Природное (биологическое) и социальное в человеке, их диалектика. Критика биологизаторства и социологизаторства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Природное (биологическое) и социальное в человеке, их диалектика. Критика биологизаторства и социологизаторства



При освоении этого вопроса надо определиться с содержанием основных понятий.

Говоря о формах движения материи и критериях их выделения (Тема 4, вопр. 1), мы отме-

чали, что каждая более высокоорганизованная форма в ряду механических, физических,

химических, биологических и социальных изменений включает в преобразованном, «сня-

том» виде предыдущие формы движения и их материальные носители. В человеке, как но-

сителе и субъекте социальных (общественных) отношений, его телесность включает в сня-

том виде образованные из элементов молекулы и системные блоки макромолекул. На их

базе осуществляются информационные процессы, включающие людей в социум. Высшие

уровни информации, связанные с работой мозга и идеальностью образов сознания, обес-

печивают важнейшую, кардинальную особенность человека – его духовность. Даже из

беглого напоминания известного по прежним разделам материала видно, что «многослой-

ность» компонентов и структур природного и социального делает сложной задачу их оп-

ределения. Поэтому мы остановимся на характеристиках понятий, достаточных для их

«работы» – выяснения сторон и граней взаимоотношений социального (общественного) и

природного, которое применительно к человеку имеет смысл рассматривать как биологи-

ческое. Примем в качестве «рабочих» следующие определения (характеристики) биологи-

ческого и социального человеке.

Биологическое может пониматься как форма, строение организма (морфофизиоло-

гическая организация; гр. morphō – форма) и психосоматические (от гр. psychë – душа и

sōma – тело) реакции, обеспечивающие видовое и индивидуальное приспособление чело-

века к внешней среде. Социальноесложившаяся на основе трудовой деятельности сис-

тема связей и отношений, необходимых для реализации способностей и возможностей

(или, в марксизме – «сущностных сил») человека

Приведённые характеристики понятий мы будем иметь в виду, рассматривая осо-

бенности соотношения биологического и социального. В общем плане направленность

этих отношений осуществляется как преимущественное влияние биологического на соци-

альное, или социального на биологическое и как их взаимодействие. История познания не

избежала односторонностей в толковании роли биологического или социального. Мы рас-

смотрим эти стороны взаимовлияний биологического и социального, включая в социаль-

ное представления о духовно-душевной компоненте человека.

1) Биологическое составляет предпосылку появления и реализации социаль-

ного. В отличие от религиозного признания сотворённости всего существующего, науч-

ное познание рассматривает происхождение человека и возникновение социума как ре-

зультат эволюции, антропосоциогенеза. Исторически социальное является продуктом эво-

люции биологического как совокупности форм движения и организации материи.

Биологическое предшествует социальному не только в генезисе и становлении об-

щества, но и в индивидуальном развитии человека. Попытайтесь вспомнить первые про-

блески своего сознания. В каком возрасте Вы ощутили себя как некоторое «Я» и что-то

осталось в памяти от первых переживаний своего бытия, осознания себя в ситуациях игр с

предметами или общения с людьми? Какими бы развитыми («продвинутыми») не были

студенты, которым предлагалось припомнить самые первые впечатления о самих себе, о

каких-либо своих действиях, общении с другими детьми или взрослыми, никто не мог

«припомнить себя» раннее, чем в 2, а то и в 4 года. А ведь психика младенца с рождения и

до 2-х лет непрерывно усложняется, многие к 2-м годам начинают говорить, но себя не

осознают. Мечты многих детей стать артистами, космонавтами развеиваются при взросле-

нии, когда осознается природная ограниченность данных для той или иной специальности.

Имеются биологические предпосылки в виде генетических программ развития, в которых

может не оказаться кодов информации о прирождённом музыкальном слухе, даре худож-

ника, таланте певца, танцора, здоровье лётчика, космонавта и т.д. С фактами биологиче-

ской ограниченности возможностей телесной организации людям приходится считаться,

хотя трудно подсчитать трагедии разочарованных самолюбий, не пожелавших реально

оценить свои способности и дарования, истоки которых коренятся в биологических пред-

посылках успешной деятельности.

Многим людям не следует обольщаться формальным равенством возможностей

реализовать себя в престижных профессиях и видах деятельности. На одной из конферен-

ций по проблемам творчества в начале 1990-х годов прозвучала, со ссылкой на зарубеж-

ный источник, тревожная информация о соотношении одарённых и неодарённых людей.

По данным, которые привёл академик РАО А.М. Матюшкин, в нормальной человеческой

популяции всего 2-5 % одарённых людей, а уровень олигофрении (психической недораз-

витости; от гр. oligos - малый и phrën – ум) достигает 12 %. Такое соотношение вряд ли

будет способствовать сдвигу динамики рождающихся детей в сторону одарённости. Ско-

рее ситуация может ухудшаться, поскольку появляются проблемы с качественным полно-

ценным питанием и другими условиями нормальной, здоровой жизни. Известно, что раз-

нообразное и качественное питание, нормальные условия работы и отдыха поддерживают

высокий жизненный тонус. Наоборот, недостаточный уровень жизненных условий, воз-

можность потерять работу, конфликты в обществе, семье снижают уровень обменных про-

цессов, ведут к дистрессам (отрицательным не приспособительным реакциям) и возмож-

ности более ранней смерти. Зависимость духовного от телесного подмечена давно и выра-

жена в известной поговорке «В здоровом теле здоровый дух».

Биологические факторы могут оказывать заметное влияние на поведение и поступ-

ки людей, не всегда положительные по их социальной значимости. Встречающаяся на-

следственная предрасположенность к агрессии у детей и подростков, происходящий в ор-

ганизме обмен веществ, особенно при недостатке витаминов, или избытке гормонов, могут

сделать неэффективными обычные педагогические воздействия на воспитание детей. В

подобных ситуациях роль волшебника, заменяющего путь в колонию правонарушителей

нормальным поведением детей, может выполнить корректировка обмена веществ, прово-

димая по рекомендации врачей на основе квалифицированного биохимического анализа

содержания гормонов, витаминов и других жизненно важных веществ (углеводов, липои-

дов и т.д.) у детей и подростков с агрессивным поведением.

Зависимость поведения (как проявления социального) от телесно-биологической

организации человека стоит учитывать, но нельзя абсолютизировать, преувеличивать, как

это получилось, например, у Ч. Ломброзо (1836-1910), итальянского медика и криминали-

ста. Он выдвинул концепцию «врождённого преступника», по которой некоторые биоло-

гических признаки, как наследуемые отклонения от нормы, определяют предрасположен-

ность к правонарушениям. (В переводе на русский издавалась работа Ломброзо «Гениаль-

ность и помешательство»). Успехи медицины убедительно доказывают, что наследствен-

ные нарушения биологических параметров организма не обрекают фатально такого чело-

века на конфликт с законодательством. Нарушения наследственности поддаются коррек-

тировке, врачебному воздействию, меняя социально значимые поведенческие реакции че-

ловека в благоприятную сторону. Это лишний раз подтверждает зависимость социального

(и духовного) от биологического в индивидуальном развитии и жизни человека.

Мы остановили внимание на роли биологического как предпосылке возникновения

и развития человека, на зависимости биологического от социального. Не менее важны для

самореализации человека, для его полнокровной творческой жизни воздействия социаль-

ного на биологическое.

2). С оц иа ль но е в ли яе т н а б ио ло ги че ск ое В антропосоциогенезе, представлявшем

растянувшийся на сотни тысяч лет процесс-скачок (или выделявшийся в марксизме «ска-

чок в форме постепенности»), произошло превращение высших антропоидов в человека

разумного. Трудовая деятельность, начавшаяся с использования палки и других орудий,

преобразовала облик наших далёких предков. Становление человека исторически оказа-

лось связано с переходом к прямохождению и преобразованию сигнально-знакового об-

щения в язык и речь. Социальное возникало в ходе эволюции биологического, и оно же

преобразовывало биологическое, как своё начало. В человеке биологическое очеловечива-

лось, опосредуясь социальными связями и духовно-душевной деятельностью как специ-

фическими особенностями человека. Жизнь людей определяется, как предпосылками, не

только генетической наследственной информацией, но различными, сформировавшимися

в обществе и осваиваемыми прижизненно, факторами социальной и духовной преемствен-

ности (или широко понятой наследственности).

В понятие социального при изложении данного вопроса мы будем включать пред-

ставления о духовно-душевной (психической) жизни людей, поскольку они не выделяются

отдельно. Поэтому дадим также «рабочие» (для раскрытия данного вопроса) характери-

стики духовного и душевного, связанные с понятиями духа и души. Вр ел иг иии течениях

р ел иг ио зн ойф ил ос оф иид уш а характеризуется как н ем ат ер иа ль на я, и ме ющ аяб ож ес тв ен

н оеп ро ис хо жд ен иес уб ст ан ци я, независимая от тела человека. Д у х в религии понимается

как б ож ес тв ен на я с ущ но ст ь, в христианстве и иудаизме –одна из сущностей, или лиц

(ипостасей) триединого Бога, а духовная жизнь –как «жизнь в Боге». «Святые отцы» и бо-

гословы, кажется, до сего дня не решили проблему приоритета, соподчинённости души и

духа (п риж ел ан ииэ то т в оп ро с м ож ноо бс уж да тьск ол ле га мист ео ло ги че ск ог о ф а-

к ул ьт ет а). Некоторые мыслители Древнего мира могли считать, что Душа Мира важнее

Духа. В христианстве Дух как ипостась Бога –Творец всего, в том числе и душ людей,

стремящихся к воссоединению с Богом.

Более широкие, с ве тс ки е ин ау чн ые взгляды на мир включают в представления о

духе и душе психические свойства человека, идеальные образы и обозначения действи-

тельности. Палитра мнений в истолковании этих понятий довольно широкая. Не зря осно-

ватель немецкой философской антропологии В. Дильтей отмечал, что редко с каким дру-

гим понятием обращаются так безобразно, как с понятием (принципом) духа, который до-

полняет принцип разумности и наиболее полно характеризует важное, специфически че-

ловеческое качество в человеке. Мы будем иметь в виду следующие содержательные ха-

рактеристики научного толкования понятий души и духа. Д уш ев но е, или д уш а может по-

ниматься как п си хи че ск оеп о о тн ош ен июкф из ио ло ги че ск ом у, к аки нд ив ид уа ль но е с оз на

н иеис ам ос оз на ни е л ич но ст и. Понятия «ду х» «ду хо вн ое» характеризуют и де ал ьн оес о-

д ер жа ни е о бщ ес тв ен но гос оз на ни я л юд ей, выражаемое в системе идей, взглядов, пред-

ставлений и переживаний, вырабатываемых группами или сообществами людей и усваи-

ваемых индивидами. Светское толкование духовности не ограничивается узким приравни-

ванием духовного к религиозному мировосприятию и мировидению. В научном толкова-

нии сфера духовного включает, помимо религиозных взглядов, другие формы обществен-

ного сознания: научное, политическое, правовое, политическое, этическое, эстетическое,

философское, экологическое.

Идеи и представления внеличностного сознания (групп, сообществ) воспринима-

ются людьми как общественные, или, верующими, –божественные по природе формы,

получаемые индивидами в качестве уже имеющихся, готовых образцов мировосприятия и

отношения к действительности. Отдельные люди включают воспринятые и освоенные ими

идеи и представления в своё индивидуальное сознание, которое приобретает качество ду-

ховности, или индивидуального духа, выражающего м ен та ль но ст ь (или менталитет) со-

общества, в котором проходила социализация индивида. Ставшее «модным» в последние

два десятилетия, понятие «м ен та ль но ст ь»(от лат. mentalist –образ мыслей, духовный на-

строй человека) характеризует о со бе нн ос тид ух ов но гом ир а (духовности) с оо бщ ес тв а и и нд ив ид овс присущими им ценностями, образом мыслей и ориентиров деятельности. Они

определяют с во ео бр аз ны е ч ер тыв ос пр ия ти я д ей ст ви те ль но ст и ио тн ош ен иякн ейкак

жизненную позицию, суждения и поступки единомышленников. Для иллюстрации разли-

чий в ментальности этнических групп достаточно сослаться на французскую живость и

лёгкость характера, немецкую педантичность и основательность, крепость и широту рус-

ской натуры, включающей и подмеченную А.С. Пушкиным надежду на «русский авось».

Помимо формирования человеческого в человеке –духовности как компонента

культуры, генезис социального сопровождался рядом отрицательных следствий. Переход

к столь важному для становления человека прямохождению сопровождался изменением в

расположении внутренних органов, не всегда благоприятном для их чёткой работы. Ис-

пользование палки вело к трудовой деятельности, важнейшему компоненту социального.

Но этот же фактор антропосоциогенеза снимал действие многих инстинктов, регулиро-

вавших биологические отношения особей. Понадобился новый «механизм» сдерживания

природной агрессивности. Потребность вызвала появление нравственных норм и принци-

пов, регулирующих отношения людей и блокирующих слепые, инстинктивные проявления

природной агрессии, наследуемые от предков. Со временем возникли «болезни цивилиза-

ции», связанные с недостаточностью прежних, «до человеческих» способов разрешения

противоречивых ситуаций и конфликтов.

Социальное оказывается необходимым для индивидуального развития ребёнка. Он

появляется на свет биологически, и действует после рождения инстинктивно, по биологи-

ческой программе, полученной от предков. Родившийся как биологическое существо, ре-

бёнок должен пройти социализацию –в кл юч ен иевс вя зи о тн ош ен иял юд ейик ул ьт ур ны х

ц ен но ст ей, овладевая языком, приобретая через игры навыки общения и будущей трудо-

вой деятельности. В приобщении к миру людей велика роль родителей, особенно в первые

годы жизни ребёнка. Задавая более тысячи вопросов в день и чаще всего не вникая в отве-

ты, маленькие «почемучки», как и большинство родителей, не подозревают, что в таком

общении формируется архитектоника коры полушарий головного мозга. Отсутствие или

недостаточность общения младенцев с родителями в этот период невосполнима.

Младенец, по какой-либо причине попавший в приют, будет иметь крышу над го-

ловой, пищу, некоторое внимание воспитательницы, которая при всём желании не сможет

для всех детей в группе заменить родителей. Внешние признаки отсталости в развитии та-

ких детей не столь значимы, как глубинная и внешне не заметная недоразвитость коры по-

лушарий мозга. В последующем, даже в исключительно благоприятных условиях творче-

ское, креативное мышление будет ограничено, или вообще не возможно без базы для его

реализации. Родители, которые без должных оснований отказываются от своих детей, ли-

шают их возможности стать людьми творческих профессий. Для младенцев-«отказников»,

и волею случая попавших после рождения в приюты, остаётся узкая возможность выбора

специальности из нескольких рутинных приёмов, позволяющих зарабатывать на жизнь,

но, - «без божества, без вдохновенья…», без творческих озарений, составляющих высшую

прелесть жизни человека.

Социальное и духовное оказывают благотворное влияние на преобразование унас-

ледованной от предков, прирождённой агрессивности в полезные, нередко –масштабные,

формы деятельности, такие как олимпиады по научным знаниям, спортивные состязания,

экологическое и другие массовые движения. В этом плане особенно велико «общее дело»

людей, которое отечественный мыслитель Н.Ф. Фёдоров (Х1Х в.) выразил в фантастиче-

ской, но глубоко нравственной и благородной задаче «воскрешения отцов». В настоящее

время «общим делом» землян является решение посильных лишь для мирового сообщест-

ва задач предотвращения термоядерной катастрофы, освоения космоса, решения экологи-

ческих проблем. Усилия по решению этих задач предпочтительнее, чем проявления агрес-

сивности в войнах и других формах насилия. Задачи «общего дела» являются ступенями к

сотрудничеству людей ноосферной цивилизации будущего, к созданию условий достойной

жизни всех землян.

3). Н еп ре ры вн ыев за им од ей ст ви я с оц иа ль но гоиб ио ло ги че ск ог о. В отличие от

рассмотренных аспектов преимущественного влияния социального или биологического,

определённое значение имеют результаты их непрерывных взаимодействий. Мы остано-

вим внимание на: а) изменении продолжительности жизни, б) явлениях акселерации, в)

коадаптации и коэволюции природы и общества.

а. П ро до лж ит ел ьн ос тьж из нич ел ов ек а за последние 5 тысяч лет значительно

возросла. Не смотря на ряд неблагоприятных следствий «очеловечивания» наших предков

при переходе к прямохождению и социальным отношениям («болезни цивилизации» и

т.п.), По данным специалистов (напр.: Дубинин Н.П. Что такое человек? М., 1983) средняя

продолжительность жизни людей составила:

в период неолита (3-5 тыс. лет назад) - 18 лет;

в период расцвета древнего Рима - 30 лет;

в Европе в 1900-е годы - 50 лет, а в конце 1970-х годов –75 лет.

72

72

Средняя продолжительность жизни человека в России (РСФСР) к 1990 г. составляла

более 70 лет (примерно 72 года у мужчин, 75 лет у женщин. Начавшаяся перестройка и по-

следующие события (распад бывшего СССР, нестабильность экономики, различные кри-

зисы) лишний раз показали чёткую зависимость показателей средней продолжительности

жизни от благополучия и стабильности в обществе. По сообщениям средств массовой ин-

формации (СМИ), средняя продолжительность жизни россиян к 1998 году снизилась и со-

ставила у мужчин –до 58 лет, у женщин –до 72 лет. По данным, приведённым в газете

«Советская Россия» 6 окт. 2001 г. со ссылкой на опубликованные исследования АП, сред-

няя продолжительность жизни в России составляет 55,5 лет. Российская Федерация по

этому показателю отстаёт от Украины (56,8 лет), Грузии (58,2 лет), Литвы (58,4 лет), Бело-

руссии (60,1 лет). Самые высоки показатели средней продолжительности жизни дают:

Япония - 73,8 лет; Швейцария –72,1 лет; и Сан-Марино –72 года. В США средняя про-

должительность жизни по данным АП. приведённым в газете, составила 67, 2 лет, что

меньше, чем во многих развитых странах Европы.

Показатели средней продолжительности жизни не исключают наличия в стране

долгожителей. Отметив столетний юбилей, в России скончались известные артисты. пе-

вица И. Юрьева, актер Малого театра Н. Анненков. Примеры массового долгожительства,

традиционно связываемые с высокогорными районами Кавказа, показывают, что при оп-

ределённых условиях возможна реализация генетически определённых сроков старения

при общей продолжительности жизни от 90 до 120 лет. Такую продолжительность жизни,

сменяемую естественным и, возможно, приятным ощущением желания смерти при напол-

ненности прожитыми событиями, полагал возможной И.И. Мечников (1845-1916), извест-

ный отечественный медик и биолог, лауреат Нобелевской премии и один из основателей

геронтологии (от гр. gerō, gerontos –старец) –учения о старении организмов.

Последние десятилетия обсуждается возможность реализации дерзновенной мечты

о реальном, научно достижимом бессмертии. Как отметил англ. ученый и популяризатор

науки А. Кларк (Черты будущего. М., 1966) научное осуществление идеи бессмертия

вполне возможно в ХХ1-ХХП веке. Ряд отечественных исследователей (Вишев И.В. На

пути к практическому бессмертию. М., 2002 и другие, включая автора данного пособия),

также считают возможным достижение научным путём реального, земного бессмертия че-

ловека. Это возможно (пока теоретически) при использовании клонирования, периодиче-

ской замене субстратной основы биологических процессов организма человека, передаче

сущностных параметров индивидуального, духовного «я» личности в кодированном виде

новым усовершенствованным информационно –кибернетическим устройствам.

Осуществление мечты о бессмертии как научно реализуемой идее ставит ряд во-

просов не только медицинских, технических, но и нравственных. Не уготована ли буду-

щим бессмертным участь свифтовских струльдбругов - бессмертных жителей, с которыми

встретился Гулливер, всем известный персонаж повествований Д. Свифта? Бессмертные

жители… завидовали грехам молодости и возможности обычных людей умереть! Как из-

менятся критерии жизни и смерти социальной и биологической и их соотношение? На-

сколько возможной окажется перспектива узурпации власти и консервации принимаемых

этой властью форм общественной жизни? Это лишь небольшой спектр вопросов, которые

появляются при обсуждении перспектив увеличения продолжительности жизни человека.

б. Я вл ен ияа кс ел ер ац ии (акцелерации; от лат. accelerare –ускорять) остаются во

многом загадочными в части «механизма» взаимовлияний биологического и социального.

Словом «а кс ел ер ац ия____________» стали называть ускорение срока наступления физиологической, ре-

продуктивной зрелости индивидов по отношению к их гражданской зрелости. Внешними

проявлениями акселерации являются увеличение роста и веса по сравнение с показателями

сверстников предыдущих поколений. В 1980-е годы рост 14-15-летних мальчиков превы-

73

73

шал на 12-14 см., а вес тела - на 10-12 кг. аналогичные показатели их ровесников в 1920-е

годы. Акселерация во второй половине ХХ века стала явственно выраженной. Само же

это явление имеет давнюю историю. Доспехи рыцарей средних веков оказались малы для

юношей и мужчин ХХ века. Но дело не только в ускорении физиологической зрелости и

снижении возраста, когда может появляться потомство. Возраст девочек 12-14 лет на Вос-

токе, да и у нас в крестьянских семьях, издавна считался подходящим для начала супруже-

ской жизни.

Акселерация в современных условиях стала проявляться в разрыве между физио-

логической и гражданской зрелостью, как готовности «зарабатывать на жизнь», содержать

семью и выполнять функции полноправного гражданина. Известный некрасовский шести-

летний мальчик, персонаж стихотворения «Мужичок с ноготок» всерьёз считал себя ра-

ботником, мужчиной, одним из кормильцев большой семьи. Вспомним: «Семья-то боль-

шая, да два человека всего мужиков то отец мой, да я». А вот позиция 20-летнего персо-

нажа телепередачи «Окна» (зачастую фривольной и пошлой) из нынешней действитель-

ности. Молодой, не имеющий заработка студент, отстаивает своё право на совместную

жизнь с любимой им женщиной (к тому же, кажется, с ребёнком от другого мужчины). Он

не стесняется парировать аргументы о трудностях материального обеспечения совместной

жизни с любимой и возможной будущей семье доводом: «А я скажу папе, он поможет, всё

будет нормально». Папа, как оказалось, знать не знал о такой иждивенческой позиции сы-

на, и не согласился обеспечивать его готовность пожить в своё удовольствие за счёт папи-

ных заработков.

Процессы акселерации выражают результаты сложных, во многом не исследован-

ных наукой, цепочек непрерывных взаимодействий социального и биологического. Но

чётко выраженные эффекты акселерации делают актуальными задачи воспитания, образо-

вания и материального обеспечения новых поколений, готовых получать удовольствия, но

психологически, социально не готовых при наступлении возраста гражданской ответст-

венности к трудностям реальной жизни, к своему участию в производительном труде,

обеспечению будущей семьи. Явление акселерации является одним из факторов увеличе-

ния числа разводов, нарушения этических норм, недостаточной эффективности включения

акселератов в сферу производства. В пласте проблем акселерации коренятся многие слож-

ности современного общества, новые аспекты старой проблемы «отцов и детей», включе-

ния подрастающих поколений в здоровую социальную жизнь с положительными идеалами

и устремлениями, не обременёнными узко меркантильными интересами. В этой области

возникает много вопросов, требующих исследований и рекомендаций медицинских, пси-

холого-педагогических и юридических наук.

в. К оа да пт ац ияик оэ во лю ци я п ри ро дыио бщ ес тв а. Добавление к известному

содержанию терминов приставки «ко» акцентирует внимание на сопряжённости, взаимо-

связи процессов взаимодействующих систем. Проведённые во второй половине ХХ века

системные исследования обнаружили сложный, сопряжённый характер взаимно согласо-

ванных (и в этом смысле –кооперативных) взаимодействий общества и среды обитания

человека, связи социальных и природных факторов. Понятие «к оэ во лю ци я» и обозначает

с оп ря жё нн ыек оо пе ра ти вн ыев за им од ей ст ви я, к от ор ыепри появлении новых свойств

или состояний в ед утку ст ан ов ле ни ю в за им но гос оо тв ет ст ви я, гармонизации отношений

изменяющихся (эволюционирующих) компонентов и систем. Понятие «к оа да пт ац ия» вы-

ражает процессы и результаты взаимных приспособительных изменений систем и (или) их

компонентов. Из характеристики понятий видно, что коэволюция осуществляется через

коадаптации. Поэтому мы не будем скрупулёзно разграничивать эти процессы и обозна-

чающие их понятия. Мы будем иметь в виду взаимные приспособления –к оа да пт ац ии, а

74

74

также к оэ во лю ци и –взаимно обусловленные кооперативные эволюционные изменения

п ри ро дыио бщ ес тв а.

Коадаптации в антропогенезе и последующей эволюции человека осуществлялись

по разным линиям: «человек –неорганическая среда»; «человек –органический мир»; «че-

ловек –социум», а в начавшейся трудовой деятельности ещё и по линии «человек –кол-

лектив –человек». При этом имели место приспособительные изменения по линиям «био-

логическое–биологическое» и «биологическое –социальное –биологическое» во взаимо-

действии процессов индивидуального развития личности и смены поколений. Ограничен-

ность своей биологической природы человек преодолевал через изготовление и совершен-

ствование орудий труда, технических средств обеспечения своего особого положения на

Земле.

Появление и все более расширяющиеся масштабы использования простых орудий

труда, а позже –технических средств, вывели на первое место в связи поколений людей

преемственность трудовой деятельности и многообразные формы социальной преемствен-

ности. Она надстраивается над преемственностью биологической, интегрируя и преобра-

зуя прежние биологические формы онтогенетической и филогенетической преемственно-

сти предков из рода Homo в наследственную программу человека, подчиненную новому

высшему уровню социальной организации. Это обстоятельство подмечено и выражено в

литературе в представлении о г ен нок ул ьт ур но й коэволюции. В социобиологии исследова-

ние коэволюции ориентировано односторонне, как выявление эволюционно –биологиче-

ских оснований всех свойств человека, включая нравственность и другие проявления ду-

ховности. Возможна иная, диалектико-материалистическая ориентация в исследовании

процессов генно-культурной коэволюции как генезиса и соотношения разных форм гене-

тической, внегенетической и социальной преемственности (наследственности) в становле-

нии и эволюции человека и общества.

Социальная преемственность, давая практически неограниченные возможности ос-

воения природных сил, освоения космоса, не освобождает человека от ограничений коа-

даптационных приспособительных процессов. Преодолевая естественную ограниченность

телесных органов в производстве условий жизни за счет орудий труда и новых источников

энергии, человек не сможет преодолеть ограничения своей телесно-функциональной орга-

низации, не изменяя ее. Прогнозировать же действия по сознательному изменению наслед-

ственных компонентов и отбору приемлемых вариантов в духе старой евгеники пока нет

оснований. Даже наоборот, создание условий для поддержания жизни людей с неблаго-

приятными уклонениями (при наследуемых заболеваниях или предрасположенности к

ним) закрепляет нынешнюю организацию Homo sapiens, что, конечно, не исключает обо-

гащения генофонда при тесных контактах расовых групп и разных популяций людей.

Рост численности населения Земли ограничат не те "пределы роста", которые ви-

дятся некоторым западным ученым (в их числе –представителям «римского клуба») в ог-

раниченности пищевых и энергетических ресурсов, а коадаптация как фактор прогресса и

в то же время –ограничения приспособительных "механизмов" биологических структур

человеческого организма. Осознание этого обстоятельства может стать достаточным осно-

ванием, чтобы предусматривать естественный рост населения единственно по желанию ро-

дителей, свободных от стимулирующих или ограничивающих воздействий со стороны го-

сударственных или общественных организаций.

Учитывать роль коадаптации потребуется и при разработке проектов городов бу-

дущего. Достигнутые и прозреваемые практически неограниченные технические возмож-

ности позволят реализовать любые смелые проекты многослойных городов-мегаполисов

на суше, в воде и в воздухе, создаваемые в разных странах. Но достаточно ли окажется

технических возможностей, чтобы человек смог жить в им же создаваемых (сегодня лишь

75

75

планируемых) поселениях будущего без ущерба для здоровья и продолжения рода людей

Homo sapiens? Это один из многих вопросов, поджидающих человека на его пути в буду-

щее, связанное с решением проблем оптимизации взаимоотношений с природой и выхо-

дом к освоению космических пространств. Как бы ни казалось заманчивой перспектива

перенести в космос решение земных проблем поиска условий жизни для новых поколений

людей, человечеству придется решить в первую очередь проблемы своего земного сущест-

вования, учитывая ограниченность земных ресурсов и ограничения своей биологической

природы, определяющей спектр приспособительных коадаптационных возможностей к

изменяющимся и изменяемым самим человеком условиям жизни.__



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.212 с.)