Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки и особенности научно-технической революции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
При освоении этого вопроса следует использовать материал о науке, изложенный ранее, в теме 9 «Научное и вненаучное знание». Учитывая, что представления о науке чи- тателю известны, остановимся на понятии техники. В обыденном, повседневном разговоре мы под техникой подразумеваем созданный человеком механизм или некое устройство, состоящее из ряда деталей и их соединений, способных выполнять определённую работу. Иногда слово «техника» используют в несколько ином смысле, говоря о качественном вы- полнении какой-либо работы, или вида деятельности, например, о технике чтения, письма, танца и т.д. Оба смысла обыденного употребления слова «техника» заключены в грече- ском «технэ» (techno, technё), переводимом как мастерство, искусство, умение. Слово «технэ» использовали уже Платон и Аристотель, упоминая об искусственных орудиях труда. В отличие от природных, естественных предметов техника создаётся людьми, во- площает их замыслы. Техника может быть определена как совокупность средств целесо- образной деятельности людей, создаваемых и применяемых в виде орудий и механизмов для выполнения определённой работы. Совокупность целенаправленных последователь- ных действий по получению ожидаемых результатов, часто - с использованием техники, называют технологией. Иногда образно технику характеризуют как овеществлённую силу знания. В структуру знания входят идеи, реализуемые в технических устройствах. Исходя из этого, идеалистически или религиозно ориентированные учёные предлагают понимать технику как воплощение в предметной форме сверхъестественного нематериального нача- ла. Научное познание, базируясь на философских основаниях диалектического материа- лизма, исключает представления о сверхъестественном начале и сущности техники. __ В период (условно назовём его 1-ый), когда труд в основном был ручным, техника была инструментальной. В трудовых процессах использовались инструменты (с лат. instrumentum - орудие; здесь – в значении орудие для работы). Инструментальная техника ис- пользовалась человеком с незапамятных времён (вспомним: мотыга, соха,– в земледелии; подъёмники, блоки - при постройке пирамид, храмов). Инструменты-орудия увеличивали мощь человека, расширяли его возможности. Со временем (2-ой этап) простые орудия заме- няются более сложными устройствами – машинами. Создавая машины, человек в процессе труда становится как бы дополнением к ним, поскольку количество и качество работы на- прямую зависит от наличия машин, их мощности, исправности и т.д. Изобретение и вне- дрение в производство (3-ий этап) различных управляющих устройств, от простейших регу- ляторов до автоматических линий, освобождает человека от роли придатка машины, остав- ляя за ним интеллектуальные функции создателя, творца и управляющего техникой и но- вейшими, как принято говорить, – высокими технологиями. При ведущей роли интеллекта(разума), через научные открытия и их внедрение в производство, развитие техники ведёт к научно-техническому прогрессу (НТП) как разновидности общественного прогресса второй половины ХХ века. Понятие «прогресс» (от лат. progressus, progresses – движение вперёд, успех) обозна- чает направление развития к более высокому и более совершенному состоянию (качеству) изменяющейся системы (предмета). Соотносимое с прогрессом понятие «регресс» выражает понижение уровня организации изменяющейся системы, вплоть до возможного её полного распада (деградации) на составляющие, далее неделимые элементы. К важнейшим характе- ристикам прогресса следует отнести его относительность (не универсальность) и противоре- чивость. Прогресс отдельныхэлементов или звеньев системы может сопровождаться дегра- дацией других элементов или их участием в других типах изменений более сложных или более простых систем. НТП, как разновидность социального прогресса, также осуществля- ется противоречиво, особенно – в обществе с антагонистическими противоречиями. К. Маркс сравнивал прогресс в буржуазном обществе с отвратительным языческим идолом, который не желал пить нектар не иначе, как из черепа убитого. «Мы видим, что машины, обладающие чудесной силой сокращать и делать плодотворным человеческий труд, прино- сят людям голод и изнурение…. Победы техники как бы куплены ценой моральной деграда- ции…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 12. С. 4). НТП вёл к ускорению и увеличению масштабов взаимодействий науки и техники, их взаимопроникновению, породившему качественно новое явление – научно-техническую революцию - НТР. Её сущность одни авторы усматривали в автоматизации производства, другие – в использовании новых материалов или новых источников энергии. Но сущность НТР схвачена и выражена в её названии, в том, что НТР одновременно - и научная, и тех- ническая, чего раньше не было. Сущность НТР – в единстве, взаимопроникновении науч- ной и технической революций, приводящих качественно новому уровню развития произ- водства и связанных с ним общественных отношений. Раньше были революции в отдель- ных областях науки или техники, достаточно долго не влиявшие друг на друга. Первая промышленная революция произошла в ХУП-ХУШ вв. Она привела к созданию парового двигателя, заменившего природные источники энергии__ ветра, воды, мускульной силы жи- вотных и человека. От обнаружения электроразрядов в опытах учёных до практического использования электричества прошли десятки лет. «Революцию электричества» от «рево- люции пара» отделяло более сотни лет. В качестве основных направлений НТР чаще всего выделяют: 1.- автоматизацию, связанную с компьютеризацией производства. 2. – использование ядерной энергии. 3.- производство искусственных материалов (полимерных, композитных и т.д.) что связано с возможностью перестроек в структуре вещества. 4.- освоение Космоса. Для НТР характер- но 5.-ускорение внедрения научных открытий в производство (в приборостроении, био- технологии, в автоматизации и компьютеризации производства, создании робототехни- ки…). 6.- Производство становится технологической сферой применения науки, а наука превращается в непосредственную производительную силу. 7.- Коренным образом меня- ется положение человека в производстве. За ним остаются творческие функции создания и управления автоматическими поточными линиями с использованием компьютеров и робо- тотехники. Предпосылки НТР складывались в конце Х1Х – начале ХХ веков в виде крупнейших научных открытий и достижений в развитии техники. Открытие «революционера- радия», рентгеновского излучения, создание теории относительности вело к кардиналь- ным изменениям прежних взглядов на мир. Механическая, ньютоновская картина мира заменялась электромагнитной. Научные достижения давали возможность идти вглубь структуры атома, ранее казавшегося неделимым, к открытию принципиально новых ис- точников энергии и созданию новых искусственных материалов. Были и определённые достижения в развитии техники. Паровой двигатель совершенствовался, в частности, через изобретение регулирующих устройств, прокладывавших путь к автоматизации технологи- ческих процессов, поточных линий производства. Социально-экономические предпосылки создавались потребностью увеличения про- изводства жизненных средств. Развёртывание НТР пришлось на время противостояния двух социальных систем – капитализма и социализма. В капиталистическом обществе по- требность ускорения НТП диктуется желанием владельцев средств производства иметь сверхприбыли. При социализме на первое место официальная идеология выдвигала подъ- ём отраслей народного хозяйства для удовлетворения растущего спроса трудящихся, по- вышения их жизненного уровня. Немаловажное значение имело желание каждой стороны обеспечить своё военное превосходство, что оборачивалось существенной финансовой поддержкой работ в соответствующих областях науки и техники. Например, развитие ин- форматики, на базе которой развернулась компьютерная революция, первоначально опре- делялось практической потребностью обеспечивать эффективные прямые и обратные свя- зи в наведении орудий на цель и поражении техники противника__ НТР, как сторона НТП, осуществляется противоречиво и ведёт к противоречивым следствиям (в литературе часто пишут о последствиях НТР). Так, НТР порождает новые, ранее невиданные, возможности производства дешёвых продуктов потребления, средств массовой культуры. В социальной сфере это ведёт к исчезновению антагонизма труда и капитала, делает ненужными политические революции. Создаются возможности для бла- годенствия всех людей. Но, увы! На всех всего не хватает. Не хватает хорошей питьевой воды, сбалансированной по белку пищи, возможности обучиться грамоте и реализовать свои потенциальные возможности. Остаются проблемы голода, нищеты, неграмотности, бездомности миллионов людей. Снимая антагонизмы в социальной сфере, создавая пред- посылки достойной жизни для всех людей Земли, НТР не решает ряда проблем (некоторые отмечены выше), и даже обостряет экологическую проблему, создаёт возможность произ- водства ядерного оружия огромной разрушительной силы. Мы видим, что задачи разумно- го социального устройства общества НТР автоматически не решает, хотя и даёт очень многое для изменений в общественной жизни в интересах миллионов трудящихся, а в обозримом будущем – для всех жителей Землей. В отношении к противоречивым следствиям НТР в обществе сложились противо- положные ожидания в русле сциентизма (преувеличения роли науки, от scientist- наука, научный) и антисциентизма – признания за наукой и техникой демонической, разрушаю- щей силы. Иногда сциентизму и технократизму противопоставляется антропологизм как обращение к гуманным, человеческим проявлениям социального или научно- технического прогресса. Проявления сциентизма и антисциентизма-антропологизма мно- гообразны. На них мы специально останавливаться не будем. Всё же можно отметить поя- вившиеся ещё во второй половине ХХ века представления о будущем постиндустриаль- ном обществе (Арон, Белл), технотронной эре (Бжезинский) как оптимистических ожида- ниях благ от развёртывания НТР. Появились и пессимистические представления (инте- ресно название одного из них – «Футурошок» Тоффлера), в которых сквозила боязнь раз- вития техники –технофобия. Неоднозначное отношение к НТР, к её следствиям и их влия- нию на будущее, на судьбы человечества воплотилось в новом литературном жанре анти- утопии. Читая произведения этого жанра (Е Замятин - Мы; О. Хаксли - О дивный новый мир; Дж. Оруэлл –1984; Он же - Скотский уголок), и «физики» и «лирики» помимо поль- зы получат большое удовольствия от чтения замечательных произведений. Их авторы пы- тались в художественно-публицистической форме осмыслить новые для их поколения__ явления развёртывания НТР и ожидаемых следствий усиливающихся взаимодействий по линиям: Человек – Техника - Общество Природа
56 Глобальные проблемы современности:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.112.208 (0.009 с.) |