Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовная, социальная, политическая (основные особенности).Содержание книги
Поиск на нашем сайте Понятие «общество» (от лат. soci /etas/ - общество) обозначает часть материального мира, которая выделилась из природы благодаря появлению в эволюции жизни отношений (экономических, политических, социальных и других), объединивших индивидов в новую систему – социум. Простая механическая сумма любого количества людей не составляет общества. Важны связи, отношения людей, образующие структуру общества, как целост- ного, системного образования. Общество или социум, предстаёт как саморазвивающаяся, сложно структурированная система, целостность которой определяется, в первую оче- редь, производственно-трудовыми и духовными отношениями людей. Люди, как элемен- тарные единицы и звенья общества, объединяются в сообщества (группы, коллективы) для производства и воспроизводства условий своей жизнедеятельности и творчества. Остановимся на основных особенностях, присущих подсистемам, или сферам общества, выделенным в формулировке вопроса. Экономическая сфера (подсистема) общества. Слово экономика (от греч. oikonomike; букв. – ведение домашнего хозяйства) по отношению к первоначальному букваль- ному смыслу стало шире. Оно обозначает хозяйство целой страны, региона, отрасли про- изводства, деятельности, а также отношения людей в процессе производства, распределе- ния и обмена продуктов. Вопросами собственно экономики, как «ведения хозяйства» – производства и реализации продуктов – занимаются различные экономические учения. Ряд энциклопедически образованных мыслителей развитие экономики связывал с вопросами организации общества и другими его сферами – социальной, духовной и т.д. Основоположник марксизма К. Маркс (1818-1883), специалист по вопросам права и доктор философии, посвятил вопросам экономической жизни объёмистый труд «Капитал». Его исследование обосновывало ведущую роль производственных, экономических отношений в развитии общества. Видный отечественный мыслитель, богослов, философ и экономист С.Н. Булгаков (1871-1944) читал курс лекций «История экономических учений», защитил магистерскую диссертацию «Капитализм и земледелие» (Т.1-2. СПб., 1900), послужившую основанием изданной позже книги «Философия хозяйства» (1912; переизд. М., 1990; То же //Соч. в 2-х т. Т. 1. М., 1993). В ней экономические процессы, в противовес классовым в марксизме, рассматривались как вселенская деятельность человечества, разрабатывалась идея всемир- ной хозяйственной деятельности. Экономическая деятельность у С.Н. Булгакова, одного из представителей «русского космизма», оказывалась проявлением Вселенской борьбы Жизни и Смерти, Света и Тьмы, Добра и Зла. В хозяйственной деятельности, по Булгакову, воспроизводятся идеальные модели, предвечно существующие как идеи в Божественной Софии. Показатель себестоимости единицы продукции, принимаемый в капиталистиче ской и социалистической экономике, Булгаков считал присущим человеку экономическому, «падшему человеку». Познание и наука также истолковывались как трудовая, хозяйственная деятельность. Субъект знания и хозяйствования – историческое человечество, как проявление Божественной Софии. В идеальном преображённом человеком мире должно быть разумное и любовное хозяйствование. Настрой «Философии хозяйства» С.Н. Булга- кова на идеальный, преображённый мир (как предполагалось, с участием божественного влияния) оказался, как и многие другие суждения «русских космистов», увы, прекрасно- душной маниловщиной. Реалии жизни, проза жизни развенчивают утопические проекты, даже если их связывают с религиозными взглядами. Небезынтересна ситуация с противопоставлением экономическим идеям марксизма взглядов социолога П.А. Сорокина (1889-1968), первые изложения которых критически оценивал В.И. Ленин (1870-1924). На П. Сорокина нередко ссылаются, критикуя маркси- стскую идею ведущей роли материальных, производственных отношений в изменениях общественной жизни. Но вот недавно переиздана работа знаменитого социолога о голоде: Сорокин П.А. Голод как фактор: Влияние голода на поведение людей, соц. организацию и общественную жизнь. М., 2003. В ней, как явствует уже из названия, показывается влия- ния голода (а он появляется как результат экономики, или, в первоначальном и обыденном представлении, – хозяйствования) на поведение людей, организацию и жизнь общества. У вошедшего в моду бывшего нашего соотечественника ведущую роль изменений в общест- ве играла, как и в марксизме, экономика. Однако теоретически ведущая роль экономики в жизни общества была выражена в форме, на порядок уступающей уровню марксистского анализа структуры общества и факторов детерминации его развития. В марксизме на основе идей англ. экономистов (А. Смит, Д. Рикардо, ХУШ - Х1Х вв.) о роли труда в создании стоимости производимой продукции развивалось представле- ние о ведущей роли в социальной жизни и в развитии общества материальных производственных отношений. Производительные силы (работники, предмет труда, орудия и средства производства) и производственные отношения (к средствам производства, распределению, обмену и потреблению) составляют способ производства. Потребности растущего населения ведут к совершенствованию производительных сил, для которых существующие отношения становятся тесными. Тогда и происходит конфликт, разрешаемый через социальную революцию, экономические и иные преобразования, которые ведут к смене способа производства. Каждый новый способ производства составляет основу более совершенной социальной организации – общественно-экономической формации. Развивая учение Мар- кса, его последователи выделили исторически возникшие способы производства и соот- ветствующие им формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, ка- питалистическую, коммунистическую. Анализируя особенности экономической жизни общества, К. Маркс пришёл к вы- воду, что капитализм является последним эксплуататорским строем с господством част- ной собственности на средства производства. При господстве капиталистического способа производства трудом рабочих создаётся прибавочная стоимость (дополнительной к из- держкам производства товаров). В ней Маркс увидел тайну капиталистической экономики, позволявшей иметь доходы и наращивать капитал. Работники, продавая свою рабочую си- лу, получают зарплату, обеспечивающую их содержание (воспроизведение рабочей силы как товара). Заработная плата работников включается в издержки производства товаров. Прибыль, создаваемая прибавочной стоимостью, присваивается собственниками средств производства. Их доходы растут несоразмерно с заработной платой рабочих. Между ра- ботниками и владельцами производства (или в терминах марксизма, между трудом и капиталом) нарастают противоречия. Они приводят (через обобществление экономики, падение нормы прибыли, усиление эксплуатации и другие следствия, на которых мы не останавливаемся), в конечном счёте, к социалистической революции. Капитализм, по Марксу, сам подготавливает условия своей ликвидации, когда бьёт последний час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприи- руют (лат. ex – от, из; proprius – собственный). Капиталисты и помещики лишаются средств производства. Частная капиталистическая собственность принудительно отбирается у прежних владельцев (отчуждается) и превращается в общественную социалистическую собственность. В экономической сфере социализм, как первая фаза коммунизма, отличается от капитализма господством общественной формы собственности на средства производства. Россия оказалась исторически первой страной, осуществившей революциионным путём переход к новому, социалистическому способу производства на основе общественной собственности. Социалистический строй выдержал испытание войной с фашизмом, преодоление послевоенной разрухи, и преобразовал прежнюю экономически отсталую Россию в мощ- ную индустриально развитую страну Советов. Но темпы её развития и уровень жизни тру- дящихся отставали от аналогичных показателей развитых капиталистических стран. Руко- водство страны допустило серьёзные просчёты, придерживаясь отставших от жизни мар- ксистских ориентаций на абсолютное обнищание пролетариата, преодоление антагонизма труда и капитала только насильственной революцией. Не учитывалось, что К. Маркс и его последователи не могли предусмотреть развёртывание в середине ХХ века научно- технической революции (НТР). Она не избавила общество от различий в доходах владель- цев средств производства и наёмных работников. Но НТР лишила их отношения прежней антагонистичности, поскольку возрастание стоимости квалифицированного рабочего тру- да практически обеспечивало достаточно высокий уровень жизни наёмных работников. Выводы К. Маркса об абсолютном обнищании пролетариата, нарастании антаго- низма труда и капитала, разрешении конфликта, порождённого в сфере экономики, через социалистическую революцию и насильственное перераспределение собственности были верны для середины Х1Х и начала ХХ веков. Но они перестали соответствовать новым об- стоятельствам, вызванным развёртыванием НТР. Возникший кризис социалистического способа производства мог быть решён несколькими путями. Путь, который был осущест- влён в России, как видно после десятилетия распада социалистической системы хозяйст- вования, оказался далеко не лучшим из возможных вариантов. Многие противники ком- мунистического (социалистического) строя критически оценивают ситуации непрерывных кризисов, потрясающих экономику России. Они привели к ухудшению положения мил- лионов рядовых граждан, снижению средней продолжительности жизни и появлению группы олигархов с капиталами в миллиарды долларов. Например, А.И. Солженицын, но- белевский лауреат по разделу литературы, через некоторое время после возвращения в Россию, разобравшись в ситуации, назвал проводимые реформы безмозглыми. Весьма критично оценивают результаты реформ известные западные экономисты Гэлбрейт, Ле- онтьев и др. В их трудах звучит откровенная издевка над тем, что в России, первой стране, применившей планирование и участие государства в регулировании экономики, реформа- торы оставили эти замечательные достижения, принятые и в капиталистических странах, без внимания и положились на стихию рынка. Более удачный вариант преодоления кризиса ортодоксального марксизма демонст- рирует экономика Китая. Там не отбросили марксистскую идеологию. Китай остался страной социалистической. Но в Китае реформаторы сумели преодолеть ставшее догмой положение об эффективности только общественной собственности и стали широко ис- пользовать формы частной и смешанной собственности. Результат налицо. Примерно один миллиард двести миллионов китайцев накормлены, одеты, поставляют ширпотреб другим странам. Хорошее качество имеют производимые в Китае компьютерные комплектующие. Катай становится мировой державой, с авторитетом мощи которого приходится считаться другим мировым державам. Пример самой населённой страны мира, как и крошечной Ку- бы, «острова свободы», успешно решающих многие вопросы при сохранении и развитии социалистического хозяйства показывает, что возможности социализма далеко не исчер- паны. Элементы планирования и государственного регулирования экономики, эти явные черты социализма, приняты в развитых капиталистических странах, которые, также как социалистические Китай и Куба, перестают быть странами с одной господствующей сис- темой экономических отношений. Не исключено, что слова «капитализм» и «социализм» которые в период противостояния «двух систем» неправомерно политизировались, станут в будущей ноосферной цивилизации обозначать исторические вехи развития способов производства с преобладанием в ХХ веке в ряде стран одной, частной или общественной форм собственности на средства производства. Духовная сфера (подсистема) общества. Материально-экономические отношения обеспечивают производство условий жизнедеятельности и воспроизводство поколений людей. В качестве целесообразно направленной, производственная деятельность вызвала появление духовной компоненты, возникшей с развитием трудовых навыков, речи, обще- ния людей. Духовная сторона жизни людей исторически формировалась в процессах ан- тропосоциогенеза. Со временем она приобрела особую значимость в качестве относитель- но самостоятельной и присущей только человеку духовной сферы, или подсистемы, обще- ства. В чём её особенности, проявления? Заметим, что поиск специфичности явлений жизни и отличий человека от всех других существ издавна привлекал внимание мыслите- лей. Учёные заметили, что уже далёкие предки людей связывали жизнь с дыханием, лишившись которого, человек умирал. (Отсюда – «испустить дух», или умереть, что озна- чало прекращение дыхания жизни). Дух, возведённый религиозными учениями и верую- щими в ранг особо значимого признака божественности, святости, генетически, по связи терминов, близок весьма прозаическому предмету – душегрейке, у нас больше известной как телогрейка. Претензии разных религий и церквей на монопольное толкование духов- ности как религиозности, набожности, святости, «жизни в Боге» за несколько тысячелетий пустили глубокие корни. Даже и сейчас формула духовного возрождения России чаще все- го подразумевает расширение влияния религии, обращение к ней многих людей с надеж- дой на Божественную помощь в улучшении жизни миллионов людей. Наряду с таким, приобретшим силу предрассудка, религиозным представлением, исторически сформировалось и существует неизмеримо более широкое, светское понима- ние духовности. Оно включает представления о сложной структуре духовной сферы об- щества, основу, ядро которой составляют многообразные формы сознания и самосознания человека. Среди них религия – лишь одна из форм сознания, или духовности. Она возник- ла как исторический тип мировоззрения и, в силу определённых условий, существует до настоящего времени наряду с научным, этическим, эстетическим, политическим, фило- софским типами (формами) сознания, или духовности человека. Основу духовной сферы составляет сознание, как дух, духовность общества. Соз- нание, или дух общества, может проявляться, бытийствовать, так сказать, на уровне инди- видуального и общественного сознания. Носителями сознания-духовности могут высту- пать отдельный человек-индивид, группа, масса людей, какое-либо сообщество (люби- тельское, профессиональное, религиозное, научное…) или общество в целом. Духовная жизнь проявляется на разных ступенях и уровнях как обыденное и теоретическое созна- ние, как социальная психология и идеология, как сознание индивида, группы людей – кол- лектива, толпы, массы, общества в целом. Из сказанного следует, что духовная сфера име- ет сложную структуру, ядро, основа которой – сознание общества, в котором можно вы- делить неразрывно связанные индивидуальное и общественное сознание. Схема структуры духовной подсистемы общества приводится ниже. Сделаем краткие пояснения. Понятие «общественное сознание» выражает осиновое содержание духовной сфе- ры общества, предстающее как совокупность идей, взглядов, настроений, идеалов людей в определённую историческую эпоху. С позиций идеализма духовная сфера общества явля- ется порождением Идеи, Сознания, Бога или личностных впечатлений и размышлений. Идеалистические учения принимают сознание в качестве активного творческого начала, преобразующего материальный мир, в том числе и экономическую сферу общества. С марксистских позиций, проводящих диалектико-материалистическую линию в объяснении картины мира, духовная жизнь общества, будучи относительно самостоятельной, в основ- ном и главном определяется изменениями в сфере материальных, производственно – эко- номических отношений. Эта позиция передаётся известной марксистской формулой «Бы- тие определяет сознание», которая в применении к обществу видоизменяется как «Обще- ственное бытие определяет общественное сознание». Эта формулировка используется по Схема. Духовная сфера (подсистема) общества. настоящее время для обвинения марксизма в «экономическом детерминизме», хотя при- знание относительной самостоятельности сознания включает представление о его актив- ности и способности воздействовать на развитие экономики через принимаемые решения и планирование. Попытаемся далее сказать о структурных компонентах духовной подсис- темы общества с научных позиций, не прибегая к односторонне ориентированным взгля- дам на мир и общество. Общественное сознание не существует вне деятельности людей и обмена результа- тами этой деятельности. Оно проявляется через индивидуальное сознание взаимодейст- вующих людей. Индивидуальное сознание – это духовный мир конкретной личности, её взгляды, представления и настроения, формирующиеся под воздействием условий жизни. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний множества людей. Носители общественного сознания (его субъекты) – социальные группы, мировое сообщество как целостные системы, взаимодействие компонентов которых определяет их неаддитивность (не сводимость к механической сумме элементов и их свойств). Общественное сознание относится к индивидуальному как общее к единичному. Общественное сознание воздействует на индивидуальное, наполняя его из обширного фонда идей и представлений, накопленных поколениями людей. С детских лет сознание каждого человека формируется под влиянием определённой социальной среды, начиная с семьи, микроколлективов общения до государственных и общественных организаций. Че- рез них происходит приобщение к различным сторонам духовной жизни, освоение накоп- ленных обществом идей, представлений, способов научного и вненаучного, рационально- го и внерационального (этического, эстетического, религиозного…) освоения действи- тельности. Различия в восприятии и выражении определённых взглядов, их эмоциональ- ной окраске, в переживаниях индивида определяются обстоятельствами его жизни и лич- ными свойствами психики. Общественное сознание полнее и глубже индивидуального своей многранностью, обширностью, основательностью. Однако, воздействуя на индивидуальное сознание и формируя его под воздействием условий жизни, общественное сознание само развивается и обогащается за счёт сознания индивидуального. Индивидуальные особенности личности и своеобразное сочетание жизненных обстоятельств определяют специфику формирования и выражения общественного сознания в чувствах, переживаниях, взглядах и мыслях от- дельных людей. Во многом своеобразие духовного мира личности связано с её творчески- ми возможностями. В сфере индивидуального сознания происходят творческие озарения, прорывы к новому, открытия. Если новые знания, изобретения, результаты художествен- ного творчества получают общественное признание, оказываются значимыми приобрете- ниями для многих людей, то они, как правило, входят в общественное сознание. Духовный потенциал общества складывается из творческих достижений субъектов (отдельных лю- дей, коллективов, сообществ): научных открытий, произведений писателей, поэтов, ху- дожников, инженерных и конструкторских решений и т.д. Сознание общества как основной компонент духовной сферы функционирует на разных уровнях. Познавательные возможности сознания осуществляются на обыденном и теоретическом уровнях. Обыденно-практический уровень формируется и функционирует в быту людей: повседневных условиях жизни, отношениях в семье, на работе, отдыхе. На этом уровне образуются простейшие («житейские») сведения о мире, приёмах работы, правилах и нормах поведения, представления об отношениях людей в семье, среди друзей, в коллективе, циркулируют слухи, распространяются суеверия, предписания и регламен- тации повседневной жизни. На теоретическом уровне сознания снимаются ограниченные возможности обыденного уровня, постигаются сущностные, глубинные отношения пред- метов, наиболее полно воспроизводимые в научном и философском познании. (Их особен- ности рассматриваются в других разделах пособия). По особенностям носителей (субъек- тов) сознания, глубине отражения действительности выделяют уровни общественной пси- хологии и идеологии. В структуре духовной сферы понятие «Общественная (социальная) психология» обозначает уровень непосредственного отражения действительности, присущий инди- видуальным сознаниям многих людей в составе какой-либо общности или группы (массы). Этот уровень образует совокупность элементов, их связей и отношений. 1) Совокупность политических, правовых, эстетических, этических, религиозных взглядов, не всегда ясно осознаваемых, не дифференцированных, тесно связанных друг с другом. 2) Чувства, стремления, эмоции, настроения. 3) Обычаи, привычки, нравы, присущие определённой социальной группе. Чувства, настроения людей, многие их взгляды и мысли социально обусловлены. Объединённые в какие-либо группы (производственные, общественные, лю- бительские …), люди воспринимают и усваивают типичные, простейшие эмоциональные и когнитивные (от лат. cognito – знание, познание) черты и структуры, характерные для дея- тельности и отношений этого объединения людей. Не случайно говорят о профессиональ- ной чести, гордости представителей разных специальностей, азарте игроков, художествен- ной натуре, богемной среде, строгой логике мышления и творческих озарениях учёных и т.д. На уровне социальной психологии в сознании массы начинают доминировать (незави- симо от интеллекта отдельных людей) текущие ориентиры ситуации, нацеленные на дей- ствия, в которых мысли зачастую подчиняются эмоциям. Масса может стать толпой, управляемой лозунгами или призывами текущего действия. Нередко эту особенность мас- сового сознания, подчиняющего интеллект и разум монолитному движению толпы, ис- пользуют демагоги, нечистоплотные политики. Более высоким, теоретически разработан- ным, чем социальная психология, является уровень общественной идеологии. Понятие «Общественная идеология» обозначает совокупность теорий, идей, прин- ципов, в систематизированной форме отражающих связи и отношения действительно- сти, цели, интересы, задачи определённых социальных групп и объединений. В разные исторические эпохи идеология приобретает своеобразное выражение, устремлённость к определённых идеалам (например, идеологии рабовладельческого, феодального, капита- листического обществ). Идеология разрабатывается и функционирует, выражая разнооб- разные интересы и устремления людей. Поэтому идеология имеет разветвлённую структу- ру. Её основные компоненты: наука, философия, этика, эстетика, политическая, правовая, религиозная формы идеологии. В отличие от стихийно складывающейся общественной психологии идеология раз- рабатывается теоретически, имея, следовательно, создателей и субъектов-носителей – от- дельных идеологов, государственные и общественные объединения, занимающиеся идео- логией. Отражая сущностные отношения и устремления людей, идеология выражает их с позиций идеологов или социальных групп. В обществах с различными социальными груп- пами-классами вырабатываются и сосуществуют разные идеологии, отражающие устрем- ления социальных групп, их лидеров и теоретиков. Общественная психология оказывает влияние на идеологию, которая создаётся относительно независимо от неё. Идеология мо- жет оказывать заметное влияние на психологию. Поэтому важна направленность идеоло- гии на положительные, значимые для людей цели. В теориях и практике воспитания и об- разования следует учитывать особенности уровней общественного сознания, их связей и взаимодействий. С историческим развитием отношений людей, усложнением общественной жизни возникли различные формы общественного сознания: религия, философия, мораль, искус- ство, наука, политическое и правовое сознание. Они отличаются по ряду основных при- знаков. 1) По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает опре- делённые структуры действительности, грани общественных отношений, имеет свой спе- цифический предмет. 2) По форме отражения. Философии свойственна логическая, рацио- нальная форма отражения действительности. Искусство отражает действительность в чув- ственно воспринимаемых художественных образах, мораль – в правилах, предписаниях, принципах и понятиях, позволяющих оценивать и регулировать намерения, поступки и действия, исходя из сложившихся в обществе представлений об идеале, порядочности, достоинстве. В правовом сознании оценивается соответствие действий, поступков людей законам, нормам, предписаниям деятельности и правилам поведения, установленным вла- стными структурами. 3) По характеру общественных потребностей, с которыми связано возникновение и существование каждой из форм общественного сознания. Мораль появляется с возникно- вением общества. Она порождается необходимостью регулировать отношения людей в коллективе, когда прежние инстинктивные действия животных предков оказываются не- достаточными для новых отношений орудийной и трудовой деятельности разумных су- ществ. Возникновение политического и правового сознания связано с потребностью осу- ществлять функции управления с помощью власти, применяющей силу для регулирования жизни общества, обосновывать правомерность устанавливаемых властью законов и пред- писаний, норм и правил жизнепроживания и деятельности граждан государства. 4) По социальной функции, т.е. по той роли, которую они играют в общественной жизни. Например, искусство является действенным средством эстетического воспитания, наука нацелена на постижение объективной истины, представляя её в форме законов и ре- гулярностей, которые используются в процессах производства условий жизни людей. Каждая форма общественного сознания может функционировать на одном или не- скольких уровнях. Различные формы общественного сознания взаимосвязаны, взаимодей- ствуют друг с другом, поскольку отражают взаимосвязанные стороны действительности. В разные исторические периоды роль тех или иных форм общественного сознания в жизни общества неоднозначна. Одни из форм играют ведущую роль по отношению к другим. Так, в эпоху феодализма (средние века) господствующей формой было религия. Она ока- зывала влияние на искусство, мораль, на правосознание. При капитализме на первый план выдвигаются политические и правовые взгляды, идеи, концепции. С развитием общества всё большую роль играет нравственное сознание. Социальная сфера (подсистема) жизни общества. Природные особенности людей, заданные наследственной генетической информацией, определённым образом влияют на формирование психики, черт характера, выбор специальности. В процессах социализации, в ходе приобщения к принятым правилам, нормам поведения и деятельности, каждый че- ловек по существенным особенностям характера, способностям, интересам, участию в производстве, выборе партнёров для труда, отдыха, семейной жизни входит в разные группы и социальные общности. Социальные группы – относительно устойчивые объединения людей, имеющие об- щие потребности, интересы, ценностные ориентиры и ведущие во многом совпадающий (или даже практически одинаковый) образ жизни. Группы складываются по разным при- знакам: профессии, интересам, месту и роли в системе производства, уровню доходов и притязаний на положение в обществе. Социальные общности являются объединениями, но с относительно менее определёнными, менее устойчивыми, а порою социально малозна- чащими признаками, чем в социальных группах. К социальным общностям можно отнести спортивные, любительские, религиозные объединения (конфессии), этнические группы, различные массовые движения (экологические, политические…). Виды социальных общ- ностей и основные концепции дифференциации общества рассматриваются в отдельном (2-м) вопросе данной темы. Происходящая в обществе дифференциация людей выражает неравенство их спо- собностей и возможностей. Вместе с тем, далеко не всегда осознавая природные и соци- альные предпосылки складывающегося неравенства, люди стремятся иметь наиболее ком- фортные условия для себя и своих родственников. Само это стремление позитивно, по- скольку ведёт (или должно вести) к здоровой конкуренции - двигателю общественных из- менений. Но многие люди не осознают, или не желают признавать ограниченность ресур- сов своей личности, неадекватно оценивают возможности социума предоставлять коли- чество благ за некоторую единицу вклада в общественное благосостояние. Поэтому, наря- ду со здоровой конкуренцией, в обществе имеется и накапливается недовольство сущест- вующим положением. Желанию определённых групп изменить распределение благ спо- собствуют отношения неравенства владельцев собственности, стремящихся извлечь мак- симум прибыли, и рядовых тружеников, вынужденных работать за минимальную плату. Исторически складывавшееся неравенство в сфере экономических и социальных отноше- ний определило появление политической сферы общества. Политическая сфера (подсистема) общества. Потребность далёких предков чело- века в гарантированных источниках существования, не подверженных значительным се- зонным колебаниям, вызвала переход от охоты и собирательства «даров природы» к ско- товодству и осёдлому земледелию, обмену одних продуктов на другие. Со временем на- капливались запасы средств существования. Появилась собственность, которой вначале от имени племени, рода распоряжались избранные старейшины. Желание закрепить собст- венность вызвало кардинальные изменения в общественной жизни. Передача средств по наследству могла осуществляться, если был известен отец, чего не было при матриархате. Во главе родоплеменной организации стали мужчины. Формировалась политическая орга- низация общества, призванная поддерживать властные функции главы рода, связанные с владением собственностью. Потребовалось обосновать право на передачу власти, её охра- ну и принудительное исполнение решений, которые могли не устраивать других членов сообщества. Важнейшим инструментом формировавшейся политической организации становят- ся государство, включившее ряд относительно остойчивых структурных элементов (ин- ститутов) власти, и негосударственные организации – политические партии, союзы, объе- динения. Государственные и негосударственные структуры, помимо функций управления, разрабатывали правовые и юридические нормы. При обосновании их необходимости вы- двигались разные идеи, разрабатывались концепции легитимности (законности; лат. legitimus – законный) власти, правомерности действий по её защите, упрочению и реализа- ции, составившие содержание политической и правовой форм общественного сознания. Действия государственных и негосударственных организаций по приобретению, удержа- нию и использованию власти в интересах определённых социальных групп (партий, объе- динений, движений) называют политическими. Соответственно, политика оказывается со- вокупностью действий, направленных на достижение определённых промежуточных це- лей и результатов в борьбе за власть, её достижение и использование. Вопрос о происхож- дении и значении государства и гражданского общества рассматривается в 3-м, заключи- тельном, вопросе данной темы.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.013 с.) |