Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести



Эстетические ценности, их значение. Термином «эстетика» (от греч. aisthetikos

— чувствующий, чувственный), немецкий философ ХУШ в. А. Баумгартен назвал отрасль

в философии - «науку о чувственном знании», изучающую художественную деятельность

людей (искусство) и сферу эстетического, как своеобразное проявление отношений красо-

ты между человеком и миром. У И. Канта, известного нам нем. философа ХУШ в., эстети-

ка характеризуется как наука о «правилах чувственности вообще», как низшая теория по-

знания, а у Г. В. Ф. Гегеля (нем.; Х1Х в.) эстетика предстала уже как «философия искус-

ства». В эстетике с глубокой древности основной является проблема прекрасного. Эсте-

тика возникла как учение о сущности мира и его освоении по законам красоты.

Красивые предметы и существа характеризуются соразмерностью и гармонично-

стью соотношения компонентов, их целесообразностью, слаженностью расположения и

функционирования в составе целого и взаимодействия с окружающими условиями. При-

рода безразлична к нашим суждениям о красоте. Все природные образования проходят

отбор на пригодность компонентов и целого предмета или существа к условиям существо-

вания и взаимодействия с другими предметами и существами. Поэтому, говоря словами

поэтов, «у природы нет плохой погоды, каждая погода благодать», также «нет безобразья в природе!…И кочи, и моховые болота и пни –всё хорошо под сиянием лунным, всюду родимую Русь узнаю…». Красивое, как гармонично сложенное и целесообразно функционирующее образование, существует объективно, независимо от человека.

Замечает красоту, чувствует красоту, вырабатывает представление о красивом и

безобразном человек. Именно он, по своей, человеческой мерке, оценивает природные

предметы и процессы, взаимоотношения людей между собой и с природой как красивые

или безобразные. Восприятие, переживание и познание прекрасного, как эстетические

моменты (компоненты) имеют место практически в любой деятельности человека, в любой области, привлекающей его внимание. Не случайно одно из почти утраченных толкований слова «Космос» – красивый. Т.е. гармоничный, соразмерный в компонентах мироздания и соотношения с ним как макрокосм(ос)ом человека как микрокосм(ос)а.

Образно и ярко эстетический момент проявляется в искусстве, как особом способе

отражения действительности в художественных образах, – отдельных, индивидуализиро-

ванных, и в то же время типичных явлениях, или лицах (персонажах, героях художествен-

ных произведений). Сила эстетического воздействия, притягательность художественного

образа во многом зависят от того, насколько он вызывает у людей не только мысли, но и

переживания, такие, как наслаждение, радость, потрясение, вплоть до катарсиса – очище-

ния от мелочного и суетного в обыденной жизни, что так высоко ценили уже в антично-

сти. Соответственно, одна из важнейших задач искусства – удовлетворение эстетической

потребности человека. Наслаждение прекрасным и возмущение, недовольство его антипо-

дом – безобразным, составляют важнейшие эстетические ценности.

Особенности эстетического отношения человека к действительности, эстетические

ценности, как особые проявления действительности в её восприятии человеком, изучает

эстетика. В последние десятилетия характеристика эстетики как «философии прекрасно-

го», или учения о прекрасном, признаётся недостаточным. Прекрасное является лишь од-

ной из эстетических ценностей, наряду с возвышенным и низменным, трагическим и ко-

мическим, иронией, юмором и т.д.

В ряде сочинений и пособий эстетику относят к науке. Вряд ли это правильно. В

качестве основания для отнесения эстетики к науке обычно принимается только логич-

ность изложения, внешне подобная научной форме выражения знаний. Но научное отра-

жение действительности существенно отличается от эстетического и от религиозного вос-

произведения сторон и отношений действительности. Эстетика является отраслью фило-

софии, допускающей создание картин действительности, или их фрагментов, с разных и

даже диаметрально противоположных позиций, что не присуще науке с её стремлением

постичь объективные законы бытия и их познания.

Эстетические ценности и выражающие их категории формируются определённой

эпохой, отражают неповторимое своеобразие времени, места и личности создателей эсте-

тических образов, воплощают их определённые настроения и взгляды. Эмоциональный

настрой, душевные переживания, воплощённые в художественных образах, вызывают от-

ветную волну чувств, вызывают гамму эмоций, нередко зовущих к действию по искорене-

нию зла и утверждению светлых, оптимистичных начал жизни. В этих особенностях – зна-

чимость и огромная притягательность для людей эстетических ценностей, позволяющих в

учебно-воспитательной работе целенаправленно формировать полноценный, разносторон-

ний духовный мир личности.

Наука, в отличие от философии и её подразделений (этики, эстетики…) характери-

зуется нацеленностью на воспроизведение объективных связей и отношений действитель-

ности, безразличных к эмоциональным переживаниям своих создателей. Науке присуща,

при сохранении имён первооткрывателей, бесстрастность языка законов, формул, графи-

ков и т.п. знаковых отображений. Они, как формы рациональности, выражают относитель-

но устойчивые связи и отношения действительности. Так, законы Архимеда, всемирного

тяготения Ньютона и т.д., могли быть открыты раньше или позже, этими или другими учё-

ными. Однако суть их от этого не меняется. В науке не так уж редки случаи одновремен-

ного открытия (напр., газовых законов Бойля-Мариотта, Менделеева-Клайперона, уравне-

ние Клайперона-Клаузиуса…), или повторного переоткрытия природных зависимостей

компонентов (напр., в начале ХХ века было переоткрыто прошедшее незамеченным со

второй половины Х1Х века открытие учёным-монахом Г. Менделем генетических «зако-

нов»). В отличие от научных работ, картины художников, книги писателей, сочинения

композиторов индивидуальны и неповторимы, хотя и ценятся за типичность образов, силу

их воздействия на эмоциональный (а не рациональный, как в науке) мир человека. Наука

своей объективностью и всеобщностью положений отличается и от религии, к характери-

стике которой мы перейдём в соответствии со второй частью рассматриваемого вопроса.

Религиозные ценности и свобода совести. В первой теме, начиная разбираться в

особенностях философии, мы отмечали, что религия (от лат. religio – набожность, святы-

ня, предмет культа) – исторически возникший тип мировоззрения, или форма обществен-

ного сознания. Своеобразие религии – в выделении двух миров (естественного, «посюсто-

роннего», земного мира и другого, - сверхъестественного, потустороннего, небесного) и

вера в сверхъестественное. Под сверхъестественным понимаются не подчиняющиеся

природным, естественным причинно-следственным зависимостям чудесные явления

(оживление умерших людей, мгновенные перемещения, вознесения и т.п.) и находящиеся

за пределами материального мира существа (Боги, ангелы, души…). С верой в сверхъесте-

ственное (существа и чудеса) связаны специфические для религии идеи и чувственно-

образные представления об абсолютных вечных ценностях, персонифицируемых в образах

Богов и других небесных существ (ангелов, чертей…), святых и угодников, в культе (по-

клонении святыням), обрядах и таинствах.

Появлению религии предшествовало, и долгое время существовало параллельно с

ней, мифологическое сознание. Ряд черт мифологического мировоззрения был ассимили-

рован первыми примитивными формами первобытных религий (магии, фетишизма, тоте-

мизма…). В свою очередь, религия как тип мировоззрения (или форма общественного соз-

нания) оказала влияние на формировавшуюся, генетически более поздно возникшую, фи-

лософию. Признание сверхъестественного мира роднит религию с философским идеа-

лизмом, также признающим сверхъестественное «первоначало» и «первопричину» мира.

Но в философии Бог или Боги признаются началом и основанием бытия мира в религиоз-

ных течениях (неотомизм, персонализм, русская религиозная философия…). Во многих

идеалистических философских учениях сверхъестественное основание бытия не Бог (Бо-

ги), а Мировая Воля, Разум, Добро, или субъективное «Я» человека, личностные свойства

и качества (ощущения, личная воля, и т.п.).

В философии господствует рациональное отношение к миру, в религиозном созна-

нии преобладают эмоциональные мироощущения и представления о мире, связываемые с

Божественным творением и промыслом. В отличие от философии, религия включает культ(поклонение святыням). Для современных религий характерно наличие церкви не как культового здания (им могла быть и первобытная пещера, и любая площадка с предметом

поклонения), а как организации священослужителей-клириков и верующих граждан-мирян (прихожан, паствы). В отличие от философского идеализма с его рациональностью, религия характеризуется преобладанием чувственно-наглядных представлений, нередко персонифицированных в чувственно-наглядных образах, изображаемых, например, у православных и католиков на иконах, настенной росписи храмов.

От Бога, разных небесных «чинов», от святых и угодников ожидают помощи в

земной жизни и райского блаженства после смерти, в жизни потусторонней. Специфиче-

ским представлениям о сверхъестественных существах, чудесах и их возможности влиять

на человека верующие придают характер вечных, абсолютных и высших ценностей. У ве-

рующих важнейшие религиозные ценности: Бог, небесные «чины» (серафимы, ангелы …),

святые, угодники, богопочитание, дарованное Богом Откровение, нравственные предпи-

сания и регламентации жизни («закон»), бессмертие души как продолжение жизни в веч-

ности, искупление, спасение, посмертное воздаяние. Ценность для верующих имеют рели-

гиозные обряды, таинства, праздники, богопочитание, как важнейшая обязанность, следо-

вание божественным установлениям, участие в жизни церковного объединения, религиоз-

ные символы и предметы культа. Вместе с религиозными представлениями и идеями они

составляют мир верующего, доставляющий ему комфортные условия удовлетворённости

обретённым смыслом жизни «в Боге», надеждой на бессмертие души и обретение райско-

го блаженства. Ценности, как видим, исключительные, но вызывающие сомнения у скеп-

тически настроенных лиц, уже в глубокой древности рассуждавших, что ещё никто из лю-

дей не вернулся с того света и не поведал о реальности земных надежд на потустороннюю

жизнь, являющуюся одной из высших религиозных ценностей.

Скептическое отношение к религии выражает позицию людей свободомыслящих,

неверующих и атеистов, полагающих, что религия как мировоззрение, или форма общест-

венного сознания, является иллюзорным представлением (З. Фрейд, ряд его последовате-

лей), фантастическим, превратным (К. Маркс, марксисты) отражением действительности в

головах людей. Различное отношение людей к религии, доходящее до альтернативности

(либо безоговорочное признание, либо решительное и безусловное отклонение религиоз-

ных святынь), проявляется и в истории представлений о свободе совести. Краткую харак-

теристику содержания понятий свободы и совести мы уже давали. Здесь отметим, что по-

нятие «совесть» означает наличие у человека внутренней саморегуляции, как ответствен-

ности за свои действия, способности оценивать свои замыслы и поступки, соотнося их с

принятыми в обществе и сознательно выбранными идеалами, нормами, которые принима-

ются в качестве критериев самооценки.

Понятие «свобода совести» относится к сферам этики и права; в общем плане оно

выражает возможность человека поступать в соответствии со своими убеждениями и

совестью, при гармонии отношений между самосознанием и действиями личности. В та-

ком широком толковании «свобода совести» может и не иметь отношения к религии, но

используется как устойчивое словосочетание (из двух слов) чаще всего при рассмотрении

вопросов религиозной проблематики. Почему? Дело в том, что вопросами о нормах пове-

дения, нравственности раньше, в прошлом (в России – до Октябрьской революции 1917

года) ведала церковь. Нравственные нормы долгое время казались неразрывно связанны-

ми с религией. Для верующих такое представление остаётся непререкаемым и поныне, хо-

тя высокая нравственная позиция и ответственность человека могут и не иметь непосред-

ственной связи с религией.

Во времена буржуазных революций ХУШ-Х1Х вв. протест против засилья церкви,

ставшей в ряде стран государственной, вылился в разные формы борьбы за свободу совес-

ти, которая в тех условиях могла означать лишь возможность выбора и перемены религии.

Ведя борьбу за власть, буржуазия выступала и за отделение церкви от государства, что

создавало лишь условия для свободы вероисповедания, т.е. религиозной свободы, не

больше. Всё же буржуазное понимание свободы совести было шагом вперёд на пути

идущих процессов секуляризации (высвобождения граждан и общественных структур из-

под религиозного влияния).

В царской России выделялась господствующая религия (православие), религии

терпимые (католицизм, отдельные секты) и официально не признаваемые, а потому пре-

следуемые и гонимые (секты неортодоксального толка…). В паспортах, анкетах заполня-

лась графа о принадлежности к религиозному вероисповеданию. Неверующие считались

людьми «второго сорта», а то и вовсе неблагонадёжными. Такое дискриминационное раз-

деление граждан по религиозному признаку было преодолено в ходе революций 1917 года

(февральской и октябрьской). Каждый получил возможность быть верующим или неве-

рующим, исполнять или не исполнять религиозные обряды. Специальным декретом Со-

ветского правительства (от 23 января 1918 г.) церковь была отделена от государства, а

школа – от церкви. В соответствии с новыми законами было отменено преподавание «за-

кона божьего» во всех учебных заведениях. При этом каждый желающий мог изучать ре-

лигию частным образом. Церковь перестала быть частью государственного аппарата: пре-

кращалось финансирование церкви и содержание священнослужителей за счёт государст-

ва. Гражданской власти была передана запись актов о рождении, браке, смерти. Были от-

менены религиозные церемонии в государственных и общественных учреждениях, рели-

гиозная клятва и присяга.

В последующие годы были приняты постановления (от 8 апр. 1929 г. и др.) прави-

тельства (Совнаркома, потом – Совмина) о религиозных объединениях. Они определяли

невмешательство государства в каноническую и догматическую деятельность церкви и

возможность объединения верующих в религиозные общества или группы для удовлетво-

рения их религиозных потребностей. Религиозным объединениям не предоставлялось пра-

во выполнять функции, входившие в ведение государственных и светских общественных

организаций. Новое законодательство о культах обеспечивало выполнение конституцион-

ных гарантий свободы совести, включавших возможность верующим объединяться и от-

правлять свои религиозные потребности, а неверующим и атеистам – пропагандировать

свои взгляды. Формальное равенство законных возможностей для верующих и неверую-

щих, однако, нередко осложнялось бюрократическими задержками регистрации религи-

озных обществ и групп, неявным, но ощутимым неофициальным противодействием реа-

лизации верующими своих законных, гарантированных тогдашней советской Конституци-

ей, прав на свободу совести.

В годы перестройки, особенно заметно с 1990-х годов, положение в отношении к

религии и церкви стало меняться. В законодательных актах постсоветской России было

введено положение о возможности распространения (пропаганды) религиозных и иных

взглядов, не содержащих угрозы существующему строю и не ведущих к нарушению при-

нятых государственными структурами правовых норм. Однако, на волне перестройки и

проводимых реформ обозначился, в отношении реализации свободы совести, крен в сто-

рону неявного расширения религиозного воздействия церкви на граждан, превышающего

Конституционные нормы. Чтобы иметь возможность судить о гарантиях свободы совести

и её осуществлении в нынешней России, приведём выдержки из некоторых правовых до-

кументов, определяющих права граждан на осуществление свободы совести, а также – особенности и границы взаимодействия церкви и государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.053 с.)