Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления об идеале человека в различных культурахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
П ре дс та вл ен ияос ов ер ше нн омч ел ов ек е вр аз ли чн ыхк ул ьт ур ах. Совершенный человек является идеалом-образом, который может служить образцом безукоризненной нравственности и действий, имеет высокие стремления и социально значимые цели, поло- жительные личные качества (добр, отзывчив, готов придти на помощь и т.д.). Встречается ли совершенный человек в реальной жизни живых людей? Вероятно, если да, то очень, очень редко. Не случайно Л. Фейербах (нем.; Х1Х в.) представил процесс возникновения религии как реализацию потребности иметь идеал совершенства. Этот идеал образуется путём выделения лучших качеств отдельных людей, их отчуждением и перенесением в со- бирательный образ Бога, как воплощение совершенства и образец подражания для земных грешных людей. Положительный идеал всегда привлекал людей, принимая черты, отличавшиеся по выражению совершенства в разные исторические периоды и у разных народов. Идеал ме- нялся исторически, во времени, и территориально, по разным регионам. Абстрактные чер- ты вневременного, вечного и абсолютного совершенства воплощались в образах могучих и праведных сверхъестественных Богов местных и мировых религий. Учитывая сказанное об исторически меняющихся идеалах, мы можем воспроизвести основные представления о совершенном человеке, опираясь на историко-философский материал, при изложении ко- торого отмечались различия в представлениях об идеале человека. В интеллектуальной жизни, или –духовной культуре Древнего мира, как мы отмечали, центральной была идея космоцентризма с представлениями о человеке-микрокосме, кото- рый должен гармонировать с макрокосмом-Вселенной. На Востоке веками, на протяжении трёх-четырёх тысяч лет, существуют «традиционные» общества, отличающиеся от дина- мичных техногенных обществ Запада (В.С. Степин; работы 1990-е гг.). Традиционные вос- точные общества имеют устойчивые особенности проявлений культуры, связанные с ре- лигиозно-этическими учениями местных религий (напр., в Индии и прилегающих районах –брахманизма, индуизма, джайнизма). С У1 –У вв. до н.э. широкое распространение в Индии, Китае, и позже (с У1-УП вв.) –в Японии получил буддизм, впитавший ряд тра- диционных представлений (напр., о реинкарнации –переселении душ в другие тела, о воз- даянии за поступки), и, в свою очередь, оказавший заметное влияние на представления ин- дуизма, даосизма, синтоизм –местных религий Индии, Китая, Японии. Буддизм стал одной из мировых религий, распространённых в Индии, Китае, Япо- нии. Он имеет приверженцев в странах Средней Азии, и, преимущественно в форме лама- изма в России –в Бурятии, Калмыкии, Туве. Буддизм учит избавлению от страданий, осо- бенно тягостных при череде бесконечных перерождений (после смерти) в соответствии с проявленными при жизни добродетелями. Праведная жизнь по пути спасения способна привести к прекращению страданий, завершить перерождения (сансара) освобождением от них (мокша). С распространением буддизма идеалом традиционных восточных обществ становится д ос ти же ни е н ир ва ны–блаженного (и малопонятного европейцу) состояния между жизнью и смертью, когда наступает полный покой, освобождённость от внешнего мира, полная удовлетворённость и самодостаточность. В Древней Греции образцом совершенного человека становится мудрец, д ос ти гш ий состояния а та ра кс ии(греч. ataraxia - невозмутимость). Учение о достигаемой при жизни атараксии –душевном спокойствии, безмятежности как высшей ценности, развивали древнегреческие атомисты, представители стоицизма, скептицизма. В Др. мире не прово- дили разделения на субъект и объект познания и действия. Поэтому считалось естествен- ным, что мудрец, в соответствии с идеей космоцентризма (одно из значений слова «кос- мос» - красота, понятая как гармония человека и мира, страсти и рождавшегося рациона- лизма) мог быть великолепным спортсменом, чемпионом Олимпийских игр. Представление о мудреце, не волнуемом страстями, текущими заботами, отрешён- ном от мелочей повседневной жизни получило широкое распространение. Древняя Греция оказала огромное влияние на развитие стран Европы и Азии, особенно в эллинском мире и культуре, которые начинаются с завоеваний Александра Македонского в 1У в. до н.э. и длятся до последней трети 1 в. до н.э., когда Рим подчинил Египет. Одним из путей очи- щения от повседневных забот и возвышения над повседневностью было переживание ка- тарсиса (греч. katharsis —очищение). В «Поэтике» Аристотеля (1У в. до н.э.) понятие к а- т ар си с обозначало цель трагедии –очистить дух при помощи страха и страдания. Много веков спустя известный основатель психоанализа З. Фрейд (нем.; 1856-1939) словом «ка- тарсис» назвал один из методов психотерапии. В средние века, в эпоху феодализма, как мы знаем, в интеллектуальной жизни гос- подствовал теоцентризм. Он ориентировал на принятие абсолютных и вечных ценностей религиозного сознания, выраженных, в частности, в понятиях, раскрывающих сущность теоцентризма (креационизм, провиденциализм, откровение, спасение, эсхатологизм и др. – см. материалы историко-философского введения в первой части пособия). Идеалом стано- вится Бог и устремлённость к обретению Божественной благодати. Вс ре дн иев ек а, в рели- гиозной культуре, с ов ер ше нн ымс чи та ет сяч ел ов ек ц ел ик омп ос вя ти вш ийс еб я с лу же ни ю Б ог у. Таким мог быть монах, ведущий аскетическую жизнь и через умерщвление или пре- одоление соблазнов греховной плоти достигающий святости. Образы святых и угодников, совершавших подвиги отречения от мирской жизни (напр. Нила-столпника, именем кото- рого назван монастырь на Селигере; Серафима Саровского и др.) широко пропагандиро- вались и принимались в качестве образцов для мирян в досоветской России. С оживлени- ем интереса к религии в постсоветский период идеалы святости и служения Богу вновь по- лучили широкое распространение среди верующих, хотя со светской, мирской, точки зре- ния эти идеалы удалены от реалий живой жизни. В период Возрождения, в ренессансной культуре, подчинение человека Богу отхо- дит на второй план, а в центре оказывается Человек с его телесной красотой и устремлён- ностью к прекрасному и совершенному, связываемому, конечно, с Богом. Выдающиеся деятели этого периода на новом витке общественных изменений соединили в себе разно- сторонние дарования и устремления, были художниками, скульптурами, инженерами На- пример, Леанардо да Винчи, в дополнение к перечисленным сторонам деятельности, про- водил ещё работы по оптике, анатомии, ботанике, палеонтологии, конструированию лета- тельных аппаратов. Галилео Галилей (1564-1642), время творчества которого завершает Возрождение и открывает период Нового времени, был не только выдающимся математи- ком, физиком, астрономом, но и сочинял пьесы. В соответствии с эпохальными измене- ниями в европейском сознании, распространяется идея секуляризации, - высвобождения человека из-под религиозной опёки. И де алВ оз ро жд ен ия –это с о ве рш ен ны й у ни ве рс ал ь- н ый «ре не сс ан сн ый» ч ел ов ек Идеал Возрождения представал не только в гигантских по масштабам дарований и творчества фигурах выдающихся представителей, но и в мечтаниях о новом обществе со- циальной справедливости. В утопических мечтаниях о таком обществе неравенство людей преодолевалось на основе общественной собственности и совместно организованной жиз- ни в отдельно взятых объединениях на острове Утопия Т. Мора, или городе (точнее был бы перевод «граде» - государстве) Солнца Т. Кампанеллы. Страстные мечтания утопистов о лучшей жизни стимулировали разработку марксистских представлений о будущем ком- мунистическом обществе. Неудавшаяся попытка его осуществления, занявшая более 70 лет, была предпринята в советской России (1917-1990-е годы). В Новое время и эпоху Просвещения (ХУП-ХУШ вв.) победно шествует дух пред- принимательства и конкуренции распространяющегося капиталистического способа про- изводства. От прежнего феодального общества сохраняется представление о чести и дос- тоинстве, но оно всё более подчиняется идее успеха и победы над конкурентами в борьбе за лидерство в производстве, богатстве, утверждении себя господами жизни. На первое место выдвигаются деловые качества и высокая образованность. Прежние представления о роли знатного происхождения, дворянской чести, изящных манерах уходят на периферию сознания. Попробуйте представить всем известного Д”Артаньяна и трёх его друзей- мушкетёров с бухгалтерскими счетами в руках, подсчитывающими выгоды от виноделия или всего имения. Это вызовет лишь улыбку. Но приходилось обучаться счёту и добыва- нию денег не королевскими подачками, а налаженным и прибыльным производством. Де- визом Просвещения стало изречение «Умей пользоваться собственным умом». В Англии эпохи просвещения заметной становится фигура нового типа –дворяни- на, занявшегося предпринимательством. (В Англии наследником имения мог быть стар- ший сын. Остальные, имея фамильный титул, могли что-то иметь и от наследства по доб- рой воле старшего сына-наследника). Практически, полученное в семье родителей тради- ционное дворянское воспитание должно было дополняться деятельностью по обеспечению своего места «под солнцем». Такой новый тип активного коммерческого деятеля с утон- ченными и традиционными дворянскими навыками вежливости получил название джен- тельмена. В немецком Просвещении идеал человека оказался связанным связан с бюргер- ством (нем. Bűger –горожанин, городской житель, мещанин). Их невысокое положение по сравнению с дворянско-юнкерским высшим обществом вынуждало компенсировать сознание своей неполноценности представлениями о внимания к человеку, переросшему в Х1Х веке в идеи «философии жизни» в направлении, связанном с взглядами Ф. Ницше о сверхчеловеке. В России деятели Просвещения (Н.И. Новиков, Н.А. Радищев) ратовали за освобождение от крепостного гнёта. Идеалом общественного устройства в ряде европей- ских стран провозглашалась просвещённая монархия (просвещённый абсолютизм). С ов ер ше нн ыйч ел ов ек Нового времени, это «хозяин жизни» – д ел ов ой п ро св ещ ён н ыйиу сп еш ны й п ре дп ри ни ма те ль п об еж да ющ ийк он ку ре нт ов Пафос Просвещения вы- разил Г. Лейбниц (нем.; 1646-1716) формулой о том, что мы живём «в лучшем из лучших миров», а И. Кант (нем.; 1724-1804) характеризовал Просвещение как выход человека из состояния своего несовершеннолетия. В Х1Х - ХХ вв. представления о совершенном человеке формируются в ряде уче- ний. Деловой настрой на успех и победу в конкурентной борьбе получил отражение в представлениях позитивизма о мире как потоке сознания, который можно менять, в част- ности через образование (просвещение), и в прагматизме, в учении об истине как пользе. В своём победном шествии капитализм не желал считаться с деликатными представления- ми о чести и совести, долге и порядочности. Значение имело получение прибыли, «чисто- ган». Соответственно этому, и де алп ер ио дау тв ер жд ен ияир ас пр ос тр ан ен ияк ап ит ал из ма –ч ел ов екд ел ов ой «бе з с ан ти ме нт ов», ж ёс тк ийвб ор ьб е ск он ку ре нт ам и иу да чл ив ыйв б из не се В философии получил распространение иррационализм. Один из его представи- телей, А. Шопенгауэр (нем.; 1788-1860) выдвинул положение о том, что мы, вопреки ут- верждению Г. Лейбница, отразившему романтику Просвещения, живём не в лучшем, в худшем мире. Конечно, и в Новое время мечты и надежды людей на позитивные измене- ния в жизни не исчезли. Они получили выражение в религиозных учениях неотомизма, персонализма, в русской религиозной философии. В них представления о совершенном мире и человеке связываются с идеей сверхъестественного покровительства Бога почи- тающим его верующим. Своеобразные концепции человека, в которых отразился протест против капиталистических форм получения прибылей, попирающих принципы гуманно- сти, разрабатывались в философской антропологии, «философии жизни», в экзистенциа- лизме (см. 1-ю часть, историко-философский обзор). Протест против эксплуатации и об- нищания трудящихся, лишавшихся нормальных условий жизни, выразил марксизм (сере- дина и вторая половина Х1Х века). В марксизме идея отчуждения (человека от произведённых им продуктов, человека от его человеческой сущности и т.д.) вела к выводу о необходимости насильственного слома государства, как орудия угнетения и эксплуатации собственниками трудящегося большинства. С середины Х1Х в. и примерно до середины ХХ в., до развёртывания науч- но-технической революции (НТР), марксистское учение выражало чаяния миллионов уг- нетенных и эксплуатируемых трудящихся. Вм ар кс из ме (вторая половина Х1Х-ХХ вв.) со- в ер ше нн ыйч ел ов ек–р ев ол юц ио не р, б ор ецз а с пр ав ед ли во ст ь ис ча ст ьет ру дя щи хс я г от о- в ыйо тд ат ь ж из ньз а п ри бл иж ен иес ве тл ог о к ом му ни ст ич ес ко гоб уд ущ ег о. В социали- стической идеологии (напомним, что В.Т.И. Ленин дополнил ортодоксальный марксизм представлением о социализме как первой фазе коммунизма) было немало положительного, утверждавшего приоритеты производительного труда, как дело чести, доблести и герой- ства, требовавшего соблюдения высоких нравственных норм «строителя коммунистиче- ского общества». Однако, излишняя догматизация марксистских идей о конфронтации ан- тагонистических классов, насильственном ниспровержении капиталистического общества, потерявших актуальность в период развёртывания НТР, привели к потере притягательно- сти идеи будущего коммунистического общества и образа нового совершенного человека, как воплощении всех позитивных качеств в облике строителя коммунизма. В постсоветской России, с конца ХХ в и в ХХ1 в. возник идеал «нового русского», являющийся отечественным воплощением образа предпринимателя и удачливого бизнес- мена капиталистического общественно-экономического уклада. Для молодых людей в нём есть позитивные стороны: собственность, как мерило положения в обществе (даже моло- дые девушки в газетных объявлениях обещают все мыслимые наслаждения за спонсор- скую поддержку). Но в обществе живы идеалы совершенного человека, ищущего справед- ливости в служении Богу, или людям, когда выбор специальности учителя всё ещё опреде- ляется побуждением «сеять разумное, доброе, вечное». Неплохо было бы, чтобы ещё, кроме некрасовского сердечного «Спасибо», служение людям педагогов, врачей, слу- жащих, ныне относимых к категории бюджетников, и военнослужащих дополнялось дос- тойным вознаграждением за труд.__
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.008 с.) |