Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей.



Основные концепции дифференциации общества (классов, групп, страт…).

Идеи синергетики позволили объяснить возникновение живого в процессах самоор-

ганизации. Эволюционные учения дают ключ к пониманию усложнения, совершенствова-

ния форм жизни, возникновения общества людей и новых форм организации социума, со-

циальной жизни. Значение преемственности организации, ставшей одной из особенностей

жизни, в социальной сфере непрерывно возрастает. В становлении человека, формирова-

нии социальных сфер жизни отходят на второй план прежние кровнородственные отноше-

ния таких объединений или форм общности как род, племя, союзы племён. В дальнейшем

они сохраняются, совершенствуются формирующимися новыми социальными отноше-

ниями. На их базе формируются новые этнические (гр. ethnos – народ) общности – наро-

ды и нации, в которых помимо кровнородственных связей видное место начинают зани-

мать иные факторы - общность языка, культуры, а у наций – экономические связи. Через

тысячелетия проходит, видоизменяясь, такая форма связи людей как семья. При изучении

общества определённое значение имеет выделение людей по полу, профессии, интересам ит.д.

Ведущее место в жизни людей играет обеспечение необходимых условий их жиз-

недеятельности. Уж первобытные люди встали перед необходимостью иметь гарантиро-

ванные средства существования. Эта потребность вызвала к жизни разделение труда ско-

товодческих, земледельческих племён, появление ремесленников, торговцев и соответст-

вующие формы дифференциации в обществе. Формировалась группа лиц умственного

труда, которая стала отходить от труда физического и заниматься выполнением управ-

ляющих функций.

К настоящему времени выработаны различные концепции дифференциации обще-

ства. Обратите внимание на учения о социальной структуре в марксизме, признающем

существование в обществе классов и социальных групп и противоположные построения,

отрицающие наличие классов. В частности, ряд американских социологов (Т. Парсонс П.

Лазарсфельд и др.) социальную структуру выражают в понятиях страта, группы, а дина-

мику их изменений – через понятие социальной мобильности.

Впервые классы как различные группы людей в процессе производства и жизнедея-

тельности стали выделять историки периода реставрации Тьери, Гизо, Минье. Они говори-

ли о борьбе классов. В марксизме классовую борьбу связали с движением общества к бес-

классовому коммунистическому обществу через революционное преобразование общест-

ва, включавшее уничтожение эксплуатации и классов эксплуататоров. Что же такое клас-

сы? Развёрнутое определение дал В. И. Ленин (Полн.,5-е собр. соч. Т. 39. С. 15). Классы он

характеризовал как «большие группы людей, различающихся по их месту в исторически

определённой системе общественного производства, по их отношению…к средствам про-

изводства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам

получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают». На

основании приведённых так называемых «классово-образующих» признаков выделялись

классы основные (рабы и рабовладельцы, помещики и крестьяне, буржуа и пролетарии) и

не основные (в капиталистическом обществе – крестьяне и помещики). К прослойке отно-

сили интеллигенцию и служащих. Помимо классов, в обществе выделялись сословия –

группы людей, экономическое положение которых дополнялось определёнными правами и

обязанностями, закреплёнными юридически. Привилегии, как правило, передавались по

наследству. В феодальном обществе первым сословием считалось духовенство, вторым –

дворянство. К третьему – податному - сословию относились непривилегированные группы

крестьян, ремесленников, мещан (в России мещане в основном представляли мелкую бур-

жуазию городов). Замкнутые группировки с особым правовым положением составляли

касты.

Некоторые зарубежные и отечественные мыслители выделяют классы по размерам

доходов, по уровню потребления произведённых благ и т.п. По этим признакам иногда

выделяют «средний класс», с которым связывают благополучие граждан и процветание

общества. Немецкий социолог Ф. Оппенгеймер (1864-1943) предлагал различать классы

как высшие и низшие по праву рождения. При таких вышеприведённых ориентирах игно-

рируется выделяемый в марксизме ведущий признак социальной дифференциации – отно-

шение людей к средствам производства, от которого зависят и размеры вознаграждения

(заработок, или – доходы), и роль в процессе производства, и возможности участия в об-

мене и потреблении произведённых ценностей.

Среди концепций социальной структуры, отрицающих наличие классов, широко

распространено выделение страт (термин заимствован из геологии) или слоёв. Различия

между стратами проводят по разным параметрам – по размеру доходов, по образованию,

профессии, уровню, стилю жизни и т.д. Концепция страт дополняется представлением о

социальной мобильности – подвижности, динамики положения, позволяющего перехо-

дить из одной страту в другую. Различают мобильность вертикальную (переход рабочих в

управляющие, в собственников предприятия, отрасли и т.д.) и горизонтальную (перемена

работы, места жительства, изменение зарплаты и т.п.). Каждый бедняк в концепции соци-

альной мобильности может стать миллионером, каждый гражданин – президентом. Для

миллионов трудящихся теоретически возможная ситуация стать миллионером оказывает-

ся абстрактной возможностью, которая для каждого из них практически не осуществима.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.012 с.)