Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы теоретического исследования и построения теории.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На теоретическом уровне познания используются: идеализация, формализация, системно-структурный подход, единство исторического и логического, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный. Идеализация – мысленное представление или обозначение предметов, не сущест- вующих реально, но имеющих прообразы в действительности. Понятие «идеализация» производно от слова «идеал» (гр. idea – представление, понятие, высший образец). Оно обозначает (фр. idëalisation) – представить совершенный образец, идеал предмета. В про- цессе идеализации изучаемые предметы (компоненты, свойства) рассматриваются в неко- тором предельном, «чистом» виде. То есть, они переводятся в идеальную форму – мыс- ленно конструируемый образец, идеал того предмета (объекта), который существует в дей- ствительности и изучается. Таковы, например, идеальный газ, геометрические фигуры, формулы, понятия, законы, категории. Формализация – представление некоторых признаков (свойств, компонентов) сис- тем в форме знаков и использование правил их соотношения для выявления новых осо- бенностей изучаемых предметов. Процедуры формализации осуществляются, например, при решении уравнений. Уже школьник начальных классов, проводя умножение, пользу- ется формализацией. Широкое использование формализации связано с математизацией современного научного познания, – в биологии, лингвистике и других отраслях науки. Обычно при формализации, беря обобщённые характеристики, отвлекаются от значения знаков и преимущественное внимание направляют на изучение структуры, рассматривае- мой как соотношение элементов. Значение формализации возрастает со второй половины ХХ столетия, когда стал разрабатываться и использоваться системно-структурный подход – исследование объек- тов как систем, состоящих из элементов и их взаимодействий. Понятие «система» обо- значает предметы (объекты, процессы) как совокупности взаимосвязанных элементов и их отношений, или – структур, образующих определённые целостности. Принято выделять системы материальные (объекты, их компоненты, свойства) и идеальные (концептуальные, как системы взглядов на явления). Понятие «структура» выделяет связи элементов, под- чёркивая их значение для целостности предмета. (В естествознании понятие «структура» обычно обозначает сами элементы). Выделение связей, относительно устойчивых при преобразованиях систем (инвариантных), позволяет формализовать их и выразить с помо- щью знаков, используя при возможности язык математики. Понятие «функция» соответствует используемым в частных дисциплинах терми- нам: отправление, назначение, работа. Системно – структурный (или близкий по смыслу слов системно-функциональный) подход включает совокупность процедур и понятий, с помощью которых выделяемые из системы элементы исследуются как целостные предме- ты. Также и наоборот, отдельный предмет может рассматриваться вместе с другими пред- метами в качестве элементов системы – более сложного целостного предмета (объекта). Появляется возможность определять зависимости элементов и целого, роль структуры и условий среды в развитии исследуемой системы. Установлено, что простая сумма элемен- тов не даёт эффекта целостности. Например, прокалив в запаянной пробирке листочек или семена сорняка, мы будем иметь все составлявшие их элементы, но свойства жизни они не проявят, поскольку были нарушены системные связи элементов живого растения. Анализ звеньев взаимоотношений в цепочках элементов-систем, например, орга- низм-популяция-биосфера-биогеосфера; организм-органы-ткани-клетки-составляющие их компоненты (органеллы) - макромолекулы (ДНК, РНК, белки и т.д.), обогащает исследователей новыми знаниями. Раскрываются особенности целостности любого звена из цепочки элементов-систем, «механизмы» целостности, отношений иерархии (соподчинения) или корреляции (взаимной согласованности), правила соотношения между элементами и целостной системой. Выявляются связи сложных развивающихся систем. Системно - структурный подход, включая процедуры формализации и математизации, многое даёт для выяснения глубинных, сущностных характеристик исследуемых систем и их теоретической реконструкции для использования в практически–преобразующей деятельности человека. Логическое и историческое. Сочетанием этих слов обозначают неразрывную связь и взаимодействие двух методов (подходов) в исследовании систем – исторического и ло- гического. Как следует из названия, историческое (исторический метод) – воспроизведе- ние «истории» как последовательной смены состояний системы (материальной или иде- альной), включая её зарождение (генезис), становление зрелой формы, последующие из- менения со всеми случайностями, отклонениями от магистральной линии развития. Исто- рический метод значим в исследовании развивающихся систем, темпы, скорость измене- ния которых сопоставима с жизнью человека, с его «исторической» памятью, фиксирую- щей хронику событий. К таким областям знания относятся, в первую очередь, социальные науки. Саморефлексия науки, появление метанаучных знаний, как и давняя мысль о созда- нии обобщающего наукоучения, приводят к появлению солидных трудов и изданий по истории отдельных отраслей знания. Но любая подробная история научной отрасли сама по себе в последовательности фактов и зависимостей, не раскрывает сущностные, специ- фические особенности развивающегося предмета, которые можно воспроизвести теорети- чески, уяснив логику изменения изучаемой системы. Логическое – воспроизведение изменений системы «в общем плане» – как тенден- ций, закономерности, при отвлечении от случайностей, без деталей, отклонений. Верно говорят, что логическое – то же историческое, но очищенное, освобождённое от случайно- стей и зигзагов, затеняющих суть магистрального, основного направления изменения сис- темы. В исследованиях нередко детали, подробности истории учений (в биологии, химии, языкознании) оказываются не существенными для выяснения сущностных связей, специ- фики изменения систем. Структуралисты, преувеличивая значение системных исследова- ний, порою выражают свою ориентацию фразой «Структура важнее истории». Возможно, здесь есть нечто, заставляющее задумываться. Особенно, если учитывать проявляемый некоторыми мыслителями скепсис, выражаемый фразой «История учит тому, что она ни- чему не учит». В виду имеют бесконечную череду повторяемых в истории общества оши- бок в выборе действий и направлений социальных изменений, от которых ожидают улуч- шения, и которые на деле оказываются потрясениями, снижающими качество жизни большинства населения. Историческое и логическое, находясь в противоречивом единстве, продвигают ре- шение научных проблем, когда используются целесообразно, чередуясь, дополняя друг друга, или применяясь раздельно, в зависимости от стоящей исследовательской задачи и особенностей исследуемой системы. Восхождение от абстрактного к конкретному. Уяснение сущности процедур это- го метода вызывает затруднения, если не учитывать, что на теоретическом уровне про- должается познание, начатое ранее. На эмпирическом уровне знание получают, выделяя признаки предмета и факты, выступающие как чувственно-конкретное. Его мы обозначим как К 1 – исследуемый предмет в многообразии его элементов, связей и отношений. Далее, на эмпирическом и теоретическом уровнях движение познания идёт от К 1 к абстрактному. Его мы обозначим как А – мысленно выделенный признак, существенную сторону пред- мета, фиксируемую в понятиях – абстракциях или в составленных из них суждениях. Пер- вый этап перехода от К 1 к А (понятиям-абстракциям, суждениям) создаёт возможность по- следующего движения познания от А к К 2 – мысленно конкретному. В названии метода К 2 обозначено просто как конкретное, что может затруднять понимание сути метода, если не учитывать, что К 1 и К 2 относятся к разным уровням познания. Познание специфики систем (биологических, социальных, форм сознания…), их элементов и связей–структур является процессом, который может занимать десятки и сот- ни лет. В плане соотношения конкретного и абстрактного познание идёт по схеме: К 1 – А – К 2. Первый этап К 1 – А происходит на эмпирическом уровне. Например, десятки и сотни лет могут выясняться проявления и свойства жизни биологической (обмен веществ, на- следственность…), или - социальной (власть, политика, государство…). Выявляемые ха- рактеристики выражаются в абстракциях - понятиях и суждениях. Второй этап А – К 2 осуществляется на теоретическом уровне. Рассматриваемый метод будет относиться ко второй ступени познания, когда на основе ранее полученных абстракций стараются полу- чить К 2 – глубинные, сущностные характеристики изучаемого предмета. Мысленно-конкретное (К 2) аккумулирует, концентрирует в себе различные харак- теристики изучаемой системы, ранее выраженные через абстракции (А). Например, в по- пытках выразить специфику органической жизни в понятии самосохранения (биологиче- ской преемственности) как приспособительного к среде изменения биосистем в процессах обмена вещества, энергии, информации, наследственности, изменчивости… В рассматри- ваемом примере понятие самосохранения будет тем К 2 – мысленно конкретным, в котором аккумулируются раннее выявленные особенности живого. Они выражают разные стороны приспособительного характера изменений биосистем (организмов, популяций, биосферы). В сущности, восхождение от абстрактного к конкретному – в переходе от абстрактно- го (А) к мысленно конкретному (К 2 ). Справедливо говорят о мысленно-конкретном (назы- вая его в данном методе просто конкретным), как многообразии определений, раскрываю- щих сущностные характеристики специфики исследуемой сложной развивающейся систе- мы. Аксиоматический метод – одна из форм дедукции, принимающая за исходные по- сылки аксиомы (от греч. axiöma – исходное положение, «самоочевидная истина», прини- маемые без доказательств за основу теории). Получил распространение на теоретическом уровне, хотя дедуктивные умозаключения применяются и на эмпирическом уровне иссле- дований. При использовании дедукции иногда остаётся открытым вопрос об истинности исходных общих суждений-посылок (аксиом, или - постулатов), поскольку в самой дедук- тивно полученной теории правильность исходных положений-аксиом, не может быть до- казана. (Это следует и из «теорем о неполноте» логика и математика ХХ в. К. Геделя). Гипотетико-дедуктивный метод – приём, в котором за исходные посылки для по- следующих дедуктивных умозаключений принимают гипотезы – вероятностные суждения о предмете. Такой приём использован, например, в разработке концепций происхождения Вселенной, планет Солнечной системы Концепции возникновения жизни на Земле, строго говоря, являются гипотезами, или точнее – гипотетико-дедуктивными построениями («теориями»). Обычная для дедуктивных процедур проблема истинности исходных посы- лок здесь усугубляется заведомо проблематичным характером вероятностного, предполо- жительного знания в гипотезе. Тем не менее, данный метод широко используется, по- скольку даёт возможность выдвигать разные идеи, создавать и исследовать разнообразные системы предположений, которые расширяют возможности научного творчества__
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.007 с.) |