Представления об идеале человека в различных культурах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представления об идеале человека в различных культурах



 

П ре дс та вл ен ияос ов ер ше нн омч ел ов ек е вр аз ли чн ыхк ул ьт ур ах. Совершенный

человек является идеалом-образом, который может служить образцом безукоризненной

нравственности и действий, имеет высокие стремления и социально значимые цели, поло-

жительные личные качества (добр, отзывчив, готов придти на помощь и т.д.). Встречается

ли совершенный человек в реальной жизни живых людей? Вероятно, если да, то очень,

очень редко. Не случайно Л. Фейербах (нем.; Х1Х в.) представил процесс возникновения

религии как реализацию потребности иметь идеал совершенства. Этот идеал образуется

путём выделения лучших качеств отдельных людей, их отчуждением и перенесением в со-

бирательный образ Бога, как воплощение совершенства и образец подражания для земных

грешных людей.

Положительный идеал всегда привлекал людей, принимая черты, отличавшиеся по

выражению совершенства в разные исторические периоды и у разных народов. Идеал ме-

нялся исторически, во времени, и территориально, по разным регионам. Абстрактные чер-

ты вневременного, вечного и абсолютного совершенства воплощались в образах могучих

и праведных сверхъестественных Богов местных и мировых религий. Учитывая сказанное

об исторически меняющихся идеалах, мы можем воспроизвести основные представления о

совершенном человеке, опираясь на историко-философский материал, при изложении ко-

торого отмечались различия в представлениях об идеале человека.

В интеллектуальной жизни, или –духовной культуре Древнего мира, как мы отмечали,

центральной была идея космоцентризма с представлениями о человеке-микрокосме, кото-

рый должен гармонировать с макрокосмом-Вселенной. На Востоке веками, на протяжении

трёх-четырёх тысяч лет, существуют «традиционные» общества, отличающиеся от дина-

мичных техногенных обществ Запада (В.С. Степин; работы 1990-е гг.). Традиционные вос-

точные общества имеют устойчивые особенности проявлений культуры, связанные с ре-

лигиозно-этическими учениями местных религий (напр., в Индии и прилегающих районах

–брахманизма, индуизма, джайнизма). С У1 –У вв. до н.э. широкое распространение

в Индии, Китае, и позже (с У1-УП вв.) –в Японии получил буддизм, впитавший ряд тра-

диционных представлений (напр., о реинкарнации –переселении душ в другие тела, о воз-

даянии за поступки), и, в свою очередь, оказавший заметное влияние на представления ин-

дуизма, даосизма, синтоизм –местных религий Индии, Китая, Японии.

Буддизм стал одной из мировых религий, распространённых в Индии, Китае, Япо-

нии. Он имеет приверженцев в странах Средней Азии, и, преимущественно в форме лама-

изма в России –в Бурятии, Калмыкии, Туве. Буддизм учит избавлению от страданий, осо-

бенно тягостных при череде бесконечных перерождений (после смерти) в соответствии с

проявленными при жизни добродетелями. Праведная жизнь по пути спасения способна

привести к прекращению страданий, завершить перерождения (сансара) освобождением от

них (мокша). С распространением буддизма идеалом традиционных восточных обществ

становится д ос ти же ни е н ир ва ны–блаженного (и малопонятного европейцу) состояния

между жизнью и смертью, когда наступает полный покой, освобождённость от внешнего

мира, полная удовлетворённость и самодостаточность.

В Древней Греции образцом совершенного человека становится мудрец, д ос ти гш ий состояния а та ра кс ии(греч. ataraxia - невозмутимость). Учение о достигаемой при жизни

атараксии –душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности, развивали

древнегреческие атомисты, представители стоицизма, скептицизма. В Др. мире не прово-

дили разделения на субъект и объект познания и действия. Поэтому считалось естествен-

ным, что мудрец, в соответствии с идеей космоцентризма (одно из значений слова «кос-

мос» - красота, понятая как гармония человека и мира, страсти и рождавшегося рациона-

лизма) мог быть великолепным спортсменом, чемпионом Олимпийских игр.

Представление о мудреце, не волнуемом страстями, текущими заботами, отрешён-

ном от мелочей повседневной жизни получило широкое распространение. Древняя Греция

оказала огромное влияние на развитие стран Европы и Азии, особенно в эллинском мире и

культуре, которые начинаются с завоеваний Александра Македонского в 1У в. до н.э. и

длятся до последней трети 1 в. до н.э., когда Рим подчинил Египет. Одним из путей очи-

щения от повседневных забот и возвышения над повседневностью было переживание ка-

тарсиса (греч. katharsis —очищение). В «Поэтике» Аристотеля (1У в. до н.э.) понятие к а-

т ар си с обозначало цель трагедии –очистить дух при помощи страха и страдания. Много

веков спустя известный основатель психоанализа З. Фрейд (нем.; 1856-1939) словом «ка-

тарсис» назвал один из методов психотерапии.

В средние века, в эпоху феодализма, как мы знаем, в интеллектуальной жизни гос-

подствовал теоцентризм. Он ориентировал на принятие абсолютных и вечных ценностей

религиозного сознания, выраженных, в частности, в понятиях, раскрывающих сущность

теоцентризма (креационизм, провиденциализм, откровение, спасение, эсхатологизм и др. – см. материалы историко-философского введения в первой части пособия). Идеалом стано-

вится Бог и устремлённость к обретению Божественной благодати. Вс ре дн иев ек а, в рели-

гиозной культуре, с ов ер ше нн ымс чи та ет сяч ел ов ек ц ел ик омп ос вя ти вш ийс еб я с лу же ни ю

Б ог у. Таким мог быть монах, ведущий аскетическую жизнь и через умерщвление или пре-

одоление соблазнов греховной плоти достигающий святости. Образы святых и угодников,

совершавших подвиги отречения от мирской жизни (напр. Нила-столпника, именем кото-

рого назван монастырь на Селигере; Серафима Саровского и др.) широко пропагандиро-

вались и принимались в качестве образцов для мирян в досоветской России. С оживлени-

ем интереса к религии в постсоветский период идеалы святости и служения Богу вновь по-

лучили широкое распространение среди верующих, хотя со светской, мирской, точки зре-

ния эти идеалы удалены от реалий живой жизни.

В период Возрождения, в ренессансной культуре, подчинение человека Богу отхо-

дит на второй план, а в центре оказывается Человек с его телесной красотой и устремлён-

ностью к прекрасному и совершенному, связываемому, конечно, с Богом. Выдающиеся

деятели этого периода на новом витке общественных изменений соединили в себе разно-

сторонние дарования и устремления, были художниками, скульптурами, инженерами На-

пример, Леанардо да Винчи, в дополнение к перечисленным сторонам деятельности, про-

водил ещё работы по оптике, анатомии, ботанике, палеонтологии, конструированию лета-

тельных аппаратов. Галилео Галилей (1564-1642), время творчества которого завершает

Возрождение и открывает период Нового времени, был не только выдающимся математи-

ком, физиком, астрономом, но и сочинял пьесы. В соответствии с эпохальными измене-

ниями в европейском сознании, распространяется идея секуляризации, - высвобождения

человека из-под религиозной опёки. И де алВ оз ро жд ен ия –это с о ве рш ен ны й у ни ве рс ал ь-

н ый «ре не сс ан сн ый» ч ел ов ек

Идеал Возрождения представал не только в гигантских по масштабам дарований и

творчества фигурах выдающихся представителей, но и в мечтаниях о новом обществе со-

циальной справедливости. В утопических мечтаниях о таком обществе неравенство людей

преодолевалось на основе общественной собственности и совместно организованной жиз-

ни в отдельно взятых объединениях на острове Утопия Т. Мора, или городе (точнее был

бы перевод «граде» - государстве) Солнца Т. Кампанеллы. Страстные мечтания утопистов

о лучшей жизни стимулировали разработку марксистских представлений о будущем ком-

мунистическом обществе. Неудавшаяся попытка его осуществления, занявшая более 70

лет, была предпринята в советской России (1917-1990-е годы).

В Новое время и эпоху Просвещения (ХУП-ХУШ вв.) победно шествует дух пред-

принимательства и конкуренции распространяющегося капиталистического способа про-

изводства. От прежнего феодального общества сохраняется представление о чести и дос-

тоинстве, но оно всё более подчиняется идее успеха и победы над конкурентами в борьбе

за лидерство в производстве, богатстве, утверждении себя господами жизни. На первое

место выдвигаются деловые качества и высокая образованность. Прежние представления о

роли знатного происхождения, дворянской чести, изящных манерах уходят на периферию

сознания. Попробуйте представить всем известного Д”Артаньяна и трёх его друзей-

мушкетёров с бухгалтерскими счетами в руках, подсчитывающими выгоды от виноделия

или всего имения. Это вызовет лишь улыбку. Но приходилось обучаться счёту и добыва-

нию денег не королевскими подачками, а налаженным и прибыльным производством. Де-

визом Просвещения стало изречение «Умей пользоваться собственным умом».

В Англии эпохи просвещения заметной становится фигура нового типа –дворяни-

на, занявшегося предпринимательством. (В Англии наследником имения мог быть стар-

ший сын. Остальные, имея фамильный титул, могли что-то иметь и от наследства по доб-

рой воле старшего сына-наследника). Практически, полученное в семье родителей тради-

ционное дворянское воспитание должно было дополняться деятельностью по обеспечению

своего места «под солнцем». Такой новый тип активного коммерческого деятеля с утон-

ченными и традиционными дворянскими навыками вежливости получил название джен-

тельмена. В немецком Просвещении идеал человека оказался связанным связан с бюргер-

ством (нем. Bűger –горожанин, городской житель, мещанин). Их невысокое положение

по сравнению с дворянско-юнкерским высшим обществом вынуждало компенсировать

сознание своей неполноценности представлениями о внимания к человеку, переросшему в

Х1Х веке в идеи «философии жизни» в направлении, связанном с взглядами Ф. Ницше о

сверхчеловеке. В России деятели Просвещения (Н.И. Новиков, Н.А. Радищев) ратовали за

освобождение от крепостного гнёта. Идеалом общественного устройства в ряде европей-

ских стран провозглашалась просвещённая монархия (просвещённый абсолютизм).

С ов ер ше нн ыйч ел ов ек Нового времени, это «хозяин жизни» – д ел ов ой п ро св ещ ён

н ыйиу сп еш ны й п ре дп ри ни ма те ль п об еж да ющ ийк он ку ре нт ов Пафос Просвещения вы-

разил Г. Лейбниц (нем.; 1646-1716) формулой о том, что мы живём «в лучшем из лучших

миров», а И. Кант (нем.; 1724-1804) характеризовал Просвещение как выход человека из

состояния своего несовершеннолетия.

В Х1Х - ХХ вв. представления о совершенном человеке формируются в ряде уче-

ний. Деловой настрой на успех и победу в конкурентной борьбе получил отражение в

представлениях позитивизма о мире как потоке сознания, который можно менять, в част-

ности через образование (просвещение), и в прагматизме, в учении об истине как пользе.

В своём победном шествии капитализм не желал считаться с деликатными представления-

ми о чести и совести, долге и порядочности. Значение имело получение прибыли, «чисто-

ган». Соответственно этому, и де алп ер ио дау тв ер жд ен ияир ас пр ос тр ан ен ияк ап ит ал из ма –ч ел ов екд ел ов ой «бе з с ан ти ме нт ов», ж ёс тк ийвб ор ьб е ск он ку ре нт ам и иу да чл ив ыйв б из не се В философии получил распространение иррационализм. Один из его представи-

телей, А. Шопенгауэр (нем.; 1788-1860) выдвинул положение о том, что мы, вопреки ут-

верждению Г. Лейбница, отразившему романтику Просвещения, живём не в лучшем, в

худшем мире. Конечно, и в Новое время мечты и надежды людей на позитивные измене-

ния в жизни не исчезли. Они получили выражение в религиозных учениях неотомизма,

персонализма, в русской религиозной философии. В них представления о совершенном

мире и человеке связываются с идеей сверхъестественного покровительства Бога почи-

тающим его верующим. Своеобразные концепции человека, в которых отразился протест

против капиталистических форм получения прибылей, попирающих принципы гуманно-

сти, разрабатывались в философской антропологии, «философии жизни», в экзистенциа-

лизме (см. 1-ю часть, историко-философский обзор). Протест против эксплуатации и об-

нищания трудящихся, лишавшихся нормальных условий жизни, выразил марксизм (сере-

дина и вторая половина Х1Х века).

В марксизме идея отчуждения (человека от произведённых им продуктов, человека

от его человеческой сущности и т.д.) вела к выводу о необходимости насильственного

слома государства, как орудия угнетения и эксплуатации собственниками трудящегося

большинства. С середины Х1Х в. и примерно до середины ХХ в., до развёртывания науч-

но-технической революции (НТР), марксистское учение выражало чаяния миллионов уг-

нетенных и эксплуатируемых трудящихся. Вм ар кс из ме (вторая половина Х1Х-ХХ вв.) со-

в ер ше нн ыйч ел ов ек–р ев ол юц ио не р, б ор ецз а с пр ав ед ли во ст ь ис ча ст ьет ру дя щи хс я г от о-

в ыйо тд ат ь ж из ньз а п ри бл иж ен иес ве тл ог о к ом му ни ст ич ес ко гоб уд ущ ег о. В социали-

стической идеологии (напомним, что В.Т.И. Ленин дополнил ортодоксальный марксизм

представлением о социализме как первой фазе коммунизма) было немало положительного,

утверждавшего приоритеты производительного труда, как дело чести, доблести и герой-

ства, требовавшего соблюдения высоких нравственных норм «строителя коммунистиче-

ского общества». Однако, излишняя догматизация марксистских идей о конфронтации ан-

тагонистических классов, насильственном ниспровержении капиталистического общества,

потерявших актуальность в период развёртывания НТР, привели к потере притягательно-

сти идеи будущего коммунистического общества и образа нового совершенного человека,

как воплощении всех позитивных качеств в облике строителя коммунизма.

В постсоветской России, с конца ХХ в и в ХХ1 в. возник идеал «нового русского»,

являющийся отечественным воплощением образа предпринимателя и удачливого бизнес-

мена капиталистического общественно-экономического уклада. Для молодых людей в нём

есть позитивные стороны: собственность, как мерило положения в обществе (даже моло-

дые девушки в газетных объявлениях обещают все мыслимые наслаждения за спонсор-

скую поддержку). Но в обществе живы идеалы совершенного человека, ищущего справед-

ливости в служении Богу, или людям, когда выбор специальности учителя всё ещё опреде-

ляется побуждением «сеять разумное, доброе, вечное». Неплохо было бы, чтобы ещё,

кроме некрасовского сердечного «Спасибо», служение людям педагогов, врачей, слу-

жащих, ныне относимых к категории бюджетников, и военнослужащих дополнялось дос-

тойным вознаграждением за труд.__

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.049 с.)