Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные концепции дифференциации общества (классов, групп, страт…). Идеи синергетики позволили объяснить возникновение живого в процессах самоор- ганизации. Эволюционные учения дают ключ к пониманию усложнения, совершенствова- ния форм жизни, возникновения общества людей и новых форм организации социума, со- циальной жизни. Значение преемственности организации, ставшей одной из особенностей жизни, в социальной сфере непрерывно возрастает. В становлении человека, формирова- нии социальных сфер жизни отходят на второй план прежние кровнородственные отноше- ния таких объединений или форм общности как род, племя, союзы племён. В дальнейшем они сохраняются, совершенствуются формирующимися новыми социальными отноше- ниями. На их базе формируются новые этнические (гр. ethnos – народ) общности – наро- ды и нации, в которых помимо кровнородственных связей видное место начинают зани- мать иные факторы - общность языка, культуры, а у наций – экономические связи. Через тысячелетия проходит, видоизменяясь, такая форма связи людей как семья. При изучении общества определённое значение имеет выделение людей по полу, профессии, интересам ит.д. Ведущее место в жизни людей играет обеспечение необходимых условий их жиз- недеятельности. Уж первобытные люди встали перед необходимостью иметь гарантиро- ванные средства существования. Эта потребность вызвала к жизни разделение труда ско- товодческих, земледельческих племён, появление ремесленников, торговцев и соответст- вующие формы дифференциации в обществе. Формировалась группа лиц умственного труда, которая стала отходить от труда физического и заниматься выполнением управ- ляющих функций. К настоящему времени выработаны различные концепции дифференциации обще- ства. Обратите внимание на учения о социальной структуре в марксизме, признающем существование в обществе классов и социальных групп и противоположные построения, отрицающие наличие классов. В частности, ряд американских социологов (Т. Парсонс П. Лазарсфельд и др.) социальную структуру выражают в понятиях страта, группы, а дина- мику их изменений – через понятие социальной мобильности. Впервые классы как различные группы людей в процессе производства и жизнедея- тельности стали выделять историки периода реставрации Тьери, Гизо, Минье. Они говори- ли о борьбе классов. В марксизме классовую борьбу связали с движением общества к бес- классовому коммунистическому обществу через революционное преобразование общест- ва, включавшее уничтожение эксплуатации и классов эксплуататоров. Что же такое клас- сы? Развёрнутое определение дал В. И. Ленин (Полн.,5-е собр. соч. Т. 39. С. 15). Классы он характеризовал как «большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению…к средствам про- изводства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». На основании приведённых так называемых «классово-образующих» признаков выделялись классы основные (рабы и рабовладельцы, помещики и крестьяне, буржуа и пролетарии) и не основные (в капиталистическом обществе – крестьяне и помещики). К прослойке отно- сили интеллигенцию и служащих. Помимо классов, в обществе выделялись сословия – группы людей, экономическое положение которых дополнялось определёнными правами и обязанностями, закреплёнными юридически. Привилегии, как правило, передавались по наследству. В феодальном обществе первым сословием считалось духовенство, вторым – дворянство. К третьему – податному - сословию относились непривилегированные группы крестьян, ремесленников, мещан (в России мещане в основном представляли мелкую бур- жуазию городов). Замкнутые группировки с особым правовым положением составляли касты. Некоторые зарубежные и отечественные мыслители выделяют классы по размерам доходов, по уровню потребления произведённых благ и т.п. По этим признакам иногда выделяют «средний класс», с которым связывают благополучие граждан и процветание общества. Немецкий социолог Ф. Оппенгеймер (1864-1943) предлагал различать классы как высшие и низшие по праву рождения. При таких вышеприведённых ориентирах игно- рируется выделяемый в марксизме ведущий признак социальной дифференциации – отно- шение людей к средствам производства, от которого зависят и размеры вознаграждения (заработок, или – доходы), и роль в процессе производства, и возможности участия в об- мене и потреблении произведённых ценностей. Среди концепций социальной структуры, отрицающих наличие классов, широко распространено выделение страт (термин заимствован из геологии) или слоёв. Различия между стратами проводят по разным параметрам – по размеру доходов, по образованию, профессии, уровню, стилю жизни и т.д. Концепция страт дополняется представлением о социальной мобильности – подвижности, динамики положения, позволяющего перехо- дить из одной страту в другую. Различают мобильность вертикальную (переход рабочих в управляющие, в собственников предприятия, отрасли и т.д.) и горизонтальную (перемена работы, места жительства, изменение зарплаты и т.п.). Каждый бедняк в концепции соци- альной мобильности может стать миллионером, каждый гражданин – президентом. Для миллионов трудящихся теоретически возможная ситуация стать миллионером оказывает- ся абстрактной возможностью, которая для каждого из них практически не осуществима.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1076; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.006 с.) |