Духовная, социальная, политическая (основные особенности). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовная, социальная, политическая (основные особенности).



Понятие «общество» (от лат. soci /etas/ - общество) обозначает часть материального

мира, которая выделилась из природы благодаря появлению в эволюции жизни отношений

(экономических, политических, социальных и других), объединивших индивидов в новую

систему – социум. Простая механическая сумма любого количества людей не составляет

общества. Важны связи, отношения людей, образующие структуру общества, как целост-

ного, системного образования. Общество или социум, предстаёт как саморазвивающаяся,

сложно структурированная система, целостность которой определяется, в первую оче-

редь, производственно-трудовыми и духовными отношениями людей. Люди, как элемен-

тарные единицы и звенья общества, объединяются в сообщества (группы, коллективы)

для производства и воспроизводства условий своей жизнедеятельности и творчества.

Остановимся на основных особенностях, присущих подсистемам, или сферам общества,

выделенным в формулировке вопроса.

Экономическая сфера (подсистема) общества. Слово экономика (от греч. oikonomike;

букв. – ведение домашнего хозяйства) по отношению к первоначальному букваль-

ному смыслу стало шире. Оно обозначает хозяйство целой страны, региона, отрасли про-

изводства, деятельности, а также отношения людей в процессе производства, распределе-

ния и обмена продуктов. Вопросами собственно экономики, как «ведения хозяйства» –

производства и реализации продуктов – занимаются различные экономические учения. Ряд энциклопедически образованных мыслителей развитие экономики связывал с вопросами организации общества и другими его сферами – социальной, духовной и т.д. Основоположник марксизма К. Маркс (1818-1883), специалист по вопросам права и доктор философии, посвятил вопросам экономической жизни объёмистый труд «Капитал». Его исследование обосновывало ведущую роль производственных, экономических отношений в развитии общества.

Видный отечественный мыслитель, богослов, философ и экономист С.Н. Булгаков

(1871-1944) читал курс лекций «История экономических учений», защитил магистерскую

диссертацию «Капитализм и земледелие» (Т.1-2. СПб., 1900), послужившую основанием

изданной позже книги «Философия хозяйства» (1912; переизд. М., 1990; То же //Соч. в 2-х

т. Т. 1. М., 1993). В ней экономические процессы, в противовес классовым в марксизме,

рассматривались как вселенская деятельность человечества, разрабатывалась идея всемир-

ной хозяйственной деятельности. Экономическая деятельность у С.Н. Булгакова, одного из представителей «русского космизма», оказывалась проявлением Вселенской борьбы Жизни и Смерти, Света и Тьмы, Добра и Зла. В хозяйственной деятельности, по Булгакову, воспроизводятся идеальные модели, предвечно существующие как идеи в Божественной Софии. Показатель себестоимости единицы продукции, принимаемый в капиталистиче ской и социалистической экономике, Булгаков считал присущим человеку экономическому, «падшему человеку». Познание и наука также истолковывались как трудовая, хозяйственная деятельность. Субъект знания и хозяйствования – историческое человечество, как

проявление Божественной Софии. В идеальном преображённом человеком мире должно

быть разумное и любовное хозяйствование. Настрой «Философии хозяйства» С.Н. Булга-

кова на идеальный, преображённый мир (как предполагалось, с участием божественного

влияния) оказался, как и многие другие суждения «русских космистов», увы, прекрасно-

душной маниловщиной. Реалии жизни, проза жизни развенчивают утопические проекты,

даже если их связывают с религиозными взглядами.

Небезынтересна ситуация с противопоставлением экономическим идеям марксизма

взглядов социолога П.А. Сорокина (1889-1968), первые изложения которых критически

оценивал В.И. Ленин (1870-1924). На П. Сорокина нередко ссылаются, критикуя маркси-

стскую идею ведущей роли материальных, производственных отношений в изменениях

общественной жизни. Но вот недавно переиздана работа знаменитого социолога о голоде:

Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, соц. организацию и

общественную жизнь. М., 2003. В ней, как явствует уже из названия, показывается влия-

ния голода (а он появляется как результат экономики, или, в первоначальном и обыденном

представлении, – хозяйствования) на поведение людей, организацию и жизнь общества. У

вошедшего в моду бывшего нашего соотечественника ведущую роль изменений в общест-

ве играла, как и в марксизме, экономика. Однако теоретически ведущая роль экономики в

жизни общества была выражена в форме, на порядок уступающей уровню марксистского

анализа структуры общества и факторов детерминации его развития.

В марксизме на основе идей англ. экономистов (А. Смит, Д. Рикардо, ХУШ - Х1Х

вв.) о роли труда в создании стоимости производимой продукции развивалось представле-

ние о ведущей роли в социальной жизни и в развитии общества материальных производственных отношений. Производительные силы (работники, предмет труда, орудия и средства производства) и производственные отношения (к средствам производства, распределению, обмену и потреблению) составляют способ производства. Потребности растущего населения ведут к совершенствованию производительных сил, для которых существующие отношения становятся тесными. Тогда и происходит конфликт, разрешаемый через социальную революцию, экономические и иные преобразования, которые ведут к смене способа

производства. Каждый новый способ производства составляет основу более совершенной

социальной организации – общественно-экономической формации. Развивая учение Мар-

кса, его последователи выделили исторически возникшие способы производства и соот-

ветствующие им формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, ка-

питалистическую, коммунистическую.

Анализируя особенности экономической жизни общества, К. Маркс пришёл к вы-

воду, что капитализм является последним эксплуататорским строем с господством част-

ной собственности на средства производства. При господстве капиталистического способа

производства трудом рабочих создаётся прибавочная стоимость (дополнительной к из-

держкам производства товаров). В ней Маркс увидел тайну капиталистической экономики,

позволявшей иметь доходы и наращивать капитал. Работники, продавая свою рабочую си-

лу, получают зарплату, обеспечивающую их содержание (воспроизведение рабочей силы

как товара). Заработная плата работников включается в издержки производства товаров.

Прибыль, создаваемая прибавочной стоимостью, присваивается собственниками средств

производства. Их доходы растут несоразмерно с заработной платой рабочих. Между ра-

ботниками и владельцами производства (или в терминах марксизма, между трудом и капиталом) нарастают противоречия. Они приводят (через обобществление экономики, падение нормы прибыли, усиление эксплуатации и другие следствия, на которых мы не останавливаемся), в конечном счёте, к социалистической революции.

Капитализм, по Марксу, сам подготавливает условия своей ликвидации, когда бьёт

последний час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприи-

руют (лат. ex – от, из; proprius – собственный). Капиталисты и помещики лишаются

средств производства. Частная капиталистическая собственность принудительно отбирается у прежних владельцев (отчуждается) и превращается в общественную социалистическую собственность. В экономической сфере социализм, как первая фаза коммунизма, отличается от капитализма господством общественной формы собственности на средства производства. Россия оказалась исторически первой страной, осуществившей революциионным путём переход к новому, социалистическому способу производства на основе общественной собственности.

Социалистический строй выдержал испытание войной с фашизмом, преодоление

послевоенной разрухи, и преобразовал прежнюю экономически отсталую Россию в мощ-

ную индустриально развитую страну Советов. Но темпы её развития и уровень жизни тру-

дящихся отставали от аналогичных показателей развитых капиталистических стран. Руко-

водство страны допустило серьёзные просчёты, придерживаясь отставших от жизни мар-

ксистских ориентаций на абсолютное обнищание пролетариата, преодоление антагонизма

труда и капитала только насильственной революцией. Не учитывалось, что К. Маркс и его

последователи не могли предусмотреть развёртывание в середине ХХ века научно-

технической революции (НТР). Она не избавила общество от различий в доходах владель-

цев средств производства и наёмных работников. Но НТР лишила их отношения прежней

антагонистичности, поскольку возрастание стоимости квалифицированного рабочего тру-

да практически обеспечивало достаточно высокий уровень жизни наёмных работников.

Выводы К. Маркса об абсолютном обнищании пролетариата, нарастании антаго-

низма труда и капитала, разрешении конфликта, порождённого в сфере экономики, через

социалистическую революцию и насильственное перераспределение собственности были

верны для середины Х1Х и начала ХХ веков. Но они перестали соответствовать новым об-

стоятельствам, вызванным развёртыванием НТР. Возникший кризис социалистического

способа производства мог быть решён несколькими путями. Путь, который был осущест-

влён в России, как видно после десятилетия распада социалистической системы хозяйст-

вования, оказался далеко не лучшим из возможных вариантов. Многие противники ком-

мунистического (социалистического) строя критически оценивают ситуации непрерывных

кризисов, потрясающих экономику России. Они привели к ухудшению положения мил-

лионов рядовых граждан, снижению средней продолжительности жизни и появлению

группы олигархов с капиталами в миллиарды долларов. Например, А.И. Солженицын, но-

белевский лауреат по разделу литературы, через некоторое время после возвращения в

Россию, разобравшись в ситуации, назвал проводимые реформы безмозглыми. Весьма

критично оценивают результаты реформ известные западные экономисты Гэлбрейт, Ле-

онтьев и др. В их трудах звучит откровенная издевка над тем, что в России, первой стране,

применившей планирование и участие государства в регулировании экономики, реформа-

торы оставили эти замечательные достижения, принятые и в капиталистических странах,

без внимания и положились на стихию рынка.

Более удачный вариант преодоления кризиса ортодоксального марксизма демонст-

рирует экономика Китая. Там не отбросили марксистскую идеологию. Китай остался

страной социалистической. Но в Китае реформаторы сумели преодолеть ставшее догмой

положение об эффективности только общественной собственности и стали широко ис-

пользовать формы частной и смешанной собственности. Результат налицо. Примерно один

миллиард двести миллионов китайцев накормлены, одеты, поставляют ширпотреб другим

странам. Хорошее качество имеют производимые в Китае компьютерные комплектующие.

Катай становится мировой державой, с авторитетом мощи которого приходится считаться

другим мировым державам. Пример самой населённой страны мира, как и крошечной Ку-

бы, «острова свободы», успешно решающих многие вопросы при сохранении и развитии

социалистического хозяйства показывает, что возможности социализма далеко не исчер-

паны. Элементы планирования и государственного регулирования экономики, эти явные

черты социализма, приняты в развитых капиталистических странах, которые, также как

социалистические Китай и Куба, перестают быть странами с одной господствующей сис-

темой экономических отношений. Не исключено, что слова «капитализм» и «социализм»

которые в период противостояния «двух систем» неправомерно политизировались, станут

в будущей ноосферной цивилизации обозначать исторические вехи развития способов

производства с преобладанием в ХХ веке в ряде стран одной, частной или общественной

форм собственности на средства производства.

Духовная сфера (подсистема) общества. Материально-экономические отношения

обеспечивают производство условий жизнедеятельности и воспроизводство поколений

людей. В качестве целесообразно направленной, производственная деятельность вызвала

появление духовной компоненты, возникшей с развитием трудовых навыков, речи, обще-

ния людей. Духовная сторона жизни людей исторически формировалась в процессах ан-

тропосоциогенеза. Со временем она приобрела особую значимость в качестве относитель-

но самостоятельной и присущей только человеку духовной сферы, или подсистемы, обще-

ства. В чём её особенности, проявления? Заметим, что поиск специфичности явлений

жизни и отличий человека от всех других существ издавна привлекал внимание мыслите-

лей.

Учёные заметили, что уже далёкие предки людей связывали жизнь с дыханием,

лишившись которого, человек умирал. (Отсюда – «испустить дух», или умереть, что озна-

чало прекращение дыхания жизни). Дух, возведённый религиозными учениями и верую-

щими в ранг особо значимого признака божественности, святости, генетически, по связи

терминов, близок весьма прозаическому предмету – душегрейке, у нас больше известной

как телогрейка. Претензии разных религий и церквей на монопольное толкование духов-

ности как религиозности, набожности, святости, «жизни в Боге» за несколько тысячелетий

пустили глубокие корни. Даже и сейчас формула духовного возрождения России чаще все-

го подразумевает расширение влияния религии, обращение к ней многих людей с надеж-

дой на Божественную помощь в улучшении жизни миллионов людей.

Наряду с таким, приобретшим силу предрассудка, религиозным представлением,

исторически сформировалось и существует неизмеримо более широкое, светское понима-

ние духовности. Оно включает представления о сложной структуре духовной сферы об-

щества, основу, ядро которой составляют многообразные формы сознания и самосознания

человека. Среди них религия – лишь одна из форм сознания, или духовности. Она возник-

ла как исторический тип мировоззрения и, в силу определённых условий, существует до

настоящего времени наряду с научным, этическим, эстетическим, политическим, фило-

софским типами (формами) сознания, или духовности человека.

Основу духовной сферы составляет сознание, как дух, духовность общества. Соз-

нание, или дух общества, может проявляться, бытийствовать, так сказать, на уровне инди-

видуального и общественного сознания. Носителями сознания-духовности могут высту-

пать отдельный человек-индивид, группа, масса людей, какое-либо сообщество (люби-

тельское, профессиональное, религиозное, научное…) или общество в целом. Духовная

жизнь проявляется на разных ступенях и уровнях как обыденное и теоретическое созна-

ние, как социальная психология и идеология, как сознание индивида, группы людей – кол-

лектива, толпы, массы, общества в целом. Из сказанного следует, что духовная сфера име-

ет сложную структуру, ядро, основа которой – сознание общества, в котором можно вы-

делить неразрывно связанные индивидуальное и общественное сознание. Схема структуры

духовной подсистемы общества приводится ниже. Сделаем краткие пояснения.

Понятие «общественное сознание» выражает осиновое содержание духовной сфе-

ры общества, предстающее как совокупность идей, взглядов, настроений, идеалов людей в

определённую историческую эпоху. С позиций идеализма духовная сфера общества явля-

ется порождением Идеи, Сознания, Бога или личностных впечатлений и размышлений.

Идеалистические учения принимают сознание в качестве активного творческого начала,

преобразующего материальный мир, в том числе и экономическую сферу общества. С

марксистских позиций, проводящих диалектико-материалистическую линию в объяснении

картины мира, духовная жизнь общества, будучи относительно самостоятельной, в основ-

ном и главном определяется изменениями в сфере материальных, производственно – эко-

номических отношений. Эта позиция передаётся известной марксистской формулой «Бы-

тие определяет сознание», которая в применении к обществу видоизменяется как «Обще-

ственное бытие определяет общественное сознание». Эта формулировка используется по

Схема. Духовная сфера (подсистема) общества.

настоящее время для обвинения марксизма в «экономическом детерминизме», хотя при-

знание относительной самостоятельности сознания включает представление о его актив-

ности и способности воздействовать на развитие экономики через принимаемые решения

и планирование. Попытаемся далее сказать о структурных компонентах духовной подсис-

темы общества с научных позиций, не прибегая к односторонне ориентированным взгля-

дам на мир и общество.

Общественное сознание не существует вне деятельности людей и обмена результа-

тами этой деятельности. Оно проявляется через индивидуальное сознание взаимодейст-

вующих людей. Индивидуальное сознание – это духовный мир конкретной личности, её

взгляды, представления и настроения, формирующиеся под воздействием условий жизни.

Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний множества

людей. Носители общественного сознания (его субъекты) – социальные группы, мировое

сообщество как целостные системы, взаимодействие компонентов которых определяет их

неаддитивность (не сводимость к механической сумме элементов и их свойств).

Общественное сознание относится к индивидуальному как общее к единичному.

Общественное сознание воздействует на индивидуальное, наполняя его из обширного

фонда идей и представлений, накопленных поколениями людей. С детских лет сознание

каждого человека формируется под влиянием определённой социальной среды, начиная с

семьи, микроколлективов общения до государственных и общественных организаций. Че-

рез них происходит приобщение к различным сторонам духовной жизни, освоение накоп-

ленных обществом идей, представлений, способов научного и вненаучного, рационально-

го и внерационального (этического, эстетического, религиозного…) освоения действи-

тельности. Различия в восприятии и выражении определённых взглядов, их эмоциональ-

ной окраске, в переживаниях индивида определяются обстоятельствами его жизни и лич-

ными свойствами психики.

Общественное сознание полнее и глубже индивидуального своей многранностью,

обширностью, основательностью. Однако, воздействуя на индивидуальное сознание и

формируя его под воздействием условий жизни, общественное сознание само развивается

и обогащается за счёт сознания индивидуального. Индивидуальные особенности личности

и своеобразное сочетание жизненных обстоятельств определяют специфику формирования

и выражения общественного сознания в чувствах, переживаниях, взглядах и мыслях от-

дельных людей. Во многом своеобразие духовного мира личности связано с её творчески-

ми возможностями. В сфере индивидуального сознания происходят творческие озарения,

прорывы к новому, открытия. Если новые знания, изобретения, результаты художествен-

ного творчества получают общественное признание, оказываются значимыми приобрете-

ниями для многих людей, то они, как правило, входят в общественное сознание. Духовный

потенциал общества складывается из творческих достижений субъектов (отдельных лю-

дей, коллективов, сообществ): научных открытий, произведений писателей, поэтов, ху-

дожников, инженерных и конструкторских решений и т.д.

Сознание общества как основной компонент духовной сферы функционирует на

разных уровнях. Познавательные возможности сознания осуществляются на обыденном и

теоретическом уровнях. Обыденно-практический уровень формируется и функционирует

в быту людей: повседневных условиях жизни, отношениях в семье, на работе, отдыхе. На

этом уровне образуются простейшие («житейские») сведения о мире, приёмах работы,

правилах и нормах поведения, представления об отношениях людей в семье, среди друзей,

в коллективе, циркулируют слухи, распространяются суеверия, предписания и регламен-

тации повседневной жизни. На теоретическом уровне сознания снимаются ограниченные

возможности обыденного уровня, постигаются сущностные, глубинные отношения пред-

метов, наиболее полно воспроизводимые в научном и философском познании. (Их особен-

ности рассматриваются в других разделах пособия). По особенностям носителей (субъек-

тов) сознания, глубине отражения действительности выделяют уровни общественной пси-

хологии и идеологии.

В структуре духовной сферы понятие «Общественная (социальная) психология»

обозначает уровень непосредственного отражения действительности, присущий инди-

видуальным сознаниям многих людей в составе какой-либо общности или группы (массы).

Этот уровень образует совокупность элементов, их связей и отношений. 1) Совокупность

политических, правовых, эстетических, этических, религиозных взглядов, не всегда ясно

осознаваемых, не дифференцированных, тесно связанных друг с другом. 2) Чувства,

стремления, эмоции, настроения. 3) Обычаи, привычки, нравы, присущие определённой

социальной группе. Чувства, настроения людей, многие их взгляды и мысли социально

обусловлены. Объединённые в какие-либо группы (производственные, общественные, лю-

бительские …), люди воспринимают и усваивают типичные, простейшие эмоциональные и

когнитивные (от лат. cognito – знание, познание) черты и структуры, характерные для дея-

тельности и отношений этого объединения людей. Не случайно говорят о профессиональ-

ной чести, гордости представителей разных специальностей, азарте игроков, художествен-

ной натуре, богемной среде, строгой логике мышления и творческих озарениях учёных и

т.д. На уровне социальной психологии в сознании массы начинают доминировать (незави-

симо от интеллекта отдельных людей) текущие ориентиры ситуации, нацеленные на дей-

ствия, в которых мысли зачастую подчиняются эмоциям. Масса может стать толпой,

управляемой лозунгами или призывами текущего действия. Нередко эту особенность мас-

сового сознания, подчиняющего интеллект и разум монолитному движению толпы, ис-

пользуют демагоги, нечистоплотные политики. Более высоким, теоретически разработан-

ным, чем социальная психология, является уровень общественной идеологии.

Понятие «Общественная идеология» обозначает совокупность теорий, идей, прин-

ципов, в систематизированной форме отражающих связи и отношения действительно-

сти, цели, интересы, задачи определённых социальных групп и объединений. В разные

исторические эпохи идеология приобретает своеобразное выражение, устремлённость к

определённых идеалам (например, идеологии рабовладельческого, феодального, капита-

листического обществ). Идеология разрабатывается и функционирует, выражая разнооб-

разные интересы и устремления людей. Поэтому идеология имеет разветвлённую структу-

ру. Её основные компоненты: наука, философия, этика, эстетика, политическая, правовая,

религиозная формы идеологии.

В отличие от стихийно складывающейся общественной психологии идеология раз-

рабатывается теоретически, имея, следовательно, создателей и субъектов-носителей – от-

дельных идеологов, государственные и общественные объединения, занимающиеся идео-

логией. Отражая сущностные отношения и устремления людей, идеология выражает их с

позиций идеологов или социальных групп. В обществах с различными социальными груп-

пами-классами вырабатываются и сосуществуют разные идеологии, отражающие устрем-

ления социальных групп, их лидеров и теоретиков. Общественная психология оказывает

влияние на идеологию, которая создаётся относительно независимо от неё. Идеология мо-

жет оказывать заметное влияние на психологию. Поэтому важна направленность идеоло-

гии на положительные, значимые для людей цели. В теориях и практике воспитания и об-

разования следует учитывать особенности уровней общественного сознания, их связей и

взаимодействий.

С историческим развитием отношений людей, усложнением общественной жизни

возникли различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, искус-

ство, наука, политическое и правовое сознание. Они отличаются по ряду основных при-

знаков. 1) По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает опре-

делённые структуры действительности, грани общественных отношений, имеет свой спе-

цифический предмет. 2) По форме отражения. Философии свойственна логическая, рацио-

нальная форма отражения действительности. Искусство отражает действительность в чув-

ственно воспринимаемых художественных образах, мораль – в правилах, предписаниях,

принципах и понятиях, позволяющих оценивать и регулировать намерения, поступки и

действия, исходя из сложившихся в обществе представлений об идеале, порядочности,

достоинстве. В правовом сознании оценивается соответствие действий, поступков людей

законам, нормам, предписаниям деятельности и правилам поведения, установленным вла-

стными структурами.

3) По характеру общественных потребностей, с которыми связано возникновение и

существование каждой из форм общественного сознания. Мораль появляется с возникно-

вением общества. Она порождается необходимостью регулировать отношения людей в

коллективе, когда прежние инстинктивные действия животных предков оказываются не-

достаточными для новых отношений орудийной и трудовой деятельности разумных су-

ществ. Возникновение политического и правового сознания связано с потребностью осу-

ществлять функции управления с помощью власти, применяющей силу для регулирования

жизни общества, обосновывать правомерность устанавливаемых властью законов и пред-

писаний, норм и правил жизнепроживания и деятельности граждан государства.

4) По социальной функции, т.е. по той роли, которую они играют в общественной

жизни. Например, искусство является действенным средством эстетического воспитания,

наука нацелена на постижение объективной истины, представляя её в форме законов и ре-

гулярностей, которые используются в процессах производства условий жизни людей.

Каждая форма общественного сознания может функционировать на одном или не-

скольких уровнях. Различные формы общественного сознания взаимосвязаны, взаимодей-

ствуют друг с другом, поскольку отражают взаимосвязанные стороны действительности. В

разные исторические периоды роль тех или иных форм общественного сознания в жизни

общества неоднозначна. Одни из форм играют ведущую роль по отношению к другим.

Так, в эпоху феодализма (средние века) господствующей формой было религия. Она ока-

зывала влияние на искусство, мораль, на правосознание. При капитализме на первый план

выдвигаются политические и правовые взгляды, идеи, концепции. С развитием общества

всё большую роль играет нравственное сознание.

Социальная сфера (подсистема) жизни общества. Природные особенности людей,

заданные наследственной генетической информацией, определённым образом влияют на

формирование психики, черт характера, выбор специальности. В процессах социализации,

в ходе приобщения к принятым правилам, нормам поведения и деятельности, каждый че-

ловек по существенным особенностям характера, способностям, интересам, участию в

производстве, выборе партнёров для труда, отдыха, семейной жизни входит в разные

группы и социальные общности.

Социальные группы – относительно устойчивые объединения людей, имеющие об-

щие потребности, интересы, ценностные ориентиры и ведущие во многом совпадающий

(или даже практически одинаковый) образ жизни. Группы складываются по разным при-

знакам: профессии, интересам, месту и роли в системе производства, уровню доходов и

притязаний на положение в обществе. Социальные общности являются объединениями, но

с относительно менее определёнными, менее устойчивыми, а порою социально малозна-

чащими признаками, чем в социальных группах. К социальным общностям можно отнести

спортивные, любительские, религиозные объединения (конфессии), этнические группы,

различные массовые движения (экологические, политические…). Виды социальных общ-

ностей и основные концепции дифференциации общества рассматриваются в отдельном

(2-м) вопросе данной темы.

Происходящая в обществе дифференциация людей выражает неравенство их спо-

собностей и возможностей. Вместе с тем, далеко не всегда осознавая природные и соци-

альные предпосылки складывающегося неравенства, люди стремятся иметь наиболее ком-

фортные условия для себя и своих родственников. Само это стремление позитивно, по-

скольку ведёт (или должно вести) к здоровой конкуренции - двигателю общественных из-

менений. Но многие люди не осознают, или не желают признавать ограниченность ресур-

сов своей личности, неадекватно оценивают возможности социума предоставлять коли-

чество благ за некоторую единицу вклада в общественное благосостояние. Поэтому, наря-

ду со здоровой конкуренцией, в обществе имеется и накапливается недовольство сущест-

вующим положением. Желанию определённых групп изменить распределение благ спо-

собствуют отношения неравенства владельцев собственности, стремящихся извлечь мак-

симум прибыли, и рядовых тружеников, вынужденных работать за минимальную плату.

Исторически складывавшееся неравенство в сфере экономических и социальных отноше-

ний определило появление политической сферы общества.

Политическая сфера (подсистема) общества. Потребность далёких предков чело-

века в гарантированных источниках существования, не подверженных значительным се-

зонным колебаниям, вызвала переход от охоты и собирательства «даров природы» к ско-

товодству и осёдлому земледелию, обмену одних продуктов на другие. Со временем на-

капливались запасы средств существования. Появилась собственность, которой вначале от

имени племени, рода распоряжались избранные старейшины. Желание закрепить собст-

венность вызвало кардинальные изменения в общественной жизни. Передача средств по

наследству могла осуществляться, если был известен отец, чего не было при матриархате.

Во главе родоплеменной организации стали мужчины. Формировалась политическая орга-

низация общества, призванная поддерживать властные функции главы рода, связанные с

владением собственностью. Потребовалось обосновать право на передачу власти, её охра-

ну и принудительное исполнение решений, которые могли не устраивать других членов

сообщества.

Важнейшим инструментом формировавшейся политической организации становят-

ся государство, включившее ряд относительно остойчивых структурных элементов (ин-

ститутов) власти, и негосударственные организации – политические партии, союзы, объе-

динения. Государственные и негосударственные структуры, помимо функций управления,

разрабатывали правовые и юридические нормы. При обосновании их необходимости вы-

двигались разные идеи, разрабатывались концепции легитимности (законности; лат. legitimus

– законный) власти, правомерности действий по её защите, упрочению и реализа-

ции, составившие содержание политической и правовой форм общественного сознания.

Действия государственных и негосударственных организаций по приобретению, удержа-

нию и использованию власти в интересах определённых социальных групп (партий, объе-

динений, движений) называют политическими. Соответственно, политика оказывается со-

вокупностью действий, направленных на достижение определённых промежуточных це-

лей и результатов в борьбе за власть, её достижение и использование. Вопрос о происхож-

дении и значении государства и гражданского общества рассматривается в 3-м, заключи-

тельном, вопросе данной темы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.22 с.)