Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природное (биологическое) и социальное в человеке, их диалектика. Критика биологизаторства и социологизаторстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте При освоении этого вопроса надо определиться с содержанием основных понятий. Говоря о формах движения материи и критериях их выделения (Тема 4, вопр. 1), мы отме- чали, что каждая более высокоорганизованная форма в ряду механических, физических, химических, биологических и социальных изменений включает в преобразованном, «сня- том» виде предыдущие формы движения и их материальные носители. В человеке, как но- сителе и субъекте социальных (общественных) отношений, его телесность включает в сня- том виде образованные из элементов молекулы и системные блоки макромолекул. На их базе осуществляются информационные процессы, включающие людей в социум. Высшие уровни информации, связанные с работой мозга и идеальностью образов сознания, обес- печивают важнейшую, кардинальную особенность человека – его духовность. Даже из беглого напоминания известного по прежним разделам материала видно, что «многослой- ность» компонентов и структур природного и социального делает сложной задачу их оп- ределения. Поэтому мы остановимся на характеристиках понятий, достаточных для их «работы» – выяснения сторон и граней взаимоотношений социального (общественного) и природного, которое применительно к человеку имеет смысл рассматривать как биологи- ческое. Примем в качестве «рабочих» следующие определения (характеристики) биологи- ческого и социального человеке. Биологическое может пониматься как форма, строение организма (морфофизиоло- гическая организация; гр. morphō – форма) и психосоматические (от гр. psychë – душа и sōma – тело) реакции, обеспечивающие видовое и индивидуальное приспособление чело- века к внешней среде. Социальное – сложившаяся на основе трудовой деятельности сис- тема связей и отношений, необходимых для реализации способностей и возможностей (или, в марксизме – «сущностных сил») человека Приведённые характеристики понятий мы будем иметь в виду, рассматривая осо- бенности соотношения биологического и социального. В общем плане направленность этих отношений осуществляется как преимущественное влияние биологического на соци- альное, или социального на биологическое и как их взаимодействие. История познания не избежала односторонностей в толковании роли биологического или социального. Мы рас- смотрим эти стороны взаимовлияний биологического и социального, включая в социаль- ное представления о духовно-душевной компоненте человека. 1) Биологическое составляет предпосылку появления и реализации социаль- ного. В отличие от религиозного признания сотворённости всего существующего, науч- ное познание рассматривает происхождение человека и возникновение социума как ре- зультат эволюции, антропосоциогенеза. Исторически социальное является продуктом эво- люции биологического как совокупности форм движения и организации материи. Биологическое предшествует социальному не только в генезисе и становлении об- щества, но и в индивидуальном развитии человека. Попытайтесь вспомнить первые про- блески своего сознания. В каком возрасте Вы ощутили себя как некоторое «Я» и что-то осталось в памяти от первых переживаний своего бытия, осознания себя в ситуациях игр с предметами или общения с людьми? Какими бы развитыми («продвинутыми») не были студенты, которым предлагалось припомнить самые первые впечатления о самих себе, о каких-либо своих действиях, общении с другими детьми или взрослыми, никто не мог «припомнить себя» раннее, чем в 2, а то и в 4 года. А ведь психика младенца с рождения и до 2-х лет непрерывно усложняется, многие к 2-м годам начинают говорить, но себя не осознают. Мечты многих детей стать артистами, космонавтами развеиваются при взросле- нии, когда осознается природная ограниченность данных для той или иной специальности. Имеются биологические предпосылки в виде генетических программ развития, в которых может не оказаться кодов информации о прирождённом музыкальном слухе, даре худож- ника, таланте певца, танцора, здоровье лётчика, космонавта и т.д. С фактами биологиче- ской ограниченности возможностей телесной организации людям приходится считаться, хотя трудно подсчитать трагедии разочарованных самолюбий, не пожелавших реально оценить свои способности и дарования, истоки которых коренятся в биологических пред- посылках успешной деятельности. Многим людям не следует обольщаться формальным равенством возможностей реализовать себя в престижных профессиях и видах деятельности. На одной из конферен- ций по проблемам творчества в начале 1990-х годов прозвучала, со ссылкой на зарубеж- ный источник, тревожная информация о соотношении одарённых и неодарённых людей. По данным, которые привёл академик РАО А.М. Матюшкин, в нормальной человеческой популяции всего 2-5 % одарённых людей, а уровень олигофрении (психической недораз- витости; от гр. oligos - малый и phrën – ум) достигает 12 %. Такое соотношение вряд ли будет способствовать сдвигу динамики рождающихся детей в сторону одарённости. Ско- рее ситуация может ухудшаться, поскольку появляются проблемы с качественным полно- ценным питанием и другими условиями нормальной, здоровой жизни. Известно, что раз- нообразное и качественное питание, нормальные условия работы и отдыха поддерживают высокий жизненный тонус. Наоборот, недостаточный уровень жизненных условий, воз- можность потерять работу, конфликты в обществе, семье снижают уровень обменных про- цессов, ведут к дистрессам (отрицательным не приспособительным реакциям) и возмож- ности более ранней смерти. Зависимость духовного от телесного подмечена давно и выра- жена в известной поговорке «В здоровом теле здоровый дух». Биологические факторы могут оказывать заметное влияние на поведение и поступ- ки людей, не всегда положительные по их социальной значимости. Встречающаяся на- следственная предрасположенность к агрессии у детей и подростков, происходящий в ор- ганизме обмен веществ, особенно при недостатке витаминов, или избытке гормонов, могут сделать неэффективными обычные педагогические воздействия на воспитание детей. В подобных ситуациях роль волшебника, заменяющего путь в колонию правонарушителей нормальным поведением детей, может выполнить корректировка обмена веществ, прово- димая по рекомендации врачей на основе квалифицированного биохимического анализа содержания гормонов, витаминов и других жизненно важных веществ (углеводов, липои- дов и т.д.) у детей и подростков с агрессивным поведением. Зависимость поведения (как проявления социального) от телесно-биологической организации человека стоит учитывать, но нельзя абсолютизировать, преувеличивать, как это получилось, например, у Ч. Ломброзо (1836-1910), итальянского медика и криминали- ста. Он выдвинул концепцию «врождённого преступника», по которой некоторые биоло- гических признаки, как наследуемые отклонения от нормы, определяют предрасположен- ность к правонарушениям. (В переводе на русский издавалась работа Ломброзо «Гениаль- ность и помешательство»). Успехи медицины убедительно доказывают, что наследствен- ные нарушения биологических параметров организма не обрекают фатально такого чело- века на конфликт с законодательством. Нарушения наследственности поддаются коррек- тировке, врачебному воздействию, меняя социально значимые поведенческие реакции че- ловека в благоприятную сторону. Это лишний раз подтверждает зависимость социального (и духовного) от биологического в индивидуальном развитии и жизни человека. Мы остановили внимание на роли биологического как предпосылке возникновения и развития человека, на зависимости биологического от социального. Не менее важны для самореализации человека, для его полнокровной творческой жизни воздействия социаль- ного на биологическое. 2). С оц иа ль но е в ли яе т н а б ио ло ги че ск ое В антропосоциогенезе, представлявшем растянувшийся на сотни тысяч лет процесс-скачок (или выделявшийся в марксизме «ска- чок в форме постепенности»), произошло превращение высших антропоидов в человека разумного. Трудовая деятельность, начавшаяся с использования палки и других орудий, преобразовала облик наших далёких предков. Становление человека исторически оказа- лось связано с переходом к прямохождению и преобразованию сигнально-знакового об- щения в язык и речь. Социальное возникало в ходе эволюции биологического, и оно же преобразовывало биологическое, как своё начало. В человеке биологическое очеловечива- лось, опосредуясь социальными связями и духовно-душевной деятельностью как специ- фическими особенностями человека. Жизнь людей определяется, как предпосылками, не только генетической наследственной информацией, но различными, сформировавшимися в обществе и осваиваемыми прижизненно, факторами социальной и духовной преемствен- ности (или широко понятой наследственности). В понятие социального при изложении данного вопроса мы будем включать пред- ставления о духовно-душевной (психической) жизни людей, поскольку они не выделяются отдельно. Поэтому дадим также «рабочие» (для раскрытия данного вопроса) характери- стики духовного и душевного, связанные с понятиями духа и души. Вр ел иг иии течениях р ел иг ио зн ойф ил ос оф иид уш а характеризуется как н ем ат ер иа ль на я, и ме ющ аяб ож ес тв ен н оеп ро ис хо жд ен иес уб ст ан ци я, независимая от тела человека. Д у х в религии понимается как б ож ес тв ен на я с ущ но ст ь, в христианстве и иудаизме –одна из сущностей, или лиц (ипостасей) триединого Бога, а духовная жизнь –как «жизнь в Боге». «Святые отцы» и бо- гословы, кажется, до сего дня не решили проблему приоритета, соподчинённости души и духа (п риж ел ан ииэ то т в оп ро с м ож ноо бс уж да тьск ол ле га мист ео ло ги че ск ог о ф а- к ул ьт ет а). Некоторые мыслители Древнего мира могли считать, что Душа Мира важнее Духа. В христианстве Дух как ипостась Бога –Творец всего, в том числе и душ людей, стремящихся к воссоединению с Богом. Более широкие, с ве тс ки е ин ау чн ые взгляды на мир включают в представления о духе и душе психические свойства человека, идеальные образы и обозначения действи- тельности. Палитра мнений в истолковании этих понятий довольно широкая. Не зря осно- ватель немецкой философской антропологии В. Дильтей отмечал, что редко с каким дру- гим понятием обращаются так безобразно, как с понятием (принципом) духа, который до- полняет принцип разумности и наиболее полно характеризует важное, специфически че- ловеческое качество в человеке. Мы будем иметь в виду следующие содержательные ха- рактеристики научного толкования понятий души и духа. Д уш ев но е, или д уш а может по- ниматься как п си хи че ск оеп о о тн ош ен июкф из ио ло ги че ск ом у, к аки нд ив ид уа ль но е с оз на н иеис ам ос оз на ни е л ич но ст и. Понятия «ду х» «ду хо вн ое» характеризуют и де ал ьн оес о- д ер жа ни е о бщ ес тв ен но гос оз на ни я л юд ей, выражаемое в системе идей, взглядов, пред- ставлений и переживаний, вырабатываемых группами или сообществами людей и усваи- ваемых индивидами. Светское толкование духовности не ограничивается узким приравни- ванием духовного к религиозному мировосприятию и мировидению. В научном толкова- нии сфера духовного включает, помимо религиозных взглядов, другие формы обществен- ного сознания: научное, политическое, правовое, политическое, этическое, эстетическое, философское, экологическое. Идеи и представления внеличностного сознания (групп, сообществ) воспринима- ются людьми как общественные, или, верующими, –божественные по природе формы, получаемые индивидами в качестве уже имеющихся, готовых образцов мировосприятия и отношения к действительности. Отдельные люди включают воспринятые и освоенные ими идеи и представления в своё индивидуальное сознание, которое приобретает качество ду- ховности, или индивидуального духа, выражающего м ен та ль но ст ь (или менталитет) со- общества, в котором проходила социализация индивида. Ставшее «модным» в последние два десятилетия, понятие «м ен та ль но ст ь»(от лат. mentalist –образ мыслей, духовный на- строй человека) характеризует о со бе нн ос тид ух ов но гом ир а (духовности) с оо бщ ес тв а и и нд ив ид овс присущими им ценностями, образом мыслей и ориентиров деятельности. Они определяют с во ео бр аз ны е ч ер тыв ос пр ия ти я д ей ст ви те ль но ст и ио тн ош ен иякн ейкак жизненную позицию, суждения и поступки единомышленников. Для иллюстрации разли- чий в ментальности этнических групп достаточно сослаться на французскую живость и лёгкость характера, немецкую педантичность и основательность, крепость и широту рус- ской натуры, включающей и подмеченную А.С. Пушкиным надежду на «русский авось». Помимо формирования человеческого в человеке –духовности как компонента культуры, генезис социального сопровождался рядом отрицательных следствий. Переход к столь важному для становления человека прямохождению сопровождался изменением в расположении внутренних органов, не всегда благоприятном для их чёткой работы. Ис- пользование палки вело к трудовой деятельности, важнейшему компоненту социального. Но этот же фактор антропосоциогенеза снимал действие многих инстинктов, регулиро- вавших биологические отношения особей. Понадобился новый «механизм» сдерживания природной агрессивности. Потребность вызвала появление нравственных норм и принци- пов, регулирующих отношения людей и блокирующих слепые, инстинктивные проявления природной агрессии, наследуемые от предков. Со временем возникли «болезни цивилиза- ции», связанные с недостаточностью прежних, «до человеческих» способов разрешения противоречивых ситуаций и конфликтов. Социальное оказывается необходимым для индивидуального развития ребёнка. Он появляется на свет биологически, и действует после рождения инстинктивно, по биологи- ческой программе, полученной от предков. Родившийся как биологическое существо, ре- бёнок должен пройти социализацию –в кл юч ен иевс вя зи о тн ош ен иял юд ейик ул ьт ур ны х ц ен но ст ей, овладевая языком, приобретая через игры навыки общения и будущей трудо- вой деятельности. В приобщении к миру людей велика роль родителей, особенно в первые годы жизни ребёнка. Задавая более тысячи вопросов в день и чаще всего не вникая в отве- ты, маленькие «почемучки», как и большинство родителей, не подозревают, что в таком общении формируется архитектоника коры полушарий головного мозга. Отсутствие или недостаточность общения младенцев с родителями в этот период невосполнима. Младенец, по какой-либо причине попавший в приют, будет иметь крышу над го- ловой, пищу, некоторое внимание воспитательницы, которая при всём желании не сможет для всех детей в группе заменить родителей. Внешние признаки отсталости в развитии та- ких детей не столь значимы, как глубинная и внешне не заметная недоразвитость коры по- лушарий мозга. В последующем, даже в исключительно благоприятных условиях творче- ское, креативное мышление будет ограничено, или вообще не возможно без базы для его реализации. Родители, которые без должных оснований отказываются от своих детей, ли- шают их возможности стать людьми творческих профессий. Для младенцев-«отказников», и волею случая попавших после рождения в приюты, остаётся узкая возможность выбора специальности из нескольких рутинных приёмов, позволяющих зарабатывать на жизнь, но, - «без божества, без вдохновенья…», без творческих озарений, составляющих высшую прелесть жизни человека. Социальное и духовное оказывают благотворное влияние на преобразование унас- ледованной от предков, прирождённой агрессивности в полезные, нередко –масштабные, формы деятельности, такие как олимпиады по научным знаниям, спортивные состязания, экологическое и другие массовые движения. В этом плане особенно велико «общее дело» людей, которое отечественный мыслитель Н.Ф. Фёдоров (Х1Х в.) выразил в фантастиче- ской, но глубоко нравственной и благородной задаче «воскрешения отцов». В настоящее время «общим делом» землян является решение посильных лишь для мирового сообщест- ва задач предотвращения термоядерной катастрофы, освоения космоса, решения экологи- ческих проблем. Усилия по решению этих задач предпочтительнее, чем проявления агрес- сивности в войнах и других формах насилия. Задачи «общего дела» являются ступенями к сотрудничеству людей ноосферной цивилизации будущего, к созданию условий достойной жизни всех землян. 3). Н еп ре ры вн ыев за им од ей ст ви я с оц иа ль но гоиб ио ло ги че ск ог о. В отличие от рассмотренных аспектов преимущественного влияния социального или биологического, определённое значение имеют результаты их непрерывных взаимодействий. Мы остано- вим внимание на: а) изменении продолжительности жизни, б) явлениях акселерации, в) коадаптации и коэволюции природы и общества. а. П ро до лж ит ел ьн ос тьж из нич ел ов ек а за последние 5 тысяч лет значительно возросла. Не смотря на ряд неблагоприятных следствий «очеловечивания» наших предков при переходе к прямохождению и социальным отношениям («болезни цивилизации» и т.п.), По данным специалистов (напр.: Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 1983) средняя продолжительность жизни людей составила: в период неолита (3-5 тыс. лет назад) - 18 лет; в период расцвета древнего Рима - 30 лет; в Европе в 1900-е годы - 50 лет, а в конце 1970-х годов –75 лет. 72 72 Средняя продолжительность жизни человека в России (РСФСР) к 1990 г. составляла более 70 лет (примерно 72 года у мужчин, 75 лет у женщин. Начавшаяся перестройка и по- следующие события (распад бывшего СССР, нестабильность экономики, различные кри- зисы) лишний раз показали чёткую зависимость показателей средней продолжительности жизни от благополучия и стабильности в обществе. По сообщениям средств массовой ин- формации (СМИ), средняя продолжительность жизни россиян к 1998 году снизилась и со- ставила у мужчин –до 58 лет, у женщин –до 72 лет. По данным, приведённым в газете «Советская Россия» 6 окт. 2001 г. со ссылкой на опубликованные исследования АП, сред- няя продолжительность жизни в России составляет 55,5 лет. Российская Федерация по этому показателю отстаёт от Украины (56,8 лет), Грузии (58,2 лет), Литвы (58,4 лет), Бело- руссии (60,1 лет). Самые высоки показатели средней продолжительности жизни дают: Япония - 73,8 лет; Швейцария –72,1 лет; и Сан-Марино –72 года. В США средняя про- должительность жизни по данным АП. приведённым в газете, составила 67, 2 лет, что меньше, чем во многих развитых странах Европы. Показатели средней продолжительности жизни не исключают наличия в стране долгожителей. Отметив столетний юбилей, в России скончались известные артисты. пе- вица И. Юрьева, актер Малого театра Н. Анненков. Примеры массового долгожительства, традиционно связываемые с высокогорными районами Кавказа, показывают, что при оп- ределённых условиях возможна реализация генетически определённых сроков старения при общей продолжительности жизни от 90 до 120 лет. Такую продолжительность жизни, сменяемую естественным и, возможно, приятным ощущением желания смерти при напол- ненности прожитыми событиями, полагал возможной И.И. Мечников (1845-1916), извест- ный отечественный медик и биолог, лауреат Нобелевской премии и один из основателей геронтологии (от гр. gerō, gerontos –старец) –учения о старении организмов. Последние десятилетия обсуждается возможность реализации дерзновенной мечты о реальном, научно достижимом бессмертии. Как отметил англ. ученый и популяризатор науки А. Кларк (Черты будущего. М., 1966) научное осуществление идеи бессмертия вполне возможно в ХХ1-ХХП веке. Ряд отечественных исследователей (Вишев И.В. На пути к практическому бессмертию. М., 2002 и другие, включая автора данного пособия), также считают возможным достижение научным путём реального, земного бессмертия че- ловека. Это возможно (пока теоретически) при использовании клонирования, периодиче- ской замене субстратной основы биологических процессов организма человека, передаче сущностных параметров индивидуального, духовного «я» личности в кодированном виде новым усовершенствованным информационно –кибернетическим устройствам. Осуществление мечты о бессмертии как научно реализуемой идее ставит ряд во- просов не только медицинских, технических, но и нравственных. Не уготована ли буду- щим бессмертным участь свифтовских струльдбругов - бессмертных жителей, с которыми встретился Гулливер, всем известный персонаж повествований Д. Свифта? Бессмертные жители… завидовали грехам молодости и возможности обычных людей умереть! Как из- менятся критерии жизни и смерти социальной и биологической и их соотношение? На- сколько возможной окажется перспектива узурпации власти и консервации принимаемых этой властью форм общественной жизни? Это лишь небольшой спектр вопросов, которые появляются при обсуждении перспектив увеличения продолжительности жизни человека. б. Я вл ен ияа кс ел ер ац ии (акцелерации; от лат. accelerare –ускорять) остаются во многом загадочными в части «механизма» взаимовлияний биологического и социального. Словом «а кс ел ер ац ия____________» стали называть ускорение срока наступления физиологической, ре- продуктивной зрелости индивидов по отношению к их гражданской зрелости. Внешними проявлениями акселерации являются увеличение роста и веса по сравнение с показателями сверстников предыдущих поколений. В 1980-е годы рост 14-15-летних мальчиков превы- 73 73 шал на 12-14 см., а вес тела - на 10-12 кг. аналогичные показатели их ровесников в 1920-е годы. Акселерация во второй половине ХХ века стала явственно выраженной. Само же это явление имеет давнюю историю. Доспехи рыцарей средних веков оказались малы для юношей и мужчин ХХ века. Но дело не только в ускорении физиологической зрелости и снижении возраста, когда может появляться потомство. Возраст девочек 12-14 лет на Вос- токе, да и у нас в крестьянских семьях, издавна считался подходящим для начала супруже- ской жизни. Акселерация в современных условиях стала проявляться в разрыве между физио- логической и гражданской зрелостью, как готовности «зарабатывать на жизнь», содержать семью и выполнять функции полноправного гражданина. Известный некрасовский шести- летний мальчик, персонаж стихотворения «Мужичок с ноготок» всерьёз считал себя ра- ботником, мужчиной, одним из кормильцев большой семьи. Вспомним: «Семья-то боль- шая, да два человека всего мужиков то отец мой, да я». А вот позиция 20-летнего персо- нажа телепередачи «Окна» (зачастую фривольной и пошлой) из нынешней действитель- ности. Молодой, не имеющий заработка студент, отстаивает своё право на совместную жизнь с любимой им женщиной (к тому же, кажется, с ребёнком от другого мужчины). Он не стесняется парировать аргументы о трудностях материального обеспечения совместной жизни с любимой и возможной будущей семье доводом: «А я скажу папе, он поможет, всё будет нормально». Папа, как оказалось, знать не знал о такой иждивенческой позиции сы- на, и не согласился обеспечивать его готовность пожить в своё удовольствие за счёт папи- ных заработков. Процессы акселерации выражают результаты сложных, во многом не исследован- ных наукой, цепочек непрерывных взаимодействий социального и биологического. Но чётко выраженные эффекты акселерации делают актуальными задачи воспитания, образо- вания и материального обеспечения новых поколений, готовых получать удовольствия, но психологически, социально не готовых при наступлении возраста гражданской ответст- венности к трудностям реальной жизни, к своему участию в производительном труде, обеспечению будущей семьи. Явление акселерации является одним из факторов увеличе- ния числа разводов, нарушения этических норм, недостаточной эффективности включения акселератов в сферу производства. В пласте проблем акселерации коренятся многие слож- ности современного общества, новые аспекты старой проблемы «отцов и детей», включе- ния подрастающих поколений в здоровую социальную жизнь с положительными идеалами и устремлениями, не обременёнными узко меркантильными интересами. В этой области возникает много вопросов, требующих исследований и рекомендаций медицинских, пси- холого-педагогических и юридических наук. в. К оа да пт ац ияик оэ во лю ци я п ри ро дыио бщ ес тв а. Добавление к известному содержанию терминов приставки «ко» акцентирует внимание на сопряжённости, взаимо- связи процессов взаимодействующих систем. Проведённые во второй половине ХХ века системные исследования обнаружили сложный, сопряжённый характер взаимно согласо- ванных (и в этом смысле –кооперативных) взаимодействий общества и среды обитания человека, связи социальных и природных факторов. Понятие «к оэ во лю ци я» и обозначает с оп ря жё нн ыек оо пе ра ти вн ыев за им од ей ст ви я, к от ор ыепри появлении новых свойств или состояний в ед утку ст ан ов ле ни ю в за им но гос оо тв ет ст ви я, гармонизации отношений изменяющихся (эволюционирующих) компонентов и систем. Понятие «к оа да пт ац ия» вы- ражает процессы и результаты взаимных приспособительных изменений систем и (или) их компонентов. Из характеристики понятий видно, что коэволюция осуществляется через коадаптации. Поэтому мы не будем скрупулёзно разграничивать эти процессы и обозна- чающие их понятия. Мы будем иметь в виду взаимные приспособления –к оа да пт ац ии, а 74 74 также к оэ во лю ци и –взаимно обусловленные кооперативные эволюционные изменения п ри ро дыио бщ ес тв а. Коадаптации в антропогенезе и последующей эволюции человека осуществлялись по разным линиям: «человек –неорганическая среда»; «человек –органический мир»; «че- ловек –социум», а в начавшейся трудовой деятельности ещё и по линии «человек –кол- лектив –человек». При этом имели место приспособительные изменения по линиям «био- логическое–биологическое» и «биологическое –социальное –биологическое» во взаимо- действии процессов индивидуального развития личности и смены поколений. Ограничен- ность своей биологической природы человек преодолевал через изготовление и совершен- ствование орудий труда, технических средств обеспечения своего особого положения на Земле. Появление и все более расширяющиеся масштабы использования простых орудий труда, а позже –технических средств, вывели на первое место в связи поколений людей преемственность трудовой деятельности и многообразные формы социальной преемствен- ности. Она надстраивается над преемственностью биологической, интегрируя и преобра- зуя прежние биологические формы онтогенетической и филогенетической преемственно- сти предков из рода Homo в наследственную программу человека, подчиненную новому высшему уровню социальной организации. Это обстоятельство подмечено и выражено в литературе в представлении о г ен нок ул ьт ур но й коэволюции. В социобиологии исследова- ние коэволюции ориентировано односторонне, как выявление эволюционно –биологиче- ских оснований всех свойств человека, включая нравственность и другие проявления ду- ховности. Возможна иная, диалектико-материалистическая ориентация в исследовании процессов генно-культурной коэволюции как генезиса и соотношения разных форм гене- тической, внегенетической и социальной преемственности (наследственности) в становле- нии и эволюции человека и общества. Социальная преемственность, давая практически неограниченные возможности ос- воения природных сил, освоения космоса, не освобождает человека от ограничений коа- даптационных приспособительных процессов. Преодолевая естественную ограниченность телесных органов в производстве условий жизни за счет орудий труда и новых источников энергии, человек не сможет преодолеть ограничения своей телесно-функциональной орга- низации, не изменяя ее. Прогнозировать же действия по сознательному изменению наслед- ственных компонентов и отбору приемлемых вариантов в духе старой евгеники пока нет оснований. Даже наоборот, создание условий для поддержания жизни людей с неблаго- приятными уклонениями (при наследуемых заболеваниях или предрасположенности к ним) закрепляет нынешнюю организацию Homo sapiens, что, конечно, не исключает обо- гащения генофонда при тесных контактах расовых групп и разных популяций людей. Рост численности населения Земли ограничат не те "пределы роста", которые ви- дятся некоторым западным ученым (в их числе –представителям «римского клуба») в ог- раниченности пищевых и энергетических ресурсов, а коадаптация как фактор прогресса и в то же время –ограничения приспособительных "механизмов" биологических структур человеческого организма. Осознание этого обстоятельства может стать достаточным осно- ванием, чтобы предусматривать естественный рост населения единственно по желанию ро- дителей, свободных от стимулирующих или ограничивающих воздействий со стороны го- сударственных или общественных организаций. Учитывать роль коадаптации потребуется и при разработке проектов городов бу- дущего. Достигнутые и прозреваемые практически неограниченные технические возмож- ности позволят реализовать любые смелые проекты многослойных городов-мегаполисов на суше, в воде и в воздухе, создаваемые в разных странах. Но достаточно ли окажется технических возможностей, чтобы человек смог жить в им же создаваемых (сегодня лишь 75 75 планируемых) поселениях будущего без ущерба для здоровья и продолжения рода людей Homo sapiens? Это один из многих вопросов, поджидающих человека на его пути в буду- щее, связанное с решением проблем оптимизации взаимоотношений с природой и выхо- дом к освоению космических пространств. Как бы ни казалось заманчивой перспектива перенести в космос решение земных проблем поиска условий жизни для новых поколений людей, человечеству придется решить в первую очередь проблемы своего земного сущест- вования, учитывая ограниченность земных ресурсов и ограничения своей биологической природы, определяющей спектр приспособительных коадаптационных возможностей к изменяющимся и изменяемым самим человеком условиям жизни.__
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.012 с.) |