Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная, социальная, политическая (основные особенности).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «общество» (от лат. soci /etas/ - общество) обозначает часть материального мира, которая выделилась из природы благодаря появлению в эволюции жизни отношений (экономических, политических, социальных и других), объединивших индивидов в новую систему – социум. Простая механическая сумма любого количества людей не составляет общества. Важны связи, отношения людей, образующие структуру общества, как целост- ного, системного образования. Общество или социум, предстаёт как саморазвивающаяся, сложно структурированная система, целостность которой определяется, в первую оче- редь, производственно-трудовыми и духовными отношениями людей. Люди, как элемен- тарные единицы и звенья общества, объединяются в сообщества (группы, коллективы) для производства и воспроизводства условий своей жизнедеятельности и творчества. Остановимся на основных особенностях, присущих подсистемам, или сферам общества, выделенным в формулировке вопроса. Экономическая сфера (подсистема) общества. Слово экономика (от греч. oikonomike; букв. – ведение домашнего хозяйства) по отношению к первоначальному букваль- ному смыслу стало шире. Оно обозначает хозяйство целой страны, региона, отрасли про- изводства, деятельности, а также отношения людей в процессе производства, распределе- ния и обмена продуктов. Вопросами собственно экономики, как «ведения хозяйства» – производства и реализации продуктов – занимаются различные экономические учения. Ряд энциклопедически образованных мыслителей развитие экономики связывал с вопросами организации общества и другими его сферами – социальной, духовной и т.д. Основоположник марксизма К. Маркс (1818-1883), специалист по вопросам права и доктор философии, посвятил вопросам экономической жизни объёмистый труд «Капитал». Его исследование обосновывало ведущую роль производственных, экономических отношений в развитии общества. Видный отечественный мыслитель, богослов, философ и экономист С.Н. Булгаков (1871-1944) читал курс лекций «История экономических учений», защитил магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» (Т.1-2. СПб., 1900), послужившую основанием изданной позже книги «Философия хозяйства» (1912; переизд. М., 1990; То же //Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1993). В ней экономические процессы, в противовес классовым в марксизме, рассматривались как вселенская деятельность человечества, разрабатывалась идея всемир- ной хозяйственной деятельности. Экономическая деятельность у С.Н. Булгакова, одного из представителей «русского космизма», оказывалась проявлением Вселенской борьбы Жизни и Смерти, Света и Тьмы, Добра и Зла. В хозяйственной деятельности, по Булгакову, воспроизводятся идеальные модели, предвечно существующие как идеи в Божественной Софии. Показатель себестоимости единицы продукции, принимаемый в капиталистиче ской и социалистической экономике, Булгаков считал присущим человеку экономическому, «падшему человеку». Познание и наука также истолковывались как трудовая, хозяйственная деятельность. Субъект знания и хозяйствования – историческое человечество, как проявление Божественной Софии. В идеальном преображённом человеком мире должно быть разумное и любовное хозяйствование. Настрой «Философии хозяйства» С.Н. Булга- кова на идеальный, преображённый мир (как предполагалось, с участием божественного влияния) оказался, как и многие другие суждения «русских космистов», увы, прекрасно- душной маниловщиной. Реалии жизни, проза жизни развенчивают утопические проекты, даже если их связывают с религиозными взглядами. Небезынтересна ситуация с противопоставлением экономическим идеям марксизма взглядов социолога П.А. Сорокина (1889-1968), первые изложения которых критически оценивал В.И. Ленин (1870-1924). На П. Сорокина нередко ссылаются, критикуя маркси- стскую идею ведущей роли материальных, производственных отношений в изменениях общественной жизни. Но вот недавно переиздана работа знаменитого социолога о голоде: Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, соц. организацию и общественную жизнь. М., 2003. В ней, как явствует уже из названия, показывается влия- ния голода (а он появляется как результат экономики, или, в первоначальном и обыденном представлении, – хозяйствования) на поведение людей, организацию и жизнь общества. У вошедшего в моду бывшего нашего соотечественника ведущую роль изменений в общест- ве играла, как и в марксизме, экономика. Однако теоретически ведущая роль экономики в жизни общества была выражена в форме, на порядок уступающей уровню марксистского анализа структуры общества и факторов детерминации его развития. В марксизме на основе идей англ. экономистов (А. Смит, Д. Рикардо, ХУШ - Х1Х вв.) о роли труда в создании стоимости производимой продукции развивалось представле- ние о ведущей роли в социальной жизни и в развитии общества материальных производственных отношений. Производительные силы (работники, предмет труда, орудия и средства производства) и производственные отношения (к средствам производства, распределению, обмену и потреблению) составляют способ производства. Потребности растущего населения ведут к совершенствованию производительных сил, для которых существующие отношения становятся тесными. Тогда и происходит конфликт, разрешаемый через социальную революцию, экономические и иные преобразования, которые ведут к смене способа производства. Каждый новый способ производства составляет основу более совершенной социальной организации – общественно-экономической формации. Развивая учение Мар- кса, его последователи выделили исторически возникшие способы производства и соот- ветствующие им формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, ка- питалистическую, коммунистическую. Анализируя особенности экономической жизни общества, К. Маркс пришёл к вы- воду, что капитализм является последним эксплуататорским строем с господством част- ной собственности на средства производства. При господстве капиталистического способа производства трудом рабочих создаётся прибавочная стоимость (дополнительной к из- держкам производства товаров). В ней Маркс увидел тайну капиталистической экономики, позволявшей иметь доходы и наращивать капитал. Работники, продавая свою рабочую си- лу, получают зарплату, обеспечивающую их содержание (воспроизведение рабочей силы как товара). Заработная плата работников включается в издержки производства товаров. Прибыль, создаваемая прибавочной стоимостью, присваивается собственниками средств производства. Их доходы растут несоразмерно с заработной платой рабочих. Между ра- ботниками и владельцами производства (или в терминах марксизма, между трудом и капиталом) нарастают противоречия. Они приводят (через обобществление экономики, падение нормы прибыли, усиление эксплуатации и другие следствия, на которых мы не останавливаемся), в конечном счёте, к социалистической революции. Капитализм, по Марксу, сам подготавливает условия своей ликвидации, когда бьёт последний час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприи- руют (лат. ex – от, из; proprius – собственный). Капиталисты и помещики лишаются средств производства. Частная капиталистическая собственность принудительно отбирается у прежних владельцев (отчуждается) и превращается в общественную социалистическую собственность. В экономической сфере социализм, как первая фаза коммунизма, отличается от капитализма господством общественной формы собственности на средства производства. Россия оказалась исторически первой страной, осуществившей революциионным путём переход к новому, социалистическому способу производства на основе общественной собственности. Социалистический строй выдержал испытание войной с фашизмом, преодоление послевоенной разрухи, и преобразовал прежнюю экономически отсталую Россию в мощ- ную индустриально развитую страну Советов. Но темпы её развития и уровень жизни тру- дящихся отставали от аналогичных показателей развитых капиталистических стран. Руко- водство страны допустило серьёзные просчёты, придерживаясь отставших от жизни мар- ксистских ориентаций на абсолютное обнищание пролетариата, преодоление антагонизма труда и капитала только насильственной революцией. Не учитывалось, что К. Маркс и его последователи не могли предусмотреть развёртывание в середине ХХ века научно- технической революции (НТР). Она не избавила общество от различий в доходах владель- цев средств производства и наёмных работников. Но НТР лишила их отношения прежней антагонистичности, поскольку возрастание стоимости квалифицированного рабочего тру- да практически обеспечивало достаточно высокий уровень жизни наёмных работников. Выводы К. Маркса об абсолютном обнищании пролетариата, нарастании антаго- низма труда и капитала, разрешении конфликта, порождённого в сфере экономики, через социалистическую революцию и насильственное перераспределение собственности были верны для середины Х1Х и начала ХХ веков. Но они перестали соответствовать новым об- стоятельствам, вызванным развёртыванием НТР. Возникший кризис социалистического способа производства мог быть решён несколькими путями. Путь, который был осущест- влён в России, как видно после десятилетия распада социалистической системы хозяйст- вования, оказался далеко не лучшим из возможных вариантов. Многие противники ком- мунистического (социалистического) строя критически оценивают ситуации непрерывных кризисов, потрясающих экономику России. Они привели к ухудшению положения мил- лионов рядовых граждан, снижению средней продолжительности жизни и появлению группы олигархов с капиталами в миллиарды долларов. Например, А.И. Солженицын, но- белевский лауреат по разделу литературы, через некоторое время после возвращения в Россию, разобравшись в ситуации, назвал проводимые реформы безмозглыми. Весьма критично оценивают результаты реформ известные западные экономисты Гэлбрейт, Ле- онтьев и др. В их трудах звучит откровенная издевка над тем, что в России, первой стране, применившей планирование и участие государства в регулировании экономики, реформа- торы оставили эти замечательные достижения, принятые и в капиталистических странах, без внимания и положились на стихию рынка. Более удачный вариант преодоления кризиса ортодоксального марксизма демонст- рирует экономика Китая. Там не отбросили марксистскую идеологию. Китай остался страной социалистической. Но в Китае реформаторы сумели преодолеть ставшее догмой положение об эффективности только общественной собственности и стали широко ис- пользовать формы частной и смешанной собственности. Результат налицо. Примерно один миллиард двести миллионов китайцев накормлены, одеты, поставляют ширпотреб другим странам. Хорошее качество имеют производимые в Китае компьютерные комплектующие. Катай становится мировой державой, с авторитетом мощи которого приходится считаться другим мировым державам. Пример самой населённой страны мира, как и крошечной Ку- бы, «острова свободы», успешно решающих многие вопросы при сохранении и развитии социалистического хозяйства показывает, что возможности социализма далеко не исчер- паны. Элементы планирования и государственного регулирования экономики, эти явные черты социализма, приняты в развитых капиталистических странах, которые, также как социалистические Китай и Куба, перестают быть странами с одной господствующей сис- темой экономических отношений. Не исключено, что слова «капитализм» и «социализм» которые в период противостояния «двух систем» неправомерно политизировались, станут в будущей ноосферной цивилизации обозначать исторические вехи развития способов производства с преобладанием в ХХ веке в ряде стран одной, частной или общественной форм собственности на средства производства. Духовная сфера (подсистема) общества. Материально-экономические отношения обеспечивают производство условий жизнедеятельности и воспроизводство поколений людей. В качестве целесообразно направленной, производственная деятельность вызвала появление духовной компоненты, возникшей с развитием трудовых навыков, речи, обще- ния людей. Духовная сторона жизни людей исторически формировалась в процессах ан- тропосоциогенеза. Со временем она приобрела особую значимость в качестве относитель- но самостоятельной и присущей только человеку духовной сферы, или подсистемы, обще- ства. В чём её особенности, проявления? Заметим, что поиск специфичности явлений жизни и отличий человека от всех других существ издавна привлекал внимание мыслите- лей. Учёные заметили, что уже далёкие предки людей связывали жизнь с дыханием, лишившись которого, человек умирал. (Отсюда – «испустить дух», или умереть, что озна- чало прекращение дыхания жизни). Дух, возведённый религиозными учениями и верую- щими в ранг особо значимого признака божественности, святости, генетически, по связи терминов, близок весьма прозаическому предмету – душегрейке, у нас больше известной как телогрейка. Претензии разных религий и церквей на монопольное толкование духов- ности как религиозности, набожности, святости, «жизни в Боге» за несколько тысячелетий пустили глубокие корни. Даже и сейчас формула духовного возрождения России чаще все- го подразумевает расширение влияния религии, обращение к ней многих людей с надеж- дой на Божественную помощь в улучшении жизни миллионов людей. Наряду с таким, приобретшим силу предрассудка, религиозным представлением, исторически сформировалось и существует неизмеримо более широкое, светское понима- ние духовности. Оно включает представления о сложной структуре духовной сферы об- щества, основу, ядро которой составляют многообразные формы сознания и самосознания человека. Среди них религия – лишь одна из форм сознания, или духовности. Она возник- ла как исторический тип мировоззрения и, в силу определённых условий, существует до настоящего времени наряду с научным, этическим, эстетическим, политическим, фило- софским типами (формами) сознания, или духовности человека. Основу духовной сферы составляет сознание, как дух, духовность общества. Соз- нание, или дух общества, может проявляться, бытийствовать, так сказать, на уровне инди- видуального и общественного сознания. Носителями сознания-духовности могут высту- пать отдельный человек-индивид, группа, масса людей, какое-либо сообщество (люби- тельское, профессиональное, религиозное, научное…) или общество в целом. Духовная жизнь проявляется на разных ступенях и уровнях как обыденное и теоретическое созна- ние, как социальная психология и идеология, как сознание индивида, группы людей – кол- лектива, толпы, массы, общества в целом. Из сказанного следует, что духовная сфера име- ет сложную структуру, ядро, основа которой – сознание общества, в котором можно вы- делить неразрывно связанные индивидуальное и общественное сознание. Схема структуры духовной подсистемы общества приводится ниже. Сделаем краткие пояснения. Понятие «общественное сознание» выражает осиновое содержание духовной сфе- ры общества, предстающее как совокупность идей, взглядов, настроений, идеалов людей в определённую историческую эпоху. С позиций идеализма духовная сфера общества явля- ется порождением Идеи, Сознания, Бога или личностных впечатлений и размышлений. Идеалистические учения принимают сознание в качестве активного творческого начала, преобразующего материальный мир, в том числе и экономическую сферу общества. С марксистских позиций, проводящих диалектико-материалистическую линию в объяснении картины мира, духовная жизнь общества, будучи относительно самостоятельной, в основ- ном и главном определяется изменениями в сфере материальных, производственно – эко- номических отношений. Эта позиция передаётся известной марксистской формулой «Бы- тие определяет сознание», которая в применении к обществу видоизменяется как «Обще- ственное бытие определяет общественное сознание». Эта формулировка используется по Схема. Духовная сфера (подсистема) общества. настоящее время для обвинения марксизма в «экономическом детерминизме», хотя при- знание относительной самостоятельности сознания включает представление о его актив- ности и способности воздействовать на развитие экономики через принимаемые решения и планирование. Попытаемся далее сказать о структурных компонентах духовной подсис- темы общества с научных позиций, не прибегая к односторонне ориентированным взгля- дам на мир и общество. Общественное сознание не существует вне деятельности людей и обмена результа- тами этой деятельности. Оно проявляется через индивидуальное сознание взаимодейст- вующих людей. Индивидуальное сознание – это духовный мир конкретной личности, её взгляды, представления и настроения, формирующиеся под воздействием условий жизни. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний множества людей. Носители общественного сознания (его субъекты) – социальные группы, мировое сообщество как целостные системы, взаимодействие компонентов которых определяет их неаддитивность (не сводимость к механической сумме элементов и их свойств). Общественное сознание относится к индивидуальному как общее к единичному. Общественное сознание воздействует на индивидуальное, наполняя его из обширного фонда идей и представлений, накопленных поколениями людей. С детских лет сознание каждого человека формируется под влиянием определённой социальной среды, начиная с семьи, микроколлективов общения до государственных и общественных организаций. Че- рез них происходит приобщение к различным сторонам духовной жизни, освоение накоп- ленных обществом идей, представлений, способов научного и вненаучного, рационально- го и внерационального (этического, эстетического, религиозного…) освоения действи- тельности. Различия в восприятии и выражении определённых взглядов, их эмоциональ- ной окраске, в переживаниях индивида определяются обстоятельствами его жизни и лич- ными свойствами психики. Общественное сознание полнее и глубже индивидуального своей многранностью, обширностью, основательностью. Однако, воздействуя на индивидуальное сознание и формируя его под воздействием условий жизни, общественное сознание само развивается и обогащается за счёт сознания индивидуального. Индивидуальные особенности личности и своеобразное сочетание жизненных обстоятельств определяют специфику формирования и выражения общественного сознания в чувствах, переживаниях, взглядах и мыслях от- дельных людей. Во многом своеобразие духовного мира личности связано с её творчески- ми возможностями. В сфере индивидуального сознания происходят творческие озарения, прорывы к новому, открытия. Если новые знания, изобретения, результаты художествен- ного творчества получают общественное признание, оказываются значимыми приобрете- ниями для многих людей, то они, как правило, входят в общественное сознание. Духовный потенциал общества складывается из творческих достижений субъектов (отдельных лю- дей, коллективов, сообществ): научных открытий, произведений писателей, поэтов, ху- дожников, инженерных и конструкторских решений и т.д. Сознание общества как основной компонент духовной сферы функционирует на разных уровнях. Познавательные возможности сознания осуществляются на обыденном и теоретическом уровнях. Обыденно-практический уровень формируется и функционирует в быту людей: повседневных условиях жизни, отношениях в семье, на работе, отдыхе. На этом уровне образуются простейшие («житейские») сведения о мире, приёмах работы, правилах и нормах поведения, представления об отношениях людей в семье, среди друзей, в коллективе, циркулируют слухи, распространяются суеверия, предписания и регламен- тации повседневной жизни. На теоретическом уровне сознания снимаются ограниченные возможности обыденного уровня, постигаются сущностные, глубинные отношения пред- метов, наиболее полно воспроизводимые в научном и философском познании. (Их особен- ности рассматриваются в других разделах пособия). По особенностям носителей (субъек- тов) сознания, глубине отражения действительности выделяют уровни общественной пси- хологии и идеологии. В структуре духовной сферы понятие «Общественная (социальная) психология» обозначает уровень непосредственного отражения действительности, присущий инди- видуальным сознаниям многих людей в составе какой-либо общности или группы (массы). Этот уровень образует совокупность элементов, их связей и отношений. 1) Совокупность политических, правовых, эстетических, этических, религиозных взглядов, не всегда ясно осознаваемых, не дифференцированных, тесно связанных друг с другом. 2) Чувства, стремления, эмоции, настроения. 3) Обычаи, привычки, нравы, присущие определённой социальной группе. Чувства, настроения людей, многие их взгляды и мысли социально обусловлены. Объединённые в какие-либо группы (производственные, общественные, лю- бительские …), люди воспринимают и усваивают типичные, простейшие эмоциональные и когнитивные (от лат. cognito – знание, познание) черты и структуры, характерные для дея- тельности и отношений этого объединения людей. Не случайно говорят о профессиональ- ной чести, гордости представителей разных специальностей, азарте игроков, художествен- ной натуре, богемной среде, строгой логике мышления и творческих озарениях учёных и т.д. На уровне социальной психологии в сознании массы начинают доминировать (незави- симо от интеллекта отдельных людей) текущие ориентиры ситуации, нацеленные на дей- ствия, в которых мысли зачастую подчиняются эмоциям. Масса может стать толпой, управляемой лозунгами или призывами текущего действия. Нередко эту особенность мас- сового сознания, подчиняющего интеллект и разум монолитному движению толпы, ис- пользуют демагоги, нечистоплотные политики. Более высоким, теоретически разработан- ным, чем социальная психология, является уровень общественной идеологии. Понятие «Общественная идеология» обозначает совокупность теорий, идей, прин- ципов, в систематизированной форме отражающих связи и отношения действительно- сти, цели, интересы, задачи определённых социальных групп и объединений. В разные исторические эпохи идеология приобретает своеобразное выражение, устремлённость к определённых идеалам (например, идеологии рабовладельческого, феодального, капита- листического обществ). Идеология разрабатывается и функционирует, выражая разнооб- разные интересы и устремления людей. Поэтому идеология имеет разветвлённую структу- ру. Её основные компоненты: наука, философия, этика, эстетика, политическая, правовая, религиозная формы идеологии. В отличие от стихийно складывающейся общественной психологии идеология раз- рабатывается теоретически, имея, следовательно, создателей и субъектов-носителей – от- дельных идеологов, государственные и общественные объединения, занимающиеся идео- логией. Отражая сущностные отношения и устремления людей, идеология выражает их с позиций идеологов или социальных групп. В обществах с различными социальными груп- пами-классами вырабатываются и сосуществуют разные идеологии, отражающие устрем- ления социальных групп, их лидеров и теоретиков. Общественная психология оказывает влияние на идеологию, которая создаётся относительно независимо от неё. Идеология мо- жет оказывать заметное влияние на психологию. Поэтому важна направленность идеоло- гии на положительные, значимые для людей цели. В теориях и практике воспитания и об- разования следует учитывать особенности уровней общественного сознания, их связей и взаимодействий. С историческим развитием отношений людей, усложнением общественной жизни возникли различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, искус- ство, наука, политическое и правовое сознание. Они отличаются по ряду основных при- знаков. 1) По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает опре- делённые структуры действительности, грани общественных отношений, имеет свой спе- цифический предмет. 2) По форме отражения. Философии свойственна логическая, рацио- нальная форма отражения действительности. Искусство отражает действительность в чув- ственно воспринимаемых художественных образах, мораль – в правилах, предписаниях, принципах и понятиях, позволяющих оценивать и регулировать намерения, поступки и действия, исходя из сложившихся в обществе представлений об идеале, порядочности, достоинстве. В правовом сознании оценивается соответствие действий, поступков людей законам, нормам, предписаниям деятельности и правилам поведения, установленным вла- стными структурами. 3) По характеру общественных потребностей, с которыми связано возникновение и существование каждой из форм общественного сознания. Мораль появляется с возникно- вением общества. Она порождается необходимостью регулировать отношения людей в коллективе, когда прежние инстинктивные действия животных предков оказываются не- достаточными для новых отношений орудийной и трудовой деятельности разумных су- ществ. Возникновение политического и правового сознания связано с потребностью осу- ществлять функции управления с помощью власти, применяющей силу для регулирования жизни общества, обосновывать правомерность устанавливаемых властью законов и пред- писаний, норм и правил жизнепроживания и деятельности граждан государства. 4) По социальной функции, т.е. по той роли, которую они играют в общественной жизни. Например, искусство является действенным средством эстетического воспитания, наука нацелена на постижение объективной истины, представляя её в форме законов и ре- гулярностей, которые используются в процессах производства условий жизни людей. Каждая форма общественного сознания может функционировать на одном или не- скольких уровнях. Различные формы общественного сознания взаимосвязаны, взаимодей- ствуют друг с другом, поскольку отражают взаимосвязанные стороны действительности. В разные исторические периоды роль тех или иных форм общественного сознания в жизни общества неоднозначна. Одни из форм играют ведущую роль по отношению к другим. Так, в эпоху феодализма (средние века) господствующей формой было религия. Она ока- зывала влияние на искусство, мораль, на правосознание. При капитализме на первый план выдвигаются политические и правовые взгляды, идеи, концепции. С развитием общества всё большую роль играет нравственное сознание. Социальная сфера (подсистема) жизни общества. Природные особенности людей, заданные наследственной генетической информацией, определённым образом влияют на формирование психики, черт характера, выбор специальности. В процессах социализации, в ходе приобщения к принятым правилам, нормам поведения и деятельности, каждый че- ловек по существенным особенностям характера, способностям, интересам, участию в производстве, выборе партнёров для труда, отдыха, семейной жизни входит в разные группы и социальные общности. Социальные группы – относительно устойчивые объединения людей, имеющие об- щие потребности, интересы, ценностные ориентиры и ведущие во многом совпадающий (или даже практически одинаковый) образ жизни. Группы складываются по разным при- знакам: профессии, интересам, месту и роли в системе производства, уровню доходов и притязаний на положение в обществе. Социальные общности являются объединениями, но с относительно менее определёнными, менее устойчивыми, а порою социально малозна- чащими признаками, чем в социальных группах. К социальным общностям можно отнести спортивные, любительские, религиозные объединения (конфессии), этнические группы, различные массовые движения (экологические, политические…). Виды социальных общ- ностей и основные концепции дифференциации общества рассматриваются в отдельном (2-м) вопросе данной темы. Происходящая в обществе дифференциация людей выражает неравенство их спо- собностей и возможностей. Вместе с тем, далеко не всегда осознавая природные и соци- альные предпосылки складывающегося неравенства, люди стремятся иметь наиболее ком- фортные условия для себя и своих родственников. Само это стремление позитивно, по- скольку ведёт (или должно вести) к здоровой конкуренции - двигателю общественных из- менений. Но многие люди не осознают, или не желают признавать ограниченность ресур- сов своей личности, неадекватно оценивают возможности социума предоставлять коли- чество благ за некоторую единицу вклада в общественное благосостояние. Поэтому, наря- ду со здоровой конкуренцией, в обществе имеется и накапливается недовольство сущест- вующим положением. Желанию определённых групп изменить распределение благ спо- собствуют отношения неравенства владельцев собственности, стремящихся извлечь мак- симум прибыли, и рядовых тружеников, вынужденных работать за минимальную плату. Исторически складывавшееся неравенство в сфере экономических и социальных отноше- ний определило появление политической сферы общества. Политическая сфера (подсистема) общества. Потребность далёких предков чело- века в гарантированных источниках существования, не подверженных значительным се- зонным колебаниям, вызвала переход от охоты и собирательства «даров природы» к ско- товодству и осёдлому земледелию, обмену одних продуктов на другие. Со временем на- капливались запасы средств существования. Появилась собственность, которой вначале от имени племени, рода распоряжались избранные старейшины. Желание закрепить собст- венность вызвало кардинальные изменения в общественной жизни. Передача средств по наследству могла осуществляться, если был известен отец, чего не было при матриархате. Во главе родоплеменной организации стали мужчины. Формировалась политическая орга- низация общества, призванная поддерживать властные функции главы рода, связанные с владением собственностью. Потребовалось обосновать право на передачу власти, её охра- ну и принудительное исполнение решений, которые могли не устраивать других членов сообщества. Важнейшим инструментом формировавшейся политической организации становят- ся государство, включившее ряд относительно остойчивых структурных элементов (ин- ститутов) власти, и негосударственные организации – политические партии, союзы, объе- динения. Государственные и негосударственные структуры, помимо функций управления, разрабатывали правовые и юридические нормы. При обосновании их необходимости вы- двигались разные идеи, разрабатывались концепции легитимности (законности; лат. legitimus – законный) власти, правомерности действий по её защите, упрочению и реализа- ции, составившие содержание политической и правовой форм общественного сознания. Действия государственных и негосударственных организаций по приобретению, удержа- нию и использованию власти в интересах определённых социальных групп (партий, объе- динений, движений) называют политическими. Соответственно, политика оказывается со- вокупностью действий, направленных на достижение определённых промежуточных це- лей и результатов в борьбе за власть, её достижение и использование. Вопрос о происхож- дении и значении государства и гражданского общества рассматривается в 3-м, заключи- тельном, вопросе данной темы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.67.189 (0.012 с.) |