Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления об идеале человека в различных культурахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
П ре дс та вл ен ияос ов ер ше нн омч ел ов ек е вр аз ли чн ыхк ул ьт ур ах. Совершенный человек является идеалом-образом, который может служить образцом безукоризненной нравственности и действий, имеет высокие стремления и социально значимые цели, поло- жительные личные качества (добр, отзывчив, готов придти на помощь и т.д.). Встречается ли совершенный человек в реальной жизни живых людей? Вероятно, если да, то очень, очень редко. Не случайно Л. Фейербах (нем.; Х1Х в.) представил процесс возникновения религии как реализацию потребности иметь идеал совершенства. Этот идеал образуется путём выделения лучших качеств отдельных людей, их отчуждением и перенесением в со- бирательный образ Бога, как воплощение совершенства и образец подражания для земных грешных людей. Положительный идеал всегда привлекал людей, принимая черты, отличавшиеся по выражению совершенства в разные исторические периоды и у разных народов. Идеал ме- нялся исторически, во времени, и территориально, по разным регионам. Абстрактные чер- ты вневременного, вечного и абсолютного совершенства воплощались в образах могучих и праведных сверхъестественных Богов местных и мировых религий. Учитывая сказанное об исторически меняющихся идеалах, мы можем воспроизвести основные представления о совершенном человеке, опираясь на историко-философский материал, при изложении ко- торого отмечались различия в представлениях об идеале человека. В интеллектуальной жизни, или –духовной культуре Древнего мира, как мы отмечали, центральной была идея космоцентризма с представлениями о человеке-микрокосме, кото- рый должен гармонировать с макрокосмом-Вселенной. На Востоке веками, на протяжении трёх-четырёх тысяч лет, существуют «традиционные» общества, отличающиеся от дина- мичных техногенных обществ Запада (В.С. Степин; работы 1990-е гг.). Традиционные вос- точные общества имеют устойчивые особенности проявлений культуры, связанные с ре- лигиозно-этическими учениями местных религий (напр., в Индии и прилегающих районах –брахманизма, индуизма, джайнизма). С У1 –У вв. до н.э. широкое распространение в Индии, Китае, и позже (с У1-УП вв.) –в Японии получил буддизм, впитавший ряд тра- диционных представлений (напр., о реинкарнации –переселении душ в другие тела, о воз- даянии за поступки), и, в свою очередь, оказавший заметное влияние на представления ин- дуизма, даосизма, синтоизм –местных религий Индии, Китая, Японии. Буддизм стал одной из мировых религий, распространённых в Индии, Китае, Япо- нии. Он имеет приверженцев в странах Средней Азии, и, преимущественно в форме лама- изма в России –в Бурятии, Калмыкии, Туве. Буддизм учит избавлению от страданий, осо- бенно тягостных при череде бесконечных перерождений (после смерти) в соответствии с проявленными при жизни добродетелями. Праведная жизнь по пути спасения способна привести к прекращению страданий, завершить перерождения (сансара) освобождением от них (мокша). С распространением буддизма идеалом традиционных восточных обществ становится д ос ти же ни е н ир ва ны–блаженного (и малопонятного европейцу) состояния между жизнью и смертью, когда наступает полный покой, освобождённость от внешнего мира, полная удовлетворённость и самодостаточность. В Древней Греции образцом совершенного человека становится мудрец, д ос ти гш ий состояния а та ра кс ии(греч. ataraxia - невозмутимость). Учение о достигаемой при жизни атараксии –душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности, развивали древнегреческие атомисты, представители стоицизма, скептицизма. В Др. мире не прово- дили разделения на субъект и объект познания и действия. Поэтому считалось естествен- ным, что мудрец, в соответствии с идеей космоцентризма (одно из значений слова «кос- мос» - красота, понятая как гармония человека и мира, страсти и рождавшегося рациона- лизма) мог быть великолепным спортсменом, чемпионом Олимпийских игр. Представление о мудреце, не волнуемом страстями, текущими заботами, отрешён- ном от мелочей повседневной жизни получило широкое распространение. Древняя Греция оказала огромное влияние на развитие стран Европы и Азии, особенно в эллинском мире и культуре, которые начинаются с завоеваний Александра Македонского в 1У в. до н.э. и длятся до последней трети 1 в. до н.э., когда Рим подчинил Египет. Одним из путей очи- щения от повседневных забот и возвышения над повседневностью было переживание ка- тарсиса (греч. katharsis —очищение). В «Поэтике» Аристотеля (1У в. до н.э.) понятие к а- т ар си с обозначало цель трагедии –очистить дух при помощи страха и страдания. Много веков спустя известный основатель психоанализа З. Фрейд (нем.; 1856-1939) словом «ка- тарсис» назвал один из методов психотерапии. В средние века, в эпоху феодализма, как мы знаем, в интеллектуальной жизни гос- подствовал теоцентризм. Он ориентировал на принятие абсолютных и вечных ценностей религиозного сознания, выраженных, в частности, в понятиях, раскрывающих сущность теоцентризма (креационизм, провиденциализм, откровение, спасение, эсхатологизм и др. – см. материалы историко-философского введения в первой части пособия). Идеалом стано- вится Бог и устремлённость к обретению Божественной благодати. Вс ре дн иев ек а, в рели- гиозной культуре, с ов ер ше нн ымс чи та ет сяч ел ов ек ц ел ик омп ос вя ти вш ийс еб я с лу же ни ю Б ог у. Таким мог быть монах, ведущий аскетическую жизнь и через умерщвление или пре- одоление соблазнов греховной плоти достигающий святости. Образы святых и угодников, совершавших подвиги отречения от мирской жизни (напр. Нила-столпника, именем кото- рого назван монастырь на Селигере; Серафима Саровского и др.) широко пропагандиро- вались и принимались в качестве образцов для мирян в досоветской России. С оживлени- ем интереса к религии в постсоветский период идеалы святости и служения Богу вновь по- лучили широкое распространение среди верующих, хотя со светской, мирской, точки зре- ния эти идеалы удалены от реалий живой жизни. В период Возрождения, в ренессансной культуре, подчинение человека Богу отхо- дит на второй план, а в центре оказывается Человек с его телесной красотой и устремлён- ностью к прекрасному и совершенному, связываемому, конечно, с Богом. Выдающиеся деятели этого периода на новом витке общественных изменений соединили в себе разно- сторонние дарования и устремления, были художниками, скульптурами, инженерами На- пример, Леанардо да Винчи, в дополнение к перечисленным сторонам деятельности, про- водил ещё работы по оптике, анатомии, ботанике, палеонтологии, конструированию лета- тельных аппаратов. Галилео Галилей (1564-1642), время творчества которого завершает Возрождение и открывает период Нового времени, был не только выдающимся математи- ком, физиком, астрономом, но и сочинял пьесы. В соответствии с эпохальными измене- ниями в европейском сознании, распространяется идея секуляризации, - высвобождения человека из-под религиозной опёки. И де алВ оз ро жд ен ия –это с о ве рш ен ны й у ни ве рс ал ь- н ый «ре не сс ан сн ый» ч ел ов ек Идеал Возрождения представал не только в гигантских по масштабам дарований и творчества фигурах выдающихся представителей, но и в мечтаниях о новом обществе со- циальной справедливости. В утопических мечтаниях о таком обществе неравенство людей преодолевалось на основе общественной собственности и совместно организованной жиз- ни в отдельно взятых объединениях на острове Утопия Т. Мора, или городе (точнее был бы перевод «граде» - государстве) Солнца Т. Кампанеллы. Страстные мечтания утопистов о лучшей жизни стимулировали разработку марксистских представлений о будущем ком- мунистическом обществе. Неудавшаяся попытка его осуществления, занявшая более 70 лет, была предпринята в советской России (1917-1990-е годы). В Новое время и эпоху Просвещения (ХУП-ХУШ вв.) победно шествует дух пред- принимательства и конкуренции распространяющегося капиталистического способа про- изводства. От прежнего феодального общества сохраняется представление о чести и дос- тоинстве, но оно всё более подчиняется идее успеха и победы над конкурентами в борьбе за лидерство в производстве, богатстве, утверждении себя господами жизни. На первое место выдвигаются деловые качества и высокая образованность. Прежние представления о роли знатного происхождения, дворянской чести, изящных манерах уходят на периферию сознания. Попробуйте представить всем известного Д”Артаньяна и трёх его друзей- мушкетёров с бухгалтерскими счетами в руках, подсчитывающими выгоды от виноделия или всего имения. Это вызовет лишь улыбку. Но приходилось обучаться счёту и добыва- нию денег не королевскими подачками, а налаженным и прибыльным производством. Де- визом Просвещения стало изречение «Умей пользоваться собственным умом». В Англии эпохи просвещения заметной становится фигура нового типа –дворяни- на, занявшегося предпринимательством. (В Англии наследником имения мог быть стар- ший сын. Остальные, имея фамильный титул, могли что-то иметь и от наследства по доб- рой воле старшего сына-наследника). Практически, полученное в семье родителей тради- ционное дворянское воспитание должно было дополняться деятельностью по обеспечению своего места «под солнцем». Такой новый тип активного коммерческого деятеля с утон- ченными и традиционными дворянскими навыками вежливости получил название джен- тельмена. В немецком Просвещении идеал человека оказался связанным связан с бюргер- ством (нем. Bűger –горожанин, городской житель, мещанин). Их невысокое положение по сравнению с дворянско-юнкерским высшим обществом вынуждало компенсировать сознание своей неполноценности представлениями о внимания к человеку, переросшему в Х1Х веке в идеи «философии жизни» в направлении, связанном с взглядами Ф. Ницше о сверхчеловеке. В России деятели Просвещения (Н.И. Новиков, Н.А. Радищев) ратовали за освобождение от крепостного гнёта. Идеалом общественного устройства в ряде европей- ских стран провозглашалась просвещённая монархия (просвещённый абсолютизм). С ов ер ше нн ыйч ел ов ек Нового времени, это «хозяин жизни» – д ел ов ой п ро св ещ ён н ыйиу сп еш ны й п ре дп ри ни ма те ль п об еж да ющ ийк он ку ре нт ов Пафос Просвещения вы- разил Г. Лейбниц (нем.; 1646-1716) формулой о том, что мы живём «в лучшем из лучших миров», а И. Кант (нем.; 1724-1804) характеризовал Просвещение как выход человека из состояния своего несовершеннолетия. В Х1Х - ХХ вв. представления о совершенном человеке формируются в ряде уче- ний. Деловой настрой на успех и победу в конкурентной борьбе получил отражение в представлениях позитивизма о мире как потоке сознания, который можно менять, в част- ности через образование (просвещение), и в прагматизме, в учении об истине как пользе. В своём победном шествии капитализм не желал считаться с деликатными представления- ми о чести и совести, долге и порядочности. Значение имело получение прибыли, «чисто- ган». Соответственно этому, и де алп ер ио дау тв ер жд ен ияир ас пр ос тр ан ен ияк ап ит ал из ма –ч ел ов екд ел ов ой «бе з с ан ти ме нт ов», ж ёс тк ийвб ор ьб е ск он ку ре нт ам и иу да чл ив ыйв б из не се В философии получил распространение иррационализм. Один из его представи- телей, А. Шопенгауэр (нем.; 1788-1860) выдвинул положение о том, что мы, вопреки ут- верждению Г. Лейбница, отразившему романтику Просвещения, живём не в лучшем, в худшем мире. Конечно, и в Новое время мечты и надежды людей на позитивные измене- ния в жизни не исчезли. Они получили выражение в религиозных учениях неотомизма, персонализма, в русской религиозной философии. В них представления о совершенном мире и человеке связываются с идеей сверхъестественного покровительства Бога почи- тающим его верующим. Своеобразные концепции человека, в которых отразился протест против капиталистических форм получения прибылей, попирающих принципы гуманно- сти, разрабатывались в философской антропологии, «философии жизни», в экзистенциа- лизме (см. 1-ю часть, историко-философский обзор). Протест против эксплуатации и об- нищания трудящихся, лишавшихся нормальных условий жизни, выразил марксизм (сере- дина и вторая половина Х1Х века). В марксизме идея отчуждения (человека от произведённых им продуктов, человека от его человеческой сущности и т.д.) вела к выводу о необходимости насильственного слома государства, как орудия угнетения и эксплуатации собственниками трудящегося большинства. С середины Х1Х в. и примерно до середины ХХ в., до развёртывания науч- но-технической революции (НТР), марксистское учение выражало чаяния миллионов уг- нетенных и эксплуатируемых трудящихся. Вм ар кс из ме (вторая половина Х1Х-ХХ вв.) со- в ер ше нн ыйч ел ов ек–р ев ол юц ио не р, б ор ецз а с пр ав ед ли во ст ь ис ча ст ьет ру дя щи хс я г от о- в ыйо тд ат ь ж из ньз а п ри бл иж ен иес ве тл ог о к ом му ни ст ич ес ко гоб уд ущ ег о. В социали- стической идеологии (напомним, что В.Т.И. Ленин дополнил ортодоксальный марксизм представлением о социализме как первой фазе коммунизма) было немало положительного, утверждавшего приоритеты производительного труда, как дело чести, доблести и герой- ства, требовавшего соблюдения высоких нравственных норм «строителя коммунистиче- ского общества». Однако, излишняя догматизация марксистских идей о конфронтации ан- тагонистических классов, насильственном ниспровержении капиталистического общества, потерявших актуальность в период развёртывания НТР, привели к потере притягательно- сти идеи будущего коммунистического общества и образа нового совершенного человека, как воплощении всех позитивных качеств в облике строителя коммунизма. В постсоветской России, с конца ХХ в и в ХХ1 в. возник идеал «нового русского», являющийся отечественным воплощением образа предпринимателя и удачливого бизнес- мена капиталистического общественно-экономического уклада. Для молодых людей в нём есть позитивные стороны: собственность, как мерило положения в обществе (даже моло- дые девушки в газетных объявлениях обещают все мыслимые наслаждения за спонсор- скую поддержку). Но в обществе живы идеалы совершенного человека, ищущего справед- ливости в служении Богу, или людям, когда выбор специальности учителя всё ещё опреде- ляется побуждением «сеять разумное, доброе, вечное». Неплохо было бы, чтобы ещё, кроме некрасовского сердечного «Спасибо», служение людям педагогов, врачей, слу- жащих, ныне относимых к категории бюджетников, и военнослужащих дополнялось дос- тойным вознаграждением за труд.__
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.90 (0.011 с.) |