Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл человеческого бытия (основные точки зрения).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый человек раньше или позже задумывается над вопросами: «Зачем (для чего) я живу? В чём смысл жизни?». Ответы на эти вопросы выражают смысл жизни – пред- ставление о предназначении и конечной цели человека, возможности в своём личном жиз- ненном пути соответствовать принятому в обществе идеалу, жить не зря и достойно за- вершить земную жизнь, чтобы, говоря словами Н.А. Островского (1904-1936), «..не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Хотя каждый человек сам вырабатывает представление о смысле жизни, и за него никто другой этого не сделает, однако в истори- ческом развитии интеллекта выработаны и типичные решения. Одно из них выражено на уровне обыденного, повседневного сознания в форме назидания – поучения о том, что за свою жизнь надо успеть посадить дерево, построить дом и вырастить ребёнка (или – сы- на). Другие представления о смысле жизни концентрируются в формулировках, указы- вающих найденные решения. Согласно им, смысл жизни – в стремлении к вечности (жиз- ни после смерти) и обретению райского блаженства; – в борьбе с несправедливостью и служении людям; – в труде и создании благ для райской жизни будущих поколений на земле; – в гармонии или слиянии с природой. В представлении о смысле жизни содержа- тельным оказываются и формулировки-тавтологии (гр. tauto – то же самое; и logos – слово) о том, что постановка вопроса о смысле жизни бессмысленна или, что смысл жизни – в самой жизни; в содействии совершенствованию жизни (достигшей определённого совер- шенства в появлении и развитии человека разумного). Вырабатываемые людьми представления о смысле жизни во многом зависят от их жизненного опыта и определённых мировоззренческих ориентиров. Религиозно- богословские толкования мира, человека, его веры и религиозности, базируются на свое- образных ценностных ориентациях, которые мы уже называли. Они равнодушны к объек- тивности анализа и способны, как это отмечали этологи и психоаналитики, удовлетворить амбиции и тайные желания человека, но отнюдь не стремление к объективной научной ис- тине. В различном понимании истины заключено одно из коренных отличий науки и ре- лигии, делающее невозможным их синтез, как этого не хотели бы отдельные мыслители. Представления, что синтез науки, философии и религии либо уже состоялся, либо вот-вот осуществится, стали популярными в нынешней России. Но их уже высказывали мыслите- ли Х1Х века Е.П. Блаватская и В.С. Соловьёв. В представлении о возможности синтеза науки и религии софистически отождествляется возможность соединения научных и ре- лигиозно-философских воззрений в личном мировосприятии с принципиально невозмож- ным (да и не нужным из-за неустранимой гетерогенности) синтезом в корне__ различных форм общественного сознания, – научного и религиозного. Богословские и религиозно-идеалистические версии переводят в теоретическую форму внешне простые желания верующих достичь гармонии, покоя и мира души, пре- одолеть страх смерти через устремлённость к вечности, к Богу. Так, у С.Л. Франка в рабо- те «Смысл жизни» (Париж. 12926/27; То же // Вопр. филос., 1990. № 6.) смысл предста- ёт как разумное могущество жизни, подлинное обнаружение и удовлетворение тайных глубин нашего «Я», не мыслимое вне свободы как творчества и преодоления преград. Смысл виделся в служении абсолютному и вечному благу, которое есть вечная жизнь. Истинным путём для жизни оказывалось лишь то, что вместе с тем само представало как истина и жизнь. (Имелось в виду высказывание Христа: «Аз есмь Путь, Истина и Жизнь».). Так положения философии С.Л. Франка сомкнулись с суждениями Нового За- вета. В соответствии с ними для обретения смысла жизни оказываются необходимыми, как минимум, два условия: существование Бога и собственная причастность к нему через «обожение» (или – «жизнь в Боге», = «божественную жизнь»). Религиозные ориентиры приобщения к Богу, «жизни в Боге» привлекают тем, что могут, хотя бы на время, нести успокоенность в души (психическое состояние) через упо- вание на могущество и мудрость Бога, его благость, доброту и любовь. Ответная любовь к Богу, как это принято считать, даёт надежду на помилование согрешивших (а кто без гре- ха, - один Бог), спасение для вечности, настраивает на добрые дела и нравственные по- ступки в земной жизни. Требования терпимости, прощения, любви к Богу и к ближнему, связываемые с честностью, порядочностью, готовностью к взаимопомощи и взаимовы- ручке, издавна принимаются в качестве высоких ценностей, которые определяют челове- ческие качества в человеке и делают возможным его причастность к Божеству.__ С научных позиций главная стратегия всех проявлений жизни предстаёт как на- правленность на самосохранение в его разнообразных формах обменных процессов, на- следования, совершенствования и т.д. Этому представлению соответствуют идеалы, выра- женные в концепциях «благоговения перед жизнью» А. Швейцера, «живой этики» Рери- хов, «ноосферы» В.И. Вернадского, развиваемые последние годы представления о земном, научно достижимом, или «реальном» бессмертии. Оказывается, что в специфически чело- веческих представлениях о духе, душе, долге, счастье, добре реализуется основная страте- гия жизни, которую верующие связывают с Богом. Но её понятийное оформление зачас- тую стыдится своей генетической родословной с миром телесным как низшим и недос- тойным высот Божественного духа, искра которого – в духовности человека. Научные исследования позволяют показать, что, достигнув ступени человека разумного, специфич- ность жизни, как противоречивое единство самоизменения – самосохранения, осуществ- ляется в многообразных проявлениях культурной жизни, включающей различные формы и уровни общественного сознания, а среди них – и религиозное сознание. Осознание человеком в ходе антропосоциогенеза своей «самости» (Я есть, сущест- вую, живу) и конечности при наступлении смерти создавало у наших предков ситуацию дискомфорта, страха перед небытием, лишавшем жизнь смысла и цели. Целью могло стать продолжение жизни в детях, но смысл надо было найти и для них. Религия появилась как следствие желания преодолеть страдание: страх перед бесконечной бездной хладного и безжизненного Хаоса и страх пред смертью как уходом в небытие – в Ничто и в Никуда. Человек не смог примириться с тем, что стало казаться утратой смысла бытия – осознани- ем безнадёжности неумолимого завершения жизни, когда все стремления, высокие поры- вы, жизненные успехи окончатся «холмиком с лопушком» (Этот выразительный и жутко- ватый для самосознания образ взят из проповеди, в которой рассматривался вопрос о том, что останется после нас, если не верить в Бога?). Становясь разумным, человек осознал себя страдающим и изобрёл утешение, придавшее смысл его неизбежно конечной земной жизни, – представление о божественном, сверхъестественном начале всего и возможно- сти продолжения жизни после смерти телесной с посмертным воздаянием за благочести- вую земную жизнь. Преодоление страха смерти и обретение через это душевного комфор- та наиболее легко достигалось в представлениях о возможном бестелесном бессмертии, в которых удавалось преодолеть известные всем печальные (а для мироощущения – и тра- гические) факты распада тела после смерти. Бессмертие души, а после воскрешения – её новое соединение с преображённым телом, стали представляться целью жизни, а смыслом становилось обретение и реализация пути к бессмертию через соединение с Богом, через «обожение». Работы по психоанализу и зоопсихологии показали, что между духовностью и телесностью человека нет непроходимой пропасти. С научных позиций религиозные пред- ставления-символы и появились как великое «изобретение», снимающее психическую не- устроенность душевного дискомфорта В религиозных воззрениях конечная земная жизнь человека приобрела определённый смысл (если я не знаю его, то знает Бог). С научно- материалистических позиций, как мы видим, вполне допустимо принимать доводы о выс- ших проявлениях человеческих качеств в духовности, в стремлении к вечности, вопло- щавшихся, как правило, в религиозных символах и образах. Предвидение возможности научно достижимого бессмертия выдвигает ряд инте- ресных и важных проблем. Одна из них – неминуемый острый кризис религий, в которых верующих больше всего привлекают идеи потустороннего бессмертия и Бога как гаранта такой возможности. Есть ли у нынешних сторонников версии «жизни после жизни» Рей- монда Моуди /Муди/ (Жизнь после жизни. Размышления о жизни после жизни. М., 1991; То же. С-Пб.,1992, Киев,1994 или любое из многочисленных переизданий разных лет по- сле 1977 года) шанс упрочить свою веру в возможность загробной жизни? Или же скепти- ческие ноты самого Моуди и его оппонентов в оценке ими «предсмертного опыта» паци- ентов окончательно разрушат и без того призрачные надежды на вечную жизнь? «Пред- смертный опыт» больных, переживших состояние «клинической смерти», специалисты (напр., В.А. Неговский в работах «Вторая жизнь». М., 1983; Очерки по реаниматологии. М.,1986) объясняют видениями, возникающими вследствие галлюцинаций под действием лекарств, изоляции и мозговой аноксии (гр. an –частица отрицания; лат. Oxi/genium/ – кислород; недостаток кислорода, кислородное голодание) умирающего человека. Предсказываемая учёными и философами возможность достижения бессмертия в реальной земной жизни сделает для многих людей религиозную идею загробного воздая- ния ненужной. Приобретёт практическое значение предвидимая ещё основоположником «русского космизма» Н.Ф. Фёдоровым задача регуляции, но в новом аспекте сбалансиро- ванности числа бессмертных жителей планеты и обеспечения их достойными условиями жизнедеятельности и творчества, освоения не только ближнего, но и дальнего Космоса. Будет меняться и представление о потенциальных возможностях человека новой, ноо- сферной, цивилизации, успешно осуществляющего в качестве «общего дела» землян ко- эволюционную стратегию Взаимопомощи и устойчивого развития, идущую на смену борьбе и конфронтации полярных сил общества уже сегодня. Смысл бытия удачно выра- жает формула «Содействие сохранению жизни, её совершенствованию». Эта формули- ровка, которую использовал ещё Л.Н. Толстой, вполне приемлема в современных условиях для различных религиозно-этических, идеалистических и материалистических учений. В русской религиозной философии, в работах славянофилов (напр., у И.В. Киреев- ского, Х1Х в., в принципе непротиворечивой цельности…) и у представителей «филосо- фии всеединства» (В.С. Соловьёв, Х1Х в. и др.) дан образ цельного человека как религиоз- но-духовного. Постулируя абсолютные ценности и гордясь своей духовностью, религиоз- ное сознание даже не задаётся вопросом о возможности других форм целостности и не за- мечает ни своей ограниченности, ни односторонней, «частичной» целостности религиозно ориентированного «цельного» человека. По такой классификации полуграмотная верую- щая бабуля является более «цельной» и близкой к идеалу, чем К.Э. Циолковский, И.И.__ Мечников, или игравший на скрипке А Эйнштейн, отличавшиеся свободомыслием. Эту особенность религиозной «цельности», допустимой у «нищих духом», но малоразвитых и ограниченных людей, следует учитывать в поисках путей к новому целостному человеку будущей посттехногенной цивилизации, которую представляется возможным, используя идеи В.И. Вернадского, назвать ноосферной цивилизацией будущего. У нового, идущего к реальному земному бессмертию, человека могут не совпадать в нерасторжимом единстве вера, религиозность и нравственность. Вера, как состояние психики, не требующее логических доказательств для принятия каких-либо решений в ка- честве правильных или же – для выбираемых ориентиров жизнедеятельности, может быть не только религиозной. И. Кант (нем. ХУШ в.) говорил о практической вере, не тре- бующей доводов разума. Эта идея используется прагматизмом. Вера может базироваться и на успехах научного познания, дающего основания видеть прогресс в разных сферах, вплоть до научно достижимого бессмертия в условиях земной жизни. Несовпадение религиозности, веры и нравственности хорошо заметно в противоре- чиях жизни и творчества российского гения А.С. Пушкина. Поэтически выраженное рас- каяние, религиозные настроения («В часы забав, иль праздной скуки…», 1830 и др.) не от- меняют свидетельств жизненных поступков и устремлений поэта к свету разума, к солнцу, перед которым бледнеет огонёк лампады, мерцает и тлеет ложная мудрость («Вакхическая песня», 1825). Жизнь и творчество Пушкина свидетельствуют, что он был свободомыслящим по- этом и писателем, страдавшим, переживавшим за порывы и увлечения своего естества и своей лиры, но никогда от них не отрекшимся. «И с отвращением читая жизнь мою, // Я трепещу и проклинаю, // И горько жалуюсь, // И горько слёзы лью, // Но строк печальных не смываю» (Воспоминания, 1828). Вера А.С. Пушкина в мощь и торжество разума, в гар- монию земной красоты и любви – оптимистична. Его религиозная вера – скорбная и скор- бящая о конце жизни, утрате радости бытия. Пушкин явил собой образ личности будуще- го с новой, многокомпонентной целостностью гармонически развитого человека, любяще- го жизнь во всех её проявлениях. Бессмертный человек новой эпохи широко понятой Взаимопомощи будет иметь достаточно времени для конструирования своего «Я» как творческой, свободной, всесто- ронне и гармонически развитой личности. Целостной личность будет и при её желании ограничить свои сведения в какой-либо сфере духовности, будь то наука, или религия, ис- кусство или политически-правовое сознание. Освоение универсалий культуры определит целостность («цельность») личности, для которой получение религиоведческих сведений желательно для полноты целостного знания. Бесспорным должен оставаться лишь при- оритет нравственных смысложизненных ориентиров, для которых жёсткая прямая связь с религиозной верой не является обязательной. В истории известны высоконравственные свободомыслящие и неверующие люди, как, напр., названные выше учёные, к которым можно добавит имена философов- материалистов, Вольтера, Чернышевского и др. Известны и совершавшие преступные дея- ния верующие. Например, имевшие религиозное образование французские деятели, Фуше и Талейран предали и Бурбонов, и Наполеона, в разное время отдавали распоряжения о казни их сторонников; или в ХХ веке – не принявший рукоположения при окончании ду- ховной семинарии И.В. Сталин (Джугашвили). Как бы, однако, ни складывались наличные возможности реального, земного, те- лесно-духовного бессмертия, есть надежда на преодоление нынешних кризисов в общест- ве и на космическое бессмертие человечества. Такое оптимистическое предвидение К.Э. Циолковский противопоставлял идее «тепловой смерти» Солнечной системы, обоснованно полагая, что человечество сумеет накопить и использовать ресурсы для расселения на__ иные планеты других, молодых Солнечных систем. Приоритетами человека новой эпохи становятся значимые уже сейчас нравственные смысложизненные ориентиры. Смысл жизни человека новой, ноосферной цивилизации вырисовывается как устремлённость
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.01 с.) |