, поскольку количество и качество работы на-

прямую зависит от наличия машин, их мощности, исправности и т.д. Изобретение и вне-

дрение в производство (3-ий этап) различных управляющих устройств, от простейших регу-

ляторов до автоматических линий, освобождает человека от роли придатка машины, остав-

ляя за ним интеллектуальные функции создателя, творца и управляющего техникой и но-

вейшими, как принято говорить, – высокими технологиями. При ведущей роли интеллекта(разума), через научные открытия и их внедрение в производство, развитие техники ведёт к

научно-техническому прогрессу (НТП) как разновидности общественного прогресса второй

половины ХХ века.

Понятие «прогресс» (от лат. progressus, progresses – движение вперёд, успех) обозна-

чает направление развития к более высокому и более совершенному состоянию (качеству)

изменяющейся системы (предмета). Соотносимое с прогрессом понятие «регресс» выражает

понижение уровня организации изменяющейся системы, вплоть до возможного её полного

распада (деградации) на составляющие, далее неделимые элементы. К важнейшим характе-

ристикам прогресса следует отнести его относительность (не универсальность) и противоре-

чивость. Прогресс отдельныхэлементов или звеньев системы может сопровождаться дегра-

дацией других элементов или их участием в других типах изменений более сложных или

более простых систем. НТП, как разновидность социального прогресса, также осуществля-

ется противоречиво, особенно – в обществе с антагонистическими противоречиями. К.

Маркс сравнивал прогресс в буржуазном обществе с отвратительным языческим идолом,

который не желал пить нектар не иначе, как из черепа убитого. «Мы видим, что машины,

обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворным человеческий труд, прино-

сят людям голод и изнурение…. Победы техники как бы куплены ценой моральной деграда-

ции…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 4).

НТП вёл к ускорению и увеличению масштабов взаимодействий науки и техники, их

взаимопроникновению, породившему качественно новое явление – научно-техническую

революцию - НТР. Её сущность одни авторы усматривали в автоматизации производства,

другие – в использовании новых материалов или новых источников энергии. Но сущность

НТР схвачена и выражена в её названии, в том, что НТР одновременно - и научная, и тех-

ническая, чего раньше не было. Сущность НТР – в единстве, взаимопроникновении науч-

ной и технической революций, приводящих качественно новому уровню развития произ-

водства и связанных с ним общественных отношений. Раньше были революции в отдель-

ных областях науки или техники, достаточно долго не влиявшие друг на друга. Первая

промышленная революция произошла в ХУП-ХУШ вв. Она привела к созданию парового

двигателя, заменившего природные источники энергии__ ветра, воды, мускульной силы жи-

вотных и человека. От обнаружения электроразрядов в опытах учёных до практического

использования электричества прошли десятки лет. «Революцию электричества» от «рево-

люции пара» отделяло более сотни лет.

В качестве основных направлений НТР чаще всего выделяют: 1.- автоматизацию,

связанную с компьютеризацией производства. 2. – использование ядерной энергии. 3.-

производство искусственных материалов (полимерных, композитных и т.д.) что связано с

возможностью перестроек в структуре вещества. 4.- освоение Космоса. Для НТР характер-

но 5.-ускорение внедрения научных открытий в производство (в приборостроении, био-

технологии, в автоматизации и компьютеризации производства, создании робототехни-

ки…). 6.- Производство становится технологической сферой применения науки, а наука

превращается в непосредственную производительную силу. 7.- Коренным образом меня-

ется положение человека в производстве. За ним остаются творческие функции создания и

управления автоматическими поточными линиями с использованием компьютеров и робо-

тотехники. Предпосылки НТР складывались в конце Х1Х – начале ХХ веков в виде крупнейших

научных открытий и достижений в развитии техники. Открытие «революционера-

радия», рентгеновского излучения, создание теории относительности вело к кардиналь-

ным изменениям прежних взглядов на мир. Механическая, ньютоновская картина мира

заменялась электромагнитной. Научные достижения давали возможность идти вглубь

структуры атома, ранее казавшегося неделимым, к открытию принципиально новых ис- точников энергии и созданию новых искусственных материалов. Были и определённые

достижения в развитии техники. Паровой двигатель совершенствовался, в частности, через

изобретение регулирующих устройств, прокладывавших путь к автоматизации технологи-

ческих процессов, поточных линий производства.

Социально-экономические предпосылки создавались потребностью увеличения про-

изводства жизненных средств. Развёртывание НТР пришлось на время противостояния

двух социальных систем – капитализма и социализма. В капиталистическом обществе по-

требность ускорения НТП диктуется желанием владельцев средств производства иметь

сверхприбыли. При социализме на первое место официальная идеология выдвигала подъ-

ём отраслей народного хозяйства для удовлетворения растущего спроса трудящихся, по-

вышения их жизненного уровня. Немаловажное значение имело желание каждой стороны

обеспечить своё военное превосходство, что оборачивалось существенной финансовой

поддержкой работ в соответствующих областях науки и техники. Например, развитие ин-

форматики, на базе которой развернулась компьютерная революция, первоначально опре-

делялось практической потребностью обеспечивать эффективные прямые и обратные свя-

зи в наведении орудий на цель и поражении техники противника__

НТР, как сторона НТП, осуществляется противоречиво и ведёт к противоречивым

следствиям (в литературе часто пишут о последствиях НТР). Так, НТР порождает новые,

ранее невиданные, возможности производства дешёвых продуктов потребления, средств

массовой культуры. В социальной сфере это ведёт к исчезновению антагонизма труда и

капитала, делает ненужными политические революции. Создаются возможности для бла-

годенствия всех людей. Но, увы! На всех всего не хватает. Не хватает хорошей питьевой

воды, сбалансированной по белку пищи, возможности обучиться грамоте и реализовать

свои потенциальные возможности. Остаются проблемы голода, нищеты, неграмотности,

бездомности миллионов людей. Снимая антагонизмы в социальной сфере, создавая пред-

посылки достойной жизни для всех людей Земли, НТР не решает ряда проблем (некоторые

отмечены выше), и даже обостряет экологическую проблему, создаёт возможность произ-

водства ядерного оружия огромной разрушительной силы. Мы видим, что задачи разумно-

го социального устройства общества НТР автоматически не решает, хотя и даёт очень

многое для изменений в общественной жизни в интересах миллионов трудящихся, а в

обозримом будущем – для всех жителей Землей.

В отношении к противоречивым следствиям НТР в обществе сложились противо-

положные ожидания в русле сциентизма (преувеличения роли науки, от scientist- наука,

научный) и антисциентизма – признания за наукой и техникой демонической, разрушаю-

щей силы. Иногда сциентизму и технократизму противопоставляется антропологизм как

обращение к гуманным, человеческим проявлениям социального или научно-

технического прогресса. Проявления сциентизма и антисциентизма-антропологизма мно-

гообразны. На них мы специально останавливаться не будем. Всё же можно отметить поя-

вившиеся ещё во второй половине ХХ века представления о будущем постиндустриаль-

ном обществе (Арон, Белл), технотронной эре (Бжезинский) как оптимистических ожида-

ниях благ от развёртывания НТР. Появились и пессимистические представления (инте-

ресно название одного из них – «Футурошок» Тоффлера), в которых сквозила боязнь раз-

вития техники –технофобия. Неоднозначное отношение к НТР, к её следствиям и их влия-

нию на будущее, на судьбы человечества воплотилось в новом литературном жанре анти-

утопии. Читая произведения этого жанра (Е Замятин - Мы; О. Хаксли - О дивный новый

мир; Дж. Оруэлл –1984; Он же - Скотский уголок), и «физики» и «лирики» помимо поль-

зы получат большое удовольствия от чтения замечательных произведений. Их авторы пы-

тались в художественно-публицистической форме осмыслить новые для их поколения__

явления развёртывания НТР и ожидаемых следствий усиливающихся взаимодействий по

линиям:

Человек – Техника - Общество

Природа

 

 

56 Глобальные проблемы современности:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.99.243 (0.026 с.)