Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природное (биологическое) и социальное в человеке, их диалектика. Критика биологизаторства и социологизаторстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
При освоении этого вопроса надо определиться с содержанием основных понятий. Говоря о формах движения материи и критериях их выделения (Тема 4, вопр. 1), мы отме- чали, что каждая более высокоорганизованная форма в ряду механических, физических, химических, биологических и социальных изменений включает в преобразованном, «сня- том» виде предыдущие формы движения и их материальные носители. В человеке, как но- сителе и субъекте социальных (общественных) отношений, его телесность включает в сня- том виде образованные из элементов молекулы и системные блоки макромолекул. На их базе осуществляются информационные процессы, включающие людей в социум. Высшие уровни информации, связанные с работой мозга и идеальностью образов сознания, обес- печивают важнейшую, кардинальную особенность человека – его духовность. Даже из беглого напоминания известного по прежним разделам материала видно, что «многослой- ность» компонентов и структур природного и социального делает сложной задачу их оп- ределения. Поэтому мы остановимся на характеристиках понятий, достаточных для их «работы» – выяснения сторон и граней взаимоотношений социального (общественного) и природного, которое применительно к человеку имеет смысл рассматривать как биологи- ческое. Примем в качестве «рабочих» следующие определения (характеристики) биологи- ческого и социального человеке. Биологическое может пониматься как форма, строение организма (морфофизиоло- гическая организация; гр. morphō – форма) и психосоматические (от гр. psychë – душа и sōma – тело) реакции, обеспечивающие видовое и индивидуальное приспособление чело- века к внешней среде. Социальное – сложившаяся на основе трудовой деятельности сис- тема связей и отношений, необходимых для реализации способностей и возможностей (или, в марксизме – «сущностных сил») человека Приведённые характеристики понятий мы будем иметь в виду, рассматривая осо- бенности соотношения биологического и социального. В общем плане направленность этих отношений осуществляется как преимущественное влияние биологического на соци- альное, или социального на биологическое и как их взаимодействие. История познания не избежала односторонностей в толковании роли биологического или социального. Мы рас- смотрим эти стороны взаимовлияний биологического и социального, включая в социаль- ное представления о духовно-душевной компоненте человека. 1) Биологическое составляет предпосылку появления и реализации социаль- ного. В отличие от религиозного признания сотворённости всего существующего, науч- ное познание рассматривает происхождение человека и возникновение социума как ре- зультат эволюции, антропосоциогенеза. Исторически социальное является продуктом эво- люции биологического как совокупности форм движения и организации материи. Биологическое предшествует социальному не только в генезисе и становлении об- щества, но и в индивидуальном развитии человека. Попытайтесь вспомнить первые про- блески своего сознания. В каком возрасте Вы ощутили себя как некоторое «Я» и что-то осталось в памяти от первых переживаний своего бытия, осознания себя в ситуациях игр с предметами или общения с людьми? Какими бы развитыми («продвинутыми») не были студенты, которым предлагалось припомнить самые первые впечатления о самих себе, о каких-либо своих действиях, общении с другими детьми или взрослыми, никто не мог «припомнить себя» раннее, чем в 2, а то и в 4 года. А ведь психика младенца с рождения и до 2-х лет непрерывно усложняется, многие к 2-м годам начинают говорить, но себя не осознают. Мечты многих детей стать артистами, космонавтами развеиваются при взросле- нии, когда осознается природная ограниченность данных для той или иной специальности. Имеются биологические предпосылки в виде генетических программ развития, в которых может не оказаться кодов информации о прирождённом музыкальном слухе, даре худож- ника, таланте певца, танцора, здоровье лётчика, космонавта и т.д. С фактами биологиче- ской ограниченности возможностей телесной организации людям приходится считаться, хотя трудно подсчитать трагедии разочарованных самолюбий, не пожелавших реально оценить свои способности и дарования, истоки которых коренятся в биологических пред- посылках успешной деятельности. Многим людям не следует обольщаться формальным равенством возможностей реализовать себя в престижных профессиях и видах деятельности. На одной из конферен- ций по проблемам творчества в начале 1990-х годов прозвучала, со ссылкой на зарубеж- ный источник, тревожная информация о соотношении одарённых и неодарённых людей. По данным, которые привёл академик РАО А.М. Матюшкин, в нормальной человеческой популяции всего 2-5 % одарённых людей, а уровень олигофрении (психической недораз- витости; от гр. oligos - малый и phrën – ум) достигает 12 %. Такое соотношение вряд ли будет способствовать сдвигу динамики рождающихся детей в сторону одарённости. Ско- рее ситуация может ухудшаться, поскольку появляются проблемы с качественным полно- ценным питанием и другими условиями нормальной, здоровой жизни. Известно, что раз- нообразное и качественное питание, нормальные условия работы и отдыха поддерживают высокий жизненный тонус. Наоборот, недостаточный уровень жизненных условий, воз- можность потерять работу, конфликты в обществе, семье снижают уровень обменных про- цессов, ведут к дистрессам (отрицательным не приспособительным реакциям) и возмож- ности более ранней смерти. Зависимость духовного от телесного подмечена давно и выра- жена в известной поговорке «В здоровом теле здоровый дух». Биологические факторы могут оказывать заметное влияние на поведение и поступ- ки людей, не всегда положительные по их социальной значимости. Встречающаяся на- следственная предрасположенность к агрессии у детей и подростков, происходящий в ор- ганизме обмен веществ, особенно при недостатке витаминов, или избытке гормонов, могут сделать неэффективными обычные педагогические воздействия на воспитание детей. В подобных ситуациях роль волшебника, заменяющего путь в колонию правонарушителей нормальным поведением детей, может выполнить корректировка обмена веществ, прово- димая по рекомендации врачей на основе квалифицированного биохимического анализа содержания гормонов, витаминов и других жизненно важных веществ (углеводов, липои- дов и т.д.) у детей и подростков с агрессивным поведением. Зависимость поведения (как проявления социального) от телесно-биологической организации человека стоит учитывать, но нельзя абсолютизировать, преувеличивать, как это получилось, например, у Ч. Ломброзо (1836-1910), итальянского медика и криминали- ста. Он выдвинул концепцию «врождённого преступника», по которой некоторые биоло- гических признаки, как наследуемые отклонения от нормы, определяют предрасположен- ность к правонарушениям. (В переводе на русский издавалась работа Ломброзо «Гениаль- ность и помешательство»). Успехи медицины убедительно доказывают, что наследствен- ные нарушения биологических параметров организма не обрекают фатально такого чело- века на конфликт с законодательством. Нарушения наследственности поддаются коррек- тировке, врачебному воздействию, меняя социально значимые поведенческие реакции че- ловека в благоприятную сторону. Это лишний раз подтверждает зависимость социального (и духовного) от биологического в индивидуальном развитии и жизни человека. Мы остановили внимание на роли биологического как предпосылке возникновения и развития человека, на зависимости биологического от социального. Не менее важны для самореализации человека, для его полнокровной творческой жизни воздействия социаль- ного на биологическое. 2). С оц иа ль но е в ли яе т н а б ио ло ги че ск ое В антропосоциогенезе, представлявшем растянувшийся на сотни тысяч лет процесс-скачок (или выделявшийся в марксизме «ска- чок в форме постепенности»), произошло превращение высших антропоидов в человека разумного. Трудовая деятельность, начавшаяся с использования палки и других орудий, преобразовала облик наших далёких предков. Становление человека исторически оказа- лось связано с переходом к прямохождению и преобразованию сигнально-знакового об- щения в язык и речь. Социальное возникало в ходе эволюции биологического, и оно же преобразовывало биологическое, как своё начало. В человеке биологическое очеловечива- лось, опосредуясь социальными связями и духовно-душевной деятельностью как специ- фическими особенностями человека. Жизнь людей определяется, как предпосылками, не только генетической наследственной информацией, но различными, сформировавшимися в обществе и осваиваемыми прижизненно, факторами социальной и духовной преемствен- ности (или широко понятой наследственности). В понятие социального при изложении данного вопроса мы будем включать пред- ставления о духовно-душевной (психической) жизни людей, поскольку они не выделяются отдельно. Поэтому дадим также «рабочие» (для раскрытия данного вопроса) характери- стики духовного и душевного, связанные с понятиями духа и души. Вр ел иг иии течениях р ел иг ио зн ойф ил ос оф иид уш а характеризуется как н ем ат ер иа ль на я, и ме ющ аяб ож ес тв ен н оеп ро ис хо жд ен иес уб ст ан ци я, независимая от тела человека. Д у х в религии понимается как б ож ес тв ен на я с ущ но ст ь, в христианстве и иудаизме –одна из сущностей, или лиц (ипостасей) триединого Бога, а духовная жизнь –как «жизнь в Боге». «Святые отцы» и бо- гословы, кажется, до сего дня не решили проблему приоритета, соподчинённости души и духа (п риж ел ан ииэ то т в оп ро с м ож ноо бс уж да тьск ол ле га мист ео ло ги че ск ог о ф а- к ул ьт ет а). Некоторые мыслители Древнего мира могли считать, что Душа Мира важнее Духа. В христианстве Дух как ипостась Бога –Творец всего, в том числе и душ людей, стремящихся к воссоединению с Богом. Более широкие, с ве тс ки е ин ау чн ые взгляды на мир включают в представления о духе и душе психические свойства человека, идеальные образы и обозначения действи- тельности. Палитра мнений в истолковании этих понятий довольно широкая. Не зря осно- ватель немецкой философской антропологии В. Дильтей отмечал, что редко с каким дру- гим понятием обращаются так безобразно, как с понятием (принципом) духа, который до- полняет принцип разумности и наиболее полно характеризует важное, специфически че- ловеческое качество в человеке. Мы будем иметь в виду следующие содержательные ха- рактеристики научного толкования понятий души и духа. Д уш ев но е, или д уш а может по- ниматься как п си хи че ск оеп о о тн ош ен июкф из ио ло ги че ск ом у, к аки нд ив ид уа ль но е с оз на н иеис ам ос оз на ни е л ич но ст и. Понятия «ду х» «ду хо вн ое» характеризуют и де ал ьн оес о- д ер жа ни е о бщ ес тв ен но гос оз на ни я л юд ей, выражаемое в системе идей, взглядов, пред- ставлений и переживаний, вырабатываемых группами или сообществами людей и усваи- ваемых индивидами. Светское толкование духовности не ограничивается узким приравни- ванием духовного к религиозному мировосприятию и мировидению. В научном толкова- нии сфера духовного включает, помимо религиозных взглядов, другие формы обществен- ного сознания: научное, политическое, правовое, политическое, этическое, эстетическое, философское, экологическое. Идеи и представления внеличностного сознания (групп, сообществ) воспринима- ются людьми как общественные, или, верующими, –божественные по природе формы, получаемые индивидами в качестве уже имеющихся, готовых образцов мировосприятия и отношения к действительности. Отдельные люди включают воспринятые и освоенные ими идеи и представления в своё индивидуальное сознание, которое приобретает качество ду- ховности, или индивидуального духа, выражающего м ен та ль но ст ь (или менталитет) со- общества, в котором проходила социализация индивида. Ставшее «модным» в последние два десятилетия, понятие «м ен та ль но ст ь»(от лат. mentalist –образ мыслей, духовный на- строй человека) характеризует о со бе нн ос тид ух ов но гом ир а (духовности) с оо бщ ес тв а и и нд ив ид овс присущими им ценностями, образом мыслей и ориентиров деятельности. Они определяют с во ео бр аз ны е ч ер тыв ос пр ия ти я д ей ст ви те ль но ст и ио тн ош ен иякн ейкак жизненную позицию, суждения и поступки единомышленников. Для иллюстрации разли- чий в ментальности этнических групп достаточно сослаться на французскую живость и лёгкость характера, немецкую педантичность и основательность, крепость и широту рус- ской натуры, включающей и подмеченную А.С. Пушкиным надежду на «русский авось». Помимо формирования человеческого в человеке –духовности как компонента культуры, генезис социального сопровождался рядом отрицательных следствий. Переход к столь важному для становления человека прямохождению сопровождался изменением в расположении внутренних органов, не всегда благоприятном для их чёткой работы. Ис- пользование палки вело к трудовой деятельности, важнейшему компоненту социального. Но этот же фактор антропосоциогенеза снимал действие многих инстинктов, регулиро- вавших биологические отношения особей. Понадобился новый «механизм» сдерживания природной агрессивности. Потребность вызвала появление нравственных норм и принци- пов, регулирующих отношения людей и блокирующих слепые, инстинктивные проявления природной агрессии, наследуемые от предков. Со временем возникли «болезни цивилиза- ции», связанные с недостаточностью прежних, «до человеческих» способов разрешения противоречивых ситуаций и конфликтов. Социальное оказывается необходимым для индивидуального развития ребёнка. Он появляется на свет биологически, и действует после рождения инстинктивно, по биологи- ческой программе, полученной от предков. Родившийся как биологическое существо, ре- бёнок должен пройти социализацию –в кл юч ен иевс вя зи о тн ош ен иял юд ейик ул ьт ур ны х ц ен но ст ей, овладевая языком, приобретая через игры навыки общения и будущей трудо- вой деятельности. В приобщении к миру людей велика роль родителей, особенно в первые годы жизни ребёнка. Задавая более тысячи вопросов в день и чаще всего не вникая в отве- ты, маленькие «почемучки», как и большинство родителей, не подозревают, что в таком общении формируется архитектоника коры полушарий головного мозга. Отсутствие или недостаточность общения младенцев с родителями в этот период невосполнима. Младенец, по какой-либо причине попавший в приют, будет иметь крышу над го- ловой, пищу, некоторое внимание воспитательницы, которая при всём желании не сможет для всех детей в группе заменить родителей. Внешние признаки отсталости в развитии та- ких детей не столь значимы, как глубинная и внешне не заметная недоразвитость коры по- лушарий мозга. В последующем, даже в исключительно благоприятных условиях творче- ское, креативное мышление будет ограничено, или вообще не возможно без базы для его реализации. Родители, которые без должных оснований отказываются от своих детей, ли- шают их возможности стать людьми творческих профессий. Для младенцев-«отказников», и волею случая попавших после рождения в приюты, остаётся узкая возможность выбора специальности из нескольких рутинных приёмов, позволяющих зарабатывать на жизнь, но, - «без божества, без вдохновенья…», без творческих озарений, составляющих высшую прелесть жизни человека. Социальное и духовное оказывают благотворное влияние на преобразование унас- ледованной от предков, прирождённой агрессивности в полезные, нередко –масштабные, формы деятельности, такие как олимпиады по научным знаниям, спортивные состязания, экологическое и другие массовые движения. В этом плане особенно велико «общее дело» людей, которое отечественный мыслитель Н.Ф. Фёдоров (Х1Х в.) выразил в фантастиче- ской, но глубоко нравственной и благородной задаче «воскрешения отцов». В настоящее время «общим делом» землян является решение посильных лишь для мирового сообщест- ва задач предотвращения термоядерной катастрофы, освоения космоса, решения экологи- ческих проблем. Усилия по решению этих задач предпочтительнее, чем проявления агрес- сивности в войнах и других формах насилия. Задачи «общего дела» являются ступенями к сотрудничеству людей ноосферной цивилизации будущего, к созданию условий достойной жизни всех землян. 3). Н еп ре ры вн ыев за им од ей ст ви я с оц иа ль но гоиб ио ло ги че ск ог о. В отличие от рассмотренных аспектов преимущественного влияния социального или биологического, определённое значение имеют результаты их непрерывных взаимодействий. Мы остано- вим внимание на: а) изменении продолжительности жизни, б) явлениях акселерации, в) коадаптации и коэволюции природы и общества. а. П ро до лж ит ел ьн ос тьж из нич ел ов ек а за последние 5 тысяч лет значительно возросла. Не смотря на ряд неблагоприятных следствий «очеловечивания» наших предков при переходе к прямохождению и социальным отношениям («болезни цивилизации» и т.п.), По данным специалистов (напр.: Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 1983) средняя продолжительность жизни людей составила: в период неолита (3-5 тыс. лет назад) - 18 лет; в период расцвета древнего Рима - 30 лет; в Европе в 1900-е годы - 50 лет, а в конце 1970-х годов –75 лет. 72 72 Средняя продолжительность жизни человека в России (РСФСР) к 1990 г. составляла более 70 лет (примерно 72 года у мужчин, 75 лет у женщин. Начавшаяся перестройка и по- следующие события (распад бывшего СССР, нестабильность экономики, различные кри- зисы) лишний раз показали чёткую зависимость показателей средней продолжительности жизни от благополучия и стабильности в обществе. По сообщениям средств массовой ин- формации (СМИ), средняя продолжительность жизни россиян к 1998 году снизилась и со- ставила у мужчин –до 58 лет, у женщин –до 72 лет. По данным, приведённым в газете «Советская Россия» 6 окт. 2001 г. со ссылкой на опубликованные исследования АП, сред- няя продолжительность жизни в России составляет 55,5 лет. Российская Федерация по этому показателю отстаёт от Украины (56,8 лет), Грузии (58,2 лет), Литвы (58,4 лет), Бело- руссии (60,1 лет). Самые высоки показатели средней продолжительности жизни дают: Япония - 73,8 лет; Швейцария –72,1 лет; и Сан-Марино –72 года. В США средняя про- должительность жизни по данным АП. приведённым в газете, составила 67, 2 лет, что меньше, чем во многих развитых странах Европы. Показатели средней продолжительности жизни не исключают наличия в стране долгожителей. Отметив столетний юбилей, в России скончались известные артисты. пе- вица И. Юрьева, актер Малого театра Н. Анненков. Примеры массового долгожительства, традиционно связываемые с высокогорными районами Кавказа, показывают, что при оп- ределённых условиях возможна реализация генетически определённых сроков старения при общей продолжительности жизни от 90 до 120 лет. Такую продолжительность жизни, сменяемую естественным и, возможно, приятным ощущением желания смерти при напол- ненности прожитыми событиями, полагал возможной И.И. Мечников (1845-1916), извест- ный отечественный медик и биолог, лауреат Нобелевской премии и один из основателей геронтологии (от гр. gerō, gerontos –старец) –учения о старении организмов. Последние десятилетия обсуждается возможность реализации дерзновенной мечты о реальном, научно достижимом бессмертии. Как отметил англ. ученый и популяризатор науки А. Кларк (Черты будущего. М., 1966) научное осуществление идеи бессмертия вполне возможно в ХХ1-ХХП веке. Ряд отечественных исследователей (Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002 и другие, включая автора данного пособия), также считают возможным достижение научным путём реального, земного бессмертия че- ловека. Это возможно (пока теоретически) при использовании клонирования, периодиче- ской замене субстратной основы биологических процессов организма человека, передаче сущностных параметров индивидуального, духовного «я» личности в кодированном виде новым усовершенствованным информационно –кибернетическим устройствам. Осуществление мечты о бессмертии как научно реализуемой идее ставит ряд во- просов не только медицинских, технических, но и нравственных. Не уготована ли буду- щим бессмертным участь свифтовских струльдбругов - бессмертных жителей, с которыми встретился Гулливер, всем известный персонаж повествований Д. Свифта? Бессмертные жители… завидовали грехам молодости и возможности обычных людей умереть! Как из- менятся критерии жизни и смерти социальной и биологической и их соотношение? На- сколько возможной окажется перспектива узурпации власти и консервации принимаемых этой властью форм общественной жизни? Это лишь небольшой спектр вопросов, которые появляются при обсуждении перспектив увеличения продолжительности жизни человека. б. Я вл ен ияа кс ел ер ац ии (акцелерации; от лат. accelerare –ускорять) остаются во многом загадочными в части «механизма» взаимовлияний биологического и социального. Словом «а кс ел ер ац ия____________» стали называть ускорение срока наступления физиологической, ре- продуктивной зрелости индивидов по отношению к их гражданской зрелости. Внешними проявлениями акселерации являются увеличение роста и веса по сравнение с показателями сверстников предыдущих поколений. В 1980-е годы рост 14-15-летних мальчиков превы- 73 73 шал на 12-14 см., а вес тела - на 10-12 кг. аналогичные показатели их ровесников в 1920-е годы. Акселерация во второй половине ХХ века стала явственно выраженной. Само же это явление имеет давнюю историю. Доспехи рыцарей средних веков оказались малы для юношей и мужчин ХХ века. Но дело не только в ускорении физиологической зрелости и снижении возраста, когда может появляться потомство. Возраст девочек 12-14 лет на Вос- токе, да и у нас в крестьянских семьях, издавна считался подходящим для начала супруже- ской жизни. Акселерация в современных условиях стала проявляться в разрыве между физио- логической и гражданской зрелостью, как готовности «зарабатывать на жизнь», содержать семью и выполнять функции полноправного гражданина. Известный некрасовский шести- летний мальчик, персонаж стихотворения «Мужичок с ноготок» всерьёз считал себя ра- ботником, мужчиной, одним из кормильцев большой семьи. Вспомним: «Семья-то боль- шая, да два человека всего мужиков то отец мой, да я». А вот позиция 20-летнего персо- нажа телепередачи «Окна» (зачастую фривольной и пошлой) из нынешней действитель- ности. Молодой, не имеющий заработка студент, отстаивает своё право на совместную жизнь с любимой им женщиной (к тому же, кажется, с ребёнком от другого мужчины). Он не стесняется парировать аргументы о трудностях материального обеспечения совместной жизни с любимой и возможной будущей семье доводом: «А я скажу папе, он поможет, всё будет нормально». Папа, как оказалось, знать не знал о такой иждивенческой позиции сы- на, и не согласился обеспечивать его готовность пожить в своё удовольствие за счёт папи- ных заработков. Процессы акселерации выражают результаты сложных, во многом не исследован- ных наукой, цепочек непрерывных взаимодействий социального и биологического. Но чётко выраженные эффекты акселерации делают актуальными задачи воспитания, образо- вания и материального обеспечения новых поколений, готовых получать удовольствия, но психологически, социально не готовых при наступлении возраста гражданской ответст- венности к трудностям реальной жизни, к своему участию в производительном труде, обеспечению будущей семьи. Явление акселерации является одним из факторов увеличе- ния числа разводов, нарушения этических норм, недостаточной эффективности включения акселератов в сферу производства. В пласте проблем акселерации коренятся многие слож- ности современного общества, новые аспекты старой проблемы «отцов и детей», включе- ния подрастающих поколений в здоровую социальную жизнь с положительными идеалами и устремлениями, не обременёнными узко меркантильными интересами. В этой области возникает много вопросов, требующих исследований и рекомендаций медицинских, пси- холого-педагогических и юридических наук. в. К оа да пт ац ияик оэ во лю ци я п ри ро дыио бщ ес тв а. Добавление к известному содержанию терминов приставки «ко» акцентирует внимание на сопряжённости, взаимо- связи процессов взаимодействующих систем. Проведённые во второй половине ХХ века системные исследования обнаружили сложный, сопряжённый характер взаимно согласо- ванных (и в этом смысле –кооперативных) взаимодействий общества и среды обитания человека, связи социальных и природных факторов. Понятие «к оэ во лю ци я» и обозначает с оп ря жё нн ыек оо пе ра ти вн ыев за им од ей ст ви я, к от ор ыепри появлении новых свойств или состояний в ед утку ст ан ов ле ни ю в за им но гос оо тв ет ст ви я, гармонизации отношений изменяющихся (эволюционирующих) компонентов и систем. Понятие «к оа да пт ац ия» вы- ражает процессы и результаты взаимных приспособительных изменений систем и (или) их компонентов. Из характеристики понятий видно, что коэволюция осуществляется через коадаптации. Поэтому мы не будем скрупулёзно разграничивать эти процессы и обозна- чающие их понятия. Мы будем иметь в виду взаимные приспособления –к оа да пт ац ии, а 74 74 также к оэ во лю ци и –взаимно обусловленные кооперативные эволюционные изменения п ри ро дыио бщ ес тв а. Коадаптации в антропогенезе и последующей эволюции человека осуществлялись по разным линиям: «человек –неорганическая среда»; «человек –органический мир»; «че- ловек –социум», а в начавшейся трудовой деятельности ещё и по линии «человек –кол- лектив –человек». При этом имели место приспособительные изменения по линиям «био- логическое–биологическое» и «биологическое –социальное –биологическое» во взаимо- действии процессов индивидуального развития личности и смены поколений. Ограничен- ность своей биологической природы человек преодолевал через изготовление и совершен- ствование орудий труда, технических средств обеспечения своего особого положения на Земле. Появление и все более расширяющиеся масштабы использования простых орудий труда, а позже –технических средств, вывели на первое место в связи поколений людей преемственность трудовой деятельности и многообразные формы социальной преемствен- ности. Она надстраивается над преемственностью биологической, интегрируя и преобра- зуя прежние биологические формы онтогенетической и филогенетической преемственно- сти предков из рода Homo в наследственную программу человека, подчиненную новому высшему уровню социальной организации. Это обстоятельство подмечено и выражено в литературе в представлении о г ен нок ул ьт ур но й коэволюции. В социобиологии исследова- ние коэволюции ориентировано односторонне, как выявление эволюционно –биологиче- ских оснований всех свойств человека, включая нравственность и другие проявления ду- ховности. Возможна иная, диалектико-материалистическая ориентация в исследовании процессов генно-культурной коэволюции как генезиса и соотношения разных форм гене- тической, внегенетической и социальной преемственности (наследственности) в становле- нии и эволюции человека и общества. Социальная преемственность, давая практически неограниченные возможности ос- воения природных сил, освоения космоса, не освобождает человека от ограничений коа- даптационных приспособительных процессов. Преодолевая естественную ограниченность телесных органов в производстве условий жизни за счет орудий труда и новых источников энергии, человек не сможет преодолеть ограничения своей телесно-функциональной орга- низации, не изменяя ее. Прогнозировать же действия по сознательному изменению наслед- ственных компонентов и отбору приемлемых вариантов в духе старой евгеники пока нет оснований. Даже наоборот, создание условий для поддержания жизни людей с неблаго- приятными уклонениями (при наследуемых заболеваниях или предрасположенности к ним) закрепляет нынешнюю организацию Homo sapiens, что, конечно, не исключает обо- гащения генофонда при тесных контактах расовых групп и разных популяций людей. Рост численности населения Земли ограничат не те "пределы роста", которые ви- дятся некоторым западным ученым (в их числе –представителям «римского клуба») в ог- раниченности пищевых и энергетических ресурсов, а коадаптация как фактор прогресса и в то же время –ограничения приспособительных "механизмов" биологических структур человеческого организма. Осознание этого обстоятельства может стать достаточным осно- ванием, чтобы предусматривать естественный рост населения единственно по желанию ро- дителей, свободных от стимулирующих или ограничивающих воздействий со стороны го- сударственных или общественных организаций. Учитывать роль коадаптации потребуется и при разработке проектов городов бу- дущего. Достигнутые и прозреваемые практически неограниченные технические возмож- ности позволят реализовать любые смелые проекты многослойных городов-мегаполисов на суше, в воде и в воздухе, создаваемые в разных странах. Но достаточно ли окажется технических возможностей, чтобы человек смог жить в им же создаваемых (сегодня лишь 75 75 планируемых) поселениях будущего без ущерба для здоровья и продолжения рода людей Homo sapiens? Это один из многих вопросов, поджидающих человека на его пути в буду- щее, связанное с решением проблем оптимизации взаимоотношений с природой и выхо- дом к освоению космических пространств. Как бы ни казалось заманчивой перспектива перенести в космос решение земных проблем поиска условий жизни для новых поколений людей, человечеству придется решить в первую очередь проблемы своего земного сущест- вования, учитывая ограниченность земных ресурсов и ограничения своей биологической природы, определяющей спектр приспособительных коадаптационных возможностей к изменяющимся и изменяемым самим человеком условиям жизни.__
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.232 (0.014 с.) |